Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Места массового пребывания людей. Требования правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей Места массового пребывания людей определение

    Места массового пребывания людей. Требования правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей Места массового пребывания людей определение

    Приветствую всех постоянных Читателей нашего блога и коллег по цеху! Сегодня мы будем разбираться в сравнительно недавно появившимся документом, который необходимо иметь практически всем крупным магазинам, кинотеатрам, библиотекам, вокзалам, концертным залам и так далее…..всем объектам, которые относятся к перечню объектов с массовым пребыванием людей. Этот документ называется . В данной статье мы определимся с формой и содержанием указанного паспорта и вообще проясним – на каком объекте он необходим.

    Итак, для начала, вспомним, что такое есть объект с массовым пребыванием людей. На данную тему мы уже публиковали статью в нашем блоге – прочитать ее Вы можете, пройдя по ссылке . Приведем основной тезис из этой статьи:

    «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

    Конечно, иные документы толкуют определение объекта с массовым пребыванием людей гораздо «лояльнее», но, учитывая статус главенствования документа, утвержденного Постановлением Правительства РФ, мы все таки, обязаны придерживаться приведенной выше формулировки изложенной в ППР РФ. Следуя изложенным правилам, мы относим к объектам с массовым пребыванием людей любое строение, на территории которого имеется помещение с возможностью нахождения 50 и более человек, включая и посетителей и обслуживающий персонал. Собственно, как Вы понимаете, любой магазин, в который физически могут поместиться 50 человек уже является таким объектом. Думаю, этот момент мы прояснили.

    Теперь предлагаю Вам документ, согласно которому на каждый, рассматриваемый выше объект необходимо разрабатывать паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать можно у нас в библиотеке нормативщика, просто, пройдя по ссылке .

    Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”

    Основные пункты документа предполагают определение категории конкретного объекта с массовым пребыванием людей. Согласно пункту 10, разделу 2 Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15 установлены следующие категории:

    а) место массового пребывания людей 1 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

    б) место массового пребывания людей 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

    в) место массового пребывания людей 3 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

    Категорирование объекта производит комиссия, назначенная главой муниципального образования по территориальному признаку. В комиссию входят представители администрации города (района), представители МЧС и МВД и представители собственника объекта. Проведя мониторинг объекта, в течении трех дней, комиссия относит конкретный объект к конкретной категории, о чем составляется соответствующий АКТ обследования объекта, который в дальнейшем будет являться неотъемлемой частью исходных данных, на основании которых разрабатывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Для того, чтобы точно уяснить что есть такое паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, приведем дословно третий раздел Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15г.

    III. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей

    14. На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей .

    Людей составляется в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

    15. Согласовывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей в течение 30 дней со дня его разработки.

    16. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

    17. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку “Для служебного пользования”, если ему не присваивается гриф секретности.

    Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    18. Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и у правообладателя места массового пребывания людей.

    При невозможности обеспечения правообладателем места массового пребывания людей сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

    19. Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

    а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

    б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

    в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

    г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

    20. При актуализации паспорт безопасности согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.

    Теперь сама форма документа – паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать редактируемый формат (ВЕРД) можно у нас на сайте, пройдя по ссылке . В общем, форма паспорта вполне понятна и заполнить ее можно самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов в области пожарной безопасности. Просто постарайтесь внести как можно более полные сведения, требуемые в соответствующих графах. Чем подробнее будет заполнен паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, тем лучше для Вашего объекта, так как, исходя из сведений в паспорте, силовые структуры будут обязаны более внимательно «крышевать» Ваш объект, что добавит на Ваш объект лишнюю каплю безопасности, которой, как известно, много не бывает. Многие собственники скажут – вот опять «доить» нас будут или заставлять вкладывать деньги в какие то технические новшества – опять лишний миллион или два придется потратить на безопасность, а не положить на любимый счет в банке. Скажут и будут абсолютно правы. Да, это именно так! Если Вы собственник объекта с массовым пребыванием людей и эта самая масса людей платит Вам деньги за покупку на Вашей территории товаров или услуг, то будьте добры обеспечить безопасность людей, которые платят Вам деньги.

    Исходя из сказанного, а также руководствуясь упомянутым уже Постановлением Правительства РФ №272 от 25.03.15г., определим обязательные мероприятия, которые обязан выполнить на своей территории собственник объекта с массовым пребыванием людей:

    все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

    - системой видеонаблюдения;

    - системой оповещения и управления эвакуацией;

    - системой освещения

    В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

    Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

    Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

    Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

    Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

    Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

    И это самые минимальные требования. Как Вы понимаете, с повышением установленной категории объекта с массовым пребыванием людей, соответственно требования будут повышаться. Все дополнительные меры согласуются с органами местного самоуправления, МВД и МЧС, на территории которых располагается Ваш объект.

    Необходимо добавить, что контролировать выполнение требований на объекте имеют право члены комиссии (выше уже упоминался состав комиссии) один раз в год планово и дополнительно, сколько угодно раз в год внепланово по жалобам граждан или по устранению недостатков или повышении угроз террористического характера. Срок одной проверки не должен превышать 10 дней. По окончании проверки, комиссия будет направлять в адрес собственника выявленные замечания и предложения по совершенствованию мероприятий по безопасности в форме Акта……ну и конечно, потом опять проверять Ваши реакции на замечания. При саботировании собственником требований по технической укрепленности и замечаний комиссии, собственнику придется платить немалые штрафы и подвергаться санкциям, вплоть до приостановки деятельности объекта. В общем, приготовьте Ваши бумажники – платить придется. А вот за что платить – за совершенствование безопасности подрядным организациям или бесконечные взятки членам комиссии – это уже Ваш вопрос.

    Тем Читателям, которые потрудились дочитать статью до конца, я дам совет специалиста, который достаточно длительный срок трудится в области пожарной и охранной безопасности. Вы не можете не понимать, что и само по себе Постановление Правительства №272 и предъявляемые в нем требования возникли не на пустом месте. Все эти требования диктует политика – противодействие терактам в первую очередь именно в местах массового скопления людей, и конечно должностные лица относиться будут к исполнению документа очень серьезно, так как не захотят терять начальствующих кресел. По этому, паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей разрабатывать придется однозначно – до штрафа или после штрафа. Несмотря на то, что я писал о несложности заполнения документа, Вы должны понимать, что конкретные требования к Вашему объекту будут сформированы именно, исходя из информации, которую Вы внесете в паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Как известно, что написано пером, то не вырубишь топором. По этому – осторожнее с фразами, а то получите требования к «Форд-Ноксу» к Вашему небольшому продуктовому магазину. А еще лучше – поручите составить паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей специалисту, который на этом уже «собаку съел». Цена вопроса будет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от сложности объекта, но это сущие копейки по сравнению с суммами, которые специалист Вам сэкономит в результате своих трудов. Если возникнет вопрос, напишите на почту [email protected] , изложите пожелания, и мы постараемся Вам помочь. Превратить белое в черное и наоборот не обещаем (мы не занимаемся такими вещами), но творческий подход к решению проблемы – гарантируем.

    На этом статью «паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей» завершаю. Буду рад, если в данной статье Вы почерпнули для себя какую то полезную информацию. Копировать статью для размещения на иных ресурсах в интернете разрешаю только при условии сохранении всех ниже перечисленных ссылок на наш сайт, предлагаю Вам ознакомиться с другими статьями нашего блога по ссылкам:

    Режим работы световых оповещателей

    Два эвакуационных выхода из помещения торгового зала

    Пожарная сигнализация или пожаротушение на объекте?

    Системы автоматического пожаротушения – обзор вариантов

    Многоточечный пожарный извещатель

    – отключение вентиляции при пожаре

    Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

    Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

    Мы в Facеbook -

    «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» в «зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в многофункциональных высотных зданиях и зданиях-комплексах» необходимо применять кабельные изделия в исполнении нг(A)-HF.

    Поэтому, при выборе типа исполнения кабелей для электропроводок в здании, сооружении или отдельном помещении (так же и во многих других случаях) необходимо проверить, не имеет ли строящееся (реконструируемое) здание признаки массового пребывания людей.

    К сожалению, в различных нормативно-технических документах (НТД) используются различные, противоречащие друг другу определения зданий и помещений с массовым пребыванием людей. Например, в действующих в настоящее время НТД (январь 2017 года) имеем:

    Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» (действует с 01.09.2014г.), пункт Б.20 в Приложении Б:

    Б.20 : Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.).

    Свод правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (действует с 01.05.2009г.):

    3.71 помещение с массовым пребыванием людей : Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м 2 и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м 2 .

    Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ":
    5. В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных и складских объектах, а также на объектах, кроме жилых домов, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей , руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 113)

    То есть в Постановлении Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 имеется более «жесткое» требование, чем в приведенных выше сводах правил. В соответствие с этим документом при наличии на объекте 50 и более человек все здание отнесено к зданию с массовым пребыванием людей, не зависимо от его площади.

    В предыдущих Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС №313 от 18 июня 2003 года, (утратили силу 22.07.2012 на основании приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306)

    во втором абзаце пункта 16 было записано:

    «На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников».

    Это требование не было учтено при разработке многих нормативных документов, что привело к путанице в классификации зданий.

    В некоторых городах действуют свои правила классификации зданий и сооружений.

    Например, согласно Постановлению Правительства Москвы от 6 мая 2008 года N 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы» (с изменениями на 25 августа 2009 года), которое действовало с 06.05.2008 по 24.03.2016

    в пункте 3 Приложения к Постановлению было записано:

    «Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек».

    При столь широком диапазоне требований к классификации зданий сложно выбрать такие технические решения, которые устроили бы всех участников строительства и реконструкции зданий.

    Но, что бы исключить замечания к проекту электроустановки здания следует выбирать наиболее «жесткие» требования и относить к зданиям с массовым пребыванием людей такие здания, в которых может находиться 50 и более человек. При этом в пояснительной записке к проекту следует ссылаться на Постановление Правительства от 25 апреля 2012 г. N 390 "О ПРОТИВОПОЖАРНОМ РЕЖИМЕ", что бы исключить непонимание со стороны заказчиков и инстанций, согласующих проект электроустановки.

    Следует учитывать, что в Постановления Правительства очень часто вносятся изменения. Поэтому необходимо всегда использовать последнюю редакцию постановлений, сверяя тексты, в информационных системах Консультант плюс, КОДЕКС, ТЕХЭКСПЕРТ и других.

    Из стандарта было бы рационально убрать термин «с массовым пребыванием людей» и вместо него ввести количественные критерии, например, для применения кабелей в исполнении нг(A)-HF:

    Отдельные помещения в общественных, административных и производственных зданиях (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы, кассовые залы, залы ожидания и др.), в которых могут находиться 50 и более человек, если на каждого человека приходится менее 1 м 2 площади помещения;

    Производственные, общественные и административные здания (включая офисные), в которых может находиться 100 и более человек;

    Общественные здания и здания-комплексы высотой более 55 метров;

    Жилые здания высотой более 75 метров.

    Примечание. Высоту зданий определять в соответствие с пунктом 3.1 СП 1.13130.2009.

    В этом случае удалось бы избежать ошибок, вызванных неоднозначной трактовкой термина «с массовым пребыванием людей».

    К (Все статьи сайта)

    Об особенностях выбора и организации системы пожаротушения на различных объектах с массовым пребыванием людей рассказывают эксперты компаний: СКБ "Тензор", МГП "Спецавтоматика", ИЦПР "ЭФЭР" и ПО "Спецавтоматика"

    В чем особенность мест с массовым пребыванием людей как объектов, подлежащих оснащению системами пожаротушения?
    Какими нормативными документами следует пользоваться, выбирая установки пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей? Какие типы объектов накладывают особые ограничения на применение установок пожаротушения?
    Какие системы пожаротушения будут наиболее оптимальными для мест с массовым пребыванием людей - магазинов, ресторанов, банков, гостиниц?
    Какими требованиями следует руководствоваться, выбирая системы пожаротушения для социальных учреждений - больниц, школ, детских садов?
    Какие особенности культурных объектов - музеев, галерей, библиотек - стоит учитывать, выбирая систему пожаротушения?

    Ю.И.Горбань, генеральный директор
    ЗАО "Инженерный центр пожарной робототехники "ЭФЭР"

    Объекты с массовым пребыванием людей

    К объектам с массовым пребыванием людей относятся объекты, на которых возможно одновременное пребывание 50 человек и более, а к помещениям с массовым пребыванием людей - помещения площадью 50 кв. м и более с плотностью постоянно или временно находящихся в них людей более 1 человека на 1 кв. м. Высота помещений в зданиях с массовым пребыванием людей варьирует от 3 м и более.

    Наибольшее внимание для обеспечения защиты объектов с массовым пребыванием людей следует уделять возможности эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможности спасения людей. А следовательно, развитию систем раннего сообщения о пожаре и автоматического пожаротушения, оптимизации размещения пожарных частей или их отдельных постов и оптимизации движения пожарных автомобилей к месту пожара.

    Пожарные нормы

    Применение систем пожаротушения для защиты объектов (продукции) различного назначения в России в первую очередь регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Федеральным законом Российской Федерации от 12.07.2012 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в соответствии с которым были ужесточены требования к обеспечению пожарной безопасности социально значимых объектов.

    На основе ФЗ-123 разработаны различные общепринятые к проектированию нормативные документы (национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

    На объектах с массовым пребыванием людей, как правило, применяются водяные установки пожаротушения: спринклерные, дренчерные, установки пожаротушения тонкораспыленной водой (АУП-ТРВ) и роботизированные пожарные комплексы (РПК).

    Cогласно своду правил СП5.13130-2009, приложение А, необходимость в автоматической установке пожаротушения определяется в зависимости от назначения помещения и площади.

    В своде правил приведены также ограничения в использовании установок пожаротушения. Например, спринклерные установки следует проектировать для помещений высотой не более 20 м, за исключением установок, предназначенных для защиты конструктивных элементов покрытий зданий и сооружений (п. 5.22).

    Область применения автоматических установок пожаротушения значительно увеличилась благодаря роботизированным пожарным комплексам (АУП РПК), обеспечивающим широкие технические возможности, позволяющие применять их в тех зданиях, где традиционные спринклерные и дренчерные АУП малоэффективны или неприемлемы. К таким зданиям относятся высокопролетные спортивные и выставочные комплексы.

    Выставочные и спортивные комплексы, концертные залы, торговые комплексы

    Для защиты объектов и мест с массовым пребыванием людей, характеризующихся большими площадями и высотой, таких как выставочные и спортивные комплексы, крупные концертные залы, торговые комплексы, рекомендуется применение автоматических установок пожаротушения на базе РПК. Использование традиционных спринклерных и дренчерных установок пожаротушения для защиты такого рода объектов малоэффективно или совсем неприемлемо.

    Говоря о технических показателях систем, следует отметить значительные возможности РПК по защите больших площадей высокопролетных сооружений. С одной точки можно защищать площади от 5 до 15 тыс. кв. м при расходах от 20 до 60 л/с соответственно. Водоснабжение пожарных роботов осуществляется только по магистральной сети - без паутины распределительных сетей, характерных для спринклерных и дренчерных систем. Адресная доставка воды и пены происходит по воздуху по всей защищаемой зоне непосредственно на очаг загорания, а не на расчетную площадь, определенную проектом раз и навсегда. При этом соблюдается требуемая интенсивность орошения - за счет дозированной подачи. Точность подачи ОТВ гарантируется введением обратной связи по положению струи, которая осуществляется путем цифровой обработки видеосигнала при видеоконтроле. Такие технические возможности роботизированных систем позволяют гибко реагировать на различные сценарии развития пожара.

    Открытая установка пожарных роботов не всегда эстетически обоснована, кроме того, ввиду свободного доступа их можно вывести из строя. В таких случаях РПК комплектуются пожарными роботами типа IN BOX для установки в нише. Такое решение позволяет применять ствольную технику на объектах, к дизайну которых предъявляются повышенные требования. Особенностью ПР в исполнении "в нише" является то, что они имеют дополнительную степень подвижности. В режиме "Тревога" роботы выдвигаются из ниши, выходят на боевую позицию, осуществляют мониторинг, находят очаг загорания, производят автоматическое пожаротушение. В дежурном режиме пожарные роботы переходят в нишу, закрывая за собой проем.

    Такие системы должны найти широкое применение для противопожарной защиты спортивно-массовых и зрелищных комплексов и других мест массового пребывания людей.

    Коридоры в зданиях с массовым пребыванием людей являются основными горизонтальными коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями в пределах этажа, а также путями движения из помещений к лестницам.

    В реальных условиях пожара основными факторами, вызывающими потерю сознания или смерть людей, являются: прямой контакт с пламенем, высокая температура, недостаток кислорода, наличие в дыму окиси углерода и других токсичных веществ, механические воздействия. Наиболее опасны недостаток кислорода и наличие токсичных веществ, т.к. около 50 - 60% смертей при пожарах происходит от отравления и удушья.

    Опыт показывает, что в закрытых помещениях снижение концентрации кислорода в отдельных случаях возможно по истечении 1 - 2 мин с начала возникновения пожара.

    Особую опасность для жизни людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения различных веществ и материалов. Так, концентрация окиси углерода в дыме в количестве 0,05% является опасной для жизни людей.

    В некоторых случаях дымовые газы содержат сернистый газ, окислы азота, синильную кислоту и другие токсичные вещества, кратковременное воздействие которых на организм человека даже в небольших концентрациях (сернистый газ 0,05; окислы азота 0,025%; синильная кислота 0,2%) приводит к смертельному исходу.

    Чрезвычайно высока потенциальная опасность для жизни человека продуктов горения синтетических полимерных материалов.

    Опасные концентрации могут образоваться даже при термическом окислении и разрушении небольших количеств синтетических полимерных материалов.

    С учетом того, что синтетические полимерные материалы составляют в современных помещениях более 50% всех материалов, нетрудно заметить, какую опасность они представляют для людей в условиях пожара.

    Реальная угроза для жизни людей в зданиях повышенной этажности еще более возрастает. Как показали исследования и имевшие место пожары в зданиях повышенной этажности, продукты горения распространяются по этажам здания в течение 2-3 мин. В то же время для эвакуации людей из такого здания, даже при нормальных условиях, требуется не менее 10-15 мин, а то и более.

    Опасно для жизни людей также воздействие на них высокой температуры продуктов горения не только в горящем, но и в смежных с горящим помещениях. Превышение температуры нагретых газов над температурой человеческого тела в таких условиях приводит к тепловому удару. Уже при повышении температуры кожи человека до 42 - 46°С появляются болевые ощущения (жжение). Температура же окружающей среды 60-70°С является опасной для жизни человека, особенно при значительной влажности и вдыхании горячих газов, а при температуре выше 100°С происходит потеря сознания и через несколько минут наступает смерть.

    Не менее опасной, чем высокая температура, является воздействие теплового излучения на открытые поверхности тела человека. Так тепловое облучение интенсивностью 1,1-1,4 кВт/м2 вызывает у человека те же ощущения, что и температура 42-46°С.

    Еще большей опасности подвергаются люди при непосредственном воздействии пламени, например, когда огнем отрезаны пути спасения. В некоторых случаях скорость распространения пожара может оказаться настолько высокой, что застигнутого пожаром человека спасти очень трудно или невозможно без специальной защиты (орошение водой, защитная одежда). К серьезным последствия приводит и загорание одежды на человеке. Если своевременно не сбить пламя с одежды, то человек может получить ожоги, которые обычно вызывают смерть.

    Наконец, большой опасностью при пожаре является паника, представляющая собой внезапный, безотчетный, неудержимый страх, овладевающий массой людей. Она возникает от неожиданно появившейся опасности. Люди сразу ставятся перед лицом грозной стихии, сознание и воля подавляются впечатлением от пожара, невозможностью сразу же найти выход из создавшегося положения.

    Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.

    Способы спасания людей определяются в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи. Основными способами спасания людей являются: самостоятельный выход людей; вывод людей в сопровождении пожарных; вынос людей; спуск спасаемых с высоты.

    В большинстве случаев, заметив опасность, люди выходят из помещений еще до прибытия пожарных подразделений самостоятельно.

    Когда пути спасания задымлены или не известны спасаемым и, кроме того, состояние и возраст спасаемых вызывают сомнение в возможности самостоятельного выхода из опасной зоны (люди находятся в состоянии сильного нервного возбуждения или это дети, больные, престарелые), то организуют вывод спасаемых.

    По прибытии к месту вызова РТП должен немедленно установить связь с обслуживающим персоналом объекта и получить сведения о наличии людей в горящих и смежных с ними помещениях (иногда эти сведения поступают при приеме сообщения о пожаре), после чего провести тщательную разведку задымленных помещений.

    Разведка выясняет наличие опасности для жизни людей, их местонахождение и способность самостоятельно передвигаться; пути и способы спасания;

    последовательность проведения спасательных работ; возможность угрозы огня и дыма путям спасания; наличие сил и средств для спасания людей; наличие обслуживающего персонала, который можно привлечь к спасательным работам;

    меры, принятые для спасания до прибытия пожарных подразделений; определяет места для размещения спасенных людей (особенно в зимнее время).

    В зависимости от обстановки разведка может проводиться в нескольких направлениях.

    Проверку помещений проводят во всех случаях, ее прекращают только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей в горящем здании.

    На основании данных, полученных в ходе разведки пожара, РТП принимает решение и отдает необходимые распоряжения по спасанию людей. При этом возможны различные варианты действия подразделений:

    Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и имеется необходимость проведения спасательных работ, РТП обязан немедленно организовать спасание людей. При этом РТП должен лично возглавить спасательные работы, в то же время руководя тушением пожара;

    Если людям угрожает огонь и пути спасания отрезаны или могут быть отрезаны огнем, подача стволов для обеспечения спасания людей обязательна;

    Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и прямой угрозы для жизни людей нет, а РТП уверен, что пожар может быть быстро потушен введенными на путях распространения огня стволами, и при этом обеспечена безопасность для людей, действия подразделений направляются на предупреждение паники и одновременное тушение пожара;

    В случаях, когда сил и средств для одновременного проведения работ по тушению пожара и спасанию людей недостаточно, весь личный состав прибывших пожарных подразделений может быть направлен на спасательные работы с последующим тушением пожара. Подача стволов для обеспечения спасания людей в этом случае обязательна как в местах, где людям непосредственно угрожает огонь, так и для спасания, из мест где возможно распространение пожара.

    В практике работы подразделений пожарной охраны но спасанию людей в зависимости от обстановки на пожаре могут быть применены и другие варианты действий.

    Очередность спасания определяется не числом людей, а степенью опасности для их жизни. В первую очередь спасают людей из наиболее опасных мест. При одинаковой степени опасности сначала спасают детей, больных и престарелых.

    Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, РТП должен одновременно с развертыванием сил и средств вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия на пожар медицинского персонала первую помощь пострадавшим должен оказать личный состав пожарных подразделений.

    1. Определение высоты расположения нейтральной зоны

    При открытых нижних проемах, т.е. когда они являются приточно-вытяжными, расположение нейтральной зоны определяют по формуле:

    где: H пр - высота наибольшего проема, м;

    с в, с пг - плотность соответственно атмосферного воздуха и газообразных продуктов горения, кг/м 3

    Из таблицы (5) берем соответствующую температуру, плотность воздуха 1,453 кг/м3, плотность продуктов сгорания 0,748 кг/м3.

    2. Расчет параметров пожара на момент сообщения в пожарную охрану

    Линейная скорость распространения горения, V л (м/мин.)

    Административные здания 1,01,5

    Библиотеки, книгохранилища, архивохранилища 0,51,0

    При определении размеров возможного пожара линейную скорость распространения горения в первые 10 минут от начала возникновения пожара необходимо принимать половинной от табличного значения (0,5V л).

    Путь, пройденный огнем L, (м)

    если 1. 10 минут:

    L=0,5V л 1. [м]

    L=0,5Х16=3 . [м];

    Определение площади пожара S п, (м 2);

    S п =, [м 2 ],

    S п ==14,1 [м 2 ].

    Определение периметра пожара.Pп, (м)

    Р п = L + 2L [м];

    Р п = 3,14 3 + 2х3=15,4[м]

    Определение фронта пожара. Ф п, (м);

    Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 3 =9,42[м]

    V s = , [м 2 /мин.],

    V s = = 2,35[м 2 /мин.],

    V р = =2,56 [м/мин.]

    V ф = , [м/мин.]

    V ф = =1,57 [м/мин.]

    3. Определение параметров пожара на момент прибытия первого подразделения

    Определение времени прибытия первого подразделения.

    приб.1 = д.с. + сб. + сл.1 , [мин.]

    приб.1 =6 . +1 . +7=14 [мин.],

    L=5V л +V л (св - 1)[м]

    L=5х1+14 =9 [м]

    Определение площади пожара S п, (м 2);

    Форма пожара - полукруг 180 o:

    S п =, [м 2 ],

    S п == 127,17 [м 2 ].

    Р п = L + 2L [м];

    Р п = 3,14 9 + 2х9= 46,26 [м]

    Определение фронта пожара. Ф п, (м);

    Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 9 = 28,26 [м]

    Определение скорости роста площади пожара. Vs, (м2/мин.);

    V s = , [м 2 /мин.],

    V s = =9,08 [м 2 /мин.],

    Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

    V р = , [м/мин.] - при круговой и угловой форме площади пожара;

    V р = =3,3 [м/мин.]

    Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

    V ф = , [м/мин.]

    V ф = =2,01 [м/мин.]

    4. Определение параметров пожара на момент введения сил и средств первого подразделения

    Определение времени свободного развития горения.

    св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

    Определение пути, пройденного огнём.

    L=0,5Vл1+Vл (св.-10) [м]

    L=0,5110+1 (20 . -10)=15[м].

    Пожар дойдет до двух стен помещения и примет прямоугольную форму.

    Определение площади пожара S п, (м 2);

    S п = а b, [м 2 ]

    S п = 28 15=420 [м 2 ]

    Определение периметра пожара.P п, (м)

    Р п = 2(a+b) (м)

    Р п = 2(28+15)=86(м)

    Определение фронта пожара. Ф п, (м)

    Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

    V s = , [м 2 /мин.]

    V s = =21[м 2 /мин.]

    Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

    Vр = , [м/мин.]

    V р = =0,75 [м/мин.]

    Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

    V ф = , [м/мин.]

    V ф = =1,4[м/мин.]

    5. Расчет сил и средств для тушения пожара

    Определение площади тушения

    При b > n h

    Так как у нас b=28 метров, а тушение пожара может быть в 2 направлениях при глубине тушения 5 метров получается.

    b(28) > n(2) h(5)

    S т =2х15х5=150 [м 2 ] .

    Определение требуемого расхода воды на тушение пожара

    Требуемый расход огнетушащего средства на тушение пожара определяется по формуле:

    Qттр. = Пт Iтр.,

    П т - величина расчетного параметра тушения пожара;

    I тр. -требуемая интенсивность подачи огнетушащего средства.

    В соответствии с таблицей 8

    Административные здания:

    I - III степени огнестойкости 0,2 (л/м 2 с)

    Так как S т =150 [м 2 ] то получится:

    Q т тр. = П т I тр.

    Q т тр. = 150 м 2 0,2 (л/м 2 с)=30 л/с

    Определение требуемого расхода воды на защиту.

    Требуемый расход воды на защиту выше и нижерасположенных уровней объекта от того уровня, где произошел пожар, рассчитывается по формуле:

    Q защ тр. = S защ, [л/с]

    Q защ тр. = 420 0,05= 21 [л/с]

    0,25 I тр. туш. , [л/(с*м 2)]

    0,25 0,2=0,05[л/(с*м 2)]

    Определение общего расхода воды.

    Q тр. общ. = + . , [л/с]

    Q тр. общ. = 30 +21=51 [л/с].

    Определение требуемого количества стволов на тушение пожара.

    N т ств. ==9 ст Б

    Определение требуемого количества стволов на защиту объекта.

    6 стволов Б на защиту соседнего и вышерасположенного помещения

    Определение общего количества стволов на тушение пожара и защиту объекта.

    N ств. общ. = +

    N ств. общ. = 9 + 6=15 ств.Б

    Определение фактического расхода воды на тушение пожара.

    Q ств. , [л/с]

    9 3,7=33,3 [л/с].

    Определение фактического расхода воды на защиту объекта.

    Q ств. , [л/с]

    6 3,7=22,2 [л/с].

    Определение общего фактического расхода воды на тушение пожара и защиту объекта.

    Q ф общ. = + , [л/с]

    Q ф общ. =33,3 +22,2=55,5 , [л/с].

    Определение водоотдачи наружного противопожарного водопровода.

    Q т сети = 0,5 Q к сети, [л/с]

    Q т сети = 0,5 81=40,5 [л/с]

    Q к сети = ((D/25) V в) 2 [л/с]

    Q к сети = ((150/25) 1,5) 2 =81[л/с]

    Определение предельного расстояния подачи огнетушащих средств.

    L пред =, [м]

    L пред = =50 [м]

    Определение требуемого количества пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники.

    N авт. = 1,7=2

    Определение требуемой численности личного состава для тушения пожара.

    N л.с. общ =N лс туш. N ств. туш. + N лс защ.. + N п.б. + N м. + N л +N рез….. ,

    9 стволов "Б" или 4 ствола "А" и один ствол "Б" на тушение = 15 человек

    6 стволов "Б" или 3 ствола "А" на защиту вышележащего этажа и соседнего помещения - 9 человек

    На 8 постов безопасности = 8 человек.

    Так как у нас 8 работающих звеньев, следовательно, необходимо 2 резервных звена = 6 человек.

    Работа на разветвлении и контроль за рукавной системой = 4 человека

    Итого получается:

    15+9+8+6+4=42 человека

    Определение количества отделений.

    N отд. АЦ = общ

    N отд. АЦ = =11 отделений

    Вывод о достаточности сил и средств.

    Для нашего объекта, автоматический номер вызова 2, следовательно сил и средств для тушения для данного пожара должно хватить.

    6. Расчет параметров пожара по установленному расчетом сил и средств повышенному рангу пожара

    Определение параметров пожара на момент введения сил и средств вторым подразделением.

    Определение времени введения сил и средств вторым подразделением.

    вв.2. = св. +(сл.2 - сл.1) , [мин.]

    вв.2. =20 . +(12-7)=25 [мин.]

    св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

    св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

    Определение пути, пройденного огнём.

    L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (25- 20) = 5+10+2,5=17,5[м]

    Определение параметров пожара на момент введения сил и средств второго подразделения

    Определение площади пожара S п, (м 2);

    S п = а b, [м 2 ]

    S п = 17,5 28=490 [м 2 ]

    Определение периметра пожара.P п, (м)

    Р п = 2(a+b) (м)


    Р п = 2(28+17,5)=91(м)

    Определение фронта пожара. Фп, (м)

    Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

    V s = , [м 2 /мин.]

    V s = =19,6[м 2 /мин.]

    Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

    V р = , [м/мин.]

    V р = =0,7 [м/мин.]

    Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

    V ф = , [м/мин.]

    V ф = =1,12[м/мин.]

    Определение параметров пожара на момент локализации.

    Определение времени локализации.

    лок. = св. +(сл.3 - сл.1) , [мин.]

    лок. =20 . +(14-7)=27 [мин.]

    св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

    св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

    Определение пути, пройденного огнём.

    L=5V л +V л (св. - 10)+0,5V л (t расч. - t св.) [м]

    L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (27- 20 .) = 5+10+3,5=18,5[м]

    Определение параметров пожара на момент локализации

    Определение площади пожара S п, (м 2);

    S п = а b, [м 2 ]

    S п = 18 28=504 [м 2 ]

    Определение периметра пожара.P п, (м)

    Р п = 2(a+b) (м)

    Р п = 2(28+18)=92(м)

    Определение фронта пожара. Ф п, (м)

    7. Организация тушения возможного пожара первым РТП

    Время от начала

    развития пожара, мин

    Возможная обстановка пожара

    Введено стволов на тушение и защиту

    Распоряжения РТП

    Загорание в сельской библиотеке

    Прибытие ПЧ-2 на двух АЦ-40

    Прибытие РТП-1

    Доклад РТП-1 на ЦППС:

    Прибыл к месту вызова, по внешним признакам идет дым из окон библиотеки. Дальнейшая разведка.

    РТП-1 - КО-1:

    установить АЦ к зданию, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для проведения разведки.

    РТП-1 - КО-2:

    установить АЦ на ПВ, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для тушения пожара.

    Прибытие ПЧ-5 на АЦ-40 и АНР-40

    РТП-1 - НК:

    Подготовить 2 звена ГДЗС, подать 2 ствола "А" на тушение пожара. АЦ на ПГ-12, запитать 2-ое отделение

    Подано два ствола "A" звеньями ГДЗС

    Доклад РТП-1 на ЦППС:

    Разведка проведена, эвакуировано 2 человека, требуется оказание мед. помощи.

    Требуется дополнительное привлечение сил и средств по Вызову №2

    Электроэнергия отключена, подано 2 ствола "А" звеньями ГДЗС.

    Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС

    Доклад РТП-1 на ЦППС:

    Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС,

    создан КПП ГДЗС

    Прибытие СПТ S п =504 м 2

    Доклад РТП-1 оперативному дежурному СПТ(РТП-2):

    В результате теплового проявления токов КЗ произошло возгорание в библиотеке. Эвакуировано 2 человека.

    Установлено 2 АЦ-40 на ПГ-5,6.

    Производится тушение пожара 4 звеньями ГДЗС на площади около 500 м 2


    Главная / Прокуратура разъясняет / Правовое просвещение

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, а также формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий).

    Под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на другом объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

    В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются категории мест массового пребывания людей:

    Перечень таких мест в пределах территорий субъектов Федерации или муниципальных образований определяется соответственно региональными или местными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России, МВД России и МЧС России.

    В зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности.

    Все места массового пребывания людей независимо от категории оборудуются системами видеонаблюдения, оповещения и управления эвакуацией, освещения.

    В целях поддержания правопорядка в таких местах организуется их физическая охрана.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1629-р (ред. от 4 марта 2015 года) утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией.

    Все о пожарной безопасности 0-1.ru

    СПРАВОЧНИК ОБСУЖДЕНИЯ СТАТЬИ ЗАКОНЫ МАГАЗИН ЦЕНЫ ПОИСК
    Классификатор темы:
    последняя В обсужденнии 0 реплик
    Граждане форумчане! Кто-нибудь знает, что относится к "зданиям и сооружениям с массовым пребыванием людей"? Где есть определение этого понятия. Нужен документ, а не простые умозаключения.
    ППБ 01 п.43
    ППБ 01-03
    п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек — зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
    СП 5.13130.2009
    3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.

    СНиП 2.04.05-91*
    Помещение с массовым пребыванием людей — помещение (залы и фойе театров, кинотеат-ров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 * помещения площадью 50 * и более.

    проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести:
    Приложение 5
    Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием лю-дей.
    1. Помещения
    -Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
    -залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
    -залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
    -закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства при-нимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
    -торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площа-дью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
    -залы дискотек, танцполы клубов;
    -обеденные залы на 100 посадочных мест и более.
    2. Здания и сооружения:
    -здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
    -здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
    -школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
    -станции метрополитена;

    -гостиницы на 50 мест и более;
    -стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
    -амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более;
    -банные комплексы на 50 чел. и более;
    -фитнес-центры на 100 чел. и более.

    Спасибо, Andorra1 ®!

    Новые Требования к Антитеррористической Защищенности Мест Массового Пребывания Людей!

    Я так поняла, что любое здание и сооружение, в котором есть помещение, в котором собирается более 50 человек, попадает под эту формулировку. Таким образом, общежитие, гостиница, пансионат и т.п. здания, где нет больших залов под эту формулировку не попадают?

    Ув.mmargo ®

    Не совсем так, — мне видится, что если в есть в здании ПОМЕЩЕНИЕ рассчитанное на одновременное пребывание 50 человек, то здание попадает в категорию зданий “ с массовым пребыванием людей”

    По П Р О Е К Т У НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»:
    Обратите внимание, в проекте НПБ, ГОСТИННИЦА будет зданием с массовым пребыванием людей, если в ней 50 мест, а не только будет иметь вывеску “Гостиница” , то же относится к больницам (50 коек);

    А вот Н Е К О Т О Р Ы Е здания по определению попадают в категорию зданий с массовым пребыванием людей:
    -пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
    -станции метрополитена;
    -здания культовых учреждений;
    -здания выставочных комплексов и художественных галерей;
    -здания музеев федерального подчинения;

    Но это только П Р О Е К Т НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ», так сказать для ассоциации по аналогии…
    Наверное, кто то сейчас предложит что то более, радикальное..

    Ув.Волжанин ®

    спасибо за документ!