Войти
Образовательный портал. Образование
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Сушеная спаржа быстрого приготовления
  • Секреты правильной сушки и хранения чеснока
  • Процесс создания человеком условий для своего существования. Как называется наружная оболочка земли. Разряд зрительной работы определяется

    Процесс создания человеком условий для своего существования. Как называется наружная оболочка земли. Разряд зрительной работы определяется

    Правильные ответы отмечены +

    1. Как называется наружная оболочка земли?

    А) биосфера+

    Б) гидросфера

    В) атмосфера

    Г) литосфера

    2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

    А) ноосфера

    Б) техносфера+

    В) атмосфера

    Г) гидросфера

    3. Целью БЖД является?

    А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

    Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами+

    В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

    Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

    4. Что такое ноосфера?

    А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

    Б) верхняя твёрдая оболочка земли

    В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек+

    Г) наружная оболочка земли

    5. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

    А) гидросфера

    Б) литосфера

    В) техносфера

    Г) атмосфера+

    6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

    А) солнечная радиация+

    Б) метеориты

    В) гамма-излучение

    Г) солнечная энергия

    7. Сколько функций БЖД существует?

    8. Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

    А) жизнедеятельность

    Б) деятельность+

    В) безопасность

    Г) опасность

    9. Безопасность – это?

    А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности+

    Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

    В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

    Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

    10. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

    А) опасность

    Б) жизнедеятельность

    В) безопасность

    Г) деятельность+

    11. Какие опасности относятся к техногенным?

    А) наводнение

    Б) производственные аварии в больших масштабах+

    В) загрязнение воздуха

    Г) природные катаклизмы

    12. Какие опасности классифицируются по происхождению?

    А) антропогенные+

    Б) импульсивные

    В) кумулятивные

    Г) биологические

    13. По времени действия негативные последствия опасности бывают?

    А) смешанные

    Б) импульсивные+

    В) техногенные

    Г) экологические

    14. К экономическим опасностям относятся?

    А) природные катаклизмы

    Б) наводнения

    В) производственные аварии

    Г) загрязнение среды обитания+

    15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

    А) биологические+

    Б) природные

    В) антропогенные

    Г) экономические

    16. Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

    А) опасное состояние

    Б) допустимое состояние

    В) чрезвычайно – опасное состояние

    Г) комфортное состояние+

    17. Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

    18. Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

    А) опасное состояние

    Б) чрезвычайно опасное состояние+

    В) комфортное состояние

    Г) допустимое состояние

    19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

    20. Какое желаемое состояние объектов защиты?

    А) безопасное+

    Б) допустимое

    В) комфортное

    Г) опасное

    21. Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

    А) индивидуальный риск

    Б) социальный риск

    В) допустимый риск+

    Г) безопасность

    22. Гомеостаз обеспечивается:

    А) гормональными механизмами

    Б) нейрогуморальными механизмами

    В) барьерными и выделительными механизмами

    Г) всеми механизмами перечисленными выше+

    23. Анализаторы – это?

    А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов+

    Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

    В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

    Г) величина функциональных возможностей человека

    24. К наружным анализаторам относятся:

    А) зрение+

    Б) давление

    В) специальные анализаторы

    Г) слуховые анализаторы+

    25. К внутренним анализаторам относятся:

    А) специальные+

    Б) обонятельные

    В) болевой

    Г) зрение

    26. Рецептор специальных анализаторов:

    Г) внутренние органы+

    27. Рецепторы анализатора давления:

    А) внутренние органы

    28. Сколько функций реализуется в анализаторе зрения?

    29. Контрастная чувствительность – это функция анализатора:

    А) слухового

    Б) специального

    В) зрения+

    Г) температурного

    30. При помощи слухового анализатора человек воспринимает:

    А) до 20% информации

    Б) до 10% информации+

    В) до 50% информации

    Г) до 30% информации

    31. Способность быть готовым к восприятию информации в любое время – это особенность:

    А) анализатора зрения

    Б) анализатора обоняния

    В) болевого анализатора

    Г) анализатора слуха+

    32. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

    А) специальному анализатору

    Б) анализатору зрения+

    В) анализатору слуха

    Г) анализатору обонянию

    33. Анализатор обоняния предназначен:

    А) для восприятия человеком любых запахов+

    Б) для способности устанавливать места нахождения источника звука

    В) способность быть готовым к восприятию информации в любое время

    Г) контрастная чувствительность

    34. Сколько видов элементарных вкусовых ощущений выделяется:

    35. Сколько групп реализует психическая деятельность человека?

    36. Что относиться к психическому раздражению?

    А) рассеянность, резкость, воображение

    Б) грубость, мышление, резкость

    В) мышление, грубость, воображение

    Г) рассеянность, резкость, грубость+

    37. К психическим процессам относятся:

    А) память и воображение, моральные качества

    Б) характер, темперамент, память

    В) память, воображение, мышление+

    Г) резкость, грубость, рассеянность

    38. К психическим свойствам личности относятся:

    А) характер, темперамент, моральные качества+

    Б) память, воображение, мышление

    В) рассеянность, резкость, грубость

    Г) характер, память, мышление

    39. При наших потребностях имеет большие значения экологическая чистота воды, воздуха, продуктов питания?

    А) сексуальные потребности

    Б) материально-энергетические+

    В) социально-психические

    Г) экономические

    40. Пространственный комфорт – это?

    А) потребность в пище, кислороде, воде

    Б) потребность в общении, семье

    В) необходимость в пространственном помещении+

    Г) достигается за счёт температуры и влажности помещения

    41. Что обеспечивает защищённость человека от стресса?

    А) пространственный комфорт+

    Б) тепловой комфорт

    В) социально-психические потребности

    Г) экономические потребности

    42. Необходимость в пространственном минимуме:

    43. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

    А) комфорт+

    Б) среда жизнедеятельности

    В) допустимые условия

    Г) тепловой комфорт

    44. Что такое совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомств о?

    А) деятельность

    Б) жизнедеятельность

    В) безопасность

    Г) среда жизнедеятельности+

    45. Работоспособность характеризуется:

    А) количеством выполнения работы

    Б) количеством выполняемой работы

    В) количеством и качеством выполняемой работы

    Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время+

    46. Сколько фаз работоспособности существует?

    47. Первая фаза работоспособности:

    А) высокой работоспособности

    Б) утомление

    В) врабатывания+

    Г) средней работоспособности

    48. Продолжительность фазы высокой работоспособности:

    49. Какой фазы работоспособности не существует?

    А) утомление

    Б) высокой работоспособности

    В) средней работоспособности+

    Г) врабатывание

    50. Продолжительность фазы врабатывания:

    51. Переохлаждение организма может быть вызвано:

    А) повышения температуры

    Б) понижением влажности

    В) при уменьшении теплоотдачи

    Г) при понижении температуры и увеличении влажности+

    52. К биологическим источником загрязнения гидросферы относятся:

    А) органические микроорганизмы, вызывающие брожение воды+

    Б) микроорганизмы, изменяющие химический состав воды

    В) микроорганизмы, изменяющие прозрачность воды

    Г) пыль, дым, газы

    53. К химическим источникам загрязнения гидросферы относятся:

    А) предприятия пищевой, медико-биологической промышленности

    Б) нефтепродукты, тяжелые металлы+

    В) сброс из выработок, шахт, карьеров

    Г) пыль, дым, газы

    54. Сбросы из выработок, шахт, карьеров, смывы с гор:

    А) изменяют прозрачность воды+

    Б) изменяют химический состав воды

    В) вызывают брожения воды

    Г) относятся к антропогенным загрязнениям

    55. Какие предприятия наиболее опасны при загрязнении почвенного покрова?

    А) предприятия пищевой промышленности

    Б) предприятия медико-биологической промышленности

    В) предприятия цветной и чёрной металлургии+

    Г) предприятия бумажной промышленности

    56. Радиус загрязнения предприятий цветной и чёрной металлургии:

    А) до 50 км.+

    Б) до 100 км.

    В) до 10 км.

    Г) до 30 км.

    57.Радиус загрязнения выбросов мусоросжигающих заводов и выбросов ТЭУ:

    А) до 50 км.

    Б) до 5 км.+

    В) до 100 км.

    Г) до 20 км.

    58. Неожиданное освобождение потенциальной энергии земных недр, которая принимает форму ударных волн?

    А) землетрясение+

    Б) оползни

    В) ураган

    59. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы землетрясения:

    60. Землетрясения во сколько баллов не представляет особой опасности?

    61. При скольких баллах землетрясения появляется трещины в земле поре до 10 см. большие горные обвалы?

    62. При землетрясении в 11 баллов наблюдается:

    А) трещины в грунте

    Б) горные обвалы

    В) катастрофа, повсеместные разрушений зданий изменяется уровень грунтовых вод+

    Г) трещины в земной коре до 1 метра

    63. Смещение вниз под действием силы тяжести больших грунтовых масс, которые формируют склоны, реки, горы, озёра – это?

    А) оползни+

    Б) землетрясения

    В) схождения снежных лавин

    64. Оползни могут привести и:

    А) появление трещин в грунте

    Б) горным обвалом

    В) изменению уровня грунтовых вод

    Г) повреждение трубопроводов, линий электропередач+

    65. К опасностям литосфере относятся:

    А) ураган

    В) землетрясение+

    Г) наводнение

    66. Ураган относится к опасностям в:

    А) литосфере

    Б) атмосфере+

    В) не относится к опасностям

    Г) гидросфере

    67. Циклон, в центре котором очень низкое давление, а ветер имеет большую скорость и разрушающую силу – это:

    А) ураган+

    Б) схождение снежных лавин

    Г) оползни

    68. Из скольких баллов состоит шкала измерения силы урагана?

    69. При скольких баллах ураган не предоставляет особой опасности?

    70. Ураган в 7 баллов характеризуется:

    А) необычайно сильный, ветер ломает толстые деревья

    Б) очень сильный, людям тяжело двигаться против ветра+

    В) шторм, ветер сносит лёгкие строения

    Г) сильный шторм, ветер валит крепкие дома

    71. Что относится к опасностям в гидросфере?

    А) сильные заносы и метели

    Б) наводнения+

    В) схождения снежных лавин

    Г) оползни

    72. При наших опасностях человек теряет возможность ориентироваться, теряет видимость?

    А) ураган

    Б) землетрясение

    В) снежные заносы и метели+

    Г) оползни

    73. Выберите верное утверждение:

    А) шторм, ветер сносит лёгкие строения – землетрясение в 7 баллов

    Б) необычайно сильный, ветер ломает толстые стволы – ураган в 10 баллов

    В) очень сильное, рушатся отдельные дома – землетрясение в 8 баллов

    Г) сильный шторм, ветер вырывает с корнем деревья, валит крепкие дома – ураган в 10 баллов+

    74. Область пониженного давления в атмосфере – это:

    А) Циклон

    Б) Антициклон

    В) Торнадо

    75. Выходить из зоны химического заражения следует:

    А) По направлению ветра

    Б) Навстречу потоку ветра

    В) Перпендикулярно направлению ветра

    76. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

    77. Опасные экстремальные условия труда характеризуются

    А) уровнем загрязнения на рабочем месте

    Б) количеством рисков потенциальной опасности

    В) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни

    Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

    ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это биологический процесс, происходящий в организме человека, обеспечивающий его жизнь, работоспособность и сохранение здоровья. Под здоровьем понимают условия физического, психического и социального благополучия человека. Обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность, которая представляет собой процесс создания человеком условий для своего существования посредством преобразования природной и социальной реальности. Формы деятельности человека охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы.

    Деятельность - это все процессы жизнеобеспечения человека в быту, все формы труда, передвижение человека, игры детей, спорт, учеба, военные действия и др.

    Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды (рис. 1.1), которое может быть как полезным, так и вредным для него.

    Рис. 1.1. Модель процесса деятельности человека

    Под окружающей средой понимается природная, техногенная, бытовая и социальная сферы, под влиянием которых постоянно находится человек. Человечество по мере развития расширяло область своего обитания. Занимая наиболее благоприятные для жизни районы Земли в древние времена, человек с помощью технических средств осваивал биосферу Земли и стал проникать в околоземное и космическое пространство.

    Для функционирования человека как живого организма необходимо наличие следующих факторов жизнеобеспечения: атмосферного воздуха, солнечного излучения, воды, пищи (растительный и животный мир Земли). К природным факторам среды обитания, действующим на человека, относятся также климатические условия, магнитные поля, радиоактивные излучения.

    При действии различных природных факторов человек адаптируется к условиям среды. Однако в случае их действия с интенсивностью, превышающей адаптационные возможности организма человека, может возникнуть опасность для его здоровья и жизни.

    Таким образом, природные компоненты окружающей среды, обеспечивая жизнедеятельность человека, могут оказывать на него как благоприятное, так и негативное воздействие.

    Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации (ЧС), которые могут возникать в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. В природной сфере - это стихийные бедствия; в атмосфере - ураганы, бури, смерчи, циклоны, разряды атмосферного электричества; в гидросфере - штормы, наводнения; в литосфере - землетрясения, сели, оползни, лавины.

    В результате деятельности человека природа испытывает антропогенное воздействие, которое при неразумном природопользовании является не только негативным для природной сферы (экологические катастрофы), но и оборачивается отрицательной стороной для человека, так как при этом ухудшаются факторы жизнеобеспечения и возможно воздействие на человека вредных и ядовитых веществ.

    Стремление человеческого общества обеспечить свою жизнедеятельность и создать комфортные условия жизни ведет к широкому развитию производства и созданию новых технических средств. Однако при этом возрастает количество опасностей и увеличивается вероятность их действия. Техногенная сфера является объектом повышенной опасности для человека еще и потому, что в технических системах невозможно обеспечить 100% надежность и устойчивость их работы, а эго ведет к возникновению техногенных аварий и катастроф.

    Бóльшую опасность для человека представляют социальные конфликты криминогенного характера, а также национальные, политические и межгосударственные конфликты, которые разрешаются с применением современных средств поражения.

    Кроме окружающей среды опасность для человека представляет внутренняя среда организма, а также и собственно сам человек, безопасность которого в значительной степени зависит от его образования, культуры, обученности, тренированности, психологического статуса и психического состояния.

    На протяжении своего развития человеческое общество постоянно занимается своей безопасностью.

    Безопасность жизнедеятельности (БЖД) человека - это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности.

    Страница 2 из 4

    1.2. Концепция обеспечения безопасности

    Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.
    В системе «человек - среда обитания - машина» происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.
    Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.
    Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.
    Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.
    Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.
    Безопасность - это цель, а БЖД - это средства, пути и методы ее достижения.
    Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.
    БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
    - идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности;
    - защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
    - ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).
    Цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.
    БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
    Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
    - научные (математические модели в системах «человек- машина»; среда обитания-человек-опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.);
    - практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования). Принципы БЖД:
    - ориентирующитй (общее направление поиска);
    - организующий (организация рабочего дня);
    - управленческий (контроль над соблюдением норм, ответственность);
    - технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
    К управленческим принципам - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
    К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты временем (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
    К техническим принципам - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:
    - принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов);
    - принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация;
    - принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
    Методы обеспечения БЖД:
    А-методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиадвигателей);
    Б-методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий;
    В-методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
    Г-методы - комбинирование А,Б,В методов.
    Средства обеспечения БЖД:
    - средства коллективной защиты (СКЗ);
    - средства индивидуальной защиты (СИЗ).
    СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
    СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.) применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
    Аксиомы БЖД:
    - всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна; -для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности;
    - все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском;
    - остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу;
    - безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
    - экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
    - допустимые значения негативных техногенных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники);
    - системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы;
    - безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
    Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики, можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
    При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
    Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
    Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании.
    При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
    Методика изучения риска
    Изучение риска проводится в три стадии. Первая стадия: предварительный анализ опасности.
    Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
    - выявление источников опасности (например, возможность утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. д.);
    - определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
    Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
    Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды. Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
    Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и т.д.).
    Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
    Опасности, после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
    Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
    1 класс - пренебрежимые эффекты;
    2 класс - граничные эффекты;
    3 класс - критические ситуации;
    4 класс - катастрофические последствия.
    В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей.
    После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
    Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
    класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
    класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
    класс 3 - критический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
    класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных состояний и (или) потенциальных аварий должны включать требования к элементам конструкции, введение защитных приспособлений, изменение конструкций, введение специальных процедур и инструкций для персонала.
    Следует регистрировать введенные превентивные мероприятия и следить за составом остальных действующих превентивных мероприятий.
    Таким образом, предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей, и выполняется на начальном этапе разработки системы.

    А) биосфера

    Б) гидросфера

    В) атмосфера

    Г) литосфера

    Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

    А) ноосфера

    Б) техносфера

    В) атмосфера

    Г) гидросфера

    Целью БЖД является?

    А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

    Б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами

    В) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

    Г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

    Что такое ноосфера?

    А) биосфера, преобразована хозяйственной деятельностью человека

    Б) верхняя твёрдая оболочка земли

    В) биосфера, преобразована научным мышлением и её полностью реализует человек

    Г) наружная оболочка земли

    Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

    А) гидросфера

    Б) литосфера

    В) техносфера

    Г) атмосфера

    6. Водяной пар в атмосфере играет роль фильтра от:

    А) солнечная радиация

    Б) метеориты

    В) гамма-излучение

    Г) солнечная энергия

    Сколько функций БЖД существует?

    Разносторонний процесс человеческих условий для своего существования и развития – это?

    А) жизнедеятельность

    Б) деятельность

    В) безопасность

    Г) опасность

    Безопасность – это?

    А) состояние деятельности, при которой с определённой имоверностью исключается проявление опасности

    Б) разносторонний процесс создания человеческим условием для своего существования и развития

    В) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

    Г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести убытие здоровью человека

    Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

    А) опасность

    Б) жизнедеятельность

    В) безопасность

    Г) деятельность

    Какие опасности относятся к техногенным?

    А) наводнение

    Б) производственные аварии в больших масштабах

    В) загрязнение воздуха

    Г) природные катаклизмы

    Какие опасности классифицируются по происхождению?

    А) антропогенные

    Б) импульсивные

    В) кумулятивные

    Г) биологические

    По времени действия негативные последствия опасности бывают?

    А) смешанные

    Б) импульсивные

    В) техногенные

    Г) экологические

    К экономическим опасностям относятся?

    А) природные катаклизмы

    Б) наводнения

    В) производственные аварии

    Г) загрязнение среды обитания

    15. Опасности, которые классифицируются согласно стандартам:

    А) биологические

    Б) природные

    В) антропогенные

    Г) экономические

    Состояние, при котором потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия – это?

    А) опасное состояние

    Б) допустимое состояние

    В) чрезвычайно – опасное состояние

    Г) комфортное состояние

    Сколько аксиом науки БЖД вы знаете?

    Состояние, при котором потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

    А) опасное состояние

    Б) чрезвычайно опасное состояние

    В) комфортное состояние

    Г) допустимое состояние

    19. В скольких %-ах причин аварии присутствует риск в действии или бездействии на производстве?

    Какое желаемое состояние объектов защиты?

    А) безопасное

    Б) допустимое

    В) комфортное

    Г) опасное

    Низкий уровень риска, который не влияет на экологические или другие показатели государства, отросли, предприятия – это?

    А) индивидуальный риск

    Б) социальный риск

    В) допустимый риск

    Г) безопасность

    22. Гомеостаз обеспечивается:

    А) гормональными механизмами

    Б) нейрогуморальными механизмами

    В) барьерными и выделительными механизмами

    Г) всеми механизмами перечисленными выше

    Анализаторы – это?

    А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают в получении и первичный анализ информационных сигналов

    Б) совместимость сложных приспособительных реакций живого организма, направленных на устранение действия факторов внешней и внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма

    В) совместимость факторов способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека

    Г) величина функциональных возможностей человека

    24. К наружным анализаторам относятся:

    А) зрение

    Б) давление

    В) специальные анализаторы

    Г) слуховые анализаторы

    25. К внутренним анализаторам относятся:

    А) специальные

    Б) обонятельные

    В) болевой

    Г) зрение

    26. Рецептор специальных анализаторов:

    Г) внутренние органы

    27. Рецепторы анализатора давления:

    А) внутренние органы

    Атмосфера

    Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

    Состав атмосферы

    N- 78%, О – 21%, СО2 – 0.03%, кроме того – аргон, ксенон, криптон, водород, азот, метан, водяные пары.

    По характеру изменения температуры атмосфера делится на слои:

    Тропосфера в тропиках до 16-18км, в полярных широтах 8-19км. В ней заключено 90% массы атмосферы. Здесь формируются облака, атмосферные осадки и вихревые потока. Для тропосферы характерно понижение температуры с высотой на 0.60С на каждые 100м подъема.

    Стратосфера – протягивается до высоты 50-55км. Для стратосферы в целом характерно закономерное повышение температуры с высотой до 0, +100С у верхней границы стратосферы летом, до -10, -15 – зимой. Важное значение имеет озон в слое от 0 до 60км. Озон, поглощая ультрафиолетовую радиацию Солнца, предохраняет все живое.

    Мезосфера – простирается до высоты 80 км. В ее пределах температура вновь понижается. В верхних частях кислород находится в атомарном виде.

    Термосфера (ионосфера) – простирается до высоты 800км. Для нее характерно повышение температуры у верхней границы она достигает 1000-15000С. Газы находятся в атомарном виде.

    Экзосфера – выше 800км. крайне разрежена, происходит отток газовых частиц в межпланетарное пространство.

    Гидросфера

    Включает все воды морей, океанов, рек, озер и болот.

    Огромное значение гидросферы состоит в том, что, будучи «легкими планеты», она продуцирует своим фитопланктоном почти половину атмосферного кислорода. Вода сглаживает климат Земли, обеспечивает жизнь, является основным транспортным средством.

    Биосфера

    Область распространения жизни на Земле. В атмосфере она достигает 8-10км, гидросфера полностью заселена, в литосферу она проникает на глубину 3-4км.

    Общая масса живого вещества 1012т.

    Биосфера играет большую роль в эволюции Земли:

    а) участвует как в создании горных пород, так и в процессах их разрушения,

    б) влияет на состав атмосферы и гидросферы. По мнению В.И.

    Географическая оболочка Земли

    Вернадского весь кислород атмосферы является продуктом жизнедеятельности организмов.

    в) при взаимодействии живых организмов с горной породой образуется почва – природное тело, обладающее плодородием.

    Внутренние сферы Земли

    Методы изучения

    1. Буровой (сверхглубокие скважины – 11км)

    2. Наблюдение за скоростью распространения сейсмических волн, образующихся от взрывов или землетрясений. Среди них выделяют продольные, поперечные и поверхностные. При резком изменении плотности веществ, скорость волн скачкообразно изменяется.

    Земная кора – наружная твердая оболочка Земли. По глубине в ней выделяют 3 слоя сверху вниз: осадочный, гранитный и базальтовый.

    а – Осадочный слой, сложен относительно мягкими и рыхлыми породами, для него характерна слоистое строение. Плотность изменяется от 1.0 до 2.65г/см3. Мощность от 0 до 10-15км.

    б – гранитный слой, сложен магматическими и метаморфическими породами с содержанием SiO2более 60%. Плотность изменяется от 2.65 до 2.8г/см3. Максимальная его мощность достигает 50…70км под современными горными хребтами. На дне океанов в составе земной коры этот слой отсутствует. Его нижняя граница носит название граница Конрада.

    в – базальтовый слой представлен повсеместно. Его мощность 5…30км, плотность возрастает до 3,32 г/см3. его нижняя граница носит название граница Мохоровичичи (по имени югославского ученого ее открывшего).

    Мантия – (80-2900). На контакте с земной корой вещество мантии находится в твердом состоянии. Поэтому земную кору вместе с самой верхней частью мантии называют литосферой.

    В мантии выделяют три слоя

    а) Слой «В» — или верхняя мантия. Мощность ее достигает 200-300км. плотность 3.68г/см3. В ней есть зона на глубине 100-200км, где вещество находится в жидкопластичном состоянии. Она носит название астеносферой. С этой зоной связано явления вулканизма и землетрясений. Этот слой называется слой Гуттенберга.

    б) переходный слой С (400-900км) – слой Голицына, плотность 4.68 г/см3, давление 24.6 тыс. МПа

    в) нижняя мантия Д (900-2900км), плотность возрастает до 9.4г/см3.

    Ядро Земли

    По расчетам плотность ядра Земли должна соответствовать плотности железа при соответствующих условиях давления. Поэтому широкое распространение получило представление о железо-никелевом ядре.

    Наряду с такой точкой зрения существует мнение о том, что материал ядра по химическому составу идентичен составу мантии, но это вещество находится в особом состоянии из-за сверхвысокого давления.

    В составе ядра выделяют:

    а) внешнее ядро давление 0,15млн. МПа, плотность 12 г/см3. предполагают, что вещество находится в жидком состоянии.

    б) внутреннее ядро, давление 0,35 млн. МПа, плотность 17.3…17.9 г/см3, вещество твердое.

    Страны Центральной Азии » Экология и Геоэкология » Земные сферы и их единство. Географическая оболочка

    Земные сферы и их единство. Географическая оболочка

    Сплошные или прерывистые оболочки Земли, различающиеся между собой по химическому составу, агрегатному состоянию и физическим свойствам, называются геосферами. Геосферы — это атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера. Некоторые геосферы делятся на сферы 2-го порядка (например, атмосфера состоит из тропосферы, стратосферы и др.). Литосфера — верхняя часть каменной оболочки Земли. В нее входят земная кора и верхняя мантия. Нижняя граница литосферы проходит по поверхности астеносферы. Гидросфера — водная оболочка Земли. Она обволакивает земную поверхность не сплошь, а представляет собой прерывистую оболочку.

    Гидросфера включает в себя океаны и моря, снега и ледники, реки и озера, воды в земной коре, находящиеся в твердом, жидком, газообразном, химически и физически не связанном состоянии. Атмосфера — газовая оболочка Земли, находящаяся на ее поверхности благодаря силам тяжести и участвующая во вращении Земли вокруг своей оси. Верхняя граница атмосферы нечеткая, постепенно сходит на нет. Биосфера — оболочка Земли, в пределах которой протекает жизнь живых организмов. Ее состав, структура и энергетика в значительной степени определяются деятельностью живых организмов. В биосферу входят нижний, приземной слой атмосферы, верхний слой литосферы и вся гидросфера. Их объединяют сложные биогеохимические циклы обмена веществ и направленные потоки энергии.

    Указанные земные сферы существуют и развиваются по присущим каждой из них законам и закономерностям. Однако каждая из них без влияния других сфер, без связи с ними не может существовать.

    Географические оболочки Земли: виды и характеристики

    Происходящий между ними непрерывный процесс обмена веществ и направленных потоков энергии свидетельствует о том, что все сферы Земли — единая система планетарного масштаба. Эта система — географическая оболочка, арена деятельности и среда обитания человека. В географической оболочке компоненты геосферы (гидросфера, литосфера, атмосфера и биосфера) тесно связаны между собой, проникают друг в друга и обмениваются веществами и энергией.

    Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость геосфер показывают, что они единая материальная система. Единство системы можно увидеть в том, что изменение в одном из звеньев системы обязательно приведет к изменениям в других звеньях. Вместе с тем масштабы изменений в единой системе зависят от устойчивости к внешним воздействиям отдельных компонентов системы. Компоненты географической оболочки по устойчивости к внешним воздействиям можно расположить в следующем порядке: литогенное звено (или фундамент) — рельеф -климатические условия — воды — почвы — растительность — животный мир.

    От воздействия хозяйственной деятельности человека страдают все компоненты природы, причем в первую очередь оно негативно отражается на наименее устойчивом компоненте, в данном случае это животный мир, затем — последовательно от неустойчивого компонента к устойчивому. Если выходит из равновесия более устойчивый компонент, это отражается на следующих компонентах, несмотря на усилия, направленные на их сохранение. Например, если мы нарушаем водный режим данной поверхности суши, то никакими усилиями не можем сохранить в заданном режиме систему «почва — растительность — животный мир» на этой территории. Если изменится литогенное звено, то о сохранении всего комплекса не может быть и речи. Об этих закономерностях всегда надо помнить при решении природоохранных проблем.

    Дата создания: 15-03-2012, 11:06

    Комментарии к

    Земные сферы и их единство. Географическая оболочка:

    Другие публикации

    Природная сфера Земли

    Природная сфера планеты Земля может толковаться с различных сторон, в том числе и с экологической. Тут доминирующими условиями можно назвать взаимосвязь между всеми процессами и явлениями этого объекта (ландшафта и района), но и структуру влияния на данные особенности деятельности всякого человека.

    В процессе выяснений отношений между населением этого индивида, его хозяйственной деятельностью и окружающей средой сегодня используют новые методы, способные охарактеризовать причинно-следственную связь появления в природных условиях цепных реакций.

    Основным является принцип общей характеристики сегодняшней экологической обстановки. Это исследование построенных на различных стадиях процесса цепей различных связей с их следствиями причинами и. Для воплощения этих задач необходимы специалисты из многих областей науки: геологи, экономисты, биологи, географы, и другие.

    При выяснении главных компонентов среды природы нашей планеты необходимо учитывать, что все компоненты тесно связаны и имеют зависимость от одних и тех же главных факторов, а всякие изменения незамедлительно сказываются на всех процессах. Ведь окружающая среда — это есть единая устоявшаяся сбалансированная система с множеством частей и протекающих в них свойств, которая развивалась и функционировала на протяжении миллиардов лет. Благодаря протеканию процессов обмена веществ и взаимообмена энергии, весь этот живой организм в состоянии самостоятельно восстанавливаться.

    Внешние оболочки Земли

    С прогрессом в человеческой деятельности происходит дисбаланс сложившихся природных связей во всей глобальной экосистеме, и она начала утрачивать функцию самовосстановления.

    Естественная сфера Земли является мегаэкзосферой вечных взаимосвязей 4-х её составляющих приповерхностных оболочек, к которым относятся атмосфера, литосфера, литосфера, биосфера, и других эндогенных влияний, включая деятельность человека. Каждая из перечисленных экзосфер также имеют свои составляющие и особенности.

    Для жизни организма необходимы не живые вещества, образовавшие атмосферу, гидросферу, литосферу и другие сферы жизни. А само живое вещество (биот) можно назвать основным элементом биосферы.

    ЧАСТЬ 2.

    ТЕСТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ЧАСТЬ 1

    1. Как называется наружная оболочка Земли?

    а) биосфера

    2. Биосфера, преобразованная хозяйственной деятельностью человека – это?

    Б) техносфера

    3. Целью изучения дисциплины БЖД является:

    А) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

    4. Какая из оболочек земли выполняет защитную функцию от метеоритов, солнечной энергией и гамма-излучения?

    Г) атмосфера

    Как называется наружная оболочка земли?

    Безопасность – это

    А) состояние, при котором воздействие всех видов влияния не превышаем максимально допустимых значений

    6. Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

    Г) деятельность

    7. Какие опасности относятся к техногенным?

    Б) производственные аварии в больших масштабах

    8. Состояние, при котором потоки вещества, энергии, информации соответствуют оптимальным условиям существования

    Г) комфортное состояние

    9. Состояние, при котором потоки вещества, энергии, информации за короткий период времени могут нанести травму, привести к летальному исходу?

    Б) чрезвычайно опасное состояние

    10.Авария – это

    А) происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических систем невозможно или экономически нецелесообразно;

    11. Критерии комфортности – это

    А) требования к параметрам микроклимата и освещению

    12. Государственное управление в ЧС осуществляется

    Б) на базе Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

    ЧАСТЬ 2.

    1. Анализаторы – это

    А) подсистемы ЦНС, которые обеспечивают получение и первичный анализ информационных сигналов

    2. Возможность воспринимать форму, размер и яркость рассматриваемого предмета свойственна:

    Б) анализатору зрения

    3. Предназначение анализатора обоняния

    А) восприятие человеком любых запахов

    4. Оптимальное сочетание параметров микроклимата в зонах деятельности и отдыха человека:

    А) комфорт

    5. Работоспособность характеризуется:

    Г) количеством и качеством выполняемой работы за определённое время

    6. Сколько фаз работоспособности существует?

    7. Первая фаза работоспособности:

    В) врабатывания

    8. Переохлаждение организма может быть вызвано:

    Г) при понижении температуры и увеличении влажности

    9. Психические процессы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении:

    а) рефлексы

    10.Характеристика эффективности деятельности человека:

    в) мотивация

    11. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации:

    б) память

    12. Степень светового ощущения, зависящая от цветового тона, насыщенности цвета объекта и фона, от соотношения их яркостей и угловых размеров:

    в) количество цвета

    13. Способность поверхности отражать световой поток:

    б) коэффициент отражения

    14. Невидимое глазом электромагнитное излучение, занимающее промежуточное положение между светом и рентгеновским излучением:

    в) ультрафиолетовое излучение

    15. Химические соединения для растворения твердых веществ (смол, пластмасс, красок и т.д.):

    б) органические растворители

    16. Вероятность реализации нежелательных последствий при определенном воздействии:

    в) риск

    17. Упругие колебания, распространяющиеся волнообразно в твердой, жидкой или газообразной среде:

    а) звук

    18. Переход энергии колеблющихся частиц воздуха в теплоту за счет потерь на трение в порах материала:

    б) звукопоглощение

    19. Акустические колебания с частотой ниже 20 ГЦ

    б) инфразвук

    20. Механические колебания с частотой выше 20 к ГЦ

    а) ультразвук

    21. Область резкого сжатия среды, которая в виде сферического поля распространяется во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью:

    в) ударная волна

    22. Поле неподвижных электрических зарядов, взаимодействующих между собой:

    б) электростатическое поле

    23. Разновидность электромагнитного излучения оптического диапазона, благодаря высокой направленности луча, когерентности и монохроматичности широко используется во всех отраслях народного хозяйства:

    б) лазерное

    24. Поток ядер гелия при распаде ядер или ядерных реакций:

    б) альфа-излучение

    25. Электромагнитное излучение с очень короткой длинной волны (0,906-2нм), с высокой проникающей способностью и незначительной ионизацией среды:

    в) рентгеновское

    26. Вероятность гибели человека при данном виде деятельности:

    б) индивидуальный риск

    27. Предупреждает о возникновении аварийной ситуации и о необходимости выполнения противоаварийных мероприятий:

    в) аварийная сигнализация

    28. Снижение шума на пути его распространения за счет звукоизолирующих преград:

    б) звукоизоляция

    29. Автоматическое отключение всех фаз участка цепи, если на токопроводящих частях электрооборудования появляется напряжение, значение которого опасно для человека:

    г) защитное отключение

    30. Какая наука изучает человека в процессе трудовой деятельности?

    lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав