Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Аренда? Выкуп! Кто имеет преимущественное право на приобретение государственной недвижимости. Как выкупить арендованное муниципальное имущество

    Аренда? Выкуп! Кто имеет преимущественное право на приобретение государственной недвижимости. Как выкупить арендованное муниципальное имущество

    Развитие бизнеса сопровождается вложением средств. Желание совершенствовать условия работы в арендуемом помещении может привести к идее его приобретения в собственность. Рациональным будет любое преобразование, особенно неотделимое, при выкупе арендованного имущества. Возможно ли это? Уговорить владельца помещений расстаться с источником постоянного дохода – задача непростая. Однако, арендодатель иногда становится в положение: и нести тяжело, и бросить жалко. Средств, желания нести имущественное бремя нет, а бросить - жаль.

    Доведенные таким положением здания зачастую стоят и разрушаются. Предотвратить неизбежное можно, заключив договор аренды с последующим выкупом.

    Варианты дальнейших действий

    Гражданский кодекс РФ (ст. 624) рассматривает возможность эксплуатировать чужую недвижимость по договору аренды либо договору купли-продажи. Допустим, потенциальные арендатор имеет горячее желание приобрести помещение, но его финансовые возможности несколько отстают от желания. В этом случае лучшим выходом станет заключение арендного договора, предполагающего возможность выкупа арендованного имущества.

    Тщательно взвешенные, четко сформулированные условия такого соглашения дают возможность выбора варианта:

    • в течение действия договора арендатор выплачивает согласованную с владельцем сумму аренды, включающую размер выкупной цены. По окончании договора арендодатель передает собственность новому владельцу;
    • у арендатора появилась возможность внести всю сумму выкупа за помещение до окончания договора. Он полностью погашает выкуп, вступает в права собственности.

    Стоит уточнить, что в договоре должны быть четко разделены: сумма арендной платы и сумма выкупа. Во избежание недоразумений, приводящих в суд, схема погашения аренды и выкупа также четко и определенно должна быть прописана в договоре. Чем меньше обтекаемых формулировок, тем меньше споров и проблем.

    Иногда желание приобрести имущество возникает на этапе аренды, а выкуп договором не предусмотрен. Соглашением сторон можно подписать дополнительный договор, предполагающий возможность выкупить арендуемое помещение. Согласно п.1 ст. 450 ГК РФ у договаривающихся сторон есть право вносить изменения и дополнения в существующий документ.

    Собственник, изъявивший желание продать арендное имущество, должен предупредить об этом арендатора, поскольку условиями все той же ст. 624 ГК РФ определено преимущественное право выкупа арендованного имущества за ним.

    Стоит отметить, что внесение улучшений в арендуемое помещение не дает права на его последующий выкуп. Больше того, арендодатель становится владельцем всех улучшений, которые с ним не были согласованы, и не могут быть удалены без нанесения вреда имуществу (

    Субъекты малого предпринимательства потребительские кооперативы, коммерческие организации или ИП, средняя численность работников которых за предшествующий год не превышает , а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год составляет
    Субъекты среднего предпринимательства – потребительские кооперативы, коммерческие организации или ИП, средняя численность работников которых за предшествующий год составляет , а выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год
    Для субъектов малого и среднего предпринимательства действует ограничение на суммарную долю участия в уставном капитале (паевом фонде) Российской Федерации, регионов и муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (не более 25%), а также одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами МСБ, за некоторыми исключениями (также не более 25%) (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ).

    Среди мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) законодатель отдельно выделил имущественную поддержку этой категории предпринимателей (ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ ). Так, субъектам МСБ может передаваться движимое (оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты) и недвижимое (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения) имущество государственной или муниципальной форм собственности (). При этом продажа такого имущества , переуступка, передача в залог или внесение в уставной капитал других организаций прав пользования на него запрещено, за исключением продажи субъектам МСБ в установленном порядке (). Установлено целевое назначение переданного имущества , и при нарушении этого условия арендодатель может обратиться в суд с требованием о прекращении прав владения (пользования) этим имуществом ().

    Перечень недвижимого федерального имущества для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) пользование (скачать)

    Изменения в Перечень от 17 сентября 2012 г. (скачать)

    Изменения в Перечень от 16 марта 2012 г. (скачать)

    Изменения в Перечень от 2 декабря 2011 г. (скачать)

    Органы государственной власти и местного самоуправления формируют и публикуют специальные перечни имущества для целей передачи его субъектам МСБ во владение и (или) пользование (). На федеральном уровне эти полномочия возложены на Росимущество. Перечень недвижимого федерального имущества, предназначенный для этих целей, опубликован на его официальном сайте . В договорах аренды такого имущества с представителями МСБ предусматриваются следующие условия:

    а) срок договора аренды составляет не менее пяти лет ;
    б) арендная плата вносится в следующем порядке:
    в первый год аренды - 40% размера арендной платы;
    во второй год аренды - 60% размера арендной платы;
    в третий год аренды - 80% размера арендной платы;
    в четвертый год аренды и далее - 100% размера арендной платы (постановление Правительства РФ от 21 августа 2010 г. № 645 ).

    Региональные и местные исполнительные органы формируют аналогичные перечни недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, и размещают их на официальных сайтах. Такое имущество не обременено правами третьих лиц и предназначено специально для предоставления в аренду субъектам МСБ.

    В 2008 году был принят специальный Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ). Он конкретизировал порядок преимущественного отчуждения в собственность субъектами МСБ арендуемых ими помещений у государства или муниципалитетов.

    Каковы условия для реализации преимущественного права выкупа помещения?

    До 1 января 2009 года представители малого и среднего предпринимательства могли воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых ими помещений только если им было направлено уведомление о предстоящей приватизации такого помещения с предложением его выкупа. На сегодняшний день субъекты МСБ имеют также право по своей инициативе обратиться за реализацией права преимущественного выкупа недвижимого имущества, которое они арендуют. При этом в заявлении необходимо указать на соответствие критериям, позволяющим отнести предпринимателя к категории субъекта малого и среднего предпринимательства и приложить соответствующие документы - в противном случае в удовлетворении заявления может быть отказано (см, например, решение АС Волгоградской области от 25 января 2010 г. по делу № А12-24095/2009).

    Таблица 1. Условия реализации субъектами МСБ преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Условие

    Выкуп арендуемого имущества при объявлении о его приватизации

    Выкуп арендуемого имущества по своей инициативе

    Нахождение имущества в перечне государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам МСБ

    Срок аренды

    По состоянию на 1 июля 2013 года в течение двух и более лет

    По состоянию на 1 июля 2013 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

    а) по состоянию на 1 июля 201 2 года имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества.

    б) арендуемое имущество включено в перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.

    Исполнение обязанности по своевременному внесению арендных платежей

    на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества

    Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи заявления о реализации преимущественного права на выкуп имущества

    Следует иметь в виду, что перечень необходимых для реализации преимущественного права условий закреплен в Законе исчерпывающем образом, и региональные и местные органы не вправе вводить иные ограничения или дополнительные условия . Так, при решении вопроса о предоставлении субъекту МСБ арендуемого им помещения в собственность, властный орган не может ссылаться на отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    Для обращения с требованием о применении упрощенного порядка выкупа помещения субъектами малого и среднего предпринимательства имеет значение тот факт, каким статусом обладает арендуемое им помещение, то есть зарегистрировано ли оно как обособленный объект . Президиум ВАС РФ подчеркнул, что объектом договора купли-продажи может быть только недвижимое имущество, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрировано соответствующее вещное право. В связи с этим реализация права на приобретение части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    Нижестоящие суды подчеркивают, что возможность формирования нежилого помещения как обособленного объекта не зависит от того, имеется ли на это волеизъявление собственника имущества (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2012 г. № 20АП-6587/11). Иными словами, предприниматель может обратиться за проведением проведением процедуры кадастрового учета и государственной регистрации права государственной (муниципальной) собственности без предварительного согласия арендодателя . Суды же при оценке возможности выделения арендуемого помещения как обособленного объекта исходят из таких параметров, как изолированность, наличие самостоятельного выхода на улицу и т. д. ( Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. № 05АП-11865/12).

    Оплата по договору купли-продажи может осуществляться единовременно либо в рассрочку (). В последнем случае на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, начисляются проценты в размере 1/3 на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества ().

    Теперь рассмотрим сложные ситуации, которые могут встретиться на практике при реализации права преимущественного выкупа помещений субъектами МСБ (на основе судебной практики, в том числе информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. № 134"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - информационное письмо)).

    Ситуация 1. Арендуемое вами помещение продано третьему лицу с нарушением вашего преимущественного права выкупа. Вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием о переводе на себя прав и обязанностей покупателя в течение двух месяцев с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении вашего преимущественного права. При этом надлежащими ответчиками будут являться продавец и покупатель такого помещения (п. 11 ).

    Ситуация 2. Один или несколько договоров аренды, учитываемых при исчислении необходимого для выкупа срока, заключен на период не менее года. ГК РФ закрепляет об обязательной государственной регистрации таких договоров аренды. Президиум ВАС РФ подчеркивает необходимость государственной регистрации таких договоров аренды либо наличия вступившего в силу решения суда о регистрации сделки. (п. 4 ). Вместе с тем, при несоблюдении этого требования суды могут учитывать отсутствие инициативы государственного органа в регистрации договора, а также неизменность условий договора аренды при его продлении без государственной регистрации (постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).

    Если срок аренды недвижимого помещения прерывался на незначительное время после истечения срока действия одного договора аренды и перед заключением следующего, но в этот период арендатор продолжал пользоваться помещением при отсутствии возражений со стороны госоргана, суд может признать течение срока аренды непрерывным (п. 6 , ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011). При этом, если между заключением договора и его государственной регистрацией прошел довольно длительный период времени, суды при исчислении общего срока нахождения имущества в аренде могут в качестве начала его течения использовать именно дату заключения договора (постановление ФАС УО от 11 февраля 2010 г. № Ф09-381/10-С6 по делу № А60-24538/2009-С9).

    Ситуация 3. Договор аренды помещения был расторгнут в одностороннем порядке по инициативе арендодателя, и вы подозреваете, что это было сделано исключительно с целью воспрепятствования реализации вашего права на выкуп. В случае, если такой умысел со стороны госоргана будет доказан, суд может признать ваше преимущественное право на приобретение помещения. То же касается иных аналогичных действий госоргана - например, внесение арендуемого имущества в уставной капитал организации или передача унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Более того, если по истечении непродолжительного периода после прекращения договора аренды арендодателем принимается решение о приватизации недвижимого имущества, недобросовестность его действий презюмируется (п. 5 ). Суды в таких случаях обычно встают на сторону предпринимателей (см., например, ФАС ДО от 10 августа 2012 г. № Ф03-3436/12 по делу № А51-22066/2011, ФАС СЗО от 11 апреля 2013 г. № Ф07-779/13 по делу № А56-23002/2012).

    Ситуация 4. Существует или существовала небольшая задолженность по внесению арендных платежей. Одним из условий для реализации преимущественного права выкупа помещения субъектом МСБ является отсутствие задолженности по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням). Однако даже если существовала незначительная задолженность, оперативно погашенная предпринимателем после того, как он узнал о ней, такой субъект МСБ все равно может быть признан добросовестным арендатором, не утратившим право преимущественного выкупа помещения (см., например, постановление ФАС СЗО от 21 июня 2011 г. № Ф07-4859/2011 по делу № А42-3526/2010).

    Ситуация 5. Вы хотите реализовать свое право преимущественного выкупа в отношении сразу нескольких арендуемых помещений. Президиум ВАС указал, что никаких законодательных препятствий к этому нет. Необходимо только удостовериться, что имущество находится именно в государственной или муниципальной собственности, а не принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, иначе реализовать право преимущественно выкупа такого помещения будет невозможно (п. 12, 13 ).

    С 1 июля 2013 года условия отчуждения имущества, арендуемого относящимися к категории малого и среднего предпринимательства субъектами, были значительно смягчены (Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства").

    Таблица 2. Изменения в порядке преимущественного выкупа субъектами МСБ помещений, переданных им по договору аренды.

    Предмет регулирования

    Старый порядок

    Новый порядок

    Отношения, на которые распространяет свое действие Федеральный закон № 159-ФЗ

    Только отношения по аренде помещений субъектами МСБ, существовавшие на дату вступления в силу Федерального закона № 159-ФЗ (5 августа 2008 года), или возникшие после этой даты (ч. ст. 1).

    Ограничение периода возникновения арендных правоотношений снято , что расширило, таким образом, действие Федерального закона № 159-Ф (ч. ст. 1).

    Площадь выкупаемого помещения

    Предельные значения площади арендуемого помещения для целей реализации права преимущественного выкупа устанавливались законами субъектов федерации (п. 3 ст. 3).

    Предельные значения площади выкупаемого помещения, утверждаемые регионами, отменены . Принятие аналогичного закона на федеральном уровне также не предусмотрено.

    Обжалование субъектами МСБ действий и решений государственных и муниципальных органов

    Предприниматели вправе обжаловать отказ в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (ч. 8 ст. 4).

    Помимо отказа в реализации преимущественного права приобретения недвижимого имущества, предприниматели получили возможность обжаловать в суд достоверность величины рыночной стоимости выкупаемого имущества (п. 2 ч. 8 ст. 4).

    В последнем случае течение 30-дневного срока, предоставленного субъекту МСБ на заключение договора купли-продажи (с момента получения предложения о выкупе), приостанавливается до вступления в силу решения суда (ч. 4.1 ст. 4).

    Рассрочка оплаты выкупаемого имущества

    Срок рассрочки оплаты выкупаемого субъектом МСБ недвижимого имущества в порядке реализации его преимущественного права устанавливается законами субъектов федерации (ч. 1 ст. 5).

    Порядок установления срока рассрочки сохранен, однако установлен ее минимальный срок - 3 года . Если региональным законом срок рассрочки не установлен, то он по умолчанию составляет 3 года (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9).

    Использование имущества, включенного в формируемые государственными и муниципальными органами перечни имущества в целях оказания имущественной поддержки МСБ

    Может использоваться только для предоставления субъектам МСБ во владение и (или) пользование (ст. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

    Отчуждение включенного в такие перечни государственного и муниципального имущества, в том числе субъектам МСБ, не допускается (ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

    Имущество, включенное в такие перечни, можно не только передавать во владение и (или) пользование субъектам МСБ, но и отчуждать на возмездной основ е (ч. 4, ч. 4.2 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

    Действие преимущественного права на выкуп помещения во времени

    Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность воспользоваться правом преимущественного выкупа арендуемых помещений до 1 июля 2013 года (ч. 3 ст. 10).

    Действие правила о выкупе недвижимого имущества продлено до 1 июля 2015 года (ч. 3 ст. 10).

    По словам члена президиума ОПОРЫ РОССИИ Юрия Савелова , изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ - это единственные принятые за последнее время нововведения, которые действительно решают проблемы малого и среднего предпринимательства. Эксперт особо отметил отмену предельного значения выкупаемой площади, закрепление минимального устанавливаемого регионами срока рассрочки по договору купли-продажи (три года), возможность оспаривания коммерсантом проведенной арендатором рыночной оценки помещения, а также возможность обратиться с соответствующим заявлением для тех предпринимателей, которым был отказано в реализации их преимущественного права на выкуп арендуемого помещения до вступления в силу поправок в Федеральный закон № 159-ФЗ.

    Вместе с тем, как отметил Юрий Савелов, не получил своего разрешения вопрос о возможности преимущественного выкупа субъектами МСБ помещений, которые используются ими на праве субаренды. По его мнению, необходимо устранить нарушение прав таких субарендаторов , также уплачивающих деньги за пользование государственной и муниципальной недвижимостью, и уравнять их в правах с арендаторами.

    Как должен действовать государственный или муниципальный орган при получении соответствующего всем требованиям заявления на реализацию преимущественного права выкупа помещения от субъекта МСБ?

    1. В двухмесячный срок со дня получения такого заявления заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества.

    2. В течение двух недель с даты принятия отчета об оценке принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества.

    3. В десятидневный срок после утверждения такого решения направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества.

    Следует иметь в виду, что предприниматель при несогласии с результатами оценки стоимости помещения вправе обжаловать их в судебном порядке (). При этом 30-дневный срок на заключение договора купли-продажи приостанавливается до вступления в законную силу решения суда ().

    Если арендодатель направил письмо с решением о приватизации и проектом договора купли-продажи, отдельные условия которого не устраивают предпринимателя, последнему следует в течение 30 дней со дня получения письма направить арендодателю . Если арендодатель не согласился на предложения субъекта МСБ или не ответил на них в течение 30 дней, но предприниматель все равно заинтересован в приобретении помещения, для него имеет смысл заключить договор купли-продажи и передать разногласия на рассмотрение суда. При отказе от заключения договора в установленный срок право на преимущественный выкуп помещения будет считаться утраченным (постановление ФАС ВВО от 5 сентября 2012 г. № Ф01-3820/12 по делу N А39-4221/2011).

    Возникает вопрос: если суд установил завышение стоимости помещения, на какую дату должна быть определена реальная рыночная стоимость выкупаемого имущества - на день подачи заявления о выкупе, на день отказа в удовлетворении этого заявления или на день вступления в силу решения суда? В зависимости от решения этого вопроса цена недвижимости может значительно разниться. Судебная практика выработала позицию, согласно которой оценка рыночной стоимости выкупаемого помещения должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества ( Президиума ВАС РФ от 18 октября 2012 г. № 7240/12, ФАС ДО от 22 марта 2013 г. № Ф03-389/13 по делу № А51-413/2012). Полагаем, то же правило распространяется на ситуацию вынесения уполномоченным органом решения о заключении договора купли-продажи с предпринимателем со значительным нарушением установленных сроков.

    Еще в 2008 году был принят закон, который должен был облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.

    Однако на практике, полученное ими право выкупать арендуемые у государства нежилые помещения не принесло положительных плодов. «Расчет» расскажет вам обо всех шероховатостях данных нововведений.

    Начнем по порядку: бизнесмены, которые хоть раз пытались воспользоваться предоставленной возможностью, уже столкнулись с тем, что сделать это практически невозможно. Множественные противоречия законодательства и старания чиновников на местах привели к «параличу» полезной для бизнеса инициативы.

    «Малышам» в помощь

    Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года. Так, 24 июля 2007 года вступил в силу 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем давалась одна из характеристик – средняя численность работников за предшествующий календарный год – в соответствии с которой коммерсанты могли претендовать на ряд льгот и привилегий. Пункт 1 статьи 4 устанавливал, что для малого бизнеса этот показатель не должен превышать ста, а для средних предприятий – 250 человек. Выделил закон и микропредприятия, в которых трудится около 15 работников.

    Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду.

    Кроме того, в документе имелись ссылки на второй критерий для получения льгот, который должно было определить правительство, – максимальный размер выручки от реализации товаров (работ или услуг) за предшествующий год без учета НДС. 22 июля 2008 года постановлением правительства № 556 были установлены его следующие значения: для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., а для среднего бизнеса – 1 млрд. руб. Таким образом, соответствуя этим двум критериям, малое и среднее предпринимательство могло претендовать на облегченные условия ведения бизнеса.

    Поблажки, которые были обещаны коммерсантам, устанавливались в 7 статье 209-ФЗ. Самым главным подарком для бизнес-сообщества стал шанс получить в аренду недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету, на льготных условиях. Конкретизировать, какое имущество могло передаваться в пользование коммерсантам, исполнительная власть должна была сама. Для этого 8 статья 209-ФЗ наделяла правом федеральные и органы субъектов Федерации, муниципалитеты составлять специальные перечни имущества. Статья 4.2 того же закона четко устанавливала невозможность приватизации помещений, включенных в эти списки. Все, казалось бы, логично: есть площади для льготной аренды, которые не могут быть проданы кому-либо, чтобы малый или средний бизнес в любое время мог иметь крышу над головой.

    Аренда для «своих»

    Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года.

    Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду. В некоторых регионах месячная плата на льготные площади взлетела до небес. «Повышенная ставка за недвижимость становится возможной при использовании схемы с посредниками, когда дружественные власти компании становятся прямыми арендаторами. При таком раскладе малый бизнес вынужден заключать договоры субаренды. Например, в Хакасии ежемесячные платежи доходят до совсем не провинциальных 3 тыс. рублей за кв. м.», – говорит руководитель регионального отделения по Республике Хакасия «Центра противодействию коррупции в органах государственной власти» Валерий Послед.

    Осознав сложности, с которым столкнулся малый и средний бизнес, государство решило подумать о возможности приватизации нежилых помещений. Для этого депутаты разработали законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», который был внесен в Госдуму еще 1 июля 2005 года. В нем говорилось о приоритетном праве на приватизацию компаний, которые арендуют государственное помещение не менее трех лет, при этом площадь помещения не должна превышать 300 метров. Именно в таком виде 14 сентября 2007 года документ был принят в первом чтении.

    Напомним, что к этому моменту уже вступил в силу 209-ФЗ, который вводил перечни недвижимого имущества, предназначенного только для сдачи в аренду. Для того чтобы помещение можно было приватизировать, оно должно отсутствовать в этих списках. С этим положением 22 июля 2008 года 159-ФЗ вступил в силу. Вывод напрашивается только один: не все нововведения, которые внедряет наше правительство, оказывают позитивное влияние на общество.

    Заказать услугу!

    Услуги по аренде и выкупу помещений у Департамента имущества Москвы включают:

    Наименование Стоимость
    Подбор помещений и проведение осмотров 30 000 р.
    Сопровождение заключения договора 30 000 р.
    от 60 000 р.
    от 60 000 р.
    от 60 000 р.
    от 30 000 р.
    от 50 000 р.
    от 60 000 р.
    от 60 000 р.

    Аренда у Департамента имущества города Москвы - один из наиболее выгодных вариантов получить помещение для ведения бизнеса. Основное преимущество - возможность сэкономить. Как правило, арендная плата оказывается ниже, чем среднерыночная, а многие бизнесмены кроме того могут принять участие в государственной программе поддержки предпринимателей и получить дополнительные льготы. Еще один плюс - в возможности последующего выкупа помещения у Департамента имущества Москвы при соблюдении ряда условий по Закону № 159-ФЗ.

    ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЙ У ДГИ

    Предпринимателей, заинтересованных в аренде помещения у Департамента имущества Москвы, намного больше, чем свободных площадей. Чтобы распределить их, проводится аукцион, в котором могут принять участие все заинтересованные в аренде бизнесмены. Торги представляют собой процедуру выставления ставок. Выигрывает участник, который предложит наибольшую арендную плату. Если кроме вас претендентов нет, то вы автоматически можете оформить договор аренды. Как правило, они заключаются на большой срок. Однако чтобы найти интересный вариант, нужно постоянно следить за предложениями, размещаемыми на специализированных сайтах, а после правильно оформить все документы на помещение.

    Чтобы принять участие в торгах, необходимо подготовить пакет документов. Всего одна ошибка в заявлении или оформлении бумаг - и вы не будете допущены к участию в аукционе, а интересующее вас помещение будет отдано другому лицу. Заручившись помощью юристов RFI consult, вы сможете заключить договор долгосрочной аренды с гарантией и напрямую от собственника. Наши услуги включают:

    • Подбор недвижимости, подходящей под ваши требования.
    • Экспертиза недвижимости, определение рыночной стоимости, рекомендации относительно целесообразности аренды.
    • Сбор и подача документов, необходимых для участия в торгах.
    • Участие в аукционе от вашего имени.
    • Заключение договора аренды.
    • Оценка арендной ставки.
    • Передача документов на помещение, протокола и других бумаг.

    ПРОГРАММЫ ПО АРЕНДЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВА МОСКВЫ

    На сегодняшний день можно воспользоваться несколькими программами. Самыми популярными являются Аренда нежилых помещений, Доктор рядом и Аренда для дошкольных образовательных учреждений. Их особенности собраны в таблице:

    Аренда нежилых помещений Доктор рядом
    Кто может принять участие Любой предприниматель Предприниматели с лицензией на осуществление медицинской деятельности
    Условия аренды Получить согласование от соответствующих структур и ДГИ и предоставить их Арендодателю. -Проведение ремонта и переустройство помещения под медицинские нужды в течении 6 месяцев с момента подписания договора.
    -Соблюдение условий организации медобслуживания от Департамента здравоохранения.
    Сроки аренды 10 лет 20 лет


    Компания RFI consult поможет правильно подготовить заявку и выиграть тендер по любой из этих программ. У нас за плечами множество побед – многие наши клиенты смогли с нашей помощью стать арендаторами помещения департамента имущества Москвы на льготных условиях.

    УСЛОВИЯ АРЕНДЫ ПОМЕЩЕНИЙ

    Для того чтобы воспользоваться любой из данных программ и арендовать помещения департамента имущества Москвы, необходимо выполнить следующие действия:

    1. На сайте tender.mos.ru ознакомиться с помещениями, выставленными на торг, и выбрать подходящее для своих целей.
    2. Если нужно вживую увидеть помещение, заполнить заявку на осмотр на сайте investmoscow.ru.
    3. Заполнить и подать заявку на участие в тендере.
    4. Оплатить задаток и представить платежный документ с отметкой банка о платеже.
    5. Юридические лица предъявляют оригинал или заверенную нотариусом выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также выписку уполномоченного органа юр. лица о том, что он одобряет совершение сделки.
    6. Индивидуальным предпринимателям необходимо предоставить оригинал или заверенную копию выписки из Единого государственного реестра ИП.
    7. Физическим лицам нужно подготовить копию удостоверения личности.
    8. Принять участие в аукционе.

    ПОЧЕМУ МОГУТ ОТКАЗАТЬ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ АРЕНДЫ?

    • Претендент представил не полный пакет документов.
    • Имеется решение о ликвидации или приостановлении деятельности заявителя.
    • Не внесен задаток.
    • Не выполнены требования оформления аукционной документации.

    Чтобы этого не произошло, обратитесь в компанию RFI consult. Мы обеспечим успешное участие в аукционе по аренде помещений департамента имущества Москвы!

    ВЫКУП ПОМЕЩЕНИЙ У ДЕПАРТАМЕНТА ИМУЩЕСТВА МОСКВЫ

    Спустя два года после заключения договора аренды компании по Федеральному закону № 159-ФЗ от 22 июля 2008 г. имеют право на выкуп нежилых помещений у города. Эта процедура еще более сложная, чем участие в торгах: чтобы выкуп арендуемого помещения у города был одобрен, придется получить ряд справок, подать пакет документов, получить разрешение на приобретение недвижимости. Юристы RFI consult многократно помогали с выкупом помещений у Департамента имущества Москвы в разных районах и отлично знакомы с процедурой. Сбор и оформление документов будут проведены в короткие сроки, бумаги заполнены корректно. Мы готовы взять на себя ведение сделки вплоть до заключения договора купли-продажи. Наша помощь в выкупе помещений у города Москвы будет неоценимой, ведь вы сможете приобрести недвижимость быстро и по выгодной цене.

    В результате вы получите:

        • Помещение с рассрочкой на 3 года с минимальной процентной ставкой.
        • Возможность не платить 18 % НДС.

    УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫКУПА ПОМЕЩЕНИЙ У ГОРОДА

    Выкуп помещений у Департамента имущества Москвы будет возможен при соблюдении следующих условий:

        • Претендент является субъектом малого или среднего бизнеса.
        • Помещение непрерывно арендуется в течение двух и более лет, что подтверждается договором.
        • Отсутствуют задолженности и неустойки.
        • Арендуемое имущество не числится в утвержденном перечне гос.имущества, предназначенного для передачи во владение или пользование предпринимателям.

    КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЧТОБЫ ОФОРМИТЬ ВЫКУП ПОМЕЩЕНИЙ У ГОРОДА МОСКВЫ

    Выкуп нежилых помещений у города Москвы производится в следующем порядке:

        1. Получение справки об отсутствии задолженности.
        2. Подача документов в ДГИ.
        3. Рассмотрение документов, назначение оценки.
        4. Определение Департаментом цены выкупа помещений у города Москвы и составление договора.
        5. Выкуп имущества с рассрочкой.


    Обратите внимание: если вы решите оформить выкуп помещения у Департамента имущества Москвы, то цену на недвижимость будет назначать ДГИ по результатам оценки. Как правило, она оказывается достаточно высокой, однако есть возможность снизить стоимость выкупаемого помещения. Для этого проводится независимая оценка и подается обжалование расчета оценки в суд. В ходе судебного разбирательства судья рассматривает аргументы каждой из сторон. Возможно назначение дополнительной оценки. Свяжитесь с юристами RFI consult и узнайте, сколько вы сможете сэкономить на выкупе помещения у Департамента имущества Москвы!

    Обращайтесь в компанию RFI consult - и мы будем сопровождать вас на всех этапах процедуры, начиная от аукциона на право аренды и заканчивая приватизацией объектов нежилого фонда Москвы по ФЗ № 159. С нашей помощью вы сможете быстро и беспроблемно оформить выкуп помещения у Департамента имущества Москвы по цене существенно ниже рыночной. Наши специалисты помогут вас сэкономить на аренде или покупке недвижимости - получите бесплатную консультацию и убедитесь в этом лично!

    Существует два способа получить имущество в пользование: заключить договор аренды или сделать его личной собственностью по договору купли-продажи. Однако есть и третий вариант это оформление в договоре аренды возможности на право выкупа. Сделать это можно путем изначального включения данного условия в тело документа, либо составить и подписать дополнительное соглашение в любое время действия договора аренды помещения.

    Как выкупить арендуемое помещение

    Рассмотрим вариант, когда право на выкуп арендуемого имущества внесено в договор на первоначальном этапе. Согласно статьям Гражданского кодекса Российской Федерации в теле документа должны быть четко определены условиях, на которых помещение, за которое платится арендная плата, впоследствии становится собственностью нанимателя. Законодательство предусматривает несколько вариантов на выбор:
    — Срок аренды вышел, и арендатор полностью погасил все платежи, включая оплату выкупной цены, тогда собственник передает имущество в его владение.
    — Срок аренды не вышел, но арендатор внес все тело выкупной цены до окончания срока.
    Важным фактором здесь становится указание размера выкупной стоимости, порядок и сроки ее оплаты.

    Если, подписывая договор аренды имущества, возможность выкупа не была указана по определенным причинам, но в итоге обе стороны согласны с таким желанием, необходимо заключить дополнительное соглашение, которое будет регулировать данный вопрос. Ранее выплаченную арендную плату можно зачесть в выкупную стоимость помещения, при условии, что право на это будет внесено в договор по обоюдному согласию сторон.

    Такие действия подтверждаются Гражданским кодексом РФ. В том случае, если вы собираетесь заключить подобное соглашение, необходимо учесть, что оно должно быть составлено в форме, удовлетворяющей всем требованиям, что применяются к оформлению договора купли-продажи с поправками на определенный вид имущества.

    Из этого следует, что арендатор автоматически превращается в собственника, только в том случае, если выкуп был предусмотрен в теле договора и выполнены все условия влекущие выкуп. Таким образом возвращать имущество арендодателю не требуется. Купленное имущество необходимо поставить на свой баланс. Если в договоре не было никаких уточнений по поводу права выкупа, то процедура остается такой же, но необходимо будет заключить дополнительное соглашение.

    В Гражданском кодексе не содержится никаких предписаний по вопросу регистрации смены владельца и права собственности. Следует заметить, что пункт 2 в статье 223 этого государственного документа гласит: право собственности у приобретателя возникает только тогда, когда произошла государственная регистрация отчуждения имущества, если другое не подтверждено соответствующим законом. Здесь наблюдается ситуация, когда есть закон «подтверждающий другое», но более точных указаний нет. То есть можно ориентироваться на условия перехода права собственности на имущество, прописанные в договоре.

    Чтобы выкупить арендуемое имущество, право на собственно которого принадлежит муниципальным органам или государственному предприятию, необходимо руководствоваться положениями ФЗ от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В настоящее время, в данном законе нет положений о возможной приватизации арендуемого имущества, путем выкупа. Но для малых и средних предпринимателей до 2013 года в такой ситуации есть свои плюсы.
    И так, полное право на выкуп муниципального имущества в собственность, если:
    — на протяжении трех лет вы непрерывно используете арендуемое помещение
    — площадь арендуемого имущества не больше пределов, что установило региональное законодательство
    — точно в сроки вносите плату за аренду
    — вы являетесь представителем малого предпринимательства, а средняя численность работников не превышает 100 человек, балансовая стоимость активов за прошедший не больше 400 миллионов рублей, сюда же входит выручка от реализации(без учета НДС)
    — вы предприниматель среднего звена, количество сотрудников не более 250 человек, балансовая стоимость активов и выручки от реализации (НДС не включается) за прошедший год не превышает 1000 миллиона рублей.

    Для начала следует подготовить заявление, которое подтвердит, что вы соответствуете предъявляемым требованиям и ваше намерение выкупить имущество, взятое в аренду. Данное заявление подается в государственное или муниципальное учреждение, которое является арендодателем. После того, как получен положительный ответ, потребуется еще два месяца ожидания, за которые будет проведена проверка и рассчитана реальная рыночная стоимость выкупаемого имущества, а так же условия соглашения.

    Когда будет принято решение, вы получите проект договора купли-продажи. Данный договор должен пройти процедуру государственной регистрации. Рассрочка платежа может предоставляться на срок от одного года до пяти лет.