Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Источники семейного права современные мыслители. Источники права. Законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты. Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Источники семейного права современные мыслители. Источники права. Законы субъектов Российской Федерации. Подзаконные нормативные акты. Действие семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Источники права - это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

    По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

    законы - Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ;

    подзаконные нормативные акты - Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов РФ.

    Конституция РФ содержит отправные положения правового регулирования семейных отношений. Особое значение при этом имеют положения главы 2 Конституции РФ, посвященные правам и свободам человека и гражданина. В ряде статей данной главы Конституции РФ непосредственно говорится о правах и обязанностях участников семейных правоотношений: равенство Прав мужчины и женщины (ст. 19), право на семейную тайну (ст. 23), защита государством материнства и детства, право и обязанность родителей заботиться о детях, обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38) и др.

    Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

    В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 года «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации».

    По структуре Семейный кодекс Российской Федерации состоит из восьми разделов, включающих двадцать одну главу и сто семьдесят статей. Разделы седьмой и восьмой деления на главы не имеют.

    Структура Семейного кодекса Российской Федерации:

    Раздел I. Общие положения.

    Глава 1. Семейное законодательство.

    Глава 2. Осуществление и защита семейных прав.

    Раздел II. Заключение и прекращение брака.

    Глава 3.Условия и порядок заключения брака.

    Глава 4. Прекращение брака.

    Глава 5. Недействительность брака.

    Раздел III . Права и обязанности супругов.

    Глава 6. Личные права и обязанности супругов.

    Глава 7. Законный режим имущества супругов.

    Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

    Глава 9. Ответственность супругов по обязательствам.

    Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей.

    Глава 10. Установление происхождения детей.

    Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

    Глава 12. Права и обязанности родителей.

    Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи.

    Глава 13. Алиментные обязательства родителей и детей.

    Глава 14. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

    Глава 15. Алиментные обязательства других членов семьи.

    Глава 16. Соглашения об уплате алиментов.

    Глава 17. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

    Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

    Глава 19. Усыновление (удочерение) детей.

    Глава 20. Опека и попечительствонад детьми.

    Глава 21. Приемная семья.

    Раздел VII. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

    РазделVIII. Заключительные положения.

    Нормы семейного права, помимо СК РФ, могут содержаться и в других федеральных законах. При этом положения этих законов не должны противоречить нормам СК РФ. Именно на таком принципе основано, в частности, применение норм Гражданского кодекса РФ для регулирования семейных отношений. Например, институт опеки и попечительства в гражданском праве применяется при регулировании опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми; институт недействительности сделок при признании недействительным брачного договора и соглашения об уплате алиментов и др.

    Законы субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В отдельных статьях СК РФ отдельно оговаривается возможность решения конкретного вопроса субъектами РФ. Так, в соответствии со ст. 13 СК РФ субъекты РФ могут устанавливать в своих законах порядок и условия вступления в брак до достижения 16 лет при наличии особых обстоятельств.

    Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и поэтому по юридической силе они стоят на втором месте после законов. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г- № 829 утверждено «Положение о приемной семье», которое дополняет и конкретизирует нормы главы 21 СК РФ.

    Постановления Пленумов Верховного Суда РФ имеют большое значение для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права. Вместе с тем они не могут рассматриваться в качестве источников семейного права, поскольку Верховный суд нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права.

    В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

    При применении международно-правовых норм действует правило: если международно-правовая норма противоречит нормам семейного права России, то применяется международно-правовая норма.

    во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Действие семейного законодательства во времени подчиняется общему правилу: новые нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и распространяются только на те отношения, которые возникают после введения в действие новых актов.

    Важное значение имеет также момент прекращения действия семейно-правовых актов. Он определяется по следующим правилам:

    Если в нормативном акте установлен срок его действия, то он утрачивает юридическую силу с наступлением указанного в нем срока;

    Если срок действия правового акта не указан, то он прекращает свое действие либо с принятием нового нормативного акта, регулирующего такие же общественные отношения, что и ранее действовавший, либо в результате его отмены.

    Действие семейного законодательства в пространстве подчиняется следующим правилам:

    Законы Российской Федерации применяются на всей ее территории;

    Законодательные акты субъектов Российской Федерации действуют только на их территории (в республике, крае, области);

    При несоответствии закона субъекта РоссийскойФедерации федеральному закону, действует закон Российской Федерации.

    Российское законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации.

    В соответствии с п. 2 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с российскими гражданами, за отдельными исключениями, установленными федеральными законами или международными договорами.

    К содержанию книги: Семейное право. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

    Смотрите также:

    Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность.

    Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких, как СК. Она выражена также в науке семейного права и в учебной дисциплине "семейное право".

    Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

    Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

    • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
    • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
    • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
    • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
    • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
    • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.

    Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:



    1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

    2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

    3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

    – регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

    – могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

    – не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;



    4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

    5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

    6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

    – определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

    – установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

    – порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

    – утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

    – установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

    Источники семейного права - это законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы семейного права. Семейное законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы семейного права, действующих в Российской Федерации Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. [и др.]. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект", "Институт частного права", 2015 г..

    Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, - все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

    К семейному законодательству статья 3 Семейного кодекса РФ относит:

    • - во-первых, СК РФ;
    • - во-вторых, другие федеральные законы;
    • - в-третьих, законы субъектов РФ.

    Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I "Общие положения"; разд. II "Заключение и прекращение брака"; разд. III "Права и обязанности супругов"; разд. IV "Права и обязанности родителей и детей"; разд. V "Алиментные обязательства членов семьи", разд. VI "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей", разд. VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" и разд. VIII "Заключительные положения".

    К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести:

    • - от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве",
    • - от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
    • - от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
    • - от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния",
    • - от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей",
    • - от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и др.

    Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование - нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

    Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например, Закон Краснодарского края от 29.12.2004 N 827-КЗ "Об обеспечении основных гарантий прав ребенка в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 22.12.2004).

    Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей"*(21) (в ред. от 15 августа 2008 г.).

    В целях реализации положений Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 утверждены правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.

    Источник

    семейного права

    Нормы семейного права

    Конституция РФ

    «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Их можно отнести к праву ребенка жить и воспитываться в семье. Часть 2 ст. 17

    «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Именно под таким углом зрения рассматриваются семейно-правовые споры, особенно те, что связаны с правами ребенка. Часть 3 ст. 17

    «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Основополагающее конституционное правило, которое является ключом для разрешения семейно-правовых конфликтов разной степени тяжести, входящих в орбиту внимания семейного законодательства. Часть 3 ст. 19.

    Семейное законодательство наделяет родителей правами и обязанностями по воспитанию и образованию своих детей, родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования - таковы семейно-правовые предписания, основанные на ст. 43 Конституции.

    «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Судебная защита как личных (неимущественных), так и имущественных прав членов семьи. Часть 1 ст. 46.

    Семейный кодекс РФ

    Правила СК применимы к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие (абз. 1 п. 1 ст. 169 СК).

    В нормах СК закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. СК охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.

    Федеральные законы

    В развитие установленных в разд. VI "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" СК норм принят Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим Законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Разработан и принят прямо названный в ст. 122 СК Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".

    Отдельные нормы семейного права содержатся и в ряде других федеральных законов (Закон об основных гарантиях прав ребенка; Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

    Законы субъектов РФ

    Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 комментируемой статьи могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК.

    Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ:

    • - установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК);
    • - выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК);
    • - присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК);
    • - организация и деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК). Например, Закон Краснодарского края от 13 октября 2009 года N° 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";
    • - определение возможности (случаев) устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатную семью (п. 1 ст. 123, п. 6 ст. 145 СК);
    • - установление порядка и размера выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка (п. 3 ст. 148 СК);
    • - определение размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размера денежных средств на содержание каждого ребенка, а также мер социальной поддержки, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей (п. 2 ст. 153.1 СК).

    Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Например, Закон Краснодарского края от 15.12.2004 N 807-КЗ (принят ЗС КК 08.12.2004) «О ежемесячном пособии на ребенка».

    Иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения

    Указы Президента РФ , которые носят нормативный характер, т.е. содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

    Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов РФ это возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

    Постановления Правительства РФ :

    • - от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью";
    • - от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье";
    • - от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей";
    • - от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»;
    • - от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением";
    • - от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей".

    Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение постановления Правительства РФ "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" был издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями", которым утверждены Положение о медицинском освидетельствовании граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего(ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения.

    Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; источники семейного права; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

    Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

    · брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);

    · права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);

    · права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);

    · алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);

    · формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);

    · применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства.

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

    Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

    К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ

    Семейное законодательство - это система НПА, регулируемых семейные отношения, круг которых определен СК. Основными НПА в области СП являются: Конституция РФ – закрепляет основополагающие принципы; - провозглашает принцип государственной защиты семьи, ма­теринства и детства; - устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязательством родителей; - закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботится о нетрудоспособных родителях; - относит семейное законодательство к совместной сфере ве­дения РФ и Субъектов РФ. СК РФ от 29.12.95: определяет круг общественных отношений, регулируемых СП; регулирует базовые семейно-правовые отношения. ГК РФ (ч.1, 2, 3): регулирует личные неимущественные отношения; наследственные отношения; иные общественные отношения. Другие ФЗ и подзаконные акты РФ; законы Субъектов РФ и подзаконные акты Субъектов РФ. Особое место среди источников СП занимают меж­дународно-правовые акты, такие как: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах от 16.12.1966 г.; Международный пакт о гражданстве и политических правах от 16.12.1966 г.; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.и др.

    Основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям установлены ст. 4 СК. Из содержания этой статьи следует, что в регулировании возможности применения гражданского законодательства к семейным отношениям произошли значительные изменения. В ранее действовавшем законодательстве регулирование семейных отношений нормами гражданского законодательства допускалось только в случаях, прямо предусмотренных в законе (например, ст. 46 КоБС для определения правового режима совместно приобретенного имущества лицами, брак которых признан недействительным, отсылала к ст. 116-125 Гражданского кодекса РСФСР). В ст. 2 ГК РСФСР 1964 г. содержалось указание на то, что семейные отношения регулируются семейным законодательством. Субсидиарное (то есть дополнительное) применение гражданского законодательства к семейным отношениям в законе не упоминалось, а практически имело место, так как семейное законодательство не содержало в ряде случаев необходимых понятий и институтов (правоспособность и дееспособность граждан, обязательства, валюта денежных обязательств, надлежащее исполнение обязательства, срок исполнения, зачет встречных требований и т. д.). Возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к семейным отношениям впервые на законодательном уровне была отражена в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и получивших силу на территории Российской Федерации с 3 мая 1992 г. в части, не противоречащей законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г., то есть с момента провозглашения суверенитета РФ. В п. 3 ст. 1 Основ гражданского законодательства отмечалось, что к семейным отношениям гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не урегулированы семейным законодательством. Новый Гражданский кодекс РФ семейные отношения в качестве предмета регулирования не называет. А вопрос о применении гражданского законодательства к семейным отношениям был решен в Семейном кодексе.

    В ст. 4 СК закреплено важное положение о том, что к перечисленным в ст. 2 СКимущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи (то есть между супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами), не урегулированным семейным законодательством (ст. 3 СК), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Таким образом, гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. Однако в любом случае применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой. Закрепление в ст. 4 СК основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям связано с усилением договорных начал в семейном праве. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. В ряде статей СК указаны конкретные нормы ГК, которыми следует руководствоваться при разрешении тех или иных вопросов брачно-семейных отношений. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

    а) ст. 198-200 и 202-205 ГК - при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);

    б) ст. 257-258 ГК - при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);

    в) ст. 451-453 ГК - при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);

    г) ст. 26 и 28 ГК - при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);

    д) ст. 37 ГК - при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (п. 3 ст. 60 СК);

    е) п. 1 ст. 165 ГК - при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);

    ж) п. 2 ст. 36 ГК - при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);

    з) ст. 36-38 ГК - при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);

    и) ст. 181 ГК при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).

    Кроме того, в отдельных нормах СК бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях: применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30 СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п. 3 ст. 145 СК).

    Для семейного права имеют также теоретическое и практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.). В связи с этим ряд авторов рассматривает ГК как самостоятельный источник семейного права. Однако здесь необходимо обратить внимание на то, что ст. 4 СКустановлена возможность применения к семейным отношениям гражданского законодательства только в тех случаях, когда это не противоречит их существу и отсутствуют необходимые нормы семейного законодательства. Указанное положение имеет принципиальное значение, поскольку позволяет избежать любых искажений сути отношений, входящих в предмет семейного права, в результате применения к ним тех или иных норм гражданского законодательства.

    Исследованию проблемы соотношения гражданского и семейного законодательства при регулировании семейных отношений уделяется значительное внимание в юридической литературе последнего времени. При этом высказываются две различные точки зрения, что в немалой степени обусловлено принципиально противоположным подходом к месту семейного права в системе права (семейное право - самостоятельная отрасль права; семейное право - подотрасль гражданского права). Большинство авторов, стоящих на позиции существования семейного права как самостоятельной отрасли права, обоснованно полагают, что исходя из смысла ст. 4 СК применение норм гражданского права к семейным отношениям имеет субсидиарный характер. Это означает, что семейные отношения регулируются прежде всего нормами семейного законодательства, а гражданское законодательство применяется лишь к тем семейным отношениям, которые не урегулированы нормами семейного права, и лишь постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. С другой стороны, сторонники признания семейного права подотраслью гражданского права предлагают рассматривать соотношение гражданского и семейного законодательства как соотношение общих и специальных норм. На этой основе делается вывод о регулировании семейным законодательством лишь специальных черт семейных правоотношений, в той же части, в какой семейные правоотношения не обладают спецификой, они должны регулироваться гражданским законодательством.

    На наш взгляд, определяющим началом в решении вопроса о соотношении гражданского и семейного законодательства является отношение к семейному праву как к самостоятельной отрасли права. Как уже отмечалось, в теории семейного права преобладает именно такой подход к семейному праву. Поэтому более предпочтительной является позиция, согласно которой гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, то есть в порядке субсидиарного применения. В этом же смысле высказывается и Брагинский М. И.: "...гражданские нормы применяются к семейным отношениям субсидиарно".

    Аналогия закона и аналогия права при регулировании семейных отношений. Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. В теории права под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права - решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

    Теоретически не исключается возникновение ситуации, когда какие-либо отношения между членами семьи окажутся не урегулированными не только нормами семейного, но и гражданского права, а соглашение сторон по существу возникшего между ними спора не будет достигнуто. При таких обстоятельствах в результате пробела в законодательстве будет весьма сложно разрешить подобный конфликт в пользу одного из членов семьи с учетом соблюдения прав всех заинтересованных лиц. Ранее семейным законодательством РСФСР порядок разрешения спора в таких случаях не предусматривался вследствие жесткой государственной регламентации разнообразных сторон семейных отношений, хотя ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (Далее - ГПК) допускала применение судами при рассмотрении гражданских дел, как аналогии закона, так и аналогии права к спорному правоотношению. Поэтому ст. 5 СК является новеллой в семейном праве. В ней предусмотрена принципиальная возможность применения при регулировании отношений между членами семьи аналогии (аналогии закона или аналогии права).

    Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются: а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон; б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения. Именно в такой ситуации к спорным отношениям между членами семьи применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные (то есть близкие по характеру) отношения. В противном случае оснований использования аналогии закона не имеется. Однако следует иметь в виду, что разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений. От аналогии закона следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативно-правовом акте, регламентирующем определенное отношение, содержится указание о том, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений (так, не будет аналогией закона применение ст. 168-179 ГК, устанавливающих основания недействительности сделок, для признания брачного договора недействительным, в связи с тем, что п. 1 ст. 44 СК прямо отсылает к этим нормам ГК).

    Если же отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных ст. 1 СК и ст. 1 ГК. Аналогия права применяется в крайнем случае при невозможности прибегнуть к аналогии закона. При использовании аналогии права необходимо обязательно учитывать принципы гуманности, то есть человеколюбия (от лат. - humanus), разумности (основанности на здравом смысле) и справедливости (беспристрастности, правильности, соответствия истине). Данное положение прямо вытекает из требований ст. 18 Конституции РФ, устанавливающей, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Кроме того, оно отвечает смыслу Всеобщей декларации прав человека, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Международного пакта о гражданских и политических правах.

    Применение аналогии закона или аналогии права входит в компетенцию суда, а не отдельных членов семьи по их желанию. При этом принятое по аналогии закона или аналогии права решение суда не должно находиться в противоречии с действующим законодательством РФ и основополагающими принципами российского права.

    Закрепленная ст. 5 СК норма об аналогии закона или права при регулировании семейных отношений не имеет широкого применения на практике. Однако ее введение имеет принципиальное значение как для защиты прав и интересов членов семьи (суд не вправе отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретного закона), так и для совершенствования семейного законодательства в целом.

    Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права , правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

    • Семейный кодекс (основной источник);
    • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
    • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

    В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права , есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством . Эти положения называют принципами семейного права :

    1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
    2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
    3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
    4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
    5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
    6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
    7. Принцип защиты семьи государством.

    Основные понятия семейного права.

    Семья - малая социальная группа , основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

    Семейные правоотношения - вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

    Брак - регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

    Брачный договор (или брачный контракт ) - соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор - официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.