Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • В чем проявляется верховенство государство государственной власти. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти

    В чем проявляется верховенство государство государственной власти. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти

    Единство государственной власти

    Верховенство государственной власти

    Основные признаки государственного суверенитета

    Так государственная власть обладает суверенитетом, которая обладает тремя обязательными признаками суверенитета. Это:

    1. Верховенство государственной власти.

    2. Единство государственной власти.

    3. Независимость государственной власти.

    Верховенство государственной власти означает, что эта власть определяет весь правопорядок в стране, права и обязанности всех субъектов права (Граждан, общественных объединений, политических партий, должностных лиц, государственных органов). Акты, издаваемые этой властью, обладают высшей юридической силой на всей территории государства.

    Верховенство власти – такое состояние власти, при котором над этой властью не может стоять никакая другая власть. Верховенство власти не означает её неограниченности. В конституционном государстве любая власть построена на праве и ограничена правом. Из всех устанавливаемых правом властей, суверенная власть является высшей. Верховенство власти делает её так же Главной политической властью в стране, исключая возможность в наличие другой политической власти (В России суверенитет у федеральной власти).

    Единство государственной власти означает, что власть осуществляется единым органом или системой органов. Юридический признак единства состоит в том, что компетенция этой системы органов такова, что они могут любой вопрос, необходимый для осуществления функций государства.

    Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

    В федерации суверенитет принадлежит федеральной власти, потому что только она обладает верховенством, единством, независимостью. Субъекты федерации суверенитета не имеют, потому что над ними стоит федеральная власть, у них нет верховенства, единства, независимости.

    В Российской Федерации суверенитет принадлежит Российской Федерации (Федеральным государственным органам: федеральное собрание, правительство, президент, три суда).

    Субъекты Российской Федерации суверенитета не имеют!

    В конституционном праве есть ещё один правовой институт, называемый «Сецессия» - право свободного выхода из состава государства. Обычно, в федерациях, право свободного выхода у субъектов отсутствует. Однако, этот вопрос может быть решён при создании федерации. Это должно быть записано в договоре о создании федерации, так же – во всех конституциях, как федеральных, так и конституциях субъектов. В Российской Федерации права свободного выхода нет!

    Российская Федерация – суверенное государство



    Российская Федерация, как суверенное государство, была образована в 1918 году с принятием первой Конституции. Тогда наше государство называлось РСФСР. В 1991 году РФСФР была переименована в РФ. По договору от 30 декабря 1922 года, РСФСР входит в состав другого государства – СССР, наравне с другими бывшими независимыми республиками – Белоруссия, Украина, Казахстан, Эстония, Литва, Латвия, Киргизия, Туркмения, Таджикистан и т.п.

    СССР – классическая федерация. Республики, входящие в её состав, были её субъектами. Суверенитет РСФСР утерян, в следствие вхождения в СССР, как и у всех других республик. Суверенитет передаётся федеральной союзной власти, власть в республиках подчиняется ей. Однако, СССР была такая федерация, в которой субъекты обладали правом свободного выхода. Это право было записано в договоре об образовании СССР, а так же во всех конституциях, как союзных, так и республиканских. Конституции СССР – 1924, 1936, 1977. Конституция РСФСР – 1925, 1937, 1978. Суверенитет РСФСР стал носить формальный потенциальный характер, т.к. он мог быть осуществлён только в случае выхода РСФСР из состава СССР. Важным шагом для обретения подлинного суверенитета в РСФСР явилось Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 года на первом Съезде Народных Депутатов РСФСР.

    1. В декларации указано, что суверенитет является единственным необходимым условием для существования России.

    2. Декларация характеризовала РСФСР как суверенное государство, созданное историческим объединением.

    Впервые носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России

    В декларации предусматриваются политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

    Субъекты РФ суверенитетом не обладают. Право выхода из состава РФ не имеют.

    <*> Ovchinnikov S.N. Customs sovereignty: supremacy of state power.

    Овчинников Сергей Николаевич, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

    В статье рассматривается вопрос содержания понятия "таможенный суверенитет", анализ его отсутствия в действующем законодательстве. Автор приходит к выводу о том, что на верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права.

    Ключевые слова: государство, право, таможенное законодательство, суверенитет, правовые коллизии.

    The article considers the issue of the contents of concept "customs sovereignty", analyses the absence thereof in the current legislation. The author makes a conclusion that the complexity of the system of normative-law acts in the sphere of customs affairs, various interpretations of the norms of customs law influence the supremacy of state power.

    Key words: state, law, customs legislation, sovereignty, conflict of laws.

    В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение "экономический суверенитет". Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры <2>. Можно даже обнаружить выражение "верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений" <3>.

    <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.
    <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
    <3> Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

    Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет.

    В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание <4>. Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например , вряд ли можно встретить выражение "гражданско-правовой суверенитет". Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову "суверенитет" добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства.

    <4> См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

    В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение "фискальный суверенитет государства" <5>. По мнению некоторых авторов, это "выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т.д.) представляется необоснованным" <6>. Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета.

    <5> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197.
    <6> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

    К.Г. Борисов пишет, что "суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства" <7>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства - это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше.

    <7> Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 - 30.

    Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации <8>. Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом <9>. В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница" <10>. Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание.

    <8> Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
    <9> См.: Райкова А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A.T.A.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
    <10> См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

    Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В.С. Грачев и К.Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т.д. <11>. Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету.

    <11> Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

    Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.

    Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т.п. <12>. Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ.

    <12> См. подробнее: Новиков А.Б., Новикова Э.В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А.Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 - 48.

    Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района". Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий <13>.

    <13> Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

    Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например , в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае" <14>. В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством.

    <14> Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

    Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 "О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка" <15>. В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т.п.

    <15> СПС "КонсультантПлюс".

    Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

    Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства. Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.

    Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии. При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска. Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.

    Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами. Таким образом, исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.

    Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам .

    Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине была инициатива создания национального Универсала с целью дальнейшей трансформации Конституции и законов на его основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой - Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.

    Верховенство закона проявляет себя в наделении властными полномочиями и определении обязанностей должностных лиц осуществляющих правоприменение. Примером служит законодательство об административных правонарушениях и государственной службе.

    Верховенство права выражено и в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.

    Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного государства. Чеченская война была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева.

    Верховенство государственной власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями. Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.

    Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением. Ярким примером считается судебный процесс над куклусклановцами, членами расистского объединения Кукс-клан, которые приговоры чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.

    Официальный приговор, вынесенный федеральным судом давал понять, что на территории США действуют только законы этой страны и только государственный суд может трактовать действия граждан и давать им правовую оценку.

    Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой бы то ни было другой власти в международных отношениях. Признаками суверенитета являются полновластие и верховенство государства внутри границ, независимость государства на международной арене, единство суверенитета государства (государственной власти). Это значит, что государство в рамках своих границ осуществляет полновластную деятельность в процессе реализации всех своих функций. Государственная власть обладает верховенством на территории государства, так как нет иной власти на этой территории, которая существовала бы наряду с данной властью. Верховенство государственной власти проявляется в верховенстве ее законов, в осуществлении территориального верховенства, а также в верховном положении государственных органов. Независимость вовне не может означать, что соответствующие субъекты не находятся в связи с другими субъектами. Государства вступают в различные союзы и объединения, становятся членами международных организаций, заключают международные договоры и соглашения, из чего, однако, не следует, будто они тем самым ограничивают свой суверенитет. Права субъектов международного права ограничиваются на строго добровольных основах, в чем суверенитет находит одно из своих высших проявлений. Так, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность участия страны в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Единство Г.с. означает его неделимость между разными субъектами, что вытекает из характеристики суверенитета как свойства (качества) государства. Именно поэтому суверенитет по самой своей идее нельзя ограничить, расширить, как не может быть «полусуверенитета» или «ограниченного суверенитета». 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, предусматривающая решимость создать демократическое государство в составе обновленного Союза. Понятие Российской Федерации как суверенного государства, определение конституционных основ его существования даны в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих положениях ст. 4 ч. 1 Конституции РФ: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Это означает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти, и никакая другая власть на ее территории не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти. Указывается далее, что «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Россий ской Федерации». Наконец, ч. 3 утверждается также, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». Конституция Российской Федерации исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Г.с. является исходным понятием для таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение Г.с., невмешательство во внутренние дела и др. Понятие «государственный суверенитет» раскрывается в международно-правовых документах через следующие характеристики: 1. Суверенное равенство всех государств. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. отмечено: «Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». Понятие суверенного равенства включает в себя ряд элементов: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; г) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны; д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами. 2. Невмешательства во внутренние дела государства. Принцип невмешательства распространяется не только на недопустимость использования военной силы, но и на другие способы воздействия экономического, культурного, политического характера. 3. Верховенство государственной власти над всеми лицами и их действиями. Эта исключительная территориальная юрисдикция относится к власти законодательной, судебной и исполнительной. 4. Принцип полноты государственной власти. Суверенное государство обладает всеми полномочиями - суверенными правами без каких бы то ни было ограничений извне. Одним из суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции. При этом государственная власть России распространяется на всю без исключения территорию Федерации, на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой страны (например, корабли, авиалайнеры и т. д.). 5. Иммунитет государства. В соответствии с принципом государственного иммунитета, вытекающим из принципа суверенного равенства государств, государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, иначе как в случае своего прямого согласия. Так, юрисдикция Международного суда распространяется на стороны конфликта или спора только в том случае, если государство предварительно заявило о своем признании юрисдикции этого суда. Одной из важнейших проблем теории суверенитета является необходимость ее применения при характеристике совершенно различных субъектов: государство (государственная власть), народ, нация. В своем наиболее общем определении суверенитет предстает как политико-пра- вовое понятие, внешне выражающее внутреннюю самостоятельность субъекта-носителя, которая и проявляется в верховенстве, независимости, политической, экономической, социальной свободе, в реальной способности этого субъекта решать вопросы своего существования. (О народном и национальном суверенитете см. Суверенитет). Литература: Палиепко Н.И. Суверенитет: историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903; Левин И.Д. Суверенитет. М., 1948; Бар- циц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000; Шевцов B.C. Государственный суверенитет. М., 1979. © Барциц И.Н.

    Еще по теме ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ:

    1. Часть VII НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (помимо территориального суверенитета и государственной юрисдикции)

    1) Формой правления

    2) Политическим режимом

    3) Формой административного устройства

    4) Государственным суверенитетом

    2. Организация С, объединяющая единомышленников, представляющая малые народы региона готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация – это

    1) Политическая партия

    2) Думская фракция

    3) Государственный аппарат

    4) Общественная организация

    3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

    A. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства

    Б. Согласно Конституции РФ средства массовой информации являются одной из ветвей государственной власти

    1) Верно А

    2) Верно Б

    3) Ода суждения верны

    4) Оба не верны

    4. Что отличает государство от других политических организаций

    1) Разработка программ развития общества

    2) Представление интересов отдельных групп общества

    3) Выдвижение политических лидеров

    4) Исключительное право принимать правовые нормы

    5. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинции назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституции. На основе представленной информации можно сделать вывод о том, что страна Z

    1) Монархия

    2) Унитарное государство

    3) Федеративное государство

    4) Республика

    6. Что выступает формой государства?

    1) Парламент

    2) Суверенитет

    3) Разделение властей

    4) Монархия

    7. Верны ли следующие суждения о референдуме?

    А. Референдум – это один из элементов прямой демократии

    1) Верно А

    2) Верно Б

    3) Оба верны

    4) Оба не верны

    8. Что из названного ниже представляет одну из ветвей государственной власти РФ

    1) Министерство культуры РФ

    2) Счётная палата РФ

    3) Общественная палата

    4) «Российская газета»

    9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «национально-территориальное устройство государства». Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда

    1) Республика

    2) Федерация

    3) Унитарное государство

    4) Конфедерация

    5) Содружество государств

    10. Верны ли следующие суждения о государстве?

    А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории

    Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом

    1) Верно А

    2) Верно Б

    3) Оба верны