Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка. Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи Свой среди чужих, чужой среди своих

    В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка. Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи Свой среди чужих, чужой среди своих

    Вчера, 24 октября 2017 года на официальном сайте Минюста России размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение многих лет. Как отмечает Министерстве юстиции РФ, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, при обсуждении. Концепция предусматривает, что с 2023 года. оказанием юридической помощи на возмездной основе смогут заниматься только действующие адвокаты и адвокатские образования.

    Цель конвенции регулирования рынка профессиональной юридической помощи 2017 года

    В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. III), ст. 2158), приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. Целью государственной программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.

    Подпрограммой 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций» (далее – подпрограмма 1) государственной программы предусмотрено решение следующих задач: упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи (далее – рынок); обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно.

    В числе мер правового регулирования, необходимых для достижения целей подпрограммы 1, определено совершенствование нормативной правовой базы, в том числе путем принятия федерального закона, направленного на регулирование профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, которым будут внесены необходимые изменения в Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ

    «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Также потребуется внесение изменений в процессуальное законодательство, законодательство о государственных и муниципальных закупках и ряд других законодательных актов.

    Что принималось во внимание при разработке

    При подготовке Концепции проанализировано актуальное состояние национального рынка юридических услуг; изучен зарубежный опыт правового регулирования данной сферы в различных юрисдикциях; идентифицированы проблемы, возникающие в связи с предоставлением юридических услуг (как у потребителей, так и у консультантов); проведен ретроспективный анализ законодательства, регулирующего данную сферу деятельности; определен комплекс мер по реформированию рынка в целях преодоления его негативных характеристик для повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

    Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг.

    При подготовке Концепции в Министерстве юстиции Российской Федерации проведен ряд встреч с представителями профессионального юридического сообщества: российскими юридическими компаниями, филиалами, представительствами и дочерними компаниями международных юридических фирм, профильными средствами массовой информации, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Замечания, предложения и комментарии, высказанные в ходе встреч, в целом учтены при разработке Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. При ее подготовке принят во внимание зарубежный опыт в сфере регулирования предоставления юридических услуг.

    Этапы реализации Концепции

    Реализация Концепции будет проходить в несколько этапов, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

    Первый этап рассчитан на 2018 год. В течение года должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации, а также возможность участия в государственных закупках.

    Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

    Второй этап развития Концепции намечен на 2019 год, предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

    Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

    С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты.

    Необходимость принятия Концепции

    Принятие Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обусловлено необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, и разрешения проблем, препятствующих эффективной реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к правосудию.

    Проект закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ", не успев родиться, вызвал скандал в адвокатском сообществе.

    На только что прошедшем исполкоме крупнейшего объединения профессиональных защитников - Гильдии российских адвокатов - законопроект был подвергнут, по выражению одного из участников, полной обструкции как лоббистский, противоречащий закону об адвокатской деятельности и направленный на ликвидацию традиционной российской адвокатуры.

    Пролить свет на причины такой реакции мы попросили президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, который, будучи депутатом Госдумы, активно участвовал в подготовке и принятии ныне действующего адвокатского закона.

    Российская газета: Гасан Борисович, что за новшество предлагают авторы законопроекта и почему хорошая, казалось бы, цель - оказание квалифицированной юридической помощи нашим согражданам - встречает бурные протесты?

    Гасан Мирзоев: Возражения вызывает не сама идея, а то, как ее хотят реализовать. Авторы документа предлагают наделить статусом адвоката всех юристов, которые отработали не менее двух лет на постоянной профессиональной основе в коммерческих и бизнес-структурах. Причем в обход существующих процедур, даже без сдачи квалификационного экзамена. На такой разовый "вход без пропуска" отводится шесть месяцев, после чего статья закона утрачивает силу.

    РГ: Адвокатского полку прибудет - разве это плохо?

    Мирзоев: Мы не против того, чтобы ряды адвокатов выросли. Вопрос в другом. Сейчас в составе адвокатских палат по стране трудятся чуть больше 60 тысяч профессиональных защитников. Прежде чем получить статус адвоката, они поработали помощниками у опытных профессионалов, в адвокатских бюро и коллегиях, прошли профотбор, получили хорошие рекомендации, сдали строгие квалификационные экзамены, принесли присягу и лишь затем стали членами адвокатских палат. Представьте себе, что будет, когда в это сообщество вольются сотни тысяч новых членов "с двухлетним стажем работы в качестве индивидуальных предпринимателей". В одной лишь Москве, где сегодня около 8 тысяч адвокатов, "примут" еще 150 тысяч "новобранцев".

    Проект предусматривает также допуск "к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории РФ" иностранных граждан. Сколько еще добавится профессионалов с Украины, из Молдавии, Узбекистана, других стран ближнего и дальнего зарубежья, сказать трудно. Еще труднее предсказать, как все это "нашествие" отразится на качестве защиты прав и законных интересов доверителей.

    Мирзоев: По их мнению, положение дел в оказании юридической помощи не во всем соответствует нашей Конституции. Правовые услуги порой оказывают люди, не отвечающие высоким профессиональным и моральным качествам. Поэтому предлагается исключить из этой сферы деятельности частнопрактикующих юристов и сотрудников юрфирм, не имеющих статуса адвоката. Но при этом наделить таким статусом практически всех, кто пожелает. Думаю, что это преждевременно.

    РГ: Не секрет, что проблема качества действительно есть, причем она касается в том числе и самих адвокатов. Может быть, более строгий подход пойдет на пользу делу?

    Мирзоев: Внешне все так и выглядит. В проекте приведен перечень лиц, кто сможет оказывать помощь: адвокаты, нотариусы, патентные поверенные. Но - с оговоркой: "если иное не предусмотрено федеральным законом". Однако Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы, Кодекс об административных правонарушениях допускают к участию в производстве в качестве защитника или представителя граждан и организаций и адвоката, и "иное лицо". УПК разрешает участвовать в уголовном процессе наряду с адвокатом близкому родственнику потерпевшего или иному человеку, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Так что эти вопросы фактически уже урегулированы, в том числе и деятельность адвокатов, нотариусов и патентных поверенных. Что же тогда регулирует новый законопроект? Похоже, что его положения носят исключительно декларативный характер и являются лишь еще одной попыткой внести очередные изменения в закон об адвокатуре.

    РГ: На исполкоме Гильдии российских адвокатов, где присутствовало более двухсот человек из всех регионов страны, законопроект встретил активные возражения. Об этом говорил, например, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, глава адвокатской палаты Московской области Алексей Галоганов. Помимо самих разработчиков, оценивал ли еще кто-нибудь их предложения?

    Мирзоев: Нам известно, что отрицательные отзывы уже дали начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева, советник президента Вениамин Яковлев, а также Конституционный суд. У рядовых адвокатов остается лишь чувство недоумения и обиды: почему нашу судьбу кто-то опять пытается решать келейно, в тайне от адвокатской общественности, без всеобщего обсуждения? Об этом, в частности, и говорил Алексей Галоганов, посетовав, что его даже не пригласили на комиссию, где обсуждался законопроект. Если столь значимый документ вдруг выскакивает внезапно, словно черт из табакерки, это порождает у людей сомнения.

    РГ: Если в ваши ряды вольются сотни тысяч новых адвокатов, это будет уже другое сообщество. Потребуются новые оргмероприятия, съезд, выборы президента и других руководящих адвокатских органов. Может быть, в этом и состоит главная суть?

    Мирзоев: Имеется и более прозаическое объяснение - налоги, например. Сейчас многие юристы платят их как предприниматели, а став адвокатами, перейдут в иную категорию и хорошо сэкономят. Но дело не в этом. Еще раз подчеркну: ни я, ни мои коллеги не против расширения адвокатского сообщества. Но прием новых членов должен вестись исключительно на основе точного исполнения Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", в рамках принятых в сообществе процедур. Порядок для всех должен быть единым.

    РГ: Жизнь идет, во многие законы вносятся изменения. И ваш, кстати, тоже не исключение.

    Мирзоев: К сожалению, от того первоначального проекта прогрессивного, демократичного закона, который был внесен от имени президента, принят и подписан Владимиром Путиным, мало что осталось - последующие поправки его заметно выхолостили. А теперь вот вносится проект уже целого закона. Более того, как стало известно, готовится еще один законопроект о государственной юридической помощи малоимущим, который неминуемо потребует изменений и в законе об адвокатуре. На мой взгляд, нельзя все время находиться в стадии реформ. Надо когда-то остановиться и поработать, анализируя практику и результаты этой работы. А самое главное, советоваться с самими адвокатами, выносить новые идеи и предложения на общее обсуждение.

    Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи существует пока в виде проекта, который широко обсуждается юридической общественностью. На ее содержание и порядок реализации может повлиять принятие рассматриваемых Госдумой законопроектов. Вся информация есть в нашей статье.

    Проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

    Реформирование рынка юридических услуг, которое обсуждается уже много лет, преследует цель упорядочить данный рынок, только одна часть которого — адвокатура — имеет четкие правила работы: порядок приобретения статуса, квалификационные и дисциплинарные требования и др. аспекты, урегулированные законом и Кодексом профессиональной этики адвоката (КПЭА) (см. подробнее в статье «Адвокатура в РФ - понятие и функции»). Другая существует при отсутствии какого-либо регулирования.

    Концепция регулирования рынка юридических услуг (рынка профессиональной юридической помощи) (далее — Концепция), проект которой опубликован Минюстом РФ 24.10.2017 для всеобщего обсуждения, состоит из 6 разделов:

    1. Общие положения.
    2. Современное состояние рынка профессиональной юридической помощи в РФ.
    3. Зарубежный опыт регулирования профессиональной юридической помощи.
    4. Задачи Концепции и ограничение предмета регулирования.
    5. Механизмы реализации Концепции.
    6. Этапы реализации реформы и переходные положения.

    Концепция предусматривает переход к адвокатской монополии на судебное представительство. Однако общественные объединения юристов, к числу которых относится Ассоциация юристов России (возглавляет П. Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству), иначе рассматривают вопрос о повышении качества юридических услуг, в первую очередь судебного представительства. Этому посвящен законопроект П. Крашенинникова. Аналогичная тема затрагивается и в законопроекте ВС РФ.

    Состояние реформы развития рынка юридических услуг на данный момент: законопроекты на рассмотрении

    На дальнейший процесс реформирования рынка юруслуг, а также Концепцию, которая еще будет дорабатываться Минюстом, повлияют решения, которые будут приняты законодателями при рассмотрении 2 законопроектов, внесенных в Госдуму:

    1. Депутат Госдумы П. Крашенинников в сентябре 2017 года внес на рассмотрение законопроект «Об осуществлении представительства…» № 273154-7 , который предполагает введение обязательности российского юридического образования для лиц, представляющих интересы сторон в судопроизводстве, с внесением соответствующих изменений в процессуальные кодексы (см. подробности в сообщении на сайте). Законопроект предложен к 1 чтению, но пока не рассмотрен.
    2. ВС РФ 06.02.2018 внес в Госдуму законопроект № 383208-7 , утв. постановлением Пленума от 03.10.2017 (см. сообщение). В числе многочисленных новелл есть и нормы об обязательном высшем юридическом образовании для судебных представителей без детализации, касающейся аккредитации образовательной организации.

    Введение обязательного юридического образования для судебных представителей может стать переходным этапом к адвокатской монополии. Но общественные организации юристов могут настаивать на достаточности этой меры для достижения надлежащего качества юруслуг. Несмотря на их значительное влияние, Минюст полагает, что более глубокая реформа с переходом к адвокатской монополии неизбежна.

    Почему Минюст считает неизбежной глубокую реформу рынка юридических услуг

    Концепция развития рынка юридических услуг разработана в соответствии с госпрограммой «Юстиция», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 312. Подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов…» предусматривает в качестве основного мероприятие 1.1 «Совершенствование нормативно-правовой базы…».

    Для его проведения Минюстом РФ проанализировано состояние рынка юридических услуг и разработаны предложения по внесению изменений в закон «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ (далее — закон № 63-ФЗ).

    Причинами необходимости реформирования рынка юруслуг являются:

    • отсутствие специального правового регулирования юридических услуг, минимальных требований к квалификации, дисциплинарного контроля, что влечет за собой свободный доступ непрофессионалов, дисквалифицированных адвокатов;
    • слабая применимость существующих общих норм при оказании правовых услуг низкого качества, отсутствие юридической возможности санации рынка со стороны государства;
    • свободный доступ на рынок для иностранных агентов при отсутствии подобной ситуации на аналогичных зарубежных рынках;
    • ограниченность и негибкость регулирования адвокатской деятельности (малое число форм работы, невозможность заключения трудовых договоров между адвокатами и др.), что сужает возможность притока новых кадров в адвокатуру и др.

    При этом могут быть рассмотрены 2 варианта: создание второй системы юруслуг (наряду с адвокатурой) и введение адвокатской монополии. Минюстом был изучен зарубежный опыт по теме.

    Учет зарубежного опыта

    В отношении правового регулирования правовых рынков зарубежных стран (ФРГ, Франции, Великобритании, Японии и др.) в Концепции отмечены:

    1. Строгая законодательная регламентация.
    2. Наличие специального статуса у лиц, допущенных к оказанию услуг, чаще всего статуса адвоката (в большинстве стран).
    3. Строгие требования к претендентам на получение специального статуса (полная дееспособность, гражданство государства, в котором получается статус, наличие национального диплома, прохождение стажировки и (или) специального обучения, сдача экзамена, страхование профответственности и др.), наличие в некоторых странах специализированных статусов (солиситор, барристер — в Великобритании) или официально подтвержденной специализации (ФРГ).
    4. Разнообразие и гибкое регулирование форм деятельности адвокатов, возможность работы по трудовому договору, заключенному с адвокатским образованием.
    5. Наличие дисциплинарных норм, предусматривающих максимальное наказание в виде лишения статуса.

    В Концепции оценивается отрицательно опыт Польши, где разделены адвокаты и юридические советники при практически одинаковом правовом регулировании.

    Почему критикуется вариант саморегулирования юридического рынка

    В течение длительного времени альтернативой адвокатской монополии являлось саморегулирование рынка юридических услуг. Однако, по мнению авторов Концепции, время показало недостаточную эффективность подобного подхода.

    Данный вывод основан на анализе работы саморегулируемых организаций (СРО), приведенном в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утв. расп. Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р, по результатам которого названы такие недостатки, как:

    Таким образом, аргументами против введения СРО являются возможная низкая эффективность работы, введение в заблуждение потребителей уровнем регуляторных режимов СРО и адвокатуры, создание двойных стандартов в одной сфере деятельности, а также увеличение расходов бюджета в связи с необходимостью формирования системы контроля за работой СРО.

    Почему окончательный выбор сделан в пользу адвокатуры

    Помимо анализа зарубежного права, результатов работы СРО в других отраслях, довода о традиционности института адвокатуры, авторы Концепции приводят в качестве аргументов в пользу предлагаемого решения принятые за последние годы меры по совершенствованию адвокатской работы и самоорганизации:

    • закон «О внесении изменений…» от 02.06.2016 № 160-ФЗ, предусматривающий создание Комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ (ФАП РФ) по этике и стандартам, в состав которой входят представители Минюста РФ, палат Федерального собрания и ФАП РФ, которая будет разрабатывать стандарты адвокатской деятельности и давать разъяснения по вопросам применения КПЭА (см. наше сообщение об одном из разъяснений);
    • приказ Минюста России «Об утверждении требований…» от 14.12.2016 № 288, регулирующий работу по адвокатским запросам, и др. нормативные акты, принятие которых свидетельствует о повышенном внимании государства к вопросам совершенствования работы адвокатских образований и адвокатов.

    Таким образом, повышение эффективности и качества работы адвокатуры, экономичность варианта перехода к адвокатской форме работы всех независимых юристов, традиционность и известность данного института как в РФ, так и за рубежом являются вескими основаниями для введения адвокатской монополии. Исходя из этого, отказ от Концепции в этом или несколько измененном виде представляется маловероятным.

    Как будет осуществляться переход к адвокатской монополии на судебное представительство

    Переход в адвокатуру коммерческого сектора правового рынка, обслуживающего интересы хозяйствующих субъектов и граждан, означает изменение концепции адвокатуры.

    Ранее провозглашалось, что адвокат не ведет предпринимательскую деятельность (на этом, в частности, основано лишение адвокатов права применять упрощенную систему налогообложения).

    В настоящее время все виды адвокатских образований (бюро, коллегия, юрконсультация) являются некоммерческими организациями (НКО), порядок регистрации и деятельность которых регулируются соответствующими законами (см. подробнее: «Коллегия адвокатов - понятие и цели деятельности»). В этом качестве они лишены возможности участия в госзакупках юруслуг, хотя по своей сути могут соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства.

    Это создает двоякую проблему: ограничение выбора при закупках госуслуг и необоснованное лишение адвокатских образований доступа на рынок госуслуг.

    В будущем ситуация изменится.

    Условия работы коммерческих адвокатских образований

    Для новой адвокатуры будут созданы следующие условия:

    • Введение возможности заключения адвокатом трудового договора с адвокатским образованием с условием уведомления об этом палаты региона. В этом случае адвокат вправе не выбирать форму адвокатского образования, как при самостоятельном ведении деятельности (п. 6 ст. 15 закона № 63-ФЗ).
    • Расширение числа организационно-правовых форм (ОПФ) ведения адвокатской работы. Предлагается разрешить адвокатам учреждать юрлица корпоративных коммерческих ОПФ, разрешив конфликт между непредпринимательским характером адвокатской деятельности и коммерческой направленностью ОПФ путем установления ограниченной правоспособности. Переход в адвокатуру действующих юрлиц (ООО, АО), оказывающих юруслуги, предлагается облегчить (создать «комфортный транзит», как указано в Концепции) путем допущения их преобразования в адвокатские коммерческие ОПФ (с помощью внесения изменений в учредительные документы).

    Из этого будут вытекать такие дополнительные возможности, как право заключить соглашение с доверителем не только от имени конкретного адвоката (как в настоящее время), но и от имени юрлица, право на участие в госзакупках, а также возможность использовать права на средства индивидуализации (фактически во многих случаях продолжить использовать) подобным адвокатским ОПФ.

    В качестве других направлений регулирования называются введение специализации адвокатов (как это сделано в Германии, в частности), страхования рисков и др.

    Этапы реформы рынка юридических услуг

    Предлагаются следующие этапы и сроки нововведений:

    1. 2018 год — введение доступа к учреждению адвокатами коммерческих ОПФ (в рамках существующих) с запретом иностранного участия, дозволения на заключение адвокатами трудовых договоров с адвокатскими образованиями, соответствующих налоговых изменений, права на обладание средствами индивидуализации, права на участие в госзакупках, предоставление иностранным адвокатам права вести деятельность в РФ при условии регистрации в специальном реестре Минюста РФ и на началах взаимности с государством регистрации, развитие подзаконного нормативного регулирования адвокатской деятельности.
    2. 2019 год — принятие нормативных актов об упрощенном порядке вступления в адвокатуру (тестирование, в т. ч. дистанционное), который будет применяться до 01.01.2023 к лицам, имеющим высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет в организации, оказывающей юруслуги. Для этих же лиц будет отменено требование о наличии 5-летнего стажа адвокатской работы при учреждении адвокатского образования. Не будет применяться и целевой взнос при вступлении в адвокатскую палату. Ко всем остальным претендентам будут предъявляться обычные требования;
    3. 2020-2022 годы — прием в адвокатуру заинтересованных в этом лиц. С 01.01.2023 судебное представительство во всех инстанциях и по всем видам дел смогут осуществлять только адвокаты. Соответствующие изменения будут внесены в процессуальное законодательство.

    Итак, проект Концепции реформирования рынка юридических услуг, разработанный Минюстом, обозначил понимание того, что реформа давно назрела, существующее положение не имеет аналогов с зарубежными правопорядками и не способствует надлежащему обеспечению права граждан на представительство их интересов компетентными лицами, поскольку качество юруслуг никем и никак не контролируется.

    Проект и законопроекты об обязательном юридическом образовании судебных представителей широко обсуждаются общественностью, окончательные решения пока не приняты. По мере их принятия статья будет дополняться и изменяться.

    Новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

    Первый этап: новые законы

    1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

    2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

    3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

    4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

    5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

    6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

    7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

    В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

    Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

    В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

    Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

    В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

    Финальный аккорд: сроки могут продлить

    Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года - с 2020 по 2022 год.За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

    Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

    Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

    • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
    • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
    • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
      и их организационно-правовые формы;
    • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
    • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

    Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

    Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. ).Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

    О законопроекте

    Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

    Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

    Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

    С текстом законопроекта № 273154-7 "Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" можно ознакомиться .