Социальное обеспечение граждан. Право на социальное обеспечение по возрасту в российской федерации шитов михаил викторович
Определенной категории людей из государственного бюджета или других фондов. Помощь оказывается денежная или натуральная в виде лекарств, протезирования, проездных билетов, социального обслуживания и др. Существует определенный список событий в государстве и причин выплаты пособий, компенсаций, целью которых является выравнивание социального положения граждан.
Немного о правахЛюбой гражданин может заявить о выплате пенсии по старости, например, - это его право, и организация социального обеспечения обязана рассмотреть заявление в короткие сроки. Все жители России, в том числе иностранные подданные и лица без гражданства, находятся в равных условиях - для них предусмотрено социальное вознаграждение независимо от пола, происхождения, национальности, религиозной принадлежности согласно Конституции РФ. Например, пенсия по инвалидности бывшему работнику или семье погибшего должна быть на данный момент не меньше прожиточного минимума. Выплачиваются пособия по безработице, пособия многодетным семьям, хорошо поощряются матери при рождении 2-го и тем более 3-го ребенка. В социальное обеспечение входит поддержка материнства, отцовства. При назначении пособий учитываются индивидуальные обстоятельства: специфика работы, отдаленность местности, состояние здоровья человека, ситуация в стране.
Оно включает в себя содержание пожилых граждан и нетрудоспособных инвалидов в специальных интернатах, оказание им помощи на дому. Органы здравоохранения и просвещения задействованы в программе содержания и образования детей в детских домах, учреждениях культуры и др. Государственная помощь доступна инвалидам - для них существуют реабилитационные центры. Практически любой работник достоин санаторно-курортного оздоровления. Невозможно перечислить все виды обслуживания нуждающихся граждан. Например, Центры занятости предоставляют трудоспособным гражданам бесплатное обучение по той или иной специальности. Кроме того, им оплачивается проезд к месту учебы и обратно.
Программы социальной поддержкиВозможно, так было и раньше, но об этом мало кто знал. Социальное обеспечение людей, пострадавших от наводнений и пожаров, у нас вполне достойное. Им выплачиваются одноразовые пособия, строится жилье. Ни одно социально значимое событие в государстве не остается без внимания. Хорошее вознаграждение получают заслуженные работники культуры, здравоохранения и педагоги в свои профессиональные праздники. Чтобы привлечь молодых специалистов в село, им бесплатно выделяют жилье. Предоставляют ипотеку молодым семьям в городах.
Право участия в управлении делами государства
Общественные организации, которые представляют интересы граждан по вопросам защиты их прав, обсуждают социальное обеспечение всех слоев населения. Каждый гражданин может быть членом такого союза. Через них люди могут обратиться в любые государственные органы по вопросам индексации заработной платы, стипендии и т. п. Например, в Комиссии по управлению внутренними органами, Союз женщин, федерации детских организаций и различные политические партии. Уважаемые ветеранские сообщества постоянно решают вопросы, связанные с материальным положением пенсионеров и участников ВОВ.
Текст Ст. 39 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Комментарий к Ст. 39 Конституции Российской Федерации
1. В , результатом проведения которой должно стать создание условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда следует невозможность выявления, корректировки степени или уровня социальности государства. И если Конституция РФ содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом фундаменте построить здание, именуемое «правовым государством», то для формирования «социального государства» таких «кирпичиков» явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст. 22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.
Социальное обеспечение как комплекс общественных отношений — понятие собирательное, оно включает все возможные правомочия гражданина в этой сфере. Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в результате предоставления гражданам отдельных видов обеспечения (пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, различных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, предоставление им социальных услуг). Поэтому право на социальное обеспечение не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно лишь условно, в теоретическом плане, но не в практическом аспекте. Приведенный перечень рисков соответствует Конвенции МОТ «Минимальные нормы социального обеспечения» (1952), и положения ч. 1 ст. 39 должны быть отнесены к числу норм, регулирующих права и свободы человека и гражданина. В данном случае речь не идет о социальной защите (включая социальное обеспечение) в целом как комплексе вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Такой подход заложен и в положении Конституции об установлении федеральным законом минимального размера оплаты труда (хотя трудовое законодательство отнесено к совместному ведению).
Социальное обеспечение — одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории России, по общему правилу основано на ратифицированных международных и межправительственных договорах*(175).
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1) социал-демократической ориентации — с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2) неолиберальная — с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.
Центральный субъект социальной защиты — государство. Человек, нуждающийся в социальной защите одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основными формами социальной защиты являются:
законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
регулирование доходов и расходов населения;
социальное страхование;
социальное вспомоществование;
целевые социальные программы.
Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:
1) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов;
2) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
3) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.
2. Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с посл. изм. и доп.)*(176), граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию или передвижению, имеют право на социальное обслуживание.
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного*(177) и негосударственного секторов социального обслуживания. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*(178), функции по определению Перечня гарантированных государством социальных услуг переданы органам исполнительной власти субъектов РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территориях данных субъектов РФ.
Социальные пособия представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий, например:
по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.);
по беременности и родам;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
единовременное пособие по случаю рождения ребенка;
пособия гражданам, имеющим детей;
пособие по безработице;
пособие на погребение.
В настоящее время регулирование социальных пособий не упорядочено, состоит из множества законов и иных нормативных правовых актов. Законодательная практика свидетельствует о возможности кодификации норм, составляющих такой институт социальной защиты, как пособия. Так, в 1995 г. были кодифицированы нормы, регулирующие вопросы предоставления пособий беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, путем принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»*(179).
В настоящее время в России проводится реформирование системы пенсионного обеспечения в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры развития существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения*(180).
Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.
Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет.
Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников.
В последние годы праву социального обеспечения стало уделяться особо пристальное внимание как со стороны нормотворческих органов, так и в теоретических исследованиях. Объясняется этот повышенный интерес прежде всего резким снижением уровня жизни подавляющей части населения нашей страны, вызванным глубокими переменами в различных сферах жизни общества, - переменами, породившими, к сожалению, проблему социальной защиты граждан, а не только их социального обеспечения. Понятия социальной защиты и социального обеспечения не следует отождествлять. Социальная защита - более емкая и широкая категория, чем социальное обеспечение, которое является лишь ее частью, составным элементом. Проблема социальной защиты должна решаться с помощью всей правовой системы России, ибо одной из важнейших функций государства и права в целом является защита граждан] В свою очередь, защита, в том числе и социальная, осуществляется нормами различных отраслей, включая и право социального обеспечения, которое «берет на себя» лишь определенную часть всего комплекса мер и мероприятий в данной области, касающуюся только тех лиц, которые в силу сложившихся обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций утрачивают (или объективно еще не имеют возможности приобрести) источник средств к существованию (инвалиды, старики, дети и т. д.), и отсутствие либо недостаток этих средств ставит под угрозу их жизнь, как физиологическую, так и социальную.
Таким образом, когда говорят о социальном обеспечении, то речь идет главным образом о нетрудоспособных лицах, т. е. тех, кто не в состоянии обеспечить себя собственным трудом. Однако в ряде случаев обеспечению подлежат и трудоспособные граждане, такие как, например, безработные, переселенцы, беженцы; Поэтому субъектами-получателями социальных выплат и натуральных предоставлений правильнее будет считать нуждающихся лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации по обстоятельствам, как правило от них не зависящим. Нетрудоспособность же является одной из причин нуждаемости, наряду с такими, как безработица, болезнь, низкое материальное обеспечение и т. д. Учитывая изложенное, можно в целом определить предмет права социального обеспечения.
Главную (основную) группу регулируемыхэтой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые возникают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и гражданами (их семьями) по поводу предоставления последним денежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а натуральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализированных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т. д.). Вторую группу отношений составляют отношения по организации финансирования соответствующих мер и мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без последнего их существование становится беспредметным, бесцельным, третью группу отношений по социальному обеспечению образуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отношениями. Они возникают между:
Различными органами, на которые возложены задачи по организации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ;
Этими органами и гражданином, ибо последний, если он заявляет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установлена нормативно с целью проверки обоснованности его притязаний.
К процедурным отношениям близко примыкают и отношения процессуальные, т. е. отношения по урегулированию разногласий и споров, которые возникают между соответствующим органом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворении его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.
Метод правового регулирования социально-
обеспечительных отношении как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин наделяется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовлетворить требование гражданина; В силу этого метода стороны социально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобразное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин выступал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимости сторон, так как соответствующие органы созданы и существуют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.
Как и многие другие отрасли права, система права социального обеспечения включает в себя общую и особенную части. Однако спецификой внутрисистемного ее строения является то, что один из институтов права социального обеспечения -институт трудового (страхового) стажа - занимает как бы промежуточное между общей и особенной частями положение.
В общей части права социального обеспечения следует прежде всего выделить нормы-принципы, на которых оно основывается. Спецификой их формирования является то, что они не находят своего прямого текстуального закрепления и выводятся из содержания всей совокупности юридических норм, образующих эту отрасль. В отличие от этого, принципы отдельных правовых институтов текстуально закреплены в нормативных актах. Это касается принципов социального обслуживания и принципов обязательного социального страхования. Важное значение имеют нормы-дефиниции, закрепляющие в общей части основные понятия права социального обеспечения. В настоящее время свое нормативное закрепление получили понятия пенсий, трудового и страхового стажа и ряд других. Нормативные акты достаточно четко очерчивают крут субъектов социально-обеспечительных правоотношений, определяют действие юридических норм во времени, пространстве и по кругу лиц, взаимодействие норм международного права и национального законодательства о социальном обеспечении. В нормах особенной части закрепляются отдельные виды социального обеспечения, которые группируются в самостоятельные институты. Кроме того, в ней существует и такое внутриотраслевое образование, как подотрасль, каковой является пенсионное право.
В настоящее время в системе права социального обеспечения наряду с общими нормами можно выделить следующие наиболее важные структурные элементы:
1) пенсионное право, включающее в себя такие институты, как пенсии по возрасту; пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; установление пенсий, т. е. их назначение, перерасчет, индексация, а также конвертация (преобразование) ранее приобретенных прав; социальные пенсии; негосударственные пенсии;
2) институты социальных пособий;
3) институт трудового и страхового стажа;
4) институт компенсаций;
5) институт льгот;
6) институт социального обслуживания. Важным моментом для понимания сущности права социального обеспечения является вопрос о финансировании, т. е. о тех денежных средствах, с помощью которых проводятся в жизнь соответствующие мероприятия, поэтому мы еще раз обратимся к этому вопросу. Принято считать, что таковыми являются бюджетные ассигнования федерального и местного уровней. В финансировании мероприятий по социальному обеспечению участвуют также средства конкретных организаций, внебюджетных фондов. Внебюджетные средства формируются путем отчисления страховых взносов от начисленного заработка или полученного дохода физических лиц. Таким образом, эти средства изначально не являются государственными (общественными); они строго индивидуальны и зависят от величины заработка (дохода) граждан. Внебюджетные фонды обобществляют (аккумулируют) все эти средства и направляют их на цели социального обеспечения. Из сказанного следует, что это обеспечение финансируется за счет не только общественных (государственных), но и обобществленных средств. Исходя из изложенного, социальное обеспечение можно определить следующим образом.
Социальное обеспечение - это система мер и мероприятий, предназначенная для оказания помощи нуждающимся гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за счет государственных (общественных) и обобществленных средства. А право социального обеспечения - это отрасль права, регулирующая соответствующие общественные отношения.
Право социального обеспечения базируется на принципах гуманности, социальной справедливости, всеобщности, дифференциации уровня обеспечения и его видов, адресности социальной политики, преемственности поколений.
В соответствии с этими принципами социальное обеспечение решает задачи оказания помощи одним лицам и содержания за счет общественных (обобществленных) средств других. В тех случаях, когда государство считает, что то или иное лицо имеет определенные средства к жизни, но в силу сложившихся обстоятельств их недостаточно для нормального существования, то ему оказывается помощь. Если же, по мнению государства, лицо полностью лишается возможности к само обеспечению либо такой способности оно еще не приобрело и не в состоянии приобрести, ему предоставляется содержание в качестве вида социального обеспечения. Наиболее показательным примером содержания является социальное обслуживание беспризорных детей в приютах и детских домах, инвалидов и стариков - в домах для престарелых и инвалидов. Денежной формой содержания являются либо, во всяком случае, должны являться пенсии различных видов.
Слово «стаж» - французского происхождения и означает продолжительность деятельности человека в какой-либо сфере? Следовательно, если речь идет о трудовом стаже, то это - продолжительность трудовой деятельности гражданина, или, как еще указывается в литературе, «жизнь человека в труде». Такой позиции, собственно, придерживается и законодатель, определяя трудовой стаж как продолжительность периодов работы гражданина. Но, принимая во внимание, что в периоды трудовой деятельности ра ботник по различным причинам уважительного характера мог отвлекаться от исполнения своих трудовых обязанностей для исполнения иных обязанностей, не связанных с трудом, закон включает в трудовой стаж и периоды другой общественно-полезной деятельности 1 . В законодательстве выделяется четыре вида трудового стажа:
Общий трудовой стаж;
Специальный трудовой стаж, разновидностью которого является выслуга лет;
Непрерывный трудовой стаж;
Страховой стаж.
Последний вид стажа также является трудовым, так как включает в себя периоды работы гражданина. Свое название он получил в силу того, что в него включаются только такие периоды работы, в течение которых работником и (или) работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Общий трудовой стаж - это суммарная
продолжительность трудовой деятельности
независимо от ее характера, количества и длительности перерывов в ней, условий труда, природно-климатических особенностей, где она протекала. В общий трудовой стаж включаются, кроме того, периоды иной общественно-полезной деятельности, но уже на определенных условиях. Например, время ухода за ребенком включается в этот стаж лишь до достижения ребенком возраста полутора лет.
С принятием новых пенсионных законов роль общего трудового стажа заметно снизилась. Ранее он являлся ведущим условием для назначения всех видов трудовых пенсий, с учетом его продолжительности определялся их размер. Теперь эту функцию он выполняет лишь косвенно, опосредованно - через страховой стаж либо в совокупности с ним. Это значит, что самостоятельным правообразующим свойством при назначении трудовых пенсий он в настоящее время не обладает, а используется в качестве дополнительного к страховому стажу условия.
В качестве самостоятельного условия общий трудовой стаж применяется в исключительных случаях, например, при назначении государственных пенсий по возрасту лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Специальный трудовой стаж - это продолжительность не любой, а строго определенной в законе деятельности, как правило, связанной с особенностями профессий работников и условий выполнения трудовых функций (подземные работы, горячие цеха и др.), оказывающих вредное воздействие на организм человека и приводящих к его преждевременному износу, старению. В него также включаются периоды работы в организациях, расположенных в местностях Крайнего Севера.
Юридическое значение специального трудового стажа состоит в том, что он является дополнительным условием для назначения досрочных трудовых пенсий по возрасту и основанием, порождающим право на пенсию за выслугу лет. В последнем случае специальный стаж приобретает форму выслуги лет, которая применяется для исчисления стажа государственной службы, службы военнослужащих и приравненных к ним по условиям пенсионирования лиц.
В отличие от общего, специальный стаж исчисляется не только календарно (месяц работы = месяцу стажа), но и в льготном порядке, т. е. когда определенный календарный период службы засчитывается в стаж в повышенном размере (например, месяц службы = двум месяцам выслуги лет).
Непрерывный трудовой стаж - продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии; (учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Продолжительность непрерывного трудового стажа влияет только на размер пособия по временной нетрудоспособности. Помимо непосредственной трудовой деятельности в этот стаж включаются периоды: военной службы, исполнения обязанностей депутата Государственной Думы и ухода за ребенком в возрасте до трех лет.
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулируется правилами, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. Сроки сохранения непрерывного трудового стажа после увольнения с последующим поступлением на работу зависят от основания увольнения. Например, после увольнения по собственному желанию по уважительной причине лицо должно поступить на работу в течение месяца. В противном случае трудовой стаж прерывается, а если увольнение не было вызвано уважительными причинами, то стаж сохраняется лишь в течение трех календарных недель.
Термин «страховой стаж» впервые был упомянут в Федеральном законе от 1 апреля1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» 1 . Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно-полезной деятельности: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе; период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства и некоторые другие (ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2).
В настоящее время страховой стаж является ведущим видом стажа, так как именно от его наличия зависит право на трудовые пенсии и пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения. Если такой стаж у гражданина отсутствует, то у него возникает лишь право на социальную пенсию, размер которой значительно ниже других видов пенсий.
Пенсионное обеспечение составляет основусоциального обеспечения в нашей стране.
Пенсия (в самом общем ее понимании) -это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
С 1 января 2002 г. вступили в действие два федеральных закона, предусматривающие соответственно два основных вида пенсионного обеспечения: государственное и накопительное – трудовое. Это уже упоминавшиеся выше законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка/дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастрофу случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Исходя из приведенного определения, пенсии по государственному пенсионному обеспечению бывают следующих видов:
Пенсии за выслугу лет;
Пенсии по возрасту (или пенсии по старости);
Пенсии по инвалидности;
Социальные пенсии.
Из перечисленных видов усматриваются основания пенсионного обеспечения, которые следует отличать от его условий. Основания пенсионного обеспечения - это такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение субъективного права на пенсию определенного вида (достижение возраста, признание лица инвалидом и т. П.Д. Условия же сами по себе, в отрыве от оснований правообразующим свойством не обладают; они лишь уточняют это право (к примеру, если речь идет о возрасте, то в сторону снижения или увеличения). Так, условием права на трудовую пенсию по возрасту является наличие не менее пяти лет страхового стажа. Если такой стаж у гражданина имеется, то право на пенсию у него возникает при достижении 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин), а если этот стаж менее пяти лет, то право на данный вид пенсии у него возникнет лишь по достижении 65 или 60 лет соответствен но. Условия также влияют на размер пенсии. Например, кадровый военнослужащий имеет право на пенсию за выслугу лет, если он отслужил в армии не менее 20 лет. При такой выслуге размер его пенсии будет составлять 55 % от денежного содержания. Если же он отслужил более 20 лет, то за каждый год сверх этого размер его пенсии будет возрастать на 3 %.
Трудовая пенсия - это ежемесячная де-нежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании указанного закона устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
· трудовая пенсия по возрасту (трудовая пенсия по старости);
· трудовая пенсия по инвалидности;
· трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по возрасту и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовая, страховая, накопительная.
Размеры пенсий либо устанавливаются в твердо фиксированной денежной сумме, либо исчисляются. Как правило, в фиксированной сумме устанавливается базовая часть трудовых пенсий. В процентном к ней соотношении (от 150 до 300 %) определяется размер пенсии по инвалидности военнослужащим и другим категориям граждан. Размеры этих пенсий увеличиваются в зависимости от необходимости ухода за пенсионером, от количества лиц, находящихся на его иждивении.
Страховая и накопительная части трудовых пенсий исчисляются по достаточно сложным формулам, причем различным для этих частей. Кроме того, данные формулы (правила) дифференцируются также в зависимости от вида пенсий.
Размеры пенсий кадровым военнослужащим определяются по общим существовавшим до 2002 г. правилам и ставятся в прямую зависимость (если, к примеру, речь идет о пенсии за выслугу лет) от продолжительности выслуги лет и размера денежного довольствия. Такие пенсии составляют при выслуге в 20 лет 55 % этого довольствия и увеличиваются за выслугу сверх нормы на 1 % или 3 % и могут достигать 75 % или даже 85 % суммы денежного довольствия.
Финансовый источник выплаты трудовых пенсий отличается от источника выплаты пенсий по государственному социальному обеспечению. Государство по-прежнему гарантирует выплату лишь базовой части пенсий каждому, имеющему хотя бы пять лет страхового стажа. В перспективе базовая пенсия должна сравняться с прожиточным минимумом пенсионера. Что же касается размера основной части трудовой пенсии, именуемой страховой, то он зависит от размера накопительной части пенсии. Последняя образуется в основном за счет страховых взносов, которые обязательно должны перечисляться в Пенсионный фонд РФ. В противном случае пополнения накопительного элемента не будет. Соответственно уменьшается и размер будущей пенсии в целом.
Ведущим видом пенсионного обеспечения являются пенсии по возрасту. Закон их именует пенсиями по старости, но этот термин не совсем удачен, поскольку старость -категория относительная и наступает у различных граждан в разные периоды их жизни. Закон же устанавливает общее и единое основание для всех - достижение, по общему правилу, возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин). Ведущим данный вид пенсии является не только по числу пенсионеров этой категории, но и в связи с тем, что размер пенсий по возрасту служит своеобразной базой для исчисления размеров иных видов пенсий. Главной особенностью пенсий по возрасту является то, что они назначаются пожизненно. Все иные виды пенсий устанавливаются на определенный срок или на срок, определенный относительно. Например, пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который установлена сама инвалидность гражданина (как правило, это один или два года), пенсия за выслугу лет - до тех пор, пока гражданин не работает в должности, с которой он ушел на пенсию.
По системе государственного пенсионного обеспечения пенсии по возрасту назначаются лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и других радиационных или техногенных катастроф, с уменьшением требований к возрасту на 5-10 лет или условии, что у них имеется трудовой стаж продолжительностью не менее пяти лет. По этой же системе назначаются социальные пенсии по возрасту тем, кто не имеет трудового (страхового) стажа 5 и более лет, если они достигли возраста 65 лет(мужчины) и 60 лет (женщины). Все остальные пенсии по возрасту являются трудовыми. По общему правилу, они устанавливаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам - 55 лет при условии, что они имеют страховой стаж 5 и более лет. Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для такого пенсионирования являются:
Особый характер труда (например, авиаторы, водители городского общественного транспорта и др.);
Физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению);
Условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);
Географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
Осуществление материнских функций (женщины, родившие и воспитавшие пятерых и более детей до восьмилетнего возраста).
Эти основания закреплены в ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Особенностью досрочного пенсионного обеспечения является то, что для каждой категории перечисленных в указанных статьях лиц устанавливаются специальные, отличные от других условия.
Размер пенсий по возрасту определяется суммой базовой, страховой и накопительной ее частей.
Пенсия за выслугу лет назначается лицам,
выполнявшим работу определенного рода,
которая, по мнению законодателя, приводит к утрате их профессиональной трудоспособности, если они проработали в соответствующих должностях установленное количество лет. Это - пенсия за службу, отсюда и происходит ее название. Как правило, она назначается независимо от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила делаются исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе - от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, то он подлежит увольнению, но далеко не каждый имеет на этот момент выслугу требуемой продолжительности (15, 20, 25 лет). В таких ситуациях закон также предоставляет право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями: достижение установленного возраста, наличие выслуги лет не менее 50 % общеустановленной и общего трудового или страхового стажа. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач. В настоящее время правом на пенсию за выслугу лет пользуются:
а) государственные и муниципальные служащие;
б) военнослужащие и приравненные к ним по вопросам пенсионирования служащие других ведомств, главным образом военизированных (МВД, ФСБ и др.), а также работники органов прокуратуры;
в) судьи судов Российской Федерации, хотя их пенсионное
обеспечение носит несколько иное название - пожизненное де
нежное содержание.
Пенсии по инвалидности назначаются лицам, признанным в установленном порядке
инвалидами, т. е. гражданам, имеющим
стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства социальной защиты населения РФ.
Для целей пенсионного обеспечения имеет значение не только факт установления инвалидности, но и вызванное, обусловленное ею ограничение способности человека к занятию трудовой деятельностью, которое может иметь три степени (ранее - группы инвалидности). Самой тяжелой для человека является инвалидность с Ш степенью утраты трудоспособности, при установлении которой признается, что он полностью утрачивает способность к занятию трудовой деятельностью. При установлении II степени считается, что гражданин может продолжать работать, но лишь в определенных профессиях и при создании специально приспособленных условий труда. I степень приводит к незначительным ограничениям способностей человека к занятию трудовой деятельностью. Установленная степень инвалидности влияет непосредственно на размер пенсии и в первую очередь на ее базовую часть. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о трудовых пенсиях она устанавливается в сле дующих суммах: при III степени - 900 рублей, при II - 450 рублей, при I - 225 рублей в месяц. Для военнослужащих по призыву размер пенсий по инвалидности определяется несколько иначе. За основу берется базовая часть пенсии по возрасту; по общему правилу, это 450 рублей в месяц. Затем эта сумма умножается для III степени на 300 %, для II - на 250 % и для I - на 175 %.
Для кадровых военнослужащих сохранен прежний порядок исчисления пенсий по инвалидности. Он зависит от причины инвалидности: военная травма, т. е. ранение, контузия, увечье, полученные при защите Родины, иное заболевание, не связанное с исполнением обязанностей военной службы, и группы инвалидности.
Размеры пенсий по инвалидности не делятся на базовую, страховую и накопительную части, за исключением трудовых пенсий, но размеры последних, в свою очередь, не зависят от причин инвалидности, таких как трудовое увечье, профессиональное или общее заболевание.
Пенсии по случаю потери кормильца занимают своеобразное положение в системе пенсионного обеспечения: их нельзя отнести к числу трудовых, поскольку право на их получение имеют лишь, по общему правилу, нетрудоспособные члены семьи, но и рассматривать их как сугубо социальные также нельзя, ибо размер пенсии, а тем более ее базовой части, ставится в зависимость от суммы расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, соизмеримого с суммой его страховых отчислений в Пенсионный фонд.
Особенностью пенсий этого вида является их производный от пенсий по возрасту и инвалидности характер, ибо их размер зависит от того, на какой вид пенсии мог рассчитывать на момент смерти кормилец.
Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке.
Условиями, необходимыми для установления пенсии по случаю потери кормильца, являются следующие:
Состояние в родстве с умершим;
Нахождение на его иждивении, т. е. получение при жизни от кормильца всех средств к существованию (полное содержание) либо получение от него такой помощи, которая была постоянным и основным источником средств к существованию;
Нетрудоспособность тех членов семьи, которые претендуют
на пенсию.
Это - общие условия для назначения пенсий по случаю потери кормильца, но они могут быть либо дополнены другими, либо, напротив, исключены из числа обязательных. Так, например, один из родителей или супруг, брат, сестра умершего кормильца, занятые уходом за его детьми, внуками имеют право на пенсию при условии, что они не работают; его родители или супруг - при условии, что они достигли общеустановленного 60 или 55-летнего пенсионного возраста или являются инвалидами. Это дополнительные требования для назначения пенсии. Исключением из общих условий является необязательное нахождение на иждивении тех лиц, которые заняты, например, уходом за несовершеннолетними детьми кормильца, для родителей погибшего военнослужащего по призыву и т. д.
Все родственники умершего кормильца (дети, братья, сестры, внуки, внучки, родители, дедушки и бабушки), приравненные к ним, а также иные лица (усыновители, усыновленные, супруг, отчим, мачеха) в зависимости от степени родства и предполагаемого уровня нуждаемости разбиты по условиям пенсионирования на четыре группы, для каждой из которых устанавливается свой «набор» условий. Например, дедушка и бабушка имеют право на пенсию при достижении ими возраста 60 и 55 лет соответственно при условии, что они являются инвалидами и не имеют в составе своей семьи лиц, обязанных их содержать по закону; для назначения пенсии отчиму и мачехе помимо общих условий необходимо, чтобы они содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет, и т. д.
Нетрудоспособными признаются:
Лица, достигшие 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин);
Инвалиды, имеющие ограничения к трудовой деятельности одной из трех степеней;
Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте до 18 лет (учащиеся по очной форме обучения - до 23 лет либо до окончания соответствующего обучения, лица, пострадавшие от чернобыльской катастрофы - до 25 лет).
На всю семью назначается одна общая пенсия, но каждый из членов семьи, имеющих право на пенсию, вправе требовать выдела из нее своей доли.
Размер общей пенсии и пенсий отдельным членам семьи зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец (например, военнослужащий по призыву или пострадавший от радиационной катастрофы), от источника финансирования (являются ли им бюджетные ассигнования или страховые взносы) и других обстоятельств.
Если речь идет о пенсиях по системе государственного пенсионного обеспечения, то их размер определяется в процентном отношении (от 150 до 250 %) к базовой части пенсии по возрасту. Если же определяется размер трудовой пенсии, то он является результатом сложения базовой и страховой ее частей. Размер базовой части определяется в твердой денежной сумме в зависимости от категории лица, претендующего на пенсию, а страховая часть исчисляется по специальной формуле с учетом страховых накоплений умершего кормильца.
Право на социальные пенсии закрепленост. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Такое название имеет несколько условное значение, так как любые платежи в сфере социального обеспечения являются социальными. Они названы так для того, чтобы была возможность отграничить их от пенсий, которые назначаются гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно-полезной деятельностью. Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Закон выделяет три категории таких граждан:
1) инвалиды с ограничением способности к труду III, II или I степени (в том числе инвалиды с детства), если они не имеют права на трудовую пенсию, дети-инвалиды, а также инвалиды, хотя и имеющие соответствующий трудовой или страховой стаж, который давал бы им право на трудовую или государственную пенсию, но получившие инвалидность в связи с совершением ими умышленного преступления или в результате умышленного причинения вреда своему здоровью;
2) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, в том числе дети умершей одинокой матери, если они не имеют права на трудовую пенсию по случаю потери кормильца;
3) лица, достигшие общеустановленного 60- и 55-летнего пенсионного возраста (для малочисленных народностей Севера -возраста 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно), если они не имеют права на пенсию по возрасту. Размеры этих пенсий не велики и по этому признаку социальные пенсии в большей степени можно отнести к числу пособий. Они колеблются от 385 до 900 рублей в месяц и исчисляются в процентном отношении (от 85 до 100 %) к базовой части пенсии по возрасту или инвалидности. Кроме того, закон устанавливает их минимальные пределы.
Относительно новым способом пенсионного «,...« „«„„„т. обеспечения являются пенсии, выплачиваемые гражданам из негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» 1 . На 1 января 2000 г. такие фонды существовали в 49 субъектах РФ, их участниками являлись около 2 млн. человек, а пенсии из них получали около 200 тыс. человек. Размер пенсий в среднем составлял около 30 % назначенных государственных пенсий. Эти цифры свидетельствуют, что данная система пенсионного обеспечения достаточно перспективна. Однако ее нормальное функционирование возможно лишь при условии, что будут обеспечены надежные государственные гарантии ее стабильности.
Основанием негосударственного пенсионного обеспечения является трехсторонний договор между негосударственным пенсионным фондом, вкладчиком (т. е. физическим или юридическим лицом, осуществляющим платежи в денежной или натуральной форме в пользу участника) и участником (т. е. гражданином или семьей - получателями негосударственной пенсии). Вкладчиком может быть и сам участник; в этом случае договор является двухсторонним. Все условия пенсионного обеспечения, в том числе основания и виды пенсий, условия, размеры и порядок их выплаты, определяются заключенным договором. Эти положения, как правило, указываются в пенсионных схемах, разрабатываемых фондом, к которым вкладчик (участник) присоединяется в полном объеме, либо в которые по договоренности сторон вносятся определенные коррективы.
Негосударственные пенсионные фонды - это некоммерческие организации, которые должны иметь лицензию на занятие соответствующей деятельностью и быть зарегистрированы в установленном порядке. В целях контроля за деятельностью этих организаций в их структуре создается попечительский совет. Внешний же контроль осуществляют специальные государственные органы - инспекции негосударственных пенсионных фондов.
Пособия занимают по своей значимости второе после пенсий место в системе права социального обеспечения. С пенсиями их объединяет многое: денежная форма, периодичность выплаты, основания предоставления, но также многое и отличает. Например, пособия могут выплачиваться в полной сумме единовременно, эпизодически, они могут назначаться по другим основаниям, к примеру, деторождение, необходимость санаторно-курортного лечения и др. Главная же особенность рассматриваемых видов денежных выплат состоит в том, что если пенсии устанавливаются с целью содержания гражданина, то пособия - для оказания ему разовой либо временной помощи.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (ежемесячно) или единовременно с целью оказания им помощи в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством. Пособия имеют много разновидностей, часть из которых сгруппирована в два основных института, состоящих из ряда субинститутов. Это институт пособий по государственному социальному страхованию, который закреплен одноименным Положением от 12 ноября 1984 г. 1 , и институт государственных пособий гражданам, имеющим детей, основные положения которого закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 2 .
В институте пособий по государственному
социальному страхованию выделяется субститут пособий по временной нетрудоспособности. Основаниями предоставления пособии по временной нетрудоспособности являются: заболевание или травма, полученная на работе или в быту;
санаторно-курортное лечение;
необходимость ухода за больным членом семьи;
карантин;
необходимость протезирования;
временный перевод на другую работу по состоянию здоровья;
искусственное прерывание беременности.
Во всех этих случаях работник освобождается от исполнения трудовых обязанностей, и на этот период ему выдается лечащим врачом листок временной нетрудоспособности.
Размер пособия зависит от среднего заработка работника и от продолжительности его непрерывного трудового стажа. При непрерывном стаже до пяти лет размер пособия составляет 60 % суммы заработка, от пяти до восьми лет - 80 % и свыше восьми лет -100 %. Это общее правило, из которого сделаны исключения для некоторых работников. Например, в размере 100 % от заработка, независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, это пособие выплачивается работникам, имеющим на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей, лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и др.
Упоминавшимся Положением от 12 ноября 1984 г. установлены и другие пособия по государственному социальному страхованию, в частности:
Пособие по беременности и родам;
Пособие при рождении ребенка;
Пособие на погребение.
Однако аналогичные виды пособий предусмотрены и иными нормативными актами, в том числе названным выше Федеральным законом от 19 мая 1995 г., Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» 1 . Чтобы определить, каким из указанных нормативных актов следует руководствоваться в конкретной ситуации, необходимо прежде всего установить статус получателя пособия. Если таковым является застрахованное лицо, то применению подлежит (в части, не противоречащей названным федеральным законам) Положение от 12 ноября 1984 г. Если же лицо не подлежало государственному социальному страхованию, то должны применяться только указанные законы.
Пособия гражданам, имеющим детей, могут быть следующих видов:
а) пособие по беременности и родам; б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (300 руб.);
в) единовременное пособие при рождении ребенка (4 500 руб.);
г) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (500 руб. в месяц независимо от количества детей);
д) ежемесячное пособие на ребенка (до достижения им возраста шестнадцати лет 1) (70 руб. в месяц на каждого ребенка).
Пособие по беременности и родам работающим или служащим, в том числе по контракту, женщинам выплачивается за период предоставляемого им отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. В случае многоплодной беременности дородовой отпуск составляет восемьдесят четыре календарных дня. Послеродовой отпуск при осложненных родах увеличивается до 86 дней, а при рождении двух и более детей - до ПО дней. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Размер пособия работающим (служащим) женщинам равен их среднему заработку или денежному довольствию. Правом на этот вид пособия обладают также студентки очной формы обучения; размер их пособия равен установленной стипендии. Правом на получение пособия по беременности и родам обладают также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными. Размер пособия в этом случае составляет 300 рублей в месяц.
Размеры остальных пособий гражданам, имеющим детей, устанавливаются законом в твердой сумме (см. выше).
В местностях, где действуют районные коэффициенты, размеры пособий увеличиваются с учетом этих коэффициентов.
В связи с появлением в нашей стране безработицы в конце 80-х - начале 90-х годов
XX века государством начали приниматься меры по нейтрализации ее отрицательных последствий. С этой целью, в частности, был принят Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» 2 . Этим законом была закреплена система мер по оказанию содействия незанятому населению, в том числе предусмотрена выплата пособия по безработице.
Названным законом определена продолжительность (12 календарных месяцев), в том числе суммарная (18 месяцев), выплаты этого пособия и его размеры. Последние дифференцируются в зависимости от этапов. По общему правилу, на первом этапе продолжительностью в три месяца размер пособия составляет 75 % заработка, который гражданин получал до признания его безработным, на втором (четыре месяца) - 60 % и на последнем - 45 % заработка.
Помимо рассмотренных, действующее законодательство закрепляет и ряд других единовременных и периодических пособий, например единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека, пособие гражданам, привлеченным к борьбе с терроризмом и т. д. Номенклатура этих пособий постоянно меняется и зависит от определенных условий и обстоятельств, в которых государство считает себя обязанным оказывать материальную помощь гражданам. Следовательно, для того чтобы составить представление о том, какие пособия существуют, об их размерах, условиях и порядке получения, нужно всякий раз обращаться к изучению специальных нормативных актов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое право социального обеспечения? Каковы его принципы и задачи? Как соотносятся понятия «социальное обеспечение» и «социальная защита»? Охарактеризуйте предмет, метод и систему права социального обеспечения.
2. Что такое трудовой стаж и каково его значение? Назовите виды трудового стажа и охарактеризуйте каждый из них (понятие, особенности, юридическое значение).
3. Дайте понятие пенсии и назовите основные виды пенсионного обеспечения в нашей стране. Дайте общую характеристику государственного и накопительного трудового пенсионного обеспечения (понятие и виды пенсий, основания их назначения, состав, источник выплаты).
4. Расскажите о пенсиях по возрасту. Каковы основание и условия их назначения? Что такое досрочные пенсии и в каких случаях они назначаются?
5. Что такое пенсия за выслугу лет? Кому и при каких условиях она назначается?
6. Расскажите о пенсиях по инвалидности.
7. Назовите основания и опишите порядок назначения пенсий по случаю потери кормильца. Кто имеет право на их получение?
8. В чем состоит особенность социальных пенсий? Для кого они предназначены? Дайте общую характеристику негосударственного пенсионного обеспечения.
9. Что такое социальное пособие? Что общего и в чем разница между пособиями и пенсиями? Расскажите о пособии по временной нетрудоспособности.
10. Перечислите виды пособий гражданам, имеющим детей. Укажите их размеры.
11. Что такое пособие по безработице и как определяется его размер?
Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.
Что такое право на социальное обеспечение?
Социальное обеспечение - это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.
Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.
Согласно закону
Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:
- Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
- Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
- Студенты и малолетние дети, сироты.
- Малоимущие и безработные.
- Инвалиды.
- Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
- Доноры.
Помощь семьям
В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:
- Разовая выплата при рождении ребенка.
- Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
- Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.
Защита детей-сирот
С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:
- Бесплатное образование.
- Повышенные стипендии.
- Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
- Путевки на базы отдыха.
- Жилую площадь вне очереди.
- Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.
Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.
Защита прав пенсионеров
Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.
Безработные и малоимущие
Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.
Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.
Нетрудоспособные граждане
Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.
Военнослужащие
Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.
Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.
Ветераны Великой Отечественной войны
Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.
Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:
- Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
- Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
- Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
- Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.
Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.
Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны - имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.
Сдавать кровь выгодно
Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.
Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.
Кому полагается дополнительная премия
Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:
- Ликвидаторы, инвалиды аварии на ЧАЭС.
- Люди, победившие лучевую болезнь.
- Дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС.
- Граждане, которые работают в подразделениях особого риска.
- А также люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.
Имеют право
Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение - самая важная конституционная форма защиты населения.
Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.
Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.
К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.
Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.
Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 10 страниц.
1. Понятие государственного социального обеспечения
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.
В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле под государственным социальным обеспечением подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.
Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью – в настоящий период времени одна из важнейших задач социального обеспечения.
2. Роль социального обеспечения в социальной работе
В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Социальное обеспечение – это государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.
Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:
Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.
В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Основными видами социального обеспечения являются:
Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
Профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.
Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.
Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.
Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.
В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).
Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.
Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.
Особое место в системе социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.
- Как приготовить классические вареники с творогом
- Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
- Отечественной войны 2 степени
- День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
- Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха