Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Проблемы национальной безопасности рф. Проблемы национальной безопасности

    Проблемы национальной безопасности рф. Проблемы национальной безопасности

    Проблемы обеспечения национальной безопасности россии

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ в широком смысле – способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень жизнедеятельности нации и её конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надёжного существования и устойчивого развития. Это предполагает создание в обществе таких условий, которые на каждом конкретном историческом этапе способствовали бы, во-первых, интеллектуальной и практической мобилизации его структурных возможностей для его устройства (переустройства); во-вторых, оптимальному использованию этих возможностей в интересах и целях повышения социальной эффективности и конкурентоспособности страны; в-третьих, ориентации не только на предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз (следовательно, и на проявление способности противостоять таким угрозам), но прежде всего на стимулирование социально-экономического, культурного и т. д. развития общества. В этом смысле безопасность состоит «именно в развитии, а не в стихийном чередовании заведомо тщётных попыток сохранить статус-кво, будь то внутри страны или вовне её, с лихорадочными попытками радикализма, граничащими с авантюризмом. Любая максималистская постановка любых задач – всегда угроза для безопасности общества, независимо от стоящих за такой постановкой побуждений».

    Естественно, что системе обеспечения национальной безопасности при создании условий для развития страны (нации) в безопасном состоянии не обойтись и без чисто силовых функций. «Силовой» срез в национальной безопасности должен проявляться в гарантированной (в том числе и институционально гарантированной) способности страны своевременно распознать, оценить весь спектр угроз и принимать необходимые меры к оптимальному их снижению и/или отражению с учётом своих возможностей и долговременных интересов развития.

    Функционально «силовой» аспект национальной безопасности заключается:

    в способности страны выявить, оценить угрозы и их возможные последствия в объективных (адекватных) величинах и понятиях;

    в её способности противостоять внешним и внутренним угрозам своей безопасности, при этом в систему обеспечения национальной безопасности должно быть заложено требование постоянного поиска оптимальной стратегии отражения угроз;

    в готовности общества к компенсации конкретной угрозы и её последствий.

    В «Стратегии национальной безопасности США», например, в качестве определяющих условий реализации этой стратегии выделяются, во-первых, готовность американского народа платить (долларами, политическими усилиями, а иногда и жизнями американцев); во-вторых, активная и постоянная двухпартийная поддержка со стороны американского конгресса; в-третьих, способность американской администрации реализовать «лидерство в мире с таким расчётом, чтобы оно отражало… национальные ценности и обеспечивало безопасность этой страны».

    Силовые функции системы обеспечения национальной безопасности возлагаются на государство и его институты, шире – на государственную безопасность как стратегическое средство обеспечения целей национальной безопасности, которая означает способность государства и его структур обеспечивать целостность, суверенитет, конституционный строй страны как необходимое условие прогрессивного и устойчивого развития нации. Государственная безопасность локализована в политической сфере и предполагает защиту главного в политике – конституционного строя, государственной власти; иные сферы жизнедеятельности страны существенны в плане государственной безопасности лишь в том случае, если происходящие в них процессы начинают угрожать политическим аспектам безопасности страны.

    Стратегическая цель безопасности общества требует видеть одновременно и в комплексе все угрозы безопасности. Видеть, оценивать и иметь стратегию и средства оптимального ответа на них. Для распознавания угроз необходим комплексный взгляд на максимально широкий круг проблем с позиций всего общества, а не отдельных его институтов.

    В систему национальной безопасности важно изначально заложить принцип постоянного поиска оптимальной стратегии отражения угроз, а не максималистских подходов типа «любой ценой» обеспечить желаемое. Ведущим здесь выступает требование разумной достаточности. Иначе говоря, безопасность должна надёжно гарантировать от худшего, но не более того.

    Наряду с охранительными (мобилизационными) элементами безопасности (сохранение которых по-прежнему актуально) крайне важна роль принципиально новых элементов, предполагающих поддержание жизнеспособности и конкурентоспособности общества.

    Для сбора и оценки информации, выработки стратегии безопасности страны и ее проведения в жизнь необходима соответствующая система, безусловно подконтрольная обществу.

    В рамках такого концептуального подхода основную цель политики безопасности России можно определить как поддержание динамической стабильности, то есть предсказуемого, контролируемого хода основных социальных процессов, для обеспечения такого сочетания внутренних и внешних (геополитических, геоэкономических) условий, которое было бы максимально благоприятным для эволюционного развития страны.

    Для адекватного восприятия и глубокого понимания реального уровня безопасности России необходимо иметь чёткое представление о следующих факторах: характере и источниках угроз её безопасности; жизненно важных национальных интересах; наличии ресурсов (людских, материальных, духовных, интеллектуальных) для создания систем безопасности, способных отразить возникающие угрозы, защитить и реализовать интересы страны; закономерностях формирования, организации и функционирования систем обеспечения безопасности, их развития сообразно изменяющимся геополитическим и другим условиям.

    Законом Российской Федерации предусматривается, что система обеспечения её национальной безопасности создаётся существующими и вновь формируемыми (в случае необходимости) государственными структурами, функционирующими в законодательной, исполнительной и судебных сферах страны. Важная роль в создании и организации функционирования подобной системы отводится Совету безопасности Российской Федерации (СБ РФ), призванному возглавить формирование внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, обеспечить сохранение государственного суверенитета страны, поддержание социально-политической стабильности в обществе, защиту прав и свобод граждан.

    Основными задачами СБ РФ в современных условиях являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; своевременное выявление реальных и потенциальных угроз национальной безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения национальной безопасности страны и организация подготовки необходимых для этого комплексных программ; принятие оперативных решений с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь за собой тяжёлые социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, а также координация действий по их ликвидации; координация и контроль деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности, совершенствование и дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности России путём разработки предложений, связанных с реформированием существующих либо созданием новых органов, способных обеспечить безопасность личности, общества и государства.

    Ведущие военные учёные и специалисты России в своих исследованиях по проблемам национальной безопасности не ограничиваются традиционной разработкой всё более совершенных форм и способов применения силы для обеспечения обороны и безопасности страны. Их усилия концентрируются на поиске путей и способов предотвращения войн и военных конфликтов на различных стадиях развития, изыскании нетрадиционных подходов к комплексному использованию всех имеющихся средств для обеспечения национальной безопасности России без применения силы.

    НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в русле объективных процессов как под прямым, так и опосредованным воздействием множества факторов. В их числе географические, природно-климатические, демографические, социально-политические, экономические, военно-политические, этнические, нравственно-этические и иные условия, культурные, национальные, религиозные традиции и т.д. Главными элементами этой системы являются личность как биосоциальная система, социальная группа, общество, государство, народ. В то же время сама национальная безопасность - это элемент макросистемы, который функционирует в диалектической взаимосвязи с другими её составляющими. Отсюда можно определить национальную безопасность как совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечиваются их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу.

    Образующие внутреннюю структуру национальной безопасности системы – личность, социальная группа, общество, государство, народ – являются субъектами и в то же время объектами национальной безопасности. Каждая из них важна, своеобразна, самоценна, относительно самостоятельна, имеет сложнейшую структуру. И всё же некоторым из них принадлежит особая роль. К примеру, личность входит в качестве общего, базового элемента в остальные системы, оказывает на них определяющее влияние, т.е. играет системообразующую роль. Государство в силу присущих ему функций управления и защиты выступает регулятором внутренних и внешних взаимосвязей национальной безопасности, её основным субъектом. Народ - главный создатель и хранитель национального достояния и достоинства – является стержневым объектом национальной Б. , определяющим её параметры как системы.

    Будучи элементами собственной структуры национальной безопасности, все перечисленные системы могут быть классифицированы как внутренние. Принципиально важно, что вместе они дают не простую арифметическую сумму, а некий качественно новый интегральный результат – целостность, способность к саморазвитию и гармонизации, устойчивость, защищённость от деструктивных воздействий.

    Наряду с указанными, существует целый ряд систем более высокого порядка, которые являются по отношению к системе национальной безопасности внешними. Это, прежде всего регион – система, включающая весь спектр взаимоотношений народов и государств определённого района земного шара, мировое сообщество – глобальная система, объединяющая все государства, все народы нашей планеты; природа – система, охватывающая среду обитания человечества.

    Решающую роль в формировании, функционировании, обеспечении эффективности системы национальной безопасности играет, с одной стороны, адекватное материальному и духовному потенциалу народа осознание национальных ценностей, интересов и целей, с другой – их закрепление в политической, социально-экономической организации общества, государственном и культурном строительстве, в практической политике. Национальные ценности, интересы и цели – триада первоисточников, основных движущих сил системы национальной безопасности, определяющая её содержание, характер, конфигурацию, направленность. Составные части этой триады при их безусловной взаимосвязанности отнюдь не равнозначны. В их иерархии начало начал – национальные ценности (наименее подвижный и самый стабильный элемент системы). Они складываются в ходе исторического процесса, развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны. Национальные интересы – элемент сравнительно динамичный, формирующийся на базе национальных ценностей под влиянием долгосрочных тенденций общественного развития. Национальные ценности – самый подвижный элемент. Они определяются в русле национальных интересов с учётом внутренней и международной обстановки. Ясные, устойчивые представления о триаде главных жизненных ориентиров в целом и о каждом из её компонентов приобретают особую важность для самосознания и самочувствия народа на трудных, переломных этапах истории. Один из таких этапов преодолевает сегодня Россия.

    Ключевое значение имеет понимание национальных ценностей. Видимо, правомерно рассматривать их как фундаментальные нормы, позволяющие человеку осуществить выбор позиции, определить линию своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ценностные ориентации личности применительно к социальной группе, обществу, народу приобретают соответствующий масштаб, становятся национальными ценностями. А в силу того, что личность, как отмечалось выше, является базовым элементом всех подсистем, образующих систему национальной безопасности, именно сохранение, укрепление, приумножение национальных ценностей выступает главным залогом и одновременно гарантом устойчивости этой системы.

    В самом общем виде национальные ценности России представляют собой ценности евразийской державы, обладающей уникальным (с точки зрения как масштабов, содержания, качества, так и самобытности, своеобразия) материальным и духовным потенциалом, богатым спектром исторических, социально-экономических, политических, культурных, географических, национально-этнических и демографических отличительных признаков. Их содержание мало подвержено изменениям, связанным с внутренними и внешними воздействиями. Но если такие изменения всё же происходят, то как результат действительно глубинных процессов, затрагивающих основы народной жизни. Так было в октябре 1917 года. Так случилось с распадом СССР.

    Развитие общественно-исторического процесса сделало сегодня жизненно необходимым поиск новой связующей и объединяющей идеи, новой системы ценностей. Идей рынка, демократии, прав и свобод человека для России оказалось недостаточно. Они не смогли приобрести в народном сознании устойчивой привлекательности и тем самым – мобилизующей, созидательной, консолидирующей силы.

    Настоятельной становится потребность в более взвешенном подходе к оценке так называемых общечеловеческих и собственно российских национальных ценностей, в их гармоничном сочетании. Критерием здесь может быть адекватное отражение стремления России к восприятию и освоению особо важных, значимых достижений человечества в контексте естественного сохранения и развития национальных черт и особенностей. Из первой – общечеловеческой – части спектра ценностей должны быть, очевидно, выделены и взяты в качестве общенациональных ориентиров свобода и гармоничное развитие личности, сохранение и упрочение демократического общества, суверенитет и территориальная целостность государства, из второй – национальной, российской – согласие в решениях и действиях, сохранение национальной культуры, укрепление единой государственности, целостности и неприкосновенности территории, обеспечение социально-экономического и духовного прогресса при эффективно-рачительном использовании и приумножении национального достояния, развитии добрососедских отношений со всеми странами.

    Основными национальными ценностями России выступают:

    Любовь к России

    Государственное единство

    Свобода личности

    Демократия

    Равноправие народов

    Самоотверженность в защите Отечества

    Материальное и духовное достояние России

    Территориальная целостность

    Коллективизм

    Добросовестный труд

    Социальная справедливость

    Многонациональная культура

    Духовность

    На практике достаточно сложно определить относительную важность тех или иных национальных ценностей, а значит, и реальную степень их влияния на политику и стратегию национальной безопасности. Но чтобы служить базой политической стратегии государства в области безопасности, национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. В качестве такой формы, приобретающей рельефные черты в результате экстраполяции ценностей на конкретно-историческое состояние и наиболее значимые тенденции развития внутренней и международной обстановки, выступают национальные интересы.

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ – осознанные, официально выраженные объективные потребности народа, вытекающие из его национальных ценностей, направленные на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития. Принципиально важным в предлагаемой формуле представляется акцент на том, что к категории национальных интересов относятся, с одной стороны, не всякие потребности, пусть даже объективные, а именно осознанные народом и официально выраженные; с другой – только те потребности, которые вытекают из национальных ценностей. Национальные интересы – отнюдь не механическая сумма, слагающаяся из всех справедливых интересов отдельных граждан.

    Процесс осознания российских национальных интересов, их теоретического обоснования находится в настоящее время на самом начальном этапе. Отсутствие обоснованного определения и классификации национальных интересов оставляет открытым вопрос о возможности и целесообразности их официального закрепления в нормативно-правовых актах, политико-дипломатической практике, информационном процессе.

    В российской политологии со сравнительно недавних пор в оборот вошло деление национальных интересов на жизненно важные и второстепенные. Но сам термин «второстепенные» по отношению к национальным интересам звучит сомнительно, так как носит пренебрежительный оттенок, что принципиально неприёмлемо. Кроме того, чётких и ясных критериев идентификации важности интересов не предлагается. В результате разговор, как правило, сводится к простому, причём совершенно произвольному, декларированию таких интересов.

    Как представляется, критерии, позволяющие строго ранжировать национальные интересы и устанавливать их параметры, должны определятся, с одной стороны, иерархией национальных ценностей, с другой – размером допустимой платы за ущерб, который может быть понесён при их защите. Исходя из этого, критерием может служить показатель, позволяющий определить пределы необходимой и достаточной защиты национальных ценностей, привлекаемых для этого сил и средств. Речь идёт о применении вооружённого насилия. В соответствии с этим критерием жизненно важные национальные интересы связаны с сохранением, приумножением и защитой национальных целей, девальвация и утрата которых ставят под вопрос идентификацию или даже само существование народа. К таким интересам могут быть отнесены суверенитет, государственная и территориальная целостность, эффективная система обороны и безопасности, отражение агрессии, предотвращение войн. Вот почему их защита допускает (но не предполагает!) применение вооружённого насилия, в том числе масштабного, с использованием всех имеющихся в распоряжении государства сил и средств.

    Следующая категория – важные национальные интересы. Для их защиты допускается только ограниченное применение вооружённого насилия. В числе таких интересов прежде всего те, которые связаны с реализацией прав и свобод человека, сохранением и приумножением материального и духовного достояния России, обеспечением общественной безопасности, предотвращением и пресечением социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности, поддержанием международной стабильности, региональной и глобальной безопасности. Ограниченное применение вооружённого насилия при этом допускается в случаях, когда возникают социально значимые, приобретающие общенациональный масштаб опасности и угрозы. Осуществляется оно, безусловно, в рамках Конституции, действующего законодательства, международно-правовых обязательств России.

    Третья категория – национальные интересы. При их защите применение вооружённого насилия не допускается. Перечень таких интересов чрезвычайно широк, во всяком случае, в него может быть включено всё, что имеет общегосударственный, общенациональный масштаб и коррелируется с теми или иными национальными ценностями.

    Ясное представление о системе национальных интересов, понимание их внутренней иерархии, механизмов формирования и функционирования позволяет определить национальные цели – своего рода вехи, основополагающие ориентиры политики и стратегии обеспечения национальной безопасности.

    Представляется очевидным, что национальные ценности могут быть жизненными, продуктивными только при условии, что они формулируются в русле национальных интересов, на реализацию и защиту которых направлены. Не менее очевидно и то, что актуальность своевременного и точного определения таких целей обусловлена кардинальными изменениями в современной международной и внутриполитической ситуации.

    В этих условиях национальные цели России фокусируются на её превращении в процветающую страну, в которой живут свободные люди, гордые своей древней историей и смело смотрящие в будущее; страну, в которой власть основана на праве и не подавляет гражданина; страну с эффективной экономикой, сочетающей национальные особенности и мировые достижения.

    Важнейшими национальными ценностями являются:

    обеспечение суверенитета, государственной и территориальной целостности России;

    сохранение и рациональное использование природных ресурсов страны;

    реформирование экономики при приоритете социальной сферы;

    поддержание на необходимом и достаточном уровне обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил;

    сдерживание от развязывания агрессии против России и её союзников;

    содействие политическому урегулированию локальных войн и вооружённых конфликтов;

    развитие отношений с союзниками, укрепление системы коллективной безопасности СНГ;

    обеспечение свободного, равноправного участия России в формировании и функционировании региональных и мирового рынков, а также совместное с другими государствами и международными организациями решение экологических, информационных и иных региональных и глобальных проблем.

    Анализ, классификация и структурирование национальных ценностей, интересов и целей России позволяют использовать их в качестве точек отсчёта, первоосновы политики и стратегии национальной безопасности России.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Проблемы национальной безопасности

    Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, всех граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и др.

    Любая социальная общность функционирует в обстановке внутренних и внешних угроз, различных по своей природе и по субъектам - это могут быть "угрозы жизни, благополучию и устремлениям человека или всего народа"1. Но что считать угрозой? На уровне государства под угрозой безопасности, по-видимому, целесообразно понимать фактор, наличие которого ущемляет интересы государства, общества или граждан. Естественно, не любые интересы, а жизненно важные. Например, угроза терроризма должна быть устранена, т.к. опасности подвергаются жизни граждан. Но безопасность - это не спонтанное реагирование на любые возникающие угрозы, а продуманная стратегия, исходящая из осознанных фундаментальных интересов государства и общества. Обеспечение внутренней и глобальной безопасности, таким образом, требует от власти следования определенной стратегии. "Основанием для конституирования различных видов безопасности служит комплекс объективных предпосылок, прежде всего это настоятельная потребность социальных групп, государства, всего мирового сообщества в данной системе безопасности как для общественного сохранения и развития, так и для сохранения жизненно важных объектов и ценностей... Если военная безопасность обеспечивает территориальную неприкосновенность и целостность, свободу и независимость государства, экономическая - развитие хозяйственного механизма, экологическая служит защите людей как высшей ценности любой страны. Что же касается социальной безопасности, то здесь защита жизни, здоровья, благополучия, прав и свобод человека является главной, непосредственной целью. В этом состоит суть социальной системы регулирования отношений между людьми, их жизнеобеспечения и социализации".

    Исходя из изложенного, можно определить безопасность как состояние, при котором внешние и внутренние угрозы не достигают некоторого критического уровня, позволяющего говорить об угрозе жизненно важным интересам государства, общества и личности. На практике же говорят не о безопасности вообще (ибо абсолютная безопасность недостижима), а о конкретном ее уровне. Определение уровня безопасности, постановка задач органам власти по отражению угроз и информирование граждан о ситуации являются важнейшей функцией высшего эшелона государственной власти, конкретные механизмы осуществления которой зависят от конституционных устоев, политических традиций и т.п. Практическим результатом такой деятельности можно считать, например, ежегодный доклад Президента США Конгрессу по проблемам национальной безопасности, различные "цветные" книги, выпускаемые правительствами разных стран, и т.п.

    Понятие национальной безопасности на сегодняшний день еще не исследовано в полной мере в науке. И здесь, надо признать, существует значительная задолженность научной мысли перед обществом и государством. В течение длительного периода времени национальная безопасность в нашей стране отождествлялась с государственной безопасностью. Это объективно сужало ее прикладное пространство, за пределами которого оказывались безопасность народа, гражданского общества, интересов личности, семьи, различных социальных групп. Ныне же главными субъектами национальной безопасности признаны общество и человек, и последняя рассматривается через призму их интересов.

    Национальная безопасность - это социально-философская категория, в основе которой, с точки зрения ученых, должно находиться устойчивое социальное развитие, обеспечивающее человеку достойную жизнь. Именно при таком подходе она будет защищать среду существования, интересы личности и общества, нравственные и духовные ценности. Именно при таком подходе она будет услышана, понята и поддержана самыми широкими слоями населения, станет общенациональным делом.

    Для более глубокого понимания сути проблемы следует выяснить, что следует понимать под национальной безопасностью. В современном языке слово "национальный" используется для обозначения всего, что имеет отношение к государству - равно как и известные всем нам словосочетания "национальные интересы", "национальный бюджет", "национальный долг", и т.п.

    Безопасность в широком смысле слова - это, по мнению специалистов, "система условий и факторов, в которой страна и общество органично функционируют и развиваются по своим внутренним законам, делегируя управлению право стимулировать положительные сдвиги и тенденции, а также корректировать негативные отклонения, ограждая при этом страну от угроз внешней среды".

    Принято считать, что основу национальной безопасности составляет физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты.

    Военная безопасность - состояние вооруженных сил и их конкретных видов, позволяющих им гибко и своевременно реагировать и пресекать внешние угрозы военно-силового характера, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене. Предполагает наличие у национальных вооруженных сил оптимальной структуры, а также количественных и качественных характеристик.

    Экономическая безопасность - состояние экономики страны и ее различных систем (финансовой, банковской, инвестиционной, налоговой и др.), предполагающее ее способность обеспечивать минимально необходимый объем национального продукта, необходимого для ее самостоятельного выживания и развития. Одновременно состояние защищенности стратегических хозяйственных ресурсов страны от воздействия и контроля со стороны враждебных и криминальных сил, состояние надежной обеспеченности базовых экономических прав и свобод граждан.

    Правовая безопасность означает безусловное соблюдение правовых норм как рядовыми гражданами, так и органами власти, гарантированную реализацию всей совокупности прав и обязанностей, установленных действующим законодательством.

    Политическая безопасность - неприкосновенность национального суверенитета страны, недопустимость давления на нее и грубого вмешательства в ее дела со стороны внешних сил. Одновременно прочность государственного и конституционного строя страны, обеспечивающие эффективное функционирование ее политической системы и всех ее институтов в интересах большинства граждан.

    Социальная безопасность - состояние общества, предполагающее реализацию в нем основополагающих принципов социальной справедливости, обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов. Все это, взятое в совокупности, является фундаментом общественной стабильности.

    Информационная безопасность - состояние надежной защищенности культурного достояния страны, интеллектуальной собственности хозяйствующих субъектов и граждан, а также специальных сведений, составляющих государственную и профессиональную тайну. В более широком смысле - пресечение неблагоприятного информационно-пропагандистского воздействия на граждан страны, связанного с распространением идей, враждебных интересам государства, традициям национальной культуры и правопорядка.

    Духовно-нравственная безопасность - состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. Предполагает поддержку государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры.

    Что касается собственно угроз, то среди специалистов принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. При этом нужно помнить о том, что внутренние факторы угроз национальной безопасности проявляют себя, в отличие от внешних, более скрыто и незаметно. В эффективно же работающем государственном механизме эти опасные воздействия обнаруживаются достаточно быстро и борьба с ними носит более эффективный характер. В странах, где само государство, а также его силовые и правоохранительные структуры действуют неэффективно, угрозы национальной безопасности постоянно присутствуют и долго "вызревают", регулярно проявляя себя в самых различных формах, будь то политические и социальные кризисы, терроризм, разрушение систем жизнеобеспечения и иные негативные воздействия. Крайняя же запущенность защитных систем государства может привести к катастрофе, к критическому понижению уровня национальной безопасности.

    Стабильное состояние государства достигается, таким образом, только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

    Критический уровень социальной безопасности личности, семьи, большинства социальных групп и слоев российского общества в настоящее время насущным образом требует переосмысления проблем социальной стратегии развития России с учетом ее потенциала, традиций, исконных ценностей народа, исторической природы огромного многонационального государства.

    Состояние национальной безопасности современной России

    национальный безопасность россия

    В течение веков национальная безопасность России, а затем и СССР обеспечивалась прежде всего военной мощью и жесткой государственной идеологией.

    Время перестройки и начало рыночных реформ породило в обществе необоснованные надежды на легкое решение проблем национальной безопасности. Вовремя была не осознана специфика положения России в геополитическом пространстве, не разработана современная концепция ее безопасности. Отсюда затянувшееся понимание действительных национальных интересов России, промедление с определением приоритетов и факторов национальной безопасности. Развитие России в течение 90-х гг. прошлого века показало, что проблема обеспечения безопасности России остается актуальной и обостряется.

    Так, ее экономический аспект до известной степени ослаблен неоднозначными последствиями социально-экономических реформ. В ходе процесса экономической либерализации границы страны оказались надолго открытыми для контрабанды отечественных ценностей, оружия, наркотиков и даже реактивных материалов. Возникла почва для развития сепаратизма. Одновременно с этим многие страны принялись осуществлять экспансию в пределы нашей страны. Появились претенденты на значительные участки территории; стали заполняться чуждой российскому менталитету продукцией кинотеатры и телепрограммы. Вследствие разрушения производственно-технологического потенциала стала увеличиваться реальная опасность технологической зависимости страны. Реальность такова, что влиятельным силам ряда развитых стран выгоднее иметь Россию в качестве сырьевого придатка, нежели в качестве сильного конкурента в науке и технологиях.

    Одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед Россией, - отсутствие глубоко продуманной, охватывающей все основные аспекты общественной жизни концепции национальной безопасности. В то же время следует отметить, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны законодательной и исполнительной властями, а также научным сообществом нашей страны.

    Оценивая некоторые внутренние проблемы безопасности России, следует признать, что национальная безопасность страны далеко не по всем параметрам обеспечивается на должном уровне. Так, с образованием СНГ Россия потеряла ряд своих исконных земель, морских портов, объектов стратегического назначения.

    Весьма непростой период качественного реформирования переживает российская армия, столкнувшаяся с необходимостью перехода на новые типы вооружений в условиях дефицита бюджетных средств и тяжелого социального положения рядового и офицерского состава.

    В непростом состоянии находится и отечественный военно-промышленный комплекс, поскольку государственные и даже зарубежные заказы не задействуют всех имеющихся у него мощностей, а конверсия не может планомерно и эффективно осуществляться из-за дефицита финансовых средств.

    В тяжелом положении пребывает отечественная наука: в течение 90-х гг. страну покинули около 300 тыс. специалистов. Подобная "утечка мозгов" означает ежегодный ущерб для страны в размере 60-70 млрд долл.

    Поистине угрожающих масштабов достигла криминализация российского общества. Преступный мир насчитывает сегодня в своих рядах десятки тысяч вооруженных людей. Объединившись, они способны решать не только локальные задачи, но и влиять на формирование государственной политики. По оценкам криминологов, ежегодно в России осуществляются 10-20 млн преступлений. Опросы населения показывают, что страх перед преступностью ставится респондентами на первое место, опережая подчас традиционные страхи перед ростом цен и обнищанием.

    Безопасность личности терпит ущерб, прежде всего от насильственных посягательств.

    По данным экспертов-криминологов, изменилось не только количество, но и "качество" убийств, их общественная опасность. Ведущая мотивация - корыстная, которая в недалеком прошлом не превышала 3-8% мотиваций умышленных убийств. Одновременно с появлением слоя "новых русских" появились новые виды корыстных убийств - так называемые "заказные", совершаемые на почве купли-продажи либо аренды недвижимости.

    С корыстными посягательствами на жизнь стали конкурировать политические и националистические убийства. Вновь совершаются террористические акты, постепенно превращающиеся в повседневные явления нашей жизни: терроризм, захват заложников, похищения людей, массовые убийства при межрегиональных военных конфликтах - печальные приметы сегодняшнего дня. Убийства и насилия, совершенные чеченскими и международными террористами на территории Чечни и остальной России, еще ждут своей уголовно-правовой квалификации.

    Характерной особенностью убийств и насилий последнего времени является применение военного снаряжения, нередко массового поражения. Со времени окончания Великой Отечественной войны не было столь высокой оснащенности оружием и взрывными устройствами преступных группировок. В руках преступников - новейшие образцы, которые по законам криминального рынка продаются и покупаются повсеместно на территории бывшего СССР и за его пределами.

    Экономическая безопасность личности, общества и государства терпит колоссальный ущерб от корыстной преступности. Последняя достигла уровня 70-75% удельного веса всей преступности, хотя в недалеком прошлом она не превышала 50%. Ее масштабы исчисляются миллиардами и триллионами рублей.

    Структурные показатели корыстной имущественной преступности также носят новые формы. Хищение государственной и общественной собственности производится сегодня путем приватизации, "искусственных банкротств", финансовых, внешнеэкономических, сырьевых сделок.

    Масштабов национального бедствия достигла наркомания, так, по примерным подсчетам, доход от теневого бизнеса составляет 50-60 млрд руб. в год. Как следствие, более 3 млн россиян вовлечены в потребление наркотиков в немедицинских целях, что является серьезной угрозой для генофонда и самого будущего страны.

    Во внешнеэкономической преступности становятся заметными хищения и контрабанда стратегических материалов, в том числе ядерных. Распространенный характер приобрело неизвестное прежде преступление в виде отмывания денег и ценностей.

    Государственная безопасность подрывается интернационализацией преступности, ее коррумпированием и политизацией, а также криминализацией политики. Скандальные заказные убийства (например, произошедшее совсем недавно в Москве убийство магаданского губернатора В. Цветкова), скандалы вокруг региональных выборов - тому яркие подтверждения. Интернационализация преступности происходит в форме роста преступлений международного характера и транснационального объединения организованной преступности.

    Преступления, затрагивающие интересы двух и более государств, чаще всего связаны с наркобизнесом, контрабандой, незаконным переходом границы, угоном самолетов, наемничеством, пиратством, браконьерством. Борьба с ними требует широкомасштабного сотрудничества силовых ведомств и правоохранительных органов различных стран.

    В то же время внутренние проблемы и неблагоприятные факторы не исчерпывают всего перечня угроз безопасности России. Известный российский политик, бывший глава МИДа, СВР и кабинета министров Е.М. Примаков в одном из своих выступлений выделил следующие основные внешние угрозы безопасности нашей страны.

    С его точки зрения, первой группой внешних угроз для России можно считать те, которые проистекают из стремления определенных сил, воспользовавшись трудностями нашего переходного периода, лишить Россию статуса великой державы, навязать невыгодные ей условия межгосударственного взаимодействия. Нельзя, очевидно, считать, что руководители всех наиболее развитых индустриальных стран придерживаются такой точки зрения. Существуют пределы, дальше которых пытаться ослабить Россию опасно, и это понимают многие на Западе.

    Но во многом инерционная политика, направленная на ослабление России, существует, и надо этой правде смотреть в глаза.

    Проявлением угроз первого типа является продолжающееся качественное совершенствование вооружений. По мнению Е.М. Примакова, этот вызов для России остается и нуждается в адекватной реакции. Дело здесь не в подготовке к глобальной войне, вероятность которой крайне мала. Но при этом нужно принимать во внимание факт наращивания рядом государств ядерного потенциала и факт расширения круга стран, уже владеющих ядерным оружием или продвигающихся в этом направлении. Утрата Россией преимуществ от обладания ядерным потенциалом не позволит ей сохранить статус великой державы.

    К первой группе внешних угроз, нацеленных на ослабление России, также относятся опасность для ее территориальной целостности и противодействие реинтеграционным процессам на территории бывшего СССР. Она исходит, главным образом, из тех зарубежных кругов, политических организаций национального или религиозно-экстремистского толка, которые поддерживают сепаратистские настроения и движения в России. Так, согласившись без компенсации на объединение Германии, Советский Союз и Россия как его правопреемник заметно осложнили свое геополитическое положение. После ухода российских войск из Прибалтики и вступления прибалтийских государств в ЕС появилась реальная угроза экспансии в эти пределы военных структур НАТО и поэтапного отторжения от России Калининградской обл. Так, в Германии сегодня активно заявляют о себе организации, ставящие своей целью возвращение Кенигсберга и Восточной Пруссии.

    На Дальнем Востоке Япония предприняла беспрецедентную попытку ревизии итогов Второй мировой войны. Сегодня территориальные претензии Токио распространяются не только на четыре острова Курильской гряды, но и на южную часть Сахалина. Нельзя забывать в этой связи и претензии Китая на Приморье и Хабаровский край.

    В наши дни активно формируется геополитический исламский пояс от берегов Адриатики до Синьзяна. Сама эта идея принадлежит бывшему президенту Боснии Алие Изетбеговичу. Несомненно, что попытка реализации подобной идеи вступает в острое противоречие с российскими интересами, поскольку способствует выводу из сферы российского влияния Центральноазиатского региона, контроль за которым в течение столетий обеспечивал России надежное прикрытие на южных рубежах. Возрождаемая пантюркистскими идеологами в Турции идея "Великого Турана" также представляет исключительную опасность для России, имеющей значительную часть тюркского населения.

    Наряду с территориальными претензиями и экспансией существует сознательное противодействие руководителей ряда зарубежных стран процессам реинтеграции в рамках СНГ, стабилизации обстановки в пределах Содружества. Примером тому - очевидно близорукие и деструктивные шаги нынешнего руководства Грузии по поддержке чеченских боевиков в Панкисском ущелье.

    Внешние угрозы безопасности России, которые тоже можно отнести к попыткам ослабить Россию, навязать невыгодные для нее условия межгосударственных отношений, также тесно связаны с процессами, ныне происходящими в российской социально-экономической сфере. Наблюдается явно выраженная тенденция "выкачки" из РФ специалистов, высоких технологий, создание искусственных ограничителей на пути экспорта из России наукоемкой продукции. Характерны примеры с протестами США по поводу поставок Россией криогенных двигателей Индии (в итоге так и не осуществленных), давление в связи с поставками ряда отечественных технологий "двойного назначения" Ирану. Можно вспомнить и попытки вытеснить Россию с рынков вооружений в то время, когда Запад наращивает свои усилия в области торговли оружием. В этой связи необходимо особо остановиться на крайне болезненном для России вопросе - разрушении ее научного и технико-технологического потенциала. Сегодня перед Россией стоит важнейшая задача: сохранить научные кадры и достигнутый уровень исследований как теоретического, так и прикладного характера. Вместе с тем реальная ситуация вступает в острое противоречие с этой стратегической целью. Вне исторических аналогов утрата интеллектуальной собственности в виде так называемой "утечки умов". Уже сегодня, по имеющимся сведениям, только в США в разных областях науки и техники работают более 10 тыс. высококвалифицированных российских специалистов. Представители частных компаний и госструктур зарубежных государств получили, по сути, свободный выход на ведущих перспективных специалистов, "вербовка" которых для работы за рубежом начинается с младших курсов вузов. Под прикрытием неоднозначных понятий типа "совместный проект", "внешнее финансирование", "перспективный контракт" перед иностранцами раскрываются двери некогда закрытых институтов и конструкторских бюро, вынужденных зачастую самим зарабатывать средства на существование. Одновременно с этим активно пресекается доступ российских специалистов к передовым технологиям. Вторая группа современных внешних угроз безопасности России проистекает из обострившихся в последнее время региональных и межнациональных конфликтов. Это обострение, по заключению Е.М. Примакова, сопровождается рядом новых качественных характеристик:

    Расширение конфликтной зоны. Так, еще сравнительно недавно мы считали, что хельсинские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе надежно гарантируют границы европейских государств и сам порядок на континенте. Сегодня положение кардинальным образом изменилось

    Подтверждением чему затяжные и кровопролитные межнациональные войны в бывшей Югославии, Косове и Македонии;

    Никогда в послевоенное время конфликтная зона не подходила вплотную к границам России. Теперь вооруженный конфликт происходит на самой российской территории в Чечне;

    несмотря на все усилия США и их союзников, не просматривается пока стабилизация в Афганистане, что способно в перспективе осложнить обстановку в сопредельных государствах Центральной Азии;

    За последнее время расширил свое крайне негативное воздействие на международную обстановку исламский экстремизм. При этом следует проводить четкую грань между традиционным исламом, который опирается на многовековую традицию и не ставит своей целью насильственное насаждение "исламской модели" по всему миру, и исламским экстремизмом (и прежде всего ваххабизмом), задачей которого является "глобальный джихад" и навязывание силой своего образа жизни целым народам и странам. Подобный экстремизм разжигает и поддерживает в горячем состоянии целый ряд региональных конфликтов: Чечня, Афганистан, Центральная Азия, Косово и др.

    Кроме этого, серьезной угрозой безопасности России является нахождение вблизи от нее ряда государств, либо уже втянутых в вооруженные конфликты, либо овладевающих или стремящихся овладеть оружием массового уничтожения - ядерным, химическим, биологическим.

    К третьей группе современных внешних угроз безопасности России Е.М. Примаков относит сравнительно недавно обнаружившую весь свой разрушительный потенциал угрозу международного терроризма, для противодействия которому необходимо объединение всех здоровых и здравомыслящих сил во всех регионах мира.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Элементы структуры национальной безопасности и ее основные виды. Сущностная характеристика основных структурных элементов национальной безопасности. Внимание к проблемам экономической безопасности. Цели и средства государственного вмешательства.

      реферат , добавлен 06.04.2009

      Понятие национальной безопасности. Роль органов судебной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Практика и проблемы обеспечения защищиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

      реферат , добавлен 23.01.2016

      Основные составляющие национальной безопасности. Внутренние и внешние факторы политики обеспечения национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности РФ: виды и формы. Современная доктрина дальнейшего совершенствования политики безопасности.

      контрольная работа , добавлен 28.08.2012

      Принципы обеспечения национальной безопасности, защиты стратегических национальных интересов Беларуси. Обеспечение экономической, научно-технологической, социальной, демографической, информационной, политической, военной, экологической безопасности.

      презентация , добавлен 11.11.2012

      Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

      контрольная работа , добавлен 14.02.2011

      Процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира в начале нового столетия. Понятие обороны государства и принципы обеспечения, нормативно-правовое обоснование. Угрозы национальной безопасности.

      презентация , добавлен 08.08.2014

      Проблема информационной безопасности в Российской Федерации. Информационная безопасность общества, государства и личности. Классификация опасных информационных воздействий. Группы информационно-технических опасностей. Концепция национальной безопасности.

      реферат , добавлен 29.06.2013

      Понятие и структура экологической безопасности. Деятельность государства и гражданского общества для предотвращения глобальной экологической угрозы и минимизации ее последствий. Правовые основы обеспечения экологической (национальной) безопасности в РФ.

      курсовая работа , добавлен 13.06.2017

      Органы обеспечения государственной безопасности. Место ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности РФ. Общие положения о милиции в РФ. Особенности государственного управления органами обеспечения безопасности России.

      дипломная работа , добавлен 05.03.2008

      Основные направления национальной безопасности России: укрепление обороноспособности, территориальная целостность, экономическая и экологическая безопасность. Укрепление конституционных основ государственной безопасности как первостепенная задача.

    1) усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе – тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

    2) деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

    3) усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

    4) криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

    5) резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста – научно-технический потенциал – за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики – за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

    7) усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

    8) усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

    9) повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

    10) снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

    11) демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

    План семинара 1. Особенности современной концепции национальной безопасности. 2. Внутренние угрозы безопасности. 3. Геополитические аспекты безопасности России. 1 Безопасность как социальное явление выступает необходимым условием развития человеческих общностей во все времена. Особенность рубежа ХХ и ХХ1 вв. состоит в том, что безопасность рассматривается как базовая универсальная ценность и показатель качества жизни в любой стране мира. Обеспечение безопасности - это главная задача и исключительная обязанность современного государства. Целенаправленная деятельность в данном направлении может быть успешной лишь при наличии и осуществлении той или иной концепции безопасности. Концепция национальной безопасности - это система взглядов на способы защиты интересов государства и его граждан от внешних и внутренних угроз. В последние годы существенно меняется подход к трактовке и решению проблем безопасности страны, сутью которого стала теория национальной безопасности. Теория исходит из необходимости обеспечения приоритетных общенациональных ценностей, в которых в интегрированном виде отражаются основные интересы личности, отдельных групп, всего общества и государства. Национальная безопасность - это состояние и условия жизнедеятельности народа, гарантирующие, несмотря на наличие и действие неблагоприятных факторов, его выживание, свободное, независимое существование, экономическую и политическую стабильность и дальнейшее процветание. Концепция национальной безопасности и ее содержание отражены в Федеральном Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 г. и других документах. Основными объектами безопасности являются личность, общество и государство. В зависимости от объекта выделяют (по вертикали) уровни в системе безопасности: безопасность личности, социальных групп, этносов, общества в целом, государства, а также региональную и глобальную (международную) безопасность. Согласно новой концепции безопасность личности имеет приоритет по отношению к безопасности общества и государства. Субъектами безопасности являются общественные организации, объединения и граждане наряду с законодательными и исполнительными государственными органами, Советом безопасности и силовыми ведомствами. Создается государственная и общественная системы безопасности, различающиеся по субъекту, организующему защиту интересов. Они дополняют и взаимно контролируют одна другую. В силу многообразия угрожающих факторов национальную безопасность подразделяют на внутреннюю и внешнюю. В содержательном плане выделяют разные виды безопасности (по горизонтали системы): экономическую, социальную, политическую, военную, экологическую, технологическую, интеллектуальную, информационную, демографическую, генетическую, психологическую, духовную, природно-техногенную и др. Мера защищенности в современных условиях связывается не только с мощью войск и внутренней охраны, но и с такими категориями, как стабильность и предсказуемость, законность и правопорядок; с наличием политических и иных механизмов, способных адекватно реагировать на неизбежные, в том числе внезапные, социальные изменения. 2 Политика в области безопасности направлена на выявление и преодоление угроз жизненно важным интересам, т. е. коренным национальным интересам, связанным с самим существованием и возможностью прогрессивного развития страны. Угроза - это реальное (субъективное) намерение и возможность (объективная) нанесения ущерба национальным интересам (в том числе с помощью военной силы). Различные варианты классификации угроз отражают их исключительное многообразие и соответственно сложность практической политики. Важно учитывать, в частности, деление угроз на внутренние и внешние (в зависимости от источника происхождения) и по сферам проявления: политические, экономические, военные, экологические и др. В условиях реформирования страны, резких изменений во всем социальном организме главными являются внутренние угрозы национальной безопасности в политической и социально-экономической сферах. К числу внутренних угроз для общества и государства в современной ситуации можно отнести следующие: 1) распространение коррупции и организованной преступности как результат мощного альянса между преступниками в экономике, лидерами криминального мира и представителями бюрократического аппарата разных уровней; 2) терроризм как совокупность преступлений, совершаемых против населения отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами; 3) региональный сепаратизм, характеризующийся стремлением регионов к получению дополнительных прав, превышающих установленные Конституцией и Федеральными законами, что порождает ряд негативных явлений в экономике; региональный сепаратизм может принимать форму национального сепаратизма и воинствующего местничества; 4) вооруженные конфликты в пределах России и ближайшем зарубежье, приводящие к гибели граждан, материальным потерям, ухудшению социально-психологической обстановки и подрыву авторитета власти, выявляющие ее беспомощность. Сложность преодоления указанных и других политических угроз усугубляется рядом условий современной жизни: необходимостью смены идеологических ориентиров, выработки новых ценностей, понятных широким массам; относительной легкостью регистрации и законного оформления общественных и политических организаций без учета интересов общества в целом и общественного мнения; отсутствием контроля со стороны общества за деятельностью различных организаций; переходом средств массовой информации под контроль отдельных лиц и группировок и др. Игнорирование угроз внутриполитического характера может либо привести к превращению целого ряда политических процессов в опасное для общества средство, либо к разрушению механизма выработки и проведения в жизнь политики, отвечающей интересам стабильного и устойчивого развития страны. Наконец, без успешной защиты от внутренних угроз нельзя справиться с внешними. 3 Россия, как любая страна, включена в систему региональных и международных связей и отношений. Она испытывает неоднозначное воздействие внешних факторов на свою безопасность. Понять их суть, правильно определить национальные интересы в меняющемся мире помогает политический анализ обстановки и прогноз развития с позиций геополитики. Геополитика учитывает особенности положения страны на земном шаре, географические параметры и пространственные характеристики, способы включения в систему глобальных и региональных международных отношений. Важнейшей геополитической особенностью России является ее бытие в качестве великой державы. В силу объективных природно-географических и социально-экономических факторов исторически сложилась роль России как важнейшего фактора мирового баланса сил, поэтому можно утверждать, что национальная безопасность России будет обеспечена лишь той политикой, которая будет соответствовать объективному геополитическому статусу нашей страны как великой державы. Все, что способствует интеграции страны, укреплению взаимосвязи ее частей, освоению ее геополитического пространства одновременно укрепляет национальную безопасность России. Геополитический анализ показывает резкое ухудшение положения России в мире в сравнении с прежним союзным государством. Она оказалась еще более отодвинутой от центра Европы, оторванной от важнейших портов Балтийского и Черного морей. На значительном протяжении изменились границы, ослабли экономические и политические связи с рядом зарубежных стран. Все это порождает сложнейшие проблемы для национальной безопасности в восстановлении существовавшего баланса сил в отношениях с наиболее влиятельными державами современного мира. Радикальные геополитические изменения превратили Россию в страну, почти наполовину состоящую из приграничных регионов, породили массу негативных явлений, военных угроз. В этой ситуации понимание военной безопасности как составной части общей национальной безопасности приобретает особую актуальность. Общий характер внешней военной опасности состоит в стремлении ряда государств и союзов государств удовлетворить за счет России свои национально-государственные интересы, используя разные методы, в том числе военные. Наибольшую опасность для России извне представляют государства, располагающие значительным потенциалом стратегических ядерных вооружений и средств их доставки. Геополитическому статусу России угрожает эскалация локальных войн и вооруженных конфликтов, способных перерасти в войну глобального масштаба, продвижение зоны НАТО на восток и др. Устойчивость геополитической ситуации, столь необходимая реформирующейся России, прямо пропорциональна количеству центров силы в мире и балансу сил между ними. Некоторые политики не хотят восстановления авторитета России в международных отношениях. Подобное отношение затрудняет проведение Россией своей политики в мировом пространстве и обеспечение своих геостратегических и исторических интересов. Это, конечно, сказывается на внутреннем развитии и одновременно препятствует преобразованию фактически монополярного мира под эгидой США в новое устойчивое образование. На основе всего изложенного можно сделать следующие выводы: 1. Проблема обеспечения национальной безопасности России является стратегически значимой с точки зрения внутреннего и мирового развития. 2. Для понимания проблем национальной безопасности в Российской Федерации необходимо уяснить содержание основных разделов темы и ключевых понятий: национальная безопасность, концепция и система безопасности, объекты и субъекты, уровни и виды, государственная и общественная, внутренняя и внешняя безопасность, жизненно важные интересы, угрозы и их классификация, геополитический и системный подходы к безопасности. Темы докладов и рефератов 1. Современный подход к трактовке и решению проблем безопасности России. 2. Приорит внутренних угроз национальной безопасности. 3. Новое геополитическое положение России и национальная безопасность. Рекомендуемая литература 1. Безопасность России в XXI веке. М.: РИС ИСПИ РАН, 2006. 2. Ежегодник СИПРИ: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: Наука, 2007. 3. Кортунов С.В. Национальная и международная безопасность: концептуальные основы. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ. 2007. 4. Международная безопасность России в условиях глобализации. М.: Изд-во РАГС, 2007. 5. Мировая политика: Учеб. пособие. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

    Объединение людей в процессе жизнедеятельности, повышая уровень безопасности каждого участника этого объединения, удовлетворяет его коренную индивидуальную потребность и сформированный на её основе личный интерес. При этом возникают общие интересы участников в безопасности образованного сообщества, которые можно охарактеризовать как интересы общества.

    Исторически наиболее устойчивой формой организации сообщества (этноса, суперэтноса) стало государство, а организованные государством сообщества принято называть народами или нациями (входящие в состав нации меньшие сообщества называют национальностями). Организационная структура – государство – включает в себя народ и государственную систему управления, занимающие определённую территорию. Проблемы безопасности этой организационной структуры составляют интересы государства.

    Все названные интересы тесно связаны между собой, поскольку имеют в своей основе интересы человека как биосоциального существа, но, тем не менее, различаются. В Концепции национальной безопасности России эти интересы определены так.

    «Интересы личности состоят в личной безопасности, в качестве и уровне жизни, в возможности физического, духовного и интеллектуального развития» (это, как легко увидеть, другая формулировка упоминавшихся ранее жизненно важных интересов человека по определению экспертов ООН).

    «Интересы общества (нации) состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия».

    «Интересы государства состоят в незыблемости суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества».

    Необходимо заметить, что интересы государства, теоретически являющиеся расширенными интересами общества, в реальности представляются правящей элитой, поэтому к расширенным интересам общества добавляются властные интересы этой элиты.

    Носители перечисленных интересов – личность, общество и государство - согласно теории безопасности, являются взаимовложенными объектами опасности . Их совместную безопасность называют национальной безопасностью . В Законе РФ «О безопасности»:

    « Безопасность / национальная/ – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

    Разница интересов объектов опасности, являющаяся естественным фактором, создаёт основу для столь же естественных конфликтов. Этот фактор постоянно присутствует в истории каждой нации и создаёт внутренние угрозы её безопасности. Нация жизнеспособна, если она находит баланс на основе компромисса конфликтующих интересов, по-разному достигаемый в разных исторических условиях, но обязательно формирующий общие национальные интересы (Рис. 3.2). Способность нации к такому компромиссу определяется духовным здоровьем общества.



    «Национальные интересы – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства» .

    Вызовы нации со стороны окружающей среды представляют собой внешние угрозы национальным интересам, национальной безопасности. Они формируются природой ,всегда содержащей угрозы человеку, другими государствами (агрессия и насилие со стороны других народов) и технологиями преобразования среды обитания.

    Национальной безопасности, как и безопасности человека вообще, угрожает не только биосферная природа , но также иокружающая планету средав виде космоса. Его пока не захватывают процессы мировой динамики, зависящие от жизнедеятельности человека. Но он влияет на эти процессы, поставляя на Землю, прежде всего, солнечную энергию, что может быть прервано воздействием человеческих технологий. Он также постоянно угрожает безопасности человека природными космическими явлениями типа встречи Земли с астероидами (человек уже может противостоять ряду таких угроз с помощью своих технологий).

    Угрозы от природы естественны, неизбежны и понятны.

    Естественность же и неизбежность угроз со стороны других народов требуют пояснений. Проявления агрессии и насилия являются следствием конфликтов между сообществами, их постоянной исторической борьбы за ресурсы самого различного рода. Конфликты тоже естественны, неизбежны и понятны: они возникают вследствие особенностей разума человека, который подсказывает привлекательность наиболее коротких путей удовлетворения своих потребностей и интересов. А отнять ресурс у соседа всегда кажется проще и быстрее, чем получить его в результате труда (например, отнять урожай, а не вырастить).

    Конфликт интересов между людьми и сообществами, как отметил З.Фрейд , в принципе решается только посредством насилия . Насилие сильнейших в процессе развития человечества меняет свои формы, переходя от дикого истребления конкурентов к покорению теми или иными методами и использованию не только богатств, но и трудового потенциала побеждённых в своих интересах. Развитие цивилизации выработало сопротивление такому положению в форме права (в данном случае международного), когда бо льшую силу одного компенсируют объединением слабейших и выработкой законов сотрудничества. Но и в случае господства законов, это господство поддерживается опять-таки насилием объединения (в разных формах) по отношению к сильнейшему, противопоставляющему себя остальным. Таким образом, неизбежность применения насилия между народами влечёт за собой постоянную внешнюю угрозу национальным интересам и национальной безопасности.

    Появление глобальных угроз от жизнедеятельности, от применения технологийпреобразования среды обитания, изменило общую постановку проблем безопасности.

    До наступления новой эпохи проблемы безопасности и способы их решения были таковы, что их можно условно разделить на две категории. Уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, а также военными и административными средствами и мерами государства. Индивидуальный уровень безопасности зависел от личного поведения в повседневной жизни. Для индивида безопасность общества, олицетворяемого государством, становилась важнее личной безопасности только в кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как их называют сегодня) - в войнах за выживание. Правда, как уже упоминалось, цена способности членов общества к самопожертвованию была высока и выявлялась немедленно: выживали лишь сообщества, индивиды которых проявляли эту способность к самопожертвованию в критических условиях войн. Иначе сообщество, а вместе с ним и большинство его членов, гибли.

    В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует вообще выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал, как показано во второй теме пособия, более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.

    Для наглядности проблему национальной безопасности и вопросы, нуждающиеся в выяснении, целесообразно отобразить на схеме (Рис. 3.3):

    Чтобы выявить пути решенияпроблемы безопасности жизнедеятельности на национальном уровне, необходимо:

    · выяснить основные особенности нации как объекта опасности;

    · развернуть представление о внешних и внутренних угрозах , зависящих от характеристик внешней и внутренней среды ;

    · определить национальные интересы ;

    · проанализировать состав субъектов национальной безопасности, интересы и возможности которых разнятся.

    После этого можно было бы рассматривать необходимые (и возможные) меры безопасности , включающие в себя и защиту и предотвращение угроз. Однако на этом этапе вопросы сферы образования заканчиваются, а начинаются вопросы политики, поскольку предлагаемые разными политическими силами меры безопасности («что делать» - конкретно) различаются, зачастую принципиально. Тем не менее, анализ перечисленных неполитических вопросов уже позволяет составить общую картину, знание которой даёт возможность каждому делать обоснованный и ответственный выбор своей гражданской позиции.

    Краткий итог. Нация как объект опасности подвергается угрозам от окружающей среды и от конфликтов между интересами личности, общества и государства. Национальная безопасность зависит от состава и действий субъектов безопасности. Определение мер безопасности является политической задачей и лежит вне сферы образования.

    3.2. Россия в мире цивилизаций