Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Основные виды юридической профессии. Основные типы правопонимания

    Основные виды юридической профессии. Основные типы правопонимания

    Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившая тенденция привлечения к работе указанных органов специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права и юристов в жизни общества.

    В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

    Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

    Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

    Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.

    При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.

    К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

    • 1. универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),
    • 2. организаторский характер прокурорской деятельности;
    • 3. искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);
    • 4. принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

    Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.

    Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо избираемый населением соответствующего судебного участка. Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Социальная роль и правовой статус судьи характеризуется рядом особенностей.

    Судья судов общей юрисдикции выполняет важные функции по осуществлению правосудия.

    Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

    Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

    Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью, быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.

    Следователь - должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

    Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством. Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.

    К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию.

    Нотариус - лицо, совершающее нотариальные действия, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

    К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.

    Юрисконсульт - работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, состоящих в должности начальника юридического отдела, главного юрисконсульта, юрисконсульта.

    Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности.

    На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством, дача заключений по правовым вопросам, составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами и их визирование; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции или оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.

    Требования, предъявляемые к юрисконсульту, работнику юридической службы, сводятся к следующему: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать претензионную работу.

    Деятельность юристов в органах внутренних дел, исходя из задач и функций ОВД, носит правоохранительный характер. В связи с этим их успешное выполнение зависит от участия в реализации этих задач и функций юристов.

    Согласно действующему законодательству, следователи органов внутренних дел, также как и следователи других органов, должны иметь высшее юридическое образование. Большинство сотрудников аппаратов ОВД и служб также должны иметь профессиональную юридическую подготовку. К ним относятся сотрудники оперативно-розыскных служб, сотрудники административных служб (ППС, профилактики, участковых уполномоченных милиции, охраны, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и др.).

    Выпускники высших образовательных учреждений юридического профиля назначаются, как правило, на первичные должности оперативного сотрудника, следователя, участкового уполномоченного милиции и др., замещаемые лицами начальствующего состава в соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел.


    Министерство внутренних дел Российской Федерации

    Белгородский юридический институт

    Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

    Дисциплина: Введение в специальность

    Реферат

    На Тему: «Виды юридической работы и юридические специальности»

    Подготовил:

    Курсант 144 взвода

    Рядовой милиции

    Красный А.Н.

    Проверил:Преподаватеть кафедры

    капитан милиции

    Хабатов В.А.

    Белгород 2008

    Примерное распределение времени:

    Введение

    Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Для того, чтобы отвечать этим высоким требованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность, связанную с прохождением службы в органах внутренних дел, должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества. Для того, чтобы быть квалифицированным юристом, надо много знать, обладать обширными знаниями и опытом правовой работы. В силу характера своей профессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокими юридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой. Профессии юриста присущи общие черты, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К таким чертам относятся: гуманизм и справедливость, государственный характер, психолого-педагогическая направленность, творческий исследовательский характер, самостоятельность и независимость в принятии решений, организаторский характер и т.д.

    1. Основные черты юридической профессии

    Деятельность юриста характеризуется множественностью социальных связей, повседневным непосредственным разрешением жизненных ситуаций, возникающих во всех сферах жизнедеятельности людей: в быту, семье, труде, экономике, сфере культуры, социального обеспечения и т.д. И нет ничего более непрофессионального для юриста, чем проявление безразличия, равнодушия к судьбе человека. Юридическая профессия требует от личности объективности, обладания чувством справедливости и сострадания, личной безупречности.

    Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретный жизненный случай под конкретную норму, то есть под общее правило, предписывающее вид и меру возможного или должного поведения. Для чего от юриста требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция

    Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом.

    Государственный характер юридической профессии.

    Служебная деятельность юриста носит государственный характер. Она связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном аппарате, состоят на государственной службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относится к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательства.

    Психолого-педагогическая направленность профессии юриста.

    Работа юриста связана с поведением людей в сфере регулируемых правом отношений. Ему приходится соприкасаться с весьма интимными взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться в духовных мир человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей - юридической психологии. Юридическая работа не может успешно вестись без знания психологии преступного поведения и личности преступника, судебной психологии, связанной с судопроизводством, исправительной психологии и педагогики, психологии лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, т.е. без профессиональной психологической подготовки. Кроме того, от юриста-руководителя, а в этой роли юристы выступают довольно часто, требуется знание основ управленческой психологии и педагогики.

    От юриста-сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений. Он должен обладать способностью противостоять негативному влиянию среды правонарушителей, с которыми в связи с выполнением служебных обязанностей сталкивается сотрудник, убежденностью к необходимости вести борьбу с преступностью и иными правонарушениями, а также нарушениями общечеловеческих норм морали.

    Творческий, исследовательский характер профессии юриста .

    Он выражается в творческом применении правовых и иных знаний, в умении и способности самостоятельно, с учетом всех обстоятельств разбираться в сложных жизненных ситуациях, находить истину, объективно оценивать факты и явления, делать правильные выводы и принимать в пределах закона наиболее оптимальные решения. Для этого от юриста требуется широта взглядов, пытливость ума, мудрость и рассудительность. Расследование и раскрытие преступлений, разрешение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, анализ информации, производство выводов и заключений, воссоздание событий, имевших место в прошлом, и т.п. носят характер исследовательской работы. В связи с этим, чем меньше шаблонности в работе юриста, тем более вероятно принятие объективных решений, успех в правоохранительной и иной юридической работе.

    Разумеется, творческий подход к разрешению жизненных ситуаций должен осуществляться в рамках права. Творческое действие не должно выходить за пределы закона.

    Вместе с тем, закон не только представляет юристу право, но и обязывает его в установленных законом пределах принимать наиболее целесообразные решения по своему усмотрению. От практической целесообразности, от выбора оптимального варианта решения во многом зависит эффективность реализации норм права, законность и справедливость применяемого решения. Целесообразность означает, что юрист обязан максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия своеобразия создавшегося положения и т.п. Усмотрение в работе юриста может, в частности, выражаться в предоставлении ему права принимать решение на основе свободного выбора одного из нескольких, равнозначных с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных правовой нормой. Например, одинаково будет соответствовать требованию законности любая из мер воздействия, примененная судьей к виновному лицу (за мелкое хулиганство) - штраф, административный арест. Это право предоставлено судье, который выбирает с учетом обстоятельств дела, личности правонарушения один из нескольких возможных вариантов. Поэтому творческий, исследовательский характер юридической работы, использование в ней достижений науки и техники при строгом соблюдении требований закона составляют одну из основных черт юридической профессии.

    Самостоятельность и независимость в принятии решений .

    Творческий характер профессии юриста неразрывно связан с самостоятельностью и независимостью в принятии решений. В какой бы должности не работал юрист, он, прежде всего, является правоведом и должен руководствоваться нормами права, разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь своей совестью и правосознанием. На защите независимости юриста стоит закон. Так, следователь обладает процессуальной независимостью, судьи независимы и подчиняются только закону.

    Разумеется, мера самостоятельности зависит от вида работы и занимаемой юристом должности. Самостоятельность выражается, прежде всего, в оценке ситуации и в применении права, подчинении юриста закону. Эта черта профессии нередко требует от юриста мужества и стойкости, чтобы не поддаться давлению со стороны. Юрист не может даже при нахождении в служебном подчинении действовать вопреки закону. Самостоятельность как черта профессии юриста органически связана с его ответственностью. Юрист всецело несет ответственность перед законом за свои действия и принимаемые им решения.

    Организаторский характер работы юриста.

    Юрист по роду своей деятельности выступает в той или иной степени в качестве организатора, руководителя по реализации правовых норм, лица, воздействующего на поведение людей в целях соблюдения и исполнения ими законов. Юридическая работа - это работа, связанная с людьми. Она требует установления контактов и взаимосвязей между разными органами, учреждениями, объединениями граждан. Кроме того, многие юридические должности в силу своего правового статуса относятся к числу руководящих, например, прокурор района, председатель районного суда, заведующий юридическим отделом предприятия, другие юристы-руководители, возглавляющие коллективы.

    К юристу-руководителю в полной мере относится требования, предъявляемые к руководителю - умение разбираться в людях, организаторское чутье, практический опыт, распорядительность, общительность, способность привлекать к себе людей, сильная воля, профессиональный и моральный авторитет, умелый подход к подчиненным, знания основ науки управления и научной организации управленческого труда.

    Юрист-сотрудник органов внутренних дел также должен обладать организаторскими навыками, постоянно стремиться к новому, обладать умением оказывать положительное воздействие на людей, высокой работоспособностью, уметь действовать четко и решительно в нетипичных экстремальных ситуациях, обладать способностью переключаться с одного вида работы на другой.

    Формализованность.

    Работе юриста присуща черта формализованности. Кроме познавательной деятельности работе юриста присуща и удостоверительная деятельность. Юрист имеет дело с достоверными фактами и нормами права, реализует право в порядке, установленном процессуальным законодательством. В этом смысле профессии юриста, в известной степени присущ формализованный характер. В своей работе он опирается на точные зафиксированные данные. Предметом его труда служит информация, собранная и закрепленная в установленном порядке в документах. Точность, нередко требует от юриста собственноручной фиксации и удостоверения имевших место фактов, совершенных действий и принятых решений. Этим объясняется то обстоятельство, что в профессии юриста значительно место занимает удостоверительная (канцелярская) работа, которая не очень привлекательна, но совершенно необходима.

    Рассмотренные выше общие черты отличают юридическую профессию от других профессий интеллектуального труда, они сопряжены с квалификационными требованиями к профессии юриста.

    2. Виды юридической работы и юридические специальности

    Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившая тенденция привлечения к работе указанных органов специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права и юристов в жизни общества.

    В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

    Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

    Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

    Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.

    При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.

    К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

    Универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),

    Организаторский характер прокурорской деятельности;

    Искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);

    Принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

    Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.

    Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо избираемый населением соответствующего судебного участка. Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Социальная роль и правовой статус судьи характеризуется рядом особенностей.

    Судья судов общей юрисдикции выполняет важные функции по осуществлению правосудия.

    Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

    Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. Указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельностью, своевременно отвечать на их представления и запросы.

    Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью, быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.

    Судья арбитражного суда - должностное лицо, разрешающее в основном экономические споры. Он руководит рассмотрением экономического или иного спора, связанного с хозяйственной деятельностью, принимает решения по делу, обеспечивает защиту прав и законных интересов сторон. Он обязан выявлять нарушения законности, государственной и договорной дисциплины, недостатки в экономической деятельности и принимать меры к их устранению и предупреждению. Рассмотрение споров построено на принципе арбитрирования, то есть на началах согласования, на учете интересов сторон. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности арбитров по разрешению споров не допускается. Решения судьи обязательны для исполнения.

    Глубокое знание законодательства, действующего в сфере экономики, специфики соответствующей отрасли хозяйства, социально-культурного строительства, умение руководить арбитрированием, вести заседания арбитражного суда, находить и принимать обоснованные и законные решения - таковы требования к судье арбитражного суда.

    Следователь - должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

    Для выполнения своих функциональных обязанностей следователь наделен соответствующими правами, он обладает процессуальной независимостью и самостоятельностью. Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явок обвиняемых, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе требовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных и розыскных действий, поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне территории своей подследственности.

    Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.

    Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством. Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.

    К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию.

    Нотариус - лицо, совершающее нотариальные действия, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

    Работа нотариуса носит специализированный характер и требует от него обладания глубокими знаниями гражданского, семейного и других отраслей права, правил, методов и приемов нотариальной работы, научных достижений криминалистики, касающихся выявления подделки документов и т.п. К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.

    Юрисконсульт - работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, состоящих в должности начальника юридического отдела, главного юрисконсульта, юрисконсульта.

    Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности.

    На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством, дача заключений по правовым вопросам, составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами и их визирование; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции или оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.

    Требования, предъявляемые к юрисконсульту, работнику юридической службы, сводятся к следующему: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать претензионную работу.

    Деятельность юристов в органах внутренних дел, исходя из задач и функций ОВД, носит правоохранительный характер. В связи с этим их успешное выполнение зависит от участия в реализации этих задач и функций юристов.

    Согласно действующему законодательству, следователи органов внутренних дел, также как и следователи других органов, должны иметь высшее юридическое образование. Большинство сотрудников аппаратов ОВД и служб также должны иметь профессиональную юридическую подготовку. К ним относятся сотрудники оперативно-розыскных служб, сотрудники административных служб (ППС, профилактики, участковых уполномоченных милиции, охраны, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и др.).

    Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения, что также требует от них юридической подготовки.

    Выпускники высших образовательных учреждений юридического профиля назначаются, как правило, на первичные должности оперативного сотрудника, следователя, участкового уполномоченного милиции и др., замещаемые лицами начальствующего состава в соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел.

    3. Личностные и квалификационные требования к

    профессии юриста (следственная специализация)

    Юрист должен обладать необходимым комплексом личностных качеств и объемом профессиональных знаний, умений и навыков. Юрист должен иметь личностные качества, которые соответствуют той важной социальной роли, для выполнения которой он предназначен. К таким личностным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственность за исполнение своих обязанностей, принципиальность и независимость в принимаемых решениях, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая нравственность, профессиональная этика, личная безупречность, общительность (коммуникабельность).

    К юристам, сотрудникам органов внутренних дел, кроме того, предъявляются повышенные требования по состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы.

    Недооценка личностных качеств при выборе юридической профессии ведет к осложнениям и трудностям в правовой работе, непригодности лица для работы в правоохранительных органах.

    К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политики, знаниями действующего законодательства, умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности, владение практическими навыками по специальности. Юрист также должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, знать и умело применять методы управления, воздействия на людей, уметь вести правовую пропаганду и воспитательную работу среди населения, владеть методами научной организации труда, постоянно повышать свою квалификацию, уметь работать в условиях развития рыночных отношений.

    Юрист должен знать основы философии, экономических и политических учений, психологии, научной организации управления и труда в объеме, необходимом для квалификационного выполнения юридической работы, применения правовых норм, укрепления законности и правопорядка, реализации правоохранительных функций. Необходимым предварительным условием успешного изучения конкретных отраслевых наук является знание общеюридических наук: теории государства и права, истории государства и права.

    Профессия юриста требует знания содержания отраслевых юридических наук, к которым относятся: конституционное право, административное право, гражданское право, семейное право, международное право и другие отрасли права. От юриста требуется знание отраслей права и законодательства, Конституции РФ, уставов субъектов Федераций, директивных документов высших органов государственной представительной и исполнительной власти по вопросам укрепления законности, правопорядка, совершенствования управления действующего законодательства и практики его применения.

    Обязательным требованием к профессии юриста является знание политической системы, действующей в нашем обществе, взаимных прав и обязанностей государства и личности, правового статуса гражданина, национально-государственного устройства России, избирательной системы, порядка формирования государственных органов, их правового статуса и деятельности, а также знать правовой статус общественных объединений и иных формирований граждан. Специальность юриста требует знания способов уяснения и толкования норм права, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридически решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение.

    Однако одних знаний для профессии юриста недостаточно. Кроме знаний, юрист должен обладать практическими умениями и навыками.

    Юрист должен обладать навыками: публичных выступлений, проведения встреч, бесед и других форм общения с населением.

    К юристу - сотруднику органов внутренних дел, помимо общих требований к знаниям, обусловленных особенностями работы в различных аппаратах и службах органов внутренних дел, предъявляются дополнительные требования. Он обязан знать законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере внутренних дел, систему и структуру ОВД, и виды, правовой статус, формы и методы административно-правовой, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, должностные обязанности и права, ответственность, особенности службы в органах внутренних дел.

    От юриста - сотрудника органов внутренних дел, требуется умение оперативно, четко и решительно действовать в нетипичных, экстремальных условиях, быстро переключаться с одного вида работы на другую, пользоваться специальными средствами и оружием.

    В зависимости от специализации юриста, он обязан в совершенстве знать отраслевое законодательство и практику его реализации, в частности хотелось бы остановиться на особенностях работы в следственных подразделениях. Юрист, специализирующийся в следственно-криминалистической деятельности, обязан знать виды, функции и структуру правоохранительных органов, органов дознания и предварительного следствия и судебно-экспертных учреждений; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; методику и тактику дознания и предварительного следствия; приемы и способы применения и использования криминалистической и специальной техники; способы выявления причин и условий преступности; методов ведения профилактики преступлений. Следователю приходится составлять много различных процессуальных документов, в которых он фиксирует свои действия и решения. Весьма важно, чтобы все они были оформлены в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуальных норм. Как показывает опыт, выпускники высших юридических учебных заведений не всегда обладают достаточными навыками по составлению документов, необходимых в повседневной следственной деятельности. Поэтому курсантам и слушателям необходимо уделять больше внимания получению практических навыков по составлению важнейших процессуальных документов предварительного расследования на практических занятиях, при прохождении учебной практики и стажировки.

    Наделение следователя широкими полномочиями и представления ему процессуальной самостоятельности предполагает строгую его ответственность. Следователь, прямо или косвенно заинтересованный в исходе дела, должен устраниться от участия в нем, в противном случае ему заявляется отвод. Отвод может быть заявлен и по мотиву допущенных нарушений закона. В случае заведомо незаконного ареста, привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждения к даче показаний следователь несет уголовную ответственность, предусмотренную статьями 299-303 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    К профессиональным особенностям работы следователя относится: поиск, направленный на быстрое и полное раскрытие преступлений, воссоздание, восстановление событий прошлого на основе найденных фактов, юридических доказательств по делу. В связи с этим от следователя требуются: наблюдательность, умение анализировать факты, работать с людьми, получать от них интересующие достоверные сведения, проницательность и прозорливость, максимальное использование специальных знаний, изучение заключений экспертов и специалистов.

    Заключение

    Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

    Нормативный материал и литература:

    1. Федеральный закон от 13 января 1996 г. « Об образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 3.-Ст. 150

    2. Федеральный закон от 22 августа 1996г. «О высшем послевузовском профессиональном образовании» //Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 35. -- Ст. 4135.

    3. Рекомендация по организации учебного процесса и подготовке локальных нормативных правовых актов в образовательных учреждениях МВД России: Сборник. Том1. - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2006.- 136с.

    4. Ведение в специальность «юриспруденция»: Учебное пособие/ Н.Д Эриашвили, С.А. Солодовников, И.А.ю\ Еремичев и др.; Под ред. проф. В.Я. Кикотя. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 255с.

    5. Старков О.В., Упоров И.В. Юриспруденция. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие/ О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 96с.

    6. Устав Белгородского юридического института МВД России.

    Подобные документы

      Личностные и квалификационные требования к профессии юриста (следственная специализация). Основные черты юридической профессии, виды юридической работы и специальности. Работа прокурора, судьи, арбитражного суда, следователя, адвоката, нотариуса.

      реферат , добавлен 03.06.2008

      Понятие юридической деонтологии, ее предмет и исторические источники. Юридическая деонтология как наука о применении общих норм морали в деятельности юристов-профессионалов. Место и социальное назначение юриста в обществе. Престиж юридической профессии.

      реферат , добавлен 17.05.2010

      Характеристика профессии юриста. Консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи. Правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству. Участие юриста в судебных процессах. Правовое регулирование социальных норм и отношений.

      презентация , добавлен 13.10.2013

      Описание профессии юриста и его личных качеств: аналитических и коммуникативных способностей, внимательности, памяти и эмоциональной устойчивости. Место работы юриста: правоохранительные органы и юридические консультации. Перспективы для карьерного роста.

      эссе , добавлен 03.03.2014

      Профессиональная деятельность юриста. Престижность, конфликтность деятельности, ошибки юристов. Особая ответственность: результаты деятельности сильно сказываются на жизни людей. Адвокат и его полномочия. Кандидат в Президенты Российской Федерации.

      контрольная работа , добавлен 04.03.2009

      Основные функциональные права и обязанности юристов, их значение и роль в организации и в обществе в целом. Причины и основание отнесения юриста к свободной профессии, и этапы ее становления. Анализ профессиональных навыков юриста и их необходимость.

      отчет по практике , добавлен 25.10.2009

      Основные направления деятельности юридической компании, оценка ее сильных сторон и перспектив развития. Должностные обязанности помощника юриста, сферы его ответственности. Сущность и порядок реорганизации юридических лиц, общий характер правопреемства.

      отчет по практике , добавлен 20.12.2011

      Роль и задачи Министерства юстиции в осуществлении правовой политики государства. Кадровая политика государства в сфере практической юриспруденции. Элементы инфраструктуры юридической деятельности. Требования, предъявляемые государством к юристам.

      реферат , добавлен 17.05.2010

      Понятие и сущность профессионального правосознания. Основные тенденции, влияющие на формирование профессионального сознания юриста. Деформация профессионального правосознания юриста. Справедливость как принцип права и основа юридической деятельности.

      реферат , добавлен 01.12.2014

      Система юридической службы в учреждениях. Организация работы юриста в организациях, основанных на праве частной собственности. Претензионная работа в организациях. Ведение отчетности юристом. Содержание договора и его виды, используемые в работе юриста.

    Виды юридического процесса обычно группируются по предметному признаку, когда в качестве основания класси })икации учитываются только соответствующие отрасли материального права, применяемые в деятельности определенных органов государства. Отсюда такие разновидности юридического процесса, как уголовный, гражданский, административный, земельный и т. д. Причем, как правило, г^сами процессы понимаются исключительно в юрисдикционном значений^ Указанная классификация в принципе вполне приемлема, ибо содержит определенный материал для выяснения общих и особенных моментов процесса как комплекса, так и его отдельных подразделений. Однако она не позволяет установить функциональную связь юридического процесса со структурой механизма правового регулирования, а также обобщить юридический процесс не только как полиструктурный комплекс, но и как функциональную систему.

    Отметим, что попытки оттенить функциональный характер отдельных видов процесса предпринимаются в традиционных отраслях процессуальной науки. £По функциональному признаку, например, различают судоустройство и судопроизводство, причем объясняют это по-разному. Так, М. А. Чельцов полагает, что уголовно-процессуальное право (соответственно - уголовный процесс) р.с падается на две части: одна регулирует судоустройство, другая - судопроизводство. Но все эти нормы образуют единое целое, ибо без уяснения организационной структуры советского суда, прокуратуры нельзя до конца понять и принципы их деятельности. Поэтому в широкое научное понятие советского уголовно-процессуального права входят и те нормы, которые относятся к волросам устройства органов правосудия19. Другие же авторы отстаивают обособленность судоустройственного права, но одновременно расширяют его функции и считают, что законодательство о судоустройстве регулирует и компетенцию, и процедуру работы, например плелумов Верховных Судов союзных республик20.

    В действительности же оснований для классификации разновидностей юридического процесса больше, например, в обобщенных комплексах - по функциональному признаку, когда выделяются че-тырэ основные комплексные разновидности процессов: учредительный, правотворческий, правоприменительный, контрольный. Они различаются прежде всего по своему содержанию и функциям; характеру побудительных обстоятельств или общих юридических фак-тоз, специфичности непосредственного юридического последствия.

    Учредительный процесс. Это специфическая деятельность уполномоченных органов государства, должностных лиц и обществен-

    ных организаций по реализации норм материального права, устанавливающих их правомочия по формированию, ликвидации или преобразованию органов государства, должностных лиц и иных управляющих субъектов. Данная деятельность выражается главным образом в совершении действий по подготовке условий, организации, проведению выборов или назначению управляющих субъектов и утверждению соответствующих учредительных результатов.

    Побудительными обстоятельствами учредительного процесса обычно являются соответствующие юридические факты или юридические состояния, например истечение срока полномочий органов государства или срока назначения должностного лица. В качестве конечного юридического последствия учредительного процесса выступают возникший или преобразованный орган государства, должностное лицо, иной управляющий субъект. Последствие может быть выражено также в факте ликвидации определенного субъекта права. Учредительный процесс чрезвычайно многообразен по своему конкретному содержанию. Из наиболее распространенных его видов можно указать на деятельность по выборам представительных органов государства, народных судов, деятельность по назначению должностных лиц и т. д.

    В учредительном процессе легко обнаруживаются все основные элементы процессуальной формы, в которых можно увидеть специфические черты и особенности каждой из разновидностей. Отметим, что производство и стадии некоторых видов учредительного процесса законодательно оформлены, причем наиболее полно и последовательно это осуществлено в законах о выборах в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик, где четко выделены избирательные производства и соответствующие стадии. Прежде всего здесь различаются следующие избирательные производства: ординарное производство по первоначальным выборам, производство по повторным выборам, производство по выборам вместо выбывших депутатов, а также производство по отзыву депутатов, не оправдавших доверия избирателей. Последнее закреплено в специальных законах о порядке отзыва депутатов. По-видимому, правомерно выделять соответствующие производства и в других видах учредительного процесса, таких как выборы народных судов, выборы судей вышестоящих судебных инстанций, образование юридических лиц и т. д. В конечном счете это обусловлено предметным признаком, который определяет различную природу производств, характер, структуру и юридические последствия.

    Особенно подробно законы о выборах в Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик регламентируют стадии избирательного процесса. В них определяются: характер юридических факторов, обеспечивающих начало соответствующих стадий и моменты перехода от одной к другой; полномочия участвующих

    на каждой стадии субъектов; характер юридических последствий, их действие; содержание совершаемых на каждой стадии избирательных операций.

    Учредительный процесс можно рассматривать и в плане процессуального режима, поскольку юридическая атмосфера формирования органов государства, должностных лиц и субъектов права носит различный характер и проявляется в разных условиях. В общетеоретическом аспекте режим учредительного процесса можно дать в таком варианте, который главным образом оттеняет специфику формирования органов государства или субъектов права в зависимости от их субординационного положения в структуре механизма государства. Правомерно выделять следующие учредительные режимы: публичный режим - выборы всех представительных органов государства; режим назначения и выборов исполнительно-распорядительных органов; режим назначения должностных лиц в условиях номенклатуры; режим порядка образования юридических лиц - распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.

    Правотворческий процесс. Это специфическая деятельность уполномоченных/.органов государства, общественных организаций и должностных лиц, состоящая из системы действий по подготовке, утверждению и официальному оглашению нормативно-правовых актов. Она выражается прежде всего в том, что преследует цель создания и поддержания системы права в надлежащем состоянии, отвечающем потребностям правового регулирования на том или ином этапе развития общества.

    Побудительными обстоятельствами правотворческого процесса непосредственно выступают объективная потребность в правовом оформлении соответствующих общественных отношений (так сказать, юридический мотив), а также проявление права правотворческой инициативы. Конечное юридическое последствие правотворческого процесса - соответствующее нормативно-правовое предписание, оформленное в нормативно-правовом документе, нормативном акте. При этом предписание само по себе может быть либо новеллой, либо измененным предписанием.

    В правотворчестве легко обнаружить все основные элементы процессуальной формы с их специфическими чертами и особенностями.

    Отметим, что правотворческий процесс чрезвычайно многообразен и представляет собой систему самых различных подразделений и правовых операций. Именно поэтомуГв общетеоретическом аспекте в правотворчестве выделяются производство, стадии и процессуальный режим.^ Вопрос о правотворческих производствах обычно не вызывает дискуссий и поэтому, отправляясь от предметной характеристики, обычно выделяют такие производства, как текущее

    правотворчество, правотворчество по упорядочению действующего нормативно-правового материала, санкционированное правотворчество и т. д. Особое место занимает, например, делегированное правотворчество. Оно характерно главным образом для деятельности Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, которые уполномочены вносить в действующее законодательство изменения с последующим представлением на утверждение на очередной сессии Верховных Советов (ст. 122 Конституции СССР).

    О стадиях правотворчества в науке до сих пор не достигнуто единства мнений. Имеются самые различные научные конструкции и модели. Представляется, что оптимальным вариантом научного конструирования стадий правотворчества является такой, в котором выделяются три стадии" а) подготовительная стадия, объединяющая комплекс действий по правотворческой инициативе, подготовке и оформлению проекта нормативного акта; б) основная стадия, включающая комплекс действий по обсуждению проекта и принятию его в качестве правового нормативного акта; в) решающая стадия, состоящая из комплекса действий по опубликованию принятого нормативного акта и установлению порядка введения его в действие Каждая стадия отличается от другой характером совершаемых действий, специфичностью состава уполномоченных субъектов и особенностями юридических последствий совершаемых правотворческих операций.

    Режим правотворчества также неодинаков по своему существу. Его можно выделить прежде всего исходя из непосредственных условий правотворчества и характера осуществляемых субъектами своих полномочий. Отметим следующие правотворческие режимы: непосредственное правотворчество народа - референдум (ч. 3 ст. 108 Конституции СССР); правотворческий режим коллегиальных органов государства; правотворческий режим должностных лиц, обладающих полномочиями принимать нормативные акты единолично.

    Правоприменительный процесс. Это такой комплекс, который по своему объему является доминирующим в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчеству. Правоприменение распространено в самых различных сферах, непосредственно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов права и поэтому выполняет наиболее существенную функцию в механизме правового регулирования.

    Правоприменительный процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению и разрешению самых различных индивидуальных дел, имеющих юридическое значение. Она заклю-

    чается в наделении одних субъектов правомочиями, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно в привлечении к юридической ответственности.

    Побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают юридические факты и фактические составы. Конечными юридическими последствиями являкжя соответствующие правоприменительные акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера. Это в одинаковой мере касается характеристики как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

    1 Контрольный процесс. Это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающаяся в совершении юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдаемо-сти подчиненными субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечении правонарушений соответствующими организационно-правовыми 1федствами: I) установление фактического исполнения заданного управленческого решения; 2) дача правильной (объективной) общественно-политической и юридической оценки результатам проверки состояния соблюдаемое™ правовых предписаний; 3) принятие эффективных по содержанию решений, направленных на совершенствование деятельности подконтрольного объекта; 4) обеспечение оперативного, наиболее полного и качественного исполнения принятого решения.

    Побудительным обстоятельством контрольного процесса является потребность в создании наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности субъектов общественных отношений, обеспечении эффективности правового регулирования, восстановлении состояния законности и правопорядка в случаях их нарушения.

    Своеобразие контрольного процесса состоит в том, что он, занимая самостоятельное место в структуре юридического процесса как комплексной системы после учредительного процесса, правотворчества, пронизывает их своим организующим воздействием, способствует осуществлению названных правовых форм на должном организующем уровне. [Обладая автономностью, контрольный процесс объединяет позитивный (регулятивный) и негативный (правоохранительный) контрольТ] Как правильно отмечает В. Н. Кудрявцев, в социалистическом обществе органы право-охраны стоят в центре той части системы социального контроля, которая обеспечивает соблюдение правопорядка и законности21.

    I Юридическим результатом контрольного процесса выступает контрольно правовой акт, специфичность которого определяется

    своеобразием подконтрольной деятельности субъектов права. Он может содержать решение констатирующего порядка, когда вследствие проверки устанавливаются лишь положительные моменты реализации нормативно-правовых предписаний, либо наряду с ними и правоохранительные предписания по устранению обнаруженных правонарушений. J

    В контрольной деятельности как разновидности юридического процесса обнаруживаются все основные элементы процессуальной формы. В отличие от правотворчества и правоприменения контрольный процесс, несмотря на многосубъектность контрольных полномочий, не носит столь широкого характера. Он более унифицирован. Вместе с тем в общетеоретическом аспекте в контрольном процессе отчетливо выделяются производства, стадии, процессуальный режим.

    Контрольное производство характеризует его предметную характеристику. По этому основанию контрольный процесс представляет собой систему контрольных производств: учредительное, правотворческое, правоохранительное. Каждый вид производств, сохраняя общие для всех процессуальных производств черты, отражает и особенности той или иной сферы проявления контрольного процесса.

    Важным структурным элементом контрольного процесса являются стадии, отражающие прежде всего логико-функциональную динамическую характеристику данной правовой формы. Их анализ позволяет раскрыть специфику контрольной деятельности, юридическую природу и целостность содержания контроля, конкретные функции составляющих ее стадий и состав образующих элементов. В качестве критерия установления самостоятельности каждой из стадий, их моделирования берутся характерные особенности субъекта контроля и его компетенция, непосредственные задачи, функции, специфичность способов проявления. С учетом перечисленных обстоятельств можно выделить_^следующую систему стадий контрольно-правовой деятельности: Q) организационно-подготовительная стадия/2) стадия установления фактических обстоятельств дела и их анализа;(1>]) стадия выработки и принятия решения, рекомендация или: же информация компетентных органов о своих выводах и предписаниях по совершенствованию деятельности подконтрольных объектов;/**) стадия исполнения решения. Проявление стадий зависит от вида контрольного производства и жесткости процессуального режима, но в любом случае разрыв процесса, выпадение из него отдельных стадий или действий отрицательно сказываются на конечной результативности контроля. Контрольный процесс может считаться завершенным лишь тогда, когда выявленные недостатки устранены и приняты все необходимые меры к их предупреждению в будущем22.

    Отметим, что рассмотренная конструкция юридического процесса, последовательность расположения отдельных его разновидностей оправданы самой логикой механизма правового регулирования, в котором в качестве непосредственных генераторов юридического воздействия выступают самые различные субъекты, образованные в результате учредительного процесса. Реальное юридическое воздействие предполагает налаженное функционирование правоприменительной и контрольной деятельности, осуществляемой на основе нормативных предписаний, которые установлены в результате праЕотвсрчестЕа. Уяснение такой взаимообусловленности важно для правильного понимания многих процессов в механизме правового регулирования и, в частности, для определения целенаправленности научного поиска способов упрочения режима социалистической законности, а также повышения эффективности права в современных условиях.

    4, Процессуальная форма

    как специфическая научная конструкция

    Для уяснения содержания и особенно структуры юридического процесса существенное значение имеет разработка понятия процессуальной формы, которое по своему характеру, уровню абстрагирования могло бы выполнять функцию унифицированного инструмента междисциплинарного научного общения, объединяющего совокупность однородных процедурных требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного материально-правового результата. Такое понятие одновременно послужило бы главным средством познания основных закономерностей структуры юридического процесса в деятельности различных органов государства, его единообразного понимания как комплексной системы, обеспечило бы запросы различных наук и практики.

    Чтобы обосновать категорию юридической процессуальной формы, необходимо выяснить сущность юридического процесса. От того, какой смысл вкладывается в понятие юридического процесса, зависит и определение пределов распространения понятия процессуальной формы применительно к различным отраслям советского права. Как уже указывалось, сущность юридического процесса сложна и многогранна. Объясняется это тем, что сущность любого явления не исчерпывается какой-либо одной закономерностью, а характеризуется их совокупностью. В юридическом процессе Можно выделить ряд различных проявлений: социальное, системно-

    целевое, функциональное, организащ.онно-структурное и др. Н> перед нами стоит иная задача - выяснить основные закономерности в структуре различных видов процесса, которые характеризовали бы всякую деятельность органов государства как однородную и способствовали выработке критерия, с помощью i оторого можно обнаружить, выделить в любой разновидности данной деятельности однородные закономерности их функционирования независимо от ее целевого назначения и конкретного содержания.

    По вопросу о юридической процессуальной форме в литера! уре высказаны различные мнения. Так, М. С. Шакарян и А. К. Сертун утверждают, что «выработка единого понятия процессуальной формы была бы возможна при условии подчинения деятельности всех органов и должностных лиц одним и тем же правилам, что практически невозможно и не нужно... чрезмерное же увлечение псевдопроцессуальной формой может привести к отрицательным явлениям (усложнению и удорожанию правоприменительной деятельности, известному отрыву управленческих органов и должностных лиц от населения, формализации и бюрократизации правоприменительного процесса)»23. Здесь авторы отстаивают лишь судебную процессуальную форму. Однако комплексное понимание процессуальной формы получает все большую поддержку в юридической науке. Так, В. С. Основин правильно подчеркивает, что «если исходить из философских категорий общего, особенного и единичного, более логичной представляется постановка вопроса о том, что^олжна существовать процессуальная форма в целом, » существование особой процессуальной формы на уровне отдельных отраслей права и даже - отдельных правовых институтов»2!^ Правоприменительной деятельности каждого органа присуща своя процессуальная форма, которая предопределяет последовательность разбирательства^дела, порядок установления фактических обстоя-тельств и т. д.[Различие процессуальных форм состоит в их осо-Г бенностях, которые проявляются прежде всего в объеме правовых " гарантий, обеспечивающих объективное рассмотрение и разрешение юридического дела.^

    Сторонники традиционного взгляда на процессуальные формы как на атрибут только судебной деятельности не учитывают того обстоятельства, что "их противники не распространяют действие | процессуальной формы в традиционном понимании на деятельность " иных органов, а говорят о наличии иных процессуальных или про-" цедур_ных фор_м. В то же время широкая трактовка процессуальной формы предполагает синтез ее понятия на базе анализа аналогичных явлений, в первую очередь тех, которые характеризуют деятельность юрисдикционных органов по реализации норм материального права. Процессуальная форма должна представлять собой синтез всех тех повторяющихся признаков, которые были обнару-

    деены в результате анализа, расчленения самых различных процедурных и процессуальных форм деятельности органов государства. Данный подход к определению процессуальной формы следует считать вполне оправданным и правомерным в такой же мере, в какой это было оправдано и правомерно при формулировании нормы права, ее структуры (хотя нормы права различных его отраслей существенно отличаются друг от друга своим конкретным содержанием) или правонарушения, которое, будучи своеобразной юридической конструкцией, включает в себя все самое существенное, что относится к характеристике любого противоправного деяния. Поэтому широкая трактовка процессуальной формы не имеет ничего общего с механическим слиянием всех процедурных правил.

    В условиях строгого режима законности!повышение качества правоприменения связано прежде всего с совершенствованием си-стемы юридических гарантий правильного применения права, одной из которых является процессуальная форма^ Поэтому необоснованны упреки А. Т. Боннера, по мнению которого введение широкого понимания процессуальной формы приводит к бюрократизации и удорожанию государственного аппарата25. Установление процессуальной формы - обязательное условие прочного правопорядка и законности. От того, насколько она развита, в конечном счете зависит социальная ценность советского права. Касаясь вопросов организации работы органов власти, В. С. Основин полагает, что правильная иррациональная процедура их деятельности - «это залог улучшения их работы, гарантия осуществления депутатами их прав, последовательного претворения в деятельности представительных органов принципов коллективного обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности перед ними исполнительных и распорядительных органов и иных, создаваемых Советами органов, широкого привлечения граждан к участию в их работе»26.

    Выполнению задачи повышения эффективности разнообразных правовых форм деятельности органов социалистического государства будет способствовать весь комплекс исследований, направленных на выяснение состава категории процессуальной формы. Они предполагают ее уяснение как специфической юридической конструкции в теории юридического процесса.

    При определении роли и места процессуальной формы следует учитывать общее положение диалектического материализма о понятии как одной из форм мышления. В литературе уделено немало внимания проблеме природы и назначения правовых понятий. Так, В. К. Бабаев, рассматривая право как логическую систему, отмечает, что одно из направлений данного исследования - выяснение роли и места форм мышления, а среди них и понятий, в процессе регулирования правом общественных отношений. Причем «иссле-

    дование этого круга вопросов затрагивает как правотворческую, так и правоприменительную деятельность»2".

    Применительно к предмету нашего исследования вопрос можно сформулировать таким образом: каково содержание понятия процессуальной формы, его роль и место в познании процесса регулирования правом общественных отношений? Иными словами, как сущность процессуальной формы отражена в отдельных правовых формах деятельности органов государства?

    С помощью правовых понятий, в том числе процессуальной формы, достигается "Ъдно из свойств правовой формы в процессе регулирования общественных отношений - формальная определенность,.jTaK же, как и в процессе образования иных правовых понятий, она предполагает отвлечение от индивидуальных признаков и отдельных разновидностей юридического процесса, их типизацию. Особенно устойчивым и оптимальным средством отвлечения от индивидуальных характеристик конкретных правовых форм деятельности органов государства является процессуальная форма, рассматриваемая не просто как одно из правовых понятий, а как научная юридическая конструкция. В литературе последняя определяется как идеальная модель, отражающая сложную систему урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов или их элементов28.

    Процесс образования понятия процессуальной формы опирается на единство формальной и диалектической логики. Однако главную роль играет диалектическая. К ней необходимо обратиться в целях познания процесса развития исследуемого понятия, так как «она показывает процесс образования понятий, определяет уровни и критерии их правильности»29. Диалектический характер понятия процессуальной формы, кроме всего прочего, должен определяться соответствующей сферой правовой действительности, которая также носит диалектический, противоречивый характер. В. И. Ленин указывал: «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» . Именно на основе познания социальных процессов и правильного отражения самых существенных признаков, устойчивых, повторяющихся связей при обязательном учете тенденций государ-ственно-правовогр развития и возможен генезис данного понятия. Таким образом," процессуальная форма имеет, как и все правовые понятия, особый предмет отражения - совокупность всех правовых форм деятельности органов^социалистического Государства - и должна «схватывать» из отражаемой действительности самое существенное, типичное для всей совокупности.

    Очевидно, результаты исследования будут плодотворными, если принять во внимание еще одну существенную черту процессуаль-

    ной формы - ее системность. На это обращают внимание представители не только общей теории права30, но и отраслевых процессуальных наук31. Раскрытие сущностных, закономерных сторон процессуальной формы требует также применения метода восхождения от конкретного к абстрактному.

    Логика системного подхода к анализу сущности процессуальной формы не ограничивается только исследованием изолированно взятых отношений, связей, лежащих в основе ее как целостного образования. При выявлении составляющих процессуальную форму структурных элементов необходимо учитывать явление иерархичности систем: чтобы описать процессуальную форму как системное образование, следует показать ее как элемент более широкой системы. В приведенном определении (процессуальной формы) было показано, что она [представляет собой единство требований, предъявляемых к действиям участников процесс^ Поэтому именно деятельность его участников - определенных "государственных органов и должностных лиц, выполняющих свои полномочия,- выражает совокупность тех целостных образований, систем, которые в свою очередь являются компонентами системы более высокого порядка -/юридического процесса как комплекса, системы всех правовых форм деятельности органов государства^] Таким образом, целесообразно снова обратиться к содержанию юридического процесса, к отдельным его разновидностям, используя для этого системный подход. Последний же должен дополниться методом восхождения от конкретного к абстрактному, который предполагает переход от многообразия сторон, отношений, частных проявлений, присущих правовым формам деятельности, к сущностным, устойчивым признакам, повторяющимся в каждой из них. Данный подход отражает Объективную реальность, выражением которой является разработанная классиками марксизма-ленинизма диалектика общего, особенного и единичного. «И в самом деле, всякое действительное, исчерпывающее познание,- подчеркивал Ф. Энгельс,- заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...» (20, 548]. Очевидно, такое движение познания и означает углубление мысли от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному,- указывал В. И. Ленин,- не отходит...от истины, а подходит к ней» . Вся совокупность отношений, возникающих в результате деятельности участников разнообразных процессов - административного, гражданского, уголовного и др.- представляет собой однородный материал. Но в системном исследовании последний выступает как носитель различных признаков - функций, объема, целей, побудительных обстоятельств, принципов строения, конкретного содержания. Юридиче-

    ский процесс можно классифицировать не только по предметному основанию, но и по характеру его функциональной связи со структурой механизма правового регулирования32. В данном случае стало возможным выделение обособленных комплексов - четырех разновидностей юридического процесса: учредительного, правотворческого, правоприменительного и контрольного. Причем по объему, степени детализации правил рассмотрения дел, характеру их закрепления в законодательстве среди этих разновидностей доминирует правоприменительный процесс, который представлен такими важными его разновидностями, как административный, гражданский и уголовный процессы.

    Каждый из этих процессов выражает собой систему, имеющую реальный аналог в социальной действительности,- соответствующие социальные системы реального порядка. Следовательно, рассматриваемые органически целостные образования должны обладать признаками системы.

    Непременной принадлежностью целостных систем выступают части целого, его компоненты. Это, очевидно, такие элементы, без которых невозможны организация, структура любой реальной системы. Исследуя систему советского уголовного процесса, В. С. Зе-ленецкий отмечает, что каждый этап конкретной стадии имеет свою структуру, а «самым существенным, что обусловливает особенности структуры того или иного этапа, является своеобразие образующих его элементов... в качестве таких элементов, своеобразных строительных блоков, выступают процессуальные действия, в числе которых особое место занимают следственные и судебные действия»33. Приводимые автором положения указывают на ряд важных моментов. Во-первых, он рассматривает уголовный процесс как сложную динамическую систему и объясняет, чем предопределена ее сложность. Во-вторых, данным примером В. С. Зеленецкий демонстрирует компоненты этой системы, их разнообразие, разноуровневый характер, а в качестве одного из исходных выделяет процессуальные действия, которые также имеют свою структуру. В-третьих, обращается внимание на то, что своеобразие отдельных процессуальных действий определяет и особенности структуры того или иного этапа - системы, по отношению к которой действия выступают как ее элементы.

    Уже на этом примере видно, что процесс рассмотрения любого уголовного дела представляет собой органически целостное социальное образование, которое отвечает всем признакам системы: наличию компонентов (стадий, этапов, процессуальных действий и т. д.), ее структуры, определяемой этими компонентами. В связи с последним признаком системы отметим, что все компоненты процесса как сложной системы объединены не в механическую совокупность бессвязных явлений, а выступают компонентами именно этой си-

    стемы. В этом смысле они едины. Кроме того, они разнокачествен-ны, противоречивы. Уголовный процесс, например, состоит из ряда компонентов - процессуальных стадий. Однако и каждая стадия имеет свою структуру - она делится на этапы, этапы - на процессуальный действия. Таким образом, каждое из названных понятий можно рассматривать и как систему, и как компонент более широкой системы. Естественно, что они представляют собой единство общего и противоположности, разнокачественности, особенного, единичного. Например, такие компоненты уголовного процесса, как стадии, и такие компоненты стадий, как отдельные их этапы, характеризуются наличием своих конкретных целей, комплексом своих конкретных задач. Так, если взять такой этап уголовного процесса, как судебные прения, то и здесь можно проследить разнокачественность его компонентов: речей прокурора, общественного обвинителя, потерпевшего и т. д.,- одним словом, компонентов, закрепленных в ст. 318 УПК УССР. Необходимым признаком системности в различных разновидностях процесса является взаимосвязь его элементов, которая прослеживается на различных уровнях - взаимосвязь стадий, отдельных действий, из которых они состоят. Методологические особенности и черты принципа всеобщей связи обусловливаются тем, что данный принцип ориентирует на познание всех разновидностей процесса сквозь призму опосредуемых их системами связей и отношений, возникающих внутри этих процессов. Важным подходом, способствующим уяснению сущности этих взаимосвязей, является такое положение, при котором содержание, основные свойства и компоненты юридического процесса и его разновидностей не возникают и не создаются из отношения их частей друг к другу и к другим явлениям, а, как указывал К. Маркс, «лишь обнаруживаются в таком отношении...» }