Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Интеллектуальное право в библиотечно-информационной деятельности. Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности на современном этапе. Интеллектуальное право в библиотечно-информационной деятельности Обеспечение услугами библиотечного колле

     Интеллектуальное право в библиотечно-информационной деятельности. Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности на современном этапе. Интеллектуальное право в библиотечно-информационной деятельности Обеспечение услугами библиотечного колле

    72. Разновидностью иерархических организационных структур не является:

    - линейно-функциональная структура,

    - дивизиональная структура,

    - проектная структура

    73. Главное свойство адаптивной организационной структуры:

    - взаимодействие между сотрудниками осуществляется по горизонтали,

    - отпадает значительная часть формальных характеристик,

    - способность легко менять форму, приспосабливаясь к внешним условиям .

    74. К какому типу организационной структуры относятся централизованные библиотечные системы?

    - дивизиональная структура,

    - линейно-штабная,

    - матричная структура.

    75. Методическое обеспечение библиотечной деятельности направлено на:

    - обеспечение библиотечного коллектива регламентирующей документацией

    - обеспечение планов работы соответствующими методическими рекомендациями

    - оказание методической помощи другим библиотекам

    - повышение квалификации кадров библиотеки

    76. Допишите отсутствующий тип нововведений:

    - продуктовые

    - научно- технологические

    - организационно-управленческие

    - социально-экономические

    Раздел 5. Управленческая информационная система библиотеки

    77. Допишите отсутствующий вид организационных коммуникаций:

    - горизонтальные

    - вертикальные

    - диагональные

    - межличностные

    - формальные

    - вербальные

    78. Информационный менеджмент – это:

    - управление информационной системой,

    - управление информацией организации,

    - управление организацией на основе информации .

    79. Уберите лишнее понятие в предложении: «Этапами статистического исследования не являются»:

    - статистическое наблюдение,

    - отчетность ,

    - сводка и обработка статистических материалов,

    - анализ статистических данных.

    80. Число читателей, объем библиотечного фонда, книговыдача – это:

    - абсолютные показатели,

    - относительные показатели ,

    - средние показатели.

    81. Читаемость, обращаемость, книгообеспеченность, посещаемость – это:

    - абсолютные показатели,

    - относительные показатели ,

    - средние показатели.

    82. Управленческие решения не классифицируются по:

    - срокам действия,

    - аналитическому характеру,

    - виду субъекта, принимающего решение,

    - степени полноты информации.

    83. Методами принятия управленческих решений не являются:

    1) системный анализ,

    2) ситуационный подход ,

    3) моделирование,

    4) экспериментирование

    84. Укажите, что является импульсом к разработке управленческого решения:

    - задание вышестоящего органа

    - проблема

    - потребность в преобразовании

    Раздел 6. Ресурсное обеспечение библиотечно-информационной деятельности

    85. Какие составляющие объединяет понятие «ресурсный комплекс библиотеки»?

    - МТБ и финансы,

    - финансы и кадры,

    - МТБ,

    - все вышеперечисленное .

    86. Что обозначает термин «консолидированный бюджет библиотеки»?

    - смету доходов и расходов,

    - совокупные финансовые средства библиотеки ,

    - МТБ библиотеки.

    87. Что такое инициативная хозяйственная деятельность библиотеки?

      дополнительное платное обслуживание пользователей,

      синоним понятия «экономическая деятельность»

      привлечение в библиотеку внебюджетных ресурсов из различных легитимных источников,

      взаимодействие библиотеки с благотворителями и спонсорами.

    88. Что является предметом маркетингового анализа при установлении цен на дополнительное платное библиотечное обслуживание?

      готовность пользователей платить определенную сумму («верхняя граница цен»),

      реакция пользователей на изменение цен («эластичность спроса»),

      соотношение между реальными затратами (себестоимостью) и ценой.

    Библиотеки в условиях административной реформы

    Горушкина С.Н.
    Обеспечение деятельности Централизованной библиотечной системы в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ

    Объем полномочий местных органов власти по вопросам культуры можно условно разделить на 6 самостоятельных групп:

    1. Организация библиотечного обслуживания;
    2. Организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора)
    3. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей улугами организаций культуры;
    4. Создание условий для массового отдыха жителей поселений, и оргнизация обустройства мест массового отдыха;
    5. Организация предоставления дополнительного образования;
    6. Охрана и сохранение объектов культурного наследия местного значния;
    7. Формирование и содержание муниципального архива.

    Из позиции законодателя следует, что: организация библиотечного обслуживания населения – является компетенцией поселения и городского округа; организация библиотечного обслуживания поселений – является компетенцией муниципального района.

    Основная проблема, которую видят местные органы власти в связи с исполнением Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ (далее Закон №131-ФЗ) по вопросам библиотечного обслуживания, заключается в изменении традиционного порядка библиотечного обслуживания. Сложившаяся система организации библиотечного обслуживания носила централизованный порядок и совпадала c административной структурой муниципальных образований, а также с организацией бюджетного процесса.
    Вновь введенный порядок предполагает полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обеспечивают население социальными услугами в соответствии с публичными полномочиями в объеме имеющихся у них на то ресурсов.
    Следует уяснить, что действующая до введения Закона №131-ФЗ система во многом унаследовала советские организационные структуры, выстроенные по централизованному принципу распределения общественных благ.
    В целях централизованного обеспечения социальной сферы были созданы сети учреждений, сформированные по административному признаку (республиканские, окружные, краевые, областные, районные.) – Так, в части библиотечного обслуживания библиотеками системы Минкультуры, на районном уровне, были сформированы структурно-целостные объединения библиотек – централизованные библиотечные системы (далее ЦБС), в которые входили центральная библиотека и библиотеки-филиалы.
    С развитием законодательства о местном самоуправлении, в начале 90-х годов прошлого столетия, были созданы муниципальные образования, объединенные в районы, в рамках которых формировались консолидированные бюджеты. Входящие в состав района муниципальные образования имели свою собственность, содержание которой осуществлялось из средств района по смете муниципального образования, либо учреждения, централизованно обслуживающего население района.
    С введением Федерального закона «О библиотечном деле» от 29 декабря №78 была установлена градация библиотек по принадлежности собственности, а именно – государственные и муниципальные. А также библиотеки предприятий, общественных организаций и других юридических и частных лиц.
    Ответственность за обеспечение деятельности муниципальных библиотек возложена на учредителя, а именно – на местные органы власти. В исключительной компетенции муниципалитетов находится: разработка и принятие местных нормативов финансового обеспечения библиотек, формирование фондов развития библиотек, строительство библиотечных зданий и обустройство прилегающих к ним территорий, создание, реорганизация и ликвидация библиотек, назначение руководителей библиотек, определение условий и системы оплаты труда библиотечных работников, установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие библиотек и повышение качества их обслуживания.
    Существенным фактором, осложняющим обеспечение деятельности библиотек, является отсутствие минимальных социальных стандартов или нормативов минимальной бюджетной обеспеченности библиотечных услуг.
    Поскольку учредителями библиотек выступали администрации муниципалитетов, то они и определяли организационный порядок библиотечного обслуживания. Традиционный порядок заключался в формировании сети Субъекта Федерации состоящей, как правило, из научной, публичной, юношеской, детской библиотек. Районные сети традиционно имели конструкцию ЦБС, созданную с целью эффективного использования ресурсов. Для конструкции (структуры) ЦБС характерно наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов головного учреждения с библиотеками-филиалами, расположенными в населенных пунктах муниципальных образований, входящих в состав района. Для городской ЦБС характерна та же конструкция, предусматривающая наличие центральной библиотеки и библиотек-филиалов в различных районах города, предусматривающих дифференциацию на детскую и юношескую библиотеку.
    ЦБС , как правило, обладает статусом юридического лица и имеет организационную структуру, предусматривающую

    • центральную библиотеку , в которую входят отделы по комплектованию и обработке литературы, информационному и методическому обеспечению процессов библиотечного обслуживания, а так же
    • библиотеки-филиалы , функцией которых является непосредственная работа с читателями.

    Таким образом, Конструкция (структура) ЦБС предполагает разделение труда в создании библиотечной услуги, которое состоит из 4х частей: комплектование, обработка, информационно-методическое обеспечение, книговыдача.
    Центральная библиотека – осуществляет первые три основополагающие функции, а библиотеки-филиалы – осуществляют функцию книговыдачи.
    На эту организационную конструкцию накладывается процесс ресурсного обеспечения библиотечной услуги, который состоит из:

    • обеспечения помещениями для создания услуг;
    • обеспечение оборудованием;
    • обеспечения финансовыми средствами;
    • обеспечение информационными ресурсами;
    • обеспечение кадровыми ресурсами.

    В связи с разделением границ и полномочий муниципальных образований, проблема заключается в неурегулированности вопросов ресурсного обеспечения процесса производства (создания) библиотечных услуг.
    В целях исследования путей оптимального ресурсного обеспечения качественных библиотечных услуг, имеет смысл рассмотреть пример ныне действующего организационного обеспечения библиотечного обслуживания с тем, чтобы яснее представлять последовательность действий при реализации положений Закона №131-ФЗ.
    Рассмотрим наиболее распространенный вариант, который предусматривает следующие условия: А) помещения , где располагается ЦБС, а именно Центральная библиотека и филиалы, принадлежат разным собственникам:

    • районному комитету по имуществу;
    • сельской администрации;
    • фермерскому хозяйству;
    • другим собственникам.
      Например, помещение центральной библиотеки и некоторые филиалы, расположенные в населенных пунктах муниципальных образований, находятся в собственности районного комитета по имуществу, некоторые филиалы находятся в собственности сельских администраций, некоторые – в помещениях, принадлежащих другим собственникам (ЖКХ, почте, кооперативу). Часть недвижимого имущества находится в оперативном управлении, часть в пользовании, а часть в аренде. Весь этот мультиимущественный комплекс ЦБС содержится за счет средств консолидированного бюджета района.
    Б) оборудование приобретено за счет средств районного бюджета и находится в оперативном управлении ЦБС, как юридического лица. Оборудование, расположенное в филиалах, оформлено в подотчет ответственным лицам, находящимся в штате ЦБС. В) книжный фонд и информационные базы данных, приобретены за счет средств районного бюджета. Книжный фонд и периодическая литература, другие информационные ресурсы (базы данных) распределены в установленном порядке между филиалами. Г) оплата труда обеспечивается за счет средств районного бюджета. Д) капитальные и текущие расходы покрываются за счет средств районного бюджета.

    Во многих регионах Российской Федерации комплектование книжного фонда сельских и городских ЦБС происходит за счет средств субъекта федерации через региональные научные библиотеки.
    Таким образом, жители всех населенных пунктов получают библиотечное обслуживание, в основном, за счет средств районного бюджета.
    Требование Закона №131-ФЗ разграничивает ответственность муниципальных образований:

    1. по собственности,
    2. по бюджету,
    3. по полномочиям.

    1. В соответствии с Законом №131-ФЗ, в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для: решения вопросов местного значения (ст.50 50п.1 пп.1); для осуществления отдельных государственных полномочий; (ст.50 п.1 пп.2)

    В собственности поселений могут находиться библиотеки. (ст.50 п. пп.7)
    В собственности муниципального района могут находиться межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы. (ст.50 п.3 пп.12)
    2. Расходные обязательства МО устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Расходные обязательства возникают:

    • в результате принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения, а так же в результате заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров и соглашений по данным вопросам. Расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета, а так же за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам; (ст. 86 БК РФ, ст. 52 ФЗ №131)
    • в результате заключения муниципальными образованиями договоров и соглашений; (ст.8 п.4; ст.15 п.4; ст.17 п.1 пп.3 ФЗ №131)
    • в результате принятия нормативных правовых актов по осуществлению муниципальным образованием отдельных государственных полномочий.(Гл. 4 ФЗ №131).
    .

    3. Полномочия муниципальных образований разграничены по уровням поселения, муниципального района, городского округа.
    Перед нами стоит задача уточнить систему имущественных и финансовых взаимоотношений ЦБС в рамках нового законодательства о местном самоуправлении с учетом разделения местных органов власти на четыре самостоятельных уровня и разграничения их полномочий и расходных обязательств.
    Поскольку функциональная сущность и организационная структура ЦБС может обеспечить качественное и эффективное библиотечное обслуживание поселений, то необходимо использовать механизмы закона по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера.
    Для решения задачи необходимо уяснить, что согласно статьям 14, 15, 16 ФЗ №131 библиотечное обслуживание относится к компетенции местных органов власти, а, следовательно, относится к комплексу вопросов местного значения и вопросов межпоселенческого характера (см. ст. 2 ФЗ №131)
    Законодатель, разграничив доходные и расходные полномочия органов власти различных уровней по осуществлению ими установленного круга ответственности, предусмотрел механизм регулирования вопросов, находящихся в совместном ведении, а именно: &1. В ст. 8 п. 4 ФЗ №131 предусмотрено, что в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов, для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и другие межмуниципальные организации в соответствии с правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. &2. Последняя позиция получила развитие в ст. 15 п. 4 того же закона, где сказано, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, в праве заключать соглашения с органами самоуправления муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Аналогично, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых их бюджета муниципального района, в бюджеты соответствующих поселений. &3. Статьей 17 п. 3 , предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями:

    • создавать муниципальные предприятия и учреждения,
    • финансировать муниципальные учреждения,
    • формировать и размещать муниципальный заказ.
    &4. Статьей 51 в п. 2 и 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам местного самоуправления иных муниципальных образований. А также, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и цчреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
    • Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

    Таким образом , с учетом перечисленных механизмов осуществления совместных полномочий муниципальными образованиями в ст. 8, 15, 17, 51 ФЗ №131, для организационной конструкции (структуры) ЦБС по существу ничего не меняется.
    Муниципальное учреждение культуры – ЦБС: оказывает услуги межпоселенческого характера в целях решения вопросов местного значения, использует имущество разных собственников на различных условиях, обеспечивает обслуживание населения за счет аккумулированных финансовых средств.

    С вступлением в силу Закона №131-ФЗ, актуальной становится задача обеспечения системы договорных отношений между уровнями бюджетов, либо между самой ЦБС, как юридическим лицом, и муниципальными образованиями.
    С учетом возможностей, представленных законодательством, рассмотрим наиболее распространенный сценарий библиотечного обслуживания поселений муниципальным учреждением культуры ЦБС.
    Прежде всего, необходимо провести ряд организационных мероприятий, а именно:

    • Провести смену учредителя ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения.

    1. Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган управления культурой муниципального района, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в уставе органа управления культурой.
    2. Внести изменения в устав ЦБС о смене учредителя, а так же уточнить функциональные обяханности. Необходимо описать стратегические цели и задачи межпоселенческого характера, которые будет исполнять ЦБС. Также в уставе следует оговорить, на каких условия ЦБС будет исполнять свои задачи – на условиях полного и прямого бюджетного финансирования, или на условиях частичного обеспечения финансовыми средствами.
    В уставе следует указать, кто именно принимает решение об утверждении структуры ЦБС с учетом филиалов. Это может быть учредитель непосредственно, или ЦБС сама принимает решение о количестве филиалов в зависимости от наличия права у ЦБС самостоятельно заключать договоры с поселениями.
    Раздел устава, касающийся имущества, должен предусматривать четкое разграничение объектов имущества: библиотечный фонд, нематериальные активы, оборудование, недвижимое имущество, земля. Необходимо четко определить кто и на каких условиях наделяет ЦБС правом распоряжаться объектами собственности.
    3. Создание ЦБС должно быть закреплено соответствующим нормативным документом, а именно постановлением (распоряжением) главы администрации, либо приказом органа управления культурой, в зависимости от того, кто именно является учредителем.
    4. Необходимо осуществить перерегистрацию ЦБС как юридического лица в установленном законом порядке.
    Рассмотрим в качестве примера наиболее характерную ситуацию.
    В результате создания новых муниципальных образований, входившие ранее в систему ЦБС, филиалы отошли к ведению трех сельских поселений. Штатный персонал филиалов предусматривает 1-3 сотрудника, количество обслуживаемого населения неоднородно по структуре потребительского спроса.
    Очевидно, что кадровый ресурс не позволяет производить все виды библиотечных услуг в поселении, а так же с учетом небольшого объема запросов на специализированную литературу – нет смысла комплектовать филиал широким ассортиментом литературы и периодики.
    Таким образом, для создания качественной библиотечной услуги, а так же с учетом экономии финансовых средств, необходимо и достаточно закрепить за одной из библиотек, обладающей наиболее мощными кадровыми, информационными и иными ресурсами, статус центральной библиотеки. Функции центральной библиотеки должны предусматривать создание специализированного продукта, необходимого для работы всех библиотек поселений, входящих в состав муниципального района. Какие это функции? Прежде всего, комплектование и обработка библиотечных фондов, обслуживание межбиблиотечного абонемента, формирование и предоставление пользователям универсального собрания документов, создание каталогов и автоматизированных баз данных, оказание методической помощи. Библиотеки–филиалы будут оказывать услуги по книговыдаче.
    Тем самым, библиотечная система сохраняется с учетом соображениями экономичности и создания единого библиотечного и информационного пространства на основе кооперирования и взаимодействия библиотек в пределах муниципального района.
    Принимая решение о создании Межпоселенческой (централизованной) библиотечной системы, созданной в целях решения вопросов местного значения, прежде всего, необходимо провести ряд организационных мероприятий, а именно:
    Провести смену учредителя ЦБС. Это обязательная процедура, поскольку в результате выборов произойдет создание новых муниципальных образований с иными полномочиями и иной системой финансового обеспечения.
    Учредителем ЦБС могут стать администрация муниципального района или орган управления культурой муниципального района, если ему делегированы соответствующие права уставом муниципального района, которые закреплены соответственно в уставе органа управления культурой.
    Внести изменения в устав ЦБС о смене учредителя, а так же уточнить функциональные обязанности. Необходимо описать стратегические цели и задачи межпоселенческого характера, которые будет исполнять ЦБС.
    Также в уставе следует оговорить, на каких условия ЦБС будет исполнять свои задачи – на условиях полного и прямого бюджетного финансирования, или на условиях частичного обеспечения финансовыми средствами.
    В уставе следует указать, кто именно принимает решение об утверждении структуры ЦБС с учетом филиалов. Это может быть учредитель непосредственно, или ЦБС сама принимает решение о количестве филиалов в зависимости от наличия права у ЦБС самостоятельно заключать договоры с поселениями.
    Раздел устава, касающийся имущества, должен предусматривать четкое разграничение объектов имущества: библиотечный фонд, нематериальные активы, оборудование, недвижимое имущество, земля. Необходимо четко определить кто и на каких условиях наделяет ЦБС правом распоряжаться объектами собственности.
    4.Создание ЦБС должно быть закреплено соответствующим нормативным документом, а именно постановлением (распоряжением) главы администрации, либо приказом органа управления культурой, в зависимости от того, кто именно является учредителем.
    5.Необходимо осуществить перерегистрацию ЦБС как юридического лица в установленном законом порядке.
    Для осуществления вышеописанных действий необходимо принять решения в соответствии со ст. 8, 15, 17, 50, 51 закона ФЗ №131, а именно:

    1. Делегировать полномочия по обеспечению библиотечных услуг от поселения к муниципальному району решением представительного органа поселения. Делегирование полномочий сопровождается субвенцией.
    2. Принять решение представительного органа муниципального района о создании межпоселенческой библиотечной системы в целях решения вопросов местного значения.

    В построении системы взаимоотношений межпоселенческой библиотеки (ЦБС) с администрациями муниципальных образований будем исходить, прежде всего, из прав собственности поселений на объекты недвижимого имущества. Например, филиалы № 1-5 расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих администрации поселения на условиях оперативного управления. филиалы № 6-8 расположены в поселениях в помещениях, принадлежащих фермерским хозяйствам на условиях договора аренды. филиалы № 9-10 расположены в поселениях в помещениях школ и расположены на условиях договора пользования.

    Таким образом, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и Концепцией реформирования бюджетного процесса, ЦБС, как юридическое лицо, обеспечивающее функцию библиотечного обслуживания, должна заключить соответствующие договоры с администрацией сельских поселений. Для обеспечения деятельности филиалов1-5 на право оперативного управления имуществом, для обеспечения деятельности филиалов 9-10 на право пользования и с другими собственниками договоры аренды. Только после заключения договоров о праве использования имущества наступает право ЦБС оплачивать коммунальные услуги. Эти договоры становятся основанием для расходных обязательств муниципального района.
    В свою очередь, ЦБС обязана обеспечить заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг.
    Следует обратить внимание на тот факт, что каждое муниципальное образование не может осуществлять оплату коммунальных расходов находящихся на его территории филиалов ЦБС, поскольку в расходных обязательствах поселения не возникло такого основания. ЦБС как межпоселенческая библиотека создана на основании нормативного акта представительного органа муниципального района, следовательно, это расходы бюджета муниципального района. Для обеспечения расходов по содержанию филиала, поселение передает субвенцию в муниципальный район в объеме равном затратам на коммунальные услуги филиала и денежное содержание сотрудников. Здесь очевидна финансовая выгода, которая заключается в переносе затрат на создание базовых библиотечных услуг на уровень другого бюджета.
    Возможны варианты выстраивания взаимоотношений.

    1. финансирование может быть отдано поселением муниципальному району в составе субвенции, на основании делегирования части полномочий. Муниципальный район, в свою очередь должен предусмотреть соответствующие расходы в смете ЦБС и перечислить средства в составе общего финансирования.
    2. финансирование может происходить согласно договору напрямую от поселения к ЦБС.

    Выплата заработной платы производится:

    1. из средств муниципального района, как сотрудникам центральной библиотеки, так и сотрудникам библиотек-филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в полном объеме в бюджете муниципального района и, соответственно, в смете ЦБС, при условии делегирования поселением муниципальному району части своих полномочий, оформленных в надлежащем порядке;
    2. из средств поселений сотрудникам филиалов. В таком случае ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселения. Средства на оплату труда должны быть перечислены юридическому лицу – ЦБС;
    3. из средств поселений на сотрудников филиалов и частично на содержание специалистов ЦБС. ФОТ должен быть предусмотрен в бюджете поселений. Аналогично, средства должны быть перечислены юридическому лицу по договору.

    При условии использования варианта оплаты поселениями услуг центральной библиотеки на основании договора, необходимо внести договор в реестр расходных обязательств поселения. Принимая решение о делегировании полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района – необходимо принять формулировку о делегировании отдельной части полномочий по библиотечному обслуживанию.
    Комплектование книжного фонда , в том числе и периодикой производится:

    • из средств муниципального района, в таком случае расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и финансирование должно быть предусмотрено в смете ЦБС;
    • из средств муниципального района производится финансирование только комплектования книжного фонда , соответствующие расходы должны быть предусмотрены в бюджете муниципального района и отданы по смете ЦБС. А приобретение периодики предусматривается поселениями в своих бюджетах для обеспечения филиалов:
    • из средств поселения финансирование отдается в качестве субсидии на комплектование книжного фонда и (или) периодику, на комплекс информационных ресурсов (электронные базы данных, интернет) по договору с ЦБС;
    • из средств субъекта федерации в порядке делегирования отдельной части полномочий по обеспечению библиотечного обслуживания, предусмотренных в ФЗ №95. Субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий местным бюджетам предусмотрены также ст. 63 п. 2 ФЗ № 131. Этот вариант более подходит тем территориям, где традиционно комплектование книжного фонда происходит через научные или национальные библиотеки.

    Распространенным может быть вариант, когда поселения, входящие в состав муниципального района, будут иметь недостаточный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, а так же бюджетная обеспеченность муниципального района недостаточна для осуществления полномочий. В этих условиях будут предоставлены дотации из соответствующих фондов финансовой поддержки в целях межбюджетного выравнивания на основании ст. 53, 60, 61 Закона №131-ФЗ.
    NOTA BENE! Согласно требованиям реформы бюджетной сферы, и следующим из нее изменениям в бюджетном процессе и бухгалтерском учете – финансирование должно происходить не на сеть, а на услуги (Государство будет платить не за факт существования организации, а за определенный вид работы, имеющий конечный результат) . В силу этого требования долевое участие муниципальных образований в обеспечении работы ЦБС является законным, эффективным и справедливым. А, самое главное, население сможет получить качественную услугу.
    Таким образом , обеспечение библиотечного обслуживания жителей поселений через систему ЦБС является вполне оправданным точки зрения Закона №131-ФЗ при использовании механизма закрепления предметов совместного ведения в нормативных актах муниципальных образований. Возможно использование нескольких вариантов: Вариант 1) В целях решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные организации в соответствии с правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Вариант 2) В тех же целях органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района вправе заключать соглашения с органами муниципального района о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Вариант 3) В тех же целях органы местного самоуправления могут создавать межмуниципальные учреждения для решения вопросов местного значения.

    Таким образом, создание межпоселенческой библиотеки, выстроенной по принципу ЦБС, является экономически целесообразным и законодательно обоснованным. Убедительным социальны результатом создания межпоселенческой ЦБС станет обеспечение условий доступа населения к более поной информации и качественному библиотечному обслуживанию.
    ! Следует обратить внимание на положения статей 14 п.2 и Закона №131-ФЗ, которые предусматривают право муниципальных образований решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Субъектов Федерации, при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

    КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

    ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Г.Архангельск 01.07.2005

    30 марта - 1 апреля 2005 года в Архангельской областной научной библиотеке им. Н.А.Добролюбова проходило совещание руководителей муниципальных библиотек Архангельской области «Муниципальные библиотеки Архангельской области: итоги, проблемы, перспективы развития». В ходе совещания были подведены итоги работы муниципальных библиотек в 2004 году, выявлены основные тенденции их развития на современном этапе.

    По состоянию на 1 января 2005 года в Архангельской области работают 526 муниципальных библиотек, объединенных в 24 централизованные библиотечные системы (ЦБС). ЦБС является основной организационной моделью межбиблиотечного взаимодействия муниципальных библиотек, находящихся на территории районов и городов.

    В последние годы произошли большие изменения в содержании и условиях деятельности муниципальных библиотек. Прежде всего, это связано с экономическими, правовыми и социальными преобразованиями в нашей стране. Среди положительных результатов преобразований не только сохранение сети библиотек, но и дальнейшее развитие их взаимодействия, внедрение новых информационных технологий, реализация проектов, имеющих положительный социальный эффект. Вместе с тем остро ощущается недостаток бюджетного финансирования основных направлений деятельности, таких как комплектование библиотечных фондов новыми изданиями, модернизация библиотек и расширение их информационных возможностей.

    Особое внимание на совещании было уделено проблеме организации библиотечного обслуживания населения Архангельской области и обеспечения конституционных прав граждан на поиск и получение информации, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям в связи с реализацией закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

      Определение полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания

    Полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания определяются следующими законодательными актами:

      Конституцией Российской Федерации;

      федеральным законом «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 23.11.1994;

      федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов» № 77-ФЗ от 29.12.1994;

      федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» №131-ФЗ от 08.10.2003;

      областным законом «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области» № 165-21-03 от 8.04.03.

    Согласно ГОСТу 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»

    библиотека  это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

    библиотечное обслуживание - это совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг,

    библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т.д.).

    На основе перечисленных нормативных правовых документов могут быть определены следующие полномочия органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения:

    Полномочия органа местного самоуправления городского округа:

      принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения городского округа и контроль за их исполнением;

      принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения городского округа;

      утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения городского округа, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

      формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального социального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

      присвоение одной из библиотек городского округа статуса центральной библиотеки;

      организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления городского округа;

      организация библиотечного обслуживания населения городского округа;

      обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечноинформационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

      регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории городского округа;

      развитие кадрового потенциала библиотек городского округа.

    Полномочия органа местного самоуправления муниципального района:

      принятие нормативных правовых актов о библиотечном обслуживании населения муниципального района и контроль за их исполнением;

      принятие минимальных социальных нормативов по организации библиотечного обслуживания населения муниципального района;

      утверждение муниципальных социально-экономических целевых программ развития библиотечного обслуживания населения муниципального района, в том числе входящих обязательными разделами в муниципальные программы развития культуры, образования, информатизации муниципального образования;

      формирование, размещение, бюджетное обеспечение муниципального заказа на библиотечные услуги и контроль за его исполнением;

      организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления муниципального района;

      присвоение одной из библиотек муниципального района статуса центральной библиотеки;

      организация библиотечного обслуживания поселений;

      организация межбиблиотечного взаимодействия;

      обеспечение координации и кооперации в формировании библиотечно-информационных ресурсов для их широкой доступности населению и наиболее эффективного использования;

      регистрация и контроль над условиями хранения и использования книжных памятников, имеющихся на территории муниципального района;

      развитие кадрового потенциала библиотек муниципального района.

    Полномочия органа местного самоуправления поселения:

      организация библиотечного обслуживания жителей поселения;

      учреждение и содержание за счет средств местного бюджета муниципальных библиотек, обеспечение безопасности и сохранности их зданий, помещений и библиотечных фондов, обустройства прилегающих территорий;

      организация на базе муниципальных библиотек сбора, хранения и предоставления в пользование опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых органами местного самоуправления поселения;

      развитие кадрового потенциала библиотек поселения.

    2. Организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования

    При организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования предлагаем использовать следующие модели.

      Муниципальное учреждение «Межпоселенческая библиотека», имеющее статус юридического лица, финансируемое из бюджета муниципального района (закон №131-ФЗ гл.8 ст.50 п.3 пп.12). Межпоселенческая библиотека - правопреемница существующей централизованной (муниципальной) библиотечной системы. Она осуществляет библиотечное обслуживание населения муниципального района путем организации в поселениях библиотечных пунктов, которые являются ее структурными подразделениями. Учредителем межпоселенческой библиотеки является орган местного самоуправления «Муниципальный район».

      Межмуниципальное библиотечное объединение. Создается органами местного самоуправления, которые являются учредителями поселенческих библиотек, с целью организации библиотечного обслуживания населения соответствующих муниципальных образований на основе совместного формирования и взаимного использования библиотечно-информационных ресурсов. Создание межмуниципального библиотечного объединения сопровождается заключением договоров (соглашений) о передаче (приеме) полномочий по организации библиотечного обслуживания за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих муниципальных образований (закон №131-ФЗ ст.15, п.4).

      Ассоциация библиотек добровольноеобъединение библиотек, имеющих статус юридического лица, которое создается с целью совершенствования библиотечного обслуживания населения, эффективного использования имеющихся библиотечно-информационных ресурсов, выработки и реализации единой библиотечной политики. Ассоциация библиотек регистрируется в соответствии с действующим законодательством и получает статус юридического лица.

    Данные модели позволяют сохранить сетевой принцип организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования, который обладает целым рядом преимуществ, существенно повышая качество библиотечных услуг и эффективность использования совокупных библиотечно-информационных ресурсов.

    Для организации библиотечного обслуживания поселений муниципальное образование «Муниципальный район» может создавать библиотечный коллектор (закон №131-ФЗ ст. 50 п.3. пп.12), осуществляющий планомерное комплектование библиотек, находящихся на территории муниципального района, различными видами документов, библиотечным оборудованием и техническими средствами. Библиотечный коллектор может быть создан как самостоятельное учреждение со статусом юридического лица или как структурное подразделение одной из библиотек.

    При разработке и утверждении нормативов на библиотечное обслуживание населения рекомендуется использовать:

      «Социальные нормативы и нормы», одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 03.07.1996 года;

      письмо Минкультуры России №01-225/16-29 от 16.10.1996 года «О практике применения социальных нормативов организации сети библиотек»;

      «Основные положения организации сети муниципальных общедоступных (публичных) библиотек в субъектах Российской Федерации», утвержденные приказом Минкультуры России № 682 от 14.11.1997 года;

      «Модельный стандарт деятельности публичных библиотек», принятый Российской библиотечной ассоциацией в 2001году;

      «Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001);

      Социальные нормативы обеспечения населения услугами библиотек и Примерные типовые штаты муниципальных учреждений культуры и искусства, рекомендуемые комитетом по культуре администрации Архангельской области (2004).

    Ответственная за выпуск Лаптева Галина Яковлевна – заместитель председателя комитета по культуре администрации Архангельской области.

    Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах и осложнил технологию комплектования библиотечных фондов Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вследствие разграничения бюджетных полномочий чрезвычайно осложнились и практически остановились книгообменные операции, предполагающие безвозмездную передачу библиотечных фондов из библиотек другого уровня в библиотеки муниципального уровня или другой ведомственной подчиненности . В соответствии с этим законом финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня. Главное нововведение этого закона - это установление двух типов муниципальных образований:

    Сельских или городских поселений,

    Муниципальных районов и городских округов .

    Между ними и происходит разграничение расходных полномочий. Закон по-новому разграничил полномочия в сфере библиотечного обслуживания, закрепив за городским округом, городскими и сельскими поселениями полномочие по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование книжных фондов библиотек поселения, а за муниципальным районом - полномочие по организации библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их книжных фондов. Тем самым распределена ответственность органов местного самоуправления за состояние общедоступных публичных библиотек в российских городах и селах, обеспечение современного уровня деятельности библиотек как культурных, общеобразовательных и информационных центров на местах .

    Разделение бюджетов, по идее законодателей, поможет снизить уровень коррупции, так как в небольших по численности населения муниципальных поселениях и районах легче повысить контроль за расходованием бюджетных средств. К сожалению, все эти благие замыслы терпят крах, сталкиваясь с реальным положением дел в муниципальных образованиях. Во-первых, в их бюджетах нет средств на покрытие расходов на предписанный круг полномочий. Во-вторых, возведенные «китайские стены» между административными делениями разного уровня (поселение, район, городской округ, субъект РФ) буквально обрубают жизненно важные информационные и хозяйственные связи в целостных общественных организмах, которые складывались десятилетиями, если не столетиями, и которые не замыкаются муниципальными границами. В числе таких организмов централизованные библиотечные системы и другие виды межмуниципальных библиотечных объединений. Основная доля их ресурсов (всех видов - от информационных до кадровых) и выполняемых функций централизована на уровне района, а периферийные подразделения размещены в поселениях по всей его территории. И эти подразделения - поселенческие библиотеки - ведут обслуживание населения, потребляя централизованные ресурсы муниципального района: единый библиотечный фонд, единый каталог, единую справочно-библиографическую службу, единую систему повышения квалификации, методической помощи и подбора кадров. Без опоры на них в поселениях можно лишь создать видимость библиотечного обслуживания . В виду выше перечисленного сложная ситуация складывается с внутригосударственным книгообменом, который практикуется в России с начала образования библиотечных фондов. Порядок перераспределения документов значительно усложнился с принятием Федерального закона № 131, который требует согласования передачи каждого издания с органами Росимущества, территориальными органами управления имуществом и учредителями библиотек, так как фонды отнесены к имуществу. Процедура передачи стала занимать 4-8 месяцев. В связи со сложностями перераспределения изданий библиотеки все чаще отказываются от ведения книгообмена, предпочитая списывать издания в макулатуру. Если не изменить правила перераспределения литературы между библиотеками, эта практика может стать повсеместной. В итоге библиотечная система страны потеряет канал безвозмездного комплектования фондов объемом примерно 1 млн изданий в год .

    Следствия, вытекающие из рассматриваемого закона вызывают колоссальную обеспокоенность у профессионалов:

    Во-первых, передача нынешних библиотек-филиалов Центральных библиотечных систем (ЦБС) и центральных районных библиотек в муниципальную собственность ставит под сомнение само сохранение в России централизованных систем, объединяющих публичные библиотеки, дробит единые фонды.

    Во-вторых, разграничение бюджетов всех видов (федерального, регионального, муниципального районного, городского округа, городского и сельского поселения) обрекает на нищенское существование массу библиотек низового звена, в особенности, - сельских, резко снижает возможности их комплектования, использования межбиблиотечного абонемента, развития материально-технической базы, кадрового обеспечения.

    В-третьих, создана законодательная база для закрытия библиотек, так как теперь их судьба целиком передается на усмотрение местной власти.

    В-четвертых, страдают интересы читателей: затрудняется или становится невозможным доступ жителя села и даже небольшого города к отсутствующим в местной библиотеке источникам информации; с большой вероятностью может быть предельно сокращен ассортимент библиотечных услуг; стимулируется переход на платное обслуживание, платные методические услуги и др.

    Перечисленные проблемы не локальны, они касаются всей страны, ведь речь идет о публичных библиотеках, которые обслуживают народ России в прямом смысле этого слова, так как нет других учреждений культуры, настолько приближенных к каждому населенному пункту .

    Подытожив, существующие на сегодняшний день, законодательные нормы в области приобретения изданий можно сказать, что введение конкурсных процедур с 1 января 2006 г. привело к потере оперативности комплектования, сужению возможностей библиотек в реальном выборе источников комплектования, удорожанию процедуры закупки. В особенно тяжелой ситуации оказались сегодня библиотеки удаленных и труднодоступных территорий. В настоящее время финансирование комплектования рассчитывается «от достигнутого». Необходимо внедрение нормативных методик расчета объема средств на текущее комплектование библиотек. Еще больше осложнило ситуацию введение в действие № 131-ФЗ и передача средств на комплектование в компетенцию муниципальных советов. Возможно, выходом из данной ситуации могла бы стать консолидация средств на комплектование муниципальных общедоступных библиотек, в том числе на селе, в бюджете субъектов РФ и выделяемая отдельной строкой. Это позволило бы библиотекам объединить свои заказы в рамках региона, сэкономить средства, улучшить качество отбора, рационально размещать свои заказы у поставщиков .

    Федеральным законом от 31.12.05 № 199-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от06.10.03№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации 7 с местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в т. ч. расширяющие полномочия муниципальных районов в сфере библиотечного обслуживания. С 1 января 2006 г. вопрос местного значения муниципальных районов в этой сфере закреплен как" организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов" (п. 19 ч. 1 ст. 15).

    Правовой статус межпоселенческой библиотеки

    Внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ изменения ввели новый вид библиотек - межпоселенческие, который, однако, не получил подробного толкования ни в данном Законе, нив Федеральном законе от 29.12.94 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле"). В п. 2 ст.4 Закона "О библиотечном деле" регламентирующем библиотечную деятельность в целом, дан закрытый перечень видов библиотек, формируемых учредителями в зависимости от порядка их учреждения и форм собственности.

    Особо оговорен в 3аконе "О библиотечном деле" статус центральных библиотек. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной, при этом согласно ст. 20 Закона "О библиотечном деле":

    • органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки;
    • органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

    Однако этот Закон не разъясняет, что подразумевается под термином "межпоселенческая библиотека", введенным Федеральным законом № 131-ФЗ, и какие функции она должна осуществлять.

    Некоторые субъекты РФ рекомендовали органам местного самоуправления своих регионов понимать под межпоселенческой библиотекой централизованную библиотечную систему (ЦБС), действовавшую в рамках бывшего административного района, и осуществить ее перерегистрацию с новым организационно-правовым статусом межпоселенческой библиотеки с библиотеками-филиалами. Однако с данной позицией нельзя согласиться ни по логике Федерального закона № 131-ФЗ, ни по логике Закона "О библиотечном деле".

    Закон "О библиотечном деле "под централизованной библиотечной системой (ЦБС) подразумевает добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Следует отметить, что данная формулировка давно отстала от развивающегося муниципального законодательства и новых гражданско-правовых отношений с учетом установления разных уровней муниципальной собственности. Сегодня ЦБС как структурно-целостное образование в форме учреждения представляет собой уже не форму добровольного объединения библиотек, а юридическое лицо с системой филиалов. Гражданский кодекс РФ определяет филиалы юридического лица как подразделения, создаваемые юридическим лицом и наделяемые им имуществом и ресурсами для осуществления функции юридического лица за пределами его месторасположения.

    Таким образом, «добровольное объединение библиотек» ЦБС (в соответствии с формулировкой Закона "О библиотечном деле"), которая в последующем реорганизуется в юридическое лицо в форме учреждения с филиалами, может быть осуществлено только при наличии единого собственника (учредителя). На основании его решения может происходить реорганизация самостоятельных библиотек в форме слияния или присоединения. Например, формирование ЦБС в районах как административно-территориальных единицах до реформы местного самоуправления или городских ЦБС в крупных городах.

    Нельзя говорить о добровольном объединении библиотек при наличии разных собственников (учредителей), т. к. реорганизация самостоятельных библиотек (с понижением их статуса) путем слияния или присоединения возможна только решением собственника или при изменении собственника библиотек в результате заключения различных сделок дарения или иного отчуждения имущества. Однако это не значит, что библиотеки не могут кооперироваться для осуществления различных функций библиотечного обслуживания населения, но данная кооперация будет иметь иные организационно-правовые формы, о которых будет сказано ниже.

    Разграничение полномочий и собственности

    Попробуем проанализировать данный вопрос с двух точек зрения: как следует поступать в сфере библиотечного обслуживания согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ и какая форма предоставления библиотечной услуги экономически выгоднее муниципалитету.

    Библиотечное обслуживание населения поселений с учетом формулировки, данной в п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, включает:

    • комплектование и организацию библиотечных фондов;
    • организацию учета и сохранения библиотечных фондов;
    • обслуживание населения в стационарных (абонемент и читальный зал) и нестационарных формах (передвижная библиотека, пункт выдачи и т. п.);
    • справочно-библиографическую работу;
    • массовую работу по развитию интереса к чтению и пропаганде художественно-культурного наследия России.

    К межмуниципальным (межпоселенческим) функциям библиотечного обслуживания, осуществляющимся в интересах населения всего муниципального района, а также всех поселенческих библиотек, можно отнести:

    • межбиблиотечный абонемент для населения всего муниципального района;
    • справочно-библиографическое обслуживание библиотек поселений и населения всего муниципального района;
    • информационно-методическое обслуживание библиотек поселений; 0 методическое обеспечение научной организации библиотечных фондов библиотек поселений;
    • методическое обеспечение охраны и сохранения библиотечных фондов библиотек поселений;
    • методическое обеспечение осуществления государственной статистической отчетности библиотеками поселений и другие функции.

    Таким образом, межпоселенческой библиотекой может быть названа библиотека, которая по структуре своих библиотечных фондов, а также ресурсных возможностей (материальных и кадровых) может осуществлять данные межмуниципальные функции в интересах населения всего района, а также в интересах поселенческих библиотек. Такими ресурсами, как правило, обладают центральные библиотеки.

    Второй вопрос касается формы предоставления библиотечной услуги. Здесь следует обратить внимание на тот факт,что предоставление публичных услуг населению является обязательным условием деятельности органов местной публичной власти. При этом основные задачи - это соблюдение условий социально-экономической эффективности, максимальной доступности общественной услуги и ее соответствующее качество.

    Предоставление услуги может осуществляться разными способами:

    • самими органами местного самоуправления (через муниципальные учреждения);
    • закупаться у сторонних организаций;
    • полномочие по предоставлению услуги может быть передано по соглашению другому муниципальному образованию (от поселения к муниципальному району и наоборот);
    • через кооперацию с другими муниципальными образованиями.

    Выбор того или иного способа предоставления услуги зависит от многих факторов: ее социальной значимости, развитости инфраструктуры предложения, объема средств, необходимых для предоставления услуги, кадровой обеспеченности предоставления услуги и др.

    Если услуга должна предоставляться всему населению бесплатно в силу ее социальной значимости или гарантий, установленных государством, то ее целесообразно осуществлять на базе муниципальных учреждений или в форме межмуниципальной кооперации. Передача исполнения полномочия другому муниципальному образованию с субвенцией на его осуществление, рассчитанной с учетом полной стоимости услуги, и тем более ее закупка у других организаций являются более затратными формами.

    Пример

    Федеральное законодательство гарантирует бесплатное потребление услуги по библиотечному обслуживанию всему населению (ч. 2 ст. 5 Закона "О библиотечном деле). В настоящее время расходы на предоставление услуги при передаче полномочий от государства муниципальным образованиям или между поселениями и муниципальными районами рассчитываются по средней стоимости бюджетной услуги, Если поселение имеет инфраструктуру предоставления услуги, то средняя стоимость бюджетной услуги корректируется с учетом различных поправочных коэффициентов. Так определяются общие бюджетные расходы на предоставление услуги. Как правило, данные расчеты значительно ниже реальных затрат, поскольку не учитываю не кредиторскую задолженность учреждений, а также обычно не планируют капитальных расходов и амортизационных отчислений.

    Но такое положение будет существовать не всегда. Как только учреждения получат большую самостоятельность, перейдя в форму автономных некоммерческих учреждений, они будут вынуждены рассчитывать стоимость услуги с учетом всех необходимых затрат. Тогда передача полномочий по объему расходов сравняется с закупкой услуги у сторонних организаций.

    Закупку услуг в условиях всеобщего бесплатного предоставления библиотечной услуги поселениям лучше всего осуществлять в своих муниципальных учреждениях, размещая на их базе муниципальные бюджетные задания. Также следует отметить, что закуп­ку услуг целесообразно осуществлять для приобретения иных услуг, например, ограни­ченному числу потребителей или в случае частичной оплаты потребителем стоимости услуги. Таким образом, и с этой точки зрения для предоставления библиотечной услуги необходимым является исполнение норм Федерального закона № 131 -ФЗ.

    Имущество центральной библиотеки

    При разграничении собственности в сфере библиотечного обслуживания встает большая проблема: что делать с имуществом центральной библиотеки? Этот вопрос возникает там, где в административном центре муниципального района, сохранилась лишь одна крупная универсальная библиотека, которая и является в настоящее время центральной библиотекой района. Таким образом, именно эта библиотека становится камнем преткновения при разделе имущества, т. к. на нее, с одной стороны, возлагаются полномочия по обслуживанию населения административного центра района, а с другой - осуществление межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания.

    При определении статуса центральной библиотеки возможны два варианта решения:

    1. передать ее в собственность поселения, являющегося административным центром муниципального района;
    2. оставить в собственности муниципального района для осуществления межмуниципальных функций и назвать межпоселенческой библиотекой.

    Ни одно из перечисленных решений нельзя назвать абсолютно правильным, т. к. и в том и в другом случае происходит некоторое ущемление прав одного из субъектов, поэтому решение принимается только по соглашению сторон.

    В первом случае (когда центральная районная библиотека становится собственностью поселения - административного центра муниципального района) для осуществления муниципальным районом межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания органы местного самоуправления муниципального района и административный центр муниципального района могут заключить: 6 либо соглашение о передаче полномочий;

    В либо соглашение гражданско-правового характера о приобретении услуги по осуществлению данной центральной библиотекой функций межпоселенческих библиотек.

    Во втором случае (когда центральная библиотека становится межпоселенческой библиотекой) аналогичные соглашения заключаются между органами местного самоуправления, только предметом соглашения становится уже библиотечное обслуживание межпоселенческой библиотекой населения поселения - центра муниципального района.

    Помимо этого, могут быть заключены отдельные договоры (соглашения) между учредителями библиотек поселений и учредителем межпоселенческой библиотеки или учредителем центральной библиотеки, исполняющей межпоселенческие функции , о предоставлении данной библиотекой услуг по комплектованию библиотек поселений, а также услуг обработки новой литературы. Приобретать данные услуги поселенческим библиотекам целесообразно у профессионалов с целью правильной организации библиотечных фондов поселений, которые должны быть организованы с учетом принятой библиотечной классификации, а также для постановки книг на справочно-библиографический учет.

    Финансовое обеспечение полномочий

    Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должно устанавливаться с учетом минимальных социальных стандартов, принятых на местном уровне, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. В условиях отсутствия принятых минимальных социальных стандартов, например, социальных стандартов на библиотечное обслуживание, за основу следует брать нормативы объемных показателей, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р "Социальные нормативы и нормы".

    Расходными обязательствами поселений в области библиотечного обслуживания населения являются:

    • содержание штата поселенческой библиотеки в соответствии с нормативной штатной численностью, определенной с учетом объемных показателей (число читателей поселенческой библиотеки, книговыдача и т. п.) по состоянию на начало года передачи имущества;
    • финансовое обеспечение комплектования фондов поселенческой библиотеки, в. т. ч. подписными изданиями;
    • финансовое обеспечение организации библиотечного фонда (его классификация и каталогизация), учета и сохранности;
    • финансовое обеспечение справочно-библиографического обслуживания библиотеки поселения;
    • финансовое обеспечение коммунальных расходов, а также расходов по содержанию зданий библиотек или арендной платы в случае их расположения в арендуемых помещениях;
    • финансовое обеспечение приобретения оборудования и технических средств;
    • финансовое обеспечение текущих накладных расходов деятельности библиотек, в т. ч. транспортных расходов;
    • финансовое обеспечение подготовки и переподготовки библиотечных кадров;
    • финансовое обеспечение мер социальной поддержки библиотечных работников в случае установления таких мер представительным органом поселения;
    • финансовое обеспечение мер противопожарной безопасности библиотек,

    Перечисленные расходные обязательства должны лечь в основу минимальных стандартов финансирования в области предоставления библиотечных услуг населению.

    Дополнительные услуги, предоставляемые населению муниципальными библиотеками, могут осуществляться уже на платной или частично платной основе, по расценкам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Дополнительные средства, полученные от оказания дополнительных услуг, должны направляться исключительно на развитие библиотек, а не использоваться для возмещения недостающих бюджетных средств.

    Организационно-управленческие особенности централизованной библиотечной системы

    Сегодня велико искушение сохранить ЦБС под предлогом того, что ранее она являлась удобной формой библиотечного обслуживания, и "приспособить" новое законодательство под эти цели. Однако органы местного самоуправления района не имеют права подменять органы местного самоуправления поселений и организовывать оказание услуг в области библиотечного обслуживания в поселениях. Это можно делать только в одном случае, если поселения по соглашению передадут муниципальному району исполнение данного полномочия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что полномочие должно передаваться поселениями району одновременно с ресурсами для его исполнения, т. е. сначала поселения должны быть сами наделены этими ресурсами: доходами и собственностью.

    Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 731 -ФЗ (учитывая нюансы регионального законодательства о наделении вновь образованных поселений вопросами местного значения в переходный период) последовательность организационно-управленческих действий в сфере библиотечного обслуживания должна быть следующей:

    • централизованные библиотечные системы муниципального района должны быть реорганизованы;
    • собственность ЦБС должна быть разграничена между поселениями, входящими в состав муниципального района;
    • органы местного самоуправления поселений должны учредить поселенческие библиотеки;
    • органам местного самоуправления поселений следует принять решение о том, как осуществлять данное полномочие: самостоятельно или передав его по соглашению (с ресурсами на исполнение) муниципальному району.

    В поселениях требуется закрепить за должностным лицом органов местного самоуправления соответствующие функции по анализу, планированию, организации, контролю деятельности в области культуры, выполнению функций учредителя по отношению к муниципальным учреждениям культуры и иные необходимые управленческие функции. В муниципальных районах должна произойти реорганизация управлений культуры: вместо структурных подразделений по управлению различными направлениями в культуре целесообразно выделить структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за разработку и организацию реализации районных программ в области культуры, а также создать методическую службу хозрасчетного плана, которая могла бы осуществлять на договорных условиях разработку методических материалов для проведения мероприятий в поселениях и проводить курсы подготовки и переподготовки специалистов в области культуры.

    Межмуниципальное сотрудничество

    Статьи 8 и 68 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливают, что для совместного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и хозяйственные общества, а также могут заключаться договоры и соглашения.

    Среди межмуниципальных объединений Федеральный закон № 131-ФЗ упоминает лишь Совет муниципальных образований, поэтому в статье, в качестве хозяйствующих объектов, осуществляющих те или иные вопросы местного значения, называет только хозяйственные общества. Причем Закон дает закрытый перечень таких хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В целях осуществления некоммерческой деятельности муниципальные образования могут создавать фонды и автономные организации (ст. 69 Федерального закона № 131 -ФЗ). В настоящее время принят Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который регулирует создание и деятельность таких учреждений. В структуре данного закона нет упоминания о том, что данное учреждение может быть учреждено в рамках межмуниципального сотрудничества. Кроме того, ч. 3 ст. 18 этого Закона содержит норму, ограничивающую реорганизацию автономных учреждений в форме слияния и присоединения в рамках одного собственника имущества. Вместе с тем данный закон не содержит ограничений к учреждению муниципалитетаминового автономного учреждения в рамках межмуниципального сотрудничества. Однако уже упоминалось, что бесплатное библиотечное обслуживание населения в объемах, установленных государством, не может осуществляться на коммерческой основе, а формирование бюджетного задания при всеобщности услуги для населения пока затруднено. В настоящее время ученые и практики только подходят к разработке принципов и методик формирования бюджетного задания.

    В какой же мере можно использовать формы межмуниципального сотрудничества при организации библиотечного обслуживания населения в настоящее время?

    Статья 8 Федерального закона № 131 -ФЗ, помимо хозяйственных обществ, упоминает также договоры и соглашения, поэтому рассмотренные в главе "Разграничение полномочий и собственности" соглашения о предоставлении услуг между поселениями и муниципальным районом с целью минимизации расходов на комплектование и обработку фондов, на организацию справочно-библиографической работы и т. п. можно назвать формой межмуниципального сотрудничества. Кроме того, можно заключить соглашение об использовании библиотечных фондов библиотек поселений в целях организации межбиблиотечного абонемента в интересах читателей всего муниципального района.

    Органами местного самоуправления поселений.

    Органом местного самоуправления муниципального района.

    Органом местного самоуправления поселения - центра муниципального района.