Юридическая защита прав и свобод граждан. Механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина
7.2. Государственная защита прав и свобод граждан
В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защиты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и свобод.
Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.
За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.
Органы законодательной власти призваны создать полную и четкую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума - одна из палат парламента страны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Президента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.
Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Защита прав и свобод человека и гражданина - одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсолютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституционные обязанности государства закреплены не только в Конституции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, Закон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).
Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокуратуры возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан (ст. 1).
Целесообразно признать ряд других обязанностей государства, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав человека» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.
Одним из главных направлений деятельности депутатов представительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая федеральными, является защита нарушенных прав.
Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".
Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод. Отдельные виды ответственности за причиненный вред закреплены в специальных законах - например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации и др.
По действующему законодательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным заключением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную ответственность в этих случаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причиненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) морального вреда 24 , причиненного человеку.
Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.
Средства и способы защиты прав и свобод
человека и гражданина
Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гаранти-ровала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке.
За защитой и восстановлением нарушен-ных прав и законных интересов можно обра-щаться:
в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов ме-стного самоуправления, общественных объе-динений, должностных лиц и государствен-ных служащих, нарушающие права и свобо-ды граждан - жалоба подается по месту жи-тельства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица;
в Конституционный суд Российской Фе-дерации с просьбой признать закон неконсти-туционным и не имеющим силы, если граж-данин считает, что его права и свободы на-рушены законом, примененным в отношении него (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств);
в органы прокуратуры, которые для вос-становления нарушенных прав полномочны опротестовать незаконные действия, высту-пить в суде с иском в интересах заявителя;
в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных зая-вителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязаннос-ти государственного органа и органа местно-го самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обраще-ние и принять решение, известив об этом заявителя. Защитой прав несовершеннолет-них занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;
к региональному Уполномоченному по правам человека и Уполномоченному по пра-вам человека в Российской Федерации, одной из ос-новных задач которых является рассмотре-ние жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, орга-нов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заяви-тель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном поряд-ке, но не согласен с решениями, приня-тыми по его жалобе.
Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участ-вовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забас-товки.
Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межго-сударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все внутригосударст-венные средства правовой защиты.
Такими органами в соответствии с международными договорами Россий-ской Федерации являются (г. Женева) и (г. Страсбург).
В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считаю-щее, что действиями российского госу-дарства нарушены его права, изложен-ные в Пакте о гражданских и политиче-ских правах (но не в Пакте об экономиче-ских, социальных и культурных правах).
С присоединением России к Европей-ской конвенции о защите прав человека и основных свобод и признанием юрисдик-ции Европейского суда российские граж-дане получили право направить петицию о защите нарушенных прав и свобод, предусмотренных Конвенцией, в Евро-пейский суд по правам человека .
Петиция может быть подана только после исчерпывания всех правовых средств для защиты прав в своем госу-дарстве, после чего, при определенных условиях, она может быть принята к рас-смотрению Европейским судом.
История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их номенклатуры всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве.
Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом "охрана" прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.
Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.
Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства.
Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.
Конституции предусматривают возможность человека защищать свои нрава и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Формами защиты прав личности являются:
- 1) защита прав органами публичной власти;
- 2) защита прав граждан общественными объединениями;
- 3) самозащита прав человеком, включающая в себя:
- - обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
- - обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
- - обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
- - публичные выступления граждан в защиту своих прав;
- - обращения в международные органы по защите прав человека.
В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты прав и свобод является судебная защита .
Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).
В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была введена новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, Защитник парода - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский омбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам человека - в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином.
В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.
Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация нрав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого "на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами". Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право "на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона". Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.
Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.
История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.
Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охрана» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.
Механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.
Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определенный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятельности государства.
Хотя права и свободы действуют непосредственно, нельзя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном механизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо деятельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.
Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Формами защиты прав личности являются:
1) защита прав органами публичной власти;
2) защита прав граждан общественными объединениями;
3) самозащита прав человеком, включающая в себя:
Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;
Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;
публичные выступления граждан в защиту своих
Обращения в международные органы по защите прав человека.
В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты нрав и свобод является судебная защита.
Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.
Во-первых, материальное содержание этого права (право потерпевшего на возмещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).
В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Велико-«Британии, Защитник народа - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский Эмбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам человека в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином.
В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав pi свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав человека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.
Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращение в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при исчерпании возможностей защиты своих прав согласно национальному законодательству могут обращаться в Европейский Суд по правам человека.
Одним из важнейших достижений в международном регулировании прав человека является учреждение и функционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществляется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Европы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некоторые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.
Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, свободе, равенству, гуманизму, правовому государству, выраженное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.
Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус граждан РФ складывается не только из прав и свобод, но и их обязанностей перед РФ. Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.
Признаки конституционных обязанностей граждан РФ: 1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей; 2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу.
Виды конституционных обязанностей: 1) общие конституционные обязанности(соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы); 2) специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность).
Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.
Выполнение общих обязанностей обеспечивается: 1) мерами воспитательного воздействия; 2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.
Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной федеральными законами ответственностью. Особой гражданской обязанностью является воинская обязанность всех граждан РФ мужского пола старше 18 лет, если они не относятся к категории лиц, освобожденных от этой обязанности по состоянию здоровья и иным обстоятельствам.
Воинская обязанность граждан РФ включает в себя: 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву; 5) пребывание в запасе; 6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане РФ могут исполнять воинский долг путем добровольного поступления на военную службу. Гражданам РФ предоставлено право заменить военную службу альтернативной гражданской службой.
На военную службу не призываются граждане РФ: 1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; 2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; 3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд.
Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями от 22 февраля 2004 г.). Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.
Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.
Юридический механизм защиты состоит из нескольких этапов. Схема юридического механизма защиты начинается с этапа судебной защиты, после учитывается несудебная защита и деятельность не правозащитных организаций.
Судебная защита, основной этап в защите прав человека. Юридический механизм защиты основан на судебной защите. Судебная защита гарант прав и свобод личности. Каждый гражданин имеет право на получение гражданской защиты, в платном или бесплатном порядке. С момента задержания, каждый гражданин имеет право на адвоката или правозащитника. Юридический механизм защиты основан на презумпции невиновности: «Человек невиновен, до тех пор, пока не доказано обратное». Правилами судебной защиты предусмотрен пункт о том, что человек не может быть осуждён дважды заодно и тоже преступление. Судебная защита должна работать, как хорошо отлаженный механизм, для выявления нарушений с той или другой стороны, корректной их оценки и вынесения решения, обязательного к выполнению.
Несудебная защита прав человека - эта деятельность несудебного характера по применению уполномоченными органами и лицами специфических мер правового воздействия, протекающая в определенных формах и процедурах с целью предотвращения нарушений прав человека и восстановления уже нарушенных прав. Соответственно характерными чертами несудебной защиты является, во-первых, то, что защита прав и законных интересов человека происходит без участия органов правосудия (отсутствие суда, как субъекта правоотношения), а во-вторых, это форма защиты включает как собственно защиту права, так и предзащиту, то есть деятельность по применению специфических мер правового воздействия (предупредительных, воспитательных и др.), которые хотя и имеют целью защиту права, но непосредственно не приводят к устранению препятствий в осуществлении права человека.
Несудебная защита прав человека - это самостоятельный правовой институт, регулирующий общественные отношения, связанные с защитой субъективного права личности без помощи судебных органов. Институт несудебной защиты является межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, имеющим особое нормативно-правовое регулирование. Субъектами осуществления несудебной защиты прав человека являются как специально уполномоченные органы - государственные и негосударственные, так и сама личность при реализации своего права на защиту.
К способам несудебной формы защиты можно отнести:
1) самозащиту, включающую деятельность личности по необходимой обороне, крайней необходимости; забастовка, самозащита гражданских прав, право личности на создание общественных объединений и на обращение в общественные объединения;
2) деятельность специально уполномоченных органов и лиц по защите прав личности, в частности, органов исполнительной власти, прокуратуры и иных органов, в полномочиях которых закреплена деятельность по защите прав человека.
Применительно к несудебной защите права в процессуальном смысле выделяются следующие виды защиты - государственная (прокурорская, органами исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека), и негосударственная (общественная, самозащита права и добровольное удовлетворение, применение уполномоченным лицом мер оперативного характера).
- Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
- Как приготовить классические вареники с творогом
- Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
- Отечественной войны 2 степени
- День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром