Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Централизация государственного управления

     Централизация государственного управления

    Cтраница 1


    Централизованная государственная власть, свойственная буржуазному обществу, возникла в эпоху падения абсолютизма. Два учреждения наиболее характерны для этой государственной машины: чиновничество и постоянная армия. О том, как тысячи нитей связывают эти учреждения именно с буржуазией, говорится неоднократно в сочинениях Маркса и Энгельса. Опыт казкдого рабочего поясняет эту связь с чрезвычайной наглядностью и внушительностью.  

    Партии КОНСЕРВАТИВНОГО крыла ратуют за сильную централизованную государственную власть, значительную степень государственного контроля над свободами граждан, поддерживают сосредоточение власти в руках незначительных по численности групп.  

    В Европе горное законодательство строилось на принципах континентального права и имеет, пожалуй, самые старые традиции. Постепенно, по мере усиления централизованной государственной власти, а это были практически исключительно монархии, они стали присваивать себе привилегию на получение части дохода от разработки месторождений полезных ископаемых. Позднее в ряде стран недра, а точнее, полезные ископаемые, были провозглашены принадлежностью короны, которая присваивала себе права недропользования, включая предоставление недр в пользование, распоряжение добытыми полезными ископаемыми, взимание специальных налогов и сборов, лишение права пользования и т.п. Такой комплекс прав получил название горные регалии, как один из отличительных признаков королевского достоинства наряду с такими королевскими регалиями, как корона, держава и скипетр.  

    Мятеж, прервав начавшийся естественный процесс замеиы Советов как временных чрезвычайных органов, рожденных Февралем, на постоянные, демократические, создающие пирамиду централизованной государственной власти, вдохнул в Советы новую жизнь, при этом еще больше политизировав, открыто противопоставив другим органам управления, превратив в инструмент их слома.  

    Сюда же относится, по нашему мнению, и вопрос о терроре: обсуждение этого вопроса - и, конечно, обсуждение не с принципиальной, а с тактической стороны - непременно должны поднять социал-демократы, ибо рост движения сам собой, стихийно приводит к учащающимся случаям убийства шпионов, к усилению страстного возмущения в рядах рабочих и социалистов, которые видят, что все большая и большая часть их товарищей замучивается насмерть в одиночных тюрьмах и в местах ссылки. Чтобы не оставлять места недомолвкам, оговоримся теперь же, что, по нашему лично мнению, террор является в настоящее время нецелесообразным средством борьбы, что партия (как партия) должна отвергнуть его (впредь до изменения условий, которое могло бы вызвать и перемену тактики) и сосредоточить все свои силы на укреплении организации и правильной доставки литературы. Что касается до вопроса о прямом народном законодательстве, то нам кажется, что вносить его в программу в настоящее время вовсе не следует. Принципиально связывать победу социализма с заменой парламентаризма прямым народным законодательством - нельзя. Известную пользу народного законодательства Каутский признает (на основании исторического и политического анализа) при следующих условиях: 1) отсутствие противоположности между городом и деревней или перевес городов; 2) существование высокоразвитых политических партий; 3) отсутствие чрезмерно централизованной государственной власти, самостоятельно противостоящей народному представительству. В России мы видим совершенно противоположные условия, и опасность вырождения народного законодательства в империалистический плебисцит была бы у нас особенно сильна.  

    Любое централизованное государство имеет главную отличительную черту – сильную центральную власть. В противном случае невозможно было бы управлять всеми территориями в пределах страны. Земли в таком государстве объединены законодательством и экономически единым пространством.

    Для централизованного государства характерным типом власти является монархия На этапе централизации, то есть собирания земель вокруг центра, она имеет абсолютный характер. Централизованное государство, как крупная единица, имеет в составе более мелкие части, а именно -районы, области, округа и т.д. Однако они не обладают самостоятельностью.

    Стоит сказать, что для возникновения любого централизованного государства необходимы предпосылки. В частности, мощным объединяющим фактором является национальное единство. Ошибочно думать, что в государстве при этом соблюдаются интересы лишь одной главенствующей национальности. По закону ни одна из наций, населяющих страну, не должна быть ущемлена в интересах и правах.

    Признаки централизованного государства

    Существует ряд признаков, по которым можно определить, что государство является централизованным.

    Во-первых, это созданные в государстве единообразные органы государственной власти. Задача центра предоставить всем гражданам страны публичные услуги в едином режиме.

    Во-вторых, характерным признаком централизованного государства является возможность миграции его жителей по территории страны.

    В-третьих, процессы централизации в таком государстве идут параллельно с экономическим развитием страны.

    В-четвертых, в государстве с единым центром сохраняется равенство всех его жителей, даже если оно многомиллионное.

    В-пятых, в централизованном государстве отсутствует автономия местных властей. Таким образом, центральная власть насаждает авторитарный режим управления, присылая своих ставленников на места. Регионы не могут издавать и принимать законы в рамках своей территории.
    В свою очередь, центральная власть в подобном государстве принимает на себя всевозможные обязательства по обеспечению жителей необходимыми благами, выступает гарантом их свободы и независимости, берет обязательства по борьбе с преступностью.

    Стоит сказать, что в современном мире подобные государства в чистом виде практически не существуют, так как не соблюдаются все принципы централизации. Оно может существовать только в условиях военно-политического режима. По-другому централизованное государство называют унитарным. Примерами таких государств являются Франция, Узбекистан, страны Азии.

    Централизация и децентрализация

    Ц. есть система государственного устройства, при которой центральная правительственная власть стремится не только регулировать общее направление государственной жизни, но и руководить деятельностью местных властей, подчинить своему непосредственному воздействию все или многие стороны местной жизни. Противоположна ей система децентрализации, при которой разграничиваются функции центральной власти и местных властей, и объем прав этих последних расширяется на счет объема прав первой. Понятие децентрализации весьма родственно с понятием самоуправления (см.), но не тождественно с ним; первое из этих понятий шире, ибо в него входят также федеративный строй и полная автономия областей, тогда как местное самоуправление предполагает непременно зависимость от центральной законодательной власти. С другой стороны, самоуправление возможно как явление, существующее в одной только части государства, для одной или нескольких его провинций (пример - самоуправляющаяся Кроация в Венгрии, Финляндия до 1899 г.), тогда как децентрализация есть общий принцип государственного устройства. В большинстве случаев самодержавная монархия стремится быть централизованной, монархия конституционная и республика допускают большую децентрализацию; однако из этого общего правила существуют важные исключения. Вся история развития государств в значительной степени сводится к борьбе центростремительных и центробежных сил, хотя их значение для всего строя жизни коренным образом изменилось с течением времени. Первоначально, при слабом развитии путей сообщения, последовательно проведенная централизация была совершенно невозможна, но к ней всегда стремилась небольшая, сравнительно, часть населения, являвшаяся правящей, так как Ц. была для нее средством эксплуатировать экономически и политически всю массу народа или народов, ей подвластных. Такой смысл имела Ц. в древних восточных деспотиях (Персия); центральная власть назначала правителей (сатрапов) в отдельные провинции и требовала от них денег и войска, но совершенно не имела возможности действительно контролировать их деятельность; правители в своих областях были почти совершенно самостоятельны, а при благоприятных условиях сбрасывали с себя иго центральной власти. Римская империя была прочнее благодаря тому, что она сумела понять и оценить значение местной самостоятельности и, несмотря на свой самодержавный строй, несмотря даже на то, что провинции и там существовали лишь для усиления и обогащения центральной власти, - признавала самоуправление городов (в которых избираемые магистраты являлись и полицейскою, и судебною властью) и провинций (Галлия). Государственный строй, возникший во всей Европе (кроме Византии) после падения Западной Римской империи, не оставлял места для сильной центральной власти; это верно и для германцев, и для кельтов, и для славян. Феодальный строй тоже не представлял данных для развития централизации, но к ней стремилась усиливавшаяся постепенно королевская власть. Наибольших успехов королевская власть достигла во Франции. Французская республика целиком унаследовала централистические принципы французской монархии, с тем лишь различием, что на место королевской власти явился принцип суверенитета нации. При всех переменах политического режима во Франции в течение XIX в. централистический строй этого государства оставался незыблемым; самоуправление развилось весьма слабо, его органы находятся доныне под строгим контролем и сильным воздействием центральной власти. Ц., таким образом, может быть свойственна и республиканскому строю, основанному на всеобщей подаче голосов; ее поддерживает там принцип национального единства и стремление играть видную роль в международных сношениях. Только в XIX в. явились условия, сделавшие возможной истинную, последовательно проведенную Ц., а именно: хорошо развитые пути сообщения и правильно функционирующие почта и телеграф. Некоторые отрасли государственной жизни по самому своему свойству не допускают иного управления, кроме централизованного; таковы армия, флот, иностранные дела, международная торговля. Почта, телеграф, железные дороги не могут быть без большого ущерба предоставлены ведению властей, компетенция которых простирается на небольшую территорию; существование этих учреждений требует также финансов, управляемых по общим принципам, одною властью. Но рядом с этим, в том же XIX в. особенно развилось стремление к свободе личности и к свободе политической, которая гораздо лучше охраняется при развитой децентрализации, чем без нее. Ввиду этого является строгое разграничение функций центрального правительства от функций управления местного. Известная степень Ц., т. е. Ц. определенных отраслей управления, вполне уживается с децентрализацией как в форме местного самоуправления, так и в форме федеративного строя. В противоположность Франции, как стране издавна централизованной, можно указать на Англию, как на страну, сохранившую, а в последнее время развившую, свое местное самоуправление не в ущерб силе центрального правительства, а также федеративные Соединенные Штаты и федеративную Германскую империю. В последней, состоящей из отдельных самостоятельных государств и, следовательно, децентрализованной, отдельные государства, как Пруссия, представляют слабо развитое местное самоуправление и сами по себе являются в значительной степени централизованными. Швейцария, наконец, представляет образец страны в высшей степени децентрализованной, в которой отдельные кантоны соединены федеративной связью, а внутри предоставляют значительный простор самоуправлению общин. Не может быть указано незыблемых принципов для разграничения предметов, входящих в круг деятельности центральной власти и местных органов; по мере роста и усиления сношений между людьми является необходимость в Ц. все новых и новых отраслей управления. Уцелевшая в Германии самостоятельность отдельных государств в управлении железными дорогами оказывается плохо соответствующей потребностям железнодорожного сообщения, и стремление к передаче железных дорог в руки имперской власти делается там сильнее с каждым годом; в той же Германии недавно состоялось объединение гражданского права. В Швейцарии совершилось объединение железных дорог, и она находится накануне окончательного объединения гражданского и уголовного права. Более того, границы современных государств оказываются иногда слишком тесными для современного торгового оборота. Всемирный почтовый союз, с его центральным управлением, служит очевидным признаком приближающейся Ц. некоторых отраслей управления в одном всемирном центре, при сохранении, однако, отдельности в других отраслях. В России значительная степень самоуправления существовала при Иоанне Грозном, но ΧVII, XVIII и XIX вв. были эпохой роста Ц., и в настоящее время Россия принадлежит к наиболее централизованным государствам мира. См. общие сочинения по государственному праву (в особенности, Л. Штейна и Гнейста); другие сочинения указаны в ст. Самоуправление, Федерализм и Федерация. Ср. еще Dupont White, "La Centralisations (П., 1860; в защиту Ц.) и Laboulaye, a L"état et ses limites" (П., 1871; против Ц.).

    В. Водовозов.


    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Смотреть что такое "Централизация и децентрализация" в других словарях:

      Централизация в иерархической системе такая реорганизация протекающих внутри системы процессов, при которой часть процессов переводятся на более высокий (ближе к корню) уровень иерархии; соответственно, при децентрализации на более низкий (дальше … Википедия

      - (ново лат., от de от, и centrum центр, средоточие). Вообще: удаление, отделение от центра; в частности: управление, противоположное централизации; развитие самоуправления в отдельных провинциях государства. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

      - [дэ], децентрализации, жен. (от лат. приставки de от, без и слова централизация) (книжн.). Система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов. Децентрализация аппарата треста. Толковый словарь Ушакова … Толковый словарь Ушакова

      - (от лат. de... приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и фр. centralisation центра лизация) англ. decentralization; нем. Dezentralisation. Процесс передачи функций центральной власти органам местной власти. см.… … Энциклопедия социологии Популярный словарь русского языка - см. Централизация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Российское государство на современном этапе развития находится в условиях, которые свойственны перманентному инновационному процессу. Это является детерминантой того факта, что в постсоветской России возникла необходимость в грамотно построенной внутренней политике, деятельности государственных институтов, а также в установлении определенного вектора политического управления. В частности, следует найти ответ на вопрос: "Децентрализация - что это такое, и в чем заключаются ее отличия от централизации власти?"

    Что такое процессы централизации и децентрализации управления?

    Обращаясь к терминологии, можно сделать вывод о том, что централизация и децентрализация управления - разные понятия. Так, централизация — это сосредоточение всей полноты власти в руках одной организации. С политической точки зрения, когда власть не аккумулирует всю полноту власти в собственных руках, а отдает некоторую компетенцию органам МСУ, это и есть децентрализация. Что это такое, более подробно позволяют узнать экспертные ответы по данному вопросу.

    Два методологических подхода к децентрализации власти

    На сегодняшний день, по мнению Вардана Багдасаряна, существует два методологических подхода, которые позволяют ответить на вопрос: децентрализация - что это такое. Весь объем управленческих полномочий можно представить конкретной цифрой, которая будет составлять 100 %. В случае если более 90 % полномочий сосредоточены в руках высших органов и лишь 10 % отданы в компетенцию то можно утверждать о том, что в данном государстве управление централизовано. Если процентное соотношение распределения власти находится в обратной зависимости, то есть 90 % относятся к полномочиям МСУ и лишь 10 % к властным органам на федеральном и региональном уровне, то можно говорить о том, что прошел процесс децентрализации управления.

    Таким образом, первый методологический подход позволяет говорить о модели управления - чрезмерной децентрализации. Иными словами, актуальные вопросы для местного самоуправления не могут быть разрешены непосредственно на «местах». Для этого следует пролоббировать интересы конкретного населенного пункта в органах на более высоких что в большинстве случаев невозможно осуществить.

    Если децентрализация полномочий проходит по второй модели, то увеличивается риск сепаратизма внутри государства. Это может стать основным детерминирующим фактором распада государственности страны.

    В чем заключены минусы децентрализации власти?

    Мало ответить на вопрос: "Децентрализация - что это такое?" - важно понять основные плюсы и минусы данного механизма разделения полномочий.

    1. Потеря монополии на правительством. Данный минус заключен в том, что органы центральной власти не могут проводить стабилизационную грамотную Часть полномочий возлагается на регионы Российской Федерации, что является для них достаточно весомым финансовым обременением. Именно из-за данной причины распространяются
    2. Рост бюрократизации. Децентрализация власти - это не только распределение полномочий, но и увеличение количества государственных институтов и чиновников, каждый из которых выполняет свою определенную роль. Это обуславливает избыточное регулирование как в политической области, так и в экономической, социальной сфере.
    3. Кроме того, децентрализация власти - это возрастающая коррупция в органах местного самоуправления. При разграничении власти происходит перераспределение полномочий на местном уровне. К управлению приходят местные элиты, благодаря которым лоббируют интересы бизнес-компании при использовании подкупа властей, дачи взяток и преподнесения подарков.
    4. Непрозрачность власти на местах. Если высшие органы государственной власти публикуют отчеты о своей деятельности, то местное самоуправление оставляет свою работу в тени. Чиновники на местном уровне контролируют деятельность СМИ, поэтому предать огласке деятельность властей с невыгодной стороны не представляется возможным.

    Несмотря на то что децентрализация власти в России сталкивается с многочисленными проблемами, данный механизм имеет ряд нереализованных плюсов и возможностей.

    Гибкость МСУ

    Органы местного самоуправления намного лучше информированы о существующих проблемах на территории определенного населенного пункта. Благодаря этому возможно принятие гибких решений, направленных на решение возникающих ситуаций. Однако из-за отсутствия должных политических и экономических стимулов система не работает.

    Конкуренция юрисдикций МСУ

    Одним из главных преимуществ децентрализации выделяют конкуренцию между различными юрисдикциями. Однако из-за того, что единое экономическое пространство внутри Российской Федерации отсутствует, на территории государства наблюдается низкая мобильность рабочей силы, труда и

    Ответственность МСУ

    Ответственность власти перед электоратом. Считается, что именно МСУ максимально приближено к народу, знает их потребности и проблемы. Поэтому деятельность должна быть максимально открытой и прозрачной. На самом деле верхушка власти на местах - это представители местных элит, которые предпочитают оставлять в тени собственную работу, скрывая тем самым истинную направленность деятельности.

    Механизм сдержек и противовесов

    Избежать узурпации власти позволяет пропорциональная централизация и децентрализация управления, которая предполагает строгое разделение полномочий по принципу 50/50. Однако для эффективного функционирования механизма необходимы специализирующиеся на контроле институты. На территории Российской Федерации данная практика слаба, что не позволяет в должной степени осуществлять координацию управления между различными уровнями власти.

    Централизация и децентрализация власти - вопрос, который наиболее актуален на сегодняшний день на территории России. Только грамотное распределение полномочий среди органов различных уровней государственной власти позволит избежать возможных минусов данного механизма разграничения компетенции и реализовать возможности.

    На протяжении уже многих столетий государственная централизация является одним из способов объединить страну. Мы можем встретить примеры подобных процессов в мрачном средневековье, в эпоху Нового времени и, конечно, в современном мире.

    Суть централизации

    Для любого государства централизация - это процесс, при котором политический центр получает полный контроль над жизнью провинций. Зависимость периферии может колебаться в зависимости от того политического курса, которому следует верховная власть.

    Принцип централизации зародился в самых древних государствах на заре человеческой цивилизации. В восточных деспотиях, например, таких как Персия, это был метод столицы эксплуатировать ресурсы провинций. Большая часть населения подобных стран оставалась бесправной и, по сути, кормила элиту. Политическая верхушка могла довести централизацию до такой ситуации, когда экономика и инфраструктура окраин оказывались в совершенно кабальном положении.

    Безусловно, такой разрыв между центром и подвластными ему территориями приводил к бунтам. Они могли носить и национальный характер. Например, именно так началось восстание вавилонян против гнета Ассирийской империи, которое привело к падению последней.

    Основные черты

    В то же время важно понимать, что централизация - это отлаженная связь между столицей и провинциями. В древности качественная дорожная система была редким исключением. Распутица и отсутствие охраны торговых сообщений приводили к оторванности разных частей большого государства друг от друга.

    А вот в маленьких государствах централизация - это гораздо более осуществимый политический проект. В обществах, живущих на небольшой территории, закрепить единство гораздо легче. В любом случае, развитие государственности на протяжении всей истории человечества, вне зависимости от нации, всегда предполагало и предполагает борьбу двух тенденций – центробежной и центростремительной.

    В древности

    В античной истории особое место занимает Римская империя. Для своего времени она достигла рекордных размеров. Государство охватывало территорию трех частей света, между которыми внутренним озером было Средиземное море.

    Римские императоры всем своим статусом и титулом претендовали на полнейшую централизацию. С одной стороны, у них были хорошие дороги и мощная армия. С другой стороны, имели место и мешавшие факторы – разношерстность населения и огромные пространства. Поэтому цезари выстроили такую систему, при которой города и наместники пользовались определенной степенью самостоятельности. Она заканчивалась в тот момент, когда решения затрагивали внешнюю политику.

    В средние века

    В средневековой Европе во всех государствах, кроме Византии, процесс централизации изживал себя. Зародилась новая система – феодализм. Он пришел на смену единой императорской власти. Средневековые короли были лишь «первыми среди равных». Многочисленные бароны и графы имели собственные земельные наделы, небольшие армии и обложенных налогом крестьян. Все это давало экономическую и политическую независимость от центра.

    Феодальная Европа ушла в прошлое, когда закончилось Средневековье, а государства начали приобретать национальный характер. В Англии, Франции и других крупных странах короли постепенно прибрали к своим рукам абсолютную власть. Подобная централизация - это долгий процесс, который охватывал жизнь нескольких поколений.

    В России

    В России развитие централизации и обратных ей процессов происходили по схожему с Европой сценарию. Разница была только в том, что события на Руси опаздывали на пару столетий. Первое единое государство у восточных славян появилось в IX веке. Оно просуществовало двести лет, после чего распалось на дюжину маленьких княжеств.

    Эти государства наследовались по принципу лествичного права, когда власть передавалась внутри одной большой семьи среди представителей династии Рюриковичей. В каждом княжестве был свой правитель. Никакого единого центра не существовало.

    На фоне национальной угрозы в виде Золотой Орды, Литвы и католических рыцарей русские земли объединились вокруг небольшого городка - Москвы. Постепенно его князья захватили или унаследовали все княжества, а также создали единую систему исполнительной, законодательной и судебной власти. Так зародилось Русское царство, которое позже, в XVIII веке, стало империей.

    Децентрализация

    Существует не только централизация, но и обратный ей процесс – децентрализация. Если страна живет согласно второй системе отношений между центром и окраинами, то власть четко распределяется между ними. Централизация и децентрализация - это еще и борьба между разными группами интересов. Если местная власть добивается самоуправления и автономии, то это и есть отказ от унитарного государства.

    Децентрализация остается частым явлением в случае с многонациональными государствами. Например, до Первой мировой войны это были империи (Австро-Венгрия, Россия, Турция). В таких странах всегда существовал конфликт между титульной нацией и другими малыми народами, чьи земли находились под контролем единой короны.

    Децентрализация подобного порядка показательна на примере Австро-Венгрии, где венгры добились автономии у австрийцев. Она была получена после нескольких национальных бунтов и революции 1848 года. В прежние времена кровопролитие было обязательным условием для достижения компромисса между центральной властью и недовольной частью страны.

    В конечном счете венгры получили собственный парламент. Они также начали оставлять себе часть налогов. Такая экономическая система позволила за считанные годы отстроить Будапешт и превратить его в мегаполис европейского уровня XIX века. Схожая система существовала и в Российской империи, где Финляндия имела свой сейм. В этой стране было свое законодательство. Оно заметно отличалось от российского – было более свободным, лишенным крепостных издержек и т. д.

    В современном мире

    В современном мире децентрализация достигается более цивилизованными методами. Часто государство прибегает к референдумам и другим формам народного волеизъявления. Например, в Бельгии децентрализация произошла после того, как было решено разделить страну на две части – франкоговорящую и голландскоговорящую. Жители страны добились этого без войны и других потрясений.

    Сегодня сложно представить централизованное государство в прежнем смысле этого слова. В любой цивилизованной стране города и провинции имеют самоуправление, муниципалитеты, местные парламенты и т. д. В некоторых государствах прижилась система конфедерации. Так, например, произошло в США, где государство является союзом 50 штатов. В каждом из них есть свое законодательство.