Понятие, структура и виды правовых систем. Виды и понятие правовой системы. Структура правовой системы
Дата написания: 2014-04-29
Право, как бы его не упрощать, все равно остается достаточно сложным социальным явлением. В разных частях земного шара оно возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья. Правовые семья или по другому правовые системы имеют в основе своей общие для всех национальных правовых систем (входящих в группу) характеристики, если несколько упростить и обобщить, то можно сравнить правовые системы по трем составляющим: правопонимание, правотворчество и правоприменение.
Необходимо отметить, и правовая система не являются синонимами и не тождественны по содержанию. Система права является лишь одной из составляющих правовой системы, которая по структуре гораздо сложнее и объемнее. Данные правовые понятия соотносятся между собой как часть (система права) и целое (правовая система).
Правовая система общего права
Правовая система общего права зародилась в Англии и по сути изначально представляла собой классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судьями. Другими словами, для общего права в чистом виде справедливо выражение: "судебная защита предшествует праву". Это означает, что право изначально как бы не определено, оно зарождается в судебных прецедентах. В результате этого, в странах с англосаксонской системой основным источником права в большинстве случаев являются нормы, которые сформулированы судьями и выражены в судебных прецедентах. Конечно, это не исключает важной роли статутного (законодательного) права, однако его роль во многих случаях является как бы вторичным по отношению к прецедентному праву.
В связи с этим, подход к праву у юристов англосаксонского права имеет свою специфику, если юрист континентального права рассматривает в целом право как совокупность предустановленных правил, то для англичанина, например, право – это в основном то, к чему в конечном счете придет судебное разбирательство. Первые интересуются прежде всего тем, как регламентирована сама ситуация, последние - направляют свои силы на то, чтобы понять в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. Согласитесь это далеко не одно и тоже.
Структура англосаксонской правовой системы менее упорядочена, дифференциация на отрасли и институты не имеет выраженного характера, деление права на публичное и частное отсутствует.
Для понимания функционирования англосаксонской правовой системы необходимо обратиться к понятию прецедента, которое является исходной точкой в ее развитии. При разбирательстве любого судебного дела, безусловно, полного совпадения обстоятельств разных дел практически не бывает. Это очевидно, жизнь гораздо шире, устанавливаемых нами шаблонов. Однако ряд обстоятельств все-таки имеют некоторые закономерности. Задача судьи найти эти обстоятельства. Это в его компетенции и на его усмотрение признать те или иные фактические обстоятельства сходными или нет, от этого в конечном счете и зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья в англосаксонской правовой семье, если можно так выразиться, более "свободен" что-ли во время судебного разбирательства в плане понимания и трактовки права.
Иногда судья находит аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они казалось бы не совпадают. А бывает и так, что судья вообще может не найти никакого сходства обстоятельств. В этом случае, если рассматриваемая ситуация не регламентирована необходимыми нормами статутного права, судья вправе сам создать правовую норму, становясь при этом как бы законодателем. Судебное решение в такой ситуации более развернуто, оно содержит и анализ представленных доказательств и мнение самого судьи по поводу спорных фактов, а также мотивы, которыми руководствовался судья при вынесении своего решения, и, наконец, правовые выводы. Так вот, прецедентом, в строгом смысле, является лишь та часть судебного решения, которая именуется юристами как «ratio decidendi» (т.е. основание решения) и представляет собой правовое положение, на котором основано вынесенное судом решение. Именно ratio decidendi и и носит обязательный характер, остальную часть судебного решения именуют как «obiter dictum» (попутно сказанное), и по сути не рассматриваться в строгом смысле как нечто обязательное.
Правовая система континентального права
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. (Рене Давид)
Романо-германская правовая семья создавалась на базе римского права и имеет с ним много общего (структуру, источники, понятийно-юридического аппарат). Как говорят правоведы произошла рецепция (от лат. receptio – принятие) римского права, т.е. восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного и идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых сложившихся отношений в феодальной Европе.
Римское право по сути было существенно переработано в европейских университетах, однако его многие фундаментальные моменты остались. Основным толчком в развитии континентального права послужило усилившееся влияние частной собственности. Как известно, римское право по существу представляет собой классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. В первую очередь именно это способствовало приспособлению римского права к развивающимся в Европе экономическим отношениям.
В связи с тем, что континентальное право создавалось преимущественно в университетах Европы непосредственно юристами (в отличии от англосаксонского права, которое создавалось в судах, где судьи редко имели юридическое образование), правовая система континентального права получилась более структурированной, в которой реализовано деление на отрасли и институты, на право публичное и частное, на материальное и процессуальное право. Юридическая техника изложения нормативных актов имеет более абстрактный характер.
Континентальная система права, если говорить обобщено, в результате глубокой переработки римского права пошла по двум направлениям построения гражданского права:
- Пандектная система
- Институционная система
В юридико-техническом смысле изложения актов пандектная система считается выше институционной. Одной из основных идей пандектной системы заключается в том, что все материальные нормы можно разделить на те, которые касаются любых институтов гражданского права (т.е. применимы для всех), и на те, что посвящены отдельным, конкретным институтам (т.е. применимы для некоторых). Первые образовывают так называемую "Общую часть", включающую общие положения, нормы о субъектах права, объектах прав и самих правах и т.д. Последние образовывают так называемую "Особенная часть", включающее отдельные положения по вещному, обязательственному, наследственному праву и т.д. По этому принципу построен современный Гражданский кодекс РФ, а также подавляющее большинство других законодательных актов. Институционная система в чистом виде предполагает разделение гражданского кодекса на три части - первая посвящена лицам, вторая часть описывает виды имущества, а третья описывает способы приобретения собственности. При этом Общая часть не подразумевается. Однако сегодня институционная и пандектная системы постоянно развиваются и сближаются, в каждой из них теперь можно найти что-то общее, сейчас уже трудно говорить о них как о самостоятельных системах.
Основным источником права в романо-германской правовой семье является закон. Как правило, в странах континентального права есть писаные конституции, нормы которых имеют высшую юридическую силу.
Религиозные и традиционные правовые системы
Данные правовые системы объединены условно в одну группу, право в них тесно переплетено с религией и обычаями, которые передавались от поколения к поколению. Без учета специфики, существующей в странах с многовековыми традициями, обычаями и вероисповеданием, право, как регулятор общественных отношений, не имеет никакого смысла. Например, правовую система индусского права нельзя рассматривать без учета кастового деления общества. Картина не будет полной и адекватной. И хотя в современной Индии проделана большая работа по кодификации индусского права и судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами, в самом обществе на бытовом уровне мощнейшим регулятором остается религия и обычаи.
Аналогичным образом, не учитывая вопросы религии, нельзя рассматривать и мусульманское право, которое исходит из того, что изначально право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Это право дано человечеству раз и навсегда, в связи с чем обществу следует руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Задача мусульманских юристов в толковании и разъяснении права, а не создании нового. Мусульманское право представляет собой хороший пример права юристов. Здесь правовая наука, а не государство играет роль законодателя, порой учебники имеют силу закона. Как правило, при рассмотрении дела судья прямо не обращается к Корану или сунне (преданиям о Пророке). Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан и неоспорим.
Вместе с тем необходимо отметить, в последнее время все правовые системы стали постепенно сближаться, заимствуя у друг друга те или иные правовые конструкции. Более того, сами источники права, которые ранее сложно было представить в одних правовых системах как "работающие", стали все больше появляться в них и играть заметную роль в регулировании общественных отношений. К примеру, закон сегодня также важен в правовой системе общего права, как и прецедент в праве континентальном. Аналогичным образом по ряду направлений религиозные и традиционные правовые системы органично переплетаются с англосаксонским и континентальным правом.
Подведем итоги.
В разных частях земного шара право возникает, проявляет себя и изменяется по разному. Однако, несмотря на существующие различия, в праве разных стран можно обнаружить и схожие черты между ними, которые позволяют их сгруппировать в так называемые правовые семья.
Классифицируя существующие правовые системы можно выделить следующие семьи
- Англосаксонская правовая семья (правовая система общего права)
- Романо-германская правовая семья (правовая система континентального права)
- Религиозные и традиционные правовые системы
В англосаксонской правовой семье основным источником права является прецедент, в романо-германской - закон, а в религиозных и традиционных правовых системах - доктрина и обычай. Вместе с тем, в настоящее время правовые системы стали более "обтекаемы" и имеют тенденцию сближения, заимствуя все чаще у друг друга те или иные правовые конструкции.
Прежде всего, необходимо дать понятие правовой системе. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система состоит из трех компонентов:
1. Совокупность правовых ценностей, связанных с определенным типом правопонимания, в котором отражены культурноисторические и национальные особенности того или иного государства.
2. Правотворчество как законодательно урегулированный процесс связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене.
3. Иерархически организованный правовой массив нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства.
На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это:
Социально-экономическое развитие;
Политическая сфера;
Духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.
Национальная правовая система представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии отдельного государства.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими признаками могут быть:
Источники права;
Структура права;
Различные представления о роли и месте права в жизни того или иного общества и государства;
Юридическая техника;
Основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Таким образом, правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического способа его формирования.
Правовая карта мира включает в себя множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Самой популярной классификацией современных правовых семей является классификация, данная французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев - идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых семей, Рене Давид выделил среди них четыре:
Романо-германская правовая семья;
Англосаксонская правовая семья;
Социалистическая правовая семья;
Религиозная (традиционная) правовая семья.
Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Например, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латиноамериканских стран, церковно-католическое право) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри англосаксонской правовой семьи выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия).
Как видно, направлений классификации и подходов к ней великое множество. Однако в российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национальноисторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.
В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды правовых семей:
Романо-германского права;
Общего (англосаксонского) права;
Социалистического права;
Славянского права;
Мусульманского права;
Религиозного (традиционного) права.
Рассмотрим более подробно некоторые правовые семьи, наиболее часто выделяемые специалистами в области сравнительного правоведения.
Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые разрабатывали и развивали, начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана, общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и, прежде всего, справедливости. Юридическая наука видит основную свою задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.
Начиная с XIX века основным источником (формой) права в странах романо-германской правовой семьи является закон. Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и юридической практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но эти пробелы практически незначительны.
Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся:
В соответствии законов и подзаконных актов конституции;
В установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов.
Помимо конституций в странах романо-германской правовой семьи различают три разновидности обычного закона:
Кодексы;
Специальные законы (текущее законодательство);
Сводные тексты норм.
Среди источников права романо-германской правовой семьи значима роль подзаконных нормативных актов:
Регламентов;
Административных циркуляров;
Декретов министров и т.д.
В странах романо-германской правовой семьи достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, в каком последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент. Например, противоречивое отношение к вопросу о судебной практике как источнике права романо-германской правовой семьи. Но, в принципе, можно, анализируя реальную действительность, отнести судебную практику к вспомогательному источнику права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение кассационного прецедента.
Славянская правовая семья
Сущность правовой системы этих стран (России, Югославии, Украины, Белоруссии и др.) состоит не только в характере юридических источников. Именно этот критерий позволяет причислить данные страны к семье романо-германского права. Тем более что между правовыми семьями нет резкой границы. Происходит взаимопроникновение элементов различных правовых систем. Славянская правовая семья (или общность) основывается на значительной культурноисторической специфике правовых ценностей славянских стран.
Данная правовая семья имеет общие идеологические, национальные, духовные, исторические и специально-юридические основания. Восточные и южные славяне сформировали в свое время государства, основы культурной, в том числе юридической традиции под сильным влиянием Византийской империи, оплота православия и восточноевропейской культуры.
Знакомство с византийским законодательством, установление дипломатических, торговых и иных отношений с Византией привело к сильному устойчивому заимствованию христианской правовой традиции, особенно - традиций христианской синоптической кодификации. Влияние византийского законодательства проявилось в законодательных реформах великого князя Владимира, последовавших после крещения Руси. Крещение поставило общество перед необходимостью принятия не только церковных догматов, но и тщательно разработанной системы церковного и переплетающегося с ним светского права, относящегося к мирянам. Византийские миссионеры ускорили процесс рецепции римско-византийских юридических установлений (периода не поздних, а более ранних кодификаций). Так, «Эклога» вошла в сборник «Мерило праведное» в виде текста под названием «Леона и Константина верная цесаря» и является полным переводом этого источника. «Правда Ярослава» («Древнейшая правда») стала радикальной корректировкой этого реципированного законодательства.
Рецепция римско-византийского правового наследия происходила путем полного или частичного заимствования византийских номоканонов (сборников смешанного церковного и светского назначения). В Киевской Руси получили распространение не только номоканоны, но гражданское и уголовное право, изложенное в «Эклоге» и «Прохироне». Но эти византийские сборники имели хождение на Руси под названиями «Кормчая книга», «Градский закон», «Закон судный людям» и др. Мера заимствований особенно возросла в период составления «Соборного Уложения царя Алексея Михайловича».
К основным признакам данной семьи права можно отнести: христианские представления о справедливости и правде, самобытность русской государственности (для русского права всегда была характерна связь его с государством), преобладающие коллективные формы хозяйствования, тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православного христианства. Юридические источники славянской правовой семьи унаследовали законодательные традиции римского права, тем самым по природе источников данная правовая семья примыкает к романо-германской правовой семье.
Социалистическая правовая семья
Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой, сохранив ее терминологию и внешнюю структуру.
Советское право восприняло от русского права концепцию правовой нормы, близкой к ее пониманию в романо-германской правовой семье. Хотя по отдельным категориям и институтам эти системы сильно различаются. Внешне были сохранены категории и институты романо-германской правовой семьи. Содержательно нормы советского права были пронизаны классовыми и коммунистическими началами. Оригинальность советского права выразилась не только в конституционном праве, закрепившем социалистические институты власти, управления, нормативные установления, но и в остальных отраслях права - уголовного, административного, гражданского, семейного, трудового и др. Например, по сравнению с административным правом западных стран, сосредоточенном на охране личности и судебном контроле над администрацией, социалистическое административное право закрепляло государственную политику коммунизма - народный контроль (заменивший судебный) и др.
Социалистическое и советское право отрицало частное право, право содержательно становилось инструментом политики. Социалистическое право носило публичный характер и было построено на императивных установлениях. Судебная практика полностью исключалась из числа источников права, хотя имела значение толкования права. Хотя и провозглашался конституционный принцип независимости судей и их подчинения только закону, на практике суд являлся инструментом административной системы в целом. Судебная власть не осуществляла контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти.
В целом, социалистические правовые системы (кроме народных республик Азии) в технико-юридическом плане происходят от романо-германской правовой семьи. Это проявляется в способах систематизации права, структуризации текстов и использовании европейской юридической терминологии. Но по содержательным аспектам эти страны отошли от принципов романо-германской семьи, образовав самостоятельную правовую семью. В настоящее время социалистическое право преобладает в немногих странах (Китай, Куба, Северная Корея и др.).
Англо-американская (англосаксонская) правовая семья
В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англоамериканской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, то есть нормы, сформулированные судьями в их решениях.
В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи - 36 государств Британского содружества. Вторую группу образует право США.
В своей основе англосаксонское право является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права.
В англосаксонской правовой системе сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на частное и публичное. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, то есть к указанному общему правилу требуется на практике поправка.
Продемонстрируем значение и пределы действия правила прецедента на примере Великобритании:
1. Решения, выносимые Палатой лордов, составляют обязательные прецеденты для всех судов и для самой Палаты лордов.
2. Решения, принятые Апелляционным судом (состоит из двух отделений - гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов.
3. Высокий суд правосудия связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов.
4. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени, его фактическая сила с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если они только явно не ошибочны. Причина этого в стремлении обеспечить «определенность права», а также в том, что отмена может привести к нарушению уже заключенных финансовых соглашений, права собственности и т.п.
Ежегодно английским парламентом издается около 80 законов, итоги его законотворчества составляют около 50 томов. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.
Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловило постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями - Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.
В американском праве в отличие от английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.
В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В то же время в США, как и в Англии, по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.
Семья религиозного (традиционного) права
К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др.
К системе традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар, Япония и др.
Основными источниками мусульманского права являются Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии). В то же время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права).
Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе, как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования (иджтихад). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования.
В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы. Хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действуя в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англосаксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частноправовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в то же время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.
Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан, Ливия).
Широко распространенной системой религиозного права является индусское право, оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживается в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имеет строго определенную систему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. Каждая каста опирается на свои обычаи и располагает эффективными средствами принуждения. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести. Судебные прецеденты и законодательство не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса.
Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно шире стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.
Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права можно сделать некоторые выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании.
Несмотря на превалирующее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права
Таким образом, исходя из существующих теорий происхождения права, систем права и правовых семей, можно сделать вывод, что право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.
Определение права раскрывается через совокупность его признаков, принципов и функций.
Признаки права (см. рис. 1.3):
1. Общеобязательная нормативность права означает, что право состоит из определенной совокупности норм. Различие между правовыми и иными социальными нормами состоит в обязательности правовых норм, обеспеченности их государственным принуждением, особой процедуре установления правовых предписаний.
2. Системность права. Право всегда выступает как система юридических норм. Свойство системности означает определенную упорядоченность ее элементов и объединение в одно целое - систему права.
3. Формальная определенность права. Право выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. Этот признак отличает нормы права от других видов социальных норм. Форма права зависит от формы государства, каждая историческая эпоха представлена определенной системой источников (форм) права.
4. Интеллектуально-волевой характер права. Право выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп.
5. Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права.
6. Общеобязательность права означает, что оно является формой властного предписания относительно возможного и должного поведения субъектов права.
Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни (см. рис. 1.4). К числу основных принципов права можно отнести следующие:
1. Принцип демократизма - выражающийся в широком участии людей в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы) формировании права.
Рис. 1.3. Признаки права
2. Принцип законности - предусматривает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.
3. Принцип гуманизма - состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
4. Принцип справедливости - это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т.п.
5. Принцип равенства граждан перед законом - состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и др. обстоятельств.
Рис. 1.4. Принципы права 26
6. Принцип взаимной ответственности государства и личности - состоит в том, что юридическую ответственность должна нести не только личность перед государством за нарушение норм права, но и государство (его органы и должностные лица) - за нарушение своих обязанностей перед личностью.
Функции права - это обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения (см. рис. 1.5).
Рис. 1.5. Функции права
Чаще всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.
Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:
1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспределением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательской деятельности.
2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и общественной деятельности (регистрация партий, общественных объединений, избирательные компании), говоря о связи и политике, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти.
3. Регуляция социальных отношений представляет собой государственно-властные предписания, регулирующие поведения людей в обществе.
4. Регуляция мировоззренческих ориентаций личности относится к сфере субъективного права.
Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений.
Действие этой функции выражается:
В определении запретов;
В установлении юридических санкций за возможное неправомерное поведение;
В применении юридических санкций за совершенные неправомерные деяния.
Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или как ее еще называют предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.
Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали, - все они называются социальными нормами. Однако, с точки зрения изучаемой дисциплины, нас интересует норма права.
ЛЕКЦИЯ 9. ПРАВОВЫЕ И СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
1. Понятие и виды правовых систем
Правовая система - комплекс связей, взаимоотношений между человеком, его объединениями, государством, обществом, порождающих определенные правила, нормы, стандарты этих отношений в конкретном обществе и государстве. Правовая система включает в себя следующие элементы: Система права, ее характеристика. Источники права. Процедура правотворчества. Особенности систематизации, интеграции действующего законодательства. Механизм правового регулирования. Правореализующий и правоприменительный процессы. Система государственного механизма (система отношений между органами государства). Форма и тип государства. Менталитет общества, и др.
В целом разновидности правовых систем исходят из субъективных и объективных причин.
Выделяются основных четыре правовые семьи:
- Континентальная (роман-германская правовая система).
- Англосаксонская.
- Религиозная.
- Социалистическая.
Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:
- Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
- Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
- Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
- Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
- Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
- Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
- Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
- Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.
Существуют некоторые политические аспекты выделения правовых систем. Ученый Самюэль Хантингтон выделил восемь политико-правовых систем. При таком делении не используется критерий территориального характера, а используется политический и исторический критерий.
- Европейская или западная. (Вся Европа, США, Канада, Латинская Америка)
- Славянская (Польша, Чехия, Словакия, Сербия и Черногория, частично Хорватия, Белоруссия, Украина)
- Египетская
- Индусская
- Мусульманская
- Синская (Китай, Япония, Сингапур)
- Система стран Океании и Австралии
- Система африканского типа.
2. Судебная власть и ее органы.
Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в т.ч. и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть. Принимая решения, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц и т.д. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений - неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.
Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовном процессе, где важна защита прав личности.
К числу общих конституционных принципов относятся:
- Осуществление правосудия только судом. Ни какой другой орган государства или должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.
- Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное дело; судьи решают дела на основе закона и личного убеждения.
- Свобода доступа к суду. Суд обязан принять к рассмотрению иск (он может отклонить рассмотрение только по причине не подведомственности или неподсудности).
- Коллективное отправление правосудия. Единолично мировой, полицейский, иной судья может рассматривать лишь мелкие правонарушения.
- Язык судопроизводства. Ведение судебного процесса должно осуществляться на языке понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика.
- Гласность, т.е. открытый, публичный суд.
- Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции, кассации, ревизии.
- Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.
3. Судебные системы зарубежных стран.
Системы судебных органов могут быть неодинаковыми в унитарных и федеративных государствах. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (например, Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (яркий пример тому судебная система в США). При данной системе федеральные суды применяют только федеральные законы, суды же штатов - и федеральные законы, и законы своего штата.
В судах первой инстанции (мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.) рассматриваются впервые все дела. Следующая инстанция - кассационная. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей, но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дела только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе.
В большинстве стран второй инстанцией являются особые апелляционные или высокие суды, когда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Здесь весь процесс повторяется аналогично процедуре первой инстанции, но возможно привлечение новых свидетелей, предъявление дополнительных доказательств.
Данная схема системы общих судов в ряде стран имеет свои особенности. Суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел отнесенных к их компетенции. Верховные суды могут рассматривать отдельные дела, установленные конституцией или законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых состоит в содействии судебной власти. И во-первых это прокуратура. Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокурора не участвует),осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью.
4. Силовые структуры в зарубежных странах.
Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.
Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.
Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:
- полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;
- полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;
- уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;
- административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;
- политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;
- военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.
Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.
Понятие правовой системы и правовой семьи.
Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.
Структура правовой системы (элементы правовой системы):
нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;
институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;
социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.
В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:
1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;
2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);
3) правовую семью.
Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.
Правовые семьи и их классификация
Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако многие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объединяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .
Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.
Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)
англосаксонская;
романо-германская;
мусульманская.
индусская;
скандинавская;
славянская;
система обычного права;
социалистическая и др.
Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.
Англосаксонская правовая семья.
Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.
Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.
В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.
В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.
В 1854 г. специальным парламентским статутом была официально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:
высшие суды не зависят от решений низших судов;
суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;
нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;
последующие решения палаты лордов (как высшей судебной инстанции) не должны противоречить своим же предыдущим решениям.
Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецедентами в качестве источников права использовались и используются и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских статутов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.
Признаки англосаксонской системы права:
1) основным источником права выступает судебный прецедент;
2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;
3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);
4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;
5) отсутствие кодифицированных отраслей права;
6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.
Романо-германская правовая семья.
Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.
Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).
Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).
Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.
Признаки романо-германской правовой семьи:
1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;
2) главную роль в формировании права играет законодатель
3) деление системы права на отрасли;
4) деление на частное и публичное право;
5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;
7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;
8) единая иерархически построенная система источников права
Мусульманская правовая семья.
Данная правовая система характерна для стран Ближнего Востока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где официальной религией является ислам.
Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.
Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:
1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;
2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принимаемых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;
2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в континентальной Европе;
3) отсутствует деление права на частное и публичное;
4) тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.
5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.
Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.
Признаками данной правовой семьи являются следующие:
1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;
2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;
3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.
В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы , обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.
Целью данной работы является рассмотрение понятия, сущности и элементов правовой системы, основных видов правовых систем современности и особенностей правовой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач:
1. дать определение понятию «правовая система», сущности и элементов правовой системы,
2. рассмотреть критерии классификации и основные классификации правовых систем,
3. проанализировать особенности правовой системы России.
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Познание сущности и роли права в жизни требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, государству, обществу. Вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты, в научном правововедении было обосновано и утвердилось понятие "правовая система".
Правовая система - это основанная на государственной воле господствующего класса или всего общества совокупная связь права, правосознания и юридической практики. Это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативное, организационное, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.
Вопрос об элементном, структурном понимании правовой системы в литературе дискуссионен. Так, С. С. Алексеев включает в понятие правовой системы право и его источники, акты применения норм права и правоотношения, права и свободы граждан ] . По мнению Н. И. Матузова, правовую систему общества образуют :
1) право как совокупность создаваемых и охраняемых государством норм;
2) законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты);
3) правовые учреждения, осуществляющие правовую политику государства;
4) судебная и иная юридическая практика;
5) механизм правового регулирования;
6) правореализационный процесс (включая акты применения и толкования);
7) права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле); 8) правоотношения;
9) законность и правопорядок;
10) правовая идеология;
11) субъекты права;
12) систематизирующие связи, обеспечивающие единство, целостность и стабильность системы;
13) иные правовые явления, образующие «инфраструктуру» правовой системы (юридическая ответственность, правосубъектность, правовой статус и т. д.).
Ю. А. Тихомиров считает, что понятие правовой системы охватывает законодательство и иные источники права цели и принципы регулирования, системообразующие связи . Существуют и другие отличные точки зрения. ]
В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во-первых, это юридические нормы, принципы и институты; во-вторых, совокупность правовых учреждений; в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.
Близкая к этой характеристика элементов правовой системы у американского исследователя Л.Фридмена: выделены правовые явления, объединенные также в три группы . Первая группа, называемая автором "структура", включает принципы правовой системы и правовые учреждения; вторая - "сущность" объединяет нормы и образы поведения людей внутри правовой системы, решения, "живой закон", нормы, которые принимаются; третья группа - "правовая культура" включает отношения людей к праву и правовой системе, идеалы и ожидания в правовой системе общества. Правовая культура, по мнению Фридмена, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе.
Некоторые правоведы толкуют правовую систему, как право в "широком смысле", объединяют в качестве основных элементов этой сложной структуры правосознание, нормы права, правоотношения, правовые учреждения, правовую культуру.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии (как главных элементов правовой системы ) в нее входят и другие слагаемые: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Правовая система каждого государства отражает закономерности развития общества, его исторические "национально-культурные" особенности. Каждое государство имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других государств, так и отличия от них, то есть специфические особенности.
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое влияние оказывает политика, политическая культура. Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем и в тоже время свидетельствует о стремлении государств к сближению, единству в законодательстве, правоприменительной деятельности в сфере регулирования рыночных отношения, охраны окружающей среды, в регулировании других сфер общественной и государственной жизни.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные, другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» , а также другими аналогичными им обстоятельствами.
Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт .
Классификация правовых систем (типология) - важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким общественно-социальным и политическим контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.
По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии - идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях.
В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным образом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.
В современном мире обычно различают следующие правовые системы:
1) национальные правовые системы;
2) правовые семьи;
3) группы правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоящее время в современном мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
Группировка правовых систем в "правовые семьи" осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права, или частное или публичное право, другие юридические качества.
В древнем мире самой развитой правовой системой было римское право, юриспруденция Древнего Рима. Рецепция римского права стала важнейшей составной частью формирования в средневековой Европе романо-германской пpавовой системы, "правовой семьи". Свои ценности, особенности присущи правовой системе, сформировавшейся в Англии и ставшей основой семьи общего права. На формирование индусского, иудейского, а также мусульманского права решающее воздействие оказала религия…
В общем определении правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования . В соответствии с этими критериями можно выделить следующие семьи:
общего права; романо-германскую;
обычно-традиционную; мусульманскую; индусскую (индусское право);
славянскую.
Следует подчеркнуть, что ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных (религия, этика и т. д.) и культурно-исторических. Какой-то из этих признаков может преобладать в разграничении тех или иных правовых семей.
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят такие страны, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и - группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-санксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, правовую, систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в ее составе) и западнославянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия).
К наиболее старым, «классическим» правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.
Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.
Специфика общего права состоит в: 1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».
Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.
В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.
Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (1 в. до н.э.-VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т. е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), и прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.
Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики Верховного и (или) Конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т. е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, то есть выступать в роли фактора «давления» либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.
Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика), свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право . Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности- почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.
Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.
Славянская правовая семья . Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.
Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.
Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе . В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.
Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 80-х- начале 90-х годов в восточноевропейских странах, появление на политической карте новых государств - новой России, объединенной Германии, новой Югославии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других - свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.
Главный вопрос - какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей? По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно - законодательно-юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
1) построение такого государственн о-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;
2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы . В настоящее время это - лишь идеал, цель российского политико-правового развития.
Не менее важный элемент правовой системы - правовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.
Правосознание традиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праве действующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от п роизвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования (установления правовых норм и их реализации).
Общественное сознание станов ится правовым лиш ь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.
Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду с последними действовали и заимствованные-византийские, литовские, шведские и др. Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому историческому опыту . Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.
Правовое сознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство - абсолютно необходимые предпосылки формирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма - системы взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко из вестна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурных деятелей.
Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровн ях. В правовую идеологию он проникал через марксиз м-ленинизм - «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся непосредс твенно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.
Разумеется, что российская правовая система будет развиваться своим путем, но при этом не следует избегать ориентира на передовые международные и зарубежные юридические стандарты, в частности романо-германской правовой семьи. Это направление дает России не только исторически оправданный и упрочившийся выбор юридических конструкций (правопонимание, система и источники права, правоприменение), но и другие преимущества, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С. Общая теория права. Курс в 2-х т. Т. 1. М., 1999, с. 87-88, 111.
2. Алексеев С.С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1. С. 32-38
3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. – М.: Изд. Дом NOTA BENE, 2007.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.
5. Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2002, с. 43-44.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
7. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1998, с. 25.
8. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства – М., Мир, 2001
9. Осакве Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. 2001. № 4
10. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник/ Отв. ред. – д. ю. н., проф. А.Я. Сухарев – М.: НОРМА, 2005
11. Российское государство и правовая система: современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2005.
12. Саидов Л. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.
13. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социализма - Советское государство и право, 1981, №7, с. 33.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
- Сушеная спаржа быстрого приготовления
- Секреты правильной сушки и хранения чеснока
- Классические чебуреки со свиным фаршем
- Маринованная скумбрия с горчицей
- Рецепт домашнего варенья из бананов и яблок
- Нежное яблочное варенье с бананами — любимый рецепт
- Компот из груш по вкусным рецептам на каждый день и на зиму