Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Конституционное право. Университетский курс. Введение

    Конституционное право. Университетский курс. Введение

    Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Подробнее о том, что такое суверенитет, понятие и виды суверенитета - далее в статье. Начнем с определения.

    Определение

    Перед тем как разобрать виды суверенитета государства, подробнее разберем понятие. Термин произошел от французского souverainete, что в переводе значит «верховная власть». Это один из основополагающих признаков государства, который дает право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику государства без вмешательства иностранных агентов (правительств, общественных организаций и др.).

    Суверенитет и международное право

    Ошибочно полагать, что суверенитет означает абсолютное право распоряжаться внутри страны. Все демократические государства подчиняются нормам международного права. Это значит, что существуют нормативные акты, принятые за пределами определенной страны, но имеющими власть над ней.

    В качестве примера возьмем наше государство. Высшей судебной инстанцией в России являются Верховный и Конституционный суд. Существует по правам человека. Он находится в Страсбурге, во Франции. В нем рассматриваются дела, основанные на Конвенции по правам человека. Это международный нормативно-правовой акт, который ратифицировало большинство независимых стран. Если в Страсбурге укажут, что какое-либо рассматриваемое судебное дело в России велось с нарушениями Конвенции, наши суды будут обязаны отменить принятые вердикты.

    Это не значит, что Россия не имеет суверенитета. Наша страна добровольно подписала и ратифицировала интернациональные соглашения, позволяющие Международным судам отменять решения российских. Мы можем в любой момент в одностороннем порядке выйти из договора и игнорировать решение Страсбурга. Добровольное подчинение - это проявление внешней политики. Теперь подробнее про виды суверенитета. Далее об этом.

    Виды суверенитета

    Итак, каждое независимое государство обладает правом на самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Выделяют следующие виды суверенитета:

    • государственный;
    • народный;
    • национальный.

    Государственный суверенитет: формирование понятия

    Понятие "государственный суверенитет" сложилось в конце средних веков. Применялось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной. На Западе церковь являлась самостоятельным институтом власти. В отличие от государства, она не имела территориальных границ и была надгосударственным формированием. С развитием централизованной власти появилась необходимость территориальной обособленности одного монарха от другого. Отсюда и пошло понятие государственного суверенитета, как противопоставление церковному.

    Сущность государственного суверенитета

    Государственная власть находится на вершине иерархии. Все подсистемы и социальные институты подчиняются ей. Представим ненадолго, что отменили государственный суверенитет. Наступит эпоха анархии. Не смогут существовать высшие контролирующие и регулирующие институты. Единая страна разделится на местные княжества, кланы, которые начнут постоянную войну друг с другом. Такие сферы, как образование, здравоохранение, безопасность не смогут функционировать. Без единой системы управления, стандартов, законов общество не сможет существовать в привычном нашем понимании.

    Негативные последствия отсутствия государственного суверенитета

    История знает множество примеров, когда не было единого центра власти. Это так называемые периоды двоевластия. Подобный случай в нашей истории был в 1917 году, от отречения Николая Второго до Великой Октябрьской социалистической революции, когда сторонники Ленина единолично взяли власть в свои руки. Эксперимент нагляден тем, что шла мировая война. Хаос в армии, неисполнение приказов, саботаж работников тыла, продовольственные кризисы - это только малая часть проблем, спровоцированных безвластием. Две разных системы власти привели в конечном итоге к кровопролитнейшей гражданской войне, которая по своим жертвам не уступала мировой.

    Отсутствие суверенитета государства, неспособность власти отстаивать его негативно отражается на всем обществе. Так сложилось, но и подобный эксперимент, к сожалению, знает наша история. После распада СССР был взят курс на либерализацию и, как следствие, уничтожение государственного суверенитета внутри страны. Власть, по задумке реформаторов, должна была представлять интересы общества за пределами страны. Внутри же нее должны отсутствовать любые проявления государственности во всех сферах общества.

    Это привело к катастрофическим последствиям: «невидимая рука рынка» не отрегулировала экономические отношения, наступил голод, армия потеряла боеспособность, правоохранительные органы оказались неспособны бороться с преступностью, единые стандарты образования отсутствовали. Это лишь малая доля проблем, выпавших на долю нашей страны в начале 90-х годов прошлого столетия.

    Виды государственного суверенитета

    Государственный суверенитет имеет два вида:

    1. Внутренний. Государство имеет исключительное право принимать законы, легально применять силу.
    2. Внешний. Государство может самостоятельно проводить внешнюю политику от имени всего общества. Международные договоры, подписанные от имени государственной власти, обязаны исполнять все граждане.

    Народный суверенитет

    Продолжаем говорить про виды суверенитета. Помимо государственного, политологи выделяют народный. Смысл состоит в том, что народ, т. е. постоянно проживающее внутри страны население, выступает субъектом власти. От людей зависят важнейшие

    Понятие "народный суверенитет" тесно связано с понятием демократии. Народ, люди определяют судьбу и характер своего государства. Официально не прописаны виды суверенитета. Конституции РФ не упоминают об этом. Однако в Основном законе страны, в части 1 статьи 3 сказано, что носителем суверенитета и источником власти в нашей стране является многонациональный народ Российской Федерации.

    Не случайно в Конституции упоминается «многонациональный народ». Это значит, что у нас нет доминирующей нации, которой принадлежит народный суверенитет. Да, русских в России большинство. Они являются образующей государство нацией. Это подчеркивают первые лица страны. Однако это не значит, что русские обладают исключительностью в осуществлении народного суверенитета.

    Народ осуществляет свое право принимать решения через различные демократические инструменты:

    Сложно организовывать референдумы по каждому случаю. Утопия анархиста Нестора Махно - каждый раз собирать крестьянские сходы - в условиях больших территорий и огромного населения неосуществима. Для этого в демократических странах суверенитет народа осуществляется через представителей. Наши граждане называют их «слугами народа».

    К таковым относятся по Конституции РФ:

    • Президент РФ.
    • Федеральное Собрание РФ.
    • Парламенты субъектов РФ.
    • местного самоуправления.
    • в судах.

    Народный суверенитет - это право жителей решать важнейшие вопросы в государстве.

    Национальный суверенитет

    Заканчиваем тему "Виды суверенитета" национальным. Данное понятие означает проявление в реальности полновластия нации. Каждая нация имеет право определять свою судьбу, решать различные вопросы, связанные с национально-государственными объединениями и т. д.

    Национальный суверенитет проявляется в сохранении идентичности, языка, культуры. Также сюда можно отнести право нации на самоопределение, закрепленное во многих международно-правовых актах, вплоть до отделения одной национальной территории от другой.

    Ярким примером проявления национального суверенитета служит отделение Косова от Сербии. Косовский край традиционно является территорией сербов. Однако на протяжении многих веков сюда заселялись этнические албанцы. Косовские албанцы стали полновластной нацией, считавшей территорию Косова своей родиной. Они воспользовались национальным суверенитетом и объявили о своей независимости.

    Право нации на самоопределение было заложено и в первой Конституции СССР. На этом настоял сам Ленин, так как нашлись противники во главе со Сталиным. Национальным республикам давалось право свободного выхода из Союза. Республики в составе Российской Федерации не могут выйти из страны по Конституции, однако они также обладают национальным суверенитетом. Он проявляется в политике внутри национальных республик. Единственное ограничение - местные законы не должны противоречить федеральным.

    Итак, мы разобрали, что такое государственный суверенитет. Понятие, виды его были вкратце рассмотрены. Подведем итоги.

    Итоги

    Независимость России, т. е. свободное право проводить внутреннюю и внешнюю политику, называется "суверенитет РФ". Виды его таковы: народный. Четкого разграничения между ними нет. Это отдельные подсистемы единого целого, которое и формирует независимость страны.

    Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Найти

    Значение слова суверенитет

    суверенитет в словаре кроссвордиста

    Экономический словарь терминов

    (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) (от франц. souverainete) суверенитет

    экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    суверенитет

    суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.

    Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. - Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    суверенитет

    А, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    суверенитет

    м. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    суверенитет

    СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть) независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

    Большой юридический словарь

    суверенитет

    (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.:

      С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.;

      С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

      С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

    Суверенитет

    государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete ≈ верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «С.» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

    С. реализуется прежде всего в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного С. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан ≈ всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.). Только государственная власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. С. государственной власти внутри государства тесно связан с её независимостью вовне. С. государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права. Внешняя политика СССР исходит из суверенного равенства всех государств, независимо от их социально-политического строя, экономического развития, размеров территории, количества населения и прочих условий. Этот принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общепризнанных принципов современного международного права.

    Википедия

    Суверенитет

    Суверените́т - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

    Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

    Суверенитет (партия)

    Наименование нескольких политических партий в Чехии:

    • СУВЕРЕНИТЕТ - ПОЛИТИКА 21
    • Суверенитет - Партия здравого смысла
    • СУВЕРЕНИТЕТ - Блок Яны Бобошиковой
    • СУВЕРЕНИТЕТ - ПАРТИЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

    Примеры употребления слова суверенитет в литературе.

    Но, во-первых, вандемьерское движение выставляло своим лозунгом не реставрацию Бурбонов, а якобы борьбу против нарушения декретом Конвента самого принципа народного суверенитета , принципа свободного голосования и избрания народных представителей, а во-вторых, если солдаты были вполне надежными республиканцами и их только сбивал или мог сбить с толку ловкий лозунг вандемьерского восстания, то с генералами дело обстояло значительно хуже.

    Человечество приближается к концу тысячелетия, и кризисы-близнецы авторитаризма и социалистического централизованного планирования оставили на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий только одного участника: либеральную демократию, учение о личной свободе и суверенитете народа.

    За это Россия получала право восстановить свой суверенитет на все территории, которыми она обладала на Дальнем Востоке до навязанного ей в 1905 году договора с Японией: южную часть острова Сахалин и Курильские острова, военную базу Порт-Артур в Китае и объявление Дайрена открытым портом при соблюдении преимущественных интересов СССР, а также мажоритарное участие в авуарах двух главных железных дорог Маньчжурии.

    Гавана нормализовала межгосударственные отношения с большинством латиноамериканских стран, поддержала мирный процесс в Центральной Америке, вывела свои войска из Африки, где они помогали отстаивать суверенитет ангольскому и эфиопскому народам.

    В связи с югославским вопросом, а главное, в связи с антимарксистской деятельностью руководства Коммунистической партии Югославии, писали мы в своем письме, мы были и являемся особо чувствительными, ибо их враждебная Советскому Союзу, народно-демократическим странам и всему движению пролетариата деятельность особо яростной была против нашей партии и суверенитета нашей Родины.

    Чечня в той геополитической территориальной конфигурации не обеспечивалась тесными связями ни по морю, ни непосредственно общими границами с государствами исламского мира, местные чеченские геополитики под руководством западных коллег разработали план, согласно которому для поддержания суверенитета Чечни предусматривалось абсолютно необходимым выйти к побережью Каспия.

    Во Франции генерал фон Браун всячески препятствовал браунам из СС посягать на его суверенитет единоначальника, а брауны из СС прокрадывались под видом тайной полевой полиции - армейского органа.

    Но вот психоанализ, который в своей технической части, казалось бы, поместил сексуальные признания вне суверенитета семьи, обнаруживает в самой сердцевине этой сексуальности в качестве принципа ее образования и шифра ее интеллигибельности закон супружества, запутанные игры женитьб и родственных связей, равно как и инцест.

    Мексика-но-кубинские отношения являются, пожалуй, прообразом тех отношений, к которым стремятся кубинцы вообще в Латинской Америке, - это отношения дружбы, солидарности, прочных экономических связей, и если понадобится, то взаимной выручки в отстаивании независимости и суверенитета .

    В отношениях они то и дело вторгаются в личное пространство окружающих, без всякого смущения заходят на чужую территорию, нарушая право каждого на независимость и суверенитет .

    На первом этапе этой операции предполагалось отрезать Польшу от моря утверждением германского суверенитета над Данцигом и распространением германского господства на Балтике до важного литовского порта Мемель Польское правительство оказало сильное сопротивление этому нажиму, и некоторое время Гитлер присматривался и ожидал времени года, благоприятного для открытия кампании.

    Когда рухнул Советский Союз, и его бывшие республики одна за другой объявили о своей государственном суверенитете , в Молдове сразу же открыто заговорили о воссоединении с Румынией, хотя ни Бухарест, ни Кишинев не были готовы к такому шагу.

    Эти конфликты не могли не скомпрометировать самым сильным образом так называемый суверенитет правительства Виши.

    Завершив изложение этих принципиальных положений, я перехожу к своему основному выступлению, при этом я буду представлять доказательства в таком порядке: сначала я дам характеристику режима, установленного на аннексированных территориях, на которых был уничтожен национальный суверенитет .

    Такое нераздельное единство запасов и добычи противоречит разделяемой всем миром правовой основе природопользования и национального суверенитета - признанию государственной собственности на еще не добытые полезные ископаемые в недрах.

    Введение

    В данной работе я поставил перед собой две цели:

    1) рассмотреть вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом;

    2) рассмот-реть непосредственно конституционную защиту прав и свобод лич-ности по конституции РФ, используя доступные мне средства и ме-тоды, в том числе и метод сравнительно-правового анализа.

    В ходе работы были затронуты проблемы суверенитета в федеративном государстве, дана конституционная характеристика суверенитета Российской Федерации. А так же были рассмотрены выявить недостатки Конституции РФ 1993 в сфере защиты прав и свобод личности.

    Для этих целей я использую такие источники как, прежде всего, Конституция Российской Федерации 1993, федеральные законы, нормативные документы, научные статьи, материалы периодической печати. А так же книга Француа Люшера «Конституционная защита прав и свобод личности», и «Основы Конституционного права Рос-сийской Федерации» А.И. Коваленко. Общей теоретической базой для меня явились такие ис-точники как «Теория государства и права» (МЮИ, 1993 год) и «Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики».

    Безусловно, что работе, претендующей хотя бы на минималь-ную степень научности, необходима объективность. Sine ira et studio, сказал римский историк Тацит. Но дело в том, что я убежден, что полная объективность невозможна по определению. Над нашими суждениями довлеет груз моральных ценностей и прочих субъективных вещей. К объективности конечно же надо стремиться, однако я не могу не быть ограниченным своими ценностными сужде-ниями, что неизбежно, вопреки моим стараниям, отразится на со-держании данной работы.

    Суверенитет государства

    Понятие и признаки суверенитета государства.

    Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.

    Верховенство государственной власти - характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме). Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

    1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;

    2) ее прерогативы;

    3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

    Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.

    Единство государственной власти - один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.

    Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.

    Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

    в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

    в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

    в наличии специальных средств воздействия , которыми не располагает никакая другая общественная организация.

    Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний , причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

    Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

    Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

    Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

    Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

    Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).

    Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

    А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории 11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.

    3 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..

    Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов - это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права» 3 .

    Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

    Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

    Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

    Вывод: Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

    Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

    Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

    Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

    верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    СУВЕРЕНИТЕТ

    государственный суверенитет) - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

    Суверенитет - источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом - обладание этим источником.

    Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета - это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

    Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного - суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

    Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

    Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

    Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

    Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

    Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

    Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон - дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон - это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом - монарх - единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

    Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет - это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

    Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

    Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

    Суверенитет - главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

    Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

    Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

    Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

    «Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель - десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения - установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

    Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Введение

    Вопросу о правовом и политическом значении государственного суверенитета в отечественной юридической литературе, как представляется, в последние годы не уделяется достаточного внимания. Более того, вслед за некоторыми западными юристами и политологами участились утверждения, что суверенитет является понятием абстрактным и может быть неполным. Между тем представляется бесспорным, что значение суверенитета как правового и вместе с тем политического института в международных отношениях, а в ряде стран и их внутренних отношениях, безусловно, не только велико, но и постоянно возрастает.

    Суверенитет в наши дни не только означает верховенство государственной власти и ее самостоятельность на территории своей страны и при решении вопросов международных отношений, но и в результате его признания большинством международного сообщества является гарантией целостности и независимости государства.

    Тем не менее, в области федеративного строительства в настоящее время сохраняется еще немало нерешенных проблем, большинство которых связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения центральных органов власти и субъектов Федерации. В основе подлинного цивилизованного общества лежит личность во всех ее проявлениях, поскольку человек всегда выступает одновременно субъектом и объектом общественных отношений. От его деятельности зависит "качество" общества, и в то же время общество предопределяет "качество" самого человека, так как без человека невозможно существование общественного взаимодействия, тех или иных общественных институтов.

    Актуальность выбранной мною темы заключается в том, чтобы конкретизировать важнейшие правовые понятия с учетом новых социально-политических реалий, уточнить роль суверенитета государства в признании либо умалении прав человека. При этом необходимо иметь в виду, что юридические конструкции "советского федерализма" оказались непригодными в новых исторических условиях, что, однако, вовсе не означает полного отрицания научного наследия советской юридической школы и ее виднейших представителей.

    Вопросы теории суверенитета были впервые подняты в трудах выдающихся мыслителей Средневековья и Нового времени. К этому периоду относятся работы Ж. Бодена, Э. Ваттеля, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо.

    Целью работы является изучение влияния государственного суверенитета на права человека и гражданина.

    Задачами являются:

    1. Анализ действующего законодательства, содержащего основные положения относительно государственного суверенитета.

    2. Изучение особенностей правового статуса человека и гражданина в системе государственного суверенитета РФ.

    Понятие государственного суверенитета и его юридическое значение

    В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере.

    Суверенитет (от фр. souverainete - независимость) означает независимость одного субъекта правовых отношений от всех остальных. Различают суверенитет нации, государства и народа. Суверенитет нации (нация в данном случае выступает как социальная категория) возникает на стадии формирования самостоятельного государства и, как правило, не получает конституционного закрепления. Народ - категория политико-правовая и означает совокупность всего населения страны, состоящего преимущественно из граждан данного государства. Суверенитет народа производен от суверенитета нации и означает верховенство политической воли народа над государством, его органами, отдельными гражданами. В современном демократическом правовом государстве суверенитет народа выражается в правовых формах, в виде решений, имеющих высшую юридическую силу.

    До принятия настоящей Конституции в России господствовала конституционная формула "Полновластие советского народа", являвшаяся юридической фикцией, поскольку в любом, даже самом демократическом государстве народу не может и не должна принадлежать вся политическая власть. Во-первых, поскольку народу, живущему в стабильном цивилизованном государстве, обеспечивающем важнейшие его жизненные потребности в занятости, социальном благополучии и правовой защищенности, власть как таковая не нужна. Народ захватывает ее в случае невыполнения государством указанных функций в условиях социально-политического кризиса, результатом которого может стать социальная революция, нарушающая привычный порядок правового регулирования. Во-вторых, осуществление государственной власти требует высокопрофессиональных знаний, опыта, определенных личных качеств, которыми в совокупности обладает далеко не каждый человек. Не следует также забывать, что осуществление публичной власти предполагает и высокую меру ответственности, нести которую готов далеко не каждый человек.

    На базе Декларации "О государственном суверенитете РСФСР", принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года, "Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее местность. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей местности Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории" (ст.4 Конституции РФ). Государственный суверенитет России формируется по воле одного многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, Ч.3 Конституции РФ). Конституционная черта суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь всякую попытку посягательства на единство и верховенство страны, защищать его целостность. Данная формула подтверждается решением Конституционного Суда российской Федерации от 31 июля 1995 года. "По проверке конституционности указов Президента № 2137 "О восстановлении конституционной законности и правопорядка на местности Чеченской Республики" и № 2166 "О мерах пресечения действий незаконных вооруженных формирований в Чеченской республике и в зоне осетино-ингушского конфликта" и постановления правительства РФ №1360 от 9 декабря 1994 года// Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. №6. непосредственно в защиту государственного суверенитета России, государственного самосохранения чеченского народа, прав и свобод людей России и Чечни осуществляются антитеррористические мероприятия на Северном Кавказе, и ни одно правительство не вправе указывать суверенному государству, как оно должно реализовывать внутренний суверенитет. Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур страны, т.Е. Сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс возможностей властных органов имеет большущее значение в теории суверенитета: он представляет собой базу реализации государственного суверенитета. Ниже перечислены суверенные права как неприкосновенная сфера ведения суверенной политической единицы, тот минимум без которого не представляется вероятным воплощение государственного суверенитета: право самостоятельного воплощения учредительной власти; право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти; право самостоятельного воплощения всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.); Право территориального верховенства; право установления гражданства и определения правового статуса людей; право воплощения централизованного управления хозяйственной, и социально-культурной деятельностью.

    В Конституции закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (право избирать) или по достижении им более зрелого возраста (право на избрание).

    Верховенство государственной власти внутри страны означает:

    Распространение ее властной силы на всех граждан и организации, обязательность решений органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

    Только установленные государством правила поведения признаются общеобязательными и обеспечиваются системой юридических гарантий;

    Возможность применения мер государственного принуждения в случае совершения противоправных деяний.

    Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

    Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет - источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.