Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Семейный кодекс рф - основной источник семейного права. Понятие и принципы семейного права. Основные принципы семейного права

    Семейный кодекс рф - основной источник семейного права. Понятие и принципы семейного права. Основные принципы семейного права

    Семейное право

    Семейное право - одна из отраслей права. Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека.

    Источники семейного права

    Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Семейное законодательство состоит из Семейного Кодекса РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с Семейным Кодексом РФ, а также законов субъектов РФ.

    Источники семейного права:

    Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права.

    федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

    законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ.

    Законы субъектов РФ:

    регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

    могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

    не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

    указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

    нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

    ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ.

    К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

    определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

    установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

    порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

    утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

    установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

    Цели и задачи семейно-правового регулирования:

    1. Укрепление института семьи.

    2. Построение крепких семейных отношений.

    3. Недопущение вмешательства кого-либо в дела семьи.

    4. Обеспечение прав участников семейных отношений.

    5. Гарантия судебной защиты участников семейных отношений.

    Основные цели семейного права – укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, установление в семье отношений, создающих необходимые условия для достойной жизни, свободного развития каждого члена семьи и воспитания детей

    Характеристика семейного кодекса

    Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

    Для регулирования семейных отношений существует кодифицированный федеральный закон - Семейный кодекс Российской Федерации. Его принятие является значительным шагом - вслед за новым гражданским кодексом РФ - на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

    Общие положения Семейного кодекса включают в себя следующее:

    Семейное законодательство;

    Осуществление и защита семейных прав;

    Условия и порядок заключения брака;

    Прекращение брака;

    Недействительность брака;

    Личные права и обязанности супругов;

    Законный режим имущества супругов;

    Договорный режим имущества супругов;

    Установление происхождения детей;

    Права несовершеннолетних детей;

    Права и обязанности родителей;

    Алиментные обязательства родителей и детей;

    Алиментные обязательства супругов и бывших супругов;

    Алиментные обязательства других членов семьи;

    Соглашения об уплате алиментов;

    Порядок уплаты и взыскания алиментов;

    Выявление и устройство детей, оставшихся без попечительства родителей;

    Усыновление (удочерение) детей;

    Опека и попечительство над детьми;

    Приемная семья;

    Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Заключительные положения.

    Семейный кодекс является основным актом, регулирующим семейные отношения, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

    1. установление порядка и условий вступления в брак;

    2. возникновение личных и имущественных отношений, возникающих в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами;

    3. определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

    К названным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

    Участниками отношений, регулируемых семейным законодательством, выступают прежде всего граждане, а в некоторых случаях - органы государственной власти и органы опеки и попечительства.

    Правовое регулирование отношений, закрепленных в Семейном кодексе, условно можно разделить на традиционное-то, которое уже существовало в прежнем законодательстве, новое - появившееся сравнительно недавно и получившее развитие, и новейшее - которое впервые появилось с принятием Кодекса.

    Учитывая сложность и деликатность семейных отношений, законодатель достаточно осторожно отнесся к построению новых правовых конструкций. Семейный кодекс, к счастью, нельзя назвать революционным документом. В нем присутствует большое количество традиционных норм. К числу таких норм относится признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 и ст. 10), условия заключения и прекращения брака (ст. 12 и 16), брачный возраст (ст. 13), признание брака недействительным (ст. 27), установление отцовства в судебном порядке, права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой (ст. 53), и многие другие.

    Существенное изменение в регулировании семейных отношений началось несколько ранее введения в действие Семейного кодекса.

    Многие нормы семейного кодекса сформулированы с учетом и в развитие Конвенции. На основе и во исполнение Конвенции впервые в РФ предусматривается специальная глава, посвященная правам несовершеннолетних детей (глава 11 СК РФ), где в частности, указывается, что ребенок:

    Имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, он вправе знать своих родителей, имеет право на их заботу и право на совместное проживание с ними, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 54 СК РФ);

    Имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

    Имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. А также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ).

    Семейные кодекс устанавливает обязательность учета мнения ребенка, достигшего десяти лет, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

    При изменении имени и фамилии ребенка (ст. 59), восстановлении в родительских правах (ст. 72), усыновлении (ст. 132) и других указанных в Кодексе случаях решение принимается исключительно с согласия ребенка, достигшего десяти лет.

    В случае нарушения прав и законных интересов ребенка он вправе самостоятельно обратиться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцатилетнего возраста - в суд (ст. 56 СК РФ).

    В особую статью выделены права несовершеннолетних родителей, где в частности, указывается на возможность совместного проживания с ребенком и участие в его воспитании, а с достижением шестнадцатилетнего возраста им предоставляется право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).

    Целый ряд норм посвящен обязанностям граждан и должностных лиц сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны: во-первых, провести тщательное обследование факта отсутствия попечения родителей; во-вторых, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Руководители учреждений, в которых находятся такие дети, обязаны в течение семи дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом соответствующему органу опеки и попечительства. В свою очередь орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления указанных сведений обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке соответствующим органам субъекта Российской Федерации и России.

    Также предусматривается ряд норм, регулирующих право общей собственности супругов. Наряду с существовавшим ранее правилом, по которому имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, в ГК Российской Федерации супругам предоставляется возможность заключения договора по поводу юридической судьбы приобретенного имущества (ст. 256). Семейный кодекс развивает данное положение, называя такое соглашение брачным договором (п. 2 ст. 33 и глава 8).

    Супруги вправе заключить такое соглашение как до вступления в брак, так и во время существования брачных отношений (п. 1 ст. 41 СК РФ). Договор, заключенный мужчиной и женщиной до вступления в брак, вступает в силу после регистрации брака. В тех случаях, когда мужчина и женщина, будучи супругами (независимо от того, сколько времени прошло с момента заключения брака), решили определить свое имущественное положение, соглашение вступает в силу с момента нотариального оформления.

    По общему правилу, брачный договор является бессрочным, однако соглашение может носить и срочный характер, т.е. заключаться на конкретный срок.

    Семейный кодекс предусматривает возможность медицинского обследования лиц, вступающих в брак. При этом обследование проводится, во-первых, только с согласия таких лиц, во-вторых, бесплатно.

    Право выбора супругами фамилии расширено возможностью присоединения фамилии супруга к своей фамилии, если до этого не было двойной фамилии и если иное не установлено законами субъектов РФ (ст. 32 СК РФ).

    Семейный кодекс рассматривает процедуру расторжения брака. В органах записи актов гражданского состояния предусматривается расторжение брака: при взаимном согласии на это супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; по заявлению одного из супругов, если другой судом признан безвестно отсутствующим, либо недееспособным или осужден на срок свыше трех лет. При этом Семейный кодекс сократил срок расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства с трех до одного месяца (ст. 19).

    В судебном порядке расторгаются браки в трех случаях:

    При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака, кроме случаев, указанных выше (п. 1 ст. 21 СК РФ).

    Если один из супругов не возражает осуществлению развода, но уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 21 СК РФ).

    Если у супругов есть общие несовершеннолетние дети. В таких случаях суд расторгает брак, причем без выявления мотивов развода, с применением мер по защите интересов несовершеннолетних детей, если об этом нет соответствующего соглашения м6еждк супругами (ст. 23 СК РФ).

    Семейный кодекс указывает на то, что моментом прекращения брака является день вступления решения суда в законную силу. При этом суд обязан в течение трех дней направить выписку из этого решения в соответствующий орган ЗАГСа.

    Есть в семейном кодексе глава, посвященная ответственности супругов по гражданско-правовым обязательствам. Взыскание по обязательствам одного из супругов обращается в первую очередь на имущество данного супруга, и только при недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга должника из общего имущества для обращения на нее взыскания (ст. 45).

    В заключении можно сказать - кодекс законов о семье несовершенен, каждая ситуация индивидуальна и требует особого внимания. В связи с этим закон необходимо дополнять, обновлять и совершенствовать, чтобы он соответствовал складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

    ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

    Семейное право — это одна из отраслей частного права. Это система правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи. Предмет семейного права определяется, как личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, усыновления и другой принадлежности к семьи.

    Главной спецификой отношений регулируемых семейным правом является то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер. Связь имущественных отношений с личными настолько сильна, что сами семейные имущественные отношения под воздействием личных преобразуются, приобретая особые черты не свойственные имущественным, которые регулируются ГП:

    В основе гражданских имущественных отношений лежат хозяйственные нужды, в основе семейных — потребности физической природы и нравственного чувства,

    Имущественные права отчуждаемы, семейные — нет,

    Имущественные права могут возникнуть между любыми субъектами, семейные — только физическими лицами,

    Имущественные права имеют временной предел, семейные — не ограничены во времени.

    Между супругами и другими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержание которых они определяют сами. Духовная и физическая сторона брака, духовная сторона родительского отношения, отношения связанные с воспитанием детей, все эти отношения не регулируются семейным правом. Только часть из них охватывается правовым регулированием. Например, в семейной жизни юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права.

    Семейные правоотношения — это такое отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Примером могут быть отношения опекуна и его несовершеннолетнего подопечного. Правоотношения есть та мера внешней свободы, которую предоставляют участникам нормы права. Семейные правоотношения являются результатом воздействия норм права на отношения. При незарегистрированном браке семейные отношения не порождают правовых последствий.


    Семейные отношения делятся на личные и имущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: заключение брака, выбор фамилии при вступлении в брак, вопросы воспитания детей, жизни семьи, выбор профессии и места жительства, усыновления и др. к имущественным относятся отношения по поводу: владения, использования и распоряжения, совместно нажитого супругами имущества, обязательства по взаимному содержанию супругов, алиментные обязательства и др.

    Существуют различные классификации семейных правоотношений, например, в зависимости от степени присутствия в них публичного интереса:

    1. Отношения, настолько серьезно затрагивающие интересы общества в целом, что они регулируются императивными нормами, их осуществление рассматривается как обязательное, а невыполнение является правонарушением. Это, прежде всего отношения с недееспособным членом семьи — родительские, опекунские, усыновительские права. Эти отношения при необходимости регулируются государством: при лишении родительских прав, отмене усыновления, отстранение опекунов и т.д.

    2. Отношения, реализация которых отдается на усмотрение самих участников отношений, но при наличие требования исполнение обязанность безусловна. При таких отношениях одна сторона может требовать выполнения у другой, — например, алиментные обязательства. Защита государства осуществляется по желанию сторон.

    3. Отношения, регулируемые согласием сторон, где публичный интерес отсутствует, например моральное поведение супругов.

    По субъектному составу семейные правоотношения делятся на состоящие из двух (правоотношения супругов) или трех участников (правоотношения родителей и ребенка).

    Основанием применения мер ответственности в семейном праве является правонарушение. Ответственность возникает, если поведение субъекта семейного правоотношения является противоправным.

    Под противоправным понимается нарушение норм права (объективного или субъективного). Аморальное поведение рассматривается в качестве противоправного только в том случае, если на это есть прямое указание закона. Однако в семейном законодательстве такие отсылки встречаются чаще, чем в ГП.

    Источниками семейного права являются: Конституция РФ (ст.38). "Материнство и детство, семья находится под защитой государства"); Семейный кодекс РФ вступил в силу 1 марта 96г); Гражданский кодекс; административное законодательство и законы РФ и субъектов, содержащие соответствующие нормы права; нормативные акты органов государственной власти и т.д.

    БРАК КАК ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА. БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ

    Брак— это институт права (входящий в отрасль семейного права), включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие личные и имущественные отношения, возникающие в браке. Это отношения между супругами, отношение между родителями и детьми, порядок и условия вступления в брак и прекращение его и др.

    Главной спецификой отношений в браке, регулируемых нормами права, является то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер. Между супругами и другими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержание которых они определяют сами.

    Духовная и физическая сторона брака, духовная сторона родительского отношения — все эти отношения не регулируются нормами правом. Только часть из них охватывается правовым регулированием, юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права.

    Брачные правоотношения — это такое отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. При незарегистрированном браке семейные отношения не порождают правовых последствий.

    Брачные отношения делятся на личные и имущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: заключение брака, выбор фамилии при вступлении в брак, выбор профессии и места жительства и др. К имущественным относятся отношения по поводу: владения, использования и распоряжения, совместно нажитого супругами имущества, обязательства по взаимному содержанию супругов и др.

    Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), по взаимному согласию лиц при достижении мим брачного возраста (18 лет). Не допускаются браки: между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; между лицами признанными судом недееспособными.

    Права и обязанности супругов возникают лишь при заключении брака в органах ЗАГСа. Брак прекращается в случае смерти одного из супругов или объявления в судебном порядке умершим; путем развода.

    Брак может быть признан недействительным в случае нарушений условий закона в судебном порядке. Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает.

    Существует две точки зрения на брак как институт семейного права:

    Многие считают, что брак нельзя причислить к договорному праву, а к разряду институтов особого рода;

    Другие считают, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовое последствия, что позволяет рассматривать брак как разновидность гражданского договора.

    Признание договорной основы брака нисколько не принижает его этического значения. Брак, несомненно, играет и внеправовую роль, он может рассматриваться как клятва перед Богом или как моральное обязательство. Но это лежит внеправовой сферы. Тоже самое можно сказать и о расторжении брака, если рассматривать брак как совершение гражданского договора, то развод — расторжение этого договора.

    Супругам и другим членам семьи всегда предоставлялась право заключать между собой любые гражданские договоры. В настоящее время с введением института брачного договора супруги получили право заключать договор, направленный на изменение режима супружеского имущества, вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга.

    Брачный договор как институт права предполагает специальный состав субъектов: ими могут быть только супруги. С 1995г вступили в силу ряд норм Гражданского кодекса и с 1 марта 1996г Семейный кодекс, предусматривающие возможность заключения между супругами договора (брачного контракта).

    Договор, заключенный между мужчиной и женщиной вступает в силу после регистрации брака. Супруги могут заключить договори во время существования брака. В тех случаях, когда супруги решили определить свое имущественное положение, будучи уже в браке, соглашение вступает в силу с момента письменного оформления договора и нотариального удостоверения. В договоре муж и жена могут предусмотреть долевую собственность на нажитое во время брака имущество. Супруги могут договориться и о том, что имущество, нажитое каждым супругом, является его собственностью. Семейный Кодекс в принципе не ограничивает круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью брачного договора.

    Брачный договор не только можно заключать в любое время во время брака, но и расторгать, по соглашению обоих супругов. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора также совершаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от брачного договора законом не допускается, спорные вопросы решаются в суде.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. АЛИМЕНТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Супруги, состоящие в браке, могут регулировать свои личные отношения в браке как угодно, заключать любые устные соглашения по поводу распределения домашних обязанностей, морального поведения и т.д. Но эти договоренности не будут иметь юридического характера.

    Права и обязанности супругов, регулируемы нормами семейного права зафиксированы в Семейном кодексе (вступившем в силу с марта 95г. Права и обязанности супругов возникают с момента заключения брака. К правам супругов относится право: выбирать фамилию (свою или мужа) при заключении брака; совместно решать вопросов жизни семьи, занятий, профессии и места жительства, воспитания детей.

    Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает. В случае раздела имущества их доли признаются равными, если не было брачного договора. Имущество, принадлежащее супругам до брака или полученное во время брака в дар или по наследству, является собственностью каждого из них.

    Обязанности супругов по взаимному содержанию охраняются нормами права и судебными органами в случае неисполнения этих обязанностей. Право на содержание (алименты) имеет нетрудоспособный супруг, супруг осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, жена в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка. За определенные правонарушения супруг может быть лишен судом права на алименты, кроме того, к нему может быть применено административное или уголовное наказание. Аморальное поведение рассматривается в качестве противоправного только в том случае, если на это есть прямое указание закона.

    Многие нормы семейного права содержат элементы, подлежащие конкретизации на основе норм морали. Например, лишение родительских прав, возможно, в случае аморального поведения родителей, здесь суд решает, было ли поведение аморальным.

    Противоправное поведение может выражаться как в совершении активных действий, так и в бездействии. Бездействие является противоправным лишь в случаях, когда обязанность действовать была возложена законом. Например, уклонение от уплаты алиментов. Но нельзя рассматривать в качестве противоправного поведения неполучение одним из супругов доходов без уважительной причины.

    Супруги кроме прав и обязанностей по отношению друг к другу имеют права и обязанности как родители. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей и в браке, и после его расторжения. Родители обязаны содержать своих детей. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботится об их физическом развитии и обучении, родительские права не могут противоречить интересам детей.

    Родители обязаны защищать права и интересы своих детей. Но родители или один из них могут быть лишены родительских прав судов в случае невыполнения своих обязанностей. Родители лишенные родительских прав теряют все свои родительские права, но сохраняют обязанности по содержанию ребенка.

    Супругам всегда предоставлялась право заключать между собой любые гражданские договоры. В настоящее время с введением института брачного договора супруги получили право заключать договор, направленный на изменение режима супружеского имущества, вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга. Семейный Кодекс в принципе не ограничивает круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью брачного договора.

    Существуют ограничения в ст.42 (2) Семейного кодекса в брачном договоре нельзя ограничить дееспособность супругов, в том числе и их право, обращаться в суд за защитой своих прав, и устанавливать какие-либо условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

    Брачный договор не только можно заключать в любое время во время брака, но и расторгать, по соглашению обоих супругов. Односторонний отказ от брачного договора законом не допускается, спорные вопросы решаются в суде.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

    Семейное право регулирует отношения, в которых осуществление права является одновременно и обязанностью их участников. Это, прежде всего родительские права.

    Нормы права определяют начало и конец родительских прав и обязанностей, устанавливают общие рамки их регулирования. Право не запрещает внутри этих рамок регулировать взаимоотношения по воспитанию детей.

    Родители, состоящие в браке, могут регулировать свое поведение по отношению к детям как угодно, заключать любые устные соглашения по поводу распределения обязанностей по воспитанию и содержанию детей и т.д. Но эти договоренности не будут иметь юридического характера.

    Права и обязанности родителей регулируемы нормами семейного права, зафиксированными в Семейном кодексе (вступившем в силу с марта 95г.) Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей и в браке, и после его расторжения.

    Родители обязаны содержать своих детей. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботится об их физическом развитии и обучении, родительские права не могут противоречить интересам детей. Родители обязаны защищать права и интересы своих детей. Но родители или один из них могут быть лишены родительских прав судов в случае невыполнения своих обязанностей или аморального поведения. Родители лишенные родительских прав теряют все свои родительские права, но сохраняют обязанности по содержанию ребенка.

    Аморальное поведение рассматривается в качестве противоправного только в том случае, если на это есть прямое указание закона. Многие нормы семейного права содержат элементы, подлежащие конкретизации на основе норм морали. Например, лишение родительских прав, возможно, в случае аморального поведения родителей, здесь суд решает, было ли поведение аморальным.

    Противоправное поведение может выражаться как в совершении активных действий, так и в бездействии. Бездействие является противоправным лишь в случаях, когда обязанность действовать была возложена законом. Например, уклонение от уплаты алиментов на содержание детей. В подобных случаях и при уклонении родителей от выполнения родительских обязанностей, дети освобождаются от обязанностей по содержанию родителей. Хотя согласно норм семейного права совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях, оказывать им помощь, содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи.

    АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

    Алиментные обязательства — это институт семейного права, включающий нормативные правовые нормы, регулирующие материальное содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.

    Алиментные обязательства возникают между лицами, которые признаны обязанными уплачивать алименты, с одной стороны, и лицами, которые вправе требовать предоставления содержания с другой. Субъектами таких отношений могут быть: родители — несовершеннолетние дети (или дети-инвалиды), совершеннолетние дети — нетрудоспособные родители, трудоспособный супруги — нетрудоспособный супруг (или бывший супруг).

    Алиментные обязанности (как и обязанности родителей перед детьми и детей перед родителями) регулируемы нормами семейного права, зафиксированными в Семейном кодексе (вступившем в силу с марта 95г.) Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении детей и в браке, и после его расторжения.

    Родители обязаны содержать своих детей. Совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Регулирование алиментных отношений может происходить по договору, заключенному в простой письменной форме (без нотариуса), в нем должны содержаться условия о размере и порядке уплаты алиментов. Закон определяет нижний предел суммы.

    При отсутствии договора алименты взыскиваются в судебном порядке. При недостатке заработной платы для уплаты алиментов, они удерживаются из денежных средств, находящихся на счетах в банке, взыскания могут быть обращены и на недвижимость плательщика.

    Кроме норм семейного права алиментные обязанности могут быть определены брачным договором. Но алиментные соглашения не должны ущемлять интересы детей и быть меньше по величине, чем предусмотрено законом: на одного ребенка — не менее одной четверти, на двух — одной трети, на трех и более — половина заработка (дохода) родителя.

    Изменение или прекращение алиментных соглашений возможно по взаимной договоренности сторон. Односторонний отказ и одностороннее изменение условий не допускаются. Однако специфика алиментных соглашений требует предоставления сторонам пересмотреть договор при определенных условиях. Такие изменения возможны через суд. Суд может пересмотреть алиментное соглашение при условии существенных изменений обстоятельств, имеющих значение для уплаты алиментов. Это, прежде всего материальное или семейное положение получателя и плательщика, состояние его здоровья или др. факты.

    Родители лишенные родительских прав теряют все свои родительские права, но сохраняют обязанности по содержанию ребенка и алиментные обязательства. Это может произойти в случае уклонения от уплаты алиментов на содержание детей. В подобных случаях и при уклонении родителей от выполнения родительских обязанностей, дети освобождаются от обязанностей по содержанию родителей (от алиментных обязательств). Хотя согласно норм семейного права совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.

    За определенные правонарушения супруг может быть лишен судом права на алименты. Алиментные обязанности супругов, родителей и детей охраняются нормами права и судебными органами в случае неисполнения этих обязанностей. Основанием применения мер ответственности в семейном праве является правонарушение.

    Ответственность возникает, если поведение субъекта семейного правоотношения является противоправным. Под противоправным понимается нарушение норм права (объективного или субъективного), в данном случае — алиментных обязательств. Противоправное поведение может выражаться как в совершении активных действий, так и в бездействии. Бездействие является противоправным лишь в случаях, когда обязанность действовать была возложена законом. Например, уклонение от уплаты алиментов.

    Семья - это малая ячейка общества, основанная на браке или кровных узах, члены которой связаны между собой бытом, взаимопомощью и ответственностью.

    В целом, семья в России охраняется государством. Законодательство в данной области направлено на ее укрепление, построение отношений, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве супругов.

    В стране существует отдельная отрасль закона, закрепленная Семейным Кодексом, в котором прописаны особенности, понятие и принципы семейного права, обозначаются лица, являющиеся его субъектами, их полномочия и ответственность в случае нарушения обязанностей.

    Семейное законодательство

    Как уже упоминалось, семейное право (понятие, предмет, принципы) в России закреплены в СКРФ. На основании данного кодекса, а также законов федерального значения и нормативно-правовых актов субъектов страны формируются основные начала, порядок разрешения различных ситуаций в семье.

    Принцип добровольности бракосочетания

    Принципы семейного права включают в себя и правило добровольного бракосочетания между людьми, которое заключается в праве любого мужчины и любой женщины выбрать себе жену/мужа соответственно по собственному желанию.

    Суть данного принципа заключается и в том, что на супругов не должно оказываться влияния, давления при осуществлении выбора.

    Если брак не может быть заключен без взаимного добровольного согласия двух сторон, то развод возможен как по взаимному желанию, так и по требованию одного из супругов.

    Принцип равенства мужа и жены

    Перечисляя принципы семейного права, нельзя не упомянуть правило равноправия между мужчиной и женщиной в семейных отношениях.

    Данный аспект предполагает одинаковые возможности в момент разрешения любых ситуаций, которые возникают в семье: например, в вопросах материнства, детства, отцовства, бюджета и т.д.

    Так, статья 31 СКРФ закрепляет за обоими супругами равные права при выборе рода деятельности, места жительства, нахождения, профессии. При этом мужчина и женщина должны строить свои взаимоотношения на уважении друг к другу, взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи.

    Статья 61 СКРФ определяет равенство супругов как родителей. По отношению к своему ребенку мать и отец несут одинаковую ответственность. Супруги имеют равные права в отношении собственных детей до достижения последними своего совершеннолетия, вступления их в брак или получения ими полной дееспособности.

    Принцип разрешения вопросов по взаимному согласию

    Также принципы российского семейного права включают в себя и обязательное разрешение спорных ситуаций, возникших в семье, по взаимному согласию всех сторон. Действие данного правового начала распространяется на все вопросы, образующиеся у родственников, например, по поводу расходов супругов, распоряжения, владения или пользования имуществом, выбора учебного заведения для детей и т.д.

    Принцип приоритета семейного воспитания детей

    Следующий принцип семейного права - это первостепенность, важность воспитания детей в семье. СКРФ закрепляет за несовершеннолетними возможность жить и воспитываться в семье, а также право знать собственных родителей, получать от них заботу, проживать с ними вместе.

    Именно семейная форма воспитания в нашей стране признана приоритетной, так как только при таком варианте возможно осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их национальные, психические, личностные особенности.

    Также принципы и функции семейного права определяют следующее: если несовершеннолетний оказывается по каким-либо причинам без опеки родителей, то государство устанавливает над ним опеку или попечительство. Ребенок передается в приемную семью, усыновляется или попадает в патронатную семью. И только при отсутствии таких вариантов несовершеннолетний попадает в детский дом или другое учреждение подобного типа.

    Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

    Основные принципы семейного права - это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.

    Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.

    Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.

    Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.


    Принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак

    Существуют и конституционные принципы семейного права. Одним из них является принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак. Согласно Конституции (статья 19), государство гарантирует людям равные права и свободы вне зависимости от их расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также невзирая на их пол, имущественное или должностное положение. А в соответствии со статьей 1 СКРФ, под запретом находятся аналогичные виды ограничений прав и интересов граждан при вступлении в брак.

    Свободы граждан в семье могут быть ущемлены только на основании федеральных законов и только в той степени, которая необходима для защиты здоровья, нравственности и прав других людей, членов семьи. Например, суд может принять решение об отчуждении ребенка от своих родителей без лишения родительских прав, что в некоторых случаях будет в интересах несовершеннолетних.

    Таким образом, выше были рассмотрены понятие, предмет, метод, принципы семейного права. Как видно, в семейном законодательстве РФ семье отдается приоритетное значение. Нормы данного права полностью соответствуют Конституции России, направлены на защиту граждан страны и полностью демократизированы.

    Которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ .

    Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

    Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи , материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.

    Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.

    Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

    Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права , имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН , Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

    Нормы семейного права , регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права , и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм , обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность.

    Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких, как СК. Она выражена также в науке семейного права и в учебной дисциплине "семейное право".

    Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; ; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства , а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

    Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

    • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
    • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
    • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
    • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
    • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
    • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства .

    Источники семейного права

    Источники семейного права. В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты , которые в совокупности образуют семейное законодательство.

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

    Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

    Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий Семейный кодекс - четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений включает в себя 170 статей и состоит из 8 разделов (Общие положения; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности супругов; Права и обязанности родителей и детей; Алиментные обязательства членов семьи; Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; Заключительные положения).

    Разработка и принятие Семейного кодекса - важное звено в системе мероприятий по коренной реформе семейного законодательства. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации была разработана учеными-юристами отдела гражданского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Многие ее положения нашли отражение в Семейном кодексе Российской Федерации. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, международно-правовыми актами. В нормах Семейного кодекса закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. В Кодексе учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств , а также предложения , высказанные в процессе подготовки Кодекса учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

    Структура Семейного кодекса претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы Кодекса выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (раздел II), права и обязанности супругов (раздел III), права и обязанности родителей и детей (раздел IV), алиментные обязательства членов семьи (раздел V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (раздел VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел "Акты гражданского состояния" в Семейном кодексе РФ отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права . Изменения Семейного кодекса включают в себя новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье. Вместе с тем следует отметить, что в Семейном кодексе РФ сохранены те положения ранее действовавшего семейного законодательства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой.

    Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168-169 СК. В соответствии с п. 1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений. Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы Кодекса должны применяться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

    Для отдельных положений (например: ст. 125 СК - о судебном порядке усыновления детей; ст. 25 СК - об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу и др.) Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК). А ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34-37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК следует, что установленное п. 1 ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака органом загса в книге регистрации актов гражданского состояния (такое положение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

    В соответствии с п. 2 ст. 169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят и вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть с 27 сентября 1996 г. С этой даты в РФ применяется судебный порядок установления усыновления детей, регулируемый гл. 29 1 ГПК. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей. Однако и при усыновлении детей в административном порядке (то есть по постановлению главы районной, городской или районной в городе администрации, а при усыновлении иностранными гражданами детей-граждан РФ по постановлению органа исполнительной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124-144) об основаниях и условиях усыновления и ст. 165 СК (об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства).

    Кодексом (п. 6 ст. 169 СК) предусмотрено, что положения о совместной собственности супругов и о собственности каждого из супругов, установленные ст. 34-37 СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) и до введения Кодекса в действие (до 1 марта 1996 г.), то есть, имеют обратную силу. Таким образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам Семейного кодекса.

    Нормы Семейного кодекса, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установленные гл. 8 и 16 СК условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40-44 и 99-105 СК) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., то есть после введения СК в действие. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. По этой причине в Кодексе (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. в действие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК.

    В Семейном кодексе не только установлен срок введения его в действие, но и решен вопрос о применении других актов семейного законодательства, ранее применявшихся на территории РФ.

    Так, согласно п. 2 ст. 168 СК со дня введения Кодекса в действие, то есть с 1 марта 1996 г., признан утратившим силу КоБС РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV КоБС ("Акты гражданского состояния" - ст. 148-159). Данный раздел КоБС действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", так как для реализации прав и обязанностей членов семьи существенное значение имеет именно государственная регистрация актов гражданского состояния (включая рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени), которая производится органами загса путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Поскольку Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" вступил в силу с 20 ноября 1997 г., то есть с момента его официального опубликования, КоБС 1969 г. окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого момента, то есть с 20 ноября 1997 г.

    В п. 3 ст. 168 СК приведен перечень ранее применявшихся на территории РФ в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" законодательных актов Союза ССР, которые признаны утратившими силу на территории РФ со дня введения в действие Кодекса, то есть с 1 марта 1996 г. К ним относятся: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. "Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей".

    Кроме того, отдельным Федеральным законом от 14 августа 1996 г. № 113-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей" и постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-I "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств", как не соответствующие требованиям СК о порядке удержания алиментов на несовершеннолетних детей и о порядке усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами.

    В последующем еще одним Федеральным законом от 18 октября 1997 г. № 132-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу различные законодательные акты РСФСР и РФ, вносившие различные изменения и дополнения в КоБС: Указы Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г., от 25 апреля 1984 г., от 19 ноября 1986 г., от 24 февраля 1987 г., а также Федеральные законы от 22 ноября 1994 г. № 73-ФЗ и от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ. Принятие данного закона непосредственно связано с первоначальной редакционной недоработкой п. 2 ст. 168 СК, не предусматривавшего признание утратившими силу изменений и дополнений, внесенных в КоБС в период с 1984 г. по 1995 г.

    В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ). Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией.

    Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

    Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

    В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства. Нередко функции органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. "и" ст. 15 Устава - Основного закона города Москвы от 28 июня 1995 г. установлено, что непосредственно в ведении города Москвы находятся городские вопросы образования, воспитания, защиты семьи, охраны материнства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот, подростков и молодежи, а также контроль за работой комиссий по делам несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюдением прав детей района возложены на префектов административных округов. В свою очередь, глава Управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию работы с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой комиссий по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков".

    К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

    Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ, это возможно согласно п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

    В соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода , из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей , - впредь до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным банком о детях, оставшихся без попечения родителей; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155). С учетом определенных Кодексом вопросов, отнесенных к ведению Правительства РФ, в 1996 г. по большинству из них были приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

    Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" к компетенции Правительства РФ дополнительно отнесено определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 126 1); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

    Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные правовые акты (постановления или распоряжения) могут приниматься Правительством РФ в соответствии с федеральными законами. Так, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей " (с последующими изменениями и дополнениями). В нем конкретизируются основания, условия и порядок предоставления государством материальной помощи гражданам, имеющим детей.

    В соответствии с указами Президента РФ нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются в основном по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера. В частности, во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе до 2000 г.

    Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в юридической литературе высказывается мнение о необходимости существенного ограничения возможности их применения либо о их переутверждении на уровне правительственных постановлений. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

    В этой связи представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противоречить требованиям Кодекса.

    При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и федеральных законов.

    Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса и до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК. Таким образом, применение непосредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР; Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского состояния. Или, например, после принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа", применявшееся в РФ как до введения в действие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151-155 СК.

    Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поручение, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР"; постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР"; п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств".

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" и от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

    Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ . Это касается, в частности, постановления Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. № 9 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 18 июня 1987 г. № 6 и от 30 ноября 1990 г. № 14. Однако при обращении к данному постановлению необходимо учитывать, что разъяснения, содержащиеся в нем, могут применяться только в той части, в которой они не противоречат положениям Семейного кодекса.

    С такой же оговоркой возможно применение разъяснений, содержащихся в неотмененных пунктах постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. № 3 "О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 27 сентября 1977 г. № 4 и от 24 сентября 1991 г. № 4, в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 9, от 4 июля 1997 г. № 9 и от 28 мая 1998 г. № 10).