Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Основная характеристика основ конституционного строя, как ведущего конституционно-правового института. Конституционный строй росийской федерации как институт конституционного права

    Основная характеристика основ конституционного строя, как ведущего конституционно-правового института. Конституционный строй росийской федерации как институт конституционного права


    Понятие "основы конституционного строя"

    Это понятие - одно из наиболее важных. Оно определяет основные принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и свободы личности.

    В этой связи конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

    Конституционный строй включает принципы (основные начала) взаимоотношений государства, общества и личности, организации органов государственной власти, определяющие основы правового статуса человека и гражданина. Рассмотрим некоторые из них:

    1) принцип народовластия - источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует российское государство как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно - через органы государственной власти:

    2) принцип народного суверенитета - только народ как источник власти вправе учреждать властные институты, передавать полномочия своим избранникам. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (п. 4 ст. 3);

    3) принцип федерализма (ст. 5) означает разделение власти по вертикали между союзным государством и его субъектами, которые являются равноправными. По Конституции их 89: 21 республика. 10 автономных округов, I автономная область. 6 краев, 49 областей,

    2 города федерального значения. К 2009 г. произошло укрупнение субъектов, и в Федерации стало 83 субъекта. Они взаимодействуют с органами Федерации на основе сохранения территориальной целостности (п. 3 ст. 4). равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. II);

    4) принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в организации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с человеком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, наделенной высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативные правовые акты субъекты РФ;

    5) принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем самым Российская Федерация провозглашается социальным государством;

    6) принцип суверенитета Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данному принципу Российское государство для осуществления своих функций наделено максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязывает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия;

    7) принцип разделения властей (ст. 10) - такая организация государственной власти, которая осуществляется на основе разделения как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (между органами Федерации и ее субъектами). Этот принцип является необходимым условием, которое предохраняет общество от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства.

    Кроме того, принцип разделения властей означает не только относительную самостоятельность трех ветвей власти в пределах своей компетенции, но и взаимное равновесие между ними, чтобы ни одна из них не могла получить возможность концентрации в своих руках всей полноты власти;

    8) жизнедеятельность гражданского общества основана на принципах идеологического (п. 1 ст. 13) и политического плюрализма (п. 3 ст. 13). Они признают идеологическое многообразие, невозможность установления государственной идеологии, предполагают наличие различных по своей направленности политических партий. Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


    Значение института основ конституционного строя

    Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания иных положений и глав Конституции в целом. Прежде всего, основы конституционного строя включают принципы и нормы, которые определяют:

    1) сущность и форму Российского государства, основы его взаимоотношения с гражданским обществом;

    2) основы правового положения личности:

    3) закрепляют юридическую силу Конституции, порядок ее изменения.

    Регулируя важнейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского законодательства. Эти принципы и нормы наделены верховенством: они имеют более высокую юридическую силу и им не должны противоречить нормы остальных глав Конституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, постановления Правительства.

    Не менее важно и то, что в случае пробела (т.е. отсутствия нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.

    Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоотношений "личность - государство". Если раньше интересы государства имели верховенство над интересами человека, а личность была призвана служить государству, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, зашита их - конституционной обязанностью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.

    Основы конституционного строя, будучи набором фундаментальных принципов, представляют собой своеобразную "конституцию в конституции". Эти принципы нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, чему служит, в частности, усложненный порядок пересмотра положений гл. 1.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Глава 1. Институты конституционного права

    1.1 Основные институты конституционного права

    Глава 2. Конституционный строй РФ

    2.1 Основы конституционного строя РФ

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Современное конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

    Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом состоит его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

    Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.

    Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.

    Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников.

    Цель данной контрольной работы образует вопрос о статусе института основ конституционного строя РФ в системе институтов конституционного права.

    Глава 1. Институты конституционного права

    Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт - это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

    Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

    1.1 О сновные институты конституционного права

    Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

    1) основы конституционного строя;

    2) основы правового статуса человека и гражданина;

    3) федеративное устройство государства;

    4) система государственной власти;

    5) система местного самоуправления.

    В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

    «Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.204

    1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

    а) основные принципы отношений человека и государства;

    б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

    Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ. Ст. 135 Конституции РФ от 21.07.14 г..

    Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

    1) политической системы;

    2) экономической системы;

    3) социальной системы;

    4) духовно - культурной системы государства и общества.

    2. Институт конституционных основ правового статуса человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, «закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.» Авакьян С.А . Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. Москва.: Норма, 2010. С.205

    Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

    Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

    1) гражданство;

    2) основные личные права и свободы человека и гражданина;

    3) основные политические права и свободы человека и гражданина;

    4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;

    5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;

    6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;

    7) основные обязанности человека и гражданина.

    Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей - субъектов - на две группы:

    1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;

    2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

    3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

    Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

    Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства. Ст. 65 Конституции РФ от 21.07.2014 г.

    Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

    4. Институт системы органов государственной власти. Структура института включает следующие части:

    а) Президент;

    б) Федеральное Собрание;

    в) Правительство;

    г) конституционно-правовые основы организации судебной власти;

    д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов;

    е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления;

    ж) избирательная система.

    На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

    5. Институт системы местного самоуправления.

    Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления. Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. «Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.143

    Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

    1) основы местного самоуправления;

    2) самоуправление населения;

    3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;

    4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.

    Глава 2. Конституционный строй РФ

    Понятие «конституционный строй» охватывает всю систему государственной власти и общества, а также базовые составляющие публично-правового «образа» государства и гражданских институтов.

    Конституционный строй - система общественных отношений и институтов, которая характеризует устройство или организацию общества и государства. Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.95

    В обобщенном плане определить его можно как правопорядок при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства имущественные земельные экологические административные процессуальные трудовые уголовные семейные и иные правоотношения невозможно прописать ни в одном нормативном акте в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах в отраслевом законодательстве. Основы же вообще -- это важнейшие исходные начала определяющие сущность того или иного явления. Таким образом конституционный строй -- это совокупность соответствующих общественных отношений а его основы -- базовые системообразующие принципы их регламентирующие. Эти принципы составляют фундамент или напротив находятся на вершине всей пирамиды правовой системы государства служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

    Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения гл. 1 Конституции РФ равно как гл. 2 и 9 является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом любое изменение базовых конституционных положений может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой.

    Кроме того гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим в том числе и «защищенным» гл. 2 9 конституционным положениям В соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

    2.1 О сновы конституционного строя

    Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы закрепляющие организацию государства и государственной публичной власти приоритет прав и свобод человека и гражданина политические и экономические основы государства и общества. Некрасов С. И . Конституционное право Российской Федерации учебник для бакалавров С. И. Некрасов -- 2-е изд. перераб и доп. -- Москва Издательство Юрайт 2017 С.107

    «Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера -- основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии «Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. » он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.» Нарутто С.В ., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. Москва: РИОР, 2013 С. 139

    Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя на который опираются все нормы действующие в Российском государстве.

    Основы конституционного строя -- это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов определения формы правления, государственного устройства, политического режима конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

    «Основы конституционного строя -- это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения.» Витрука Н.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. Москва.: Норма, 2010. С. 354 Так в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

    Выделяют три уровня основ конституционного строя:

    1. базовые ценности на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя.

    2. основные принципы выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права.

    3. конституционно-правовые институты и нормы через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование закрепление и определяющее юридическое значение.

    Предложенные уровни образуют систему ценности, лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах что придает в итоге всей системе правовую значимость.

    Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя обладает рядом специфических черт присущих данному институту конституционного права. А именно:

    Основополагающее фундаментальное обобщающее значение -- политико-правовой характер;

    Нормативность и общеобязательность;

    Юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других норматив- ных актов государства;

    Сжатость и концентрированность изложения;

    Общепризнанность;

    Целостность и устойчивость особый порядок изменения;

    Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя, можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам в том числе и конституционным. Так в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

    «Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.» Некрасов С. И . Конституционное право Российской Федерации учебник для бакалавров С. И. Некрасов -- 2-е изд. перераб и доп. -- Москва Издательство Юрайт 2017 С.275

    1. Государственный суверенитет РФ ст. 1, 4 Конституции РФ. В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

    «Суверенитет не есть сама власть, это -- важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.» Нарутто С.В ., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. Москва: РИОР, 2013. С. 189

    Российская Федерация, как суверенное государство, является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств, Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории, Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

    2. Приоритет прав и свобод человека ст. 2, 6 Конституции РФ. Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

    Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его прав и свобод, по отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

    «Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.189

    Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

    3. Народовластие ст. 3, 12 Конституции. Демократия -- это форма правления в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие «народ» -- это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ Это означает что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

    Суверенитет народа -- это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав, составляющих его людей, а не наоборот.

    Способами осуществления народного суверенитета являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса свободно определенного народом.

    Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

    Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления 15 октября 1985 г. берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

    4. Федерализм ст. 5 Конституции РФ. Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

    Для России оптимальной формой национально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверх централизации, которая как показывает исторический опыт может привести к авторитарному режиму.

    Федерализм в России обусловлен рядом причин:

    Огромной территорией;

    Спецификой экономического развития отдельных регионов;

    Этническим многообразием населения;

    Социокультурными различиями;

    В соответствии с Конституцией РФ, федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее к сожалению не всегда соблюдается на практике.

    5. Социальное государство ст. 7 Конституции РФ. Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства -- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

    Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

    6. Многообразие и свобода экономической деятельности ст. 8, 9 Конституции РФ. Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

    Экономические отношения, как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

    Конституция закрепляет новое для России право -- право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

    7. Разделение властей ст. 10, 11 Конституции РФ. Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти -- законодательной, исполнительной («Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации") и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали, Федеральное Собрание РФ -- Правительство РФ -- судебные органы РФ, («Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.» Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации") так и по вертикали федеральные органы власти -- органы государственной власти субъектов РФ.

    Необходимо особо отметить что, сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами, законодательными, исполнительными и судебными.

    Конституционный принцип в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

    В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций, эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом каждая ветвь следит за тем чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название « система сдержек и противовесов » и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

    Принцип разделения властей является фундаментальным, для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

    Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т. д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений в которых субъектами являются органы законодательной исполнительной и судебной власти. институт конституционный право строй

    8. Идеологическое многообразие ст. 13 Конституции РФ, являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т. е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли на прямой запрет -- ч. 2 ст. 13 гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Это является еще одной гарантией для россиян не боясь никакого государственного преследования выражать свои мысли, убеждения даже если они не совпадают с мнением большинства.

    Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

    Социальная ценность плюрализма состоит в том что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе, политическим, социальным и религиозным.

    Под политическим плюрализмом понимается, прежде всего, многопартийность -- система власти, основанная на взаимодействии и «противовесах» партий и объединений.

    Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

    Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

    «В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии -- «Единая Россия» «Справедливая Россия» КПРФ ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт -- широкое объединение различных социально-политических сил.» Володина С. В . Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя России // Вестник СГЮА. 2014. №3 (98) С.209

    9. Светскость российского государства ст. 14 Конституции РФ. Достижение свободы совести -- непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений -- как материалистических, так и идеалистических.

    Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций, запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.

    Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

    10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ ст. 15, 16 Конституции РФ. «Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга.» Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации учебник для прикладного бакалавриата Г. Н. Комкова/ Е. В. Колесников /М. А. Липчанская -- 4-е изд. перераб и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.58-66 В целом, они представляют собой четкую логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

    Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя, целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

    В конце можно отметить, что «в российской учебной литературе анализ основ конституционного строя является непременной составляющей их материала. Однако не существует общепризнанного перечня таких элементов (а также компонентов как групп однородных норм и, соответственно, фактических явлений), образующих систему - «основы конституционного строя». К тому же, нередко называются составляющие разного уровня, являющиеся в одном случае элементами, в другом - более крупными компонентами.А это осложняет аксиологическое определение значимости тех или иных элементов в составе их компонентов как ценности для устойчивого развития России». Чиркин В. Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33) С.114-115.

    Заключение

    В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что институт основ конституционного строя является всеобъемлющим и все образующим для других институтов конституционного права.

    Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства

    Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

    Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что цель данной контрольной работы была полностью достигнута.

    С писок использованной литературы

    Нормативно-правовые акты

    "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

    Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

    Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации"

    Учебники, учебные пособия

    Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. Москва.: Норма, 2010. 583 с.

    Виноградов А. В. Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 -- 246 с.

    Витрука Н.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. Москва.: Норма, 2010. 656 с.

    Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации учебник для прикладного бакалавриата Г. Н. Комкова/ Е. В. Колесников /М. А. Липчанская -- 4-е изд. перераб и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 -- 473 с.

    Нарутто С.В., Таева Н.Е., Шугрина Е.С. Конституционное право России: учебник. Москва: РИОР, 2013. 432 с.

    Некрасов С. И. Конституционное право Российской Федерации учебник для бакалавров С. И. Некрасов -- 2-е изд. перераб и доп. -- Москва Издательство Юрайт 2017 -- 364 с.

    Монографии, научные статьи

    Чиркин В. Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33) С.114-118.

    Володина С. В. Идеологическое многообразие и многопартийность в системе основ конституционного строя России // Вестник СГЮА. 2014. №3 (98) С.209-212.

    Электронные ресурсы

    ЭБС «ЮРАЙТ» https://biblio-online.ru

    ЭБС « КиберЛенинка»: http://cyberleninka.ru/

    ЭБС «STUDEME.ORG» http://studme.org/

    ЭБС STUDENTBANK http://studentbank.ru/

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Основы конституционного строя как важнейшие характеристики общества, государства во всех его проявлениях, понятие основ конституционного строя. Народовластие как важнейший принцип Конституционного строя России. Основные принципы конституционного строя.

      реферат , добавлен 20.05.2010

      Понятие конституционного строя. Закрепление конституционного строя в Конституции РФ. Политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя РФ. Проблемы практической реализации конституционного строя в современной России.

      курсовая работа , добавлен 23.12.2011

      Рассмотрение основ конституционного строя Российской Федерации. Определение содержания гарантий государственного строя. Изучение понятие и видов решений Конституционного Суда. Раскрытие проблем механизма защиты конституционного строя данной страны.

      дипломная работа , добавлен 09.07.2015

      Конституция Российской Федерации. Понятие и структурные элементы конституционного строя России. Политические основы конституционного строя РФ. Экономические основы конституционного строя РФ. Социальные и духовные основы конституционного строя РФ.

      реферат , добавлен 16.07.2008

      Характеристика конституционного строя Российской Федерации. Принципы конституционного строя и их закрепление в Конституции РФ. Государственный суверенитет, свобода личности, социальное государство и разделение властей как элементы конституционного строя.

      курсовая работа , добавлен 13.02.2015

      Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации, основные виды, содержание и механизм реализации его гарантий. Роль Конституционного суда в защите конституционного строя Российской Федерации, виды его решений и механизм действия.

      дипломная работа , добавлен 25.07.2015

      Понятие и сущность конституционного строя с точки зрения права. Политические основы конституционного строя Российской Федерации. Экономические основы государственного устройства РФ. Социальные и духовные принципы (базовые начала) российского государства.

      контрольная работа , добавлен 31.10.2016

      Политические основы конституционного строя Российской Федерации. Демократический характер государства. Человек, его права и свободы как высшая ценность. Социальная основы конституционного строя Российской Федерации. Единство экономического пространства.

      реферат , добавлен 25.01.2012

      Сущность понятия "конституционное право". Основы конституционного строя как институт конституционного права. Субъекты Российской Федерации, их виды и конституционно-правовой статус. Характеристика конституционно-правовых основ судебной власти в России.

      контрольная работа , добавлен 07.12.2008

      Понятие гражданского общества и конституционного строя, его закрепление в Конституции Российской Федерации. Социальные и экономические, духовные и политические основы и элементы конституционного строя России, проблемы его практической реализации.

    Система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву называется конституционным строем.

    Конституционный строй закрепляется системой правовых норм, различными отраслями российского права.

    Основы конституционного строя регламентируются конституционным правом, закрепляющим основополагающие принципы государственного устройства, его существенные характеристики и отношения с человеком и обществом.

    Положения конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы.

    Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия – это форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства. Демократическое государство определяется рядом признаков:

      единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;

      высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы;

      власть формируется и осуществляется в соответствии с волей народа, т.е. она легитимна;

      государственная власть осуществляется и формируется с помощью демократических процедур;

      присвоение власти запрещается и преследуется по закону.

    С принципом демократического государства тесно связны и такие принципы как разделение властей, идеологическое и политическое многообразие.

    Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является суверенным государством.

    Государственный суверенитет выражается в верховенстве и независимости государственной власти на всей территории, а также в международных отношениях.

    Суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, с другой стороны – нахождением Российской Федерации в различных международных организациях. Ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям (такую передачу предусматривает ст. 79 Конституции РФ).

    Государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту – государству, на него не влияет федеративное устройство России, субъекты РФ не обладают суверенитетом.

    Статья 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:

      Российская Федерация – провозглашенная, т.е. конституционно-правовая федерация, ее субъектами являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;

      субъекты Российской Федерации равноправны. Однако оно является формальным. Во 2-й части ст. 5 Конституции РФ республики называются государствами, и им предоставляется право иметь конституции, в отличие от республик иные субъекты могут принимать уставы. Кроме того, формальность равноправия субъектов федерации заключается в том, что реальное разделение полномочий между федерацией и ее субъектами происходит не только на основе Конституции РФ (ст. 71-73) и многостороннего Федеративного договора, но и н основе двусторонних договоров, которые могут предусматривать различный объем полномочий для различных субъектов Федерации;

      принципом федеративного устройства государства является принцип государственной целостности, при котором субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации. Данный принцип находит свое выражение в едином государственном правовом и экономическом пространстве и едином гражданстве;

      принцип единства системы государственной власти означает, что система государственной власти в РФ строится в соответствии с общими принципами ее организации на всех территориальных уровнях: федеральном и региональном. Все субъекты государственной власти должны проводить общую государственную политику;

      механизмом реализации федеративного устройства государства является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации. Конституция РФ в ст. 71, 72 перечисляет предметы исключительного ведения Российской Федерации; предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, ст. 73 Конституции РФ гласит, что в рамках, не указанных в Конституции РФ, предметов ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти;

      принципом федеративного устройства является принцип равноправия и самоопределения народов, который означает право населения субъектов РФ осуществлять государственную власть на соответствующей территории, но не означает права выхода субъектов из Российской Федерации.

    Правовое государство – способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

    Принято выделять основные принципы правового государства:

      Господство права. Выражается в следующих моментах:

      единство права и закона (устанавливается в ст. 18 Конституции РФ);

      верховенство конституции, ее прямое действие (ст. 15 Конституции РФ);

      соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов (ст. 15, ч. 3 Конституции РФ);

      соблюдение иерархии источников права.

      Обеспечение прав и свобод человека.

      Разделение властей.

    Статья 7 Конституции РФ закрепляет принцип социального государства, который состоит в том, что государство стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов, сглаживанию имеющегося в обществе социального расслоения.

    Целью социального государства является обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.

    Статья 14 Конституции РФ объявляет Российскую Федерацию светским государством. Содержание светского государства характеризуется следующими принципами:

      отделение церкви от государства;

      отделение школы от церкви;

      невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной;

      равенство религиозных объединений перед законом.

    Республиканская форма правления. Форма правления выражает способ организации государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании.

    Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства и передается по наследству называется монархией.

    Форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными, избираемыми на определенный срок лицами, несущими ответственность перед народом (избирателями) называется республикой.

    Существуют 2 основные формы республики: президентская и парламентарная, а также их смешанные формы.

    Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:

      ст. 11 Конституции РФ гласит: верховную государственную власть в России осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ;

      высшие органы государственной власти являются выборными, получение полномочий по наследству или иным недемократическим порядком невозможно. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд;

      Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;

      Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия. Вотум недоверия не влечет никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Чтобы отправить Правительство РФ в отставку вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.

    Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

    Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

    Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

    Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

    Основы конституционного строя

    Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    • человек, его права и свободы как высшая ценность;
    • народовластие;
    • полнота суверенитета Российской Федерации;
    • равноправие субъектов РФ;
    • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
    • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
    • разделение властей;
    • гарантии местного самоуправления;
    • идеологическое многообразие;
    • политический плюрализм (принцип многопартийности);
    • приоритет закона;
    • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
    • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

    Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2 Конституции, — обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

    В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

    Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа — характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

    Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

    Гражданство — это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

    Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную — является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

    Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ — исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) — судебную власть; Президент РФ — глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура — органы надзора.

    Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

    Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Россия — конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

    Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    • положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;
    • никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

    Введение. 3

    1. Основы конституционного строя как институт конституционного права. 5

    2. Субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус. 11

    3. Конституционно-правовые основы судебной власти в РФ.. 19

    Список литературы.. 24


    Введение

    Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти, в то же время это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Нахождение баланса власти и свободы человека и его прав составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.

    Так как конституционное право регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, то оно неизбежно приобретает ведущий характер в системе всего права. Собственно с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

    Столь огромное значение конституции в жизни всякого государственно-организованного общества обусловливает необходимость ее изучения как самостоятельного объекта научного познания. Всем гражданам Российской Федерации необходимо иметь четкие представления о наиболее эффективных формах и методах применения норм конституционного права в деятельности государственных органов и общественных объединений, повседневной жизни, а будущим юристам-профессионалам, необходимы фундаментальные знания базовых положений конституционного законодательства РФ в процессе исполнения ими функций по должностному предназначению.

    Изучение конституционного права не вызывает сомнения, тем более что демократическая Россия, принявшая свою Конституцию в 1993 году, в данный момент все еще переживает переходный период, и конституционное право находится в фазе становления, закрепления, и осмысления первых результатов непосредственного действия Конституции РФ, ее роли в установлении надлежащего режима законности и правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни страны. Стоит отметить, что роль этой отрасли права постоянно возрастает потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты многие социальные институты и т.п., поэтому конституционное право, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживает борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.

    Целью данной работы является исследование конституционного строя Российской Федерации, закрепленного в нормах Конституции РФ. Так как, понятие конституционного строя весьма обширно, то для достижения указанной цели, в работе будет сосредоточено внимание на следующих вопросах: понятие конституционного строя, его основ, соотношение конституционного строя с общественным строем; раскрыто содержание системы принципов, регламентирующих конституционный строй в РФ; далее, будут рассмотрены субъекты РФ, их виды и конституционно-правовой статус; исследованы конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации.

    В современной науке государственного (конституцион­ного) права все чаще используется понятие «конституци­онный строй». Оно фиксирует строго определенную, ос­новополагающую часть социальных отношений, закреп­ляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституцион­ным.

    Понятие «конституционный строй», «основы конституционного строя» появились в отечественном конституционном праве сравнительно недавно. Они были востребованы началом глубоких преобразований политической системы российского общества в начале 1990-х годов. Так, 16 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял новую редакцию ст. 7 Конституции РСФСР 1978 г., установившую недопущение создания и деятельности партий, организаций и движений, ставящих своей целью насильственное изменение «советского конституционного строя».

    Ранее в науке и законодательстве широко использовалось понятие «общественный строй», содержанием которого охватывались определенная система, отражение в Основном законе тенденций функционирования и развития общественно-экономической формации. Понятно, что оно прямо и опосредовано связывалось с партийно-государственными установками о принадлежности государству основных средств производства, наличием либо отсутствием эксплуатации человека человеком, классовой структурой общества и пр. В связи с этим в научном обороте использовались во многом идеологически окрашенные термины – «социалистический строй», «капиталистический строй» и т.п. В настоящее время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производственных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений .

    Идея замены понятия «общественный строй» понятием «конституционный строй» был с воодушевлением воспринята созданной по I Съезда народных депутатов РСФСР Конституционной комиссией, ответственным секретарем которой являлся О.Г. Румянцев . По его мнению, конституционный строй существует далеко не в каждом государстве, имеющем конституцию. Это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям, основанная на совокупности основополагающих регуляторов, которые «содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством». Существуют и иные определения понятия «конституционный строй». Так, М.В. Баглай считает, что конституционный строй есть порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Аналогичной точки зрения придерживается О. Е. Кутафин: конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как явление конституционное .Н. А.Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами .

    Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя – обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.

    Между понятиями общественного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорий, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю суммы социальных отношений в обществе. Далее, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество является преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного.

    Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное – государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Таким образом, недостаточно просто закрепить существование конституционного строя на бумаге. Важно, чтобы конституции были подчинены абсолютно все субъекты, прежде всего само государство. Причем конституционный строй – это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.

    Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции – закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.

    Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы – система принципов, их регламентирующих.

    Необходимо отметить, что впервые упоминание о «незыблемых основах конституционного строя России» появилось в Конституции «Основном законе) Российской Федерации – России в редакции от 21 апреля 1992 г. Тогда к ним были отнесены: народовластие; федерализм; республиканская форма правления; разделение властей.