Войти
Образовательный портал. Образование
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Понятие и виды хозяйственных отношений отграничение хозяйственных отношений от других видов правоотношений - хозяйственное право библиотека русских учебников. Признаки хозяйственных правоотношений

    Понятие и виды хозяйственных отношений отграничение хозяйственных отношений от других видов правоотношений - хозяйственное право библиотека русских учебников. Признаки хозяйственных правоотношений

    Признаки хозяйственной деятельности

    1. Это не разовый акт или единовременное действие, а многоэтапная сложная деятельность, осуществляемая систематически.

    2. Осуществляется не для собственных потребностей, а для удовлетворения потребностей других людей и общества в целом.

    3. Сочетает частные интересы производителя и публичные интересы государства и общества.

    4. Выполняется на профессиональной основе.

    5. Результаты деятельности имеют стоимостной характер.

    В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой).

    Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства).

    Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли.

    Принципы предпринимательской деятельности:

    1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона);

    2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг);

    3) свободное распоряжение прибылью;

    4) свободный наём работников;

    5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан.

    Государство в нормативных актах регулирует хозяйственную деятельность путем установления ограничений для предпринимателей (обязательность регистрации, лицензирования и др.), а также гарантированием их прав и законных интересов.

    2. Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения.

    Хозяйственные отношения – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности.

    1) наличие определенного круга субъектов (участников): государство в лице его органов, юридические и физические лица;

    2) сочетание в них организационных и имущественных элементов (организация производства; выпуск продукции).

    Основной характеристикой хозяйственных правоотношений является состав правоотношения, включающий элементы:

    1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.).

    2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования.



    Юридические факты – жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора).

    Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо ).

    Методы – это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями.

    Методы хозяйственно-правового регулирования:

    1. Метод предписаний (императивный)– предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–

    2. Метод автономных решений (диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -.

    3. Метод координации – обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса.

    4. Метод рекомендаций – предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.).

    Виды хозяйственных правоотношений:

    I. По характеру правоотношений:

    1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности;

    2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью.

    II. По взаимному положению сторон:

    1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров);

    2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества.

    III. По сфере действия:

    1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями;

    2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами.

    IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления:

    1) правоотношения в сфере промышленности;

    2) правоотношения в сфере сельского хозяйства;

    3) правоотношения в сфере транспорта;

    4) правоотношения в сфере капитального строительства.

    3 . Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые читают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль).

    В структуру отрасли хозяйственного права входят институты (банкротства, антимонопольного регулирования), подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право).

    Предметом (основными вопросами) хозяйственного права как науки является:

    1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом;

    2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;

    3) обобщение правоприменительной практики;

    Хозяйственное право (как учебная дисциплина) – это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования.

    Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части . Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы:

    1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства.

    2. Субъекты хозяйственного права.

    3. Правовое регулирование отношений собственности.

    4. Хозяйственный договор.

    5. Хозяйственно-правовая ответственность.

    Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы:

    1. Правовое регулирование банкротства.

    2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности.

    3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

    4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

    4. Источник (форма) хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования.

    Виды источников хозяйственного права:

    1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы) ). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела).

    2. Правовой (юридический (судебный или административный)) прецедент – решение суда или административного органа по конкретному делу,ставшее обязательным для разрешения таких же дел в будущем. Является основным источником в англо-американской правовой семье (общего права). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.

    3. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды:

    а) внутригосударственные нормативные договорыколлективные договоры, уставы предприятий и др.;

    б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.).

    4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся:

    1) Конституция Украины – Основной Закон государства;

    2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы);

    3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

    Это основной источник права в романо-германской правовой семье.

    5. Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению и руководству хозяйственной деятельностью.

    Предметом регулирования хозяйственного законодательства являются хозяйственные отношения по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

    Признаки (основные черты)хозяйственного законодательства:

    1) наличие базового акта (хозяйственный кодекс);

    2) наличие большого количества нормативных актов, что обусловлено объективными (сложность хозяйственной жизни) и субъективными (многочисленные эксперименты в сфере экономики) причинами;

    3) преобладание комплексных нормативных актов, содержащих нормы различных отраслей права (гражданского, финансового, трудового и др.);

    4) наличие значительного количества нормативных актов ограниченной сферы действия – ведомственных, локальных;

    5) наличие нормативных актов бывшего СССР (ГОСТы, Положение о поставке);

    6) связь хозяйственного законодательства Украины с коммерческим правом других государств и международными договорами по хозяйственным вопросам. Эта связь осуществляется на основе принципов:

    1) приоритета (примата) специальных норм международного договорного права над общими нормами хозяйственного права Украины (в Украине как государстве, относящемуся к романо-германской правовой семье, принято правило: если международным договором установлены другие правила (коллизия норм), чем по законодательству Украины, то применяются правила международного договора);

    2) придания нормам международных договоров статуса национального законодательства Украины;

    3) права сторон внешнеэкономических договоров выбирать (согласовывать выбор) право страны, которым определяются права и обязанности сторон договора. При отсутствии согласования сторон действует право государства местонахождения (основного места деятельности, проживания) стороны – исполнителя договора: продавца, наймодателя, перевозчика, кредитора, поручителя и др., или страны, где выполняются работы.

    6. Система хозяйственного законодательства – это внутреннее его строение, т.е. расположение хозяйственно-правовых актов с учетом их связей и свойств.

    Виды систем хозяйственного законодательства:

    1) вертикальную систему – в зависимости от юридической силы юридических актов – законы и подзаконные акты;

    2) горизонтальную – в зависимости от предмета правового регулирования (по видам и характеру хозяйственной деятельности, отраслям и сферам народного хозяйства (экономики) – нормативные акты в сфере инвестирования, хозяйственных договоров, банкротства и др. Исходя из этого выделяют отрасли, подотрасли и институты хозяйственного законодательства (например: отрасль – хозяйственное законодательство, подотрасль – предпринимательское законодательство, институт – законодательство о банкротстве).

    Систематизация в хозяйственном праве – это деятельность законодателя и иных субъектов по упорядочению существующих правовых норм и нормативных актов в единую, внутренне согласованную систему.

    Различают 3 вида систематизации законодательства:

    1. Кодификация – вид систематизации путем упорядочения ранее принятых актов, изменения их содержания, создания нового нормативного акта (кодекса).

    2. Инкорпорация – вид систематизации путем внешней обработки и объединения нормативно-правовых актов в единый сборник по определенным принципам:

    а) хронологический (Сборник постановлений КМУ за 2002 г.);

    б) алфавитный;

    в) предметный (Сборник законодательства о предпринимательской деятельности; о банкротстве и др.).

    3. Консолидация – вид систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное значение. Здесь нормативные акты обычно объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности.

    Хозяйственные правоотношения – урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

    Структура хозяйственных правоотношений:

    1) субъекты – участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);

    2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);

    Основания возникновения хозяйственных правоотношений

    Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.

    Виды правоотношений:

    1. По объему прав:

    а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;

    б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.

    2. По способу реализации прав:

    а) вещные – для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;

    б) обязательственные возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.

    3. По распределению прав и обязанностей:

    а) простые у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);

    б) сложные у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).

    Основная:

    1. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для студентов высших учебных заведений / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин / – М.: Норма, 2008 . – 752 с.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.

    3. Макаров, Н. Д. Предпринимательское право: учеб. пособие для студентов СПО / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2008. – 256 с.

    4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.

    Дополнительная:

    1. Евтушенко, И. И. Хозяйственное право: методические указания к практическим (семинарским) занятиям / Сост. И. И. Евтушенко. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 43 с.

    2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.

    3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.

    Контрольные вопросы

    1. Что является предметом и методом хозяйственного права?

    2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?

    3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.

    2. Субъекты хозяйственного права

    3. Правовой статус хозяйственных обществ

    4. Правовой статус хозяйственных объединений

    1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства

    Базовымпонятием в хозяйственном праве и законодательстве является понятие хозяйственной деятельности.

    Хозяйственная деятельность это общественно полезная деятельность членов общества и их объединений по производству и реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг, а также по обеспечению их производителей необходимыми ресурсами.

    В зависимости от цели и способа организации и осуществления хозяйственная деятельность может быть двух видов – непредпринимательской и предпринимательской (коммерческой).

    Непредпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется с целью удовлетворения определенных общественных потребностей независимо от прибыльности (получение прибыли от такой деятельности играет второстепенную роль; например, деятельность НИИ, экспериментальных предприятий и учреждений, финансируемых за счет государства).

    Предпринимательская хозяйственная деятельность осуществляется субъектом хозяйствования на собственный риск с целью получения прибыли.

    Принципы предпринимательской деятельности:

    1) свободный выбор деятельности (но в рамках закона);

    2) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей изготовленной продукции, установление цен (монополизм, конкуренция, демпинг);

    3) свободное распоряжение прибылью;

    4) свободный наём работников;

    5) привлечение на добровольных началах имущества и средств юридических лиц и граждан.

    Хозяйственная деятельность осуществляется путем вступления ее участников в хозяйственные отношения.

    Хозяйственные отношения это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в среде непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства (организации) такой деятельности.

    Признаки хозяйственных правоотношений

    Структура хоз.правоотношений:

    1. Объект – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения (продукция, услуги, работы и др.).

    2. Субъекты – участники хозяйственных правоотношений – физические и юридические лица, их объединения, государство в целом и государственные образования.

    Юридические факты – жизненные обстоятельства (действия и события), с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений (например, заключение договора).

    Хозяйственные правоотношения регулируются на основе определенных методов (путь к чему-либо ).

    Методы – это используемые законодателем способы правового оформления хозяйственных правоотношений в соответствии с их особенностями.

    Методы хозяйственно-правового регулирования :

    1. Метод предписаний (императивный) – предусматривает право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником) в отношении подчиненного ему субъекта (решение зарегистрировать предприятие, выдать лицензию и др.);–

    2. Метод автономных решений (диспозитивный)– позволяет субъектам хозяйствования принимать самостоятельно юридически значимые решения; -.

    3. Метод координации – обеспечивает принятие юридически значимых решений по согласованию сторон путем компромисса.

    4. Метод рекомендаций – предусматривает издание компетентными органами адресованных субъектам хозяйствования предложений (рекомендаций) по поводу организации деятельности (примерные уставы, типовые договора и др.).

    Виды хозяйственных правоотношений:

    I. По характеру правоотношений:

    1) отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности;

    2) отношения по руководству хозяйственной деятельностью.

    II. По взаимному положению сторон:

    1) горизонтальные – участники правоотношений равноправны (например, при заключении договоров);

    2) вертикальные – одним из участников правоотношений выступает орган хозяйственного руководства, в т.ч. собственник имущества.

    III. По сфере действия:

    1) внутрихозяйственные – возникают внутри хозяйственной организации между структурными подразделениями;

    2) меж(внешне)хозяйственные – возникают между самостоятельными субъектами.

    IV. По отраслям народного хозяйства и сферам управления:

    1) правоотношения в сфере промышленности;

    2) правоотношения в сфере сельского хозяйства;

    3) правоотношения в сфере транспорта;

    4) правоотношения в сфере капитального строительства.

    Хозяйственное право (как отрасль права) – это система правовых норм, регулирующих отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности и руководству ею с применением различных методов правового регулирования (ученые считают, что это: самостоятельная отрасль, не самостоятельная отрасль, комплексная отрасль). В структуру отрасли хозяйственного права входят:

      институты (банкротства, антимонопольного регулирования и др.),

      подотрасли (предпринимательское право, корпоративное право, инвестиционное право).

    Предметом (основными вопросами) хозяйственного права как науки является:

    1) изучение истории становления и развития системы правового регулирования хозяйственных отношений в Украине и за рубежом;

    2) выявление закономерностей, тенденций, пробелов правового регулирования хозяйственных отношений;

    3) обобщение правоприменительной практики;

    Хозяйственное право (как учебная дисциплина ) – это совокупность знаний и навыков правового регулирования хозяйственной деятельности и использования соответствующих правовых норм в практике хозяйствования.

    Общий курс хозяйственного права включает Общую и Особенную части .

    Общая часть содержит в себе материал об основных положениях правового регулирования хозяйственной деятельности, независимо от сферы этой деятельности. Например, темы:

    1. Понятие и характеристика хозяйственного права и законодательства.

    2. Субъекты хозяйственного права.

    3. Правовое регулирование отношений собственности.

    4. Хозяйственный договор.

    5. Хозяйственно-правовая ответственность.

    Специальная часть хозяйственного права содержит материал о правовом регулировании хозяйственной деятельности в отдельных отраслях и сферах хозяйственной жизни. Например, темы:

    1. Правовое регулирование банкротства.

    2. Правовое регулирование антимонопольной деятельности.

    3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

    4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

    4. Источник (форма) хозяйственного права – это официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования.

    Виды источников хозяйственного права :

    1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным воздействием (торговые обычаи, деловые обыкновения (начинать переговоры с представления себя и фирмы) ). В Украине правовые обычаи используются редко, в основном в сфере внешнеторговых сделок (например, обычай, по которому нарушение внешнеэкономического контракта оценивается по закону места рассмотрения дела).

    2. Правовой (юридический (судебный или административный )). В Украине сходство с прецедентом имеет судебная практика.

    3. Нормативно-правовой договор – соглашение двух или нескольких субъектов, устанавливающее права и обязанности как общие правила поведения. Подразделяется на виды:

    а) внутригосударственные нормативные договоры – коллективные договоры, уставы предприятий и др.;

    б) межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и др.).

    4. Нормативно-правовой акт – это официально принятый компетентными органами документ, содержащий правовые нормы и регулирующий хозяйственно-правовые отношения. К ним относятся:

    1) Конституция Украины – Основной Закон государства;

    2) законы – нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу (кодексы, законы);

    3) подзаконные акты (Указы Президента, Постановления ВРУ, постановления и распоряжения КМУ, приказы министра, нормативные акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

    Это основной источник права в романо-германской правовой семье.

    Книга: Хозяйственное право Украины - Щербина

    § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды

    В народном хозяйстве применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени труда и отдыха, гарантий и компенсаций и т.д регулирует трудовое право.

    Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения по поводу природопользования регулируются природоресурсовими отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

    Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются плательщиками налогов и т.д. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

    Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

    Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

    Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле, а именно: хозяйственными являются отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образуются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования, состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

    Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченный, по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются:

    хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированные как юридические лица;

    Государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управления и т.д.);

    структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

    Физические лица, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей;

    государственные и общественные учреждения и организации, являющиеся потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

    Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которого действуют его органы.

    Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является сочетание в них организационных и имущественных элементов. Такое сочетание обусловлено тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между хозяйствующими субъектами и их контрагентами являются "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

    Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнения работ, оказания услуг).

    По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальны и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные не-имущественные отношения; хозяйственное право в соответствии с законодательством является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

    Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, составляет предмет хозяйственного права.

    Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

    Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

    Так, по характеру правоотношений различают:

    Отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

    Отношения по управлению (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

    За взаимным положением сторон правоотношения делятся на-

    Горизонтальные, участники которых равноправны;

    Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе собственник имущества или уполномоченный им орган.

    По сфере действия правоотношения делятся на:

    Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями;

    Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), возникающие между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

    За отраслями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

    В области промышленности;

    В отрасли сельского хозяйства;

    В области транспорта;

    В области капитального строительства;

    В сфере приватизации;

    В сфере антимонопольного регулирования;

    В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

    1. Хозяйственное право Украины - Щербина
    2. Раздел i Понятие и принципы предпринимательской деятельности
    3. § 2. Условия осуществления предпринимательства
    4. § 3. Предприниматель и государство
    5. Раздел II Хозяйственные правоотношения, хозяйственное право
    6. § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды
    7. § 3. Методы хозяйственного права
    8. Раздел III Хозяйственное законодательство
    9. § 2. Нормативные акты хозяйственного законодательства: понятие и виды
    10. § 3. Система хозяйственного законодательства
    11. § 4. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства
    12. Раздел IV Субъекты хозяйственного права
    13. § 2. Виды субъектов хозяйственного права
    14. § 3. Задачи, права и обязанности субъекта хозяйственного права
    15. Раздел V Правовой статус предприятий § 1. Понятие предприятия
    16. § 2. Организационно-правовые формы предприятий
    17. § 3. Создание предприятия
    18. § 4. Учредительные документы предприятия
    19. § 5. Государственная регистрация предприятия
    20. § 6. Прекращение деятельности предприятия
    21. Раздел VI Правовой статус акционерных обществ § 1. Понятие и юридический статус акционерного общества
    22. § 2. Учредители, участники и порядок создания акционерного общества
    23. § 3. Имущество и имущественные права в акционерном обществе
    24. § 4. Правовой режим акций
    25. § 5. Правовой режим дивидендов
    26. § 6. Управление акционерным обществом
    27. Раздел VIIПравове положение других хозяйственных обществ § 1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
    28. § 2. Полное товарищество
    29. § 3. Коммандитное общество
    30. Раздел VIII Правовое положение хозяйственных объединений § 1. Понятие хозяйственного объединения. Законодательство о хозяйственных объединениях
    31. § 2. Виды хозяйственных объединений
    32. § 3. Функции и компетенция хозяйственного объединения
    33. § 4. Правовой статус промышленно-финансовых групп
    34. Раздел IX Правовое регулирование отношений собственности в экономике Украины § 1. Понятие и формы собственности в экономике Украины. Право собственности
    35. § 2. Право государственной собственности
    36. § 3. Право коллективной собственности
    37. § 4. Право частной собственности
    38. § 5. Правовой режим имущества государственных предприятий. Особенности правового режима имущества государственных бюджетных учреждений
    39. Глава X Общая характеристика хозяйственных договоров § 1. Правовая основа, понятие и особые признаки хозяйственного договора
    40. § 2. Классификация и система хозяйственных договоров по законодательству Украины
    41. § 3. Функции хозяйственного договора
    42.
    43. § 4. Форма хозяйственного договора
    44. § 6. Исполнения хозяйственных договоров
    45. Раздел XI Хозяйственно-правовая ответственность § 1. Понятие ответственности в хозяйственном праве
    46. § 2. Функции ответственности
    47. § 3. Виды ответственности
    48. § 4. Основания ответственности
    49. Раздел XII Правовое регулирование банкротства § 1. Понятие банкротства. Субъекты в отношениях банкротства
    50. § 2. Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства
    51. § 3. Основания для применения банкротства
    52. § 4. Производство по делам о банкротстве
    53. § 5. Ликвидационная процедура
    54. § 6. Мировое соглашение
    55. Раздел XIII Правовое регулирование цен и ценообразования § 1. Понятие и функции цены. Политика ценообразования
    56. § 2. Виды цен и порядок их установления
    57. § 3. Правовое регулирование контроля
    58. Раздел XIV Правовые основы защиты экономической конкуренции в Украине § 1. Законодательство о защите экономической конкуренции. Виды нарушений законодательства об экономической конкуренции
    59. § 2. Правовое положение Антимонопольного комитета
    60. § 3. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
    61. § 4. Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции
    62. § 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
    63. Раздел XV Правовое регулирование аренды государственного и коммунального имущества § 1. Понятие договора аренды. Объекты аренды
    64. § 2. Стороны в договоре аренды
    65. § 3. Порядок заключения договора аренды
    66. § 4. Условия договора аренды
    67. § 5. Прекращение договора аренды
    68. § 6. Правовое регулирование лизинговых операций в Украине
    69.

    1.Отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, пражанами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основании договоров.
    2.Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств, других условий хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Украины.
    3.Предприятие имеет право реализовывать самостоятельно всю продукцию к территории Украины и за ее пределами, если иное не предусмотрено законом.
    1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет кроме договорного принципа построения взаимоотношений предприятий и других субъектов хозяйствования в их хозяйственной деятельности, определяет признаки хозяйственных отношений в соответствии с хозяйственно-правовой концепцией. То есть хозяйственными являются отношен. и между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органа управления, которые возникают в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования состоят из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании и является предметом хозяйственного права. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор.
    2. Переход к рыночной экономике и именно функционированию рыночного механизма возможны лишь при условии, что основная масса товаропроизводителей - субъект л хозяйствования - имеет свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Результаты этой деятельности реализовываются на рынке товаров и услуг на договорных принципах. Переход к рынку сопровождается сужением планово-административного влияния государства на имущественные отношения и, следовательно, расширяется свобода выбора партнеров в хозяйственных связях и определения содержания договорных обязательств. Частью 2 этой статьи конкретизируется общий принцип свободы в осуществлении хозяйственной деятельности.
    3. В связи с установлением правовых и экономических принципов осуществления процедуры закупки товаров, работ и услуг за счет государственных средств Постановлением КМУ от 28 марта в 2008 г. № 274 об утверждении Временного Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства с целью создания конкурентной среды в сфере государственных закупок, а также предотвращения проявления коррупции в этой сфере, обеспечения прозрачности процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и достижения оптимального и рационального их использования, упрощен механизм осуществления процедуры закупок, уменьшен уровень дополнительной нагрузки на субъектов рынка государственных закупок.

    Еще по теме Статья 67. Хозяйственные отношения предприятия с другими предприятиями, организациями, гражданами:

    1. Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации