Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств и происшествий в ИУ. Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации) Что понимается под чрезвычайными обстоятельствами

    Понятие и виды чрезвычайных обстоятельств и происшествий в ИУ. Определение чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации) Что понимается под чрезвычайными обстоятельствами

    Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

    1. Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах [Далее — «Наставление»] определяет порядок и содержание подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России [Далее — «внутренние войска»] к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций).
    2. Правовой основой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, а также настоящее Наставление.
    3. Для целей настоящего Наставления применяются следующие основные термины и определения:

    3.1. События, произошедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения определяются как чрезвычайные обстоятельства [Далее — «ЧО»].
    3.2. Чрезвычайная ситуация [Далее — «ЧС»] — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [Федеральный закон № 68 ФЗ от 21 12.94г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, № 35, ст. 2348)].

    I. Общие положения

    3.3. Чрезвычайное положение [Федеральный конституционный закон № 3 -ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»,Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 23, ст.2277.] — это вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
    3.4. Объект, определенный планами и иными руководящими документами, вышестоящими руководителями, имеющий значение для обеспечения государственного управления и местного самоуправления, жизнедеятельности людей и работы организаций считается важным объектом.
    3.5. Обстановка, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств, введения чрезвычайного положения, при проникновении или действиях на обслуживаемой территории диверсионно- разведывательных и террористических групп, угрозы применения или применение ими оружия массового поражения, характеризующаяся повышенной степенью опасности для жизни людей, деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, работы организаций, сохранности материальных ценностей определяется как особые условия.
    3.6. Для обеспечения межотраслевого управления силами и средствами органов внутренних дел, образовательных учреждений, соединений (воинских частей) внутренних войск при выполнении задач в особых условиях создается оперативный штаб [ Далее — «ОШ»].
    3.7. Для обеспечения оперативного управления, создаваемый для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения создается объединенный оперативный штаб [Далее — «ООШ»].
    3.8. Сосредоточенные на определенной территории для выполнения конкретной задачи при чрезвычайных обстоятельствах органы управления, подразделения (части подразделений) органов внутренних дел со штатным вооружением, специальными средствами и техникой (средствами усиления), воинские части (подразделения) внутренних войск, подразделения взаимодействующих органов, сформированные в группы по предназначению (оперативно-служебного и служебно-боевого применения), объединяются в группировку сил и средств.
    4. Заблаговременная подготовка органов внутренних дел и внутренних войск проводится с целью обеспечения высокой оперативно-служебной и служебно-боевой готовности органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО.
    Эта цель достигается:
    планированием действий органов внутренних дел и внутренних войск к выполнению задач при возникновении ЧО (План действий органов внутренних дел при ЧО [Далее — «План»]);
    подготовкой (обучением) личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств, а также органов управления к выполнению задач и функций при возникновении ЧО;
    осуществлением проверки готовности сил и средств к действиям при ЧО в ходе проведения инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов в:
    МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях профессионального образования МВД России, округах, соединениях, военных образовательных учреждениях профессионального образования внутренних войск МВД России — не реже одного раза в год;
    горрайлинорганах внутренних дел, воинских частях внутренних войск МВД России — не реже одного раза в полугодие; подразделениях горрайлинорганов внутренних дел, в войсковых нарядах воинских частей внутренних войск МВД России — ежемесячно.

    I.I. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах

    5. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при ЧО в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:
    участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
    ликвидация банд;
    освобождение заложников;
    участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;
    пресечение массовых беспорядков;
    участие в пресечении захвата важных объектов;
    участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
    участие в пресечении террористических акций на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;
    участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
    пресечение блокирования транспортных коммуникаций;
    участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;
    участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;
    оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
    пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел (внутренних войск);
    6. В целях эффективного и целесообразного использования сил и средств, привлекаемых для выполнения задач при ЧО, территория (в границах административного деления), обслуживаемая органом внутренних дел, по решению его руководителя, может условно разбиваться на оперативные зоны (направления), в которых назначается старший оперативный начальник.
    7. Руководители ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации при выполнении задач при ЧО являются старшими оперативными начальниками для соединений, воинских частей, подразделений внутренних войск, дислоцированных (передислоцированных) на обслуживаемой территории.
    Задачи, к которым привлекаются внутренние войска, устанавливаются решением руководителей органов внутренних дел (ОШ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) [С учетом основной задачи, выполняемой соединением, воинской частью и подразделением по своему предназначению.] по согласованию со штабами округов [Либо других объединений внутренних войск.] внутренних войск.
    Совместные действия органов внутренних дел и внутренних войск по выполняемым задачам согласуются на этапе планирования и уточняются в процессе повседневной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также на учениях (других учебных мероприятиях).

    I.II. Система управления

    8. Система управления силами и средствами при ЧО включает в себя органы управления, пункты управления, средства управления (средства связи, системы автоматизированного управления, электронную организационную технику).
    Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ.
    Дежурная часть до сбора состава ОШ самостоятельно принимает необходимые решения, отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику органа внутренних дел в соответствии с Наставлением по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации [Приказ МВД России от 26.02.2002 г. №174дсп. зарегистрирован в Минюсте России 13.05.2002 г. №3425].
    Во внутренних войсках органами управления являются главный штаб внутренних войск, штабы объединений, соединений и воинских частей.
    При введении ЧП организация и управление действиями привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск осуществляется ОШ органа внутренних дел, который подчиняется коменданту территории, на которой введено ЧП.
    Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим ЧП. в составе комендатуры территории, на которой введено ЧП, указом Президента Российской Федерации может быть создан ООШ из представителей органов, обеспечивающих режим ЧП ООШ руководит комендант территории, на которой введено ЧП.
    9. ОШ создаются в МВД России, ГУ МВД России по федеральным округам, в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, горрайорганах внутренних дел, а также УВДТ и УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.
    Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего органа внутренних дел и объявляются его приказом. Для обеспечения работы при ОШ может создаваться рабочий аппарат (группа).
    ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) внутренних войск, дислоцированного на территории обслуживания. Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. В случае привлечения в установленном порядке к действиям при ЧО воинских частей (подразделений) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, их командиры (руководители) по согласованию с соответствующими командирами (руководителями) назначаются заместителями руководителя ОШ.
    Членами ОШ по взаимной договоренности могут назначаться руководители отраслевых подразделений органов внутренних дел, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, силы и средства которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания.
    Последовательность действий руководителя ОШ, его заместителей и членов определяется исходя из общих положений работы с учетом особенностей возникновения ЧО, местных условий и конкретных задач, решаемых при ЧО.
    При получении данных о резком осложнении оперативной обстановки ОШ должен:
    обеспечить сбор и уточнение информации;
    оценить и спрогнозировать возможный ход развития ситуации;
    отдать предварительные распоряжения на приведение сил и средств к действиям;
    организовать управление группами оперативного построения;
    обеспечить взаимодействие с вышестоящим ОШ, а также с иными привлекаемыми органами исполнительной власти при привлечении их сил и средств;
    информировать руководство соответствующих органов внутренних дел о складывающейся обстановке,
    подготовить предложения и расчеты для принятия решения;
    оформить решения руководителя ОШ, довести их до личного состава и обеспечить контроль за их реализацией;
    организовать перегруппировку сил и средств, их оперативно-служебное, служебно-боевое применение;
    подготовить донесение в вышестоящий ОШ (орган внутренних дел).
    В ходе выполнения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач, возникших в связи с резким осложнением оперативной обстановки, ОШ должен:
    обеспечить непрерывное управление, устойчивую и своевременную связь с подчиненными подразделениями и взаимодействующими органами;
    осуществлять сбор сведений об обстановке, анализировать поступающую информацию и готовить предложения по использованию (перегруппировке) сил и средств;
    принимать меры к обеспечению подчиненных подразделений необходимыми материально-техническими средствами;
    готовить донесения о ходе и результатах выполнения задач;
    доводить принимаемые решения до личного состава и контролировать их выполнение;
    поддерживать взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    информировать взаимодействующие органы об изменении обстановки и необходимости проведения дополнительных совместных мероприятий.
    Непосредственную подготовку ОШ к работе организует его руководитель.
    10. Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях разворачиваются пункты управления — центр оперативного управления [Далее — «ЦОУ». В горрайлгаюрганах внутренних дел пункт оперативного управления (ПОУ). Во внутренних войсках непосредственное управление привлекаемыми силами и средствами при ЧО осуществляется в соответствии с имеющейся системой управления.], запасный пункт управления либо дублирующий и вспомогательные пункты управления [Далее соответственно — «ЗПУ, ДПУ, ВПУ».]. Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ. ЦОУ разворачивается непосредственно в здании органа внутренних дел, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для ЦОУ помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, различными средствами связи, оргтехникой, местами организации жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ перебазируется на ЗПУ либо при необходимости на ДПУ (сформированного на базе одного из подчиненных органов, подразделений)
    Для управления группировкой сил и средств непосредственно на местности, выполнения отдельных задач и руководства специальными операциями выделяются ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо из его состава для этих целей выделяются группы управления ОШ [Далее — «ГУОШ»]. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.
    11. Для обеспечения управления силами и средствами при ЧО создается совместная (объединенная) система связи, в которой взаимоувязываются действующая система связи МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России и внутренних войск, территориальная система связи Вооруженных Сил Российской Федерации [Далее — «ТСС ВС»], сеть правительственной связи, сети связи ФСБ России и ФПС России.
    Система связи выполняет задачи по обеспечению обмена всеми видами информации в системе управления подразделениями органов внутренних дел, внутренних войск и включает:
    узлы связи;
    коммутационные центры;
    средства радио- и спутниковой связи; линии связи различного назначения, соединяющие их между собой и с узлами связи взаимодействующих систем связи;
    сеть фельдъегерско-почтовой связи;
    систему технического обеспечения связи и автоматизированную систему управления [Далее — «АСУ»];
    резерв сил и средств связи.
    АСУ и электронно-вычислительная техника [Далее — «ЭВТ».] должны использоваться для автоматизации процессов передачи информации, сигналов управления и оповещения, сбора, обработки и выдачи на рабочие места состава оперативного штаба данных обстановки, а также для проведения оперативно-тактических расчетов. АСУ включает в себя стационарные и подвижные информационно-вычислительные центры и пункты, локальные вычислительные сети, автоматизированные рабочие места.
    Скрытость мероприятий обеспечивается путем использования установленных позывных, переговорных таблиц, кодированных карт. При этом использование открытых каналов связи при выполнении стоящих задач допускается только для передачи сигналов оповещения, сообщений о происшествиях, а также управление подразделениями (силами) без раскрытия замысла действий.
    Радиоданные, позывные узлов связи пунктов управления и должностных лиц органов внутренних дел, ключевые документы и другие данные по связи, как правило, разрабатываются заблаговременно и рассылаются в подчиненные органы внутренних дел. В ходе планирования связи в перечисленные документы могут вноситься уточнения.
    12. В целях управления элементами группировки сил и средств составляется схема управления и связи, где отображаются пункты управления, между которыми организуется связь, виды связи на информационных направлениях и какими средствами связи они обеспечиваются.

    II.II. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

    13. Мероприятиями по обеспечению сбора и приведению в степени готовности органов управления и групп оперативного построения для действий при ЧО являются:
    установление сигналов оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО;
    создание системы оповещения привлекаемого для этих целей личного состава;
    организация и проведение мероприятий по приведению сил и средств в степени готовности.
    14. Сигналы оповещения, установленные настоящим Наставлением (приложение № 1), являются едиными для органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, объединений, соединений, воинских частей и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России [Далее — «военно-учебные заведения внутренних войск».]. Сигналы оповещения уточняются МВД России.
    15. Система оповещения реализуется через план оповещения и сбора личного состава органа внутренних дел (образовательного учреждения МВД России), который является приложением к Плану.
    Оповещение осуществляют дежурные части органов внутренних дел и дежурные службы внутренних войск.
    Корректировка плана оповещения и сбора осуществляется при изменении организационно-штатной структуры, при изменении списочной численности личного состава и движении сотрудников, а также по мере увеличения технических возможностей систем связи и оповещения органов внутренних дел.
    16. Для сокращения сроков приведения в готовность сил и средств, устанавливаются степени готовности № 2 и № 1, которые, если не установлено иное, вводятся последовательно.
    17. При приведении в степень готовности № 2: проводится оповещение и сбор личного состава, который переводится на казарменное положение; боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на место построения (в зимнее время остаются на стоянках, в хранилищах до посадки личного состава); средства связи и автоматизации управления готовятся к работе; боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства; боеприпасы на руки не выдаются; задачи не ставятся.
    Время приведения личного состава в степень готовности № 2 составляет для:
    органов внутренних дел — 1 час 30 минут;
    соединений (воинских частей) внутренних войск — 1 час 30 минут, для подразделений первой очереди — 30 минут, для подразделений второй очереди (выделяемых для совместных действий с органами внутренних дел по планам) -1 час 30 минут, для дежурных подразделений воинских частей по охране важных государственных объектов — 10 -15 минут.
    В случае привлечения к перевозке личного состава и материальных средств автотранспорта сторонних организаций время приведения личного состава в готовность № 2 может быть увеличено на время, необходимое для прибытия этого автотранспорта в места сбора.
    18. При введении в степень готовности № 1 осуществляется экипировка личного состава, выдача ему оружия и боеприпасов, производится посадка личного состава на транспорт, ставятся задачи группам. Боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной укупорке.
    19. Степень готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2. В органах внутренних дел, соединениях (воинских частях) внутренних войск срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности № 2 — 1 час 30 минут. Во внутренних войсках для подразделений первой очереди и дежурных подразделений воинских частей по охране важных государственных объектов срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 5 минут, минуя степень готовности № 2 — 30 минут и 10-15 минут соответственно.
    Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности № 1 (с получением приказа) осуществляется немедленно.
    20. Приводить в степени готовности № 2 и № 1 имеют право:
    Министр внутренних дел Российской Федерации [Далее — «Министр».] — силы и средства на всей территории Российской Федерации, в одном или нескольких федеральных округах;
    начальники ГУ МВД России по федеральным округам (по поручению Министра) — на всей территории федерального округа, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделения УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России в пределах федерального округа;
    министр внутренних дел, начальники (лица, выполняющие их обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России (с последующим немедленным докладом Министру) — МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подразделения УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России;
    главнокомандующий внутренними войсками МВД России объединения, соединения (части), а по поручению Министра — все внутренние войска;
    командующий войсками объединения — соединения (воинские части);
    министр внутренних дел, начальник (лицо, выполняющее его обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации — горрайорганы внутренних дел;
    министр внутренних дел, начальник (лицо, выполняющее его обязанности) ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (в условиях, не терпящих отлагательства, с последующим немедленным докладом Министру) — образовательные учреждения МВД России, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, резервы (сводные отряды) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

    I.IV. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

    21. К действиям при ЧО привлекаются органы внутренних дел, подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции, соединения и воинские части внутренних войск, образовательные учреждения МВД России.
    22. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется исходя из следующих норм:
    органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации — до 60 % , за пределами пунктов постоянной дислокации — до 50 % списочной численности личного состава;
    образовательные учреждения МВД России с двухлетним сроком обучения — 40 %, с трех — пятилетним сроком обучения — 50 % списочной численности личного состава;
    численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск [Задачи при чрезвычайных обстоятельствах, как правило, выполняют в полном составе.] определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел исходя из оперативной обстановки;
    из органов и подразделений УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО, ГУВО СОБ МВД России при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов (зоны ответственности) в оперативный штаб территориального органа внутренних дел выделяются оперативные группы для координации действий.
    Для обеспечения режима 4П в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации по введению 4П порядке используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

    I.V. Расчеты сил и средств для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах

    23. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧО.
    24. Для выполнения оперативно-розыскных мероприятий и ведения разведки могут создаваться оперативная группа, оперативно-поисковая группа войсковой, воздушной и радиотехнической разведки. Для выполнения предупредительных мероприятий могут создаваться группы ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, патрулирования, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, охраны, маневренная группа. Для силовых действий могут создаваться группы блокирования, разграждения, специальных средств, захвата, штурмовая группа, групп рассредоточения, изъятия, окружения, прикрытия и огневой поддержки, артиллерийская группа и группа конвоирования. Для осуществления следственных действий создаются группа документирования, следственная группа, группа обеспечения фильтрационного пункта, группы прикрытия и охраны.
    При необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.
    25. В целях оперативного реагирования на возможные резкие осложнения оперативной обстановки и на случай непредсказуемости развития ситуации (прорыва через рубежи оцепления и блокирования больших групп, резкого увеличения размаха массовых беспорядков и увеличения активности действий участников массовых беспорядков, замедления движения групп блокирования и рассредоточения) создаются (выделяются) тактические, оперативные, региональные (окружные) резервы. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.
    26. При передислокации (совершении марша) сил и средств в район выполнения задач в целях организованного выдвижения и своевременного прибытия, а также при расположении на месте может создаваться комендантская служба и организовываться охранение. Их численность определяется на основании соответствующих документов.
    27. Одновременно с расчетом численности групп производится расчет средств, необходимых для каждой группы. Расчет производится с учетом характера действий групп, обстановки, в которой им предстоит действовать, и наличия этих средств.
    После проведения расчетов определяется от каких служб (подразделений) будут выделяться личный состав и необходимые средства. При этом учитывается предназначение служб (подразделений), уровень их подготовки и наличие необходимых средств (вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи).
    28. При недостатке сил и средств установленным порядком могут привлекаться силы и средства (резервы) по расчетам и решению старшего оперативного начальника (командира).
    29. Принципиальные схемы действий группировки сил и средств при ЧО изготавливаются (разрабатываются) на листах бумаги (как правило, формата А- 4 в выбранном масштабе), схемах, планах, картах. На них определяются и наносятся районы сосредоточения, маршруты выдвижения, рубежи развертывания, исходное положение элементов группировки, направления действий, ближайшая и последующая задачи групп, создаваемых для силовых действий, места расположения пунктов управления, резервов, вероятные варианты действий преступников (противника), места проникновения (выхода) на охраняемый (потенциально опасный) объект и деблокирования.

    I.VI. Особенности создания группировки сил и средств и ее применения по задачам при чрезвычайных обстоятельствах

    30. При ликвидации незаконных вооруженных формирований органы внутренних дел, соединения и воинские части внутренних войск могут участвовать в проведении специальных операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований Группировка сил и средств создается в два эшелона: первый — для проведения силовых действий по ликвидации незаконных вооруженных формирований, второй — для обеспечения безопасности на путях подвоза и эвакуации.
    31. При планировании и во время проведения специальных операций по пресечению захвата заложников и массовых беспорядков в учреждениях- исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, необходимое количество сил и средств органов внутренних дел согласовывается с руководителем подразделения ГУИН Минюста России.
    32. Расчет сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск для участия в проведении специальных операций по предупреждению и пресечению угона судов водного транспорта, по предупреждению и пресечению захвата железнодорожного подвижного состава, по предупреждению и пресечению угона воздушного судна является составной частью плана действий территориальных органов ФСБ России по сигналу «Набат». Руководитель МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ, командир соединения (воинской части) внутренних войск организуют работу на основании выписки из плана «Набат» и прежде всего решают вопросы выделения групп оцепления, блокирования, эвакуации, резерва, создаваемых из личного состава органов внутренних дел и воинских частей внутренних войск. При необходимости выделяют силы и с редства на формирование других групп.
    33. Расчет сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, необходимых для участия в специальной операции по предупреждению и пресечению угона судов водного транспорта, организуется начальником УВДТ (линейного органа внутренних дел) совместно с руководителем соответствующего органа внутренних дел субъекта Российской Федерации и командиром соединения (воинской части) внутренних войск.
    Расчеты производятся исходя из следующих возможных вариантов, когда:
    совершен захват судна, находящегося в морском (речном) порту, в акватории морского порта или на внутренних водных путях;
    совершен захват судна, находящегося вне зоны ответственности морских портов или вне пределов территориального моря (в исключительной экономической зоне);
    преступники при захвате судна используют взрывное устройство (на судне или его корпусе обнаружено взрывное устройство).
    При проведении специальной операции по пресечению захвата судов водного транспорта группировка сил и средств, как правило, состоит из следующих групп оперативно-служебного применения: оперативной, радиотехнической разведки, ведения переговоров, оцепления, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, прикрытия (охраны), применения специальных средств, захвата, конвоирования, документирования, следственно-оперативной, тушения пожаров и аварийно-спасательных работ, тылового обеспечения, технического обеспечения, медицинского обеспечения, фильтрационного пункта и резерва.
    В случае нахождения водного судна вне зоны ответственности морского порта или вне пределов территориального моря (в исключительной экономической зоне) его оцепление (блокирование) осуществляется с использованием в установленном порядке кораблей и катеров ФПС России и ВМФ России.
    34. Специальная операция по предупреждению и пресечению захвата железнодорожного подвижного состава проводится в случаях, когда совершен захвата подвижного состава, находящегося:
    на станции (остановочном пункте, парке отстоя) или в местах погрузки (выгрузки) груза;
    в пути следования.
    В ОШ обязательно включаются сотрудники из числа руководящего состава отделений или управлений железной дороги.
    Для проведения специальной операции по пресечению захвата и угона подвижного состава могут формироваться следующие группы оперативно-служебного применения: оперативная, оцепления, блокирования, захвата, прикрытия, применения специальных средств, ведения переговоров, ликвидации угрозы взрывов, разграждения, следственная, оперативная, тушения пожаров, аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, медицинского обеспечения, тылового обеспечения, технического обеспечения, обеспечения дорожного движения, фильтрационный пункт и резерв.
    35. Обстоятельствами, определяющими особенности по планированию участия органов внутренних дел и внутренних войск в специальной операции по предупреждению, пресечению (подавлению) вооруженного мятежа, являются: подготовка вооруженных формирований и организаций в пределах территории субъекта Российской Федерации; подготовка вооруженных формирований и организаций за пределами территории субъекта Российской Федерации с последующим их вводом извне.
    В связи с этим расчет сил и средств для создания группировок следует проводить по всем вариантам возможного развития событий.
    Кроме того, необходимо учитывать, что вооруженный мятеж является обстоятельством для введения Президентом Российской Федерации ЧП на охваченной вооруженным мятежом территории. В связи с этим необходимо рассчитывать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, образовательных учреждений МВД России и военно-учебных заведений внутренних войск для обеспечения соответствующих ограничений, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».
    При недостатке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, образовательных учреждений МВД России и военно-учебных заведений внутренних войск, дислоцирующихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, могут в установленном порядке привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования.
    При разработке схем положения и действий группировки сил и средств, а также на схемах управления и связи показываются пункты управления объединенного оперативного штаба, комендатуры.
    36. Расчет численности группировки по ликвидации банд производится по двум вариантам: задержание бандитов в местах их проживания и в месте сбора (нахождения) банды.
    При планировании действий по задержанию бандитов в местах проживания расчет сил и средств производится на каждое место проживания с учетом его особенностей.
    Создаются группы: захвата, разграждения, применения специальных средств; блокирования, оцепления и организации дорожного движения, несколько следственных и оперативных групп, отдельная группа для изъятия оружия и установления его принадлежности банде в месте хранения, изъятия транспортных средств банды, задержания пособников банды.
    Резерв в зависимости от удаления мест проживания бандитов может располагаться несколькими группами в местах, обеспечивающих выдвижение в кратчайшие сроки для оказания помощи всем группам, созданным для проведения специальной операции.
    При планировании действий по ликвидации бандитов в месте сбора банды создаются группы: оперативная, специальная оперативная, оперативно-поисковая, радиотехнической разведки, ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, блокирования, разграждения, применения специальных средств, захвата (штурмовая), конвоирования, документирования, следственно-оперативная, фильтрационный пункт, тылового, технического, медицинского обеспечения, тушения пожара, резерв, задержания пособников банды, а также при необходимости эвакуации и ликвидации угрозы взрыва.
    37. Важные государственные объекты охраняются соединениями (воинскими частями, подразделениями) внутренних войск по охране лажных государственных объектов и специальных грузов. Планы предупреждения и пресечения захвата важных государственных объектов (раздел Плана) разрабатываются в порядке, установленном ГКВВ МВД России. Если эти объекты взяты на оперативное обслуживание подразделениями ГУВДРО ССЬ МВД России, план разрабатывается с учетом их сил и средств.
    38. Раздел планирования действий по предупреждению и пресечению захвата важных объектов включает: определение и согласование перечня объектов, организацию обороны каждого объекта, схемы положения и действий группировки сил и средств по каждому объекту, расчет сил и средств для создания группировки по пресечению захвата каждого объекта, организацию управления и связи по каждому объекту.
    Перечень важных объектов составляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, согласовывается с территориальными органами ФСБ России и утверждается руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень объектов, которые берутся под охрану и оборону (усиливается охрана), не должен превышать возможности органа внутренних дел по выделению сил и средств для выполнения этой задачи. При этом утверждению перечня должны предшествовать оценка и обоснование необходимости включения в него того или иного объекта.
    В перечень важных объектов могут включаться здания органов государственной власти и местного самоуправления, объекты обеспечения жизнедеятельности населения, взрыво-, радиационно, химически, бактериологически опасные объекты, передающие станции теле-, радиовещания, узлы телефонной и телеграфной связи, места хранения мобилизационных запасов, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ (материалов), места хранения сильнодействующих и ядовитых веществ, хранилища государственных ценностей, объекты органов внутренних дел.
    При расчете сил и средств определяются численность группы усиления охраны объекта (с учетом степени надежности существующей охраны), численность штурмовой группы (в зависимости от возможностей проникновения на объекг через ограждения, двери, окна, крышу, подземные коммуникации).
    На каждое выбранное направление назначаются группы, численность которых должна превосходить предполагаемую численность преступников, находящихся на направлении действий групп, не менее чем в три раза. С каждой группой должны действовать подгруппы от групп разграждения и применения специальных средств
    Все расчеты и схемы положения и действий групп разрабатываются на каждый объект.
    39 При планировании действий по розыску, задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) расчет сил и средств производится в два этапа. На первом этапе рассчитываются силы и средства, необходимые для розыска преступников, на втором — силы и средства, необходимые для их задержания.
    Для расчета сил и средств на первом эгапе следует условно разделить территорию субъекта Российской Федерации на оперативные зоны (зоны розыска), определить направления наиболее вероятного движения преступников и места возможного их укрытия, затем на этих направлениях определить рубежи, которые преступники не могут незамеченными объехать на транспортных средствах (обойти пешком), установить места расположения временных розыскных постов (постов наблюдения, заслонов, засад, секретов, КПП и других нарядов). Если на рубежах расположены постоянные розыскные посты, то они также включаются в общую систему нарядов. По маршрутам вероятного движения преступников направляются группы преследования, а навстречу — поисковые группы. Железнодорожные станции, платформы пригородных поездов, пристани, аэропорты (аэродромы) прикрываются заслонами (розыскными постами). Все наряды органов внутренних дел и внутренних войск, несущие службу по охране общественного порядка, дорожно-патрульную службу, выполняющие задачи по охране объектов и т.п., ориентируются на розыск преступников. Может предусматриваться и создание группы воздушной разведки, применение которой организуется после получения данных о характерных признаках используемого преступниками автотранспорта (марка и цвет автомобиля, государственный регистрационный номер) или особенностей группы преступников, движущейся пешим порядком (численность, одежда).
    На втором этапе для задержания преступников численность необходимых сил в каждой оперативной зоне (зоне розыска) определяется исходя из максимально возможной численности группы преступников, условий местности и характера укрытия
    40. При выполнении задачи по предупреждению и пресечению блокирования транспортных коммуникаций (пути сообщения и сооружения на них: железнодорожные пути, автомобильные дороги, магистральные трубопроводы) группировка сил и средств создается, как правило, из личного состава органов внутренних дел и включает следующие группы: оперативную, ведения переговоров, оцепления, патрулирования, охраны, блокирования, применения спецсредств, рассредоточения, изъятия, документирования, следствия, эвакуации транспортных средств, организации дорожного движения, конвоирования, тылового и технического обеспечения, медицинскую, тушения пожаров, фильтрационный пункт.
    41. Для планирования действий органов внутренних дел и внутренних войск при ЧС техногенного характера необходимо получить информацию от:
    администрации предприятий, региональных подразделений МЧС России — об анализе и прогнозе вариантов возможного развития аварии, катастрофы (паспорта объекта);
    специализированного центра по предоставлению оперативной и прогностической информации — расчеты переноса радиоактивных осадков и ядовитого облака (АХОВ [АХОВ — аварийно химически опасные вещества]) при различных погодных условиях и прогнозе о границах зоны загрязнения и заражения по времени выброса с учетом скорости ветра,
    комиссии по ЧС и главного управления (управления) по делам ГОиЧС субъекта Российской Федерации — о плановых мероприятиях по защите населения; об организации движения автотранспорта, проведении технического осмотра транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок, обеспечении автотранспорта специальными пропусками и опознавательными знаками; об организации эвакуации населения.
    Анализ прогнозируемой обстановки производится во время рекогносцировки, в ходе которой изучаются:
    границы зон загрязнения (заражения);
    места расположения важных объектов;
    количество населения, подлежащего эвакуации;
    расположение сборных эвакуационных пунктов, посадочных площадок, районы эвакуации населения, маршруты движения;
    количество транспортных средств, выделяемое для эвакуации населения;
    материальные средства, имущество, остающееся без присмотра и нуждающееся в охране;
    продолжительность эвакуационных мероприятий.
    В ходе рекогносцировки производится расчет сил и средств для создания групп и нарядов. Для оцепления рубежа на направлении сосредоточения основных усилий назначаются посты, дозоры, а в некоторых случаях — редкие милицейские (войсковые, смешанные) цепочки. На остальных направлениях — патрули, посты, дозоры.
    При расчете численности групп, создаваемых при ЧС природного характера, применяются увеличенные нормы. При расчете численности групп оцепления зон (районов) эпидемий (эпизоотии, эпифитотий) применяются нормы определения численности групп оцепления при ЧС техногенного характера.
    На графической части раздела наносятся границы района аварии, катастрофы, места постоянной дислокации органов управления, сил и средств, привлекаемых к действиям, прогнозируемый исходный район, маршруты выдвижения к нему (основной и запасной), задачи группам (рубежи развертывания, ближайшая и последующая задачи), поднимаются населенные пункты, подлежащие эвакуации, места расположения специальных эвакуационных пунктов, пункты специальной обработки, районы эвакуации населения, места расположения КПП и других нарядов, места расположения резерва, пункты управления группировкой сил и средств и других взаимодействующих структур, дислокация органов исполнительной власти, охраняемые объекты, места расположения групп тылового и технического обеспечения и медицинской группы, складов, баз снабжения, организаций-поставщиков продовольствия, базы ГСМ, ремонтные, бытовые учреждения, пути подвоза, эвакуации и лечебные учреждения Минздрава России.

    I.VII. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта

    42. На основе выводов из оценки вероятных районов выполнения задач при ЧО и местных особенностей определяются возможные и наиболее целесообразные способы передислокации, совершения марша (виды транспорта) подразделений.
    43. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта (комбинированным способом) осуществляется штабным подразделением (штабом) в соответствии с действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Наставлением по перевозке войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом.
    Таблицы с данными предварительных расчетов перевозки железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом согласовываются с подразделениями (УВДТ, ОСП) ГУВДТиС СОБ МВД России. При недостатке автомобильного транспорта его потребность может восполняться автотранспортными (производственными) предприятиями и учреждениями на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (глав администраций). Расчеты на автомобильные средства сторонних организаций, порядок выделения и финансирования согласовываются с их руководителями на этапе планирования и систематически уточняются.
    Исходные данные для расчета на перевозку:
    численность личного состава, объем и состав материально-технических средств;
    нормы размещения личного состава в воинском эшелоне (на транспортном средстве);
    количество, масса и габариты перевозимой техники; основные характеристики транспортных средств.
    44. В случае возникновения ЧО уточняется потребность в транспортных средствах и направляется письменная заявка на перевозку в подразделение специальных перевозок ГУВДТиС СОБ МВД России, в которой указывается наименование перевозимых подразделений и их численность, дата отправления; станция (пристань, порт, аэропорт) и пункт назначения, потребное количество транспортных средств (по типам), фамилия, должность и звание начальника эшелона, наименование органа внутренних дел, который организует перевозку и оплату (включая тариф за проезд, аренду транспортных средств, представление постельных принадлежностей и другие платежи, его платежные реквизиты).

    I.VIII. Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах

    45. Обеспечение действий органов внутренних дел и внутренних войск, образовательных учреждений МВД России, военно-учебных заведений внутренних войск при ЧО планируется в целях повышения эффективности применения группировки сил и средств, создаваемой для решения задач при 40 криминального характера и при выполнении задач в условиях ЧС природного и техногенного характера
    46. Планирование обеспечения включает:
    планирование оперативно-розыскных мероприятий;
    планирование мероприятий по разведке;
    планирование мероприятий по инженерному обеспечению;
    планирование мероприятий по радиационной, химической и биологической защите;
    планирование морально-психологического обеспечения; планирование тылового и технического обеспечения.
    47. Для планирования оперативно-розыскных мероприятий го обеспечению действий группировки сил и средств создается временная специальная группа, которую возглавляет начальник управления (подразделения) криминальной милиции. В специальную группу включаются представители подразделений криминальной милиции. Группа может входить в состав рабочего аппарата ОШ. Ее задачами являются:
    анализ прогнозируемого развития криминогенных ситуаций и определение общего объема задач;
    координация планирования действий подразделений службы криминальной милиции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, могущих вызвать (вызвавших) наступление ЧО;
    обеспечение оперативного прикрытия лиц, сотрудничающих с органами внутренних дел на конфиденциальной основе;
    установление и поддержание взаимодействия с соответствующими подразделениями ФСБ России, ФПС России, ФАПСИ, участвующими в выполнении задач при возникновении ЧО;
    принятие мер по повышению активности деятельности подразделений органов внутренних дел по оказанию содействия оперативным подразделениям в раскрытии преступлений;
    организация поиска дополнительных источников получения оперативных сведений, привлечение для выполнения этой задачи личного состава органов внутренних дел и средств массовой информации;
    сбор, обобщение, анализ получаемой информации (при необходимости проверка ее достоверности) и подготовка докладных записок руководителю ОШ.
    48. Разведка организуется и проводится с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступных групп (преступных организаций) и особенностей условий местности.
    Основными задачами разведки являются:
    изучение и прогнозирование изменений обстановки в районах ЧО;
    своевременное выявление незаконных вооруженных формирований, диверсионно-террористических и иных преступных групп, их состава, вооружения, намерений и возможного характера действий.
    При организации и в ходе проведения специальной операции разведка организуется руководителем специальной операции на направлениях действий групп, созданных для силовых действий, для выявления изменений в обстановке при выполнении ближайшей и последующей задач.
    Разведка во внутренних войсках осуществляется силами войсковой, радиационной, химической, биологической, артиллерийской, инженерной, воздушной, радио-, радиотехнической, специальной разведки.
    Все виды разведки осуществляются в интересах совместных действий органов внутренних дел и внутренних войск. Разведка ведется в тесном взаимодействии с органами контрразведки и разведывательными подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации и Федерапьной пограничной службы Российской Федерации. Планирование разведки является первостепенной обязанностью всех начальников (командиров) и органов управления (штабов).
    В ГКВВ МВД России, объединениях, соединениях, воинских частях внутренних войск для планирования применения сил и средств разведки разрабатывается план разведки, являющийся составной частью плана применения войск объединения (соединения, воинской части) при ЧО.
    Планирование разведки в органах внутренних дел и внутренних войсках должно направляться на обеспечение выполнения задач при ЧО и проведении специальных операций, а также поддержание взаимодействия при резких изменениях обстановки.
    49. Инженерное обеспечение планируется в целях создания условий для поддержания необходимой готовности органов внутренних дел и внутренних войск к действиям при 40, успешного применения их сил и средств, вооружения, боевой техники, повышения их защищенности, обеспечения рационального использования личного состава и создания ему благоприятных условий для выполнения поставленных задач, затруднения действий преступников (правонарушителей).
    Планирование мероприятий по инженерному обеспечению организуется заблаговременно и уточняется в ходе выполнения задач.
    В ГКВВ МВД России, объединениях, соединениях, воинских частях внутренних войск для согласованного применения инженерных сил и средств в целях выполнения задач инженерного обеспечения разрабатывается план инженерного обеспечения, являющийся составной частью плана применения войск объединения (соединения, воинской части) при ЧО.
    50. Радиационная, химическая и бактериологическая защита [Далее — «РХБ».] организуется и осуществляется в целях максимального снижения потерь личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечения выполнения поставленных перед ними задач в обстановке радиационного загрязнения, химического и биологического заражения.
    Задачами РХБ защиты являются выявление и оценка масштабов и последствий аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах, защита личного состава от радиоактивных, токсичных и биологических веществ.
    Мероприятия РХБ защиты выполняются личным составом органов внутренних дел и внутренних войск, а наиболее сложные и специфические мероприятия, требующие особой подготовки личного состава и специальных машин, подразделениями РХБ защиты внутренних войск в тесном взаимодействии с соответствующими воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации и М4С России.
    Планирование мероприятий РХБ защиты организуется заблаговременно и непосредственно в ходе выполнения задач.
    В органах внутренних дел и внутренних войсках вопросы РХБ защиты отражаются в отдельном подразделе плана действий органов внутренних дел при ЧО.
    51. Планирование мероприятий морально-психологического обеспечения организуется заблаговременно и уточняется в ходе выполнения задач. В органах внутренних дел и внутренних войсках вопросы морально- психологического обеспечения отражаются в отдельном разделе плана действий органов внутренних дел при ЧО. Во внутренних войсках разрабатываются планы морально-психологического обеспечения при ЧО.
    52. Вопросы тылового и технического обеспечения отражаются в плане тылового и технического обеспечения действий органа внутренних дел (образовательного учреждения МВД России) при ЧО, являющегося приложением к плану действий при ЧО.

    I. IX. Организация взаимодействия

    53. В ходе разработки Плана организуется взаимодействие с
    начальниками органов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, воинских частей (подразделений) внутренних войск, Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов — по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы оперативного построения и другим вопросам;
    федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки личного состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.;
    органами прокуратуры — о порядке формирования следственных групп и по другим вопросам, определенным действующим законодательством;
    администрацией железных дорог, аэропортов (аэродромов), морских (речных) пароходств — о назначении основных (запасных) станций (аэродромов, пристаней) погрузки личного состава и техники, порядка их перевозки, усиления охраны специальных грузов, важных объектов и выполнения задач при ЧО на объектах транспорта.
    54. Вопросы взаимодействия отражаются в Плане в виде раздела и в таблицах взаимодействия.

    I.X. Меры безопасности

    55. В перечень мероприятий обеспечения безопасности входят оповещение об опасности изменения радиационной и химической обстановки на обслуживаемой территории или объектах, рациональное применение средств защиты от радиоактивных и химических веществ, приборов дозиметрического контроля, проведение специальной обработки личного состава, вооружения и техники, соблюдение безопасных режимов несения службы на постах, маршрутах, контрольно-пропускных пунктах
    56. При планировании организации оповещения личного состава о возникновении ЧС разрабатывается схема оповещения с учетом возможностей технических средств дежурных частей органов внутренних дел и внутренних войск. Следует предусматривать использование возможностей соответствующих региональных, местных либо локальных государственных систем центрального оповещения.
    57. В целях защиты личного состава предусматривается использование коллективных средств радиационной и химической защиты.
    В разделе Плана должны быть указаны защитные сооружения гражданской обороны, стоящие на балансе органов внутренних дел, их вместимость, процент укрываемого личного состава, а также степень его защиты.
    Если на территории обслуживания находится предприятие, использующее в своем производстве сильнодействующие и ядовитые вещества, от которых имеющиеся системы воздухоснабжения (вентиляции) не обеспечивают необходимую степень безопасности укрываемых, дополнительно предусматриваются мероприятия по улучшению их защитных свойств.
    Кроме защитных сооружений, стоящих на балансе органов внутренних дел, в данном разделе плана отражаются имеющиеся защитные сооружения других ведомств, предприятий, учреждений и организаций, к которым приписан личный состав
    58. В Плане отражаются дополнительные меры обеспечения безопасности личного состава органов внутренних дел:
    накопление (или определение источников получения) материальных средств для оборудования КПП элементами усиления радиационной защиты;
    повышение герметизации помещений;
    строительство в непосредственной близости от них противорадиационных укрытий малой вместимости;
    использование бронетанковой и специальной автомобильной техники, обеспечивающей достаточную степень защиты при патрулировании на зараженных участках местности
    59. Особое внимание уделяется планированию мероприятий, связанных с осуществлением дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки личного состава и медицинских защитных мероприятий
    В этом разделе отражается обеспеченность органов внутренних дел приборами химической и радиационной разведки, средствами Дозиметрического контроля, а также содержатся сведения о количестве и составе разведывательных дозоров и наблюдательных химических постов.
    К плану прилагается справочная таблица, содержащая виды и характеристики отравляющих ядовитых веществ (биологических средств), Уровень их концентрации, опасный для жизни и здоровья, максимально Допустимое время нахождения на зараженной местности.
    60. В целях осуществления контроля за соблюдением безопасного режима деятельности личного состава предусматривается создание соответствующей группы для ведения журналов и иной документации по учету индивидуальных доз облучения (других поражающих факторов).

    До последнего времени четкого разделения понятий чрезвычайная ситуация (ЧС), чрезвычайное обстоятельство (ЧО) и чрезвычайное положение (ЧП) в российском законодательстве не существовало. Разнообразие терминов, которыми определяются экстремальные условия жизнедеятельности населения и функционирования органов государственной власти и управления, возникающие в результате действий социального характера (конфликты высокой интенсивности, акты терроризма, массовые беспорядки и др.), природных явлений (землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.), а также техногенных катастроф и аварий, само по себе говорит об их недостаточной упорядоченности. В законодательстве и в нормативных актах ведомственного характера наиболее распространенными терминами, помимо ЧС и ЧО, являются: «зона экологического бедствия», «чрезвычайные происшествия», «особые условия», «угроза безопасности» и пр. В международном праве используются такие понятия как «форс-мажорные обстоятельства» и «кризисная ситуация».

    Перечисленные термины описывают экстремальные, кризисные ситуации с помощью разноуровневых и различных по значению признаков. Так, с созданием в 1991 году Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в Положении об этой системе было впервые употреблено словосочетание «ЧС». С выходом в 1994 году Закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понятие ЧС было уточнено и трактовалось следующим образом: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Такая обстановка объективно усиливает потребность в четком, жестко регламентированном поведении и действиях, в том числе – мерах со стороны ПОО, направленных на преодоление и ликвидацию возникших отрицательных последствий ЧС. Речь идет о совместных мерах, предпринимаемых прежде всего федеральными органами государственной власти – МЧС, МВД, ФСБ, Министерством обороны, Генеральной прокуратурой во взаимодействии с региональными и местными органами исполнительной власти. Если принимаемыми мерами не удается ослабить и снять кризисную ситуацию, а угроза безопасности граждан остается или продолжает нарастать, то в целях нормализации обстановки может быть введен особый правовой режим, устанавливающий особые правила поведения граждан и особые условия деятельности органов власти и управления, в т.ч. и ПОО. В ст.1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» 2001 года сказано, что ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

    Сам термин «ЧП» обычно понимается в двух значениях: как «ситуация, которая возникает, складывается, изменяется» и «положение, которое может быть введено, продлено или отменено, т.е. положение-режим», т.е. не только как объективная, но и как субъективная категория. Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении» как социальные конфликты, так и бедствия, вызываемые природными, техногенными и биологическими факторами (эпидемии, эпизоотии) охватываются одним термином – «угроза безопасности». Однако, как очевидно, социальные конфликты и природные катаклизмы требуют различных подходов для их локализации: в первом случае преобладают правоохранительные меры - предупреждение, предотвращение и пресечение, во втором – меры экстренной помощи и спасения. Применительно к обстоятельствам социального характера в ведомственных нормативных документах чаще применяется термин «ЧО», однако правильнее было бы использовать термин «кризисные ситуации», «управление кризисными ситуациями», что в большей мере соответствует международной практике.

    Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, - это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению. Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

    В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией и характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

    Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

    Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

    Потери и ущерб

    Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

    Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

    Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

    Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

    Механическое воздействие

    При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

    Тепловое воздействие

    При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

    Радиационное воздействие

    Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

    Химическое воздействие

    Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

    Классификация чрезвычайных ситуаций

    По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на , и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

    На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

    По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

    Классификация ЧС по масштабам

    Класс (уровень) ЧС

    Пострадало, чел.

    Нарушены условия жизни, чел.

    Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

    Граница действия поражающих факторов в пределах

    Объективные (локальные)

    1 объекта

    Района, города, населенного пункта

    Территориальные

    Субъекта РФ

    Региональные

    Двух субъектов РФ

    Федеральные

    Более 5 000

    Более двух субъектов РФ

    Трансграничные

    За пределами РФ

    Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

    В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

    Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

    К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

    ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

    К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

    ЧС регионального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

    К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

    По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

    К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

    К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

    К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

    К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

    К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

    Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

    По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

    По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

    Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

    По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

    Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

    Основные причины возникновения ЧС:

    • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
    • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

    Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

    Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

    Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

    • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
    • период развития катастрофы;
    • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
    • период затухания;
    • период ликвидации последствий.

    В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.


    без применения чрезвычайных мер. Чрезвычайная ситуация обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Чрезвычайная ситуация, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайное положение это

    Таким образом, кризисная ситуация, в отличие от ЧС, — это ситуация, создаваемая людьми (их волей и желанием, порой – преступного характера). Под кризисами или кризисными ситуациями подразумеваются ситуации, источником возникновения которых служит социальный конфликт, и которые по своему масштабу угрожают суверенитету и основам конституционного строя государства, жизни и безопасности его граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, и требуют от общества и государства принятия энергичных, экстренных, чрезвычайных организационно-правовых мер по их устранению.

    Понятие чрезвычайной ситуации по российскому законодательству

    Среди ученых не сложилось однозначного представления о понятии «чрезвычайная ситуация».

    Вопросами чрезвычайных ситуаций в разное время занимались исследователи в области гражданской обороны и безопасности, социологии и иных дисциплин (Н. И. Ар-хипова, А. Г. Богданов, Н.

    Н. Брушлинский, Ю. Л. Воробьев, А.

    П. Зайцев, О. И. Иванов, В. В. Кульба, Н. И. Локтионов, С. М.

    Мягков, В. И. Осипов, Б.

    Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения

    чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Наступление чрезвычайных обстоятельств

    В Федеральном конституционном законе от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О положении» (с изм.

    на 07.03.2005) приводится более развернутый перечень обстоятельств, в соответствии с характером которых на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях может быть введено чрезвычайное положение. Это: А) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; Б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Вопрос 1. Понятие и виды обстоятельств, особых условий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Большое значение охрана общественного порядка и обеспечение безопасности приобретает в условиях обстоятельств.

    Чрез­вычайная обстановка, вызываемая природными, социальными, биологиче­скими, техногенными и другими явлениями, порой требует установления специального правового режима, в условиях которого приходится дейст­вовать органам государственной власти по поддержанию этого режима.

    Чрезвычайные обстоятельства

    Реагирование на чрезвычайные ситуации - совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям.

    НЕПРЕДВИДЕННЫЕ/ РАСХОДЫ - Издержки или доходы, влияющие на баланс прибылей и убытков компании, которые проистекают не из ее обычной деятельности и которые, если их не раскрыть, исказят среднюю тенденцию ее прибылей.

    Чрезвычайные обстоятельства

    события, которые могут возникнуть в служебно-боевой деятельности ПС РФ, явиться причиной неспровоцированного нарушения ГГ: несчастный случай, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, а также другие вынужденные причины. При Ч.о. вынужденное пересечение ГГ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды РФ, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, влет в воздушное пространство РФ не является нарушением правил пересечения ГГ.


    Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

    Смотреть что такое "Чрезвычайные обстоятельства" в других словарях:

      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА», СССР, Свердловская киностудия, 1980, цв., 78 мин. Производственная драма. Необходимость строительства нового завода это и есть те чрезвычайные обстоятельства, с которыми приходится бороться начальнику нефтяного… … Энциклопедия кино

      Чрезвычайные обстоятельства - (force majeure) см. Форс мажор … Экономико-математический словарь

      чрезвычайные обстоятельства - — Тематики защита информации EN emergency … Справочник технического переводчика

      чрезвычайные обстоятельства - Syn: случайность, непредвиденное обстоятельство … Тезаурус русской деловой лексики

      Чрезвычайные обстоятельства в деятельности архивов - 246. В целях настоящего Наставления под чрезвычайными обстоятельствами в деятельности архивов понимаются такие обстоятельства, при которых невозможно выполнение в полном объеме возложенных на архив задач в соответствии с требованиями настоящего… … Официальная терминология

      ФОРСМАЖОР/ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - (force majeure, франц.) Событие вне контроля любой из сторон, заключившей контракт (например, забастовка, мятеж, война, стихийное бедствие), которое в том случае, если контракт содержит статью о форсмажорных обстоятельствах, оправдывает при… … Словарь бизнес-терминов

      Обстоятельства, не зависящие от воли сторон, при наличии которых трудовой договор подлежит прекращению - трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе работника, ранее… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

      ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ Большой бухгалтерский словарь

      ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ФОРС-МАЖОРНЫЕ - чрезвычайные обстоятельства, которые являются непреодолимыми для фирмы контрагента и лишают ее возможности выполнить свои обязательства по договору (контракту). К Ф. м.о. относятся такие непредвиденные причины невыполнения контрактов, как… … Большой экономический словарь

      Обстоятельства Форс-Мажорные - чрезвычайные события, в результате которых становится невозможным выполнение обязательства по договору одной из сторон. К числу таких обстоятельств относятся: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары и др.), войны,… … Словарь бизнес-терминов

    Книги

    • Свой путь , Пелевин Виктор Олегович , Емец Дмитрий Александрович , Садловская Мария , У каждого человека - собственный путь и возможность выбирать между добром и злом, бескорыстием и выгодой, правдой и ложью. Героиня рассказа Марии Метлицкой поставлена в чрезвычайные… Категория: