Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Отношение к праву в разные времена. Моё отношение к патентному праву или делитесь тем, что сделали. Хоть мысли и материальны, но они не подчиняются материальным законам

    Отношение к праву в разные времена. Моё отношение к патентному праву или делитесь тем, что сделали. Хоть мысли и материальны, но они не подчиняются материальным законам

    В юридической литературе обычно много места уделяют таким видам правосознания как правовой реализм и правовой нигилизм. Однако до сих пор не создана четкая классификация видов правосознания, опирающаяся на психологические категории «сознание» и «отношение». Право как социальное явление вызывает определенное отношение к нему людей. Отношение может быть позитивным, негативным или нейтральным. При позитивном отношении человек понимает необходимость соблюдения правовых норм в обществе, осознает значимость и ценность права как основного регулятора социальных взаимоотношений. При негативном отношении человек считает право бесполезным и ненужным, часто даже вредным общественным явлением. Нейтральное отношение выражается в равнодушии к правовым нормам, правовым актам, правовой деятельности государства.

    Правосознание представляет собой сложное структурное образование. Основное содержание правосознания выражено в форме отношения к праву. Структура понятия «отношение» в психологии детально разработана и включает в себя познавательные (когнитивные), эмоциональные (чувственные), поведенческие (конативные) компоненты. При изучении отношения людей к праву необходимо также учитывать оценочный компонент.

    Познавательный компонент показывает наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информированность человека может быть полной и всесторонней, может быть поверхностной, не глубокой. Человек может иметь только общие представления о существовании правовой системы в обществе, но совершенно не интересоваться и не знать детально сущность законов и механизмы их работы.

    Эмоциональный компонент проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это направленность (положительная или отрицательная) эмоциональных отношений к праву. Положительная направленность свидетельствует о переживании человеком позитивных чувств, связанных со знанием права и правомерным поведением. Отрицательная направленность показывает, что человек переживает негативные чувства, сталкиваясь с правовой системой. Второй аспект – это интенсивность переживаний, сила чувств по отношению к праву. Как позитивные, так и негативные чувства могут быть слабо или сильно выражены.

    Поведенческий компонент показывает, как отношение к праву проявляется в реальном поведении человека. С этой точки зрения поведение человека и его правосознание может быть двух типов: правомерным или противоправным. Оценочный компонент свидетельствует об интересе к правовой системе, о признании ее роли в регуляции социальных отношений в обществе. Значимость права в обществе может оцениваться с точки зрения пяти вариантов: завышенная, высокая, нормальная, низкая, заниженная. В соответствии с оценкой значимости возникают различные виды правосознания.


    Анализ соотношения четырех компонентов (когнитивного, эмоционального, поведенческого и оценочного) дает возможность классифицировать виды правосознания. В зависимости от объема знаний о праве, направленности и интенсивности чувств, правомерности или противоправности поведения, а также оценки значимости нами выделяются восемь типов правосознания: идеализм, реализм, конформизм, фетишизм, инфантилизм, скептицизм, цинизм и нигилизм.

    Правовой идеализм (фр. idealisme ‹ гр.) характеризуется завышенной оценкой значимости права в обществе, положительными эмоциями, правомерным поведением, однако объем юридических знаний недостаточен для объективной оценки роли права.

    Правовой реализм (лат. realis – вещественный) опирается на полноту правовых знаний, положительные эмоции, правомерные поведение и высокую оценку значимости законов в регуляции социальных отношений. Правовые знания опираются на логически стройные, обоснованные правовые идеи, выражаются в виде понятий и убеждений. Правовому реализму свойственны чувство правового долга, ответственности, законности действий, уважения к праву, солидарности с требованиями права. Человек избирает исключительно правомерное поведение, готов следовать правовым предписаниям.

    Правовой конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) основан на знании современного законодательства, правомерном поведении, но на равнодушном отношении к праву, отсутствии интереса и нейтральной оценке его значимости.

    Правовой фетишизм (фр. fetiche – предмет слепого поклонения) возникает при отсутствии правовых знаний, правомерном поведении, завышенной оценки роли права, придания ему мистического, магического значения, восторженных эмоций по поводу возможностей правовой системы урегулировать и облагородить социальные отношения.

    Правовой инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский) отличается незнанием или недостаточным знанием законов, равнодушием в отношении правовой системы, значимость права не оценивается, тем не менее, человек проявляет правомерное поведение, ориентируясь на пример и стереотипы поведения других людей.

    Правовой скептицизм (гр. skeptikos – недоверчивый) проявляется при хорошем знании права, правомерном поведении, но при низкой оценке значимости права в общественной жизни и равнодушном к нему отношении.

    Правовой цинизм (гр. kynismos) складывается как деформация правосознания при хорошем знании законов, но негативном к ним отношении, заниженной оценке роли права в обществе и противоправном (асоциальном) поведении. Циник – это человек хорошо знающий законы, но склонный их нарушать, возможно, даже совершать преступные деяния.

    Правовой нигилизм (лат. nihil – ничто) также является деформацией правосознания, так как возникает при незнании законов, негативном к ним отношении, противоправном поведении и крайне заниженной оценке значимости правового регулирования общественных отношений. Типология видов отношения к праву в зависимости от соотношения компонентов представлена в таблице.

    Таблица. Типология видов отношения к праву

    Правосознание – это отношение людей к праву. Позитивное право как критерий правомерности поведения действует всегда в определенной среде – экономической, политической, нравственной. Существенное значение имеет здесь субъективно-психическая среда, выражающая отношение людей к праву (действующему, предполагаемому и желаемому).

    Такие отношения людей к праву и представляют собой правосознание. Ключевой пункт правосознания – осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и идеалам. Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют – но все они влияют! – на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы

    позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

    Среди видов и форм правосознания выделяется правовая идеология – активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в правовую систему страны.

    Правовая культура – это общее состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права.

    Одним из показателей правовой культуры является широкое правовое образование и отсюда – правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

    Вместе с тем понятие «правовая культура» более широкое и емкое, нежели просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре – высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем

    «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических

    Часть вторая. Право

    кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://allbest.ru

    Мое представление о сущности права

    Проблема понимания определения сущности права является основополагающей для каждого будущего юриста. Без нахождения нужного ответа на данный вопрос, что такое сущность права, нельзя определиться со всей спецификой изучаемого предмета. Право как и любая наука предполагает нахождение того идеального определения, концепции, которая отличалась бы универсальностью и соотносилась бы с происхождением, признаками права. Именно поэтому в современном мире, где все чаще обновляются существующие определения сущности права, где происходит постоянная интеграция одного определения в другое, трудно прийти к собственному понимаю, представлению о сущности права.

    Исследуя материал по данной теме, мной было определено, что понятия правопонимания и сущности права являются взаимодополняющими друг друга, так как правопонимание является определенным представлением о сущности права. История изучения сущности права строится на определенных школах, теориях права: теория естественного права, историческая школа, социологическая, психологическая, позитивная, материалистическая, интегративная (либерально-юридическая теории В.С. Нерсесянца) теории и др. Учитывая широкое применение каждой теории и сложность природы права, можно с уверенностью обратиться к высказыванию И. Канта «юристы до сих пор все еще ищут свое определение права», и в действительности, только при глубоком исследовании определенных вопросов, можно придти к собственной истине. За то время, пока я исследую право, мое понимание сущности права роднится с концепцией социологической школы права и семиотической концепцией изучении данного вопроса.

    Вначале обратимся к социологической школе права. В основу данной теории положен факт реализации правовой практики, юридических действий, реализации законов и отождествления данных понятий с правом. В данном случае именно субъект, физическое или юридическое лицо, является катализатором построения правовых отношений. Однако при всей значимости и признаваемой формулировки вся компетентность судьи или коллегии присяжных зависит от характера данного индивида или индивидов, его эмоций и вообще человеческого фактора в целом. В данном случае правотворческий процесс может существовать с произволом со стороны должностных лиц. Однако фактор, учитывающий практику, и являющийся основой теории, кажется мне первостепенным, ибо учет не только теоретических знаний, а и практических, может стать залогом построения идеальной модели понятия сущности государства.

    Теперь следует упомянуть семиотическую концепцию изучения сущности права. Данная теория относится к неклассическим концепциям и обладает определенной интегрированностью между социологическим, естественно - правовым, нормативистским, позитивным типами. Ведущим представителем данной концепции является Д.И. Невважай и в основу теории положен семиотических подход к пониманию различных теорий правопонимания в совокупности с взаимодействием с той или иной правовой культурой. Здесь знак определяет «культуру правил и культуру выражения», которые, являясь частью целого, все-таки не могут существовать едино и именно поэтому возникают в разные исторические эпохи.

    И в заключении, уйдя от известных авторов и теорий, мне хотелось бы и самой составить собственное определение сущности права. Право - это уникальный код, возникающий под воздействием определенных факторов (психологических, социально-экономических, культурных, политических и др.), где под кодом понимают квинтессенцию и интегрированность теоретических и практических знаний норм, правил поведения индивида в сферах окружающей его реальности.

    право юридический семиотический

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

      курсовая работа , добавлен 05.03.2009

      Политико-юридический характер государства и права. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками. Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права.

      курсовая работа , добавлен 14.07.2015

      Проблема понимания нормы права и классификация правоотношений. Непозитивистский, этический и либертарный типы правопонимания. Основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. События в качестве юридического факта и их разновидности.

      контрольная работа , добавлен 26.11.2010

      Понятие и основные виды источников права. Раскрытие социальной обусловленности и анализ юридического смысла правовых актов. Общая характеристика нормативно-правовой базы Российской Федерации. Определение сущности различий между источником и формой права.

      реферат , добавлен 24.06.2015

      Изучение сущности, признаков, содержания и форм правоотношений - общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Понятие и классификация юридических фактов.

      курсовая работа , добавлен 09.01.2011

      Система представлений о природе и сущности права. Рассмотрение понятия, типологии, субъекта и объекта правопонимания. История возникновения и основные идеи школы естественного права. Ознакомление с позитивистским и интегральным подходами к правопониманию.

      курсовая работа , добавлен 01.05.2014

    Методика «Отношение к праву»

    Методика разработана Д. С. Безносовым, измеряет различные виды отношения к праву как к проявлению правового сознания. Правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву показывает толерантность человека к правовой системе общества.

    Бланк опросника «Отношение к праву»

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить ваше отношение к праву. Отвечайте только в бланке для ответов! Оцените, пожалуйста, предложенные утверждения по следующей системе:

    • ? «совершенно согласен» - +2 балла; о «согласен» - +1 балл;
    • ? «трудно сказать, согласен или нет» - 0 баллов;
    • ? «не согласен»--1 балл;

    о «совершенно не согласен»--2 балла.

    Отвечайте искренне, быстро и не раздумывая.

    • 1. Я считаю, что необходимо знать и сознательно соблюдать правовые нормы.
    • 2. Мне кажется, что следует жить только своим разумом, не доверяя законам.
    • 3. Самый главный закон - это вести себя так же, как окружающие люди.
    • 4. Мне совершенно безразлично, придерживаются ли закона другие люди.
    • 5. Мне кажется, что закон имеет над людьми магическую силу.
    • 6. Я совершенно не разбираюсь в том, нарушен закон или нет.
    • 7. Главенство законов - вот идеальное устройство государства.
    • 8. Я считаю, что система права в современном обществе устарела и никому не нужна.
    • 9. Я горжусь тем, что в своей жизни никогда не вступал в противоречие с законом.
    • 10. К расцвету и благосостоянию общества не приводит только лишь тщательное исполнение закона.
    • 11. Я думаю, что надо так же почтительно относиться к закону, как к старшим по возрасту и по званию.
    • 12. Я считаю, что при вступлении в брак главное - это заключение брачного контракта, а не любовь.
    • 13. Всегда, при любых обстоятельствах необходимо ориентироваться на высшие божественные силы, которые сконцентрированы в системе права.
    • 14. Мне кажется, что знание законов не пригодится мне в жизни.
    • 15. Я считаю, что в нашей стране создана идеальная правовая система.
    • 16. У меня часто возникает интуитивное, неосознанное желание обойти закон.
    • 17. Мне приятно, когда при установлении деловых отношений прежде всего выясняют юридическую сторону вопроса.
    • 18. Конечно, я хорошо знаю законы и правила поведения, но они не могут помочь мне в жизни.
    • 19. Я всегда обращаю внимание на то, как ведут себя другие люди, и поступаю так же.
    • 20. В нашем обществе наблюдается циничное отношение к закону.
    • 21. Закон - это высшая сила, которая должна иметь абсолютную власть над людьми.
    • 22. Мне хотелось бы часто изменять законы нашего государства, усложнять правовую систему.
    • 23. Право занимает ведущее место в системе общечеловеческих ценностей.
    • 24. Я думаю, что правовая система в нашем государстве не способна урегулировать общественные отношения.
    • 25. Знание законов и правовых норм помогает мне быстро разрешать свои проблемы и проблемы окружающих людей.
    • 26. От противоправных действий меня удерживают только правовые санкции.
    • 27. Мне нравится, когда люди просто выполняют требования закона, не вникая в их суть.
    • 28. Самое главное - добиться результата, неважно, какими средствами, соблюдая или нет правовые нормы.
    • 29. Неоспоримая сила закона - это проявление божественной власти.
    • 30. Я соблюдаю требования закона и не переживаю о том, правильно или нет я поступаю.
    • 31. Люди, которые активно реализуют в жизни юридические права и обязанности, являются примером для подражания.
    • 32. Как показывает практика, в нашем обществе процветают полная безнаказанность и бесправие.
    • 33. Я считаю, что поведение человека должно соответствовать нормам права.
    • 34. Я выполняю требования закона не по совести, а только по принуждению.
    • 35. Я стараюсь изучать законы и предписания потому, что необходимо жить в согласии с другими людьми.
    • 36. В практической деятельности использование требований закона только вредит делу.
    • 37. В праве заключена магическая сила.
    • 38. Я довольно слабо информирован о правовой системе в нашей стране.
    • 39. Конституция России является образцом для других стран мира.
    • 40. Я не верю в то, что только законы и правовые требования могут решить все социальные проблемы.
    • 41. Мне представляется правильным и разумным строить свою жизнь в соответствии с законами и нормами права.
    • 42. У меня вызывают недоверие люди, которые слишком строго придерживаются норм права.
    • 43. Мне далеко не безразлично, что подумают обо мне люди, поэтому я стараюсь не нарушать законы и нормы нравственности.
    • 44. Правы те люди, которые, сами часто нарушая закон, тем не менее много говорят о главенстве закона.
    • 45. В современном обществе поклонение праву должно заменить поклонение Богу.
    • 46. Я чувствую себя слишком маленьким и бессильным перед властью закона.
    • 47. Мне кажется, что самые теплые, искренние дружеские чувства возникают только у людей, придерживающихся правовых норм.
    • 48. Успеха в жизни и богатства можно достичь только неправовыми средствами.

    Математическая обработка. Полученные ответы суммируются по горизонтали с учетом знака в соответствии с ключом. В результате получаем оценку восьми видов отношения к праву.

    Виды сознания

    Номера вопросов

    Правовой реализм

    Правовой скептицизм

    Правовой конформизм

    Правовой цинизм

    Правовой фетишизм

    Правовой инфантилизм

    Правовой идеализм

    Правовой нигилизм

    Проверка методики на надежность и валидность осуществлялась автором тремя способами.

    Во-первых, проведена экспертная оценка предложенных суждений. Экспертами выступали сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД РФ, специализирующиеся в области юриспруденции, в количестве пяти человек.

    Во-вторых, критерием надежности и валидности явились статистически значимые различия между оценками различных групп респондентов видов отношения к праву. К примеру, сотрудники ОВД проявляют правовой реализм в большей степени, чем студенты гуманитарных факультетов петербургских вузов (t-критерий равен 3,43). Петербургские скинхеды, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, проявляют правовой нигилизм.

    В-третьих, критерием надежности и валидности стали результаты корреляционного и факторного анализа. Виды позитивного отношения к праву положительно связаны между собой и составляют замкнутую плеяду. Виды негативного отношения к праву также составляют замкнутую плеяду и имеют положительные взаимосвязи.

    При этом виды позитивного и негативного отношения к праву отрицательно связаны между собой.

    Эссе «Право в моей жизни»

    Что такое право? Это особая система норм, регламентирующих поведение людей. С течением времени право шлифовалось подобно алмазу, и сегодня его в некотором смысле можно назвать идеальным. Да, закон нередко отличается суровостью, но ему должны подчиняться все. Я считаю, что общество должно стремиться к равноправию всех своих членов. И если человек преступил закон, он должен понести соответствующее наказание, независимо от своего материального положения.

    Право в моей жизни играет немаловажную роль. Я стараюсь придерживаться всех существующих законов и призываю к этому других. Право на жизнь, по моему мнению, - самое главное. И за его нарушение должно предусматриваться строжайшее наказание. Если бы закон не ставил во главу угла жизнь человека, многие безответственные родители избавлялись бы от младенцев самым простым и быстрым способом – просто оставляли бы их на произвол судьбы. А ведь эти несчастные не выжившие дети могли бы стать гениальными поэтами, великими художниками, да и просто хорошими людьми!

    Не меньшую важность для меня представляет правовая основа моего образования. Все соответствующие нормы содержатся в Законе об образовании. Больше всего мне интересны правовые отношения учащихся и учреждения образования. Оказывается, это динамичная система, выстроенная на множестве нормативных документов. При этом каждая сторона этих отношений наделена своими правами и обязанностями. Для того чтобы научиться защищать собственные права и осознавать ответственность за поступки, я стремлюсь обращать внимание на изменения, вносимые в действующие правовые документы. По моему мнению, так должны поступать все правовые субъекты.

    Для того чтобы проникнуться сущностью права, нам следует внимательно читать законы и повышать юридическую грамотность. Право в моей жизни является синонимом порядка и структурированности.