Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Органы государственной власти субъектов рф. Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды

    Органы государственной власти субъектов рф. Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды

    РФ как государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государственной власти являются одним из каналов, через который народ согласно Конституции (ст.3) осуществляет свою власть (кроме того, существуют органы самоуправления не входящие в систему государственной власти).

    Органы государственной власти имеют следующие характерные черты:

    1. Каждый из этих органов наделен определенными государственно-властными полномочиями, которые выражаются в компетенции государственных органов (под компетентностью понимают совокупность предметов их ведения и полномочий ). Компетенция органов государственной власти определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами РФ и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и др. нормативно-правовыми актами.

    2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции и федеральных законов происходят выборы Государственной Думы.

    3. Каждый государственный орган уполномочивается государством выполнять определенные задачи и функции. Так Президент РФ согласно Конституции является гарантом К, прав и свобод человека , суверенитета страны (ст.80). Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (ст.110).

    4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Так, порядок деятельности правительства РФ установлен федеральным конституционным законом.

    5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст.5)

    В единую систему государственных органов согласно К входят органы гос власти РФ и ее субъектов. Единство системы гос власти РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти ее субъектов. Единство проявляется в тесной взаимосвязи всех органов гос власти и тесная организационно-правовая связь.

    Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть:

    1. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации) — это Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов (народные собрания, государственные собрания, верховные советы и т.д.). Основной особенностью их является то, что они избираются непосредственно народом (т.е. являются представительными органами). Решения законодательных органов являются обязательными к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также нижестоящими органами государственной власти и местного самоуправления. Их функции, прежде всего — правотворчество, создание правовой базы.


    2. Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган исполнительной власти — правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов — президенты и главы администрации субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов государственной власти, возглавляемую Правительством РФ.

    Для органов исполнительной власти характерно, что они либо назначаются соответствующими руководителями исполнительных органов, либо избираются. Например, глава Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, Глава Республики Мордовия избирается народом и назначает Председателя правительства Мордовии с согласия Государственного Собрания Республики Мордовии. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов федерации . По характеру полномочий они подразделяются на органы общей компетенции (ведающие многими отраслями исполнительной деятельности), и органы специальной компетенции (ведающими отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности).

    К первым относятся правительство РФ и правительства субъектов, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов (например, министерство финансов РФ, министерство финансов Мордовии). Органы исполнительной власти специальной компетенции могут подразделяться на органы отраслевые (руководящие отраслями, например — министерство культуры) и органы межотраслевого управления (например, государственные комитеты).

    3. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ , Верховный Суд РФ , Высший арбитражный Суд РФ , другие федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ.

    Особую группу государственных органов, не относящихся к вышеперечисленным, составляют органы прокуратуры . Они осуществляют надзор за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан и т.д. Генеральный Прокурор согласно К назначается Президентом с согласия Совета Федерации.

    Теперь подробнее об органах всех ветвей власти:

    1. Конституция РФ устанавливает принципы организации законодательной власти на федеральном уровне. Законодательным органом на этом уровне является Федеральное Собрание — парламент РФ. Структура его состоит из двух палаты. Хотя Конституция не оперирует понятиями "верхняя" и "нижняя" палаты, но можно заключить, что верхней палатой является Совет Федерации, а нижняя — Государственная Дума. Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации и состоит из глав исполнительной и законодательной власти субъектов.

    Государственная Дума является — основной законодательный орган страны (но не единственный, в субъектах действуют свои законодательные органы). Законы, принятые Думой предаются на одобрение в Совет Федерации и на подпись Президента. Хотя Конституция провозгласила формальное равноправие органов государственной власти субъектов Федерации, но их законодательные полномочия различаются. Это проявляется в наличие различных по правовому статусу субъектов: статус республик определяется Конституцией РФ и Конституцией самих республик; а статус иных субъектов — Конституцией РФ и уставами, принимаемыми субъектами самостоятельно.

    Кроме того, имеются не равнозначные договоры федерального Центра с различными субъектами Федерации. Анализ конституций, например, Башкортостана, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Татарстан, Степного уложения Республики Калмыкия, уставов Иркутской области и Краснодарского края, показывают, что эти акты отличаются в части регламентации правового статуса законодательных органов, их компетенции и взаимоотношений с другими органами власти субъектов. Различаются и названия законодательных органов: Народный хурал (Бурятия, Калмыкия), Народное Собрание (Ингушетия), Государственное Собрание (Башкортостан), Законодательное Собрание (Карелия), Верховный Совет (Татарстан).

    2. Действия исполнительной власти многоплановы, они направлены и на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Но не предполагают непосредственное вмешательство государственных органов в производственную или финансовую деятельность, протекающую в рамках закона.

    Реализуется исполнительная власть через:

    Нормативное регулирование путем установления общих правил (например, налогового законодательства),

    Путем его оперативной корректировки в соответствие с реальными задачами (например, ставки налогов могут корректироваться путем изменения законов),

    Контроль за исполнением правовых норм, регулирующих отношения в этой сфере (например, контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляет ЦБ РФ),

    Государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений,

    Координацию и общее направление их деятельности,

    Содействие ее успешному осуществлению,

    Определение приоритетов (например, в сфере производства на каком-то этапе становится приоритетным производство продуктов питания или средств производства),

    Государственные контракты (например, аэрокосмическая промышленность развивается через государственные контракты),

    Регистрацию (все коммерческие и производственные организации, как и остальные, подлежат регистрации в органах исполнительной власти на уровне РФ или ее субъектов или органов местного самоуправления),

    Лицензирование (для осуществления многих видов деятельности необходимо иметь лицензию, например на производство или торговлю медикаментами).

    Являясь органами, обшей компетенции Президент, Правительство РФ и исполнительные органы субъектов, выполняют задачи, функции и полномочия по руководству экономикой, социально-культурной и иной деятельности в территориальном, межотраслевом и отраслевом аспектах. Президент РФ, соблюдая Конституцию и федеральные законы вправе решать различные вопросы по организации и управлению в различных сферах деятельности. И хотя его полномочия неконкретизированы в этой области, на практике он издает правовые акты по самым разнообразным вопросам.

    В отличие от законодательной и судебной власти, органы которых работают в автономном режиме, подчиняясь только закону, исполнительная власть на разных уровнях работает "в системе". То есть с определенной административной субординацией и последовательностью принятия решений, что позволяет осуществлять управленческие функции и проводить в жизнь принимаемые решения.

    3. Если законодательная и исполнительная власти возлагаются Конституцией на определенные органы власти, то судебная власть возложена на всю совокупность судебных органов от самых низовых (районных судов) до верховных. Роль судебной власти заключается в обеспечении господства права. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Существует конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство. Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов федерации.

    Органы правосудия образуют единую судебную систему РФ. Все судебные органы в регионах подчиняются соответствующим федеральным органам. Даже финансирование судов всех уровней осуществляется только из федерального бюджета. Но в отличие от исполнительной власти, органы судебной власти в сфере осуществления правосудия работают в автономном режиме, подчиняясь только закону. В соответствии с Конституцией судьи несменяемы.

    По своему статусу к федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно ст.5 Конституции РФ свое законодательство имеют: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. На этом уровне возможно образование так называемых местных судов, которые руководствуются не только федеральными законами, но и региональными. Возможны мировые и окружные суды, действующие в качестве судов первой инстанции.

    В переходный период пока сохраняется ныне действующая судебная система: Верховный Суд РФ, Верховные суды республик в составе Федерации, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Все они, кроме военных судов относятся к судам общей юрисдикции. Конституцией запрещено образование чрезвычайных судов, т.е. никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, в ведение которого оно отнесено законом.

    По Конституции РФ 1993 г. государственная власть в современной России разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти разделяется на федеральный, региональный и местный уровни.

    Глава государства – Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, целостности РФ. Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти, что позволяет реализовать механизм «сдержек и противовесов» властей. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в ней не менее 10 лет. Максимальное время пребывания в должности президента – не больше двух сроков подряд.

    Функции Президента России довольно обширны. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; подписывает и обнародует федеральные законы; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; решает другие вопросы.

    Высшим органом законодательной и представительной власти Российской Федерации является парламент - Федеральное Собрание РФ. Оно осуществляет, разрабатывает и принимает законы, рассматривает и решает важнейшие государственные вопросы и имеет право контроля за деятельностью государственного аппарата. Федеральное Собрание состоит из двух палат: нижней палаты - Государственной Думы, верхней - Совета Федерации.

    Государственная дума РФ состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет по пропорциональной системе. По Конституции РФ Госдума дает согласие Президенту на назначение Председателя правительства и решает вопрос о доверии правительству. Но это формально. Если она три раза подряд отклонит кандидатуру на должность Председателя правительства, то Президент распустит Государственную Думу. Если Госдума повторно выразит недоверие правительству в течение трех месяцев, Президент принимает решение либо об отставке правительства, либо о роспуске нижней палаты.

    Совет Федерации РФ формируется путем делегирования по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти (в целом это 166 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с назначением на должность судей Конституционного Суда (19 судей), Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора и другие. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета обе палаты Федерального собрания образуют Счетную палату.

    Система исполнительной власти включает Правительство РФ , состоящее из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы. Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает реализацию социально-экономических программ и др.

    Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

    На региональном уровне также существует разделение властей на три ветви. По Конституции РФ система органов региональной исполнительной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно.

    Законодательные органы субъектов в пределах своей компетенции обсуждают и принимают решения по вопросам развития данной территории, осуществляют контроль за работой исполнительных органов.

    Государственные органы в РФ составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративными устройством России, ее государственной целостностью (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. 3 и 32 Конституции РФ). Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

    Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органы законодательной власти (представительные органы государственной власти); органы исполнительной власти; органы судебной власти.

    4) представляет страну в международных переговорах и под-писывает от имени страны международные договоры;

    5) подписывает и обнародует федеральные законы.

    При этом Президент обладает правом отлагательного вето, то есть правом не подписывать закон, который в таком случае не вступает в силу. Вето определено как отлагательное потому, что может быть преодолено либо переголосованием квалифицированным большинством в Палатах Парламента, либо путем создания согласительной комиссии для устранения противоре-чий. В любом случае закон не вступает в силу до тех пор, пока его не подпишет Президент. Кроме того, Президент обладает правом законодательной инициативы — может вносить в Государственную Думу законопроекты;

    6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум ;

    7) может распустить Государственную Думу согласно положениям статей 111, 117 Конституции РФ.

    Анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет сделать вывод об очень больших полномочиях Президента РФ. Конституция фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание (Парламент) является высшим представительным законодательным органом государственной власти Российской Федерации. Статья 95 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, Президент РТ и Председатель Госсовета РТ). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

    Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

    Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс 1 голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством—двумя третями голосов депутатов.

    Повседневная работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым, закон должен пройти не менее двух чтений.

    Помимо законодательной работы, Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета.

    В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

    Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т. п. (статья 106 Конституции РФ) обязательны к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает так же, как и Президент, правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

    Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной ко-миссии, после чего законопроект вновь ставится на голосование в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых является правом, а не обязанностью Совета.

    Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

    Система органов государственной власти - это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

    Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

    § единство системы;

    § разделение властей;

    § демократизм.

    Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

    По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

    По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

    По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

    По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

    По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

    По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

    В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

    Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

    По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

    Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

    Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

    Наделены государственно-властными полномочиями;

    Об­разуются и действуют в установленном государством порядке;

    Уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

    Являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

    В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис­темы государственных органов Российской Федерации.

    Президент , согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной вла­сти, с органами которой он связан наиболее тесно.

    Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо­дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются не­посредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему предста­вительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти делятся на федеральные и региональные (субъек­тов Федерации).

    К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов ис­полнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами админист­раций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядитель­ный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

    Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие феде­ральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видо­вой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства.

    Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла­сти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации , согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Ос­новной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федераль­ными министерствами и ведомствами, представительными (законо­дательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

    Кроме названных органов в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомога­тельные, совещательные и иного рода функции, которые опреде­ляются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.

    55. Совет Безопасности: состав, порядок деятельности, компетенция

    Статья 13. Совет Безопасности

    1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

    2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.

    3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

    4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

    Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности

    1. Основными задачами Совета Безопасности являются:

    1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности;

    2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

    3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

    4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации:

    а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

    б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

    в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

    5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности;

    6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

    2. Основными функциями Совета Безопасности являются:

    1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

    2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

    3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

    4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

    5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

    6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

    7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

    8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

    3. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 15. Состав Совета Безопасности

    1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

    2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

    3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.

    4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

    5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

    Статья 16. Секретарь Совета Безопасности

    1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

    2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.

    3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

    Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности

    1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

    2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

    Статья 18. Решения Совета Безопасности

    1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

    2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

    3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

    4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

    56. Совет Федерации: состав, структура, компетенция

    Правовое регулирование

    ФЗ «О порядке формирования СФ РФ»

    ФЗ «О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ»

    Регламент СФ

    Состав Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

    ФЗ «О порядке формирования СФ» устанавливает порядок формирования дополнительно к нормам КРФ:

    · членом СФ может быть избран или назначен гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание

    · возрастной ценз: правом быть избранным или назначенным обладает гражданин, достигший 30 лет

    Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

    Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

    Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

    Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

    Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

    Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

    Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

    Признаки органа государственной власти

    Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

    1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

    2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

    3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

    4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

    5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

    Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

    В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

    На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

    Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

    Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

    Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

    Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

    Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

    Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

    В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

    В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

    • через них народ осуществляет свою власть;
    • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
    • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
    • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

    Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

    Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

    В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

    В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

    Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

    В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

    Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

    Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

    Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

    Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

    Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

    Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

    Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

    Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

    К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

    Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).