Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Медицинская помощь лицам бомж. Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий

    Медицинская помощь лицам бомж. Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий
    Оценка: 5 александр 2019-01-06 я бомж мне не где жить мать выгнала из дома администрация не дает жилье я инвалид 2 группы выход только один бомжевать в москве больше не где Оценка: 5 александр 2019-01-06 я инвалид 2 группы прописка сейчас не имеет значение я бомж с пропиской но без жилья мать выгоняет меня что делать я еду в москву бомжевать жд вокзал есть решение суда дело 2-8428/2016 отвечик администрация г оренбугра истец александр михайлюк тоесть я Оценка: 4 Гвоздев Валентин Александрович 2017-12-08 Ищу своего племянника Гвоздева Владимира Вениаминович, 1977 года рождения, уроженца Республики Марий Эл. Уехал на заработки в Москву в сентябре 2016 года и через 3 месяца перестал выходить на связь. Есть сведения, что он остался без документов и стал лицом без определенного места жительства. Его мать утверждает, что её сын находится или находился в вашем Центре. Посмотрите, пожалуйста, значится ли в списках посещений данный товарищ. Мать его уже хотела сама ехать к вам в Москву, но болеет. А я живу далеко, на Сахалине, и тоже нет возможности. С уважением В.А.Гвоздев. Оценка: 4 БомжАркадий 2014-04-26 Я - постоялец различных социальных гостиниц и эта на мой взгляд самая лучшая! Я попал туда случайно, меня туда привели сотрудники Полиции, когда я в изрядном подпитии вёл себя на улицах неадекватно. Меня там (как и везде) помыли. Мыли долго, но отмыли. Меня от удивления даже прошиб понос, но за мной убрали. Мне пытались восстановить документы, но не смогли, т.к. я не помню своей фамилии, а фотографировать меня на паспорт в таком виде они не решились. Пожил я там недельку и ушёл, в своей среде приятнее. Спасибо им, что помыли, я уже 2 недели ощущаю себя в необычной чистоте и свежести, хотя моя одежда совсем не чиста.

    В настоящее время накоплен достаточно большой опыт оказания практической помощи людям без определенного места жительства. Однако многие нерешенные проблемы способствуют воспроизводству бездомности как социальной патологии в современной российской действительности.

    К бездомным требуется особый подход. Не каждый специалист может работать с данной категорией людей. От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая им элементарные услуги.

    Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная, кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице.

    Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства РФ «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (октябрь 1993 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации. Действуют специальные «телефоны доверия». Создаются и функционируют специальные социальные учреждения.

    В данное время выделяют две основные системы помощи лицам без определенного места жительства.

      государственная система помощи

      негосударственная система помощи

    Государственная система помощи

    Важнейшей системой помощи лицам без определенного места жительства является практическая социальная работа с бездомными. Она должна быть ориентирована на профилактику трудных жизненных ситуаций, на реабилитацию и адаптацию этих групп к условиям жизнедеятельности. Социальная работа с данной категорией предполагает широкий комплекс технологий, который включает:

    – социальную диагностику–комплексный процесс исследования бездомности как социальной патологии с целью изучения причин, характеризующих это явление применительно к конкретной территории или личности;

    – психолого-социальное консультирование–оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем;

    – социальную терапию–целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений, препятствующих адаптации бездомных);

    – социальную реабилитацию–процесс, направленный на восстановление способностей бездомного человека к жизнедеятельности в социальной среде, предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях в глазах общества;

    – социальное обеспечение–система оказания социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи;

    – социальный контроль–механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера. В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами;

    – социальную профилактику–совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления;

    Одним из самых ключевых направлений в социальной работе с бездомными является реабилитационная деятельность, которая, в первую очередь, направлена на восстановление правового и социального положения бездомных. Процесс социальной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда .

    Социальная реабилитация как комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий должна быть направлена на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих.

    Система реабилитации должна включать в себя и ряд профилактических мероприятий, которые направлены на снятие причин факторов, которые могут вызывать те или иные социальные риски или социальные патологии. Например, целесообразно проводить общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бедности и бездомности, распространять информацию о бездомных для организации помощи им на основе гражданских инициатив.

    Необходимо учитывать, что бездомные представляют собой неоднородную группу, что предполагает различные подходы к их социально-трудовой адаптации. Это вопросы не только трудоустройства, содействия в получении жилья, направлений в стационары для лечения, но и различные формы социально-психологической помощи с учетом возраста и пола лиц без определенного места жительства. Психологическая поддержка может осуществляться в рамках индивидуальных консультаций и бесед для преодоления состояний депрессии, пассивности, отчужденности и неверия в возможность изменить свою судьбу. Информационные консультации должны быть направлены на предоставление нуждающимся сведений о наличии вакантных мест и возможностей трудоустройства в различных регионах России.

    Также для оказания помощи бездомным, государство создает центры временного размещения бездомных – учреждения для размещения бездомных на период ресоциализации.

    Основные типы центров временного размещения:

    – дом ночного пребывания (ночлежка);

    – социальная гостиница;

    – центр социальной адаптации;

    – центр медико-социального ухода;

    Дом ночного пребывания (ночлежка) – социальное учреждение, предназначенное для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий. Дома ночного пребывания создаются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Понятие введено в законодательство РФ в 1993 году .

    В задачи дома ночного пребывания входят:

    – обеспечение временного проживания бездомных граждан, создание условий для самостоятельного преодоления ими критической жизненной ситуации;

    – организация социального ухода и наблюдения за бездомными престарелыми гражданами и инвалидами, оказание первой медицинской помощи, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;

    – содействие в защите прав и законных интересов бездомных граждан, предусмотренных действующим законодательством.

    Приют - благотворительное учреждение для одиноких стариков, сирот, бездомных.

    В задачи социального приюта входят:

    – предоставление одноразового питания и ночлега лицам, утративших прописку и жилье;

    – оказание первой доврачебной помощи.

    Социальная гостиница предназначена для предоставления временных жилищно-бытовых условий нормальной жизнедеятельности различным категориям граждан, в том числе семьям с детьми, пережившим физическое и морально-психологическое насилие, находящимся в критической жизненной ситуации, пострадавшим от стихийных бедствий и т.п. . Центр социальной адаптации - учреждение социального обслуживания, предназначенное для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам без определенного места жительства и занятий и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Оказывает содействие в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий к условиям жизни в обществе

    Центр медико-социального ухода - специализированный центр, предназначенный для временного размещения бездомных, которые страдают заболеваниями, не требующими стационарного лечения (находящимися на стадии, не требующей стационарного лечения), но не позволяющими по соображениям эпидемической безопасности и (или) этическим соображениям размещать их вместе с бездомными, не страдающими этими заболеваниями. Центры медико-социального ухода могут создаваться в виде ночлежек, приютов, социальных гостиниц, центров социальной адаптации или иметь функциональные отделения, соответствующие указанным видам по своему назначению. В центрах медико-социального ухода, кроме того, должны быть предусмотрены условия для оказания необходимой медицинской помощи.

    Можно сказать, что существующая государственная система профилактики бездомности и социальной помощи бездомным не соответствует масштабам и природе проблемы и, судя по темпу и характеристикам развития этой системы, не предполагает заметной эффективности.

    Показателем эффективности системы социальной адаптации бездомных является возможность реализации бездомными своих политических, экономических (в том числе трудовых), культурных, социальных, семейных и иных прав и свобод.

    Низкая эффективность государственных и муниципальных систем социальной помощи бездомным объясняется, тем, что данные системы помощи не учитывают особенности бездомных (демографических, психологических и т.п.). Например, несмотря на государственные гарантии поддержки семьи, в России нет учреждений для бездомных, где семья, потерявшая жилье, могла бы проживать совместно. Бездомная семья, не имеющая возможности неофициально снимать жилье либо жить (ночевать) у родственников или знакомых, вынуждена будет разойтись по разным учреждениям. Взрослые, возможно, смогут устроиться в приюты или ночлежки, ребенок, скорее всего, попадет в детское учреждение интернатного типа.

    Негосударственная система помощи

    Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала негосударственных организаций (далее по тексту НГО) по профилактике бездомности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

    Самым существенным в позитивной практике сотрудничества негосударственных организаций и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

    Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае негосударственные организации вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

    Безусловно, в ситуации жесткой нехватки бюджетного финансирования находится вся социальная сфера страны. Но если государство, включая местное самоуправление, признает формирование гражданского общества приоритетом дальнейшего развития страны, оно будет изыскивать и найдет резервы финансового обеспечения наиболее значимых инициатив негосударственных организаций.

    Сегодня можно констатировать, что органы власти ряда регионов России с пониманием относятся к этой проблеме. Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем бездомности, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы.

    В ряде случаев госструктуры управления игнорируют или даже тормозят инициативы НГО, направленные на решение проблем бездомности, и с недоверием относятся к подобным начинаниям .

    Таким образом, негосударственная система помощи бездомным также явно неспособна оказать существенное влияние на состояние проблемы и положение бездомных. НГО, оказывающие помощь бездомным, немногочисленны, что связано, прежде всего, со стигматизацией образа бездомного и, как следствие, немногочисленностью тех людей, которые могут и хотят помочь бездомным. Помогающие этой категории НГО очень ограничены в средствах, так как трудно найти спонсора для их проектов. Кроме того, у организаций, помогающих бездомным, как правило, существуют проблемы с получением помещений в тех районах, где концентрируются бездомные и где работа с ними давала бы максимальный результат.

    Если целью деятельности государственных и негосударственных социальных служб является ресоциализации максимально возможного числа бездомных, то задачей этих служб будет не просто предоставление некоего набора услуг (ночлег, питание, одежда, консультации и др.), но и содействие тем бездомным, кто под влиянием целого ряда факторов неосознанно выбрал стратегию выживания, в смене ее на стратегию ресоциализации.

    Сегодня мы будем говорить о том, какого рода помощь бездомным людям (лицам бомж) оказывается в Москве и городах Московской области, представим организации и волонтерские команды, которые этим занимаются.

    Начнем со статистики. По оценкам Московского Департамента труда и соцзащиты в российской столице на 2015 год было около 11 тысяч бездомных. Официально. Прибавим тех, кого не посчитали, и получится численность небольшого провинциального городка. Много. Но говорят, что численность лиц бомж снижается. Будем верить статистике из Департамента.

    Как организована бесплатная помощь бездомным, бомжам в Москве:

    Городская программы "Социальный патруль".

    Программа «Социальный патруль», которая была запущена несколько лет назад, нашла отклик в сердцах очень многих людей, не равнодушных к нуждающимся. Сотрудники соцзащиты на 30 машинах и 5 автобусах развозят по местам скопления бездомных еду, теплую одежду, оказывают медицинскую помощь. Уже открыто 2 центра социальной помощи и адаптации бездомных. Хорошее начинание.

    Для тех, кто нуждается в помощи соцзащиты, оставляем ссылку на страницу сайта Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы , где можно найти информацию о порядке признания бездомных граждан нуждающимися в получении социального обслуживания.

    Служба помощи бездомным людям «Милосердие».

    Больше десяти лет работой с лиц БОМЖ ведет православная служба помощи «Милосердие». У этой команды 3 основные направления, в которых они двигаются:

    - профилактическая работа на вокзалах города.

    Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

    Медицинская помощь в экстренной форме и при состояниях, нуждающихся в проведении неотложных мероприятий, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается бригадами ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы и в профильных подразделениях медицинских организаций, независимо от гражданства, регистрации по месту жительства (пребывания) в Москве и на территории Российской Федерации, наличия документов, удостоверяющих личность.

    Противотуберкулезная специализированная медицинская помощь по экстренным и неотложным показаниям лицам без определенного места жительства (БОМЖ) оказывается в Клинике № 2 ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ».

    При необходимости стационарного лечения больные туберкулезом лица БОМЖ госпитализируются с учетом профиля коек в противотуберкулезные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы.

    Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в стационарных условиях лицам без определенного места жительства, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют достоверные данные о месте их регистрации в городе Москве, оказывается за счет средств городского бюджета в психиатрическом стационаре, обслуживающем территорию, на которой выявлены показания для госпитализации (в том числе при переводе из многопрофильных стационаров города). При уточнении сведений о месте регистрации пациентов, поступивших на стационарное лечение, курс стационарного лечения завершается в медицинской организации, где он был начат, до выполнения всех требований в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и ликвидации показаний к стационарному лечению.

    Экстренная стационарная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения ВИЧ-инфицированным гражданам всех категорий, в том числе нуждающимся в проведении антирабической профилактики, осуществляется в ГБУЗ «ПКБ№ 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ».

    Медицинская помощь по неотложным и экстренным показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за счет средств городского бюджета независимо от гражданства и наличия у гражданина регистрации в городе Москве.

    Для комиссионного рассмотрения возможности постановки на диспансерный учет в МГЦ СПИД и назначения, при необходимости, антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированным пациентам следует представить в Департамент здравоохранения города Москвы копию паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, а также документа, подтверждающего наличие регистрации в Москве.

    Представление документов, подтверждающих место жительства в Москве, необходимо для включения граждан в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а именно - получения бесплатных лекарственных препаратов.

    Согласно ст. 3 Устава города Москвы жителями города Москвы признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москвы. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

    Социальную работу по обслуживанию населения, оказание социальной помощи и услуг с целью преодоления или смягчения сложной жизненной ситуации ведут социальные службы государственных специализированных учреждений и негосударственных структур.

    К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания населения, министерств и ведомств РФ, к компетенции которых относится функция предоставления социальной помощи населению. К негосударственным относятся предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями, частными лицами. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

    Согласно постановлениям Правительства РФ и приказам Министерства социальной защиты населения в стране открыты специализированные учреждения для лиц БОМЖ, утверждены Примерные положения об учреждении социальной помощи для данной категории населения, о межведомственных комиссиях по проблемам профилактики бродяжничества, порядок приема лиц БОМЖ в учреждение, правила регистрации и снятие граждан РФ с учета по месту пребывания.

    Услуги реабилитационной направленности оказывают в настоящее время 117 домов ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют региональные программы социальной поддержки и помощи дезадаптированным группам населения .

    В г. Новосибирске функционирует областной центр срочной социальной помощи, основной задачей которого является оказание экстренной помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, оставшиеся без постоянного места жительства, прописки, работы и средств к существованию. Среди его клиентов лица БОМЖ составляют 36,8%; лица, освободившиеся из мест лишения свободы - 9,0% и вынужденные переселенцы - 5,3%. Социальную помощь лицам БОМЖ оказывает Новосибирский дом ночного пребывания. В настоящее время на базе этих учреждений создан комплексный центр социального обслуживания для лиц БОМЖ .

    В Астраханской области действует социальный центр кризисной реабилитации, в структуру которого входят: дом ночного пребывания, дом кризисной реабилитации и социальная благотворительная столовая.

    В Нижнем Новгороде с 1995 года работает Центр социально-трудовой реабилитации граждан, в структуре которого отделение ночного пребывания на 90 мест, социальная гостиница на 12 мест.

    В Екатеринбурге с 1995 года предоставляет услуги дом ночного пребывания на 50 мест лицам БОМЖ, здесь можно жить и питаться бесплатно 3 раза в год по 10 дней.

    Заслуживает внимания опыт Камчатской области по предоставлению комплекса услуг бездомным в социальном приюте (на 60 мест), который включает в себя социальную гостиницу на 30 мест - для временного проживания иногородних престарелых и инвалидов, социальный приют на 18 мест - для временного проживания лиц БОМЖ, отделение ночного пребывания на 12 мест - для ночлега «бомжей».

    В Самарской области лица БОМЖ получают медицинские, жилищные, социально-бытовые, социально-психологические и правовые услуги в отделении ночного пребывания на 70 мест в структуре социального приюта г. Самары, а также в структуре социальной гостиницы г. Тольятти.

    В Краснодарском крае действует Центр социальной адаптации на 100 мест (г. Краснодар) и 3 дома ночного пребывания: в г. Туапсе (на 15 мест), в г. Кропоткине (на 30 мест) и Курганинском районе (на 15 мест). В г. Лабинске функционирует социальная гостиница для лиц от 16 до 30 лет на 27 мест .

    В Республике Марий Эл лица БОМЖ могут получить широкий спектр услуг по решению своих проблем в «Доме ночного пребывания»: бесплатно для ночлега в течение 12 часов койко-место с постельными принадлежностями; одноразовое бесплатное питание; консультативную помощь в вопросах бытового и трудового устройства, определения в стационарные учреждения социального обслуживания; нуждающиеся - первую доврачебную помощь и санобработку .

    В Ставропольском и Хабаровском краях имеется практика использовать социальные номера на базе временного проживания бездомных.

    В г. Калининграде в центре социально-трудовой реабилитации предоставляется социальная поддержка лицам БОМЖ. В структуре центра есть дом ночного пребывания, социальная гостиница, социальная столовая, отдел содействия в трудоустройстве. Важнейшим направлением в работе специалистов центра является организация их трудовой деятельности .

    В центре реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий Владимирской области клиентам предоставляются следующие услуги: социально-бытовые, правовые, психологические, по восстановлению документов, временной регистрации, жилищные услуги, оформление инвалидности и пенсии, санитарно-гигиенические, содействие в поиске работы и родственников, получения профессии через службу занятости .

    В Мурманской области сложилась система работы по профилактике бездомности и оказанию социальной поддержки лицам БОМЖ. Права лиц БОМЖ регламентируются правовыми актами, в частности, законом Мурманской области от 23.12.2004 № 550-91 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», закон от 29.12.2004 № 572001 - ЗМО «О социальном обслуживании населения в Мурманской области». Этот правовой акт характеризует лиц без определенного места жительства как лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и относит их к клиентам социальной службы, им гарантировано предоставление материальной помощи в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды, временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания .

    На федеральном уровне в Российской Федерации права лиц без определенного места жительства защищаются федеральными законами: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (8), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» , «О государственной социальной помощи» .

    Чтобы представить полную картину социальной помощи лицам БОМЖ в РФ, то необходимо отразить деятельность общественных институтов.

    В России традиционно, исторически, приоритет работы с этой категорией лиц был у общественных организаций, попечительских советов и Русской Православной Церкви. В наше время социальная помощь бездомным со стороны гражданских структур заметно активизировались.

    Русская Православная Церковь обычно занимается организацией бесплатных обедов при крупных приходах и предоставлением сезонной работы в монастырях. Также при некоторых храмах нуждающимся может быть предоставлено кратковременное пристанище (ночлег). Но, к сожалению, подобные меры не имеют системности и зависят от инициативы епархий на местах и личного подвижничества священников.

    Наибольшую активность в предоставлении социальной помощи лицам БОМЖ проявляют филиалы иностранных благотворительных организаций. Они имеют серьезные материальные ресурсы. Благотворительные гуманитарные организации могут получать средства от международных правительств и международных структур, таких как Европейский Союз, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

    Одной из международных независимых общественных гуманитарных организаций является «Medecins sans frontienes» («Врачи без границ»). Ее целью является оказание бесплатной помощи населению во время кризисных ситуаций. Организация основана в 1971 году и опирается в своей деятельности на специалистов - добровольцев. Ее представители работают в 72 странах мира.

    На территории России «Врачи без границ» оказывают помощь осужденным, больным туберкулезом в виде консультаций, материальной помощи и медикаментами . Для помощи бездомным с 1992 года организация открыла передвижные амбулатории на Казанском и Павелецком вокзалах г. Москвы. За время работы «Врачами без границ» дано около 100 тысяч бесплатных консультаций медицинского и социального характера. Сделано 2,5 тысячи вакцинаций против столбняка и дифтерии. В среднем за помощью к «Врачам без границ» обращаются от 2500 до 3000 человек в месяц. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направления дельнейших действий. «Врачи без границ» оказывают помощь другим государствам и неправительственным организациям в России, ведущим работу с лицами БОМЖ. Между ними сложились деловые отношения и ведется активное сотрудничество . Помощь лицам БОМЖ оказывают гуманитарные организации, такие как «Армия спасении», Красный крест», Новый Дом», «Твое право», ЦГП «Лепта», «Благовест», «Каритас», «Милосердие» в виде организации питания в местах их скопления и выдачи подержанных вещей (second hand); различные религиозные миссии: «Освобождение в Иисусе», «Братство и милосердие», «Сознание Кришны», мусульманские общества, некоторые национальные диаспоры (армянская, еврейская).

    К сожалению, деятельность общественных организаций сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, а в остальных регионах страны развиты слабо, так как имеют небольшие финансовые и организационные возможности . Частные благотворители в современной России большая редкость. Помощь коммерческих структур незначительна.

    Таким образом, самое главное в работе государственных, муниципальных и общественных организаций, учреждений для лиц БОМЖ то, что они, предоставляя ночлег, питание и одежду, помогают бездомным лицам в оформлении необходимых документов (регистрация, назначение и получение пенсии, установление групп инвалидности, направлении в дома-интернаты и т.д.), содействие в трудоустройстве. Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.