Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Сообщение о результатах оперативно розыскной деятельности. Понятие и сущность результатов орд. "Нетрадиционные" подходы к документированию ОРМ

    Сообщение о результатах оперативно розыскной деятельности. Понятие и сущность результатов орд.

    Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует представление результатов ОРД и отражает только его оперативно-розыскной аспект, да и то относительно, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.

    В настоящее время такой порядок регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - Инструкция).

    В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результатов включает в себя:

    вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

    вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

    оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

    Такой порядок представления результатов ОРД не имеет никакого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела (п. 17 Инструкции). По смыслу данной нормы такое постановление необходимо только для того, чтобы удостоверить сам факт передачи конкретных документов и материалов, в какой орган и для каких целей, т.е. речь идет о соблюдении порядка оперативно-служебного дело производства. Это, безусловно, имеет определенное значение, однако прямо не вытекает из нормы ст. 11 ФЗ об ОРД. По смыслу ФЗ об ОРД вынесение соответствующего постановления необходимо только в том случае, когда речь идет о материалах (документах), имеющих соответствующий гриф секретности, и руководитель ОРО должен принять решение о возможности рассекречивания соответствующих материалов, а в случае невозможности такового - решение о передаче материалов без их рассекречивания в порядке секретного делопроизводства либо об отказе в их представлении.

    В этой связи в Инструкции (п. 8) отмечается, что результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов. Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

    Материалы (сведения), которые не могут быть рассекречены, в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О государственной тайне", который определяет передачу сведений, составляющих государственную тайну, представляются органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.

    В соответствии с п. 11 Инструкции в каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, ШНС, оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий. По смыслу нормы под исполнителями ОРМ здесь понимаются не конкретные должностные лица, а соответствующие подразделения, которые проводили ОРМ. Необходимость такого обязательного согласования связана с тем, что опасность причинения вреда, который может наступить в результате рассекречивания соответствующих сведений или их распространения, возникает по отношению к деятельности оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-технические и оперативно-поисковые мероприятия, а также их ШНС, а не подразделений - инициаторов проведения таких ОРМ.

    Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно включать в себя его наименование, место, время и основания вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО. Постановление должно конкретизировать вид материалов, а также содержать сведения об ОРМ, в результате которых они получены, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. В нем также подробно должны быть перечислены подлежащие направлению (передаче) конкретные документы.

    В ФЗ об ОРД (ст. 12) отмечается, что судебное решение на право проведения ОРМ и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в ОРО. В этой связи остается неясным, может ли такое судебное решение представляться в органы дознания, следователю или в суд. Инструкция не дает ответа на этот вопрос. Практика также складывается неоднозначно. В одних случаях судебное решение передается вместе с результатами ОРД в качестве документа, подтверждающего законность проведения ОРМ, в других делается только ссылка на наличие судебного решения. Учитывая, что судебное решение является не результатом ОРД, а условием проведения отдельных ОРМ, вопрос о его представлении, на наш взгляд, должен решаться в зависимости от целей передачи результатов ОРД. Если предполагается, что они будут использоваться в качестве доказательств, то судебное решение должно быть представлено вместе с результатами ОРМ, для проведения которых оно испрашивалось.

    В случае необходимости одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об ОРО и безопасности непосредственных участников ОРМ. Решение о непредставлении результатов ОРД оформляется постановлением руководителя ОРО и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела. Такое решение принимается и имеет смысл только в тех случаях, когда ОРМ проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора или суда либо из этих органов исходит запрос о представлении соответствующих материалов. О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

    Решение об отказе в представлении результатов ОРД также должно быть мотивированным. Представляется, что такая мотивировка должна быть связана, прежде всего с нормами самого ФЗ об ОРД, определяющими основания, при которых сведения, отнесенные к государственной тайне, не могут быть рассекречены либо преданы огласке хотя бы ограниченному кругу лиц.

    В частности, сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.

    Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.

    В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты)-ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.

    Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД представление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть представлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении представляемой информации с имевшими место реальными событиями.

    Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, об организации и о тактике проведения ОРМ не могут быть представлены даже по-. запросу суда (см. ч.З ст. 9 ФЗ об ОРД).

    В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.

    Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не представляются, если: невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве; их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и о тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД). Согласно Инструкции при подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

    Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

    Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

    Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу. Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть и уголовно-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом следует учитывать, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться по инициативе ОРО либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Вместе с тем в УПК (ст. 86) представление материалов в качестве способа доказывания и как результат их собирания для приобщения к уголовному делу предусматривается только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Соответственно для ОРО представление результатов ОРД не может рассматриваться как самостоятельная форма их собирания и доказывания.

    Применительно к деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда, сбор доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. Например, на письменное поручение дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.

    По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду либо к рапорту об обнаружении признаков преступления. Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК).

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 11. Использование результатов оперативно - розыскной деятельности.

    Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно - розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
    Результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
    Представление результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
    Результаты оперативно - розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.

    Комментарий к статье 11

    1. Кроме комментируемой статьи, использование результатов оперативно - розыскной деятельности регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно - розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным Приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г., согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г. Инструкция состоит из введения, определяющего правовую основу представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд и устанавливающего обязательность ее требований для сотрудников оперативных подразделений, а также четырех разделов: I. Общие положения; II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд; III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников.
    В приложении к Инструкции приведены образцы документов, оформляемых на проводимые ОРМ и подлежащих представлению.
    Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
    Результаты ОРД отражаются в оперативно - служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно - служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
    В случае проведения в рамках ОРД оперативно - технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).
    Результаты ОРД могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно - розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно - процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).
    2. Указание закона на то, что результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть использованы при проведении уголовно - процессуальных и оперативно - розыскных действий, нужно рассматривать как общее дозволение. Применительно к следственным и судебным действиям сама возможность и пределы использования результатов оперативно - розыскной деятельности определяются уголовно - процессуальным законом, поскольку именно в нем регламентированы основания производства соответствующих следственных и судебных действий.
    3. Использование результатов ОРД при подготовке к проведению следственных действий ничем, кроме необходимости обеспечить соблюдение правил конспирации, не ограничено. На этапе подготовки к проведению следственных действий оперативно - розыскная информация имеет важное значение преимущественно в организационно - тактическом аспекте: с ее помощью орган дознания, следователь могут оптимально определить время, место, участников производства следственного действия, привлечь необходимые научно - технические и транспортные средства, конкретных специалистов, оперативных работников для оказания содействия, правильно спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения следственного действия.
    4. Под использованием результатов оперативно - розыскной деятельности для осуществления следственных действий понимается возможность учета названных результатов: а) при принятии решения о производстве этих действий; б) при непосредственном их проведении.
    Принципиальная возможность использования оперативно - розыскной информации при принятии решения о проведении следственных действий заложена в самом уголовно - процессуальном законодательстве. При конструировании оснований производства следственных действий законодатель исходит из того, что основанием для проведения любого следственного действия (а значит, и для принятия решения об этом) является совокупность фактических данных, указывающих на возможность достижения определенных целей, получения новых сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Некоторые следственные действия (например, очная ставка) проводятся только на основании фактических данных (доказательств), содержащихся в уголовном деле. Основанием проведения других следственных действий может служить совокупность доказательств и фактических данных, почерпнутых из оперативно - розыскных источников.
    Так, в соответствии со ст. 168 УПК обыск производится при наличии "достаточных оснований полагать", что в определенном месте находятся объекты, имеющие значение для дела, т.е. закон не связывает проведение обыска с наличием исключительно доказательств. Оперативно - розыскные данные могут дополнять имеющуюся совокупность процессуальных сведений о нахождении в определенном помещении или месте, у какого-либо лица объектов, устанавливающих обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Если, например, задержанный за кражу на допросе показал, что он - приезжий, в городе постоянно не проживает, временно остановился у знакомых, то оснований для производства обыска в квартире знакомых в данном случае недостаточно. При получении не вызывающего сомнений в достоверности сообщения конфиденциального источника о том, что задержанный совершил ряд краж и похищенное находится в помещении, где он временно проживает, имеющиеся фактические данные (процессуальные и оперативно - розыскные) в совокупности являются достаточными для принятия решения о производстве обыска. Таким образом, оперативно - розыскная информация, дающая повод полагать, что в каком-либо помещении (ином месте) или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие объекты, могущие иметь значение для дела, служит основанием для производства обыска, если такая информация соответствует (не противоречит) установленным по делу обстоятельствам и не вызывает сомнений в достоверности.
    Аналогично оперативно - розыскная информация может использоваться для принятия решения о производстве осмотра, назначения экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования и некоторых других следственных действий.
    Применительно к такому следственному действию, как задержание подозреваемого, в качестве иных сведений, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, наряду с доказательствами, рассматриваются и полученные в ходе оперативно - розыскной деятельности.
    Вызов и допрос свидетеля могут осуществляться на основе одних лишь оперативно - розыскных данных, поскольку уголовно - процессуальный закон практически не ограничивает круг лиц, могущих быть свидетелями по делу, и не устанавливает каких-либо оснований для их вызова. Поэтому, если соображения конспирации не препятствуют вызову на допрос в качестве свидетеля лица, об осведомленности которого в обстоятельствах дела сообщил конфиденциальный источник, подобные вызов и допрос не противоречат уголовно - процессуальным нормам, а значит - допустимы.
    Использование оперативно - розыскных данных непосредственно при проведении следственных действий носит в основном тактический характер. На базе оперативной информации в процессе следственных действий могут приниматься так называемые промежуточные решения, не требующие оформления в виде специального постановления, например решение о производстве личного обыска лица, зашедшего в помещение, в котором производятся обыск или выемка.
    5. В комментируемой статье говорится о возможности использования результатов оперативно - розыскной деятельности для подготовки и осуществления не только следственных, но и судебных действий. К последним относятся традиционно понимаемые следственные действия, проводимые в рамках судебного разбирательства. В связи с этим на них распространяются приведенные выше положения, относящиеся к следственным действиям. Однако использование результатов оперативно - розыскной деятельности на стадии рассмотрения уголовного дела в суде весьма ограничено. На практике представления оперативно - розыскной информации в суд фактически не бывает. При расширительном толковании понятия "судебные действия" непроцессуальные (оперативные) сведения могут быть учтены судом при решении вопроса об изменении меры пресечения подсудимому (например, при установлении оперативным путем фактов противодействия подсудимых в установлении истины).
    Оперативно - розыскные данные, полученные в результате проведения предусмотренных законом мероприятий, а также сообщения конфиденциальных источников могут использоваться для проведения других оперативно - розыскных мероприятий. Фактические данные, на основе которых принимается решение о проведении оперативно - розыскных мероприятий, подлежат проверке и оценке в совокупности.
    6. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
    7. Результаты оперативно - розыскной деятельности при определенных условиях могут служить такими поводами к возбуждению уголовного дела, как непосредственное обнаружение признаков преступления и сообщения должностных лиц.
    В тех случаях, когда орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, в процессе ее проведения обнаруживает признаки преступления, то он вправе при наличии на то оснований самостоятельно возбудить уголовное дело, не дожидаясь поступления информации от иного источника. Поскольку первичный источник информации о преступлении подлежит регистрации, результаты оперативно - розыскной деятельности, содержащие в себе сведения о признаках преступления, должны быть обобщены в отдельном рапорте сотрудника, адресованном начальнику органа дознания. Особенность непосредственного обнаружения признаков преступления как повода к возбуждению уголовного дела заключается в том, что к моменту составления рапорта совокупность фактических данных, указывающих на признаки преступления, достаточна для возбуждения уголовного дела и не требует проверки в порядке ст. 109 УПК.
    Когда органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, направляют фактические данные, полученные оперативным путем, органам дознания, названным в ст. 117 УПК, следователю или прокурору с рапортом или служебной запиской, такие источники сведений о преступлении надлежит рассматривать в качестве сообщений должностных лиц (п. 3 ст. 108 УПК). Рапорт или служебная записка регистрируются в установленном порядке. При необходимости поступившая следователю или прокурору информация проверяется в соответствии со ст. 109 УПК.
    С учетом развития оперативно - розыскного права правомерно ставится вопрос о включении в ст. 108 УПК самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела - постановления органа, осуществляющего ОРД, о представлении органу дознания, следователю, прокурору данных, указывающих на признаки преступления.
    8. Предписание комментируемой статьи о том, что результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, согласуется с уголовно - процессуальным законом (ч. 2 ст. 108 УПК), в котором обоснованность возбуждения дела связывается с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Юридическая природа этих данных (доказательства; оперативно - розыскная информация; сведения, полученные в ходе административной деятельности органов внутренних дел) законом не определена. На основе оперативных сведений орган дознания, как правило, возбуждает дела об экономических преступлениях, о преступлениях, связанных с наркотиками, и некоторых других, носящих латентный характер.
    Результаты оперативно - розыскной деятельности должны быть достаточны для вывода о наличии в деянии признаков преступления. Поэтому основание для возбуждения уголовного дела, как правило, образуется совокупностью оперативно - розыскных данных. При возбуждении уголовного дела органом, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, подобная совокупность может состоять как из фактических данных, впоследствии приобретающих статус доказательств по делу, так и из тех (сообщения конфиденциальных источников), которые не легализируются и в уголовном деле не фигурируют. При оценке законности и обоснованности решения о возбуждении уголовного дела прокурор обязан учитывать всю совокупность имеющихся данных. С позиций действующего законодательства не исключается возможность возбуждения органом дознания уголовного дела по результатам собственной оперативно - розыскной деятельности, зафиксированным исключительно в сообщениях конфиденциальных источников. Однако нужно стремиться (практически это выполнимо) к приобщению к первичным материалам сведений, подлежащих гласному использованию. Если уголовное дело возбуждается следователем или прокурором, то в качестве оснований для принятия решения выступают оперативно - розыскные данные, которые можно подвергнуть официальной проверке.
    9. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.
    10. В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" результаты оперативно - розыскных мероприятий, связанных "с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством" (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1). Из разъяснения Пленума следует, что результаты оперативно - розыскных мероприятий могут быть положены, наряду с другими доказательствами, в основу обвинительного приговора лишь после их проверки. Вместе с тем к материалам уголовного дела они могут приобщаться, а также подвергаться проверке и оценке и на начальном этапе расследования.
    Постановление суда о даче разрешения на проведение оперативно - розыскных мероприятий должно представляться следователю вместе с теми их результатами, которые органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, предполагают использовать в доказывании.
    Результаты оперативно - розыскных мероприятий могут использоваться в доказывании в качестве вещественных доказательств или иных документов. Понятие доказательств, сформулированное в ст. 69 УПК, несмотря на закрытый перечень видов (источников) доказательств, универсально, поскольку "вещественные доказательства" и "иные документы" являются относительно определенными видами доказательств. Анализ ст. 83 и 88 УПК позволяет признать, что вещественным доказательством либо иным документом может быть широкий круг предметов и документов, в том числе и полученных в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий.
    Результаты гласных оперативно - розыскных мероприятий беспрепятственно представляются следователю в порядке ст. 70 УПК в виде предметов и документов. Нет в законе запрета и на представление следователю результатов негласных оперативно - розыскных мероприятий, проведенных в установленном порядке и зафиксированных с помощью видео- и аудиозаписи, фотосъемки или иным законным путем.
    Когда результаты оперативно - розыскных мероприятий имеют признаки вещественных доказательств, они выступают непосредственными носителями фактических данных и в этом качестве подлежат проверке и оценке. Сведения о лицах и обстоятельствах получения этих вещественных доказательств могут востребоваться лишь в случаях, если есть достаточные основания полагать, что в процессе оперативно - розыскных мероприятий были нарушены охраняемые законом права граждан. Например, если были засняты на видеопленку или сфотографированы преступные действия, происходившие в общедоступном месте или в месте и помещении, вторжение в которое не требует специального разрешения, либо такое разрешение было получено, то информация о лицах, производивших видеозапись или фотографирование, и об обстоятельствах их производства выходит за пределы исследования по делу. Достоверность представленных материалов может быть проверена путем проведения соответствующих следственных действий (назначение криминалистических экспертиз, допрос лиц, запечатленных на пленке или на фотографиях, осмотр местности или помещения, изображенных на указанных объектах).
    Если при проверке результатов оперативно - розыскной деятельности будет установлено, что их получение привело к незаконному ограничению конституционных прав граждан, то содержащиеся в них сведения не могут быть использованы в доказывании.
    Сведения о совершенном преступлении могут содержаться в различных документах, составляемых при проведении гласных оперативно - розыскных мероприятий, а также в протоколах изъятия предметов и материалов, проводимого в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона об ОРД. К уголовному делу такие письменные материалы приобщаются в качестве иных документов. Формально "иными документами" могут считаться справки органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, с изложением прямых или обобщенных сведений, содержащихся в делах оперативного учета (например, о принадлежности того или иного лица к организованной преступной группе). Однако их доказательственное значение практически ничтожно, поскольку часто не поддается проверке достоверность представленных сведений.
    Результаты оперативно - розыскной деятельности могут отражаться в рапортах, объяснениях лиц, производивших оперативные мероприятия. Показания этих лиц, допрошенных в качестве свидетелей, оцениваются органом дознания, следователем, судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в совокупности. Такие показания не имеют заранее установленной силы и преимуществ перед показаниями других лиц, однако не могут быть отвергнуты по мотивам одной лишь профессиональной заинтересованности в исходе дела.
    11. Порядок представления результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю, прокурору или в суд непосредственно уголовно - процессуальным законом не регламентируется. Предусмотренный ч. 2 ст. 70 УПК способ собирания доказательств - представление их участниками уголовного процесса, а также любыми гражданами - может быть по аналогии распространен в известных пределах на представление для целей доказывания результатов ОРД. Названная уголовно - процессуальная норма в сочетании с нормой ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД образуют основу института представления результатов ОРМ для использования в процессе доказывания.
    Кроме закона, процедура представления результатов ОРД в орган дознания, следователю, прокурору или в суд регулируется упомянутой межведомственной Инструкцией. В ней под термином "представление" понимается передача результатов ОРД не только в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, но также для использования в качестве повода и основания возбуждения уголовного дела и для подготовки и осуществления следственных и судебных действий. Инструкция предписывает порядок действий оперативных органов на этапе, предшествующем использованию результатов их деятельности субъектами уголовного процесса, и не затрагивает их взаимные отношения. В этом смысле регулирование порядка представления оперативных материалов в уголовное судопроизводство носит чисто ведомственный, односторонний характер. Не все положения Инструкции могут быть приняты безоговорочно, некоторые нуждаются в корректировке с учетом норм УПК. О содержании раздела III этого документа "Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд" и п. 26 раздела IV "Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и обеспечение безопасности их участников" см. п. 14 комментария к настоящей статье.
    12. С позиций уголовно - процессуального закона под представлением результатов оперативно - розыскной деятельности в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, следует понимать их представление в порядке ч. 2 ст. 70 УПК для использования в качестве доказательств (в доказывании). Согласно этой статье доказательства могут быть представлены широким кругом участников уголовного процесса, а также любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями. Уголовно - процессуальный закон не содержит препятствий для представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, ее результатов в орган дознания, следователю или в суд, т.е. в те органы, которые занимаются процессуальной деятельностью. В тех случаях, когда участники уголовного процесса информируются о результатах оперативно - розыскной деятельности для использования их в тактических или иных целях, но не в качестве средств доказывания, такая передача сведений не может рассматриваться в качестве представления их в соответствии с ч. 2 ст. 70 УПК.
    13. Порядок представления доказательств (предметов, документов) уголовно - процессуальным законом не детализирован.
    Часть 3 ст. 11 Закона об ОРД предусматривает, что результаты оперативно - розыскной деятельности представляются органу дознания, следователю или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность.
    Право органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, на представление оперативных материалов следователю, органу дознания или в суд, а также соответствующая обязанность этих органов отреагировать на факт такого представления прямо законом не предусмотрены. Однако, исходя из содержания ч. 2 ст. 70, ст. 118 УПК, ст. 11 Закона об ОРД, необходимо признать, что в случае представления органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, каких-либо оперативных материалов для использования в доказывании по уголовному делу следователь (орган дознания, суд) обязан принять представленные материалы либо мотивированно отказать в этом. Если дознаватель, следователь или судья как процессуально самостоятельные и независимые субъекты не считают представленные материалы относящимися к делу, они вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств.
    Принятие представленных оперативных материалов может быть оформлено протоколом, в котором фиксируются обстоятельства и факт принятия предметов, документов и их краткое описание. В дальнейшем представленные материалы используются в соответствии с нормами УПК.
    Порядок принятия материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе оперативно - розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя (органа дознания, суда). Составления в данном случае специальных протоколов не требуется.
    Если на проведение оперативно - розыскного мероприятия было получено в установленном порядке разрешение суда, то результаты оперативно - розыскной деятельности представляются вместе с соответствующим судебным постановлением.
    14. Межведомственная Инструкция предусматривает следующий порядок представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд:
    "8) Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией порядке конкретных оперативно - служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.
    Перечень руководителей (должностных лиц) органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, имеющих право выносить постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствует перечню должностных лиц, имеющих право подписи постановлений и утверждения заданий на проведение оперативно - технических мероприятий. Перечень указанных лиц может дополняться ведомственными нормативными правовыми актами.
    9) При подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
    Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
    Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.
    10) Представление результатов включает в себя:
    - вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
    - вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно - служебных документов, содержащих государственную тайну;
    - оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
    11) В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно - технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно - технических и оперативно - поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
    12) Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
    13) Вводная часть включает в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления.
    14) В описательной части постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
    Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и часть 4 ст. 12 Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности".
    15) В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно - служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.
    16) В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.
    17) Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
    18) Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки - меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно - служебных документов.
    Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
    Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно - розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
    Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
    Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
    Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно - технических мероприятий, осуществляется в соответствии с требованиями межведомственной инструкции, регулирующей основы организации и тактики проведения оперативно - технических мероприятий.
    19) При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
    20) В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии со ст. 114 УПК РСФСР обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
    21) Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно - розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.
    При отсутствии возможностей проведения оперативно - розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.
    26) Результаты ОРД не представляются:
    - если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно - розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
    - если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Федеральным законом "Об оперативно - розыскной деятельности").
    Решение о непредставлении результатов ОРД по мотивам, изложенным в настоящем пункте, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
    О принятом решении уведомляется инициатор запроса".
    15. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи данные, полученные в результате оперативно - розыскной деятельности, учитываются руководителями предприятий, учреждений, организаций при принятии перечисленных в пп. 1 - 4 и 6 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД решений. Такие данные могут быть собраны как по запросам должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, так и по инициативе органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. Отказывая в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, работам, связанным с эксплуатацией объектов повышенной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, в выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность, руководители предприятий, учреждений, организаций не обязаны знакомить заинтересованных лиц с оперативно - розыскными данными, с учетом которых было принято соответствующее решение.

    Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя OPO в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.
    В настоящее время такой порядок регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - Инструкция).
    В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результатов включает в себя: вынесение руководителем OPO постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет никакого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем OPO и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур
    ного дела (п. 17 Инструкции). По смыслу данной нормы такое постановление необходимо только для того, чтобы удостоверить сам факт передачи конкретных документов и материалов, в какой орган и для каких целей, т.е. речь идет о соблюдении порядка оперативно-служебного делопроизводства. Это, безусловно, имеет определенное значение, однако прямо не вытекает из нормы ст. 11 ФЗ об ОРД. По смыслу ФЗ об ОРД вынесение соответствующего постановления необходимо только в том случае, когда речь идет о материалах (документах), имеющих соответствующий гриф секретности, и руководитель OPO должен принять решение о возможности рассекречивания соответствующих материалов, а в случае невозможности такового - решение о передаче материалов без их рассекречивания в порядке секретного делопроизводства либо об отказе в их представлении.
    В этой связи в Инструкции (п. 8) отмечается, что результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
    Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
    Материалы (сведения), которые не могут быть рассекречены, в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне», который определяет передачу сведений, составляющих государственную тайну, представляются органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.
    В соответствии с п. 11 Инструкции в каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, ШНС, оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделениях, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
    По смыслу нормы под исполнителями OPM здесь понимаются не конкретные должностные лица, а соответствующие подразделения, которые проводили ОРМ. Необходимость такого обязательного согласования связана с тем, что опасность причинения вреда, который может наступить в результате рассекречивания соответствующих сведений или их распространения, возникает по отношению к деятельности оперативных подразделений, осуществляющих оперативнотехнические и оперативно-поисковые мероприятия, а также их ШНС, а не подразделений - инициаторов проведения таких ОРМ.

    Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно включать в себя его наименование, место, время и основания вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО. Постановление должно конкретизировать вид материалов, а также содержать сведения об ОРМ, в результате которых они получены, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение. В нем также подробно должны быть перечислены подлежащие направлению (передаче) конкретные документы.
    В ФЗ об ОРД (ст. 12) отмечается, что судебное решение на право проведения OPM и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в ОРО. В этой связи остается неясным, может ли такое судебное решение представляться в органы дознания, следователю или в суд. Инструкция не дает ответа на этот вопрос. Практика также складывается неоднозначно. В одних случаях судебное решение передается вместе с результатами ОРД в качестве документа, подтверждающего законность проведения ОРМ, в других делается только ссылка на наличие судебного решения. Учитывая, что судебное решение является не результатом ОРД, а условием проведения отдельных ОРМ, вопрос о его представлении, на наш взгляд, должен решаться в зависимости от целей передачи результатов ОРД. Если предполагается, что они будут использоваться в качестве доказательств, то судебное решение должно быть представлено вместе с результатами ОРМ, для проведения которых оно испрашивалось.
    В случае необходимости одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об OPO и безопасности непосредственных участников ОРМ.
    Решение о непредставлении результатов ОРД оформляется постановлением руководителя OPO и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела. Такое решение принимается и имеет смысл только в тех случаях, когда OPM проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора или суда либо из этих органов исходит запрос о представлении соответствующих материалов. О принятом решении уведомляется инициатор запроса.
    Решение об отказе в представлении результатов ОРД также должно быть мотивированным. Представляется, что такая мотивировка должна быть связана прежде всего с нормами самого ФЗ об ОРД, определяющими основания, при которых сведения, отнесенные к государственной тайне, не могут быть рассекречены либо преданы огласке хотя бы ограниченному кругу лиц.
    В частности, сведения об используемых или использованных при проведении негласных OPM силах, средствах, источниках, методах,
    планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения OPM составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.
    Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.
    В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.
    Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны. Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении предоставляемой информации с имевшими место реальными событиями.
    Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по запросу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).
    В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.
    Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не представляются, если: невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве; их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных OPM силах, средствах, источниках, методах, планах и результа
    тах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).
    Согласно Инструкции при подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их по конкретному адресу (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).
    Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
    Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
    Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
    Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
    Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть и уголовно-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом следует учитывать, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться по инициативе OPO либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
    Вместе с тем в УПК (ст. 86) представление материалов в качестве способа доказывания и как результат их сбора для приобщения к уголовному делу предусматривается только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Соответственно, для OPG представление результатов ОРД не может рассматриваться как самостоятельная форма их сбора и доказывания.

    Применительно к деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда сбор доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. Например, на письменное поручение дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.
    По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий. Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу. Соответственно, такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.
    Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК). Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией. В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК).

    В ч.3 ст.11 Закона об ОРД указывается, что «представление результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется... в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами». Так представление следователю результатов ОРД возможно до возбуждения уголовного дела. В соответствии с чч.2 и 3 ст.11 Закона об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела. Полагая, что в собранных оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, оперативный работник составляет обобщающий рапорт и направляет его в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Такой источник сведений о преступлении рассматривается в качестве сообщений должностных лиц (п.3 ч.1 ст.140, ст.143 УПК РФ).

    Также возможно представление следователю результатов ОРД после возбуждения уголовного дела. Согласно п.2 Инструкции «О порядке предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд», результаты ОРД могут быть представлены по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда.

    В соответствии с пунктом 9 Инструкции представление результатов оперативно-розыскной деятельности включает:

    Вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (что предусмотрено частью 3 ст. 11 Закона об ОРД);

    При необходимости - вынесение постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

    Оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов.



    Содержание постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности раскрывается в пунктах 10 Инструкции. Это постановление подготавливается в двух экземплярах, утверждается руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, первый из которых направляется дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, второй – приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.

    Необходимость вынесения постановления в том, что оно ставит представление оперативных данных для использования в уголовном судопроизводстве под контроль ответственных должностных лиц – руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Это призвано служить одной из гарантий законности производства оперативно-розыскных мероприятий, достоверности представляемых сведений, а также соблюдения требований конспирации.

    Сведения, необходимые для решения вопроса об использовании представляемых материалов в уголовном судопроизводстве, содержатся в сопроводительном письме и прилагаемых к нему документах. Согласно пункту 17 Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

    Обобщенное официальное сообщение может использоваться лишь для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, когда не столь важно, каким образом получена информация. Что касается документов, которыми должны оформляться результаты оперативно-розыскных мероприятий, то перечень их весьма широк: рапорт, сводка, справка, акт ОРМ, объяснения граждан, участников ОРМ и т.п.

    Для того чтобы результаты оперативно-розыскной деятельности могли эффективно использоваться в доказывании, в сопроводительном письме и других представляемых материалах (независимо от наименования документов) должно быть отражено следующее:

    1. Точное, в соответствии со ст.6 Закона об ОРД, наименование оперативно-розыскного мероприятия, в результате которого получены представляемые сведения. Это необходимо как для правильного использования сведений, так и потому, что для отдельных оперативно-розыскных мероприятий законом предусмотрены особые условия их проведения.

    2. Какие именно получены сведения, имеющие значение для дела.

    3. Кем получены указанные сведения, т. е. кто проводил оперативно-розыскное мероприятие и кто в нем участвовал (оперативный сотрудник, а также лица, оказывающие ему содействие, которые в случае необходимости могут быть допрошены в качестве свидетелей), и при каких именно обстоятельствах они получены. Только при наличии таких данных можно реально обеспечить проверяемость представленных сведений.

    4. Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с частью 3 ст.6 Закона об ОРД, применялись технические средства и представляются результаты их использования (аудио- или видеозаписи, фото- или киноматериалы и т.п.), должны быть точно указаны технические характеристики этих средств. В литературе справедливо отмечалось, что данные об этих характеристиках совершенно необходимы для формирования, проверки и оценки доказательств, основанных на результатах оперативно-розыскной деятельности. Это нужно, прежде всего, чтобы при осмотре (просмотре, прослушивании) в ходе следственного действия представленных материалов применить аппаратуру с надлежащими техническими характеристиками, позволяющими не только воспроизвести соответствующую запись, но и не привнести в нее каких-либо необратимых изменений. Порой на практике возникают трудности, связанные с тем, что сведения о средствах, используемых при проведении негла­ных оперативно-розыскных мероприятий, могут составлять государственную тайну (часть 1 ст. 12 Закона об ОРД). Поэтому иногда в практике, представляя результаты таких оперативно-розыскных мероприятий, указывают вымышленные данные о примененных технических средствах. Но это может привести к отрицательным последствиям. Несоответствие действительности указанных данных, как правило, будет установлено в процессе доказывания, что вызовет сомнение в достоверности полученных данных и может повлечь обвинение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в фальсификации.

    5. Когда при проведении оперативно-розыскных мероприятий получены те или иные отображения существенных для дела обстоятельств (аудио- или видеозаписи, кино- или фотодокументы и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение в доказывании, они, разумеется, должны представляться вместе с сообщением о результатах оперативно-розыскных мероприятий. Указанные предметы и документы следует представлять упакованными по правилам упаковки вещественных доказательств, с печатью органа и подписью соответствующего должностного лица.

    6. Через какой вид доказательств, по мнению оперативных служб, полученные данные предпочтительнее вводить в уголовный процесс? Собирая путем проведения оперативно-розыскных мероприятий информацию, которая может оказаться значимой для раскрытия преступления, расследования и рассмотрения дела, оперативные сотрудники должны ясно представлять себе и заранее продумывать каким образом полученные сведения могут быть использованы в официальном доказывании. Конечно, окончательное решение о способах введения оперативной информации в уголовный процесс будет принимать должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Однако мнение специалистов, целенаправленно осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия в целях последующего использования их в доказывании, может существенно помочь ему. Мнение оперативных служб по данному вопросу также должно найти отражение в представляемых материалах.

    7. Наконец, если использование в доказывании представляемых материалов может создать угрозу безопасности тех или иных лиц, участвовавших в оперативно-розыскной деятельности (например, когда необходим допрос кого-либо из них), орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. Об этом должен быть поставлен в известность следователь, прокурор или суд, которому представляются результаты оперативно-розыскной деятельности.

    8. Необходимое условие использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам – защита от возможного разглашения относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну. Нормы, обеспечивающие сохранение в тайне необходимых сведений, содержатся в ст.ст. 5,9,14,15,17 и 21 Закона об ОРД. Должностные лица, использующие в уголовно-процессуальном доказывании результаты оперативно-розыскной деятельности, обязаны обеспечить неразглашение ставших им известными сведений, составляющих государственную тайну.

    Необходимость сохранения в тайне информации о средствах, источниках, методах оперативно-розыскной деятельности и других сведений, перечисленных в части 1 ст. 12 Закона об ОРД, в определенных случаях может оказаться важнее, чем интересы раскрытия того или иного конкретного преступления. Если так, то эти сведения не должны быть представлены. Но если все же принимается решение о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности для использования в доказывании, органы, осуществляющие эту деятельность, должны быть готовы к тому, что доказательства, сформированные на основе оперативных данных, будут подвергнуты тщательной, всесторонней проверке, как и любые другие доказательства.

    Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка Автор неизвестен

    40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД

    Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

    Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

    В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

    Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

    Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

    Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

    Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

    Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:

    1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

    2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

    3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

    4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

    5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

    Из книги Таможенный кодекс РФ автора Законы РФ

    Статья 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

    Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

    Статья 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

    Из книги Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

    Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению,

    Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

    СТАТЬЯ 392. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений) Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей

    Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности 1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета

    Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

    Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

    Статья 89. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим

    Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна

    СТАТЬЯ 1544. Право лица, организовавшего создание единой технологии, на использование входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности 1. Лицу, организовавшему создание единой технологии за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджета

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    Документирование результатов исполнения договора Независимо от того, предусмотрено это договором или нет, исполнение каждого содержащегося в договоре обязательства следует фиксировать в виде отдельного документа, подписываемого всеми сторонами. Такими документами

    Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

    Из книги Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс автора Царева Нина Павловна

    Из книги автора

    Глава 3. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным