Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Сущностная характеристика избирательного процесса рф. Современные проблемы науки и образования

    Сущностная характеристика избирательного процесса рф. Современные проблемы науки и образования

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

    Именно на них возлагается основная организационная работа по проведению выборов, обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан.

    В соответствии с указанным законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; в) избирательные комиссии муниципальных образований; г) окружные избирательные комиссии; д) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; е) участковые избирательные комиссии.

    Федеральные и региональные законы о выборах устанавливают строго определенную систему избирательных комиссий, их соподчиненность и распределение полномочий между ними применительно к соответствующему виду и уровню выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ действуют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Выборы Президента России организуют и проводят такие же комиссии, за исключением окружных комиссий. Поэтому ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех указанных избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента Российской Федерации.

    Система, взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления в систему создаваемых избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, организующие выборы в пределах своих одномандатных или многомандатных избирательных округов. Проведение выборов должностных лиц органов местного самоуправления не требует создания окружных избирательных комиссий, поскольку в этом случае выборы проходят по единому территориальному избирательному округу.

    Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии) являются государственными органами, а остальные являются общественными образованиями, решения которых по вопросам проведения выборов обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.

    Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных органов характеризуется тем, что они: в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством; осуществляют свои полномочия на постоянной основе, либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного (федерального либо регионального) или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами и местного самоуправления, либо вышестоящими избирательными комиссиями государственной власти на основе предложений политических партий, избирательных блоков, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; несут ответственность за законность своих действий и решений.

    Независимости и самостоятельности избирательных комиссий служит ряд других законоположений, в частности и то, что государственные и муниципальные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На практике независимость комиссий не только не исключает, но и предполагает их взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления при решении целого ряда вопросов организации избирательного процесса. Кроме того, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, их должностные лица возложена обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.

    Расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий, возмещаются за счет средств соответственно государственного или местного бюджета. Установленный законодательством порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их самостоятельными в организации и проведении выборов.

    Формирование избирательных комиссий осуществляется в установленном законом порядке, в установленные сроки, уполномоченными субъектами. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы.

    Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определен Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ.

    Пять членов ЦИКа РФ назначаются Президентом России.

    Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определяется Федеральным законом, а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Названными законами устанавливается примерная численность комиссий, основные правила избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии.

    В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях, предусмотрено, что как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, а также на основе предложений аналогичных субъектов, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии РФ. Установленные Федеральным законом нормы в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также территориальных и участковых избирательных комиссий.

    Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов на всех стадиях избирательного процесса и порядок их деятельности закреплены в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах депутатов и должностных лиц.

    Свою деятельность комиссии осуществляют коллегиально. Они правомочны приступить к работе, если сформированы не менее чем на две трети от установленного состава. Заседания комиссии протоколируются, а решения принимаются большинством голосов (некоторые - квалифицированным большинством) членов комиссии с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем.

    Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом. Более того, решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для соответствующего уровня органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц, избирателей и иных участников избирательного процесса.

    Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают (обычно - 4 года). Полномочия участковых избирательных комиссий, создаваемых на период избирательной кампании, по общему правилу прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

    Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

    Стадии избирательного процесса в РФ:

    1 . Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.

    2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.ст.20-31

    3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

    4. Предвыборная агитация . Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.ст.49-56

    5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

    6. Досрочное голосование ст.65– факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

    7. Голосование. Ст.64,66. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

    9. Подсчет голосов . Ст.68 .Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол.

    12 . Обработка итогов голосования ,ст.69,70 определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.


    Субъекты избирательного права - потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями:Индивидуальные субъекты избирательного права и коллективные.

    Индивидуальные(физич лица с соответствующим статусом): 1.граждане РФ; 2иногстранные граждане; 3.избиратели;4.кандидаты; 5.зарегестрированные кандидаты;6.Представители кандидатов, избирательных объединений, избирателей; 7.Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;8.наблюдатели; 9.международные(иностранные) наблюдатели;10.Члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса;11.Лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие

    Коллективные субъекты: 1.избирательные объединения; 2.политические общественные объединения;3.избирательные комиссии;4.гос.органы; 5.органы местного самоуправления; 6.СМИ; 7.Фракции в представительных (законодательных) органах;8.

    Субъекты (участники) избирательного процесса

    Круг субъектов избирательного права весьма широк. По мнению Ю. А. Веденеева и С. Д. Князева, их объединяет то, что они выступают носителями прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов. Выделяются физические лица (индивидуальные) и коллективные образования, организационно оформленные. Их деятельность связывается с организацией всего выборного процесса и функционирования избирательной власти в межвыборный период. Избирательное право/ А. С. Прудников [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - С. 132-137.

    Правовой статус избирателя

    Понятие правого статуса. Согласно федеральному закону от 12 июня 2002г. гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме установлены Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержаться в местах лишения свободы по приговору суда Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 24. - Ст. 2253. в ред от 24 июля 2007 N 211-ФЗ. ст. 4, п. 3..

    Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Тот же. Ст. 4 п. 4.

    Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

    В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Содержание правового статуса. В соответствии с Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 16 в Российской Федерации все избиратели подлежат регистрации (учету). Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях предусмотренных законом, - и временного проживания на территории этого участка. Избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

    Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение суток, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отказа в удовлетворении его требований.

    Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. ФЗ от 12.06.2002г. Ст. 17, п. 16.

    Избиратель вправе принимать участие в осуществлении иных избирательных действий: в выдвижении кандидата (списка кандидатов) в составе избирательного объединения; в агитационных мероприятиях; в голосовании на избирательном участке, вне помещения участка, досрочном голосовании. Гражданин вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, их должностных лиц в суд или вышестоящую избирательную комиссию. Особенности реализации избирательных прав учитываются при законодательном регулировании судебной процедуры рассмотрения и разрешения дел этой категории. Так, процессуальное законодательство предусматривает сокращенные сроки рассмотрения судом заявлений по таким делам, поданных в ходе избирательной компании, сокращенные сроки обжалования в кассационном порядке вынесенных по ним решений. Постников А. Е. Избирательное право России. Науч. и учеб. издание. / А. Е. Постников. - М.: Издательская группа ИНФРА?М - НОРМА, 1996. - С. 62-63

    Субъекты (участники) избирательного процесса

    Реальное осуществление народовластия в ходе подготовки и проведения выборов обеспечивается целеустремленной и правомерной деятельностью участников, или субъектов, избирательного процесса, круг которых определяется действующим законодательством.

    Главным субъектом избирательного права и процесса является гражданин. От активности и волеизъявления избирателей напрямую зависят результаты выборов, в конечном счете - эффективность деятельности органов публичной власти и ее должностных лиц. Избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях). Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях обладают все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. Так согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 3 ст. 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им законами иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. власть избирательный референдум

    Действующее в Российской Федерации и ее субъектах законодательство о выборах, регулирующее выборные правоотношения, предусматривает следующий основной типовой состав участников (субъектов) избирательного процесса:

    • 1. Нормоучредительные участники избирательного процесса -- органы государственной власти федерального и регионального уровня, избирательные комиссии, наделенные правом издавать законы и иные нормативные акты и определяющие порядок подготовки и проведения выборов: например, Федеральное Собрание России, которое принимает законы о выборах в федеральные органы государственной власти, или Законодательное Собрание субъекта РФ, принимающее Избирательный кодекс.
    • 2. Инициаторы избирательного процесса -- органы и должностные лица государственной и местной власти, правомочные принимать юридические акты о назначении выборов, в которых нередко определяются даты и территория проведения голосования. Издание инициирующего избирательный процесс правового акта обязательно, поскольку при отсутствии такого акта нормы материального и процессуального избирательного права не могут быть приведены в действие, хотя в новейшем избирательном законодательстве предусматриваются процедуры, позволяющие выйти из положения, когда управомоченный орган не в состоянии принять инициирующий акт.

    Дело в том, что конкретными субъектами инициирования избирательного процесса по каждому виду выборов обычно определяются органы власти соответствующего уровня (хотя в некоторых случаях право назначения выборов и определения даты проведения голосования закрепляется за вышестоящими органами, в чем проявляются особенности регионального законотворчества), однако последние иногда просто отсутствуют либо своевременно не принимают нужное решение. Поэтому новейшее законодательство предусматривает на этот случай специальные правила. Так, в отдельных поселениях, где представительные органы, обязанные назначать выборы, отсутствуют, выборы должны быть назначены соответствующими территориальными избирательными комиссиями. Если управомоченный орган государственной или местной власти не назначает выборы в установленный законом срок, то они могут быть проведены по решению соответствующей руководящей территориальной избирательной комиссии, что должно быть оговорено в законе.

    3. Организаторы избирательного процесса -- избирательные комиссии, общественные объединения и группы граждан, органы и должностные лица государственной и местной власти, создающие надлежащие условия и обеспечивающие необходимые средства для реализации законодательства о выборах.

    Особое место среди организаторов избирательного процесса занимают избирательные комиссии (органы руководства выборами), на которые ложится вся тяжесть подготовки и проведения избирательных мероприятий, поскольку именно они выполняют наибольший объем организационно-управленческой и организационно-технической работы по реализации требований избирательного законодательства и отвечают за документальное оформление юридических действий, совершаемых участниками выборов.

    Серьезные обязанности возлагает закон и на других организаторов избирательного процесса. Так, глава местной исполнительной власти принимает решение об образовании избирательных участков, а федеральные и региональные органы государственной власти выделяют денежные средства на финансирование избирательной кампании.

    • 4. Голосующие на выборах граждане Российской Федерации -- активные избиратели, реализующие право нормотворческого голоса при принятии юридически обязательных решений на собраниях (сходах) граждан и на референдумах либо право властеучредительного голоса на выборах органов государственной и местной власти, а также при отзыве выборных представителей.
    • 5. Баллотирующиеся на выборах граждане Российской Федерации -- кандидаты в депутаты представительных органов государственной и местной власти или кандидаты в народные представители других выборных органов (пассивные носители избирательного права).
    • 6. Наблюдатели, в том числе иностранные и международные, -- лица, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль за соблюдением требований выборного законодательства на всех стадиях избирательного процесса. Российская Федерация является одной из немногих стран в мире, где иностранным (международным) наблюдателям законодательно разрешено присутствовать на выборах и референдумах, в том числе и на региональном уровне.
    • 7. Суды, рассматривающие жалобы и споры в связи с нарушением избирательного законодательства при проведении выборов и голосования, в том числе Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.
    • 8. Органы прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о выборах в соответствии с правилами, определяющими компетенцию и порядок работы этих органов.
    • 9. Другие участники избирательного процесса (например, политические партии, общественные объединения, группы избирателей), обладающие правом выдвижения и поддержки кандидатов; организации и учреждения, частные лица, участвующие в формировании избирательных фондов; досрочно отзываемые депутаты и другие выборные должностные лица.

    Состав участников (субъектов) избирательного процесса не является постоянным, он может изменяться в связи с изменением выборного законодательства, во многом зависеть от того или иного типа избирательной системы, уровня ее демократического содержания.

    Правовой статус участников избирательного процесса определяется обширным массивом законодательных актов. Совокупность нормативно-правовых актов, определяющих статус субъектов избирательного процесса, образует составную часть самостоятельного института избирательных прав -- выборное право. Среди них важнейшее значение имеют следующие законодательные акты:

    • 1) Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32, 81);
    • 2) конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации (главы об избирательной системе);
    • 3) федеральные законы о выборах;
    • 4) региональные законы о выборах;
    • 5) указы Президента Российской Федерации, президентов республик, входящих в состав Федерации, и глав других субъектов Федерации;
    • 6) решения избирательных комиссий;
    • 7) решения органов местного самоуправления по вопросам организации выборов.

    Граждане и их объединения, реализующие конституционные избирательные права, а также лица и организации, обеспечивающие проведение выборов. Избирательное законодательство выделяет три группы таких субъектов: 1) граждане, наделенные активными избирательными правами (избиратели). В качестве избирателей выступают граждане, достигшие установленного законом возраста, по достижению которого они могут осуществлять принадлежащие им активные избирательные права. Соответственно, избирателем признается гражданин, обладающий правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. К другим юридическим характеристикам избирателя следует отнести дачу им согласия на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение; внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации соответствующего лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитация за или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функций доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и т.д. Совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, образует избирательный корпус. Совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, именуют электоратом. К этой же группе субъектов избирательного права кроме избирателей относятся: кандидаты (в депутаты/на выборные должности), список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов), избирательные объединения, избирательные блоки. К этой группе примыкают участники избирательного процесса, представляющие интересы кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков), члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели: особую группу субъектов избирательного процесса образуют лица и органы, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан. К таковым прежде всего относятся избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также главы муниципальных образований; в некоторых случаях - суд соответствующего уровня. Соответственно, субъектами избирательного права являются:

    1) граждане, обладающие активными избирательными правами (избиратели);

    2) граждане и их объединения, реализующие пассивные избирательные права, - кандидаты на выборные должности, избирательные объединения и избирательные блоки, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидата на выборную должность; представители кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели;


    3) избирательные органы - избирательные комиссии.

    Избирательное объединение: понятие, порядок образования, избирательные блоки

    Избирательным объединением является политическое общественное объединение, созданное в установленном федеральным законом порядке, для участия в выборах, имеющее свой устав, зарегистрированный в органах юстиции. Его цель - участие в жизни общества путем влияния на формирование политической воли граждан, участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участия в организации и деятельности указанных органов. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 2) избирательное объединение может быть представлено в следующих организационно-правовых формах: политическая партия; политическая организация; политическое движение. Избирательное объединение есть разновидность политического общественного объединения, устав которого специально предусматривает возможность участия в политической жизни, участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, а также участия в деятельности этих органов.

    Обязательным условием признания общественного объединения избирательным является его регистрация в органах юстиции не позднее чем за 1 год до дня голосования. Государственная регистрация производится органами юстиции. Общественное политическое объединение должно иметь регистрацию на уровне, соответствующем уровню выборов. Общероссийское политическое объединение регистрируется Министерством юстиции РФ, межрегиональное - органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения, региональное и местное - органами юстиции соответствующего субъекта РФ. Регистрация избирательного объединения предоставляет ему право выдвигать кандидатов в высшие федеральные органы, а также в региональные и местные органы на соответствующих выборах. Избирательные объединения вправе выдвигать списки кандидатов на выборы по пропорциональной системе, части депутатов (в законодательный орган субъекта РФ), а также кандидатов в мажоритарных округах. Кандидаты, списки кандидатов выдвигаются на съездах (конференциях) политического объединения. Решение принимается тайным голосованием. Соответственно своему статусу избирательное объединение (блок) полномочно выдвигать и регистрировать кандидатов (списки кандидатов), осуществлять агитационную деятельность, финансирование избирательной кампании, вести наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов. Полномочия избирательные объединения осуществляют через своих представителей: уполномоченных, доверенных лиц, наблюдателей. Уполномоченные избирательного объединения назначаются на стадии выдвижения кандидатов и осуществляют сбор подписей избирателей, заверяют подписные листы, представляют избирательное объединение в избирательных комиссиях, органах власти, отвечают за финансовую деятельность. Доверенные лица назначаются после регистрации списка кандидатов и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов.

    Объединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах образует избирательный блок. Избирательный блок представляет собой временный добровольный союз двух или более избирательных объединений с целью выдвижения кандидата или списка кандидатов при проведении выборов. Такой блок образуется для объединения идеологических, организационных, финансовых ресурсов, расширяя тем самым политическое влияние своих сторонников, чтобы выдвинуть от блока большее число депутатов. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде или конференции каждого избирательного объединения. На основании принятого на съезде (конференции) решения уполномоченные представители каждого из избирательных объединений подписывают совместное решение о создании избирательного блока. Избирательные блоки регистрируются соответствующими избирательными комиссиями, после чего обладают всеми правами избирательных объединений.

    Избирательные комиссии: понятие, виды, порядок формирования и деятельности

    Коллегиальные органы, формируемые в установленном законом порядке и в сроки, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов в федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ, а также выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления. В систему избирательных комиссий входят: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; 2) окружные избирательные комиссии, формируемые при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам; 3) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей формируются несколько таких комиссий, в случаях, предусмотренных законодательством, эти же комиссии действуют в качестве избирательных комиссий муниципальных образований; 4) участковые избирательные комиссии.

    Полномочия и статус избирательных комиссий определены законом.

    При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Указанные органы и должностные лица, а также средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности: предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы; давать ответы на обращения избирательных комиссий; предоставлять возможность для размещения информации в СМИ. Решения вышестоящей (соответствующей уровню выборов) избирательной комиссии, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

    Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава. На первом заседании комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, его заместитель и секретарь комиссии. Заседания избирательной комиссии созываются председателем комиссии, а также по требованию не менее 1/3 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание комиссии правомочно, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии.

    Заседание Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ правомочно при наличии не менее 2/3 членов этих комиссий. Решения избирательной комиссии об избрании руководящих органов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Иные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов с правом решающего голоса. При принятии решения избирательной комиссией в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем этой комиссии. Члены комиссии, не согласные с решением, могут письменно высказать особое мнение, которое доводится до сведения вышестоящей избирательной комиссии. Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов РФ имеют аппараты, структуру и штаты, которые устанавливаются ими самостоятельно. Работники этих аппаратов являются государственными служащими. Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться в качестве таковых.

    Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Руководящий избирательный орган РФ, возглавляющий систему избирательных комиссий. Данная комиссия действует на постоянной основе. Срок ее полномочий - 4 года. Состоит из 15 членов. По 5 членов комиссии назначаются соответственно Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. К членам Центризбиркома предъявляются повышенные требования - наличие высшего юридического образования либо ученой степени в области права.

    Центральная избирательная комиссия РФ обладает структурными полномочиями: обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей и профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, установления итогов голосования, определения результатов выборов; руководит деятельностью избирательных комиссий при проведении выборов в федеральные органы власти; осуществляет контроль за законностью в деятельности иных комиссий, обеспечивает единообразное применение федерального избирательного законодательства и в этой связи издает инструкции и иные акты по вопросам его применения; регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и их доверенных лиц, выдает им удостоверения; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списки избирателей и других избирательных документов, распределяет средства, выделяемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; устанавливает единый порядок обработки итогов голосования; устанавливает результаты выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу; организует повторное голосование и повторные выборы Президента РФ и депутатов по федеральному избирательному округу; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий; совместно с органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов РФ, органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и др. Центральная избирательная комиссия РФ вправе давать заключения о соответствии законов субъектов РФ Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ». Официальным печатным органом данной комиссии является Вестник Центральной избирательной комиссии РФ.