Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Правильно в иерархическом порядке располагаются. Иерархия нормативно - правовых актов рф. Иерархическая структура НПА

    Правильно в иерархическом порядке располагаются. Иерархия нормативно - правовых актов рф. Иерархическая структура НПА
  • 26. Международная организация по стандартизации (исо): история создания, основные задачи и направления деятельности.
  • Iso – самые распространенные стандарты современности
  • 4.2.1 Общие положения
  • 4.2.2 Руководство по качеству
  • 4.2.3 Управление документацией
  • 4.2.4 Управление записями
  • 5.2 Ориентация на потребителя
  • 5.5.3 Внутренний обмен информацией
  • 6.3 Инфраструктура
  • 6.4 Производственная среда
  • 7 Процессы жизненного цикла продукции
  • 7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
  • 7.2 Процессы, связанные с потребителями
  • 7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
  • 7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
  • 7.2.3 Связь с потребителями
  • 7.3 Проектирование и разработка
  • 7.3.1 Планирование проектирования и разработки
  • 7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки
  • 7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки
  • 7.3.4 Анализ проекта и разработки
  • 7.3.5 Верификация проекта и разработки
  • 7.4.2 Информация по закупкам
  • 7.4.3 Верификация закупленной продукции
  • 7.5 Производство и обслуживание
  • 7.5.1 Управление производством и обслуживанием
  • 7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
  • 7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
  • 7.5.4 Собственность потребителей
  • 7.5.5 Сохранение соответствия продукции
  • 8.2 Мониторинг и измерение
  • 8.2.1 Удовлетворенность потребителей
  • 8.2.3 Мониторинг и измерение процессов
  • 8.2.4 Мониторинг и измерение продукции
  • 1. Область применения
  • 2. Ссылочные публикации
  • 4. Требования к системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда
  • 40. Понятие «иерархия документации». Уровни документации на иерархической пирамиде. Документы первого уровня, документы второго уровня, документы третьего уровня, документы четвертого уровня.
  • 41. Руководство по качеству. Назначение руководства по качеству как документ системы менеджмента качества. Основное содержание руководства по качеству.
  • 43. Требования к аудиторам систем менеджмента качества.
  • 45. Организация проведения аудита: планирование аудита, разработка документации для проведения аудита на месте.
  • 46. Проведение аудита на месте: предварительное совещание, сбор информации, верификация данных, заключительное совещание.
  • 6.4 Подготовка к проведению аудита на месте
  • 6.5 Проведение аудита на месте
  • 47. Несоответствия. Коррекция, корректирующие и предупреждающие действия.
  • 48.Этика и психология поведения аудиторов.
  • 49. Результативность и эффективность процесса внутреннего аудита.
  • 51. Документированная процедура организации по проведению внутренних аудитов качества: порядок разработки документа, содержание документа, назначение документа.
  • 6. Порядок внесения изменений.
  • 7. Рассылка.
  • 8. Приложения
  • 52. Органы по сертификации требования к органам, документация органа, персонал органа. Порядок аккредитации органов.
  • 53. Система сертификации гост р. Цель создания, объекты сертификации, принципы сертификации. Структура системы сертификации гост р.
  • I. Общие положения
  • II. Структура Системы сертификации гост р и функции ее участников
  • 54. Порядок сертификации. Схемы сертификации.
  • 55. Выводы сертификационного аудита: значительные и малозначительные несоответствия, уведомления, последующие действия с несоответствиями.
  • 56. Виды подтверждения соответствия (декларация соответствия, сертификат).
  • 57. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества: принятие решения о сертификации, подача заявки, подготовка комплекта документов, аудит на месте, завершение сертификации.
  • 7.2.3 Заключение договора на проведение сертификации смк
  • 7.2.4 Подготовка комплекта документов заказчиком
  • 7.2.5 Формирование комиссии по сертификации
  • 7.4.1 Предварительное взаимодействие с проверяемой организацией (заказчиком)
  • 7.4.2 Разработка плана аудита
  • 7.4.4 Распределение обязанностей между членами комиссии
  • 7.4.5 Подготовка рабочих документов
  • 7.5.1Предварительное совещание
  • 7.5.2 Аудит смк «на месте»
  • 7.5.3 Подготовка акта по результатам аудита, проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта
  • 7.6.1 Общие положения
  • 2.1. Сущность добровольной сертификации
  • 2.2. Сущность обязательной сертификации
  • 59. Международные организации по сертификации (исо, мэк,илак,еоис)
  • 61. Экономические методы управления качеством.
  • 1.2 Коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования
  • 1.3 Внутрифирменный расчет
  • 2. Использование экономических методов в управлении ооо «Бизнес-Фудз»
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
  • 2.2 Применение экономических методов в управлении ооо «Бизнес-Фудз»
  • 62. Социально-психологические методы управления качеством.
  • 63. Организационные методы управления качеством.
  • 64. Технологические методы управления качеством.
  • 65. Информационное обеспечение управления качеством. Средства и методы создания надежной системы коммуникации.
  • 66. Контроль качества: задачи, виды, методы.
  • 67. Проведение организационных изменений в рамках tqm.
  • 68. Интегрированные системы менеджмента: понятие, цель и порядок создания.
  • 69. Адаптация персонала
  • [Править]Этапы адаптации
  • [Править]Разновидности адаптации персонала
  • [Править]Система адаптации персонала
  • Ключевые элементы системы адаптации
  • 70. Обучение персонала.
  • 71. Подбор и отбор кадров на предприятии.
  • Набор персонала
  • Метод headhunting
  • Отбор персонала
  • Ступень 1. Предварительная отборочная беседа
  • Ступень 2. Заполнение бланка заявления
  • Ступень 3. Беседа по найму (интервью)
  • Ступень 4. Тестирование, ролевые игры, профессиональное испытание
  • Ступень 5. Проверка рекомендаций и послужного списка
  • Ступень 6. Медицинский осмотр
  • Ступень 7. Принятие решения
  • Роль качественного отбора персонала в управлении предприятием
  • 72. Мотивация трудовой деятельности персонала.
  • 1.2 Взаимосвязь мотивации и стимулирования труда персонала
  • 1.3 Разработка системы стимулирования персонала
  • 73. Принципы и методы управления персоналом.
  • Методы управления персоналом
  • Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:
  • 74. Управление деловой карьерой. Управление деловой карьерой
  • Планирование деловой карьеры
  • Движение персонала по профессиональной лестнице
  • 75. Управление конфликтами в организации. Методы управления конфликтом
  • 1. Уход от конфликта - наиболее популярный метод управления
  • 2. Метод бездействия - разновидность метода «ухода от конфликта»
  • 3. Метод уступок и приспособления
  • 4. Метод сглаживания
  • 5. Метод скрытых действий
  • 6. Метод «быстрого решения»
  • 7. Метод компромисса
  • 8. Метод сотрудничества - соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации
  • 9. Метод силы - стремление одной стороны навязать другой свое решение
  • 76. Оценка эффективности управления персоналом.
  • 77. Деловая оценка персонала.
  • Раздел 1.Теоретические основы оценки персонал
  • 78. Функции службы управления персоналом на предприятиях.
  • Функциональная структура системы управления персоналом
  • Роль службы управления персоналом организации
  • Функции службы управления персоналом
  • 40. Понятие «иерархия документации». Уровни документации на иерархической пирамиде. Документы первого уровня, документы второго уровня, документы третьего уровня, документы четвертого уровня.

    Основными целями управленческой документации компании, которая составляет элемент системы управления, являются следующие:

    Сообщение информации

      инструмент для передачи и переноса информации.

    Подтверждение соответствий

      обеспечение свидетельств того, что ранее запланированное было в действительности выполнено.

    Распространение знаний

      передача и сохранение опыта, накопленного компанией. Типичным примером являются стандарты компании, которые могут быть использованы как основа при разработке и проектировании новой продукции и направлений работы, так и в целях обучения нового персонала.

    Организация документации должна соответствовать системе процессов, функционирующих в компании. Однако, может применяться и любая другая организация, отвечающая потребностям компании, при решении нестандартных ситуаций.

    Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным законами и регламентами, потребностями и ожиданиями клиентов и других заинтересованных сторон, а также потребностям компании.

    Объем документации организации может отличаться у разных процессов в зависимости от факторов, приведенных на рисунке 3.1.

    * Например, работа с отходами и работа на атомной станции требует разной глубины документирования. Рисунок 3.1 - Факторы, влияющие на объем документации.

    Основные требования к документации приведены в таблице 3.1.

    Таблица 3.1. Требования к документации.

    Требование

    Пояснение

    Комплексность

    Документация должна охватывать все аспекты (организационные, экономические, технические, правовые) деятельности, связанные с управлением организацией и обеспечением качества.

    Системность

    Документация должна быть строго взаимоувязанной, хорошо структурированной и распределенной по уровням управления. Она должна давать четкое представление как о системе управления в целом, так и об отдельных ее элементах.

    Полнота

    Документация должна давать исчерпывающее представление обо всех процедурах и процессах, а также о достижении требуемого качества. При этом объем документации должен быть оптимальным, т.е. достаточным для практических целей.

    Не противоречивость

    Документация должна по содержанию соответствовать требованиям нормативных документов, международных стандартов или другим требованиям документации более высокого уровня, если такая имеется в заданной области.

    Идентификация

    Документация должна иметь соответствующие обозначения и номера, позволяющие установить принадлежность каждого документа к определенной части системы управления и/или подразделению-разработчику, и/или процессу.

    Аутентичность

    Документ принадлежит к тому виду и типу, который в нем заявлен. Документ разработан лицом, которое его действительно разработало и прислало.

    Доступность

    Документация должна быть доступной для пользователей.

    Актуальность

    Документация должна оперативно отражать все изменения условий функционирования процессов в целом и отдельных их элементов.

    Четкость

    Документация должна быть четкой, датированной и понятной ее пользователям.

    Документация может быть в любой форме или на любом носителе, например как показано на рисунке 3.2.

    На рисунке 3.3 показано деление документации компании по видам документации.

    По характеру воздействия управленческая документация делиться на:

      организационную и

      распорядительную.

    В организационной документации (положение о предприятии, устав компании, стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.) не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. В распорядительной документации (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

    По уровню управления документация компании подразделяется на три уровня. Причем документы более низкого уровня не могут отменять либо противоречить положениям документов более высокого уровня. Эта структура облегчает рассылку, поддержание и понимание документации.

    Рисунок 3.4 показывает типовую иерархию документации компании.

    Рисунок 3.4 - Иерархия документации организации.

    Необходимость документирования деятельности и документооборота - ещё одна причина, обязывающая к тому, чтобы система управления обладала архитектурой, соответствующей и потребностям управления как такового и потребностям ведения деятельности компании, поскольку в документообороте информация распространяется соответственно тому, как это предусматривает система управления.

    Безусловно, если управленческая документация содержит вздорные требования к организации взаимодействия руководителей и персонала (например, в должностных инструкциях), то жизненная практика не примет этот административный бред. «Положения о …» и должностные инструкции будут лежать на полках, а руководители подразделений и сотрудники будут выстраивать систему личностных взаимоотношений, на основе которой и будут работать.

    Конечно, хорошо, если в компании складывается система личностных товарищеских взаимоотношений руководителей подразделений, сотрудников друг с другом, позволяющая быстро и эффективно без документирования и документооборота выявлять и разрешать многие проблемы, а также вести дело. Но современное производство, характер взаимодействия с внешней средой таковы, что без документирования и документооборота они невозможны, поскольку требуют ознакомления с одной и той же информацией разных людей, в разное время, подчас вне возможностей прямого личностного общения. Такого рода потребности в информации участников дела в состоянии обеспечить только управленческая документация и документооборот.

    Если несоответствие управленческой документации вызвано в следствии организационной дефективности системы управления, то люди могут хорошо работать только, если они своими силами и на основе хороших личностных взаимоотношений и доверия успешно преодолевают систему организации управления и профильной деятельности, сложившуюся в компании [ 1 ] . При этом неизбежно, что почти все они расценивают как профессионально не состоятельных идиотов и вредителей руководителей компании , [ 2 ] которые создали и поддерживают управленчески дефективную систему управления.

    Если же система управления не содержит дефектов такого рода (либо содержит их достаточно мало), то система личностных взаимоотношений руководителей подразделений,

    сотрудников всё равно складывается в коллективе. Но в этом случае система личностных взаимоотношений свободна от задачи преодолевать сложившуюся организацию работ, и потому сотрудники компании в их личной и коллективной деятельности могут эффективно работать, опираясь на систему управления и управленческую документацию.

    При этом для обеспечения успешности работы коллектива на основе системы личностных товарищеских взаимоотношений управленческая документация не должна строиться в соответствии с принципом «как можно более детально описать, что и кому можно делать, а что нельзя». Иными словами, отсутствие в управленческой документации прямого предписания делать или не делать что-либо, отвечающее профилю подразделения, а так же специализации тех или иных сотрудников персонально, не может быть основанием для отказа от выполнения каких-то работ, выполнение которых необходимо для совершенствования дела . Если профессионализм сотрудников позволяет выполнить эти работы или их образовательный и квалификационный уровень достаточен для того, чтобы войти в эти виды деятельности и наработать в них соответствующие профессиональные навыки . Руководящие документы должны прямо указывать, что не оговорённые в них вопросы должны решаться в творчески-инициативном порядке в русле «Стратегии компании».

    И так мы разобрали вопрос, что такое управленческая документация и какие цели она должна преследовать, но следует понимать, что живое, творчески развиваемое дело , невозможно втиснуть в параграфы стандартов, инструкций, положений и других руководящих документов, хотя управленчески грамотно составленные документы могут и должны быть внутренней скелетной основной, несущей свободно развиваемое людьми дело.

    Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья — единственное место, где человек проходит школу любви.

    Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее. Отмечу несколько сторон в вопросе внутреннего уклада современной семьи.

    Начну с того, что семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.

    У православного современного семьянина семья занимает вполне ясное и четкое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение (или служение людям) – личные интересы. Семья стоит на втором месте после Бога, на много выше общественного служения, а тем более личных интересов.

    Нормальной средой для воспитания детей является семья. Но где воспитываются дети? Разве в семьях? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 8 часов в день, с родителями он общается примерно столько же. Детсадовский возраст – наиболее важный в формировании личности, а половину своего времени ребенок проводит в среде, совершенно не похожей на семейную домашнюю обстановку.

    Чем отличается обстановка семьи от детского сада? Во-первых, в семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии. Во-вторых, дома все окружающие люди – близкие родственники, с которыми ты связан всю жизнь. В детском саду все не так. Ребенок находится в коллективе сверстников. Это совершенно не естественная обстановка. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком – послушным и заботливым. В детском саду ребенок проходит совсем другую школу – школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся существовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду нет духа послушания и заботы, которыми проникнута семейная обстановка. Если мы готовим ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семью, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду приемлемо.

    Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия семьи: отец – мать – дедушка и бабушка – старшие сестры и братья – я – младшие . У каждого должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям.

    Эта правильная иерархия семьи не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок.

    В советской педагогике 50-х годов произошел переворот. Был объявлен всем нам известный лозунг: «Все лучшее детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости.

    …Вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусочек и поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам.

    За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегись родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет привилегии просто за то, что он маленький.

    До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.

    У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями.

    Конечно, надо учитывать возраст ребенка и не требовать от него то, что он еще не способен делать, но бесплатных привилегий быть не должно.

    Источник: Протоиерей Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. М., 2010г.

    Нормативно - правовой акт (НПА) - это основной источник права в современном государстве.

    НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания строго регламентирован.

    НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

    В совокупности нормативно - правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

    Иерархическая структура НПА

    Конституция РФ

    Это основной закон государства.

    Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

    Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

    Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

    Федеральные Конституционные законы

    Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

    Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

    Такой Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

    Федеральные законы

    Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

    Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

    Акты Президента

    Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

    Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

    Акты Правительства

    Правительство может издавать постановления и распоряжения.

    Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

    Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

    Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные, научные, образовательные вопросы, а также права человека

    Ведомственные Акты

    Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

    Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

    Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

    Нормативные правовые акты федеральных органов , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

    Корпоративные акты

    Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

    Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

    Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

    Иерархическую структуру имеют и нормативно - правовые акты субъектов РФ

    Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

    Конституции и Уставы субъектов РФ

    Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

    Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

    Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

    В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно - правовых документов

    Законы субъектов РФ

    документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

    Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

    Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

    Акты органов местного самоуправления

    Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

    Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

    Помимо установленной иерархии нормативно - правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

    Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Я слышал рассказы пожилых людей о том, что в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.

    Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Об этом мы уже говорили в беседе о том, кто является главой семьи. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Попробую пояснить, что имеется в виду.

    Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше - матери, а далее всем остальным - дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жижа будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне.

    Одна прихожанка рассказывала, что когда они семьей впервые уехали из Москвы на все лето в деревню, то она для себя сделала много открытий. Однажды они вернулись с огорода домой с одной соседкой, местной жительницей. Она первым делом, как всегда, стала сразу готовить на стол детям, чтобы подкрепить их после работы. «Ты что делаешь-то?!» - с удивлением спрашивает соседка. «Как что? Детей кормлю». - «Ты мужика-то сначала накорми! Вот дает!» Только тогда эта прихожанка впервые задумалась, что в семье должен быть глава семьи, которого надо уважать, и что надо приучать детей уважать отца. Элементарные правила семейной жизни, которые знала обычная деревенская женщина, были откровением для горожанки, получившей высшее образование, много читающей и считавшей себя вполне хорошей супругой.

    В приходе, где я делал первые свои шаги церковной жизни (да и во многих других приходах), я почти всегда видел одну картину. Во время Причастия первыми приступали дети, потом взрослые - и мужчины, и женщины вперемежку. Я считал это вполне нормальным и правильным. Но читая однажды древние церковные памятники, я встретил описание порядка, в каком подходили к Причастию в древней Церкви. Сначала причащались клирики (певцы, чтецы), потом миряне: мужчины, женщины и только в конце - дети. Вначале я был удивлен: как же так?! Бедных детишек заставлять ждать! Позже удивление сменилось пониманием, что только так и должно быть. Кстати, совсем маленькие дети причащались, видимо, все же не в конце, а просто на руках своих отцов и матерей, вместе с ними приступая к Причастию, а самостоятельные детки, которых не надо постоянно держать за ручку, шли, действительно, в конце. Так должно быть, если мы хотим вырастить хороших детей, которые знают свое место в жизни.

    За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.

    У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», - то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.

    Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать, но бесплатных привилегий быть не должно.

    Связь поколений

    Вы, наверное, слышали истории о детях-маугли, которые выросли среди зверей. Таких случаев известно несколько, и самое главное, что этих детей практически не удавалось вернуть к человеческому образу жизни. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Я бы добавил еще следующее: для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, - детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Но после такого воспитания не надо удивляться инфантилизму детей, удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни. Мы уже об этом немного говорили.

    Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мы ослабим связь между поколениями (отдав реденка в детский сад, в школу и т.д.), то потеряется огромный опыт, накапливавшийся л сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Что начинает делать мой старший сын, когда я прихожу домой усталый и сразу пытаюсь отдохнуть? Он ложится рядом на диван или на пол и начинает дуреть (другого слова я не нахожу). Так он подражает взрослым. Мне приходится заставлять себя вставать и начинать чем-то заниматься, чтобы сын совсем не привык к безделью.

    Ранее такого разрыва между поколениями не было. 90% всего населения были крестьянами. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребенок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Трудиться начинали уже с 4-летнего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому. Недавно я видел в кинохронике кадры, снятые еще до революции, как пяти-шестилетний мальчишка один управляет лошадкой и боронит землю. Вспомним того же Некрасова, про «мужичка с ноготок». Но не только в крестьянстве была крепка связь поколений. Купцы имели свои лавки часто в своих же домах, и опять же дети с малолетства приучались помогать отцам вести хозяйство.

    Однажды в поезде дальнего следования я долго беседовал с одной женщиной-врачом, которая в ходе беседы заявила: «Хороший врач может вырасти только в третьем-четвертом поколении. Я преподаю в медицинском институте и прекрасно вижу, что в первом поколении хороший врач - это большая редкость». В качестве примера она привела своих знакомых - потомственных врачей. «Там особая атмосфера, там ребенок уже с детства знает всю медицинскую терминологию, поскольку родители часто обсуждают свои проблемы. Он уже в средних классах легко владеет всякими медицинскими справочниками и энциклопедиями. Уже в последнем классе школы он - готовый фельдшер, хотя еще не получал никакого медицинского образования. Но самое главное, что он уже впитал заботливое отношение к больным людям, которое перенял от своих родителей».

    Обращаю ваше внимание - только за 3-4 поколения может накопиться опыт. Например, благочестивые цари воспитывались в нескольких поколениях. Как правило, мудрым правителем становился тот, кто еще с детских лет был посвящен во все внутренние и мировые проблемы государства, кто видел своего родителя, принимающего решения, видел, к чему приводят эти решения через много лет. Такой правитель, как правило, на порядок мудрее человека, пришедшего к власти по принципу «из грязи, да в князи». И это еще потому, что ранее цари несли ответственность за свой народ и за свои решения до конца своей жизни. Страна, меняющая правителей, подобна женщине, меняющей своих мужей, в то время как глава семьи - муж - должен быть один и на всю жизнь. Недаром венчание на царство даже внешне схоже с Таинством венчания супругов. В обоих случаях ответственность принимается на всю жизнь.

    Сейчас большинство женщин работает. Если мать уходит на работу, оставляя свою семью, то это второй и самый сильный удар по семье. На одном из семинаров по воспитанию детей одна представительница отдела по делам несовершеннолетних поделилась своим наблюдением. Пока в семье пьет только отец, то дети еще нормальные и семью еще нельзя назвать неблагополучной. Но если запивает и мать, то тогда-то дети точно попадают в категорию трудных, а семья - в категорию неблагополучных. Нечто подобное можно сказать обо всех семьях. Когда из семьи на работу ушел отец - это еще не самое страшное, но если из семьи уходит мать, то семья разрушается окончательно. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Цель в большинстве случаев одна - отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Вместо уютного дома - одно пепелище.

    Но как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.

    В воскресной школе в нашем храме мы столкнулись с этой проблемой. У нас, у взрослых, есть опыт церковной жизни, у детей, которые в большинстве своем пришли к нам из нецерковных семей, есть желание приобщиться к этому опыту. Но воцерковление детей идет очень тяжело - ведь мы не родители и не можем жить с ними. А эффективность занятий по Закону Божию очень невелика. Ведь что такое час-два в неделю в жизни ребенка, когда он бегает со своими друзьми по улице по три-четыре часа ежедневно? Конечно, улица занимает в его жизни гораздо более важное место. Занятия по Закону Божию нужны, но приносят существенную пользу только в том случае, если вся семья верующая, дети воспитываются в церковном духе и в помощь родителям проводятся занятия, чтобы дать детям систематические знания о Боге и Церкви, что могут сделать не каждые родители. И оказывается, что единственным местом, где мы по-настоящему, хоть как-то могли приобщить детей к опыту церковной жизни, был детский трудовой летний лагерь. Мы на две недели уезжали в одно из сел, разбивали недалеко от храма палаточный лагерь и жили, максимально делая все своими руками. Только здесь, когда мы были с детьми бок о бок, все 24 часа в сутки, когда они жили и трудились с нами, происходила настоящая притирка характеров и настоящая передача опыта жизни.

    А пока современные дети растут в своем поколении, не общаясь со старшими, они «варятся в своем соусе» и, как правило, в довольно «гнилом».

    Проблема отцов и детей, на мой взгляд, возникла исключительно в XVIII -XIX веках, с тех пор, когда начали расстраиваться семейные устои в высших кругах общества. У меня перед глазами есть семьи, которые работают на земле. Дети в этих семьях первые помощники, и никаких обычных для нашей жизни конфликтов между отцами и детьми я там не видел. Один современный писатель очень верно пишет, что есть два образа жизни: городской и деревенский. В деревне дети родителям нужны, поскольку нужны помощники по хозяйству. Труд в деревне не такой квалифицированный, и взрослым могут хорошо помогать и дети, - требуются только усердие, трудолюбие, терпеливость и т.д. Все эти свойства и воспитываются деревенским образом жизни. В городе все иначе, там индустриализация. А именно индустриализация особенно сильно разрушает семью, поскольку теперь требуется все более высококвалифицированный узкоспециализированный труд. И если раньше можно было взять малолетнего сына на поле помогать пахать землю или косить траву, то теперь сыночка на атомную электростанцию не возьмешь и у станка с числовым программным управлением рядом не поставишь. Да и дочка маме теперь в ведении бухгалтерского учета на предприятии никак не поможет. Высокая квалификация напрочь отметает возможность сыну стоять рядом с отцом, а дочери рядом с матерью. Высококвалифицированному специалисту дети только помеха.