Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Избыточные требования 44 фз при строительстве. Избыточные требования при описании объекта закупки. Неудобный формат документации

    Избыточные требования 44 фз при строительстве. Избыточные требования при описании объекта закупки. Неудобный формат документации

    О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    Центр содействия предпринимательству осуществляет подготовку требований к применяемым материалам и товарам со стороны Заказчика для аукционной документации с последующей проверкой форм 2 участников торгов.

    Стоимость разработки требований к материалам от 5000 рублей.

    Для чего Заказчику предъявлять требования к применяемым товарам и материалам?

    Для того чтобы обезопасить себя от использования некачественных товаров и материалов, без соответствующих документов, паспортов качества, сертификатов.

    На основании Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    п. 3 ч. 3 ст. 66 первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя .

    Как составить требования к товарам без нарушения действующего законодательства и максимально точно отобразить запрашиваемые функциональные и технические характеристики?

    1. Необходимо определить все используемые материалы при исполнении работ. Сделать это можно, выпустив ресурсную ведомость из сметной программы , в которой была посчитана конкретная смета для ремонта, строительства, благоустройства или прокладки любых инженерных сетей. Аналогично можно определить необходимый для поставки товар.
    2. На каждый материал или товар сегодня есть ГОСТ или ТУ. В данных документах отображены максимальные и минимальные показатели всех функциональных характеристик запрашиваемого материала. Выбрав потребные характеристики, которые влияют на качество исполнения работ, вы отображаете это в требованиях к материалам, виде предлагаемых максимальных и минимальных значений тех или иных характеристик. Количество запрашиваемых Вами характеристик должно точно отображать требования к материалам и не ограничивать конкуренцию между производителями товаров. Требования не должны указывать на конкретный материал или товар. В противном случае, участник, который хотел предложить Вам товар аналог со схожими по функциональным характеристиками может обратится в ФАС с целью привлечь Вас к ответственности за ограничение конкуренции.
    3. При составлении требований к функциональным и техническим характеристикам товаров вы должны пользоваться общепринятыми правилами русского языка и отражать все нюансы в инструкции по заполнению первой (обязательный документ) , таким образом, чтобы участники могли точно понять ваши требования. При любых двояких толкованиях вы навлекаете на себя риск жалобы в ФАС, а это может привести к затягивания сроков электронного аукциона и следовательно проведению работ. К тому же при нечеткой инструкции придется постоянно отвечать на запросы и так же, после внесения изменений сдвигать сроки проведения госзакупки. Четкая, понятная и выверенная до единого слова, знака препинания, символа инструкция позволит в отведенные сроки провести закупку с минимальными усилиями от вас.

    Если же цель усложнить и запутать участника то, в этом случае рекомендуем более подробно запрашивать характеристики товаров, что увеличит объем работ по подготовке первой части заявки , а при четкой инструкции и без изменения по ходу процедуры госзакупки сократит время и неизбежно приведет к неточностям. Наши специалисты всегда очень точно находят подобные несоответствия при заполнении на скорую руку.

    Пример требований к функциональным и техническим характеристиками товаров.

    Материал - Кирпич керамический одинарный

    Должен соответствовать ГОСТ 530-2012. Размер 250Х120Х65мм. Полнотелый или пустотелый. Поверхность граней изделий плоская, ребра – прямолинейные. Марка по прочности должна быть 100.Марка по морозостойкости не менее F50. Класс средней плотности должен быть 1,0-1,4.Водопоглащение не должно быть менее 6%. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) не должна быть более 370 Бк/кг. Группа по теплотехническим характеристикам должна быть: условно-эффективная, эффективная или повышенной эффективности. Средняя плотность, кг/м3, не более 1400. Предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 10,0. Предел прочности при изгибе, МПа, средний для пяти образцов, не должен быть менее 1,6. Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии. Вт/(мС) должен быть выше 0,20 до 0,46.

    Инструкцию, как заполнять участнику Ваши требования можете взять на нашем сайте в разделе «Полезно знать» или написать самостоятельно. При написании инструкции самостоятельно, очень важно четко ей соответствовать самому при написании требований, дабы избежать дополнительных запросов и разъяснений относительно требований.

    Что значит избыточные требования к товарам и материалам?

    Многие участники, испытывая трудности при заполнении формы 2, жалуются на избыточные требования со стороны Заказчика, поэтому очень важно запрашивать только те характеристики, которые действительно обоснованны и регламентированы ГОСТ. В этом случае контролирующий орган всегда будет на стороне аукционной комиссии.

    Закон не содержит такого понятия, как избыточные требования к используемому при выполнении работ товару.

    ст. 33 «Правила описания объекта закупки» должно носить объективный характер. «В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) ………».

    Все требования к материалам или товарам со стороны Заказчика , которые прописаны в нормативно-технической документации обоснованны и должны соблюдаться участниками заказа, а следовательно не могут вести к ограничению конкуренции. Этот факт уже неоднократно подтвержден в решениях ФАС и подобные жалобы, как правило, всегда признаются необоснованными, за исключением случаев грубых нарушений.

    Заказывайте подготовку требований к техническим и функциональным характеристикам товаров у нас. Наши специалисты готовят требования к товарам и материалам в строгом соответствии с ГОСТ, СНиП и другими нормативными документами. При проверке первых частей участников мы не пропустим ни одной ошибки и неточности и отклоним с аукциона ваших конкурентов. Понижения на электронных аукционах, подготовленных нашей компанией 0,5% от начальной цены контракта. Гарантия качества предоставляемых услуг- 100%.

    Работаем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заказать услугу Вы можете, обратившись по телефонам компании или написав письмо на электронную почту.

    Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2014 г. N К-1469/14
    "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

    Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

    рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. Б. Снос нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А. Строительство нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А (взамен снесенного) (номер извещения 0172200002514000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

    В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

    1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ, а именно: "показатели для которых указаны варианты значений", "показатели для которых установлены диапазоны значений".

    2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

    Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

    В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.10.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 10.10.2014.

    В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

    В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

    1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.09.2014;

    2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 195 020 рублей;

    3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения об устройствах защитного отключения, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно: сведения об устройстве защитного отключения "Выключатели дифференциальные ВД1-63 (УЗО)" со следующими показателями: условия эксплуатации - УХЛ 4, степень защиты выключателя - IP20.

    Согласно доводу жалобы Заявителя "плиты теплоизоляционные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут выпускаться шириной 487,9 или 665,8 мм".

    В соответствии с пунктом 89 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к плитам теплоизоляционным: ширина более 487,9 и менее 665,8 мм.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения о плитах теплоизоляционных, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно сведения о товаре "плита теплоизоляционная "Венти Баттс Д" с шириной 600 мм.

    Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование частоты 60 Гц для шнура с рабочим напряжением не более 380 В.

    В соответствии с пунктом 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Шнур": рабочее напряжение - не более 380 В, частота - 50 или 60 Гц.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и потребностями Заказчика, Уполномоченного органа с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества.

    Согласно доводу жалобы Заявителя "В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 499 Смесь асфальтобетонная тип 3, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б, марки III. В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 500 Смесь асфальтобетонная тип 4, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип В, марки III", при этом согласно локально-сметному расчету смесь асфальтобетонная тип 3 и 4 должна быть пористая, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что заявка на участие в Аукционе составляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании документации об Аукционе, при этом требования к товарам "Смесь асфальтобетонная тип 3", "Смесь асфальтобетонная тип 4" соответствуют потребностям Заказчика, Уполномоченного органа, а также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

    Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    3. Согласно доводу жалобы Заявителя "по ряду показателей товаров, указаны избыточные требования к потребительским свойствам".

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

    При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

    Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

    4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    При этом частями 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

    Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

    Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

    В пункте 5.2 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, а также в случаях нарушения Подрядчиком конечного и (или) промежуточных сроков, определенных Календарным планом выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".

    Согласно пункту 5.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена другими пунктами контракта Подрядчику начисляются штрафы в размере ________________".

    В пункте 5.13 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчику начисляются штрафы в размере ________________".

    Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

    2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

    3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 по данному делу предписание не выдавать.

    4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

    Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

    Законом о закупках предусмотрено право Заказчика самостоятельно формировать и устанавливать требования к закупаемому или используемому товару и материалам. При этом Заказчик не обязан каким-либо образом объяснять необходимость установленных им требований к материалам. В данном случае, он руководствуется исключительно собственной потребностью.

    Не стоит, однако, забывать, что требования должны соответствовать двум основным правилам:

    • к поставке должны подходить товары как минимум двух производителей;
    • требования к товару должны быть ясными, без противоречий, дабы не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

    Составляем инструкцию к заполнению заявки

    Законом о закупках прямо прописано обязательное наличие инструкции по заполнению заявки в составе документации. Правда требований непосредственно к форме и содержанию такой инструкции законодатель не устанавливает.

    Именно поэтому некоторые Заказчики не считают необходимым проводить тщательную разработку этого раздела документации и ограничиваются формальным наличием абсолютно неинформативной и бесполезной инструкции.

    Между тем, это один из самых важных разделов закупочной документации. Подробное указание на то, каким образом участникам закупки следует толковать использование тех или иных знаков препинания в тексте требований, включение в инструкцию исключений и особенностях предоставления сведений о показателях позволит как участнику, так и Аукционной комиссии избежать недоразумений и нарушений при рассмотрении заявок.

    Более того, противоречия, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки, могут привести к наложению административного штрафа на должностное лицо утвердившее документацию с нарушениями требований .

    Требования к материалам, которые не могут быть установлены

    44-ФЗ содержит перечень характеристик, требования к которым могут устанавливаться Заказчиком при осуществлении закупки. А именно таковыми являются функциональные, технические и качественные. Требования к иным по своей сути характеристикам не допускаются к установлению, исходя из норм 44-ФЗ.

    Так, к примеру нарушением признается установленное требование к химическому составу материалов. К примеру, процентное содержание тех или иных химических элементов в металле или сплаве.

    Более того, исходя из практики некоторых контролирующих органов исполнительной власти, требование о сроке годности товара также не может относиться к характеристикам, перечисленным в ст.33 44-ФЗ.

    Согласно письмам Федеральной антимонопольной службы Заказчик не вправе устанавливать требования к тем характеристикам материалов, которые могут быть известны и определены путем проведения испытаний.

    Логика проста. Для того, чтобы произвести испытания и предоставить сведения о конкретном и достоверном значении такого показателя, участнику необходимо уже на момент подачи заявки иметь заявленный материал в наличии.

    Разумеется, далеко не все участники имеют на складах постоянный запас необходимых материалов. Да и закупка материалов, без какой-либо гарантии заключения контракта в дальнейшем, является нерациональным и бессмысленным шагом для коммерческой организации. Исходя из сказанного, устанавливая подобные требования, Заказчик ограничивает количество возможных участников закупки.

    Вместе с тем, стоит отметить, что принятие решения о наличии в документации излишних ограничивающих требований может быть достаточно субъективным. Каких-либо прямых указаний относительно четкой границы излишнего и оптимального для должного удовлетворения потребности Заказчика Антимонопольная служба не приводит.

    Однако для Заказчика будет далеко не лишним не увлекаться наполнением документации требованиями, над разгадкой которых может сломать голову даже опытный специалист в сфере, к примеру строительства. Нагромождение требований к характеристикам, которые дублируются в соответствующем государственном стандарте (когда требование о соответствии этому стандарту также установлено) неизменно вызывает массу вопросов, жалоб, недоразумений.

    В конечном итоге это практически всегда приводит к затягиванию процесса закупки, а в некоторых случаях к отмене закупки либо необходимости внесения изменений в документацию.