Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Возврат обеспечения заявки по 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере. Особенности материального обеспечения заявок

    Возврат обеспечения заявки по 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере. Особенности материального обеспечения заявок

    Что такое Банковская гарантия в соответствии 223-ФЗ

    С 01.01.2012 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон № 223, который устанавливает правила закупок различных товаров и услуг юридическими лицами. В этом законе прописано, что каждый Заказчик самостоятельно должен определять требования, по которым он готов работать для того, чтобы осуществить закупку разного рода товаров, работ и услуг.

    В условиях рассматриваемого нами Федерального Закона № 223, Заказчик может сам устанавливать перечень необходимых положений о наличии, отсутствии или оформлении банковской гарантии по Федеральному Закону № 223.

    Обеспечение банковской гарантии по 223-ФЗ - это вид страхового полиса, выдаваемый Заказчику и страхующий его от недобросовестных действий со стороны Исполнителя, который защищает Заказчика с финансовой стороны, если Исполнитель полностью или частично отказывается от своих обязанностей. В таком варианте все риски перекладываются на банк, выступающий в качестве гаранта.

    Разновидности банковских гарантий

    Обязанности, выполняемые Исполнителем, могут быть трех видов, и под каждый из них выдается свой документ, содержащий определенные условия.

    Банковские гарантии, выдаваемые для исполнения договора. Банковская гарантия по 223-ФЗ исполнение контракта предоставляется в тот момент, когда исполнитель подписывает договор. Недобросовестное исполнение своих обязательств приводит к тому, что Заказчик вправе потребовать от банка, который выдал такой документ на исполнение контракта, денежную компенсацию в размере, указанном в банковской гарантии;

    Банковские гарантии, выдаваемые для обеспечения аванса Заказчика. Банковская гарантия выдается на сумму авансового платежа, который вносит Заказчик в качестве аванса после заключения договора;

    Банковские гарантии, выдаваемые для обеспечения заявки. Предъявление банковской гарантии для обеспечения заявки по 223-ФЗ страхует Заказчика от случая раннего отзыва заявки Исполнителем, возможного изменения цены и других вариантов. Но стоит обратить внимание на один важный факт при предоставлении исполнения заявки. Сроком включительно до 30 июля 2019 года, банковская гарантия на обеспечение заявки по 223-ФЗ предъявляется исключительно перечислением денежного вознаграждения на расчетный счет площадки.

    Перечень требований

    Основные правила для оформления гарантии:

    • должна быть безотзывной;
    • иметь срок действия;
    • сумма выплачиваемая банком должна быть прописана в гарантии.
    • должна содержаться информация об обязанностях Исполнителя. Именно их ненадлежащее исполнение обеспечивается банковской гарантией;
    • срок принятия или отказа в принятии банковской гарантии для Заказчика.
    • выдается банком, который входит в список банков, установленных статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

    Отличия банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Закупки проходят по двум федеральным законам: 44 и 223. Предоставляя банковские гарантии по этим двум законам, не лишним будет обратить внимание на некоторые существенные различия.

    • предоставление обеспечения исполнения договора является обязательным;
    • банковская гарантия в обязательном порядке должна присутствовать в едином реестре банковских гарантий;
    • сумма банковской гарантии зависит напрямую от суммы контракта и варьируется от 10 до 30%.

    223-ФЗ

    • предоставление обеспечения исполнения договора не обязательно и устанавливается Заказчиком самостоятельно;
    • не обязательно присутствие в едином реестре банковских гарантий;
    • сумма, которая указывается в банковской гарантии на исполнение контракта, оформленной по Федеральному закону 223. не зависит от сторонних факторов и устанавливается Заказчиком на свое усмотрение.

    Отличия закупок по 223-ФЗ от норм 44-ФЗ

    Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.

    Компания Gostender Style осуществляет помощь в быстром оформлении банковских гарантий с любым размером обеспечения исполнения по 223-ФЗ.

    Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

    Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

    Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

    При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

    С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

    Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

    Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

    Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

    Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

    Виды обеспечения заявки

    От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

    В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

    Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

    Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

    В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

    Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

    Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

    Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

    Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

    Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

    Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

    Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

    Размеры обеспечения заявки

    Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

    По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .

    Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .

    В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .

    Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

    Сроки возврата обеспечения заявки

    Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

    Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

    Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

    — для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
    — для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
    — отмена торгов;


    — направление заявки после окончания срока подачи заявок;

    Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

    В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

    Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

    Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

    — опубликование итогового протокола;
    — отмена торгов;
    — подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
    — получение заявки после истечения срока для подачи;
    — истечение срока аккредитации;
    — отзыв документа на участие в торгах участником;
    — отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
    — отстранение участника от торгов;
    — участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
    — заявка не соответствует требования документации и Закона;
    — отказ от подписания контракта;
    — не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

    Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

    В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

    Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

    — уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
    — отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
    — непредоставления обеспечения исполнения контракта;
    — подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

    Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ

    В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

    Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

    На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ все более подпадает под законодательное регулирование. Если ранее этот вопрос отдавался на откуп заказчикам, то сейчас в самом 223-ФЗ закреплен предельный размер обеспечения заявки по 223-ФЗ. Наиболее полно вопрос обеспечения, как заявки, так и выполнения договора урегулирован в отношении поставщиков, представляющих малый бизнес. Все подробности в нашем материале.

    Общие правила обеспечения заявки и договора по 223-ФЗ

    Исходя из положений пунктов 25-27 ст. 3.2 закона приведем обеспечение заявки по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года в таблице:

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    На практике обеспечение заявки устанавливается заказчиками в размер 0,5-5% от начальной цены договора. При этом стоимость договора, при которой устанавливается обеспечение заявки на участие в закупке по 223-ФЗ, может составлять как более 5 млн. рублей, так и более 10, 20 млн. рублей.

    Установить верный размер обеспечения заявки участника в документации с учетом последних изменений поможет онлайн сервис, разработанный Системой Госзаказ

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ возвращают или нет? В п. 26 ст. 3.2 223-ФЗ установлены случаи, когда сумма обеспечения заявки по 223-ФЗ не возвращается. К ним отнесены:

    Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ на устанавливается по указанным выше общим правилам, т.к. ст. 3.3 223-ФЗ, посвященная электронным конкурентным процедурам не содержит каких-либо особых правил.

    П. 25 ст. 3.2 предусматривает возможность:

    • обеспечения заявки банковской гарантией по 223-ФЗ;
    • обеспечения по 223-ФЗ путем внесения денежных средств;
    • обеспечения заявки другим способом, предусмотренным ГК РФ. П. 1 ст. 329 ГК РФ предусматривает такие способы обеспечения как неустойка, залог, поручительство и т.д.

    Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ так четко не регулируется и отдается на откуп заказчикам. При этом прослеживается тенденция, что при наличии авансового платежа размер обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ равняется размеру аванса.

    Правила обеспечения заявок и договоров для субъектов малого бизнеса

    В данном разделе ответим на вопрос о том, обеспечение заявки по 223-ФЗ сколько процентов составляет для участников, являющихся представителями малого бизнеса? Обеспечение заявки по 223-ФЗ для СМП не может превышать 2%.

    Такое правило установлено п. 23 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. Как малому предприятию обеспечить заявку на участие в закупке

    Обеспечение закупки по 223-ФЗ участниками малого бизнеса производится путем:

    • предоставления банковской гарантии;
    • внесения денежных средств.

    Денежные средства вносятся на спецсчет участника конкурентной процедуры, открытый им в уполномоченном банке. Перечень таких банков определен распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р. Размер обеспечения по 223-ФЗ при получении информации от оператора торговой площадки блокируется банком и не подлежит распоряжению участника конкурентной процедуры до окончания блокировки.

    Возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ в соответствии с п. 9 Дополнительных требований , утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657 производится при:

    • отмене конкурентной процедуры заказчиком,
    • отклонении заявки, поданной на участие в процедуре.

    Возврат обеспечения по 223-ФЗ также осуществляется (п. 24 Положения 1352):

    • всем участникам конкурентной процедуры, не ставшим победителями после подписания итогового протокола;
    • победителю конкурентной процедуры после оформления с ним договора либо при принятии заказчиком решения о том, такой договора оформляться не будет.

    Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 223-ФЗ или в другой конкурентной процедуре, проводимой для СМП, не производится, если участник был признан победителем и:

    • уклонился/отказался от подписания договора,
    • не предоставил надлежащее обеспечение контракта по 223-ФЗ.

    Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ-2018 для субъектов малого бизнеса в соответствии с п. 25 Положения № 1352:

    • не должно превышать 5% от начальной цены договора, если уплата аванса не предусмотрена,
    • должно равняться размеру аванса, если договором установлена его выплата.

    Вносятся денежные средства на счет заказчика, путем предоставления банковской гарантии или другим способом, установленным в закупочной документации.

    Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


    Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


    Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


    Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

    Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

    • в виде денежного залога;
    • и банковской гарантии.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

    Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


    Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

    • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
    • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

    Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

    Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

    • безотзывной;
    • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
    • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

    Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


    Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

    Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

    Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


    Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.