Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Гражданское законодательство и ненормативные регуляторы гражданских отношений. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование

    Гражданское законодательство и ненормативные регуляторы гражданских отношений. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование
  • Раздел II. Гражданское правоотношение Глава 5. Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений § 1. Понятие и особенности гражданского правоотношения
  • § 2. Элементы гражданского правоотношения
  • § 3. Виды гражданских правоотношений
  • Глава 6. Граждане как субъекты гражданских правоотношений § 1. Граждане как субъекты права
  • § 2. Гражданская дееспособность граждан
  • § 4. Безвестное отсутствие и юридическая смерть
  • § 5. Предпринимательская деятельность гражданина
  • Глава 7. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Общие положения § 1. Сущность юридического лица. Основы построения и система юридических лиц
  • § 2. Правосубъектность юридических лиц
  • § 3. Возникновение и прекращение юридического лица
  • Глава 8. Коммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений § 1. Полное товарищество
  • § 2. Товарищество на вере
  • § 3. Производственный кооператив (артель)
  • § 3 Гл. 4 гк (ст. 107-112);
  • § 4. Общество с ограниченной ответственностью
  • § 5. Общество с дополнительной ответственностью
  • § 6. Акционерное общество
  • § 7. Дочерние и зависимые хозяйственные общества
  • § 8. Унитарное предприятие
  • Глава 9. Некоммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений § 1. Общая характеристика правового положения некоммерческих организаций
  • § 2. Классификация некоммерческих организаций
  • § 3. Характерные черты некоторых форм некоммерческих организаций
  • Глава 10. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений § 1. Понятие и виды публичных образований
  • § 2. Правовое положение публичных образований
  • Глава 11. Объекты гражданских прав § 1. Понятие и юридическая классификация вещей
  • § 2. Результаты интеллектуальной деятельности. Информация
  • § 3. Результаты работ. Услуги. Нематериальные блага. Юридические процедуры
  • Глава 12. Ценные бумаги § 1. Понятие ценной бумаги
  • § 2. Виды ценных бумаг
  • § 3. Передача ценных бумаг
  • § 4. Осуществление прав из ценных бумаг
  • § 5. Амортизация ценных бумаг
  • Глава 13. Нематериальные блага § 1. Нематериальные блага как объекты гражданских прав
  • § 2. Защита нематериальных благ
  • Глава 14. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений § 1. Юридико-фактические основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
  • § 2. Понятие и основные виды сделок
  • § 3. Условия действительности и виды недействительных сделок
  • § 4. Порядок и последствия признания сделки недействительной
  • § 5. Условные сделки
  • Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав Глава 15. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
  • § 2. Пределы осуществления гражданских прав
  • Глава 16. Представительство § 1. Понятие и виды представительства
  • § 2. Доверенность
  • § 3. Представительство без полномочий
  • Глава 17. Защита гражданских прав § 1. Понятие защиты гражданских прав
  • § 2. Способы защиты гражданских прав
  • Глава 18. Сроки осуществления и защиты гражданских прав § 1. Понятие, исчисление и виды сроков
  • § 2. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
  • § 3. Исковая давность
  • Раздел IV. Вещное право Глава 19. Общие положения о вещном праве § 1. Понятие и значение вещного права
  • § 2. Признаки вещного права
  • § 3. Определение и виды вещного права
  • Глава 20. Право собственности. Общие положения § 1. Собственность и право собственности
  • § 2. Понятие права собственности
  • § 3. Формы собственности
  • § 4. Общие положения о приобретении и прекращении права собственности
  • § 5. Первоначальные основания приобретения права собственности
  • § 6. Производные основания приобретения права собственности
  • Глава 21. Право частной собственности § 1. Право частной собственности граждан. Общие положения
  • § 2. Право частной собственности граждан на отдельные объекты
  • § 3. Право частной собственности юридических лиц. Общие положения
  • § 4. Право частной собственности отдельных юридических лиц
  • Глава 22. Право публичной собственности § 1. Общие положения о публичной собственности
  • § 2. Субъекты права публичной собственности
  • § 3. Объекты права публичной собственности
  • § 4. Осуществление права публичной собственности
  • Глава 23. Право общей собственности § 1. Понятие и виды права общей собственности
  • § 2. Право общей долевой собственности
  • § 3. Право общей совместной собственности
  • Глава 24. Ограниченные вещные права § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
  • § 3. Права пользования жилыми помещениями
  • § 4. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения
  • § 5. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
  • Глава 25. Защита права собственности и других вещных прав § 1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав
  • § 2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
  • § 3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
  • § 4. Иск о признании права собственности
  • Раздел V. Общая часть обязательственного права Глава 26. Понятие, виды и основания возникновения обязательств § 1. Понятие обязательства
  • § 2. Основания возникновения обязательств
  • § 3. Виды обязательств
  • § 4. Субъекты обязательства
  • Глава 27. Гражданско-правовой договор § 1. Понятие и значение гражданско-правового договора
  • § 2. Виды гражданско-правовых договоров
  • § 3. Содержание, форма и государственная регистрация договоров
  • § 4. Заключение договора
  • § 5. Изменение и расторжение договора
  • Глава 28. Исполнение обязательств § 1. Понятие и принципы исполнения обязательств
  • § 2. Субъекты исполнения обязательств
  • § 3. Предмет, срок, место и способ исполнения
  • Глава 29. Обеспечение исполнения обязательств § 1. Общие положения об обеспечении исполнения обязательств
  • § 2. Неустойка
  • § 3. Залог
  • § 4. Удержание
  • § 5. Поручительство
  • § 6. Банковская гарантия
  • § 7. Задаток
  • Глава 30. Ответственность за нарушение обязательств § 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
  • § 2. Формы гражданско-правовой ответственности
  • § 3. Виды гражданско-правовой ответственности
  • § 4. Правонарушение как основание гражданско-правовой ответственности
  • § 5. Обстоятельства, исключающие гражданско-правовую ответственность
  • Глава 31. Изменение и прекращение обязательств § 1. Изменение обязательств
  • § 2. Понятие и основания прекращения обязательств
  • § 3. Отдельные способы прекращения обязательств
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 2. Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений

    Индивидуальные акты . Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние (корпоративные) документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и (или) внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами*(78) .

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы (источника) права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. п. 1 ст. 420 ГК). Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон (свобода договора), кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого (признания его незаключенным или недействительным полностью или в части), но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства (см. п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия (п. 1 ст. 432), согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации (см. ст. 433 ГК).

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями (см., например, ст. 430 ГК). Договор не является формой (источником) права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом (ст. 428 ГК). Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора (а присоединившись, имеют право на защиту от явной его обременительности - см. п. 2 ст. 428 ГК), возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Другим распространенным случаем индивидуального акта является устав юридического лица. Закон формулирует требования к учредительным документам юридического лица вообще и к уставу в частности (т.е. устанавливает круг вопросов, которые должны найти свое отражение), однако разработка и утверждение устава в каждом конкретном случае - прерогатива конкретных частных лиц-учредителей (участников) (см. ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК и др.)*(79) .

    Обыкновения . Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются формой права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования. Такие обычаи называются "обыкновения". Правило обыкновения опирается на обычную сложившуюся в обороте практику взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как "индикатор" типичных взаимоотношений большинства контрагентов. Применимость обыкновения зависит от его восприятия участниками конкретного договора (а от этого - и правоприменителем), а раз так, обыкновение должно быть известно контрагентам. Только при условии прямого или косвенного его восприятия (т.е. если договор отсылает к обыкновению, по существу делая его условием договора, либо подразумевает или, по крайней мере, не исключает возможности его использования) соответствующее правило приобретает индивидуальное правовое значение и обязательность.

    В законодательстве Российской Федерации категория "обыкновение" не расшифровывается и не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК под собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC*(80) определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершённая сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон (т.е. договором).

    И правовой обычай, и обыкновение - правила, созданные самой жизнью: публичные органы могут лишь придавать официальный характер некоторым обычным правилам, в частности, посредством их обработки (обобщения и документирования в целях унификации), санкционирования и тем самым перевода из разряда обычаев простых в разряд обычаев правовых, наконец, учета и использования при разработке правил национальных нормативных правовых актов и международных нормативных договоров. Противопоставление правовых обычаев и обыкновений не абсолютно*(81) .

    В международных актах за упоминаниями об обычаях нередко фактически скрываются обыкновения в том смысле этого термина, как он понимается в российском праве. "1) Стороны, - сказано, например, в ст. 9 Венской конвенции, - связаны любым обычаем, относительно которого они договорились... 2) При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Первое правило воспроизведено дословно, второе - в измененном виде в ст. 1.8 Принципов УНИДРУА*(82) (зависимость применения которых от наличия волеизъявления сторон трактуют по-разному*(83) ).

    К тому же одно и то же правило в одном государстве может быть обычаем, в другом - обыкновением, а иногда выбор между обычаем и обыкновением и вовсе лишен смысла. Так, подготовленный МТП Инкотермс*(84) можно признать за сборник обыкновений, поскольку его ст. 22 предусматривает: "Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г.". Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ эта позиция была подтверждена ив отношении судов*(85) . И все же зависимость применения Инкотермс от отсылки к нему договора нередко игнорируется, а в отдельных случаях он и вовсе возведен в ранг закона; кроме того, если договор содержит отсылку к этим правилам, они становятся условиями договора и уже нет надобности выяснять вопрос о их соответствии обычаям и обыкновениям*(86) .

    Известны случаи, когда обычай (например, торговый обычай в английском праве) не носит нормативного характера и понимается с точки зрения подразумеваемых условий договора, т.е. более соответствует понятию обыкновения*(87) .

    Заведенный порядок . Если обыкновение покоится на практике взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов", распространенной в гражданском обороте, то особенности взаимоотношения конкретных контрагентов в рамках определенных договорных связей, также имеющие юридическое значение, принято именовать заведенным порядком (course of dealing). В п. 1 ст. 1-205 UCC заведенный порядок имеет вполне определенную трактовку и понимается как единообразие предшествующего поведения контрагентов сделки, которое по справедливости может рассматриваться как устанавливающее общую основу взаимопонимания при толковании употребляемых ими выражений и действий.

    Российский законодатель опять-таки не расшифровывает сущность заведенного порядка и даже не использует этот термин. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". Кстати, в п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

    Заведенный порядок, пишет Е.А. Суханов, не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение*(88) , а его установление, подчеркивает И.С. Зыкин, вовсе не означает необходимости автоматического применения: последнее возможно только в том случае, если контрагенты имели соответствующее намерение*(89) . Этим заведенный порядок схож с обыкновением; кроме того, подобно обыкновениям, он не является формой права и представляет собой способ установления сведений, отсутствующих в договоре, с той лишь разницей, что за основу здесь берется не "средний стандарт", а "конкретный".

    Наиболее удачный заведенный порядок, сложившийся на индивидуальном уровне, может восприниматься другими участниками гражданского оборота и тем самым влиять на формирование обыкновений (т.е. явления более широкого по кругу лиц действия), которые, в свою очередь, через государственное санкционирование их применения способны трансформироваться в правовые обычаи (высшую форму обычных правил) или воплощаться в правилах нормативных правовых актов.

    Основные выводы . Все приведенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности).

    1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России.

    2. Императивные нормы гражданского законодательства.

    3. Индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения "средних (абстрактных)" или "данных конкретных" контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора.

    4. Правовые обычаи "против закона" (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы).

    5. Диспозитивные нормы гражданского законодательства.

    6. Правовые обычаи "в дополнение к закону" (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора).

    7. Аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права.

    Индивидуальные правовые акты, как и любые другие явления, можно разделить по видам, и основания для классификаций буду практически такими же, как и у нормативно-правовых, а именно:

    · по форме:

    указы, приговоры, приказы, решения и пр.

    по субъектам, их издающим:

    акты государственных и негосударственных органов

    · по функциям права:

    регулятивные (приказ о повышении по службе)

    охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

    по юридической природе:

    основные (выражают конечное решение по юридическому делу - приговор, решение суда)

    вспомогательные (подготавливают издание основных - постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

    · по предмету правового регулирования:

    акты гражданско-правовые, уголовно-правовые и пр.

    · по характеру:

    материальные

    процессуальные

    Механизм реализации индивидуально-правовых актов

    Индивидуальные акты основаны на нормативных правовых актах и принимаются в рамках правоотношений. Индивидуальные правовые акты позволяют востребовать субъективные права, а также обеспечивают исполнение обязанностей.

    Индивидуально-правовое регулирование основано на регулировании, осуществляемом нормативными правовыми актами. Именно акты реализации нормативных правовых положений обеспечивают признание их обязательного характера.

    Следовательно, имеются серьезные основания говорить о существовании индивидуально-правового регулирования, которое дополняет, конкретизирует властные предписания нормативных актов.

    Индивидуальные акты не распространяются за пределы регламентации строго определенных конкретных общественных отношений в рамках четко очерченного круга субъектов. Это предписание для конкретного адресата, целенаправленная информация, она не становится нормой поведения в таких же случаях для других субъектов. Это однократное решение, с его исполнением оно прекращает свое действие. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие / И.С. Власов, А.А. Колесник, Т.О. Кошаева и др.; отв. ред.В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева. М.: КОНТРАКТ, ВолтерсКлувер, 2010. с. 43

    Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к их компетенции. Такая деятельность основана на законе, что не исключает и элемента усмотрения.

    Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем. Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес.

    Предполагает право на усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. Оно обусловлено тем, что имеет место не однозначная трактовка в нормах права либо пробелы в праве.

    Индивидуальные акты принимаются представителями различных ветвей власти: Президентом РФ (например, о назначении на должность), Правительством РФ (например, о выделении субъекту РФ дотации), судебной властью, законодательной властью (законы о бюджетах обладают признаками в том числе и индивидуальных актов). Индивидуальные правовые акты не содержат в себе правил общего характера и распространяются только на строго определенный случай. Иными словами, индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам.

    Существуют различные классификации индивидуальных актов, наиболее удачная из них:

    индивидуальные акты - регламентаторы, при помощи которых на основе юридических норм достигается индивидуальная регламентация общественных отношений;

    правообеспечительные акты, при помощи которых обеспечивается реализация субъективных юридических прав и обязанностей на основе властной, принудительной деятельности госорганов;

    акты соблюдения и использования (исполнения) юридических норм, при помощи которых выражается фактическая реализация субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическое воплощение в реальных жизненных отношениях.

    Индивидуальный акт-разрешение. Данный вид актов регулирует определенный круг правоотношений и служит основой для их возникновения и прекращения. Они носят адресный характер, т.е., как правило, известно лицо, к которому они обращены. Как видно из названия, такие акты чаще всего используются в процессе осуществления разрешительной деятельности государства в лице уполномоченных органов. Они предназначены для осуществления предварительного, текущего и последующего контроля и надзора за деятельностью тех субъектов, которым выдается разрешение. Характерным примером индивидуального акта-разрешения является лицензия. Индивидуальный акт-решение. Такие акты имеют довольно узкую сферу применения. Большой частью они служат для возникновения правоотношений. К указанным актам следует отнести указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ и постановления Государственной Думы РФ о назначении руководителей органов и агентов валютного контроля.

    Индивидуальный акт-уведомление. Такого рода акты имеют информационное значение для тех, кому они адресованы. Они служат необходимым компонентом в механизме востребования прав и обеспечения исполнения обязанностей.

    Индивидуальный акт-предписание. Данный вид актов среди прочих индивидуальных актов играет если не основную, то очень значительную роль в механизме административно-правового регулирования отношений. Они направлены на предупреждение правонарушений. Именно такие индивидуальные акты обеспечивают надлежащее осуществление субъективных прав и обязанностей. Благодаря им достигают цели задачи, постановленные законодателем в нормативно-правовых актах. Такие акты имеют профилактическое значение: они обязывают участников валютных правоотношений устранить выявленные нарушения и предупредить совершение дальнейших противозаконных операций.

    Индивидуальный акт-пресечение. Основная задача таких актов - пресечь и устранить правонарушение в области отношений, участники которых не соблюдают закон. Вмешательство государства в данном случае не обходимо, поскольку без властной деятельности уполномоченных органов подчас невозможно обеспечить реализацию предписаний юридических норм. Иными словами, указанные акты направлены на охрану валютного законодательства в целом. Особенность таких индивидуальных актов заключается в том, что они претворяют в жизнь меры государственного принуждения к правонарушителям.

    На стадии принятия индивидуальных актов правовое регулирование достигает той степени персонифицированной конкретизации и детализации, которая в конечном итоге и является венцом регламентирования, перевода нормативности в упорядоченность общественных отношений. Гайман Реализация закона в современных условиях// Государство и право. 2003. №2. С. 56-56.

    В целом же значение индивидуальных актов, состоит в том, что они призваны обеспечить индивидуализированное действие механизма правового регулирования, при котором достигается учет конкретной обстановки, устраняются возникающие препятствия, юридически закрепляются результаты поведения участников общественных отношений.

    Индивидуальные акты развивают нормативно-правовые акты, делая властные предписания нормативных актов более ясными и четкими для адресата путем установления участников правоотношений, наделения одних субъективными правами и возложения на других соответствующих юридических обязанностей. Венгеров А.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. 2004. № 6. С. 12-13.

    Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений

    Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние (корпоративные) документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и (или) внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами*(78).

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы (источника) права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. п. 1 ст. 420 ГК). Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон (свобода договора), кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого (признания его незаключенным или недействительным полностью или в части), но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства (см. п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия (п. 1 ст. 432), согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации (см. ст. 433 ГК).

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями (см., например, ст. 430 ГК). Договор не является формой (источником) права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом (ст. 428 ГК). Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора (а присоединившись, имеют право на защиту от явной его обременительности - см. п. 2 ст. 428 ГК), возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Другим распространенным случаем индивидуального акта является устав юридического лица. Закон формулирует требования к учредительным документам юридического лица вообще и к уставу в частности (т.е. устанавливает круг вопросов, которые должны найти свое отражение), однако разработка и утверждение устава в каждом конкретном случае - прерогатива конкретных частных лиц-учредителей (участников) (см. ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК и др.)*(79).

    Обыкновения. Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются формой права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования. Такие обычаи называются "обыкновения". Правило обыкновения опирается на обычную сложившуюся в обороте практику взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как "индикатор" типичных взаимоотношений большинства контрагентов. Применимость обыкновения зависит от его восприятия участниками конкретного договора (а от этого - и правоприменителем), а раз так, обыкновение должно быть известно контрагентам. Только при условии прямого или косвенного его восприятия (т.е. если договор отсылает к обыкновению, по существу делая его условием договора, либо подразумевает или, по крайней мере, не исключает возможности его использования) соответствующее правило приобретает индивидуальное правовое значение и обязательность.

    В законодательстве Российской Федерации категория "обыкновение" не расшифровывается и не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК под собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC*(80) определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершённая сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон (т.е. договором).

    И правовой обычай, и обыкновение - правила, созданные самой жизнью: публичные органы могут лишь придавать официальный характер некоторым обычным правилам, в частности, посредством их обработки (обобщения и документирования в целях унификации), санкционирования и тем самым перевода из разряда обычаев простых в разряд обычаев правовых, наконец, учета и использования при разработке правил национальных нормативных правовых актов и международных нормативных договоров. Противопоставление правовых обычаев и обыкновений не абсолютно*(81).



    В международных актах за упоминаниями об обычаях нередко фактически скрываются обыкновения в том смысле этого термина, как он понимается в российском праве. "1) Стороны, - сказано, например, в ст. 9 Венской конвенции, - связаны любым обычаем, относительно которого они договорились... 2) При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Первое правило воспроизведено дословно, второе - в измененном виде в ст. 1.8 Принципов УНИДРУА*(82) (зависимость применения которых от наличия волеизъявления сторон трактуют по-разному*(83)).

    К тому же одно и то же правило в одном государстве может быть обычаем, в другом - обыкновением, а иногда выбор между обычаем и обыкновением и вовсе лишен смысла. Так, подготовленный МТП Инкотермс*(84) можно признать за сборник обыкновений, поскольку его ст. 22 предусматривает: "Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г.". Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ эта позиция была подтверждена ив отношении судов*(85). И все же зависимость применения Инкотермс от отсылки к нему договора нередко игнорируется, а в отдельных случаях он и вовсе возведен в ранг закона; кроме того, если договор содержит отсылку к этим правилам, они становятся условиями договора и уже нет надобности выяснять вопрос о их соответствии обычаям и обыкновениям*(86).

    Известны случаи, когда обычай (например, торговый обычай в английском праве) не носит нормативного характера и понимается с точки зрения подразумеваемых условий договора, т.е. более соответствует понятию обыкновения*(87).

    Заведенный порядок. Если обыкновение покоится на практике взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов", распространенной в гражданском обороте, то особенности взаимоотношения конкретных контрагентов в рамках определенных договорных связей, также имеющие юридическое значение, принято именовать заведенным порядком (course of dealing). В п. 1 ст. 1-205 UCC заведенный порядок имеет вполне определенную трактовку и понимается как единообразие предшествующего поведения контрагентов сделки, которое по справедливости может рассматриваться как устанавливающее общую основу взаимопонимания при толковании употребляемых ими выражений и действий.

    Российский законодатель опять-таки не расшифровывает сущность заведенного порядка и даже не использует этот термин. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". Кстати, в п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

    Заведенный порядок, пишет Е.А. Суханов, не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение*(88), а его установление, подчеркивает И.С. Зыкин, вовсе не означает необходимости автоматического применения: последнее возможно только в том случае, если контрагенты имели соответствующее намерение*(89). Этим заведенный порядок схож с обыкновением; кроме того, подобно обыкновениям, он не является формой права и представляет собой способ установления сведений, отсутствующих в договоре, с той лишь разницей, что за основу здесь берется не "средний стандарт", а "конкретный".

    Наиболее удачный заведенный порядок, сложившийся на индивидуальном уровне, может восприниматься другими участниками гражданского оборота и тем самым влиять на формирование обыкновений (т.е. явления более широкого по кругу лиц действия), которые, в свою очередь, через государственное санкционирование их применения способны трансформироваться в правовые обычаи (высшую форму обычных правил) или воплощаться в правилах нормативных правовых актов.

    Основные выводы. Все приведенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности).

    1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России.

    2. Императивные нормы гражданского законодательства.

    3. Индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения "средних (абстрактных)" или "данных конкретных" контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора.

    4. Правовые обычаи "против закона" (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы).

    5. Диспозитивные нормы гражданского законодательства.

    6. Правовые обычаи "в дополнение к закону" (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора).

    7. Аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права.

    Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами.

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого, но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства. Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия, согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации.

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями. Договор не является формой права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом. Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора, возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Основные вопросы темы

    I. Понятие механизма государственно-правового регулирования, его структура и этапы.

    II. Воздействие государства на механизм правового регулирования.

    III. Психологический аспект механизма правового регулирования.

    IV. Эффективность механизма правового регулирования.

    I. Упорядочение общественных отношений - одна из задач, стоящих перед государством и правом. Решение этой задачи основывается на использовании различных средств. Система таких средств и образует механизм государственно-правового регулирования (МГПР), реализуемый нормами права, делового обыкновения, корпоративными нормами и др.

    Понятие МГПР позволяет:

    · рассмотреть все части правовой системы и факторы, влияющие на нее;

    · выяснить те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и иные факторы в процессе регулирования;

    · понять процесс трансформации правовых норм в поведение, формирование правопорядка или правового нигилизма;

    · обосновать необходимость совершенствования всех факторов, влияющих на регулирование общественных отношений.

    Ведущее место в МГПР занимают юридическое воздействие и правовое регулирование. Формами воздействия права являются:

    1) информационное, имеющее место тогда, когда юридическая норма сообщает адресатам то, что требует от них право, что ожидает общество и государство;

    2) аксиологическое (ценностное), дающее оценку различным вариантам поведения, осуществляя деятельность людей в одном направлении, ставя преграды в другом.

    Эти формы присущи не только праву, они характерны для иных нормативных систем. Собственно юридическое воздействие предполагает, что имманентная праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и, следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Такое воздействие называют правовым регулированием.

    Правовое регулирование - это использование сугубо правовых средств воздействия на общественные отношения, организуя их в соответствии с требованиями права. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения и наказания и т.п.



    Потребность в различных юридических средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути.

    “Запуск” механизма правового регулирования предполагает ряд этапов:

    · формирование юридических норм;

    · условия (события, факты), приводящие в действие механизм правового регулирования;

    · возникновение на основе юридических фактов у субъектов прав и обязанностей, т.е. правоотношений как индивидуализированной меры поведения;

    · реализация прав и обязанностей в поведении, деятельности субъектов права.

    Этим этапам соответствуют элементы механизма правового регулирования: норма права; индивидуальные государственно-властные предписания или акты применения права; правоотношения; акты реализации прав и обязанностей.

    Норма права устанавливает модель удовлетворения интересов, когда лица сообразуют свои деяния с требованиями этих норм. Когда же лица не соблюдают требованиями юридических норм, то применяются дополнительные правовые средства.

    Акты применения права бывают нормативные и индивидуальные.

    Нормативные акты (общие правоположения) устанавливают: круг субъектов права; обстоятельства, при которых субъекты права руководствуются их предписаниями; содержание деяния; меру юридической ответственности за нарушение права.



    Индивидуальные акты включаются в механизм правового регулирования как средство индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

    Эти акты используются, когда:

    1) нормы права предусматривают индивидуализацию прав и обязанностей органами государства, должностными лицами;

    2) субъекты отношений ведут себя противоправно, соответственно индивидуализируется правовая ответственность.

    Индивидуальные акты допускают долю свободного усмотрения. В этом случае правовые нормы индивидуализируют применительно к себе сами лица, участвующие в отношениях, путем заключения договоров, соглашений, сделок.

    Индивидуализация прав и обязанностей не всегда осуществляется посредством документа. Нормы права связывают эту индивидуализацию с наступлением определенных событий и действий.

    Правоотношения “переводят” обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, в конкретные для субъектов права.

    Акты реализации прав и обязанностей , т.е. действия субъектов в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения права.

    В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования используются, можно говорить о простом и сложном процессах этого регулирования.

    Простой процесс наблюдается, когда используется один акт (нормативный акт), а индивидуализацию прав и обязанностей осуществляют сами субъекты.

    Сложный процесс основан на использовании двух государственных актов (нормативный акт и акт применения нормы права).