Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Охарактеризуйте основные направления внешней политики Петра Великого. Каковы были результаты его деятельности. Что было целью великого посольства. Северная война приходиться на период

    Охарактеризуйте основные направления внешней политики Петра Великого. Каковы были результаты его деятельности. Что было целью великого посольства. Северная война приходиться на период

    (Документ)

  • Игнатов В.Г. История государственного управления России (Документ)
  • Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах (Документ)
  • Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах (Документ)
  • ПТЭ и ПТБ (в вопросах и ответах) (Документ)
  • Адвадзе В.С., Титова Н.Е., Бартенева С.А. История экономических учений (Документ)
  • Красник В.В. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах (Документ)
  • n1.doc

    Раздел 7. XVIII в. европейской и северо­американской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.

    7.1. Каково место XVIII в. в истории Западной Европы и Северной Америки?

    Не случайно единственный блестящий результат его действий, помимо сирийских ракет, супермагистрали в Афганистане и угрозы Ким, является подписанием договора о продаже оружия Саудовской Аравии. Сделка, новости о которой были очень «сбиты», т.е. преувеличено. Она, хотя и впечатляет, не особенно удивительна, потому что большая часть ее параметров была обсуждена администрацией Барака Обамы.

    Да, он может увеличиться втрое в течение следующих десяти лет, но несомненно, что элементы этого будут сталкиваться с серьезной оппозицией в Конгрессе, и риск того, что похвала является единственной выгодой для Трампа, велик. Отношения с Россией стали самой обсуждаемой темой с тех пор, как Трамп является президентом и ранее в предвыборной кампании. И какое направление вы планируете для них? Предметом России является скелет в шкафу Трампа, возможно, наиболее угрожающий американским интересам и его будущему как президент.

    Несмотря на споры о периодизации всемирной истории и разные оценки отдельных исторических эпох, большинство ученых все же сходятся в том, что XVIII в. занимает в истории западной цивилизации особое место. Это связано с тем, что XVIII в. замыкает своеобразный переходный пери­од, растянувшийся на три столетия, в рамках которого осу­ществлялась смена общественного строя и политических структур. На него пришелся общий хозяйственный подъем в Европе, связанный с быстрым развитием рыночных, ка­питалистических элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промышленного переворота, приведшего во второй полови­не XIX в. к формированию индустриального общества со­временного типа.

    Не только из-за его предполагаемых связей с российскими факторами во время кампании, дела с Лавровым, либо расследований против него, чтобы мыть российские деньги и контакты с официальными и темными русскими субъектами. Главная ошибка в этом направлении заключается в том, что Трамп позволил России создать впечатление, что у нее есть стратегическое преимущество в решении таких вопросов, как на Ближнем Востоке, которые не произошли в течение длительного времени. И все же, похоже, что сейчас у России есть доступ к Белому дому, которого он не имел на протяжении веков.

    В XVIII в. мануфактурное производство достигло вер­шины своего развития. При сохранении и дальнейшем рас­пространении рассеянных мануфактур в Европе резко воз­растает удельный, вес централизованных мануфактур. Крупное производство начинает преобладать над средневе­ковым ремеслом, способствует разделению труда и его спе­циализации. Множество новых узких специальностей, кото­рых не было раньше, .подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях живого челове­ка машиной. Мануфактуры обусловили быстрый экономи­ческий рост Англии, Голландии, Франции, некоторых рай­онов Западной Германии, Северной Италии, Южных Нидерландов, Швеции, Чехии, Каталонии.

    Увольнение Джеймса Коми усилило впечатление, что президент прячет вещи и избегает паники, освещая его контакты с Путиным. Дело в том, что сразу же после увольнения Коми Трамп принял министра иностранных дел России и посла в Вашингтоне, который был центральной фигурой в расследовании связей между Трампом и Россией во время выборов. Этот саммит обсуждает саммит между Трампом и Путиным летом, возможно, в июле, по российской инициативе. Это усиливает впечатление, что Россия является ведущим фактором в отношениях между двумя странами на данный момент.

    Восемнадцатое столетие было веком торговли, посколь­ку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В срав­нительно небольшие сроки ощутимо увеличилось количество местных и областных рынков, оказавшихся прочно свя­занными между собой. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленнос­ти. Сложился международный рынок, на который все боль­шее влияние оказывало мануфактурное производство.

    В этом случае, однако, главная проблема заключается в том, что с Трампом преобладает личный момент в отношениях с Москвой. Отсутствие четких ответов на президентские проблемы по теме Россия и впечатление потери инициативы для нее будут оставаться козырем в руках противников Трампа. Что касается скандала прошлой недели, когда стало ясно, что Трамп делил секретную информацию с Лавровым. Можно ли сказать, что серьезным следствием будет то, что информация делится сначала с Россией, а не с ЕС? В этой мысли, в четверг, Трамп должен состояться на встрече НАТО в Брюсселе, которая, как ожидается, будет встречена демонстрантами.

    Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирова­ния колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа во много раз превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе пора­бощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые факто­рии, неравноправные договоры. Высокие темпы роста внеш­ней торговли в значительной мере стали возможны благода­ря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.

    Что мы можем ожидать от него там? Кошмар - это сочетание поведенческой нестабильности Трампа и того факта, что в силу воли американцев он представляет собой глобальную силу с глобальными интересами и обязательствами. Кошмар - это легкость, с которой он принимает решения, которые затем подлежат интерпретации и объяснениям, «почему это произошло» в течение нескольких недель.

    Пока Трамп пытается успокоить сделку в Саудовской Аравии. Ясно, что нет сомнений в том, что вопрос о роли Европы в альянсе и о повышении его приверженности безопасности является актуальным, и наблюдается тенденция к его увеличению. Есть гораздо более горячие точки, где проблемы определенно более серьезны, и, скорее всего, Соединенные Штаты Трампа попытаются поделиться своей приверженностью со странами НАТО. В нынешней серии визитов в страны Ближнего Востока Трамп подписал с Саудовской Аравией ряд сделок, которые укрепили военно-экономическое партнерство между двумя странами.

    Иногда захваченные земли становились, как это произош­ло в Североамериканских колониях Англии, ареалом пере­селения туда значительного количества европейцев, захва­тывавших у коренного населения земли, недра и другие природные богатства. Можно говорить о том, что к началу восемнадцатого столетия там сложился очаг европейской ци­вилизации. В дальнейшем англичанам- удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для мануфактурных товаров. Тем не менее ко второй половине XVIII в. у местных предпринимателей и торгов­цев появились свои интересы. Рост экономической самосто­ятельности колоний, налаживание внутренних связей, со­здание национального рынка, языковые и культурные особенности, связанные со взаимодействием в Северной Аме­рике разных народов, вызвали к жизни процессы формиро­вания североамериканской нации. Эти факторы после провозглашения США в 1776 г. обусловили развитие севе­роамериканской ветви западной цивилизации.

    Это около 110 миллиардов долларов США военной помощи, которая считается крупнейшей военной сделкой в ​​истории США. Что означает этот шаг для Ирана? Трамп посещает Израиль сегодня и насколько важен его визит туда? Далее следует тот факт, что США нуждаются в качественно новом, активном, стратегическом союзнике на Ближнем Востоке и в арабских государствах, способных поддерживать безопасность в регионе. После краха и беспорядков в Турции в Турции балансы в Средиземноморье и на Ближнем Востоке требуют реконфигурации и избежания бремени, и ответственность за них в значительной степени зависит от американцев.

    В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется воз­можностью сосуществования старых и новых экономичес­ких отношений. Реорганизация управления европейскими мо­нархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материаль­ные ресурсы капиталистического сектора экономики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде ан­глийской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США. Развитие мануфактур привело к существенным измене­ниям в социальной структуре европейского и североамери­канского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосно­вался достаточно многочисленный класс мануфактуристов. Умножились и ряды мануфактурного пролетариата. Новые промышленные центры были районами концентрации боль­шой массы мануфактурных рабочих.

    В настоящее время стратегия США имеет два основных аспекта. С одной стороны, Вашингтон переосмысливает свой недавний подход к тому, чтобы стать крупной военной силой в региональных конфликтах, а местные игроки должны играть более заметную роль. С другой стороны, США сосредоточены на поддержании баланса сил в регионе. Саудовская Аравия - суннитский гравитационный центр по всему миру. С этой позиции их главная цель - заблокировать влияние Ирана и шиитов в целом. Основным инструментом, который будет реализован, является создание коалиции союзников, которые при необходимости оказывают поддержку со стороны местных групп с аналогичными целями, что мы уже видели в Йемене.

    Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в це­лом, стало Просвещение. Идейные устои феодального строя были подорваны, что оказало соответствующее воздействие и на сдвиги в сфере социальной психологии.

    Таким образом, восемнадцатое столетие явилось одним из переломных периодов западной истории, когда ее течение совершало крутой поворот от изживших себя феодальных по­рядков старого режима к новому общественному строю.

    Саудовская Аравия уже много лет занимается покупкой высокотехнологичного оружия, которое дает им хороший потенциал для проведения сложных военных операций - по крайней мере, в региональном масштабе. На этой картине, как правило, Саудовская Аравия играет ведущую роль в просьбах о создании «арабского НАТО», в том числе по связанным с этим финансовым вопросам. Однако трудно ожидать, что он должен быть агрессивно направлен против Ирана и оси шиитов, и стремление Трампа обновить демонизацию Ирана для укрепления нормализации арабо-израильских отношений представляется мне театральным.

    7.2. Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?

    Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, извес­тное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднознач­ные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздейст­вия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пре­словутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могут простить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в от­ношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет пре­увеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просве­тительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения.

    Ну, конечно, в истории останутся оригинальные впечатления, которые он оставил от своих впечатляющих встреч с королем Салманом аль-Саудом и Нетаньяху. Израиль является самым надежным союзником Соединенных Штатов в регионе, но и страной, которая может позаботиться о своих собственных интересах уникальным образом. Приложение Трампа к израильско-палестинскому соглашению как неотъемлемая часть нового регионального порядка чрезвычайно важно как сигнал давления и возможной перегруппировки интересов в регионе.

    Оптимистическое ожидание заключается в том, что это будет сигнализировать его администрации о стабилизации своих внешнеполитических шагов и обеспечении необходимой предсказуемости для дипломатии глобальной силы. Конечно, мы можем ожидать интересные моменты, поскольку то, что происходит в Белом доме, влияет на Болгарию и мир, в котором мы живем. Наши знакомые международные отношения нуждаются в серьезной переформулировке, но является ли он человеком, который будет архитектором нового глобального мира и безопасности?

    Под эпохой Просвещения принято понимать период в ис­тории Европы, хронологически заключенный между буржу­азными революциями в Англии (середина XVII в.) и Фран­ции {конец XVIII в.), отличающийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, обществен­ных настроении, форм исторического поведения и эстетичес­ких пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по по­литической программе, отражая более или менее осознан­ные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различи­ях между ними, просветители исходят из того, что все не­счастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привес­ти к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобе­сия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.

    Именно потому, что Трамп непредсказуем, ответ на вопрос о том, что мир может ожидать от него, может быть другим: от хороших новостей до импичмента. Как говорить о иностранном капитале в польских СМИ? Прежде всего, без скупости, характерной как для сторонников, так и противников «реполизации» СМИ. Пресса, телевидение, радио, Интернет - каждый из этих секторов отличается от разных стран и разных пропорций «польской» до «чужих». Мы должны отложить в сторону высшие реполонирующие декреты и смелые идеи о национализации СМИ.

    Подойдя к теме серьезно, давайте начнем с чего-то совершенно элементарного: усиления роли Управления по защите конкуренции и защиты прав потребителей и борьбы с монополизацией конкретных секторов нашего рынка. Они высмеивали всех, кто видел угрозу приватизации и продажи польских бизнес-структур. С тех пор мы прошли долгий путь в приближении к иностранному капиталу.

    Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20-80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, пи­сатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в усло­виях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готови­ло великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наи­более отчетливо проявилось сознание необходимости соци­альных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естес­твенных законах, были сформулированы конкретные поли­тические требования.

    Главным примером является бывший премьер-министр Ян Кшиштоф Белецки - один из основных приватизирующих государственных активов, который сегодня является ведущим сторонником реполизации банковского сектора Польши. К сожалению, в случае медиарынка мы все еще застряли в прошлом веке. Немногие говорят о доле иностранного капитала, и обсуждение вопроса о реполонизации вызывает значительные эмоции в журналистской среде, что делает невозможным обсуждение в сущности. В последние годы распространение средств массовой информации между отечественными и иностранными владельцами и последствия доминирования последних мы могли бы читать только в отраслевых журналах с низким тиражом или учиться на существенной сомнительной инфографике, распространяющейся в Интернете.

    Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление сис­тематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к ус­тановлению количественных соотношений между ними. Экс­периментальные исследования стали приобретать все боль­шее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих евро­пейских странах уже имелись академии наук, выходили спе­циальные научные издания, организовывались научные эк­спедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д"Алам­бера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих ито­гов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.

    Две политические группы ссылались на постулат о реполизации в средствах массовой информации в своих программах. Во-первых, в июне Павел Кукиз опубликовал начало «Государственной программы ремонта». Согласно исследованию, концерн имеет более 90% акций региональной прессы, а из двадцати одного из 24 самых популярных местных ежедневных изданий 20 принадлежат немецкому издательству. Предписание о монополизации рынка, как на местном, так и на центральном уровне, - это мнение Кукиза о том, что запрет на концентрацию более 20% средств массовой информации в руках одного отправителя должен быть запрещен.

    Открытия в области астрономии, механики, физики, хи­мии, геологии, биологии позволили заменить технологичес­кие представления о мире научными, хотя и не выходящи­ми за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.

    Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и дру­гие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собствен­ность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представи­тельства и прямого народоправства. Появилось понятие ис­торической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических за­конов.

    Кроме того, движение Кукизы постулирует запрет на рекламу государственных компаний и государственных органов в средствах массовой информации с иностранным капиталом. Большинство аналитиков медиарынка в Польше очень внимательно относятся к постулатам Павла Кукиса и не верят в возможность их реализации, но они также отмечают, что они являются хорошим вкладом в дискуссию о состоянии национальных организаций. Это должно быть включено в новый законопроект о средствах массовой информации. Дискуссия о доминировании иностранного капитала на польском медиарынке основана на политических симпатиях и суждениях, высасываемых из пальца, конечно, не на полных исследованиях, потому что они вряд ли доступны или вообще не существуют.

    Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдви­ги в общественном отношении к религии. Получил распрос­транение деизм. Многие просветители разоблачали нелепос­ти и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критико­вали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.

    Рынок был разделен между 19 медиагруппами - 9 иностранными и 10 польскими, которые вместе контролируют 185 журналов. На первый взгляд, подразделение выглядит ровно, однако иностранные издатели владеют 138 журналами, в которых продано более 567 миллионов копий, в то время как отечественные издательства контролируют только 47 наименований, что в переводе на 178 миллионов проданных копий. Предприятия с иностранным капиталом контролируют до 76% рынка прессы.

    Спустя 24 года в нем есть 39 журналов, чьи продажи составляют более 248 миллионов экземпляров. Это больше, чем контроль над всеми польскими издательствами. Это было связано с низкими издержками, и это поразило вкусы поляков. До сих пор издательство специализируется на роскошных журналах, консультационных, развлекательных, молодежных, компьютерных, автомобильных, популярных и телевизионных журналах. Эта ведущая компания в Центральной и Восточной Европе, в нашей стране, продает более 122 миллионов копий в год.

    Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклери­кальных настроений и религиозного свободомыслия, сопро­вождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию цер­ковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятель­ности церкви с помощью законов. Распространились свет­ские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.

    Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.

    7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?

    В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности ПетраI. Однако большинство иссле­дователей считают, что его реформы имели выдающееся зна­чение в истории России Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной вестернизацией стра­ны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по по­воду того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вы­зов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преоб­разования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.

    Преобразования Петра I были ярким примером радикаль­ных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Веко­вые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения - деспоти­ческое насилие. Личное знакомство с Европой в период пре­бывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований

    Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государст­во, по мысли Петра, могло стать инструментом решитель­ных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но ка­кой ценой были достигнуты эти результаты? Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россия­нина к месту жительства и месту службы сократили про­странство свободы, расширившееся в это время в Европе, Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления,

    Петр руководствовался принципами камеранизма т.е. введением бюрократического начала. у России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала наци­ональным бедствием. Особенностью административной ре-формы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к свое­образной «бюрократической революции», последствием ко­торой стала зависимость всех от госаппарата. Так европей­ская идея рационализации, «наложившись» на российскую деспотическую традицию, закрывала путь превращению под­данных государя в граждан Отечества.

    Поглощению личности крепостническим государством спо­собствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречи­ло русским традициям, духовным ценностям, всему веково­му укладу жизни Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

    Своеобразные результаты дало желание Петра I догнать Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной ин­дустриализации т.е.. создание государственных и част­ных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной осо­бенностью развития мануфактур было выполнение государ­ственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но и лишало свободной экономической ини­циативы.

    Поскольку потенциал крепостнической системы не был к этому времени исчерпан, эти меры позволили России сде­лать рывок в развитии промышленности и торговли. Одна­ко такая экономическая политика расширяла и консервиро­вала феодально-крепостнические отношения. Беря в качестве примера развития Англию и Голландию, Петр не понял что их могущество определялось не столько количеством ману­фактур, сколько наличием условий для свободного выбора образа жизни и деятельности их граждан. Модернизаций традиционного общества, проходившая в это время в Евро­пе, проявлялась в высокой социальной мобильности населе­ния, появлении новых социальных групп - наемных рабо­чих и мануфактуристов. Основной чертой производства становилась его высокая рациональность, подчинявшая эко­номическую жизнь требованиям эффективности и прибыль­ности. В духовной жизни побеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство - не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии произ­водства. Центром новых общественных отношений, форми­рующихся в Европе, становился свободный человек результатом же петровских реформ стало создание в Рос­сии основ государственно-монополистической промышлен­ности, крепостнической и милитаризованной. Вместо фор­мирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представ­ляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного пред­принимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рам­ками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.

    Таким образом, петровские преобразования, направлен­ные на европеизацию России, не достигли своей цели. Рево­люционность Петра оказалась ложной т.к. осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором

    Движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.

    7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?

    В исторической науке прочно утвердилось понятие про­свещенного абсолютизма. Одни историки полагают, что про­свещенный абсолютизм - это определенная стадия в разви­тии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих госу­дарствах, опираясь на идеи философов-просветителей. Дру­гие исследователи усматривают в попытках реализации «уро­ков королям» лишь способ изменить внешний формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализ­ма. Такая оценка долгое время была господствующей по отношению к российским государям, пытавшимся реформи­ровать Россию.

    Деятельность, осуществляемая реформаторами на троне, как правило, включала в себя: покровительство националь­ной промышленности, создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торгов­ли, совершенствование налоговой системы, административ­но-территориального устройства, ослабление власти земле­владельцев-феодалов над крестьянами, кодификацию законов н создание правовой системы, поощрение наук и образова­ния, ограничение влияния церкви. Там, где представители власти сумели воплотить в жизнь теоретические концепции Просвещения, страна вступала на путь прогресса, избежав революционных потрясений.

    Реальности российской жизни XVIII в. были таковы, что, с одной стороны, требовали реформ, и в то же время ис­ключали их успешное осуществление. Всякие попытки от­нять у дворянства часть их привилегий встречали мощное сопротивление. Отсутствие в России «третьего сословия», на которое абсолютизм мог опираться как на социальную базу преобразований, делало эти попытки безнадежными. Поэтому каждое новое царствование в России во второй по­ловине XVIII - начале XIX вв. начиналось гонением режи­ма, попытками преобразования общества, а заканчивалось гонением на либерализм и ужесточением политического ре­жима.

    Первым российским монархом, предпринявшим попытку использовать для преобразования в стране идеи Просвеще­ния была Екатерина П. Время ее правления - период решающих новаций и блестящих военных побед, закрепивших за Россией звание великой европейской державы В первые годы своего правления Екатерина пыталась следовать идеа­лам, воспитанным в ней книгами Вольтера, Дидро, других европейских философов. Так поступали ее «коллеги»: Карл III в Испании, Густав III в Швеции, Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии. Поскольку основным инструментом преобразования общества у этих монархов были законы, то и Екатерина решила упорядочить российское законодатель­ство, проведя кодификацию.

    Для составления нового свода законов - Уложения - были проведены выборы депутатов в специальную Уложен­ную комиссию. Царица хотела создать сословно-представи­тельный орган, опираясь на который можно будет прово­дить политику просвещенного абсолютизма. Выборы в комиссию носили сословный характер. В ней были пред­ставлены все группы населения, кроме помещичьих кресть­ян. Такое действие напоминало традиционные для России Земские Соборы, собираемые в период кардинальных пре­образований. По желанию императрицы, изложенном в спе­циальном Наказе, депутаты Уложенной комиссии должны были подать пример независимости, внутренней свободы ос­тальным гражданам России. Наказ - программа действий, состоявшая из прогрессивнейших идей века, - признавал право людей быть свободными, подчинение всех закону. Ека­терина искренне желала продвинуть страну по пути про­гресса, избавить ее от наиболее варварских правил и при­вычек.

    Но начавшаяся в 1767 г. работа комиссии показала уто­пизм идеи преобразовать страну на основах общественного договора и естественного права человека на свободу. Об­щественное сознание в России не было готово к новой сис­теме общественных отношений. Поведение депутатов всех сословий было направлено на удовлетворение своих корпо­ративных интересов, включая всеобщее желание иметь кре­постных.

    Известно, что политика просвещенного абсолютизма мо­жет быть успешна лишь при условии, если общество с го­товностью принимает идущие сверху команды. Это тем бо­лее относится к Екатерине II: в глазах многих она была незаконной царицей, убившей мужа и отстранившей от власти законного наследника престола - своего сына Павла.) И если в Европе просвещенные государи опасались затраги­вать сословные привилегии дворянства, то тем более поку­ситься на них не могла русская царица. Екатерина отступи-

    Ла, но не сразу отказалась от своих юношеских идеалов.

    Укрепляя свое положение и государственную власть с по­мощью дворян, проводя политику закрепощения крестьян, она в то же время поощряла предпринимательство и торгов­лю, пропагандировала через вольное экономическое общест­во научные знания в области агротехники, секуляризирова­ла монастырские земли, переведя монастырских крестьян в разряд экономических, т. е. в одну из разновидностей ка­зенных, отказавшись от перераспределения их между поме­щиками. Она провела административные реформы - гу­бернскую и городскую. Екатерина много сделала для роста образования в стране и внедрения вольнолюбивых идей и европейской культуры. При ней выросло первое «непоротое поколение» дворян, обладающих чувством личного досто­инства, понятием чести и долга перед народом. Она даже подготовила продолжателя своей политики, в наиболее, как она считала, подходящих для этого условиях - внука Алек­сандра.

    На свертывание политики просвещенного абсолютизма, безусловно, повлияли два события XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция. Последняя стала и концом просве­щенного абсолютизма в Европе. В России же последней по­пыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I. Но практические результаты его деятельности были невелики. Слабость почвенных истоков либерализма, сопротивление помещиков, отсутствие поддерж­ки широких слоев населения обрекали эти попытки на не­удачу. В России был слишком большой запас инерции традиционного общества, чтобы двинуться по пути модер­низации без ломки и потрясений.

    7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?

    В исторической науке нет единой точки зрения на про­блему генезиса в России капитализма. Сторонники концеп­ции линейного прогрессизма, т. е. последовательной смены формаций, имея общую методологию, расходятся во взгля­дах на время его зарождения в России. Они делятся на сто­ронников «раннего» (XVII в.) и «позднего» (конец XVIII в,) капитализма. Последнее время все большую популярность приобретает мнение о том, что в России долгое время не только параллельно существовали, но и развивались одно­временно феодально-крепостнические и буржуазные отно­шения, и это одна из типологических особенностей россий­ского капитализма. Группа исследователей отрицает капиталистический характер развития страны даже в конце XVIII в. Они считают, что российская деревня в это время не была подвержена капиталистическому расслоению, поэтому товарный рынок формировался не на капиталистиче­ской основе, а значит, говорить о кризисе феодализма и развитии капиталистического уклада нет оснований.

    Слово «капитал» появилось в Европе в XII-XIII вв. Однако понятие «капитализм» вошло в научный оборот лишь во второй половине XIX в. Одни ученые считают определя­ющей чертой капитализма высокую степень рациональнос­ти, проявляющуюся в организации производства, отноше­нии к труду, подчинение экономической жизни требованиям эффективности и прибыльности. Другие основное свойство капитализма видят в возникновении свободного рынка това­ров, труда и капиталов. В марксистской историографии ка­питализм определяется как формация, основанная на частной собственности класса буржуазии на средства производства, эксплуатации наемных рабочих, лишенных средств произ­водства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Ка­питалистическому способу производства должен предшест­вовать период первоначального накопления капитала: концентрации материальных средств на одном полюсе и сво­бодных рабочих рук, т. е. людей лишенных собственности, - на другом. В ходе этого процесса внеэкономическая экс­плуатация заменяется экономической. Есть ли основания го­ворить о «раннем» возникновении капитализма в России? В России к концу XVII в. были первые мануфактуры, но ко­личество их не достигало трех десятков. Решающую роль в экономике играли не они, а крестьянский домашний промы­сел, городские ремесленники, т. е. мелкотоварное произ­водство города и деревни. Что касается производственных отношений, то ничего похожего на формирование класса бур­жуазии и предпролетариата в это время в России мы не обнаружим.

    Реформы Петра I в первой четверти XVIII в. в промыш­ленности привели к созданию мощной экономики на основе новых европейских технологий. Это создавало определен­ные возможности капитализации страны, если ее основой считать техническую производственную базу. Однако в сис­теме крепостнических общественных отношений, усиливших­ся в ходе Петровских реформ, условий для формирования классов буржуазного общества не было. Что касается сель­ского хозяйства, то здесь даже и не предполагалось созда­ния новых производительных сил, и, тем более, соответ­ствующих им производственных отношений.

    В первые 20 лет после смерти Петра I заметных измене­ний в экономике и социальной структуре России не про­изошло. Лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761 гг.) обнаруживаются некоторые изменения: ка­питалистическая промышленность начала складываться в сре­де купечества, казенных крестьян и оброчной части помещичьего крестьянства. Процессы капитализации страны стали наиболее заметны во второй половине XVIII в., в период правления Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Проводимая ею политика во многом способствовала становлению нового укла­да. Екатерина II отменила промышленные монополии, про­возгласила свободу предпринимательства и торговли. Кресть­янам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленной про­дукции, что способствовало перерастанию мелкого товарно­го производства в капиталистическую мануфактуру. При Ека­терине был учрежден Коммерческий банк для предоставления кредитов купечеству. Внешнеторговая политика защищала интересы отечественного производства: был запрещен ввоз товаров, бывших «в изобилии в собственном государстве», а товары, не производимые в России, от пошлин освобож­дались.

    Екатерининский век можно считать периодом, когда ста­ли формироваться классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат. Однако более быстрому и глубо­кому развитию российского предпринимательства мешали господство крепостничества в деревне и общинные тради­ции, препятствовавшие расслоению крестьянства и его про­летаризации. В это время распространяется оброчная систе­ма эксплуатации. Уходящие на заработки крестьяне получали от помещика паспорта, позволявшие им находиться в от­лучке от 6 месяцев до 3 лет, и билеты, действительные на срок 3 месяца. Помещик мог в любой момент вернуть кресть­янина с оброка и лишить промышленность работника. Зара­ботная плата такого рабочего включала в себя постоянно растущую оброчную плату помещику. Таким образом, по­мещики принуждали работать на себя не только зависимого от него лично крестьянина, но и молодую российскую про­мышленность.

    И все-таки денежный оброк предоставлял крестьянам бо­лее широкую сферу деятельности, поощрял их предприим­чивость. Недаром наиболее известные мануфактуристы и богатые купцы - основатели могучих фамильных династий российской буржуазии - были выходцами из Нечерноземья, где в наибольшей степени была распространена оброчная форма ренты.

    Распространение торгово-денежных отношений вело к от­делению торгово-предпринимательской крестьянской верхуш­ки. Появляются «капиталистые крестьяне» - организато­ры производства. Пока развитием экономики занималось дворянское государство и помещики, трудно было найти до­казательства капиталистического развития страны, кроме по­казателей роста продукции промышленности, включая госу­дарственную. Но когда стала видоизменяться крестьянская община, появилось ее предкапиталистическое расслоение, начал взламываться патриархальный уклад и меняться пси­хологический облик массового человека - процесс стал не­обратимым.

    В то же время следует подчеркнуть, что это развитие имело специфику, предопределившую особенности россий­ского капитализма в последующий период. Российский ва­риант капитализма изначально отличался от европейского не столько количественными показателями производства, сколько типом формирующихся капиталистических струк­тур.

    7.6. Были ли крестьянские войны в России?

    Понятие «крестьянская война» было введено Ф. Энгель­сом в 1850 г. в работе «Крестьянская война в Германии». Оно относилось к восстанию в 1524-1525 гг. во главе с Т. Мюнцером. Такое понятие соответствовало марксистско­му воззрению на историю, для которого были характерны формационный и классовый подходы к изучению прошлого. Подобные явления рассматривались в качестве типичной для феодализма формы классовой борьбы угнетенного кресть­янства против крепостников-феодалов.

    Советские историки стали широко использовать понятие «крестьянская война» с середины 30-х годов. Крестьянски­ми войнами назывались наиболее крупные массовые воору­женные выступления народа периода феодализма. Они охва­тывали большую территорию и вовлекали в движение не только крепостных крестьян, но и самые различные слои населения: холопов, посадских людей (городское население), казаков, мелкопоместных дворян, мелких служилых людей, а также нерусские народы. Крестьянские войны признава­лись разновидностью гражданских войн. Поэтому подчер­кивалось то обстоятельство, что в ходе их велась борьба за власть в государстве и что восставшие, при всей стихийнос­ти и неорганизованности их выступления, имели свое войс­ко, свои органы управления, словом, отдельные элементы организованности.

    Против чего выступали восставшие? На этот вопрос со­ветские историки не давали однозначного ответа. Одни пола­гали, что крестьяне и их союзники по общей борьбе высту­пали прежде всего против крепостничества как наиболее тяжелого для народа варианта феодального строя, за созда­ние приемлемых условий в рамках феодализма, другие - что народ боролся против феодального строя вообще. В тру­дах советских историков очень ярко проявлялся «двойной стандарт» при оценке действий повстанцев и их противников. Так, обычно много и охотно говорилось о «зверствах» «царских карателей» (которые действительно имели мес­то). В то же время ничуть не меньшие «зверства» восстав­ших как бы не замечались или же всячески оправдывались.

    Крестьянские войны оценивались советскими историка­ми как безусловно прогрессивное явление в соответствии с марксистским положением о прогрессивности классовой борь­бы вообще. Однако на вопрос о том, в чем состояла эта прогрессивность, исчерпывающего ответа не давалось. Ука­зывалось обычно на то, что закладывались традиции наро­дной борьбы, а феодалы, напуганные размахом народных выступлений, вынуждены были несколько ограничить экс­плуатацию крепостных. Выдвигался весьма спорный тезис о том, что будто бы крестьянская война начала XVII в. за­держала до 1649 г. завершение юридического оформления крепостного права в России. Игнорируется при этом тот факт, что именно в период восстания И. Болотникова, счи­тавшийся высшим подъемом крестьянской войны, правитель­ство царя Василия Шуйского не ослабило, а усилило кре­постнический режим, приняв указ от 9 марта 1607 г., в соответствии с которым срок сыска беглых увеличился с 5 до 15 лет. Каких-либо иных конкретных признаков про­грессивности крестьянских войн советские историки не вы­деляли.

    С 80-х гг. советские историки стали постепенно отхо­дить от ограничения сугубо классовой характеристики круп­нейших народных движений в России XVII -XVIII вв. Распространился взгляд на эти движения как на концентри­рованное выражение кризиса всего русского общества, а не только как на результат обострения классовых противоре­чий. В этой связи некоторые исследователи вообще отказа­лись считать события, происходившие в России в начале XVII в., а также Булавинское восстание крестьянскими вой­нами. Они не усматривали в этих движениях ни какой-либо «антифеодальной программы», ни выражения специфичес­ких крестьянских чаяний. В настоящее время большинство историков признает крестьянскими войнами лишь Разинское восстание (но только события 1670 - 1671 гг., а Каспий­ский поход С. Разина 1667 - 1669 гг. "они оценивают как обыкновенное казацкое предприятие), и Пугачевское вос­стание.

    Последнее отличалось тем, что в нем Е. Пугачев и его казачье окружение широко использовали монархические чув­ства народа - гораздо шире, чем разницы, и примерно так же, как Лжедмитрий I и II, И. Болотников и казацкие ата­маны начата XVII в. В нем в наибольшей степени заметны элементы организованности, выражавшиеся в существова­нии пугачевской Военной коллегии. Исключительной противоречивостью отличался и облик самого предводителя. Не случайно, как отметила Марина Цветаева в очерке «Пуш­кин и Пугачев», под пером А. С. Пушкина-историка Е. Пу­гачев в «Истории Пугачевского бунта» предстает омерзи­тельным злодеем, а под пером А. С. Пушкина-художника в «Капитанской дочке» - романтическим Вожатым, вызыва­ющим сочувствие, несмотря даже на весь ужас содеянного им. Весьма необычен и конец Е. Пугачева. Так, если С. Ра­зина выдали русским властям казаки из числа его врагов, то Е. Пугачева предало свое же окружение, надеявшееся тем самым спасти свою жизнь.

    Таким образом, важнейшие признаки крестьянских войн - решающая роль (на определяющих их этапах) крепостных крестьян и выражение в них чаяний крепостного крестьян­ства. Как и все народные выступления эпохи феодализма, крестьянские войны представляли собой стихийный протест народа против существовавших в то время общественных отношений и тягу его к вольности. Однако при этом едва ли есть основания для оценки их в качестве прогрессивного явления. Свобода как главная цель этих движений сочета­лась с кровавыми, варварскими, средневековыми методами борьбы за нее. Как и все гражданские войны, крестьянские войны представляли собой трагедию народа и страны.

    7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?

    Внешняя политика российского государства в XVIII в. - один из немногих видов деятельности, не имеющий серь­езной критики в историографии. Сторонники цивилизаци­онного подхода к истории считают, что в XVIII в. перед Россией встала историческая сверхзадача - войти в евро­пейское сообщество и закрепиться, чтобы не потерять наци­ональной независимости и не превратиться в третьестепен­ную державу. Таков был вызов истории. Ответом стало превращение России в мощную империю, вобравшую в себя значительную часть Восточной Европы и всю северную Азию, включая часть американского материка - Аляску.

    XVII в. оставил в наследство три нерешенные внешне­политические задачи - польскую, шведскую и турецкую. России предстояло возвратить выход в Балтийское море, вернуть западные русские земли, утраченные в ходе поль­ско-шведской интервенции в начале XVII в., решить юж­ную проблему - защитить свою территорию от набегов крымских татар и приобрести выход к Черному морю. Все эти проблемы вплетались в общеевропейскую политику, за­трагивая интересы великих европейских держав, т. к. су­жали сферу влияния возвысившейся в этот период промыш­ленной и торговой буржуазии Запада.

    Перед Петром I, с чьим, именем связаны крупные успехи России на международной арене, в начале его царствования стояла альтернатива: какое направление - южное или се­верное - избрать в качестве основного? В зависимости от выбора Швеция, Польша, Турция, Австрия могли стать со­юзниками или противниками.

    Первый крупный шаг во внешней политике был пред­принят Петром в 1695 г. в традиционном для России на­правлении - на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью предпринятых военных действий был Азов - круп­нейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый азовский поход закончился неудачно. Потерпев поражение, Петр сде­лал все возможное, чтобы обеспечить успех второго похода. Летом 1696 г. Азов был взят, но это не решило проблемы выхода к Черному морю. Для дальнейшей борьбы с Тур­цией необходимо было укрепить союз с европейскими дер­жавами и перенять «европейскую науку побеждать». В 1697 г. Петр отправляется в составе Великого посольства в Европу. Эта поездка перевернула представления молодого царя. Решив европеизировать страну, он резко меняет и внешнеполитические ориентиры. Теперь главной его зада­чей становится выход к Балтийскому морю, обеспечение тор­говых, культурных, дипломатических связей с державами северо-западной Европы. Он заключает мир с Турцией, на­ходит союзников для борьбы с главным соперником в При­балтике - Швецией, и начинает в 1700 г. затяжную Север­ную войну.

    Первый этап Северной войны был очень тяжелым. Но, осуществив реформы, создав армию и флот перенапрягая силы страны, Петр сумел совершить перелом в ходе войны. Полтавская битва 1709 г. - не только момент воинской славы России. С нее начинается признание России великой европейской державой. В 1721 г. между Россией и Шве­цией был заключен мир, по которому Россия приобрела зна­чительную часть Прибалтики и получила выход к морю. Изменилось соотношение сил в Европе. Авторитет России возрос до такой степени, что европейские державы призна­ли провозглашение в 1721 г. Сенатом Петра I императо­ром, а России - империей.

    Таким образом, одна из важнейших задач - шведская, была решена при Петре I. Решение двух других связано с внешнеполитической деятельностью Екатерины II, продол­жившей расширение границ империи, включая в ее состав все новые территории.

    Две победоносные войны с Турцией (1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг.) отмечены крупными победами полководцев П. Румянцева, А. Суворова, Г. Потемкина. При заключе­нии мира Екатерина II проявила недюжинное дипломати­ческое искусство. Результатом стало превращение России в Черноморскую державу, усиление ее позиций в Закавказье и на Балканах. К России отошли земли Черноморского по­бережья от Керчи до Днестра. В 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым. Началось освоение русскими и украинскими крестьянами Новороссии. Русским торговым судам открывалось свободное плавание из Черного моря в Средиземное. Был создан Черноморский военный флот с основной базой в Севастополе, служивший опорой русского влияния в данном регионе.

    Вмешательство в Польские дела Екатерина начала с воз­ведения на польский престол одного из своих фаворитов - Станислова Понятовского, это был последний польский ко­роль. Затем последовало три раздела Польши между Рос­сией, Австрией и Пруссией: в 1772, 1793 и 1795 гг. Искон­ные польские земли, включая и Варшаву, достались Пруссии и Австрии. Большинство украинских и белорусских терри­торий, а также Литва отошли к России. Завершился про­цесс включения Польши в состав Российской империи в 1815 г. при Александре I, когда в результате решений Вен­ского конгресса Царство Польское окончательно было отда­но России.

    Напуганное Великой французской революцией, в конце века российское самодержавие включилось в борьбу евро­пейских монархов против общей угрозы. Но это участие при Екатерине II было весьма специфическим: она не вела военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрип­ку». Военные действия против революционной Франции Россия начала при воцарении в 1796 г. Павла I. На Среди­земном море прославилась русская эскадра под руководст­вом Ф. Ушакова. В Альпах снискал славу А. Суворов. Но целесообразность для России этих военных подвигов весьма сомнительна, она объясняется желанием Павла создать в Средиземном море на острове Мальта форпост русского вли­яния. Павел был посвящен в рыцари Мальтийского ордена, а изумленная Европа увидела новое зрелище - союз Рос­сии и Турции против Франции. Но, совершив резкий пово­рот, Павел становится союзником Франции против Англии. Смерть императора не сняла сложного конфликта в евро­пейской политике, с которым страна вошла в XIX в.

    7.8. Каковы особенности Российской империи?

    Проблемы становления и функционирования Российской империи находятся в центре научных и политических спо­ров. Ряд исследователей считает, что империя - одна из лучших форм организации пестрого человеческого сообщес­тва Евразии, обеспечивающая человеку психологическую и физическую защищенность. Заслуга империи и в том, что она подрывала локальный характер исторического разви­тия, включая населяющие ее народы в единый мировой ис­торический процесс. Другая точка зрения заключается в утверждении, что Россия - такое же искусственное образо­вание, как любая империя, держалась на страхе покорен­ных народов перед военной мощью метрополии, и поэтому обречена на распад. Борьба между сторонниками противо­положных оценочных концепций роли и места Российской империи обострилась в связи с распадом СССР, который рассматривали как ее исторического преемника.

    Империя - очень сложная этно-социальная и полити­ческая пространственная система. История знает множество древних и современных империй. Несмотря на принципиаль­ные различия, они все-таки имеют общие классификационные черты. Любая империя объединяет под началом сильной централизованной власти этнические и административно-тер­риториальные образования. В основе управления лежат отно­шения метрополия-колония, центр-провинция, центр- национальные окраины. Для империй характерна националь­ная, историческая, религиозная разнородность составных час­тей. Такая форма государственности свойственна наиболее могущественным державам, тяготеющим к личной власти главы государства с высокой политической и социальной ролью армии и вообще военного элемента.

    Российская империя сформировалась в результате долгого собирания земель и распространения государства вширь по огромным пространствам Евразии. В ходе этого процесса Россия заключила в единые политико-административные рам­ки множество различных этнических компонентов, которые она лишила государственной самостоятельности, сохранив за ними значительную культурную автономию и обеспечив стабильность жизни. Однако, как и везде, российское госу­дарство было орудием господства меньшинства над боль­шинством и притеснения были для него естественным меха­низмом регуляции. Власть была бременем для всех подданных, в том числе жителей российского центра - эт­нических русских, лишь формально выступавших в роли жителей метрополии.

    Имперская политика российского государства складыва­лась постепенно, по мере усиления державы. Официально звание империи Россия получила в конце правления Пет­ра I, провозглашенного императором после успешного окон­чания Северной войны со Швецией. Завершение оформле­ния империи в знакомых нам очертаниях происходит только в 70-е гг. XIX в. Наиболее бурный рост империи прихо­дится на XVIII в. Активная внешняя политика России в этот период ничем особенным не отличалась от поведения европейских государств в XVI-XVII вв., но пришлась на то время, когда ведущие страны мира исчерпали свои воз­можности экспансионистского развития, превратившись в ко­лониальные империи. Отличием было то, что Россия прово­дила эту политику не за океанами, а на территориях, непосредственно примыкавшим к ней. Поэтому народы вклю­чались в состав Российской империи путем постоянного пе­ремещения ее границ.

    Следует отметить, что Россия уже к середине XVII в. вы­шла к берегам Тихого океана. После Смуты начала XVII в. она восстановила свою государственность не как чисто рус­скую, а как многонациональную, включавшую в себя наро­ды, проживающие за Волгой и Уралом. Особое место зани­мает переход под руку Москвы Украины после войны с Польшей в середине этого же века. Украинские земли, пе­решедшие в состав России, получили автономию, гетман­ское правление. Но эта автономия была значительно уреза­на Петром I и полностью утрачена при Екатерине II. XVIII в. - время расширения западных и южных границ России. В результате войны со Швецией к России присоединяется боль­шая часть Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским и латышским крестьян­ством. Остальная часть Прибалтики, Западная Украина и Западная Белоруссия, Литва вошли в империю после разде­ла Польши при Екатерине II в конце века. Русско-турецкие войны привели к включению в состав России Причерно­морья, в том числе и Крыма. В конце века начинается про­цесс распространения российской государственности на За­кавказье. Началось это подписанием Георгиевского трактата в 1783 г. о принятии царства Картли-Кахети (Восточная Грузия) под покровительство России. Завершается вхожде­ние Закавказья в состав Российской империи лишь в пер­вой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иран­ских войн.

    Типология включения регионов и народов в империю раз­нородна: от присоединения с помощью военной силы, до добровольного вхождения. Чаще всего Россия отвоевывала у других государств захваченные ими территории. Так, у Швеции была отнята Прибалтика, а у Турции - Северное Причерноморье. Были и совершенно неприкрытые агрессии, например, в отношении Польши. А добровольное вхожде­ние Грузии - оптимальный исторический выбор в условиях угрозы порабощения со стороны более агрессивного соседа - Турции. Другое дело, что каждое добровольное вхожде­ние рано или поздно заканчивалось ликвидацией обещанной государственной автономии. Исключение составляет разве что Финляндия, вошедшая в состав России в XIX в., и су­мевшая сохранить элементы политической независимости.

    Как и всякая империя, Россия осуществляла жесткое цен­трализованное управление, не останавливаясь перед приме­нением военной силы. Но ведя счет обидам и притеснени­ям, надо помнить и о том, что при всех неудобствах и злоупотреблениях власти она обеспечивала стабильность, на­лаженный быт, производство и торговлю, снижала опасность постоянных этнических раздоров. И это было благо, даже если за него приходилось платить независимостью.

    Политика царизма не была повсюду одинаковой. Так, на украинский и белорусский народ смотрели как на часть рус­ского народа. В восточных землях управление осуществля­лось с помощью местной знати. Российское дворянство вби­рало в себя феодалов различного этнического происхождения. Страна строилась с учетам прав каждого народа на опреде­ленный образ жизни.

    Народы России имели разную бытовую, религиозную, политическую культуру, что ослабляло единство общества. Преодоление духовной разобщенности осуществлялось пу­тем вовлечения в сферу русской культуры национальной культурной элиты. Это имело и положительные и отрица­тельные последствия: происходила русификация элиты, ут­рата ею национальных корней.

    Литература

    1. Водарский Е. Я. Петр I // Вопросы истории, 1993, №6.

    2. Европейское просвещение и французская революция XVIII века. М., 1988.

    3. Каменский А. Б. Екатерина II // Вопросы истории, 1989, № 3.

    4. Милов Л. В. Общее и особенное российского феодализма // История СССР, 1989, № 2.

    5. Очерки русской культуры XVIII века, т. I-IV. М., 1985 - 1990.

    6. Соловьев В. И. Актуальные вопросы изучения народных движений (Полемические заметки о крестьянских войнах в России) // История СССР, 1991, № 3.

  • 1.9. В чем особенность развития России как мобилизационного общества?
  • Раздел 2. Сущность, формы, функции исторического сознания.
  • 2.1. Что такое историческое сознание?
  • 2.2. Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
  • Раздел 3. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация древней Руси.
  • 3.1. Какова специфика цивилизаций Востока?
  • 3.2. В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?
  • 3.3. Каковы были особенности субцивилизационного развития Северо-Восточной, Северо-Западной и Юго-Западной Руси?
  • Раздел 4. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях.
  • 4.1. Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
  • 4.2. Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?
  • 4.3 Каково происхождение терминов Русъ» и «Россия»?
  • 4.4. Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
  • 4.5. Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
  • Раздел 5. «Осень средневековья» и проблема складывания национальных государств в Западной Европе. Складывание Московского государства.
  • 5.1. Что такое «осень средневековья»?
  • 5.2. В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
  • 5.3. Каковы причины и особенностиобразования Московского государства?
  • 5.4. Какова роль Византии в отечественной истории?
  • 5.5. Выли ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV- XVI вв.?
  • Раздел 6. Европа в начале нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации. Россия в XIV-XVI вв.
  • 6.1. Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV- XVI вв.?
  • 6.2. Каковы были особенностиполитического развития Московского государства в XVI в.?
  • 6.3. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
  • 6.4. Каковы причины кризиса российской государственности в конце XVI - начале XVII в.?
  • 6.5. Почему начало XVII в. Получило название «Смутного времени»?
  • 6.6. С кем и почему воевала Россия в XVI -XVII вв.?
  • 6.7. Какова была роль церкви в Московском государстве?
  • Раздел 7. XVIII в. Европейской и северо­американской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.
  • 7.1. Каково место XVIII в. В истории Западной Европы и Северной Америки?
  • 7.2. Почему XVIII в. Называют «Веком Просвещения?
  • 7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
  • 7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?
  • 7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?
  • 7.6. Были ли крестьянские войны в России?
  • 7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
  • 7.8. Каковы особенности Российской империи?
  • Раздел 8. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX в. Пути развития России.
  • 8.1. Какова роль французской революции в истории?
  • 8.2. Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
  • 8.3. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. На российское общество?
  • 8.4. Почему в России в 1861 г. Отменили крепостное право?
  • 8.5. Почему во второй половине XIX в. В России вслед за реформами последовали контрреформы?
  • 8.6. В чем состояли особенности развития капитализма в России?
  • 8.7. Каковы причины активизации политического терроризма в России?
  • 8.8. Каковы были основные направления внешней политики России в XIX в.?
  • 8.9. Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?
  • 8.10. Почему марксизм прижился в России?
  • Раздел 9. Место XX в. Во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза. Глобальная история.
  • 9.1. Какова роль сша и Западной Европы в истории XX в.?
  • 9.2 Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов?
  • 9.3. Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
  • 9.4. Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907 гг.?
  • 9.5. Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
  • 9.6. Был ли возможен в России просвещенный консерватизм?
  • 9.7. Почему потерпела крушение династия Романовых?
  • 9.8. Октябрь 1917-го - случайность, неизбежность, закономерность?
  • 9.9. Почему большевизм победил в гражданской войне?
  • 9.10. Нэп - альтернатива или объективная, необходимость?
  • 9.11. В чем заключались успехи и издержки индустриализации ссср?
  • 9.12. Нужна ли была коллективизация в ссср?
  • 9.13 Культурная революция в ссср: была ли она?
  • 9.14. Почему старая российская интеллигенция оказалась несовместимой с советской властью?
  • 9.15. Как и почему потерпела поражение большевистская элита?
  • 9.16 Что такое сталинский тоталитаризм?
  • 9.17. Кто развязал вторую мировую войну?
  • 9.18. Почему такой высокой была цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
  • 9.19. Каковы наиболее характерные черты развития советского общества в послевоенные годы (1946-1953)?
  • 9.20. Почему потерпели неудачу реформы н. С. Хрущева?
  • 9.21. Почему в 60-80-е гг. Ссср оказался на пороге кризиса?
  • 9.22. Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?
  • 9.23.Что такое перестройка в ссср и каковы ее итоги?
  • 9.24. Существовала ли «советская цивилизация»?
  • 9.25. Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?
  • 9.26. Какие перемены произошли в постсоциалистический период развития общественно-политической жизни России?
  • 7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?

    Внешняя политика российского государства в XVIII в. - один из немногих видов деятельности, не имеющий серь­езной критики в историографии. Сторонники цивилизаци­онного подхода к истории считают, что в XVIII в. перед Россией встала историческая сверхзадача - войти в евро­пейское сообщество и закрепиться, чтобы не потерять наци­ональной независимости и не превратиться в третьестепен­ную державу. Таков был вызов истории. Ответом стало превращение России в мощную империю, вобравшую в себя значительную часть Восточной Европы и всю северную Азию, включая часть американского материка - Аляску.

    XVII в. оставил в наследство три нерешенные внешне­политические задачи - польскую, шведскую и турецкую. России предстояло возвратить выход в Балтийское море, вернуть западные русские земли, утраченные в ходе поль­ско-шведской интервенции в начале XVII в., решить юж­ную проблему - защитить свою территорию от набегов крымских татар и приобрести выход к Черному морю. Все эти проблемы вплетались в общеевропейскую политику, за­трагивая интересы великих европейских держав, т. к. су­жали сферу влияния возвысившейся в этот период промыш­ленной и торговой буржуазии Запада.

    Перед Петром I, с чьим, именем связаны крупные успехи России на международной арене, в начале его царствования стояла альтернатива: какое направление - южное или се­верное - избрать в качестве основного? В зависимости от выбора Швеция, Польша, Турция, Австрия могли стать со­юзниками или противниками.

    Первый крупный шаг во внешней политике был пред­принят Петром в 1695 г. в традиционном для России на­правлении - на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью предпринятых военных действий был Азов - круп­нейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый азовский поход закончился неудачно. Потерпев поражение, Петр сде­лал все возможное, чтобы обеспечить успех второго похода. Летом 1696 г. Азов был взят, но это не решило проблемы выхода к Черному морю. Для дальнейшей борьбы с Тур­цией необходимо было укрепить союз с европейскими дер­жавами и перенять «европейскую науку побеждать». В 1697 г. Петр отправляется в составе Великого посольства в Европу. Эта поездка перевернула представления молодого царя. Решив европеизировать страну, он резко меняет и внешнеполитические ориентиры. Теперь главной его зада­чей становится выход к Балтийскому морю, обеспечение тор­говых, культурных, дипломатических связей с державами северо-западной Европы. Он заключает мир с Турцией, на­ходит союзников для борьбы с главным соперником в При­балтике - Швецией, и начинает в 1700 г. затяжную Север­ную войну.

    Первый этап Северной войны был очень тяжелым. Но, осуществив реформы, создав армию и флот перенапрягая силы страны, Петр сумел совершить перелом в ходе войны. Полтавская битва 1709 г. - не только момент воинской славы России. С нее начинается признание России великой европейской державой. В 1721 г. между Россией и Шве­цией был заключен мир, по которому Россия приобрела зна­чительную часть Прибалтики и получила выход к морю. Изменилось соотношение сил в Европе. Авторитет России возрос до такой степени, что европейские державы призна­ли провозглашение в 1721 г. Сенатом Петра I императо­ром, а России - империей.

    Таким образом, одна из важнейших задач - шведская, была решена при Петре I. Решение двух других связано с внешнеполитической деятельностью Екатерины II, продол­жившей расширение границ империи, включая в ее состав все новые территории.

    Две победоносные войны с Турцией (1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг.) отмечены крупными победами полководцев П. Румянцева, А. Суворова, Г. Потемкина. При заключе­нии мира Екатерина II проявила недюжинное дипломати­ческое искусство. Результатом стало превращение России в Черноморскую державу, усиление ее позиций в Закавказье и на Балканах. К России отошли земли Черноморского по­бережья от Керчи до Днестра. В 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым. Началось освоение русскими и украинскими крестьянами Новороссии. Русским торговым судам открывалось свободное плавание из Черного моря в Средиземное. Был создан Черноморский военный флот с основной базой в Севастополе, служивший опорой русского влияния в данном регионе.

    Вмешательство в Польские дела Екатерина начала с воз­ведения на польский престол одного из своих фаворитов - Станислова Понятовского, это был последний польский ко­роль. Затем последовало три раздела Польши между Рос­сией, Австрией и Пруссией: в 1772, 1793 и 1795 гг. Искон­ные польские земли, включая и Варшаву, достались Пруссии и Австрии. Большинство украинских и белорусских терри­торий, а также Литва отошли к России. Завершился про­цесс включения Польши в состав Российской империи в 1815 г. при Александре I, когда в результате решений Вен­ского конгресса Царство Польское окончательно было отда­но России.

    Напуганное Великой французской революцией, в конце века российское самодержавие включилось в борьбу евро­пейских монархов против общей угрозы. Но это участие при Екатерине II было весьма специфическим: она не вела военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрип­ку». Военные действия против революционной Франции Россия начала при воцарении в 1796 г. Павла I. На Среди­земном море прославилась русская эскадра под руководст­вом Ф. Ушакова. В Альпах снискал славу А. Суворов. Но целесообразность для России этих военных подвигов весьма сомнительна, она объясняется желанием Павла создать в Средиземном море на острове Мальта форпост русского вли­яния. Павел был посвящен в рыцари Мальтийского ордена, а изумленная Европа увидела новое зрелище - союз Рос­сии и Турции против Франции. Но, совершив резкий пово­рот, Павел становится союзником Франции против Англии. Смерть императора не сняла сложного конфликта в евро­пейской политике, с которым страна вошла в XIX в.