Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Нормативно-правовая база, регулирующая финансовую деятельность предприятия
Основные направления совершенствования механизмов управления финансами ОАО "Электроприбор"
дипломная работа
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность открытого акционерного общества
Формирование финансов предприятий в Российской Федерации регулируется органами государственной власти путем издания законов, положений, постановлений и других законодательных актов.
Нормативно-правовые основы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и управления его финансов включают в себя Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон "Об открытых акционерных обществах", законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности, антимонопольное законодательство.
Нормативно-правовые акты, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"
Таблица 1.1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность ОАО "Электроприбор"
Название нормативно-правового акта |
||
В Конституции определены права и свободы человека и гражданина, компетенция Президента РФ, Правительства РФ, судебной власти |
||
2. Гражданский кодекс РФ с изменениями от 07.04.2011 г. |
Часть первая /Глава 4 Юридические лица п.6 "Акционерные общества" ст.96-104.Регулируется деятельность открытого акционерного общества от 08 июля 1999 г. № 51 -ФЗ |
|
В ст. 99 предусмотрено юридическое значение "чистых активов" общества, связанных с регулированием, направленным на поддержание гарантийной функции уставного капитала. |
||
3. НК РФ (ч. I от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и ч. II от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ) (от 07.03.2011 г. С изменениями и дополнениями, вступает в силу 01.04.2011 г.) |
Глава 8. Ст. 44-50 Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов. |
|
Глава 10. Ст. 69-71 Требования об уплате налогов и сборов. |
||
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 07.02.2011 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 28.03.2011 г.) |
Глава 2. Ст. 2.10 Административная ответственность юридических лиц. |
|
Нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытых акционерных обществ. |
||
Глава 1. Ст. 2-7 Основные положения об АО. Закон определяет создание, реорганизацию, ликвидацию общества, правовое положение АО. |
||
Глава 7. Ст. 47-63 Общее собрание акционеров. Права и обязанности акционеров, защиту прав и интересов акционеров. |
||
Глава 8. Ст. 88-93 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность общества. |
||
6. ФЗ "О рынке ценных бумаг" № 39-ФЗ от 22 апреля 1996г (с изменениями и дополнениями от 07.04.2011 г.) |
Ст. 11-15 Фондовая биржа. |
|
Ст. 19-27 Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами. |
||
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Г.№63-Ф3 (с изменениями и дополнениями от 04.05.2011 г.) |
Глава 9. Ст. 43-45 Понятие и цели наказания. Виды наказаний. |
|
Глава 22 Ст. 169-186 Дает определения преступлениям в сфере экономики, таким как кража, незаконные сделки, незаконное получение кредита и т.д. |
||
8. ФЗ "О финансово-промышленных группах" № 190-ФЗ от 30 ноября 1995г (с изменениями и дополнениями, от 06.06.2007 г.) |
Ст. 1-22 Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации |
|
9. ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (с изменениями от 07.07.2010 г.) |
Глава 2. Ст. 6-10 Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, а т.ж. устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности. |
|
(с изменениями от 17.02.2011 г.) |
Глава 2. Ст. 30-31 Предупреждение банкротства. |
|
Глава 5. Ст.79-92 Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения. |
||
(с изменениями и дополнениями, вступает в силу с 01.01.2011 г.) |
Глава 2. Ст. 8-12, Ст. 13-17 Устанавливает правовые основы организации и ведение бухгалтерского учета в РФ. |
Таким образом, управление регулирующие формирование механизма управления финансами предприятия регулируется основными законами РФ. Нормативно-правовая база постоянно изменяется и совершенствуется, в нормативно-правовые акты вносятся коррективы в соответствии с изменяющейся политической и экономической ситуацией, новыми условиями жизни общества.
Анализ финансовой деятельности предприятия ЧТУП "Эксперт-спорт"
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность предприятия, являются: 1.Трудовым кодексом Республики от 27.07.1999 г. № 2/70 с изменениями от 31.12.2009 г. № 114-З; Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей...
Издержки коммерческого предприятия
Маркетинговая группа "Реакция"
Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МГ "Реакция" можно разделить на: 1. нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность; 2. нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы. Так...
Налог на прибыль ОАО "Астраханьоблгаз"
В РФ функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах самостоятельности...
Оценка финансового состояния предприятия ОАО "Хлеб" г. Чебоксары
№ п/п Нормативные акты Дата принятия Достоинства и недостатки 1 2 3 4 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2004 г...
Разработка мероприятий по повышению финансовой устойчивости предприятия
Рассмотрев сущность и значение финансовой устойчивости в деятельности предприятия, рассмотрим основные нормативно-правовые документы, регулирующие анализ финансовой устойчивости предприятия. Они приведены в (табл.1.4). Таблица 1...
Совершенствование механизма управления оборотными средствами предприятия
В Республике Беларусь регулирование оборотных средств закреплено в следующих нормативно-правовых актах: 1. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2004г...
Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность
Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано...
Управление запасами предприятия
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов » с изменениями и дополнениями: от 27.11...
Управление финансовой устойчивостью и ликвидностью предприятия
Управление финансовым состоянием строительно-монтажного предприятия (на примере ООО "КАМО")
Законодательство в строительной сфере подвергается множественным изменениям и дополнениям, что требует юридической грамотности даже у опытных строителей. Строительство, а тем более проектирование объектов - относятся к деятельности...
Учет и финансовая работа на предприятии на примере ОАО "Рикор Электрониикс"
Органами управления общества являются: · общее собрание акционеров; · совет директоров; · единоличный исполнительный орган - генеральный директор...
Финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "ЧЭАЗ"
Все хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, которые в свою очередь постоянно обновляются...
Чистые активы как индикатор финансовой устойчивости акционерного общества (на материалах ОАО "РусГидро")
Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 г. определяет новый Гражданский кодекс РФ.
Согласно Гражданскому кодексу все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на некоммерческие и коммерческие.
Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли не является их основной целью, и прибыль распределяется между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации. В дальнейшем названные предприятия не будут рассматриваться.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 2.1).
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации (предприятия) с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.
Товарищества, как правило, представляют собой объединение лиц, а общества - объединения капиталов. Основное отличие между объединениями лиц и капиталов состоит в степени ответственности учредителей перед кредиторами (рис. 2.2, табл. 2.1).
Хозяйственные товарищества могут создаваться как полные товарищества или товарищества на вере (коммандитное товарищество).
Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы предприятия и его участников.
Прежде всего товарищество основано на лично-доверительных отношениях, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключает один участник, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будут
Таблица 2.1
|
Нести другие. Потому не случайно, что полные товарищества появились и развиваются как форма семейного предпринимательства.
Товарищество на вереу или коммандитное, отличается тем, что оно состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени всего товарищества и при этом несут неограниченную ответственность своим личным имуществом по его обязательствам. Другие не несут такой ответственности, поскольку их вклады становятся собственностью товарищества. Для них существует лишь риск утраты вкладов. Поэтому вкладчики-коммандитисты отстранены от ведения дел в товариществе, сохраняя лишь право на получение дохода на свои вклады, а также на информацию о деятельности товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ограниченной ответственностью - организационно-правовые формы предприятий, введенные Гражданским кодексом с 1 января 1995 г. вместо товарищества с ограниченной ответственностью.
Общество с ограниченной ответственностью - это разновидность объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление их уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому или юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Для общества с дополнительной ограниченной ответственностью характерны черты общества с ограниченной ответственностью, за исключением имущественной ответственности участников общества.
Опыт развития экономики в нашей стране и за рубежом свидетельствует об эффективности объединения индивидуальных капиталов для создания крупных производственных акционерных обществ. Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой - акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков - утраты стоимости принадлежащих им акций.
Акционирование не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения. Оно также способствует демократизации экономики и оказывает существенное влияние на социальные процессы, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.
Основная масса действующих ныне акционерных обществ организована в результате процесса приватизации.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предъявляет определенные требования к уставам акционерных обществ и формирует их правовую основу.
В соответствии с этим законом акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые. В первом случае участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором акции распределяются только между участниками. Число акционеров открытого общества не ограничено, а закрытого - не более 50 человек.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его размер для открытых акционерных обществ должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а для закрытых обществ - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством на момент регистрации предприятия. Изменение уставного капитала возможно, во-первых, при изменении номинальной стоимости акций общества, во-вторых, при размещении или сокращении дополнительных акций. Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества.
Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно-правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления, внутреннего и внешнего контроля. В уставе общества четко оговаривается распределение компетенций между этими органами, устанавливается порядок принятия решений и действий управляющих органов от имени общества, определяется ответственность за причиненные убытки. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом «Об акционерных обществах». Согласно ему управляющими органами акционерного общества являются:
> общее собрание акционеров;
> совет директоров (наблюдательный совет);
> единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
Коллективный исполнительный орган (правление, исполнительный совет, исполнительный директор); ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля над финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества);
> счетная комиссия (постоянно действующий орган общего собрания).
Схема с включением в нее названных органов управления представлена на рис. 2.3.
Собрание акционеров является высшим органом управления обществом. Именно через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества.
Однако собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к его компетенции Федеральным законом, причем перечень вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.
Общее собрание акционеров избирает совет директоров и его председателя. Совет директоров назначает единоличный, а при необходимости - и коллегиальный исполнительный орган. Таким образом, Закон об акционерных обществах, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора вариантов их компоновки.
Гражданским кодексом вновь введена такая форма предприятия, как производственные кооперативы. Они создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству, основанной на личном трудовом или ином участии. В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса.
В деятельности производственного кооператива могут принимать участие юридические и физические лица, вносящие лишь имущественный вклад, но не принимающие личного участия в его работе. Это целесообразно в ограниченных количествах для укрепления материальной базы кооператива.
Имущество кооператива образуется за счет денежных и материальных взносов его членов, доходов от производственной деятельности, выкупа арендованных основных фондов, а также за счет имущества неделимых (целевых) фондов.
Решение об образовании неделимых фондов принимается членами кооператива единогласно или квалифицированным большинством, если это предусмотрено уставом. Членам кооператива предусмотрена значительная льгота по оплате ими паевого взноса: к моменту регистрации они обязаны внести лишь 10% взноса, а остальные 90% его суммы необходимо оплатить в течение первого года работы кооперативва. Эта льгота может распространяться и на финансовых участников.
Прибыль и ликвидационная квота делятся в кооперативе не по размеру главных взносов, а по трудовому участию. Лишь для финансовых участников допустимы исключения, которые предусматриваются уставом кооператива.
Особая организационно-правовая форма установлена Гражданским кодексом РФ для государственной и муниципальной собственности. Это унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правами собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия.
Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Руководитель (директор) такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо аналогичному органу. Согласно Кодексу предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например «Федеральное государственное предприятие», «Областное государственное предприятие».
Уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Такие предприятия могут создавать другие унитарные предприятия с правом юридического лица путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Унитарные предприятия основываются на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Различают также казенные предприятия, которые создаются по решению Правительства РФ. Оно же утверждает устав и принимает решения о ликвидации предприятия. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет Российская Федерация.
Неустойчивое положение -собственника в условиях рыночной экономики очевидно. Не случайно их отсутствие в странах с развитыми рыночными отношениями. Создаваемые там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с полным или иным решающим участием государства как учредителя. Однако, учитывая традиции общественного сознания и реалии отечественной экономики, данная форма сохранена не только для государственных и муниципальных предприятий, но и для тех предприятий, которые были созданы частными лицами и общественными организациями до принятия нового Гражданского кодекса РФ.
Малые предприятия в рыночной экономике занимают особое место. Во многих странах с развитой рыночной экономикой результаты деятельности малых предприятий определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП), занимая до 60-70% его общего объема.
Хорошо известны понятие «японское чудо» и роль малого бизнеса в экономике Японии. Только в обрабатывающей промышленности страны функционирует около 6,5 млн малых и средних предприятий, что составляет 99% от общего числа предприятий. На них занято около 40 млн человек (81% всех работающих). В США производит более 60% всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений. На малых предприятиях, которых там более 7 млн, занято около 100 млн человек.
Прежде чем назвать количественные характеристики малого бизнеса в нашей стране, определимся с терминологией.
Российским законодательством установлены два критерия для отнесения предприятий к категории «малых»: численность занятых и удельный вес юридических лиц в уставном капитале.
В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:
В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
Сельском хозяйстве - 60 человек; инновационной деятельности - 60 человек;
> оптовой торговле - 50 человек; > научно-технической сфере - 60 человек; > розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек; > остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики действий.
К основным преимуществам малого предприятия можно отнести:
> доступность многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах; > повышенная мобильность, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса; > решение проблемы создания новых рабочих мест; > низкие накладные расходы и небольшой аппарат управления;
> использование местных сырьевых ресурсов, а во многих случаях и отходов производства. Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.
Первые малые предприятия в нашей стране создавались как кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс создания малых предприятий значительно ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятиях наемного труда. Постановление также вводило ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для экономики сферах производства. Это способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия. Кроме того, предоставление льгот малым предприятиям стимулировало процессы разукрупнения государственных предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном секторе.
Малый бизнес все сильнее воздействует на экономику и процесс ее стабилизации. Исключительное влияние малое предпринимательство оказывает на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих мест.
В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых предприятий в регионе Северного Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости населения. Однако в целом распределение малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается.
Все более весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Она включает в себя Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства.
Использование системы налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации в поддержке малого предпринимательства становятся важнейшими факторами, определяющими появление позитивных сдвигов в этой сфере.
На современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране происходит структурная перестройка промышленного производства. Ее цель - создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация).
Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.
Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.
Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.)
Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия по объему производства, ценам на товары и услуги, обмену патентами, доле квоты на рынках сбыта и др. Как правило, в картель объединяются предприятия одной отрасли. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором.
Одной из разновидностей картеля являются синдикаты, представляющие собой совокупность предприятий с централизованной функцией сбыта или снабжения. Участники синдиката теряют при этом коммерческую независимость, сохраняя юридическую и производственную.
Концентрируя в единых органах сбыта определенный вид продукции, синдикаты получают возможность регулировать условия продажи на рынке. При концентрации снабженческих функций предприятия, входящие в состав синдиката, экономят на издержках производства за счет оптовых закупок сырья, материалов и комплектующих.
Еще одной разновидностью объединения на основе картельного соглашения является пул, получивший распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
В условиях рыночной экономики широкое распространение получили холдинговые компании. Холдинг - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями.
На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности.
Трест является примером наиболее тесного объединения предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. Тресты могут объединять предприятия одной или нескольких отраслей. Слияние предприятий в трест может происходить либо через включение одного предприятия в состав другого, либо образованием нового предприятия.
Широко распространенной формой интеграции предприятий является концерн. Концерн представляет собой горизонтальное, вертикальное или диверсификационное объединение предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу взяты в единое управление.
Для создания концерна требуется провести серьезную подготовительную работу. В ее основе - умение показать те преимущества, которые могут иметь предприятия, вошедшие в состав концерна. Можно выделить пять направлений в системе мотивационного механизма концерна: научно-техническое, производственное, организационное, финансовое, социальное (рис. 2.4).
Варианты создания концерна и отношения между предприятиями внутри него могут быть различными. Так, в концерне, основанном на подчинении, одно из предприятий владеет контрольным пакетом акций и господствует на основе владения капиталом над другими предприятиями. Имеют место концерны, основанные на равноправии предприятий, интегрирующихся под общим руководством.
В настоящее время на первый план российских экономических преобразований выходит формирование предприятий в финансово-промышленные группы (ФПГ). В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. ФПГ могут во многом содействовать стабилизации экономики в нашей стране.
Важнейшие предпосылки, обусловливающие необходимость создания ФПГ, следующие:
> необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности; > острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
Рост количества коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами в промышленность;
Наличие серьезного финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; > необходимость укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперированных связей, в том числе с государствами СНГ; >- сложность и недостаток опыта выхода отечественных предприятий на внешний рынок;
Научно- техническое
1. Использование научно - технической продукции концерна,
В том числе: патентов, лицензий, ноу-хау.
2. Первоочередное оказание консультаций и интеллектуальной помощи собственным и другим разработкам.
Производственное
1. Централизация функций технического оснащения (спецоснастка спецоборудование
2. Оказание производственной помощи (необходимые спецтовары, ресурсы и т. п.).
3. Увеличение капитальных вложений
В техническое перевооружение и реорганизацию.
4. Повышение квалификационного уровня.
Финансовое
1. Аккумулирование
На центральном счете отчислений для совместной деятельности и оказания помощи в научнепроизводственном и социальном развитии.
2. Внутренние налоговые, кредитные льготы.
3. Введение разнообразных форм собственности для повышения заинтересованности участников (аренда, акции, облигации). Введение прогрессивных форм организации и оплаты труда
(контрактная система, ВТК и др.).
5. Введение системы самокредитования на базе коммерческого банка концерна.
6. Получение дивидендов отличных вкладов
В развитие производства.
Организационное
1. Разумная централизация и децентрализация деятельности,
2. Централизованное информационное обслуживание.
3. Применение принципов экономического партнерства.
4. Единый баланс науки и производства.
Социальное
1. Развитие единой социальной базы концерна (санатории, медико - диагностические комплексы и др.).
2. Высокие темпы и объемы строительства жилья и социальных объектов
Для каждого предприятия.
3. Комплексная программа социальной защиты
В условиях перехода к рынку.
4. Внутренняя биржа труда концерна (профессиональная реабилитация, переобучение и т. д.).
Рис. 2.4. Схема направления мотивации и интеграции предприятий
> потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем крупных зарубежных компаний.
ФПГ создаются не только на базе технологически и кооперационно связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных предприятий.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания либо основные и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками ФПГ на условиях, определяемых собственником их имущества.
В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.
ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - членов СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. Для таких ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.
Правовые основы функционирования предприятий
Российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, состоит из множества законодательных и подзаконных актов, в которые весьма часто вносятся изменения. Вполне естественно, что начинающему предпринимателю трудно разобраться в таком обилии документов. Тем не менее, предприниматель обязан продумать, каким образом обеспечить соблюдение законодательства в процессе деятельности. Можно нанять юриста в штат, пользоваться услугами сторонних консультантов или изучать законы самостоятельно.
Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:
1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);
6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);
7. Федеральный закон ʼʼО государственной поддержке малого предпринимательства в РФʼʼ от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);
8. Федеральный закон ʼʼО государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейʼʼ от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
9. Федеральный закон ʼʼо несостоятельности (банкротстве)ʼʼ от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
10. Федеральный закон ʼʼО лицензировании отдельных видов деятельностиʼʼ от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
11. Трудовой кодекс РФ № - ФЗ от 21.12.2001
12. Иные нормативные акты
Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.
Гражданский кодекс состоит из четырех частей:
1 - "Общие положения, Право собственности и другие вещные права и Общая часть обязательственного права";
2 - "Отдельные виды обязательств";
3 - "Наследственное право. Международное частное право";
4 - "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".
На практике Вам, чаще всего, пользуются двумя первыми частями ГК. В первой части содержатся статьи об индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина и о юридических лицах (коммерческих - ООО, ЗАО и др.
Размещено на реф.рф
и некоммерческих организациях). Часть вторая содержит требования к различным видам договоров (к примеру, к договору купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг и др.).
Многие положения Гражданского кодекса конкретизируются специальными законами. В частности, правовое положение и особенности такой популярной организационно-правовой формы юридического лица как ООО регулируются законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", ЗАО и ПАО (до 2015 г. ОАО) - законом "Об акционерных обществах". Созданию и деятельности некоммерческих организаций (фондов, учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.) посвящены законы "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях".
Налоговый кодекс РФ, как понятно из его названия, регулирует вопросы расчёта и уплаты налогов. Состоит Налоговый кодекс из двух частей. Первая часть - общая, в ней раскрываются понятия налога, налогоплательщика (и ряд других), приводятся права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, конкретизируются санкции (штрафы и др.) за нарушения налогового законодательства и т.п. Вторая часть более "практическая" - каждая ее глава посвящена тому или иному налогу.
Налоговый кодекс - это основа российской налоговой системы, в связи с этим он является важнейшим документом, с которым каждый предприниматель должен сверять свою деятельность. Ведь ведение бизнеса без предварительной оценки сумм налогов, которые потребуется уплатить по результатам совершенных сделок, будет иметь плачевные последствия - сами сделки могут оказаться невыгодными, а фирма в результате ведения убыточной деятельности обанкротится.
Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации. (Приложение5)
Вопросы о крайне важно сти получения лицензий решает закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предпринимательская деятельность по закону подлежит обязательной государственной регистрации, вне зависимости от избранной формы ведения бизнеса - путем создания юридического лица или путем осуществления деятельности физическим лицом - индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет административную и уголовную ответственность (соответственно, по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и по статье 171 Уголовного кодекса РФ):
КоАП РФ, статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), в случае если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
УК РФ, статья 171. Незаконное предпринимательство.
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, в случае если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Примечание. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, регистрация бизнеса - крайне важно е условие его легальности и конкурентоспособности. Органом, осуществляющим регистрацию индивидуальных предпринимателей (ИП) и коммерческих организаций (ЗАО, ООО и др.) является налоговая инспекция.
Порядок регистрации фирм (предприятий, ЗАО, ООО и др.) и ИП установлен законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Для занятия определенными видами деятельности обязательно получение лицензии. Лицензию крайне важно получать после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, но до начала осуществления лицензируемой деятельности.
Основным законом, регулирующем лицензирование, является закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Перечень видов деятельности, для осуществления которых крайне важно получать лицензии, приведен в данном законе.
Помимо вышеупомянутого закона, лицензирование деятельности в ряде сфер осуществляется в соответствии с отдельными специальными законами. Данные виды деятельности также перечислены в законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", в пункте 2 статьи 1. В частности, лицензирование образовательной деятельности регулируется законом "Об образовании", лицензирование производства и торговли этиловым спиртом и товарами, содержащими алкоголь - законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта͵ алкогольной и спиртосодержащей продукции", лицензирование деятельности в области связи (в том числе деятельность интернет-провайдеров, хостинг-провайдеров, операторов мобильной связи и IP-телефонии) - законом "О связи", и т.д.
Осуществление без лицензии деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, влечет уголовную ответственность по статье 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство".
Лицензирование - достаточно сложная процедура, требующая подготовки большого количества документов и выполнения специальных, "лицензионных" требований. Помощь в лицензировании почти всех видов деятельности оказывают соискателям лицензий специализированные юридические компании, и, если, Вы не уверены, что сможете выполнить все крайне важно е самостоятельно, лучше при лицензировании воспользоваться услугами профессионалов.
Общие требования к пакету документов для лицензирования приведены в законе "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому для получения лицензии потребуется предоставить лицензирующему органу:
1. Заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
полное и (в случае, в случае если имеется) сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа͵ подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа͵ удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа͵ подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
2. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, в случае если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
4. Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в т.ч. документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Положения о лицензировании каждого вида деятельности принимаются Правительством РФ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ также назначает органы, уполномоченные на осуществление лицензирования в различных отраслях. В регионах лицензированием как правило занимаются местные (территориальные) отделения указанных органов, в которые и следует обращаться соискателям для получения лицензий.
Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность." 2017, 2018.
Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например Областной Думой).
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти - нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.
Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Среди источников права, регламентирующего деятельность предприятий, немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.
Ответственность за нарушение законодательства
Существуют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.
Уголовная ответственность - это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренногоАдминистративная ответственность - это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться следующиеадминистративные взыскания:
Предупреждение;
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
Лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);
Исправительные работы;
Административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.
Налоговая ответственность - вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение- это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность в Налоговом кодексе РФ (часть 1). Иными словами, налоговое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства, причем виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.
Гражданско-правовая ответственность - это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА
Исследователи первых школ управления уделяли мало внимания факторам, находящимся вне организации. Они акцентировали внимание в первую очередь на тех аспектах, которые должны были обеспечить успешное функционирование организации. Так, школа научного управления сосредоточилась, в основном, на задачах и технологии управления, школа административного управления - на создании структуры, обеспечивающей достижение целей организации, школа человеческих отношений - на людях в организации. В определенном смысле каждая школа поступала правильно, концентрируясь на внутренних вопросах, поскольку они были относительно важнее для эффективности и выживания организации. Однако современным организациям приходится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении и соответствующим образом осуществлять изменения внутри себя.
Значение внешней среды
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию. Он должен также предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия.
Организации, подобно биологическим организмам, должны приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Определение внешней среды
Первой проблемой при рассмотрении организации как открытой системы является определение внешней среды. Учет внешнего окружения необходимо ограничить только теми аспектами, от которых решающим образом зависит успех организации. Например, по словам Джеральда Белла, внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.
СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СРАВНЕНИИ СО СРЕДОЙ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы - силы прямого и косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия, согласно Элбингу
, включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе также прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Законодательство в строительной сфере подвергается множественным изменениям и дополнениям, что требует юридической грамотности даже у опытных строителей. Строительство, а тем более проектирование объектов - относятся к деятельности, которые создают объекты недвижимости, и от обеспечения качества при строительстве, зависит надежная и безопасная эксплуатация этих объектов.
В соблюдении различных требований безопасности, и регулировании отношений в области строительства и состоит функция государства. В представленном обзоре дается описание некоторых базовых законодательных актов, регулирующих правовые отношения в строительной отрасли.
К основополагающим законодательным актам, в том числе при проектировании объектов, можно отнести:
1. Гражданский кодекс РФ 2 часть регулирует правовые и договорные отношения участников гражданского общества, в том числе и в строительстве. Подробно рассмотрены случаи заключения договора подряда при проектировании объектов различного назначения в части второй, IV раздела в главе 37.
Именно в договоре подряда, согласно п.2 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрены сроки предоставления соответствующих документов, той или иной стороной, заключающей этот договор.
Собственно, Гражданским кодексом обозначается обязанность заказчика, передать задание на проектирование, и все необходимые исходные данные.
Согласно статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации "по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком".
От грамотно составленного договора строительного подряда зависит успех капитального строительства. Во избежание недостатков в снабжении, приводящие к нарушению процесса строительства объектов, необходимо четко прописывать в договоре обязанности по обеспечению строительства необходимыми материалами. Согласно статье 745 Гражданского кодекса эту обязанность несет подрядчик, если не предусматривалось, "что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик".
В отношении согласования готовой проектной документации, указано, что подрядчик, наряду с заказчиком, обязан согласовывать во всех органах власти и органах местного самоуправления, готовую документацию .
2. Градостроительным кодексом устанавливаются основные нормы в плане возведения и эксплуатации зданий и сооружений, и вводится государственный надзор за соблюдением требований. Градостроительный кодекс РФ изменил порядок разработки, утверждения и согласования проектной документации (глава 6).
Проектирование объектов обозначено как подготовка проектной документации, содержащей материалы по архитектурным, технологическим, конструктивным, и инженерно-техническим решениям различных объектов. Также Кодексом устанавливается перечень необходимых разделов проектной документации, применительно ко всем объектам капитального строительства, исключением являются линейные объекты.
Наряду с этим, перечислены исходно-разрешительные документы, которые представляются заказчиком или застройщиком лицу, подготавливающему проектную документацию (часть 6 статьи 48). Так как ТУ входят в состав исходных данных для подготовки проектной документации, Градостроительным кодексом обозначается порядок получения технических условий, для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (части 7-9 статьи 48). Соответственно ТУ выдаются "не позднее, чем за 30 дней до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства." (часть 9 статьи 48).
К примеру, объекты, не подлежащие прохождению государственно экспертизы, перечислены в частях 2 и 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Для этих объектов, пунктами 1-3, 5-6 части 7 статьи 51, регламентируется состав документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в числе прочих - это материалы, утвержденной проектной документации в объеме, установленном пунктом 3.
Для получения разрешения на строительство объектов следует обратиться к статье 51 Кодекса. Выдача разрешения на строительство указывает на "соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом" .
3. В Земельном кодексе РФ определяются принципы законодательства по земле: использование и охрана недр, в том числе водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов. Приоритетным установлена охрана земли, нежели ее использование в свойстве объекта недвижимости.
При разработке проектной документации важным этапом является выбор земельного участка, что осуществляется согласно статье 31 Земельного кодекса РФ. В статье обозначается, что с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места строительства объекта, в исполнительный орган или орган местного самоуправления, должен обратиться заказчик, иными словами лицо, заинтересованное в выделении земельного участка. "В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты".
При необходимости отнесения земли к какой-либо категории, или перевода из одной категории в другую, следует руководствоваться положениями статьи 8 Земельного Кодекса РФ .
4. Особо необходимо отметить Федеральный Закон РФ № 184-ФЗ "О техническом регулировании". В законе разграничиваются функции государства и его граждан касательно технической деятельности. Именно государство теперь должно обеспечивать безопасность всех сторон жизни и деятельности человека, а также качество созданной продукции, посредством обозначения обязательных требований и условий, в соответствующих законодательных актах .
В частности, стоит напомнить, что выходом этого Закона были отменены обязательные, действовавшие ранее государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиПы), и целый ряд подобных нормативов.
5. Федеральный закон от 17.11.95 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" регулирует отношения, в процессе создания архитектурных объектов с целями обеспечения безопасных, экологичных и, в общем, благоприятных условий жизни человека и общества. В законе определены права и обязанности, а также ответственность лиц, занимающихся архитектурной деятельностью. Равным образом изложены обязанности органов государственной власти, застройщиков, подрядчиков, или собственников объектов архитектуры.
При проектировании объектов довольно часто возникают ситуации, когда требуется внести изменения в архитектурный проект. Такие действия могут быть выполнены только в случае согласия автора проекта. Если же готовый проект не соответствует требованиям архитектурно-планировочного задания, то изменения в проект вносятся уже по согласованию с соответствующими органами архитектуры и градостроительства (п.1 статья 20).
6. В статьях Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" указаны требования о порядке проведении экологической экспертизы, составе экспертной комиссии, а также установлен перечень проектов, для которых обязательно прохождение экологической экспертизы.
7. Законом от 10.01.2008 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены и регулируются правовые отношения в области охраны окружающей среды, в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении какой-либо деятельности.
8. Статья 48 Градостроительного кодекса РФ ввела в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2010 № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" , которое освящает требования, предъявляемые к архитектурно-строительному проектированию объектов капитального строительства.
Подробно излагаются исходные данные, необходимые для разработки проектной документации. Этот перечень уточняется в каждом определенном случае в зависимости от объекта строительства, его назначения, условий проектирования, места расположения земельного участка.
9. Положение о проведении государственной экспертизы от 27.12.2000 № 1008 отражает обязательное условие согласования градостроительной, предпроектной и проектной документации - ее разработка в строгом соответствии исходным данным, выданным органами государственного надзора и контроля. В том числе в документе обозначен перечень объектов, для которых утверждение проектной документации является обязательным.
Таким образом, в Федеральный уровень регулирования строительного комплекса входят:
– Конституция Российской Федерации;
– Гражданский Кодекса Российской Федерации;
– Градостроительного кодекса Российской Федерации;
– ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации";
– ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и т.д.
– Постановления правительства РФ, Указы Президента РФ, распоряжения и указания профильных министерств и ведомств и т.д.
На региональном уровне, в Санкт-Петербурге основу управления строительным комплексом составляет целый комплекс нормативно-правовых актов. Основополагающий - Устав Санкт-Петербурга.
Однако, преобладают федеральные правовые акты.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует деятельность в части налогов. В соответствии со ст. 19 главы 3 раздела II части 1 компания является налогоплательщиком. В ст.21 главы 3 раздела II части 1 расписаны права налогоплательщиков. В части 2 Налогового Кодекса РФ отражены виды налогов .
Основные налоги. Которые уплачивает предприятие:
налог на прибыль;
транспортный налог;
налог на имущество.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Работа регламентируется ст.14.4 главы 14 данного кодекса: реализация продуктов, осуществление работ или предоставление населению услуг ненадлежащего качества либо с нарушением условий промышленных регламентов и санитарных законов .
В этом кодексе написаны главные санкции за нарушения управленческого характера, т.е. денежные штрафы, или задержание.
12. Уголовный кодекс Российский Федерации. Регламентируется в главе 19 Данного кодекса, к примеру, ст. 145 (неосновательный отказ в приеме на службу либо безосновательное сокращение беременной женщины либо представительницы слабого пола, имеющей детей в возрасте вплоть до 3-х лет), ст. 145.1 (неуплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других выплат). Кроме того регламентирует деятельность в главе 22, где показан список правонарушений, произведенных в области финансовой работы . В этом кодексе написаны главные санкции за нарушения управленческого характера, т.е. денежные штрафы, или задержание.
13. Трудовой кодекс Российский Федерации. Работа фирмы регламентируется в сфере оплаты работы, особенности оплаты работы, режима рабочего дня, защиты труда, ответственности . В этом Кодексе написаны все без исключения проблемы, сопряженные с регулировкой труда в России.
14. Федеральный закон "О обществах с ограниченной ответственностью". Федеральный закон устанавливает в согласовании с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое состояние общества с ограниченной ответственностью, полномочия и прямые обязанности его участников, процедура формирования, реорганизации и ликвидации сообщества .
15. Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Этот федеральный закон устанавливает организацию бухгалтерского учета в фирмы, а кроме того регулирует все без исключения условия бухгалтерской отчетности компании .
16. Федеральный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве). Данный Федеральный закон определяет причины для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и требование осуществления мер согласно предотвращению бедности (разорения), порядок и требование выполнения операций банкротства .
17. Приказ Минфина РФ с 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"
18. ПБУ 9/99 "Доходы организации" определяет принципы образования в бухгалтерском учете данных о заработках торговой компании .
19. ПБУ 10/99 "Расходы организации" определяет принципы образования в бухгалтерском учете данных о затратах торговой компании .
20. Устав ООО "КАМО". Устав фирмы устанавливает цель работы, уставной капитал сообщества, полномочия и прямые обязанности обладателей акций, рабочие взаимоотношения, причины с целью реорганизации и ликвидации сообщества.
Таким образом, деятельность организации основывается на следующих нормативных актах: Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс, Трудовой Кодекс, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ФЗ "О бухгалтерском учете", ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), ПБУ 9/99, ПБУ 10/99.
Таким образом, финансовый анализ является частью общего анализа, который состоит из двух взаимосвязанных разделов: финансового и управленческого анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета. Однако такое деление является условным.
Финансовый анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ основывается на публикуемой отчетности, а внутренний анализ - на всей системе имеющейся информации о деятельности предприятия.
Основное различие между внутренним и внешним финансовым анализом заключается в разнообразии целей и задач, решаемых различными субъектами анализа. Процесс проведения финансового анализа зависит от поставленной цели.
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
- Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
- Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
- Современный этап развития человечества
- Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
- Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение