Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Закон может быть принят президентом. Что такое федеральный закон

    Закон может быть принят президентом. Что такое федеральный закон

    Изучая российское законодательство, многие граждане недоумевают. Откуда берется такое количество всевозможных законопроектов, актов и прочих, регулирующих жизнь россиян, документов. Кто принимает законы в РФ? На чем основано решение об их принятии? Учитывая, что жить по таким законам в России становится все хуже, граждане все чаще задаются этим вопросом.

    Кто принимает федеральные законы в РФ

    Законы, в том числе федеральные, могут быть приняты, согласно статьям 104-107 Конституции РФ. Органом, принимающим законы в РФ, является Государственная Дума.

    Разработать закон и передать его на рассмотрение могут как депутаты Госдумы, так и или Президент. Принятие происходит путем голосования депутатами. Если «за» проголосует большинство - закон будет принят. Текст зачитывается с трибуны, после этого они приступают к прениям и, если препятствий нет, голосуют. После этого, в течение 5 дней он рассматривается Советом Федерации. Если он был одобрен более чем 50% голосов Совета, его опубликовывают и закон вступает в силу.

    Сколько времени занимает

    На оценку и принятие закона Конституцией РФ установлен срок - 2 недели. Если закон за это время не был принят, то его снимают с повестки дня или передают в Государственную Думу для внесения изменений. Тот, кто принимает законы в РФ, знает, что отклонение законопроекта Советом Федерации - это еще не значит, что его нельзя принять. Он может быть принят в обход совета Федераций, если во время повторного чтения будет принят двумя третями от численности собравшихся на слушание депутатов. Соответственно, срок принятия федерального закона составляет от 6 до 14 дней.

    Роль Президента

    В чем, в чем, а Президента нельзя винить в существовании плохих законов. Утверждать, что Президент РФ принимает законы - показывать незнание статей Конституции. Он может разработать свой законопроект и проявить инициативу, чтобы внести его на рассмотрение и обсуждение в Государственной Думе. Но повлиять на принятие того или иного акта, в том числе и своего - он не имеет на это права.

    В некоторых случаях Президенту доступно право «вето», но воспользоваться им он может только раз. Если во втором чтении, при повторном голосовании за законопроект проголосует две трети голосов - он приобретет юридическую силу. Все законы, перед тем, как быть опубликованными, должны быть подписаны Президентом, независимо от того, считает ли он правильным принятие или нет.

    Не Президент РФ принимает федеральные законы, а Однако он может выступать инициатором создания и принятия законопроекта о введении или отмене налогов, изменении финансовых обязательств государства. То есть, законов, связанных с бюджетно-распределительной системой. Они могут быть внесены на обсуждение Думой только после одобрения Правительства.

    Роль Правительства

    Простой обыватель думает, что Правительство РФ принимает законы, и снова ошибается. Правительство, согласно все той же Конституции, не занимается таким видом деятельности. Оно относится к органам исполнительной власти и занимается вопросами, связанными с исполнением, а не принятием законов в РФ. В сфере деятельности Правительства также находятся сферы развития культуры, науки, бизнеса, здравоохранения и правопорядка. Оно следит за тем, как власть на местах соблюдает российское законодательство и не нарушает права граждан.

    Как закон приобретает юридическую силу

    После того как закон будет одобрен в Совете или он будет принят единогласно депутатами Государственной Думы, он еще не приобретает юридической силы. Для того чтобы он вступил в силу, его необходимо опубликовать в средствах массовой информации (каналы Центрального телевидения, радио и «Русская газета», Кодексы). До этого момента законопроект считается недействительным и не может использоваться.

    Иногда в ситуации, когда разработанный и принятый закон не может быть использован сразу в силу непреодолимых обстоятельств, дата его вступления в юридическую силу может быть отсрочена на несколько лет. Он также долен быть опубликован. Он вступит в силу с указанной в нем даты. Те, кто принимает законы в РФ, делают это для того, чтобы граждане смогли заранее ознакомиться с тем, что к определенному моменту закон начнет действовать.

    В каких случаях закон признается недействительным

    Решение о недействительности принятого закона выносит Конституционный Суд Российской Федерации. После вынесения решения, он утрачивает силу, а вместо него применяются другие акты.

    Причиной для признания его недействительным может быть противоречие его уже принятым федеральным законам и актам. Такая необходимость может возникнуть, если выяснится, что уже принят аналогичный законопроект. Тот, кто принимает законы в РФ, не всегда знает, что они уже есть и либо не работают, либо не применяются.

    Судебное разбирательство обычно назначается по заявлению депутатов, членов Совета, прокуроров, судей, юристов. После того, как будет вынесено соответствующее решение, информация о признании закона недействительным должна быть опубликована. Только после этого это решение будет считаться вступившим в силу.

    В тексте закона также может быть прописан срок, в течение которого он действителен и по истечении которого его действие аннулируется. Тот, кто принимает законы в РФ, делает это в тех случаях, когда законопроект был принят в определенный период на определенные цели. Например, во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 были приняты законы в области гражданского, земельного и налогового законодательства, действие которых прекратилось с их окончанием.

    Конституция Российской Федерации в статье 105 раскрывает все особенности работы государственных инстанций, которые занимаются разработкой и принятием федеральных законов. В данной статье указано, что федеральные законы принимаются государственной думой, рассматриваются советом федераций и подписываются президентом.

    Кем именно принимаются федеральные законы?

    1. Все федеральные законы принимаются государственной думой по большему количеству голосов от общего числа депутатов. Исключение составляют только те виды голосований, которые предусмотрены конституцией;
    2. Все законы, которые принимаются государственной думой, должны в течение пяти дней передаться на рассмотрение совету федерации;
    3. Совет федерации должен одобрить принятое законодательство. Заметим, что законодательство будет считаться принятым исключительно в том случае, если за данный проект проголосовало более половины от всей палаты федерации. Если же формируется отклонение федерального закона, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия, которая поможет преодолеть все разногласия, которые возникли в процессе рассмотрения законопроекта. После всего этого федеральный закон дополнительно отправляется на повторное рассмотрение государственной думы, и лишь потом возвращается снова в совет федераций;
    4. Если государственная дума не согласна с решением совета федераций, то данный законопроект будет считаться принятым исключительно в том случае, если на повторном голосовании в государственной думе, он наберет более двух третий от общего количества голосов;
    5. После принятия законопроекта, он передается президенту на подписание;
    6. После подписания президентом, в течение семи дней, законопроект должен быть опубликован в специализированных печатных изданиях, а также на федеральных сайтах;
    7. По истечению 10 дней с момента публикации законопроекта, он считается принятым. В тоже время, сам законопроект может в своем составе содержать четкое указание даты формирования его юридической силы. В данном случае, законопроект становится активный с указанной в нем даты.

    Особенности принятия законопроектов

    Как вы видите, федеральные законы принимаются, основываясь на весьма многогранной структуре. В тоже время, нужно заметить еще и аспект разработки законопроектов. Все законы разрабатываются исключительно при содействии опытных и профессиональных, зачастую, практикующих юристов. Формируется специальная комиссия, которая прорабатывает текст законопроекта, на основании конституционных норм, а также уже действующих федеральных законов. Все особенности по созданию и принятию законодательства в нашей стране, четко описаны в конституции, нарушения установленной структуры принятия законов, отменяет юридическую силу данных нормативно-процессуальных актов.


    В любом правовом государстве существуют законы, которые считаются обязательными к исполнению. Не исполнение таких законов влечет за собой наказание. В качестве наказания могут...


    Семейный кодекс РФ в статье 13 раскрывает все особенности брачного возраста. Так, в данном законопроекте указано, что государство устанавливает брачный возраст в 18 лет. В тоже...


    Статья 122 ТК РФ Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков описывает весьма детально. По данному закону определяется прав на использование отпуска по истечению шести...


    В нашей стране преступления нередко совершаются несовершеннолетними нарушителями. И многие считают, что им ничего за это не будет. Но, наши законы по отношению к правонарушителям...

    В статье 105 Конституции РФ четко указана структура принятия федеральных законов. Данная структура приемлет голосование государственной думы, одобрение советом федерации, а также подписание принятого законопроекта президентом страны. Такая структура позволяет исключить определенные ошибки трактовки законодательной базы, так как специалисты на всех этапах проверяют и перепроверяют законопроекты на соответствие конституционным нормам, а также уже созданным законам.

    Кто именно принимает федеральные законы в РФ?

    1. В первую очередь рассмотрение и принятие законопроектов формируется посредством заседания государственной думы. В данном случае, производится процедура рассмотрения законопроекта, впоследствии, формируется процесс голосования. Причем, федеральный закон считается принятым исключительно в том случае, если он набрал большее количество голосов от общего количества депутатов;
    2. После такого процесса, законопроект в течение пяти дней должен быть передан на повторное рассмотрение, но уже совету федераций. Тут также идет процесс дискуссий и изучений законопроектов. Одобрение законопроект может получить исключительно в том случае, если за него проголосует более половины общего числа палаты, совета федераций. Если же в течение 14 дней законопроект также и не был рассмотрен, то в данном случае, может быть оформлена согласительная комиссия. Именно данная комиссия изучит еще раз все особенности законопроекта, а также оценит претензии членов совета федераций, после чего, данный законопроект снова возвращается на пересмотр государственной думе;
    3. Если же государственная дума не согласна с теми изменениями, которые предлагает совет федераций, то производится повторное голосование, и если более двух третьих голосов будет на стороне законодательства, то оно будет считаться принятым. Если же государственная дума согласна с теми изменениями, которые предлагает внести совет федераций, производится процесс переработки текста законопроекта, после чего, снова производится вся структуру принятия закона.

    Когда закон приобретает юридическую силу?

    После проведения всей процедуры, которая касается вопроса принятия законопроекта, наступает процесс формирования его юридической силы. В данном случае, после одобрения законопроект отправляется на подпись президенту. В течение 14 дней данный закон должен быть подписан. В течение семи дней после подписания, он непременно должен быть опубликован на специализированных федеральных ресурсах. А также в специальных печатных изданиях. По истечению десятидневного срока после публикации законопроекта, он приобретает юридическую силу. Впрочем, в самом законопроекте может быть указана иная дата формирования юридической силы. То есть, указывается, что данный закон вступает в силу с четко определенной даты.


    Матерью-одиночкой считается мать ребенка, в свидетельстве которого, согласно п. 3 ст. 51 СК РФ, запись об отце отсутствует или же произведена, по словам и указаниям матери. В ч.5...


    В Письме Минобразования РФ от 30.03.1994 N 212/19-12 указывается на то, что ребенка кроме родителей из детского сада могут забирать иные лица, основным условием является то, что...

    В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

    Законодательный процесс

    Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

    • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
    • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
    • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
    • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
    • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
    • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

    Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

    Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

    Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

    Стадии законодательного процесса

    Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

    1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

    2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

    3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

    4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

    5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

    Законодательный процесс в Российской Федерации

    Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

    • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
    • утверждение (подписание) закона;
    • обнародование закона.

    Первые две стадии представлены на рис. 1.

    Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

    Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

    Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

    Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

    Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

    Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

    После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

    • федеральных конституционных законов;
    • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
    • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

    В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

    После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

    Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

    • либо подписывает закон и обнародует его,
    • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

    Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

    Вето может быть абсолютным или относительным.

    Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

    Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

    В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

    Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

    Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

    Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

    Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

    Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

    Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

    Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

    Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

    Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

    Александр Гаганов,
    эксперт центра

    Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу. И все же по каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был бы ответить новый «закон о законах».

    Зачем нужен «закон о законах»?

    В России действуют тысячи федеральных законов, только в прошлом году было принято более . Еще больше законов принимается субъектами Российской Федерации.

    Но понятие «нормативный правовой акт» включает в себя не только законы, но и содержащие нормы права постановления правительств, других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сколько таких нормативных актов – точно посчитать невозможно. Да и не количество тут важно, а содержание, качество актов и соотношение друг с другом. По каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был ответить новый «закон о законах».

    Новый виток дискуссии

    26 января этого года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее – ИЗИСП) провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы правотворчества и проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Это событие ознаменовало новый виток научной дискуссии вокруг многострадального проекта «закона о законах», уже в новой редакции.

    ИЗИСП – ведущий НИИ, который должен на научной основе разрабатывать проекты законов по заданиям Правительства России. Именно он с 70-х годов прошлого века инициировал разработку проекта закона «О нормативных правовых актах» и разработал проект закона, внесенный в Государственную Думу еще в 1996 году. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в 1997 году и отклонен в 2004 году. В 2012 году ИЗИСП разработал новый «закон о законах», с учетом которого Министерство юстиции России в конце прошлого года подготовило свой проект аналогичного закона.

    По структуре проект Минюста практически совпадает с проектом Института законодательства: министерский проект имеет 16 глав против 17 институтских, в отличие от последнего в нем нет главы об общественном обсуждении проектов законов и главы об использовании информационных технологий. По количеству статей проект ИЗИСПа в два раза превосходит министерский проект (113 против 65 статей).

    Структура проекта соответствует жизненному циклу закона: есть главы о планировании подготовки нормативных актов, порядке их разработки, правилах юридической техники, экспертизе правовых актов, порядке их принятия, опубликования, изменения, реализации и толкования. Есть также главы о мониторинге правоприменения, систематизации законодательства, о системе и иерархии нормативных актов.

    Что нового в законе?

    Как ни банально, но принципиально новым является сам закон (если закрыть глаза на предыдущие аналогичные проекты). Такого закона в России еще не принималось. Казалось бы, теперь все законы должны будут составляться по строгим правилам, исчезнут все противоречия, проблемы и вопросы. Но этого не случится. Закон будет иметь статус обычного федерального закона, он не носит кодифицированного характера. Это означает, что вопросы правотворчества продолжают регулироваться и другими актами, в том числе более высокой юридической силы – Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. А значит, правовые коллизии будут продолжаться.

    Законопроект перечисляет способы разрешения таких коллизий: толкование нормативных правовых актов; принятие нового нормативного правового акта; внесение изменений в нормативный правовой акт; отмена нормативного правового акта; судебное разбирательство; систематизация законодательства; создание согласительных комиссий; международные процедуры. Есть в проекте и правила, по которым разрешаются коллизии: правило преимущества акта высшей юридической силы, специального акта над общим и более позднего над более ранним. Юристам эти правила знакомы с первого курса института: это аксиомы права.

    Труднообъяснимой особенностью проекта закона можно назвать малое количество определений понятий в общих положениях закона. Их всего два: нормативный правовой акт и правотворчество. Для сравнения: в проекте ИЗИСПа их 11, в проекте – 9 , в проекте 1996 года – 0 (по тексту – 3).

    Специалистам понятно, что нормативный правовой акт – это не только закон, но для простоты в нашей статье мы позволим себе вольно обращаться с этими понятиями. В статье 2, определившей два основных понятия закона, есть и другие немаловажные нормы. Одна из них, сформулированная очень криво и непонятно, видимо, пытается донести до нас, что судебное решение не считается нормативным правовым актом. Другая говорит о том, что закон не распространяется на локальные нормативные акты. При этом законопроект не объясняет, что считать локальным нормативным актом.

    Законопроект многообещающе называет граждан России субъектами правотворчества, то есть лицами, имеющими право принимать законы. Но далее – что, впрочем, ожидаемо - следует разочарование: граждане принимают законы на референдумах всех уровней, а также участвуют в разработке и принятии законов в некоем «установленном порядке». Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу.

    Что закон даст рядовым гражданам?

    На уровне законодательства субъектов Федерации допускается институт правотворческой инициативы граждан. Некий аналог уже давно есть в законодательстве субъектов РФ. Например, в Уставе Московской области упоминается «гражданская инициатива», порядок осуществления которой определяется законом Московской области. Закон так и не принят в течение почти 20 лет.

    Аналогичная ситуация с общественным обсуждением проектов федеральных законов, о котором говорит статья 24 законопроекта. Законы могут быть (а могут и не быть) вынесены на общественное обсуждение, опять же в установленном порядке. Надо ли говорить о том, что сейчас такой порядок отсутствует. Но даже если он будет принят, то учитывать мнение граждан традиционно никто . Потому что закон говорит просто, что «предложения и замечания учитываются», а как и кем, в каком порядке – неизвестно.

    Кстати, многочисленные ссылки на пресловутый «установленный порядок» (по-научному, отсылочные нормы) нежелательны в текстах законов с точки зрения юридической техники. Но в законе о законах таких отсылок к «законодательству» более 20. При этом сам законопроект в главе 6, посвященной правилам юридической техники, говорит следующее: «В тексте нормативного правового акта недопустимы ссылки на положения других нормативных правовых актов, которые также являются отсылочными». То есть на отсутствующие нормативные акты ссылаться можно.

    Излюбленная законодателем формулировка «в установленном порядке» доставляет немало неудобств не только простым гражданам, которые зачастую не могут найти нужный «установленный порядок», но и тем, кто применяет законы и разбирается в них.

    Законопроект отличается и другими нарушениями юридико-технических правил. В частности, законопроект критикуется за дублирование многих существующих норм, например, норм Конституции.

    Предполагается, что «правила по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации» должны будут утверждаться Правительством РФ. На сегодняшний день такие правила не утверждены, но есть методические рекомендации Госдумы. А главное, никто не отменял правила русского языка, которые одним своим наименованием намекают на то, что словосочетание «правила по оформлению» ошибочно. Иначе в целях единообразия (это требование статьи 30 законопроекта) нам надо переименовать Правила дорожного движения в «Правила по дорожному движению» и правила русского языка в «правила по русскому языку».

    Научный подход к написанию законов

    Положение части 2 статьи 2 касается принципов правотворчества, среди стандартного набора которых упомянуты следующие, нестандартные: научность, социальная справедливость, эффективность, ресурсная обеспеченность.

    Как реализуется в законе принцип научности? Очень просто: правотворческий орган может привлечь (а может и не привлечь) научную организацию к разработке проекта закона. Для оценки качества проекта может быть проведена научно-техническая экспертиза. То есть принцип научности реализуется или не реализуется в правотворчестве по произволу правотворческого органа. Это очень странно для принципа, который по определению должен соблюдаться всегда и везде.

    Представим себе ситуацию, если бы точно так же обходились с принципом законности, который обязывает всех и всегда соблюдать законы. Это было бы полной противоположностью законности и подменой ее на личное усмотрение. Но принцип научности, оказывается, можно соблюдать не всегда. И это понятно: научная обоснованность законопроектов потребует финансирования соответствующих научных исследований и приведет к затягиванию процедуры разработки законов, а самое страшное, к усложнению процедуры и сокращению количества законов. А это очень вредно для обширной имитационной правотворческой деятельности парламента и правительства. Зачем же тогда надо было декларировать принцип научности?

    Вопросов больше чем ответов

    Проект закона «О нормативных правовых актах» сохраняет прежнее соотношение вопросов и ответов: вопросов пока больше. Он адресован специалистам, занимающимся правотворчеством и правоприменением, которым предстоит самим ответить на свои вопросы или обратиться за толкованием (впрочем, порядок обращения за толкованием законопроектом не предусмотрен).

    Возможно, из-за парадоксального преобладания исполнительной власти в правотворческой деятельности проект закона был написан органом исполнительной власти, а не депутатами, которые должны бы лучше разбираться в нормотворчестве и правилах юридической техники. А еще точнее, такой закон должен разрабатываться профессионалами – работниками аппаратов законодательных органов совместно с научным сообществом. Это повысит шансы на то, что закон будет прост и понятен не только юристам, но и обычным гражданам.

    Казалось бы, это очевидное требование ко всем законам – быть простыми и понятными, но об этом проект «закона о законах» не говорит. Видимо, делать простые и понятные законы – высший пилотаж и недостижимый идеал для нашего законодателя.