Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Понятие и виды земельно-правовых норм. Понятие и структура земельно-правовой нормы

    Понятие и виды земельно-правовых норм. Понятие и структура земельно-правовой нормы

    10. Земельно-правовые нормы

    Земельно-правовые нормы - строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных правоотношений.
    Земельно-правовые отношения обладают рядом отличительных юридических характеристик: структурные элементы земельноправовых норм (гипотеза, диспозиция, санкция) часто содержатся не только в нескольких статьях земельного законодательного акта, но и в разных нормативно-правовых актах земельного права; нормы непрямого действия, которые требуют издания дополнительного нормативно-правового земельного акта - закона либо подзаконного акта (инструкции, приказа, ведомственного письма).
    Земельно-правовые нормы классифицируются по различным критериям - по содержанию, по характеру предписаний, по способу воздействия на участников земельно-правовых отношений, по институтам земельного права и т. д. По субъектам, осуществляющим право пользования земельными участками, все земельноправовые нормы делятся на нормы, касающиеся граждан, юридических лиц, государственных органов и др.
    В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников земельно-правовых отношений земельные правоотношения делятся на две группы: материально-правовые нормы и процессуальные нормы земельного права. Первая группа классифицируется на следующие виды: нормы положительного правового регулирования, которые устанавливают права и обязанности участников земельно-правовых отношений (регулятивные нормы); нормы-гарантии, которые обеспечивают соблюдение регулятивных норм земельного права. Регулятивные нормы также подлежат разделению: 1) уполномочивающие нормы - это нормы, которые направлены на реализацию участником земельно-правовых отношений своего права на совершение определенных положительных действий; 2) обязывающие нормы - это нормы, устанавливающие обязанность участника земельно-правовых отношений совершить определенные положительные действия; 3) запретительные нормы - это нормы, запрещающие участнику земельноправовых отношений совершать те или иные действия противоправного характера; 4) компенсационные нормы - это нормы, предусматривающие обязанность участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный правомерный вред и др.
    Нормы-гарантии подразделяются на следующие виды: поощрительные нормы (направлены на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование)); карательные нормы (устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение, нарушение данных предписаний).
    По юридическому содержанию процессуально-правовые земельные нормы подразделяются на: 1) правонаделительные нормы (определяют порядок предоставления участникам земельно-правовых отношений каких-либо прав, законных интересов); 2) правообеспечительные нормы (устанавливают порядок реализации предоставленных участникам земельно-правовых отношений прав и обязанностей); 3) правоохранительные нормы (устанавливают порядок разрешения земельных споров); 4) правопрекращающие нормы - это нормы, которые определяют порядок прекращения прав на земельный участок. Значительную роль играют предупредительные (превентивные) административно-правовые меры, меры пресечения административного правонарушения, восстановительные меры и меры административной ответственности.
    Применяются также восстановительные меры административноправового воздействия на поведение участников земельных правоотношений, которые выражаются в возложении на субъекта обязанности восстановить существовавшее до нарушения фактическое положение.

    Общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

      • управомочивающие;
      • обязывающие;
      • запрещающие.

    Подробнее об обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

    В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

    Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

    Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например,

    Земельно-правовые нормы

    Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

    Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

    Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

    Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

    Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

    В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

    Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

    Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

    Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

    Понятие и общие положения о земельные правоотношениях

    Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.

    Виды гражданских правоотношений могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее существенными признаками классификации признаются:

    Характер взаимосвязи субъектов (абсолютные и относительные правоотношения);

    Объект правоотношений (имущественные и неимущественные);

    Способ удовлетворения интересов участников правоотношений (вещные и обязательные).

    Абсолютные правоотношения - это такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит неопределенный круг других субъектов (обязанных), - например, правоотношения собственности. Относительными считаются такие правоотношения, в которых одному лицу (управомоченному) противостоит строго определенное другое лицо.

    Имущественные правоотношения - это такие правоотношения, объектом которых является имущество, т.е. материальные блага.

    Неимущественными считаются те правоотношения, объектами которых являются личные неимущественные блага (честь, достоинство, имя, авторство произведений и т.п.).

    Вещные правоотношения - правоотношения, которые определяют имущественный статус субъектов, т.е. они определяют, на каком праве (из числа вещных) находится имущество, т.е. материальные блага.

    Обязательственные правоотношения - это такие гражданские правоотношения, которые характеризуют динамику, движение имущественных отношений (переход права на имущество, выполнение работ, оказание услуг и т.п.).

    Практическое различие этих видов гражданских правоотношений состоит в том, что вещные правоотношения реализуются непосредственными действиями самого управомоченного лица (собственника, владельца), а обязательственные - через исполнение обязанностей должником.

    Такое положение объясняется тем, что вещные правоотношения - абсолютны, а обязательственные - относительны.



    1. В процессе приобретения, хозяйственного использования и охраны земельных участков между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой, а также между гражданами и юридическими лицами возникают различные отношения. Будучи урегулированными нормами земельного права, т.е. признанными соответствующими требованиям закона, эти отношения становятся земельными правоотношениями.

    Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права, субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

    Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

    Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

    Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

    Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.

    Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

    2. По объему и содержанию прав и обязанностей участники земельных отношений делятся на:

    собственников земельных участков, т.е. лиц, имеющих земельные участки на праве собственности;

    землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или срочного пользования, не являясь их собственниками.

    В зависимости от конкретной формы и специфических особенностей пользования землей в группе землепользователей выделяются:

    землевладельцы - лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;

    арендаторы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или договору субаренды;

    обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами).

    3. Объектом земельного правоотношения считается индивидуально определенный (т.е. сформированный) земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере государственного управления земельным ресурсом объектами земельных отношений могут быть весь федеральный земельный фонд в целом, его составные части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований, отдельные участки.

    Статья 6 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

    Земля как природный объект и природный ресурс;

    Земельные участки;

    Части земельных участков.

    Земельный участок как объект земельных отношений имеет законодательно установленные признаки. В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ, которая введена Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ и вступила в силу 23 октября 2008 г., земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, земельный участок становится таковым с момента установления его границ.

    Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр объектов недвижимости.

    Известно, что вещи могут быть простыми и сложными, т.е. состоящими из совокупности отдельных вещей одного целевого назначения. В указанной совокупности выделяется главная вещь, которая определяет судьбу остальных вещей, которые в этом случае называются принадлежностью. Принадлежность всегда следует судьбе главной вещи.

    Земельный участок, относясь к числу недвижимых вещей, является вещью сложной. В тех случаях, когда участок и строения, сооружения принадлежат на праве собственности одному лицу, земельный участок вместе с расположенными на нем и прочно связанными с ним строениями и сооружениями образует земельно-имущественный комплекс, являющийся единым объектом земельно-имущественных отношений. Земельный участок в этих случаях выступает в роли главной вещи, а строения и сооружения являются принадлежностью. Кроме зданий, строений и сооружений в качестве принадлежности земли в земельно-имущественных отношениях участвуют: почвенный покров, естественная растительность, защитные и мелиоративные насаждения и т.п., а также результаты работ по улучшению земли, полностью слившиеся с землей (планировка поверхности, террасирование склонов, химические мелиорации и т.п.).

    Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    Права и обязанности участников земельных отношений на использование земельных участков изложены в Главе 6 Земельного кодекса РФ.

    В теории права под нормами права понимаются общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

    Основными признаками нормы права являются:

    общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

    формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

    связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

    предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

    системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

    В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В регулятивных содержатся предписания, предостав-ляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.

    Выделяют следующие виды регулятивных норм: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

    Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

    В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

    Выделяют также следующие виды норм права:

    а) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

    исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

    общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

    специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности).

    б) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, экологические, земельные и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

    в) в зависимости от методов правового регулирования - на:

    императивные (содержащие властные предписания);

    диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

    поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

    г) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах и других нормативно- правовых актах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием) и др.

    Таким образом, нормы земельного права можно определить как установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ресурсов.

    По мнению В.В. Петрова, в зависимости от характера предписания и способа воздействия на субъектов земельных отношений нормы земельного права подразделяются на ма-териально-правовые и процессуально-правовые нормы.

    Материально-правовые земельные нормы содержат права и обязанности участников земельных отношений, а также за-преты на совершение определенных действий.

    Выделяют следующие виды материально-правовых зе-мельных норм: 1. запретительные нормы, запрещающие совершать те или иные действия (нарушать права пользователей земельных участков, осуществлять самовольную застройку участков и т.д.);

    обязывающие нормы, предписывающие строго выполнять те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате);

    управомочивающие нормы, дающие право субъектам земельных отношений на совершение определенных дей-ствий (предоставление земельных участков в собствен-ность, землепользование, аренду);

    компенсационные, предусматривающие обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд);

    поощрительные нормы, направленные на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование);

    карательные нормы, предусматривающие принуждение субъектов земельных отношений к выполнению тех или иных предписаний и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

    В свою очередь, процессуальные земельно-правовые нормы являются средством реализации материальных норм и указывают, как и каким образом следует действовать, чтобы они были претворены в жизнь, реализовались на практике.

    Например, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, процедуру проведения землеустроительных работ, ведения мониторинга земель, Государственного земельного кадастра, контроля в области охраны и использования земель, порядок разрешения земельных споров и т.д.

    Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В этих нормах определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные

    размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

    Все перечисленные выше нормы земельного права являются «первокирпичиками» отрасли земельного права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В тоже время, среди них выделяют совокупности земельно-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных обще-ственных отношений и получивших название институ-тов земельного права.

    Еще по теме 1.3. Нормы земельного права:

    1. 3.1. понятие нормы налогового права, ее структура. нормы налогового права И статьи налогового кодекса российской федерации. виды налоговых норм И ИХ основные признаки

    Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных правоотношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, важнейшим элементом которого являются земельно-правовые нормы. Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования и охраны земель.
    Земельно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, нарушение которых влечет применение мер государственного принуждения, в том числе мер правовой ответственности.
    Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы.
    Вторая часть правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения фермерского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.
    Санкция — это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит в том, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто восстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права (устранение препятствий в пользовании землей). Кроме того, норма земельного права может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства (административном, гражданском, уголовном).
    Особенностями земельно-правовых норм является то, что они нередко содержатся не только в нескольких статьях закона, но и в разных нормативных актах — это касается прежде всего санкции, отделяемой от гипотезы и диспозиции.
    Наряду с нормами прямого действия, определяющими, например, сроки рассмотрения ходатайств о предоставлении или изъятии земель, действуют нормы непрямого действия, которые требуют для своего применения дополнительного нормативно-правового акта (постановления правительства РФ). Так, для применения нормы закона о государственном контроле за использованием и охраной земель потребовалось принять Положение Правительства РФ “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” от 23 декабря 1993 г. № 1362, которым определены органы, осуществляющие контроль, их права и обязанности.
    В научной и учебной литературе классификация земельноправовых норм проводится по разным основаниям. Так, Е. Н. Колотинская в зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников отношений выделяет материально-правовые и процессуальные земельные нормы.
    Материально-правовые земельные нормы могут быть нормами положительного регулирования, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений, и нормами-гарантиями, обеспечивающими соблюдение регулятивных норм.
    Регулятивные нормы, в свою очередь, бывают: а) запрещающими совершение тех или иных действий (нарушать права пользователей земельных участков); б) обязывающими совершать те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате); в) уполномочивающими на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, аренду); г) компенсационными, предусматривающими обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд).
    Правовые нормы — гарантии — определяют меры, обеспечивающие выполнение регулятивных норм. Они могут быть в виде поощрительных норм, направленных на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование), а также карательных норм, предусматривающих принуждение субъектов земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.
    Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и взаимодействии с материальными земельными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных земельно-правовых нормах указывается, как, каким образом следует действовать, чтобы права и обязанности, предусмотренные в материальных нормах, были претворены в жизнь. Являясь средством реализации материальных норм, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель, разрешения земельных споров и т. д.
    По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы подразделяются на: а) правонаделительные, определяющие порядок предоставления земель; б) правообеспечительные, устанавливающие порядок проведения землеустройства; в) правоохранительные, регламентирующие порядок разрешения земельных споров; д) правопрекращающие, определяющие порядок прекращения прав на земельный участок.
    По мнению Е. Н. Колотинской же, классификация земельноправовых норм может быть произведена также и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т. д.); по объектному признаку в зависимости от категории земель; по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (граждане, юридические лица и др.).
    Ю. Г. Жариков классифицирует земельно-правовые нормы на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
    Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 53 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. ст. 100 и 101 ЗК РФ.
    Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздержаться от совершения действий, не желательных с точки зрения закона. Упомянутая ст. 53 ЗК РФ запрещает нарушать права других собственников и владельцев земли, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
    Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, возводить постройки и т. д.).
    Механизм реализации земельно-правовых норм складывается из административных и экономических мер воздействия на поведение участников земельных отношений.
    Административно-правовой механизм реализации земельноправовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений, обязывающий их выполнять предписания, содержащиеся в правовых нормах. Одной из мер административного воздействия на поведение участников земельных отношений и реализацию предписаний земельно-правовых норм является установление твердого порядка предоставления и изъятия земельных участков.
    Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием и охраной земель, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (Госкомзем, Минприроды, Федеральная служба лесного хозяйства и др.).
    Значительную долю среди мер административно-правового воздействия составляют меры административного предупреждения, пресечения, взыскания и восстановительные меры.
    С началом проведения земельной реформы административный механизм реализации земельно-правовых норм был существенным образом дополнен экономическим механизмом, призванным материально заинтересовать собственников земельных участков, других лиц в использовании земли и проведении мероприятий по повышению, восстановлению почвенного плодородия.
    Экономический механизм воздействия складывается из мер позитивного (положительного) и негативного (отрицательного) характера.
    Гарантируя гражданам Российской Федерации право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, их хозяйственную самостоятельность, законодательство в целях экономического стимулирования таких хозяйств освобождает граждан, впервые организующих подобные хозяйства, от уплаты налога на первые пять лет с момента предоставления земель. Наряду с налоговыми льготами экономическое стимулирование фермерских хозяйств осуществляется также через материально-техническое обеспечение и кредитование (ст. ст. 18, 20 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).
    Однако государство использует в необходимых случаях и негативные меры экономического механизма реализации земельно-правовых норм. В качестве примера можно назвать взимание платы за пользование землей в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” или взимание платы за вынужденное по объективным обстоятельствам загрязнение земель. Являясь формой компенсации правомерного ущерба, наносимого землям, взимание платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, предусмотренное Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”, призвано экономически стимулировать предприятия, организации, иностранные юридические и физические лица сокращать и прекращать вредное воздействие на окружающую природную среду.
    Значительное место среди негативных мер экономического воздействия составляет возмещение убытков, причиненных собственникам земли, землепользователям, арендаторам в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд или ее временным занятием, повлекшим ограничение права пользования землей и ухудшение ее качества.