Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Судебные дела по капитальному ремонту. Каково окончательное решение Конституционного Суда по капитальному ремонту многоквартирных домов? Взносы на капремонт можно не платить или это обязанность каждого собственника жилья

    Судебные дела по капитальному ремонту. Каково окончательное решение Конституционного Суда по капитальному ремонту многоквартирных домов? Взносы на капремонт можно не платить или это обязанность каждого собственника жилья

    Коллегия по административным делам Верховного Суда по капитальному ремонту многоквартирного дома разбирала данное дело в апелляционной инстанции, первоначально же заявление было подано в Белгородский областной суд. Заявителем выступал Безуглый Н.В.

    Он подал заявление об отмене закона Белгородской области, которым регулируется деятельность регионального оператора, осуществляющего сбор денег в фонд капремонта. По его мнению, этот акт нарушал его права и противоречил федеральному законодательству.

    ВАЖНО! Решением областного суда заявление Безуглого Н.В. оставлено без удовлетворения. Решение Верховного Суда по оплате за капитальный ремонт в фонд полностью совпало с решением областного суда.

    Доводы заявителя

    Безуглый Н.В. отстаивал позицию, что сбор на капремонт является налоговым сбором и противоречит налоговому законодательству, запрещающему введение таковых. Он отдельно оспаривал статью 4 регионального закона, в которой говорится о взимании платы в фонд капремонта.

    Кроме того, он указывал на то, что общедомовое имущество жителей многоквартирного дома не зарегистрировано в ЕГРН, поэтому и деньги на его содержание не должны взыскиваться в обязательном порядке.

    Позиция судов

    Белгородский областной суд проверял правомерность принятия правового акта с точки зрения полномочий регионального законодателя по его принятию и с точки зрения соответствия содержания федеральным законам.

    Он указал, что Белгородская дума действовала в пределах своей компетенции и принимала закон строго в тех рамках, которые отведены региональному законодателю нормами Жилищного кодекса. Закон регулирует работу регионального оператора аккумулирования взносов на капремонт и устанавливает минимальную сумму взноса.

    Эти полномочия проистекают из статей 13 , , 167 ЖК РФ . Судьи сослались на то, что жилищное законодательство по Конституции отнесено к совместному ведению, что предполагает издание региональных нормативных актов по этим вопросам.

    Верховный Суд по капитальному ремонту не согласился и с тем, что без регистрации права собственности на общедомовое имущество собственники не обязаны платить за него. В опровержение этой точки зрения было указано, что доля в общей собственности автоматически закрепляется за собственником квартиры пропорционально ее площади в силу закона.

    Влияние решения Верховного Суда по капитальному ремонту на граждан

    Решение Верховного Суда по капитальному ремонту было принято в рамках нормоконтроля, что означает, что в случае удовлетворения требований заявителя закон был бы отменен и перестал бы действовать в отношении всех граждан. Однако суды отказали Н.В. Безуглому, и оспариваемый акт остался в силе.

    Как мы видим, в определении Верховного Суда о капитальном ремонте (дело № 57-АПГ14-2) нет ничего сенсационного . Хотя в тексте решения и встречается фраза, что оспариваемый закон не возлагает на собственников обязанности платить за капитальный ремонт, это не означает, что Верховный Суд о взносах на капитальный ремонт высказался в пользу заявителя. Все оспариваемые нормы остались в силе, а заявление оставили без удовлетворения. Таким образом, в данной ситуации Верховный Суд не признал незаконным взносы на кап. ремонт. Более того, было определение Верховного Суда: плата за капитальный ремонт в данном случае оставалась обязательной.

    Программа капитального ремонта вызвала возмущение граждан на всей территории Российской Федерации. Люди интересовались, будет ли целевым расходование собранных средств, называли программу новым способом обманывать простой народ и набивать карманы чиновников. Под сомнение попало подчинение сборов закону, когда была подана жалоба в Конституционный Суд. Какой ответ был дан этой судебной инстанцией после того, как дело о капремонте рассмотрели судьи во главе с председателем?

    Вопрос неоднократно поднимался в СМИ и, наверняка, будет обсуждаться в 2019 году. Поэтому необходимо разобраться в том, как работает программа в сфере капремонта, обязательно ли платить по счету, который относится к «общему котлу», чем обосновано введение новых сборов в дополнение к имеющимся немалым счетам за «коммуналку».

    Суть нововведений

    Изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации были внесены Федеральными законами № 271 и 417. Поправки конца 2012 года ввели для собственников квартир плату на капитальный ремонт общедомового имущества. Жильцы не понимали, за что им придется платить, обращались с жалобами на телевидение, устраивали митинги. Но изменения были приняты, и программа начала действовать.

    В каждом субъекте Российской Федерации были созданы региональные операторы (РО), собирающие деньги на капремонт многоквартирных домов (МКД) и осуществляющие необходимые ремонтные работы. Сумма сборов, безусловно, зависит от квадратных метров квартиры. По закону местные власти вправе устанавливать наименьший тариф для жильцов, меры господдержки на капремонт, проводить контроль технического состояния МКД.

    Программа конкретного субъекта Российской Федерации должна содержать список жилых домов во всем регионе с указанием сроков проведения работ различных видов. Не входят в список некоторые дома (аварийные, под снос, на две квартиры) и частные коттеджи, а также МКД, износ конструкции которых более 70 %.

    Ремонтным работам за счет взносов подлежат следующие элементы:

    • общедомовые инженерные системы (электричество, газ, отопление, водоснабжение и водоотведение);
    • лифты и шахты;
    • крыша;
    • подвалы;
    • фасад;
    • фундамент.

    Возможно расширение списка по требованию власти субъекта Российской Федерации. Финансовые средства должны аккумулироваться на счете РО, либо на счете самого МКД его жителями.

    К действиям РО относится:

    • выставление платежек собственникам жилья в МКД;
    • выбор подрядчика для проведения ремонта;
    • составление проектно-сметной документации;
    • финансовое обеспечение, контроль и прием выполненных работ.
    Деятельность РО контролирует жилищная инспекция.

    Деятельность Конституционного Суда

    Конституционный Суд России (КС РФ) имеет право осуществления судебной власти с помощью конституционного судопроизводства. Следует подробнее узнать о его работе, чтобы лучше понять правомерность позиции Суда о деле по капремонту. Он призван обеспечивать конституционную защиту граждан и страны по нормам Конституции и принятых ФКЗ. Конституционное судопроизводство отличают следующие характеристики: судьи Конституционного Суда независимы в своих решениях, судебное заседание идет устно, непрерывно с использованием языка указанного производства.

    Механизм, в котором действует конституционное судопроизводство, установлен Конституцией, ФКЗ и Регламентом. Полномочия Конституционного Суда РФ - принятие решений в пленарных заседаниях, когда судьи Конституционного Суда обеспечивают явку в количестве 2/3 от общего числа, в заседаниях палаты - не менее ¾.

    Конституционный Суд России появился в 1991 году, в 1994-м изданным ФКЗ № 1 устранялись все выявленные нарушения в его работе, раскрывались все принципы. Полномочия Конституционного Суда - соблюдение в Российской Федерации норм Конституции всеми лицами без исключения для защиты общества.

    От разбирательств в обычной судебной инстанции Конституционное судопроизводство отличают:

    • решение Конституционного Суда нельзя обжаловать, процесс длится недолго, что заставляет стороны представлять все аргументы, не оставляя их на другое время;
    • судьи Конституционного Суда разрешают ситуацию в той мере, в которой она может оказывать влияние на оценку конституционности оспариваемых правовых актов. Роль адвоката - предоставить убедительные правовые и научные доводы, моделировать научно-обоснованную ситуацию, чтобы конституционное судопроизводство послужило нахождению оптимального решения вопроса, которое устраивает закон;
    • представителем стороны может быть человек с юридическим образованием, кроме адвокатов;
    • нет механизма исполнения решения, которое приняли судьи Конституционного Суда. Госструктуры должны добровольно подчиняться такому решению, либо дело переходит в другую судебную инстанцию для получения решения, требующего исполнения;
    • конституционное судопроизводство призвано защищать публичные интересы. Требования оспорить какое-либо положение закона могут выдвинуть отдельные лица, однако решение повлияет на судьбу большого количества людей в похожей ситуации.

    Судьи Конституционного Суда во главе с председателем могут рассматривать дела о толковании Конституции и ФКЗ, соответствии ей всех нормативных правовых актов, дела о соответствии того или иного закона Конституции по жалобам граждан, выдвижение обвинения к Президенту РФ и иные. Пример рассмотрения дела в КС РФ - вопрос по капитальному ремонту.

    Выводы по капремонту

    ФКЗ № 1 устанавливает, что судьи Конституционного Суда в количестве 19 человек назначаются Советом Федерации. Главой Суда выступает председатель, на его должность выбирается один из судей (ст. 23 ФКЗ). Председатель и два его зама выбираются на 6 лет, после чего происходит переизбрание либо на должность назначаются те же лица.

    Чаще всего КС РФ выносит постановления по обращению граждан и юридических лиц, иногда по обращению судов, депутатов, парламентов. После начала действия программы по капитальному ремонту, некоторые депутаты решили обжаловать введенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации о капремонте. По их мнению, принятый Федеральный закон противоречит ФКЗ и Конституции. Это пример дела, рассматриваемого КС РФ, а не в другой судебной инстанции.

    Заявление было подано в Конституционный Суд России. Председатель заседания В.Д. Зорькин, который много лет занимает эту должность. Лица заявили, что взносы на капитальный ремонт неправомерны, первоначальный ремонт должно производить государство, работа региональных операторов нарушает права собственников, так как оператор может произвольно распоряжаться деньгами, нет прозрачности его работы. Такие нововведения требуется признать не соответствующими Конституции, а именно ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 35, ч. 1 ст. 40, ст. 57.

    Требования обращения судьи Конституционного Суда рассмотрели 12 апреля 2019 года. Суд указал на то, что собственники обязаны сохранять общедомовое имущество в хорошем состоянии. Взносы - это не налог, так как их расходуют с определенной целью. Дома, требующие ремонта в момент приватизации квартир собственниками, должны ремонтироваться в первую очередь. На их ремонт дополнительно могут выделяться средства из бюджета.

    Если собственники не приняли решение о формировании фонда, то муниципалитет может определить вид взносов самостоятельно (обычно дом приписывается к общему фонду). Однако жители должны быть осведомлены о порядке финансирования капремонта. При невыполнении этого требования собственники могут изменить порядок оплаты и вносить деньги исключительно на счет своего МКД.


    Внесение средств на общий счет также не противоречит Конституции и ФКЗ. Эта система оправдывает себя тем, что предоставляет возможность выполнять необходимый перечень работ в зданиях, требующих срочного ремонта в результате аварий и других происшествий. Какие МКД нужно привести к нормальному состоянию в первую очередь, РО должен определять исходя из их состояния. Если же решения принимаются необъективно, жители могут обжаловать их в судебной инстанции.

    Закон обязывает устанавливать прозрачность работы фонда, местные власти несут ответственность перед жильцами в случае прекращения деятельности организации. Решение Конституционного Суда должно быть исполнено, но не закрепляется исполнительным листом, а подразумевает добровольное исполнение.

    Чем оправдан сбор денег

    Изучив принятое постановление, можно понять, что граждане в 2019 году могут выйти из «общего котла», если это было не их решением, что нужно подтверждать судебной проверкой.

    Итак, судьи Конституционного Суда во главе с председателем признали капремонт и его процедуру законной, введенные положения соответствующими Конституции. При этом были сделаны некоторые уточнения по работе региональных операторов и контролю за их деятельностью.

    Что делать гражданам с платежками в 2019 году? Плата за капремонт не очень велика, однако, учитывая все платежи в системе ЖКХ, получается прилично. Поэтому новая графа в платежках так возмущает жильцов вместе с самой системой сбора взносов в «общий котел». Такой сбор наравне с поборами в сфере ЖКХ развязывает руки к хищениям денег для тех, кто занимает определенную должность в фонде.

    Оправданы ли взносы на капремонт в 2012–2019 годах? Дело в том, что 85 % жилых помещений в МКД - это частная собственность, а значит, государство больше не отвечает за капремонт общего имущества таких домов. Обязанность поддерживать дом в нормальном состоянии лежит на собственниках уже давно, а поправки в Жилищный кодекс лишь сформировали отлаженный механизм.

    Платить или не платить взносы в 2019 году


    Чтобы граждане определили для себя, платить или нет за капитальный ремонт в 2019 году, необходимо описать основные характеристики в системе капремонта.

    1. Плата обязательна для всех собственников жилья в МКД.
    2. Размер взноса установлен для каждой области, края, республики, АО Российской Федерации. Тариф за 1 кв. м увеличивается малыми дозами, что объясняется инфляцией и ростом цен на ремонтные работы. Пример: в 2019 году минимальный тариф будет составлять в Амурской области 7,9 руб., в Архангельской области - 7,16 руб., в Якутии - 3,6 руб.
    3. Сумма взноса равна числу квадратных метров площади квартиры, умноженному на установленный тариф за 1 кв. м. Пример: Оренбургская область, 2019 год, дом с лифтом свыше 6 этажей - тариф 7,42 руб. Площадь квартиры 56 кв. м. Пример расчета ежемесячного платежа: 7,42 × 56 = 415,52 руб.
    4. Взносы должны оплачиваться по такой системе не только жильцами, но и владельцами нежилой недвижимости в МКД - магазинов, салонов красоты, офисов и т.д.
    5. Для финансирования деятельности подрядчика в сфере капремонта взносы собираются на счете МКД или оператора.

    Ввиду требования поправок и постановления КС Российской Федерации капремонт проводится в порядке очереди, а для расчета тарифа за 1 кв. м площади учитывают возраст МКД, наличие лифта.

    Требования к первоочередности предполагают составление списка всех МКД и проводимых в них работах. Порядок очереди состоит из следующих данных:

    • года сдачи дома в эксплуатацию;
    • даты выполнения последнего капремонта;
    • процента собранных денег от требуемой суммы.

    Также в каждом населенном пункте должен быть составлен план ремонта конкретных МКД. Этот план должен быть доступен всем, чтобы жители знали, будет ли отремонтирован их дом в 2019 или последующих годах, из каких работ состоит планируемый ремонт. Чтобы избежать проблем с судебной системой и не нарушать закон, взносы придется платить исправно и за 2019 год, и за другие.

    Можно ли изменить способ сбора денег


    К вариантам по сбору денег относится перечисление на счет МКД либо на счет РО. Жильцы должны были на общем собрании определить, какой способ сбора им подходит. Если собственники не заявили о своем решении, то закон разрешал РО выставить платежки для сбора на общий счет.

    Однако постановление Конституционного Суда, ссылаясь на Конституцию и ФКЗ, определило, что граждане могут изменить порядок, установленный без их согласия. При этом факт того, что их никто не спросил, нужно доказать в судебной инстанции.

    Особенности сбора в «общий котел»:

    1. План очереди составляет региональный оператор. Возможно, сроки будут устанавливаться не совсем по требованию, так как в деятельности оператора будет большое количество МКД, и уследить за всем не получится.
    2. Оператор выполняет все требования к проведению программы - выбирает банк, ищет подрядчика, контролирует качество проведенных работ.

    Особенности сбора средств на счете МКД:

    1. Размер взноса утверждается не ниже тарифа, установленного в регионе Российской Федерации в 2019 году, но может быть увеличен по согласию всех жильцов.
    2. Список работ, сроки их проведения в доме должны составить сами жильцы.
    3. Счет в банке открывает один из собственников. Туда будут перечисляться средства.
    4. Выбирать подрядчика, следить за качеством проведения работ придется жителям или тому, кого они назначат.

    Очевидно, что при перечислении денег в общий фонд, всю работу возьмут на себя специалисты, назначенные на определенную должность в фонде. При желании всех жителей МКД можно изменить порядок сбора средств. Главное - соблюдать закон, а КС РФ во главе с председателем определил, что взносы законны и не нарушают требования Конституции и ФКЗ. Но тогда жителям потребуется выбрать активную группу, которая возьмет на себя все организационные вопросы.

    В последнее время стал актуальным вопросом законность определенных государственных взносов. Капремонт – не противоречат ли подобные сборы конституционным правам гражданина РФ? Именно эта тема поднималась на рассмотрении в конституционном суде, в процессе внесения изменений в ЖК России. Последние новости по изменениям пункта капремонт, конституционный суд разместил на официальном сайте 12 апреля 2019 года.

    Многие граждане обеспокоены законностью сбора на капремонт, почему подобная выплата не приравнивается налоговому сбору, который и так оплачивается ежемесячно. Куда идут общие деньги, достаточно ли средств направляется на нужды дома, стоит ли сформировать отдельный счет или лучше пользоваться региональным котлом, не противоречит ли сбор на капремонт конституционным правам? Подобные споры возникаю постоянно, но грамотный ответ может дать только специалист:

    • Юрист государственной конторы, поможет разъяснить способ начисления и распределения средств капремонта. Какие именно услуги можно оплатить за счет подобных сборов.
    • Адвокаты частных агентств нередко сталкиваются со спорами связанными с законностью распределения средств капремонта региональным оператором. Жители дома вправе потребовать смету за проведенные ремонтные работы.
    • Онлайн-юрист предоставляет бесплатные консультации на сайте круглосуточно и поможет с решением любых спорных вопросов и с желанием сформировать отдельный счет для жильцов определенного дома.

    Важно: Верховный суд в 2019 году внес изменения в ЖК РФ с целью урегулирования возможных споров между региональными операторами и жильцами многоквартирных домов.

    Почему капремонт не является налоговым сбором

    Сбор на капремонт конституционный суд рассматривает как правомерная плата жилищно-коммунальных услуг предоставляемых государством многоквартирным домам. Основным отличием налогового фонда, является распределение средств на любые нужды граждан. Например, налоги могут пойти на оплату ремонта дорог, проведение освещения в районе или закупку медицинского оборудования. Фонд, который формируется с взносов на капремонт идет на оплату ремонтных работ определенного жилого комплекса. Житель многоквартирного дома оплачивает затраты на содержание общей площади, которая достается при приобретении квартиры в собственность.

    Основные отличия налогов от оплаты капремонта:

    • Взносы на капремонт необходимо оплачивать ежемесячно, как и все счета по коммунальным услугам, средства поступают на отдельный счет, а не в государственную казну.
    • Налоги идут на обеспечение любых потребностей государства, а с помощью фонда на капремонт, можно решить вопросы с обеспечением потребностей определенного жилого комплекса или многоэтажки, например, отремонтировать крышу.
    • Средства со счета капремонта, могут быть потрачены только на определенные цели, которые предусматриваются законом. Налоги распределяются по мере необходимости и не имеют целевого назначения.
    • Жители жилищного комплекса получают за свои средства ряд услуг направленных на капитальный ремонт, а вот оплата налогов не гарантирует получение определенных благ взамен.

    Важно: Если жилой дом был приватизированным, то за государством сохраняется ответственность за капитальный ремонт здания. То есть законом предусматривается проведение первичного ремонта дома, за счет государственного бюджета.

    Чем отличается котел от отдельного счета

    Законом предусматривается два способа формирования счета для отдельного дома:

    • Отдельный лицевой счет – формируется из взносов жителей одного дома.
    • Общий котел – формируется из взносов жителей региона.

    Важно: Жители дома могут в любой момент оказаться от перевода средств на общий счет и сформировать отдельный фонд. После принятия решения, они обязаны проинформировать регионального оператора о своем намерении сформировать отдельный фонд.

    Отдельный лицевой счет

    Жильцы, которые намерены сформировать отдельный счет для переведения средств на капитальный ремонт, получат такую возможность только через два года после принятия решения. Ускорить процесс отделения от общего котла можно с помощью регионального суда. В таком случае судебное постановление может вступить в юридическую силу через 2-6 месяцев после принятия решения. Все средства, накопленные в общем котле взносами жителей, переводятся на отдельный лицевой счет.

    После того как будет сформирован отдельный лицевой счет, о капремонте дома отвечают сами жители. Все ремонтные работы, затраты на проведение, контроль за соблюдение норм и т.д. осуществляется жильцами или сформированным комитетом.

    Важно: Если в доме до момента принятия решения об отсоединении уже проводился капитальный ремонт за счет средств взятых из общего фонда, и эта сумма превышает накопления жильцов жилищного комплекса, то они не могут сформировать отдельный фонд пока не будут погашены все кредитные задолженности.

    Общий котел

    Ремонтные работы осуществляются в порядке очереди, установленной оператором региона. Но если дом находиться в аварийном состоянии капремонт может быть осуществлен в не очереди. Средства, начисляемые на общий счет, не могут быть потрачены на другие городские нужды, это регулируется действующим законодательством, в случае хищения или неконституционного распоряжения деньгами может быть открыто уголовное разбирательство. Виновные в неправомерном распоряжении средствами, предназначенными на капитальный ремонт, могут понести административную или уголовную ответственность.

    Если сумма ремонта превышает отдельные начисления по жилищному комплексу, оператор региона может брать кредиты или расплачиваться общими средствами котла, за счет дальнейшего погашения капремонта жильцами. Таким образом, если ремонтные работы были проведены, это не дает права жильцам не платить сбор на капремонт.

    Если городские власти вовремя не проинформировали жителей о порядке произведения взноса на капремонт, жильцы дома в праве в судебном порядке изменить сроки по созданию отдельного счета и по оплате сбора. Если же жильцы были проинформированы заранее об осуществлении сбора, согласно решению конституционного суда 2019 года, то городские власти могут самостоятельно направить платежи в общий фонд города.

    Важно: Отремонтированный дом, должен соответствовать правилам безопасной эксплуатации и не противоречить законодательным нормам. В противном случае жильцы могут обратиться в суд для привлечения оператора региона к административной и материальной ответственности.

    Куда могут быть потрачены средства, поступившие на общий счет котла

    Законом предусматриваются виды ремонтных работ, на которые могут быть потрачены средства собранные с жильцов дома:

    • Ремонт внутренних систем отопления.
    • Устранение неполадок электроснабжения дома.
    • Устранение аварий водоотведения и водоснабжения.
    • Ремонт внутренних систем газопровода.
    • Ремонт лифтовых шахт или замена лифта непригодного к дальнейшей эксплуатации.
    • Роботы по реставрации фасада дома.
    • Восстановление поврежденного фундамента.
    • Замена кровли или ремонт крыши.
    • Ремонт обще имущественных подвалов.

    Каким образом оператор региона может распределиться средствами из общего котла:

    • Оплата произведенных ремонтных работ.
    • Оплата затрат на составление необходимой документации и инженерных расчетов.
    • Оформление кредитов и займов на проведение ремонтных работ, погашение процентов и долга осуществляется со средств по оплате капремонта.

    Важно: Если дом не подлежит дальнейшей эксплуатации и находиться в аварийном состоянии, деньги начисленные жильцами на оплату капремонта, могут быть направленны на реконструкцию или снос здания. Конституционный суд РФ признал правомерным передачу жилого дома в собственность городской администрации, в этом случае все средства по оплате капремонта будут возмещены жителям.

    По многочисленным просьбам граждан, изменения в начислениях средств на капремонт, конституционный суд последние новости разместил на официальном портале. Те, кто ожидал отмены сбора, настигло разочарование. Закон от 2019 года особо не изменился. Изменились некоторые определения верховного суда, а именно коррективы коснулись правил информирования жителей о возможности создания отдельного лицевого счета. Также у граждан РФ появилась возможность в любой момент отказаться от услуг регионального оператора.

    Стоит отметить, что суд принял решение о проведении ряда изменений в общей работе закона, а именно предоставление отчетности перед жителями за трату средств. Неизменным остается право городских властей передавать средства в общий котел, а граждане обязаны признавать такое решение, если они не успели сформировать отдельный счет. Но даже если дом был внесен в общее управление, жители в судебном порядке могут сформировать отдельный фонд.

    Суды в России уже вынесли сотни решений в пользу собственников жилья по вопросу капремонту. Иски граждан удовлетворены на десятки миллиардов рублей. Такие колоссальные размеры расходов уже сейчас не под силу местным бюджетам – они просто не в состоянии исполнить судебные решения, что может привести к банкротству целых городов. Конечно, если не придет помощь из федерального бюджета.

    Напомним, что и Верховный суд РФ, и Конституционный Суд РФ уже достаточно ясно выразили свою позицию, что за государством сохраняется перед жителями обязанность по капремонту в домах, в которых уже требовался капремонт на момент приватизации в нём квартир. В таких домах сначала капремонт должен сделать прежний собственник – т.е. муниципалитет (государство), а уж последующие капремонты лягут на плечи собственников, которые приватизировали квартиры в таких домах.

    Причем такие дома в первоочередном порядке должны включаться в соответствующие региональные программы по капремонту.

    А что на практике?

    К примеру, в одном только Омске люди выиграли в суде дела по капремонту на сумму более 13 миллиардов рублей. И это при том, что весь годовой бюджет Омска – порядка 15 миллиардов. Получается, что решения суда есть, а исполнить их в установленные сроки орган власти пока не могут.

    Для исполнения судебных решений по капремонту местным бюджетам просто необходима помощь из федерального бюджета. И омские депутаты уже готовят законопроект для внесения в Госдуму, чтобы этот вопрос урегулировать – распределить финансовую нагрузки между муниципалитетами и центром.

    Аналогичная ситуация в Барнауле, Хабаровске, Ижевске, Владивостоке. Эти города могут просто не потянуть бремя исполнения судебных решений по искам собственников многоквартирных домов. Ситуация по капремонту сложилась просто критическая: более тысячи удовлетворенных исков, десятки миллиардов долга местных бюджетов.

    Но и жители – обычные люди, собственники квартир не обязаны закрывать на это глаза, прощать долги муниципалитетам, государству. Есть закон – и он должен быть исполнен. Именно поэтому суды становятся на сторону собственников по искам по капремонту.

    А что в других городах России – почему волна исков собственников к местным администрациям еще не захватила суды?

    Все просто – люди просто не знают, что местную администрацию можно через суд обязать сделать капремонт. А те, кто знает, не имеет достаточной подготовки для обращения в суд. И конечно фактор лени – населению часто кажется, что придет герой и решит за них проблему, сам обратится в суд, сам все организует, наймет юриста, будет тратить свое время, добьется справедливости для всех. Но таких героев дефицит. А потому во многих городах пока затишье, никаких судебных споров по искам о капремонте нет.

    Стоит заметить, что хотя в бюджетах городов часто и нет денег на исполнение решений суда по капремонту, это не значит, формулировка «денег нет» может все оправдать, а об исполнении решений суда можно забыть. Европейский суд по правам человека не допускает произвола в этом вопросе – отсутствие денег у государства – не повод для неисполнения судебных решений.

    Конституционный суд (КС) сегодня отказался признать неконституционными оспоренные депутатами Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» поправки к Жилищному кодексу (ЖК) 2012 года, обязавшие всех собственников помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт. Однако законодателю предписано конкретизировать порядок исполнения государством обязательства по проведению капремонта домов, нуждавшихся в нем на момент приватизации жилья, и установить механизм, гарантирующий исполнение региональных программ капремонта и прозрачность их реализации.


    Регионы сорвали программу капремонта


    В 2015 году израсходовано только 25 млрд из 97 млрд руб., собранных на капремонт, заявил 1 марта вице-премьер Дмитрий Козак. Он поручил субъектам до 1 апреля представить новые программы капремонта на 2016 год, а осенью пообещал подвести итоги в регионах и принять решения «вплоть до кадровых». Как сообщил "Ъ" заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, ведомство уже подготовило поправки к законодательству, предполагающие административную ответственность должностных лиц, отвечающих за капремонт в регионах.