Органы соц опеки
Опека и попечительство – это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы здравоохранения местных администраций, которые оказывают необходимую помощь лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
Опека устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим, и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Эти граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Получать заработок, пенсию и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Попечитель оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж , как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании договора, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов , осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, или недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы.
Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования.
В акте обследования содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, временное устройство в детском приюте и др. Предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, или по месту жительства будущего опекуна. Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству. В их число входит:
· обследование условий, в которых находится несовершеннолетний, и оформление акта обследования;
· временное устройство ребенка в специальное детское учреждение (приют, интернат);
· поиск подходящей кандидатуры опекуна;
· подготовка документов, необходимых для назначения опекуна либо для его отстранения от обязанностей;
· надзор за деятельностью опекуна;
· оказание помощи в воспитании подопечного и др.
Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Закон вводит ограничения для опекунов по состоянию здоровья (больных туберкулезом, имеющих онкологические заболевания, страдающих наркоманией, алкоголизмом и др.).
При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам. Опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Им выдаются удостоверения установленного образца. Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам не могут осуществлять его воспитание.
Как правило, такая просьба удовлетворяется, опека (или попечительство) может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения родителей из длительной командировки.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекуны исполняют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, они имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Их выплачивает государство не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими, недееспособными, умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы. Если родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не предусмотрены. Эти выплаты осуществляют сами родители.
Средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет. Если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до 18 лет (работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью, вступил в брак).
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного, при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, возвращении ребенка родителям, усыновлении или передаче ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении от своих обязанностей. Причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных причин, то он может быть не освобожден, а отстранен от них. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение постановлением главы местной администрации. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку приемные родители. Передача ребенка в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр и др. Органы местного самоуправления выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для покупки продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Она пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Приемным родителям предусмотрена оплата их труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей.
Наряду с опекой (попечительством) особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление . Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. Гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте должна быть не менее 16 лет. Законом предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Усилен государственный контроль за международным усыновлением. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей, увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства.
Социальное обслуживание. Социальная помощь.
Социальное консультирование
В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со-
ответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Все государства, в том числе и Россия, подписавшие Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), . признают право каждого человека на социальное обеспечение.
Социальное обеспечение - государственная система правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различаются два вида социального обеспечения:
государственное (за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов);
негосударственное (за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
государственное социальное страхование (за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодательством);
государственное социальное обеспечение (за счет бюджетных средств);
государственная социальная помощь малоимущим гражданам (за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством РФ).
Государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:
денежные выплаты:
социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.);
пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.);
компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.;
стипендии;
материальная помощь и т.д.
натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов - слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.).
социальные услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальная опека- одна из предусмотренных гражданским и семейным законодательством форм заботы о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты своих прав и законных интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования, а также над лицами, признанными по суду недееспособными вследствие психического расстройства.
Попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. *
Органами опеки и попечительства в РФ выступают органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству выполняются:
органами управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц;
органами здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
органами социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних. К ним относятся опека, усыновление, воспитание в патронатной семье.
Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, он выступает в защиту его прав и интересов. Опекуна (попечителя) назначают органы опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над гражданином. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя).
Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами служат:
смерть родителей;
лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;
ограничение родителей в правах;
признание родителей недееспособными вследствие болезни;
длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);
уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
другие причины отсутствия родительского попечения.
В случае если ребенок находится в соответствующем воспитательном, лечебном, социальном или ином аналогичном учреждении, опекунские (попечительские) обязанности возлагаются на администрацию данного заведения.
Социальная помощь- периодические и {или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Жизнедеятельность - сущность и свойства человеческого организма объективно выполнять свои физиологические и физические (обмен веществ, раздражимость, способность к размножению, рост, приспособляемость к окружающей среде и т.д.), социальные (социальные отношения и социально-ролевые предписания) и другие функции. Жизнедеятельность обеспечивается как самим человеком, так и сложной системой мер со стороны общества и государства.
Понятие помощи - основная категория в социальной работе. Часто социальная работа понимается как совокупность конкретных практических действий по оказанию экономической, психологической, информационно-консультативной или иной помощи больным, немощным, социально незащищенным или социально дезадаптированным людям, нуждающимся в поддержке и защите извне.
В социальной работе помощь выступает как средство достижения определенной цели. Она носит вспомогательный характер и в первую очередь направлена на раскрытие самозащитных функций, активизацию потенциала индивида, группы или общины.
Существует несколько видов помощи:
материальная помощь (оказывается людям, испытывающим затруднения);
психологические консультации, психотренинги;
правовая помощь;
помощь в устройстве на работу.
В федеральном законе от 14.07.99 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. В ст. 1 определено: «Государственная помощь - предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров». Государственная социальная помощь рассматривается как временная мера адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), способствующей устранению или уменьшению социальной недостаточности. Мероприятия проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.). Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
Она назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Социальное консультирование. Особенность консультирования состоит в том, что упор делается на ресурсы клиента (гражданина, семьи, группы, общины), которого ориентируют на нахождение собственных решений.
Эта процедура часто используется с целью ориентации путем советов, указания на альтернативные формы помощи, определения целей и обеспечения необходимой информации.
Консультирование часто путают с предоставлением советов.
Совет - это односторонний процесс, в рамках которого высказываются мнения, выносятся суждения, предлагаются рекомендации, и все эти воздействия опираются на механизм убеждения.
Руководство - также односторонний процесс поддержки и стимулирования, включающий в себя указание дальнейшего пути, обучение, инструктирование, воздействие.
Консультирование - двусторонний процесс сотрудничества в рамках поддерживающих отношений, способствующих пониманию клиентом своей проблемы, пониманию необходимости действовать и выполнять адекватные действия.
По определению Британской ассоциации консультирования, под этим термином «подразумевается работа с индивидами и их взаимоотношениями, направленная на развитие, поддержку во время кризиса, психо-
терапию, наставничество или решение проблем. Задача консультирования - предоставить клиенту возможность проанализировать, обнаружить и прояснить способы более удовлетворИ тельной и полноценной жизни».
Таким образом, консультирование помогает:
выбирать способ действий и действовать по собственному усмотрению;
обучаться новому поведению;
развивать личность;
акцентировать ответственность клиента, т.е. признать, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант лишь создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;
взаимодействовать клиенту и консультанту, основываясь на философии клиент-центрированной гперапии.
Основоположник этой терапии известный американский психотерапевт К.Роджерс выделяет т р J* основных принципа этого направления:
каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения-
Выделяются следующие направления социального консультирования: медико-социальное, психологО -педагогическое, социально- правовое, социально-управленческое И ДР- Правомерно выделить и социономическое направление консультирования, основная цель которого - оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружаю щими. Это позволяет клиенту расширить представления о себе, собственной ситуации, понять свои новые возможности.
В результате консультирования клиент должен принять на себя ответственность за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
Психолого-социальное консультирование должно строиться на следующих основных принципах:
добровольное участие клиента в консультировании;
безоценочное отношение к клиенту;
ориентация на нормы и ценности клиента;
запрет давать совет клиенту;
анонимность консультирования;
клиент должен быть включен в процесс консультирования;
разграничение личных и профессиональных отношений.
При консультировании происходит взаимодействие двух или нескольких человек, консультант передает консультируемому лицу специальные знания или соответствующую информацию, цель которых - помочь ему в решении его проблем.
Метод консультирования включает в себя исследование проблемы клиента, совместный с клиентом поиск позитивных путей ее решения, советы и рекомендации по ее разрешению. Консультации помогают клиенту оценить свои проблемы, из возможных вариантов решения выбрать наиболее оптимальный. Результатом консультирования должно стать изменение внутреннего мира клиента, переосмысление им своих жизненных ценностей.
Все проблемы клиентов можно разделить на две группы:
Разрешимые (для которых существует всего одно решение);
Неразрешимые (лежащие в сфере человеческих ценностей, отношений, для них есть несколько или огромное число решений. Эти проблемы имеют отношение больше к чувствам, чем к фактам. Например, женщина, подвергающаяся насилию со стороны мужа. Способов разрешения данной ситуации несколько: она может уйти от насильника, остаться с ним и терпеть унижения и побои, обратиться к специалистам кризисного центра и постараться изменить мужа и себя, собрать необходимые доказательства жестокого обращения и обратиться в суд или по месту его работы и т.п.).
У большинства людей есть «правильные», с их точки зрения, решения неразрешимых проблем, с которыми они согласны и следуют им в жизни. Именно с этой группой проблем социальному работнику приходится работать. В таких случаях консультирование часто заходит в тупик: консультант старается помочь, а клиент сопротивляется.
Консультирование состоит из следующих стадий: разблокирования, изменения, блокирования. На первой стадии подвергаются сомнению прежние нормы и ценности, разблокируются существующие установки, «освобождается место» для новых норм и ценностей.
Для того чтобы произошли изменения в сознании клиента, необходимы идентификация и интернализация I . Если клиент идентифицирует себя с человеком, имеющим желаемые установки, то у него может возникнуть желание измениться. Необходимо, чтобы пробы были удачными.
Под заблоккрованием понимается окончательное принятие и интеграция желаемых установок, новые нормы и ценности становятся постоянной частью личности и управляют ее деятельностью.
В социальной работе используется несколько типов консультирования:
общее консультирование клиентов специалистами социаль- ^ ной работы;
специальное консультирование клиентов специалистами социальных служб или учреждений по направлению социальных работников;
обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений;
договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
При консультировании нужно помнить.
Это процесс взаимовлияния, где воздействие консультанта заключается не столько в его словах, сколько в его личности.
На консультанта налагается нравственная ответственность, т.е. необходимо быть таким человеком, чтобы можно было влиять на других.
Консультант должен развивать в себе способность к эмпатии. Он должен уметь расслабляться физически, умственно и духовно, с готовностью входить в душевный мир другого человека и изменяться в процессе консультирования.
Специфический вид консультативной деятельности - дистанционное консультирование, а его основная форма - телефонное консультирование. «Телефон доверия» относится к самостоятельным видам психологической помощи. «Телефоны доверия» разнятся типами отношений, складывающихся между собеседниками. Можно говорить об их трех типах.
Модель «Врач помогает пациенту». Телефонный консультант, как врач, берет на себя ответственность за жизнь (и здоровье) обратившегося (например, телефон в США - 911).
Модель «Специалист помогает клиенту». Помощь специалиста-психолога в решении проблемы, которую ставит перед ним позвонивший.
Модель «Человек помогает чел овеку». Общение двух людей, один из которых нуждается в помощи. Помощью служат как сами складывающиеся между ними отношения, так и действия телефонного консультанта по разрешению кризиса позвонившего.
У «телефона доверия» две основные цели: предупреждение кризисов и их купирование. Для достижения первой цели необходимо добиваться снижения уровня агрессивности в обществе (агрессии, направленной на других, и аутоагрессии), предотвращения самоубийств и ослабления психологического дискомфорта в семьях. По «телефону доверия» ведется психологическое консультирование, оказывается экстренная психологическая помощь, позвонивших адресуют к иным службам, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.
Для купирования кризиса необходимо оказывать неотложную психологическую помощь в момент обращения по телефону, помочь абоненту пережить кризисную ситуацию и иные психотрав- мирующие конфликты; выявлять случаи насилия над детьми и т.д.
Принципы деятельности «телефона доверия»:
анонимность;
конфиденциальность;
равенство и взаимоуважение;
раскованность и чистосердечность клиента в изложении ситуации или проблемы, так как с консультантом он никогда не встретится, отсюда и отсутствие страха;
недирективность;
доступность. Кризисная линия предполагает 24-часовой режим работы;
рабочие связи с другими службами города («скорая помощь», приемный покой травмопункта, больницы, ночной пункт профилактики венерических болезней при КВД, отделения милиции, центры помощи наркоманам, алкоголикам, лицам, пережившим сексуальное насилие, и т.д.).
К дистанционному консультированию относится также консультирование по переписке, или скриботерапия, когда нет телефонной связи в данном населенном пункте, телефона у клиента и в случаях нежелания клиента встречаться с глазу на глаз со специалистом.
Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.
Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.
Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.
Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.
ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.
ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.
Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.
В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.
Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.
Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.
Задачи органов опеки и попечительства
В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:
- Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
- Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
- Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.
Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:
- защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
- ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.
Полномочия органов
В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:
- поиск и регистрация недееспособных граждан;
- ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
- установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
- контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
- возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
- поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
- защита прав, интересов недееспособных лиц;
- предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.
Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:
- разрешение на ;
- запрос характеристики на родителя ;
- разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
- решать текущие вопросы с недвижимостью;
- соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
- ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
- активная профилактика ;
- выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.
ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.
Обязанности при переезде подопечного
Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.
Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.
Заключение
В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.
Также ООП:
- Являются государственной структурой.
- Обладают полномочиями исполнительной власти.
- Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.
Опека и попечительство, является общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство – это правовые фрмы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своми действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении 18-го возраста.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы здравоохранения и социального развития. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекуна. В соответствии со статьей 39 ГК РФ, при помещении больного в медицинское учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Данные о душевнобольном как полностью недееспоссобном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в отделение милиции. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт.
Все сделки от имени недееспособного совершает опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента совершения сделки.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутсвующему. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается. В соответствии со статьей 43 ГК РФ, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которые несут ответственность за это имущество.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя.
Наиболее распространнеными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне станционара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять свои права. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель на основании договора заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего, с согласия подопечного осуществляются также бытовые и иные сделки. По требованию подопечного патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, т.е. домов-интернатов общего типа. В 2000 году их насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения (магазин, столовая, врач, прачечная, парикмахерская и.т.п.)
Отделы по социальному развитию выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а ткже для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прави другие случаи оставления детей без родительской опеки. Согласно ст. 56 СК РФ, ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.
Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений и других учреждений и граждан. Затем вся информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования, который содержит в себе: дата и место обследования, информация о лице, проводящем обследование (Ф.И.О., должность); информация об обследуемом родителе; информация о семье, где проживает внастоящее время ребенок; сведения о лице и его семье, претендующего на воспитание ребенка. В акте также содержатся рекомендации о возможных способах решения проблемы (передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство ребенка в приют и.т.п.) Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Во многих регионах России их количество и численность детей, находящихся там, увеличиваются. Например, в Ростовской области в 1997 г. в детских приютах содержалось 779 детей, а в 1998 г. – 1008. Во время нахождения ребенка в приюте от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей либо в это время идет поиск подходящей кандидитауры опекуна (попечителя), подготовка необходимых документов для назначения опекуна (попечителя) либо для его отстранения от обязанностей, оказание помощи в воспитании подопечного.
Опекуном может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, лишенных родительских прав или отстраненных от обязанностей опекуна. К заболеваниями, препятствующим исполнению опекунских обязанностей: туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и.т.п. При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам, причем только с их согласия, а если ребенку 10 лет, то тогда и согласие ребенка. В редких случаях родители сами могут попросить установить опеку над ребенком и предложить опекуна (в случае болезни, работы, поездки), как правило такие просьбы удовлетворяются. Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношении с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и.т.п.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка (до 16 лет).
Опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка (чьи родители лишены родительских прав, недееспособны, безвестно отсутствуют, считаются умершими, длительная болезнь). Денежные средства на детей, находящихся под опекой выплачивается до 16 лет, а если ребенок учится в общеобразовательном учреждении – 18 лет.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет.
Опека и попечительство прекращаются в случаях:
Смерть опекуна (попечителя);
Возвращение ребенка в семью или передача ребенка на постоянное воспитание в детское учреждение;
Заявление опекуна: нет взаимопонимания, ухудшение материального положения, серьезная болезнь.
В г. Санкт-Петербурге была апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Учреждение выделяет средства на содержание ребенка всемье, выплачивает зарплату воспитателем семейной группы, конторль за воспитанием детей, переданных в семьи. Наряду с опекой и попечительством особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения – усыновление (удочерение). Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно прриавниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявление в орган опеки и попечительства, к заявлению прилагается акт обследования условий жизни заявителя.Одним из обстояетельств, подлежащих усыновлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в СК РФ» (1998г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей.
Еще одной формой защиты прав и интересов детей – приемная семья. Она обязана воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическомразвитии, готовить его к самостоятельной жизни. Премные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10-го возраста, осуществляется с его согдасия. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на котрый он помещается в семью, условия содержания, воспитания и образования, права и обязанности приемных родителей, основания и последствия прекращения договора. В соответствии с Положением «О приемной семье» (1996), на содержание каждого приемного ребенка выплачиваюся ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обувм, предметов хозяйственного инвентаря, личной гигиены, игр, книг и.т.д.
Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством для воспитанников детских учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемным родителям предусмотрена плата за их труд. Ее размер зависит от количества взятых на воспитание детей. Приемнын родители по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками. Совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление.
В современных условиях одной из сдеживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитиии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства.
Социальная опека и попечительство подразумевает более известные в народе понятия опеки и попечительства над детьми-сиротами и над недееспособными гражданами.
Опека или попечительство назначается над детьми в случае смерти родителей, без вести пропавших родителей, а также родителей недееспособных и лишённых родительских прав. Цель опеки (попечительства): защита прав и интересов ребёнка, его воспитание, образование. Ребёнок под опекой (попечительством) сохраняет свои фамилию, имя, отчество, данные ему от рождения. В любой момент ребёнка из-под опеки могут забрать Органы Опеки для передачи родителям, которые одумались, перестали пить, нашли работу и показали себя с положительной стороны.
Опекуном становится любой адекватный родственник с его согласия или другой достойный гражданин. Если ребенку 10 и более лет, спрашивают также его согласие стать подопечным данного опекуна. Если возраст ребёнка от 14 до 18 лет, то над ним устанавливается попечительство. Опекун (попечитель) получает удостоверение по установленной форме. На содержание опекаемого выделяется из областного бюджета ежемесячное пособие. Размер пособия свой в каждой области. По истечении года опекун (попечитель) составляет отчет об истраченных суммах, о содержании имущества подопечного с приложением оправдательных документов и сдаёт его в Органы Опеки. Если опека установлена над ребёнком, у которого есть родители, но проживают отдельно от ребёнка, или находятся в длительной командировке, тогда опекунское пособие выплачивают родители, а не государство. С 14 лет подопечный сам распоряжается опекунским пособием, кроме крупных сделок, – тогда необходимо письменное согласие попечителя.
Опекун совершает все сделки в интересах ребёнка, взаимодействует с любыми физическими и юридическими лицами. Он проживает совместно с подопечным на своей жилплощади или на жилплощади подопечного, но прав на жилплощадь подопечного он не имеет. По достижении подопечным 16 лет с разрешения Органов Опеки он может проживать отдельно от попечителя.
Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун автоматически приобретает статус попечителя без оформления дополнительных документов. Когда ребёнку исполняется 18 лет, попечительство автоматически заканчивается. Оно может закончится раньше, если подопечный, достигший 16-летнего возраста, занялся трудовой или предпринимательской деятельностью или вступил в брак.
Дети-сироты, не имеющие своего жилья, по достижении 18 лет обеспечиваются жилой площадью из фондов области, в которой проживают.
Приёмная семья – такой статус может быть придан семье, взявшей под опеку двоих или больше детей, а также в случае, если взят один ребёнок, но ребенок больной. Одному из родителей в этом случае выплачивается ставка воспитателя. За расходование этих денег приёмный родитель не отчитывается ни перед кем. Как правило, у совестливых опекунов большая часть этих денег расходуется на опекаемых, т.к. опекунского пособия, как правило, недостаточно. Дети из приёмной семьи имеют те же права, что и опекаемые.
Патронатная семья не сильно отличается от приёмной семьи. Отличие в том, что патронатная семья “приписана” к детскому дому, из которого взяты дети. Новые родители взаимодействуют с воспитателями, медработниками детского дома, получают одежду, канцтовары для детей в детском доме. Ребёнок живёт в семье и получает навыки семейной жизни и любовь родителей. Патронатный родитель получает пособие на содержание ребёнка, “заработную плату” и до 70% её может составлять премия.
Любые формы принятия сироты в семью положительно влияют на формирование характера будущего человека. Ребёнок нормально развивается, приобретает доверие к окружающим, уверенность в себе, лучше справляется со стрессами и переживаниями, учится проявлять любовь к другим.
- Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
- Как приготовить классические вареники с творогом
- Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
- Отечественной войны 2 степени
- День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром