Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Судебная система по действующему законодательству. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации

    Судебная система по действующему законодательству. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации

    Cудебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями.

    Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 ко­торой, в частности, сказано:

    “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...
    Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

    Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

    В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды , в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

    Что касается Верховного Суда РФ , о котором говорится в ст. 126 Конституции Российской Федерации, то ему отведено несколько иное место. У него есть свои подсистемы судов . В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт им разъяснения по вопросам судебной практики.

    Структура судебной системы

    Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

    • Закона о судоустройстве;
    • Закона об арбитражных судах;
    • Закона о военных судах;
    • Закона о мировых судьях.

    Подсистемы (блоки) федеральных судов:

    1. Конституционный Суд РФ;
    2. Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор:

    Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

    В ведение судов судов общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ) передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

    Особую ветвь судов общей юрисдикции образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    • гарнизонных военных судов;
    • окружных (флотских) военных судов;
    • Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

    Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов . Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

    Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать следующий вывод:

    • Правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”.

    Суды федеральные и суды субъектов РФ

    Суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида:

    федеральные суды;

    1. Конституционный Суд Российской Федерации;
    2. Верховный Суд Российской Федерации;
    3. кассационные суды общей юрисдикции, суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
    4. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    суды субъектов Российской Федерации;

    1. конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
    2. мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

    “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

    • установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;
    • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;
    • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
    • признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
    • законодательного закрепления единства статуса судей;
    • финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

    Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со

      Судебная система РФ по действующему законодательству.

      Звено судебной системы; судебные инстанции; суд 1-ой инстанции.

      Суд 2-ой (кассационной) инстанции.

      Судебные инстанции, рассматривающие дела в порядке надзора.

    Вопрос 1.

    Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами,

    п.3 ст.118 Конституции РФ предусматривает, что судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

    Судебная тема в Конституции РФ ст.125,126,127.

    Судебную систему закрепляет:

    В РФ суды бывают двух типов:

    Федеральные

    Суды субъектов федерации

    К федеральным относятся 3 типа:

      Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

      Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ - высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

    а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов Ф.З., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

    б) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: Окружные (флотские) и Гарнизонные.

      Федеральные арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов (10), Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные и городов Ф.З., суды автономных округов и областей.

    К судам субъектов федерации относятся:

      Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

      Мировые судьи.

    Единство судебной системы обеспечивает:

      Судебная система установлена Конституцией РФ и Федеральным законом РФ.

      Судьи федеральных судов и мировые судьи рассматривают дела по единым правилам закреплённым в ГПК РСФСР, УПК РСФСР, и в АПК РСФСР.

      Судьи имеют единый правовой статус, независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

      Федеральные судьи и частично мировые судьи финансируются из федерального бюджета.

      Все судьи независимы и подчиняются конституции и закону.

      Судебные постановления вступившие в законную силу подлежат обязательному исполнению на территории РФ.

      Существует единый порядок создания и упразднения судебных органов. Высшие федеральные суды и арбитражные суды могут быть упразднены только внесением поправок в Конституцию РФ, иные высшие ФЗ, судебную систему РФ, на основе законов субъектов РФ.

    Вопрос 2.

    Звено судебной системы – это суды, наделённые однородными полномочиями с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

    В судах общей юрисдикции:

      Основное звено – районные суды.

      Среднее звено – высшие суды субъектов РФ, краевые, областные, суды город федерального значения, суды автономных областей, суды автономных округов…

      Верховный суд РФ.

    Военные суды:

      Основное звено – гарнизонный суд.

      Среднее – окружной.

      Высшее – военная коллегия в Верховном суде РФ.

    Арбитражные суды:

      Основное звено – арбитражные суды субъектов федерации.

      Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов.

      Высшее звено – Высший арбитражный суд РФ.

    Судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде определённой компетенции.

    Суд первой инстанции – это суд, который непосредственно исследует и устанавливает в судебном заседании обстоятельства дела, выносит по нему решение или приговор.

    Решение суда – это акт правосудия осуществляемого от имени государства, которым гражданское дело разрешается по существу.

    Приговор – это акт правосудия, вынесенный судом в заседании, по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, и о применении или неприменении к нему наказания.

    Приговор: 1) оправдательный 2) обвинительный.

    Определение – это постановление суда, которым дело не разрешается по существу.

    Постановление – это решение принятое судьёй единолично по уголовному делу.

    Судебная власть в Российской Федерации представлена различными судебными органами. Система обладает определенной иерархией, принятой в пунктах Федерального конституционного закона «О судебной системе». Представители этой власти обладают определенными преимуществами и следуют законодательному регламенту. Общая система, в которую входят различные суды, периодически претерпевает преобразования, необходимые для усовершенствования их работы. В 2019 году была произведена очередная реформа. Какими правами располагают органы судебной власти Российской Федерации? В какой иерархии они состоят согласно ФКЗ?

    Перечень функций органов судебной власти в РФ

    Россияне зачастую путают понятие судебной власти с органами, ее представляющими. Судьи наделены властью при выполнении своей работы. Рассматриваемый закон (п. 1 ст. 1) передает правоприменительные обязанности присяжным и арбитражным заседателям. Правоприменительная деятельность при разных видах судопроизводств возложена на суды субъектов РФ.

    Согласно статье 1 (п. 2) ФКЗ, в России нет прямой зависимости этой ветви власти от законодательной и исполнительной. Она самостоятельно действует, учитывая постановления и нормативные акты законодательной системы. Вердикты и приказы судей общеобязательны для подразделений исполнительной ветви.

    Представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей производят взаимоконтроль, следуют уставам, установленным другими ветвями власти. Органы судебной власти контролируют деятельность исполнительной ветви. Представители трех видов власти самостоятельны.

    Суды проверяют правильность соблюдения законодательных норм Российской Федерации нижестоящими органами. Они контролируют применение законодательной базы при вынесении распоряжений и приказов органами исполнительной власти. Суды выполняют следующие обязанности:

    • рассматривают обращения гражданских лиц с жалобами на деятельность представителей региональных властей, должностных лиц и юрлиц при принятии постановлений по административным правонарушениям;
    • проверяют правильность проведения предварительных расследований при уголовных судопроизводствах;
    • рассматривают протесты граждан против неправомерного действия со стороны представителей исполнительной ветви;
    • контролируют выполнение подразделениями исполнительной власти вынесенных постановлений, определений, приговоров;
    • разбирая различные виды производств, проверяют деятельность юридических и должностных лиц, правильность применения ими нормативных актов.

    Представителям системы предоставлено право на реализацию функции разъяснения нижестоящим инстанциям законодательной базы Российской Федерации по предмету судопроизводства (ст. 19 п. 4). В статье 3 закона описано единство судебной власти. Оно применяется посредством:
    • исполнения вердиктов во всех федеративных субъектах;
    • закрепления схемы в конституционных нормах Российской Федерации и законе «О судебной системе»;
    • необходимости применения нормативных актов на всей территории страны;
    • нормативного закрепления единства положения состава судей;
    • обязательности бюджетного финансирования всей системы.

    Суды субъектов РФ работают соответственно пунктам ФКЗ и других правовых актов Российской Федерации, не выходя за их пределы.

    Самостоятельность и независимость судей

    Закон Российской Федерации учитывает, когда суды субъектов РФ применяют власть. Они подчиняются исключительно Конституции и закону, который гарантирует независимость им и их составу (1-ФКЗ). Если суд выявит несогласованность вынесенного госорганом решения с пунктами этого закона, законов территориальных субъектов, норм международного права, он примет наиболее действенное в юридическом смысле постановление (ФКЗ ст. 5 п. 3).

    Законодательство Российской Федерации запрещает принятие норм, умаляющих или притесняющих право судей самостоятельно принимать решение. Судебный состав нельзя лишить независимости. Если есть данные о нарушении этого принципа в процессе судопроизводства, его участники вправе обжаловать вынесенное решение в вышестоящих инстанциях. Вторжение в процедуру судопроизводства и ограничение самостоятельности судей неправомерно. Представитель этой власти неприкосновенен.

    Закон гласит, что граждане, которые будут оказывать давление на представителя судебной власти, совершат вмешательство в судопроизводство, будут нести ответственность. Уголовное наказание предусмотрено для граждан, самовольно присвоивших право вершить правосудие относительно других лиц (ФКЗ ст. 5 п. 5).

    Права представителей судебной ветви власти

    Законодательные нормы РФ определяют понятие судьи, описывают его полномочия и права. Это профессионал, который должен применять правосудие соответственно с пунктами Конституции и закона. Согласно ФКЗ (ст. 11 п. 2), если судья осуществлял беспрерывную трудовую деятельность на протяжении 10 лет до отставки, он получает статус почетного судьи («О статусе судей» ст. 7).

    Судьи вправе рассчитывать на материальное и социальное обеспечение от государства. Статус одинаков для всех представителей, занимающих эту должность в Российской Федерации (ст. 11 ФКЗ). В законе «О судебной системе» обозначены правила вступления в должность, обязанности и сроки службы.

    Подбор претендентов на открытые вакансии осуществляется посредством конкурса. Период деятельности ограничивается возрастом. По достижении 70-летнего возраста судья обязан уйти в отставку, если другое положение не предусмотрено нормами законодательства.

    Судебный представитель не должен быть переведен в другую инстанцию, на иную вакансию без его согласия. Если судья нарушил кодекс поведения, для оценки его действий призовут квалификационную коллегию. Результатом голосования может стать лишение статуса. Решение разрешено обжаловать путем обращения в Верховный Суд (п. 2 ст. 15).

    Организационная структура (схема) судов РФ

    Система судов определяется нормами законодательства. Общая схема содержит в себе следующие суды:

    • Верховный;
    • Высший арбитражный;
    • Конституционный.

    Нормы Конституции устанавливают порядок работы Верховного и Конституционного судов. Конституционные или уставные органы в российских субъектах входят в структуру Конституционного суда. В подчинении Верховного Суда РФ находятся органы общей юрисдикции:

    • суды округов, автономные, краевые, областные инстанции;
    • судебные органы столицы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
    • ВС республики;
    • военные инстанции.

    Отделы, входящие в общую юрисдикцию, разбирают производства, подпадающие под действие Гражданского, Уголовного, Арбитражного кодексов и устава об административных правонарушениях. Низшую инстанцию системы составляют мировые судьи, заведующие участками в районах. Это первая ступень для разбора вышеперечисленных производств с некоторыми ограничениями.

    Пределы полномочий устанавливают пункты закона, регламентирующего работу мировых судей. Реформа значительно разгрузила районные инстанции, предоставив право представителям участков выдавать приказы по представленным заявлениям и свидетельствам.

    Суд как орган судебной власти обладает независимостью. Он работает соответственно с конституционными нормами и федеральными законами России. Верховный Суд занимается разбирательствами по всем процессуальным кодексам. Это Высший орган ветви. Он выполняет функции апелляции, кассации и надзора постановлений нижестоящих судебных составов. ВС РФ разъясняет нижестоящим инстанциям применение законодательных актов. Его полномочия установлены ФКЗ, описывающим уклад работы Конституционного суда.

    Законодательством предусмотрены полномочия, которыми обладают суды субъектов РФ. Они разбирают дела по первому обращению, по апелляционной и кассационной жалобам и в порядке надзора. Районные суды рассматривают производства, инициированные впервые или по апелляционной жалобе. Эти органы являются вышестоящим над мировым судьей, который осуществляет судопроизводство на своём участке.

    Военный суд как орган судебной власти находится в расположении военной части или флота. К его судебному составу обращаются как в первую, вторую или надзорную инстанцию. Перечень полномочий этого органа определен законом «О военных судах».

    Создание конституционных или уставных представительств в субъектах производится для контроля соответствия нормативных актов госорганов принятому субъектом уставу. Их обязанностью является также трактовка конституционных законов субъекта. Эти инстанции финансируются из бюджетов территорий. Оспаривание их решения в других инстанциях невозможно. Группу арбитражных судов составляют следующие инстанции по убыванию полномочий:

    • Высший арбитражный;
    • инстанции округов Российской Федерации;
    • арбитражные апелляционные;
    • арбитражные субъектов.

    Полномочия представителей арбитражной системы распространяются на рассмотрение экономических разбирательств, защиту интересов ИП и организаций. Арбитраж в субъекте действует в первой инстанции и рассматривает экономические споры. Он также разбирает дела, по которым появилась новая информация. Закон «Об арбитражных судах РФ» определяет полномочия, регламент образования и функционирования инстанции (ФКЗ ст. 34–41).

    Апелляционный арбитраж уполномочен рассмотреть постановление по заявлению соискателей или заново провести слушание с появившимися фактами. Глава 3.1 закона обозначила правила создания и функционирования инстанции, порядок рассмотрения спора.

    Изменения после реформы

    Поправки к судебным уставам предназначены для уточнения процессуального регламента, уменьшения загруженности подразделений и иных преимуществ. Реформа 2019 года коснулась некоторых аспектов судопроизводства. С 12 мая 2019 года возможно применять видеоконференцсвязь, установленную в судах общей юрисдикции, в арбитраже (ст. 153, 159 АПК). Эта норма призвана упростить доступ к арбитражным слушаниям и снизить расходы сторон.

    Если участник арбитражного судопроизводства по уважительной причине пропускает заседание, он может ходатайствовать о проведении видеоконференцсвязи из суда общей юрисдикции. Эта возможность предоставляется при наличии следующих условий:

    • ходатайства, оформленного по правилам делопроизводства;
    • технических условий в указанной инстанции.

    Реформа коснулась правил отвода судей. Арбитражный представитель не может председательствовать на заседании, если он имеет родственные связи с его участниками. Законодательством определен полный список родственников.

    29 ноября были утверждены новые правила предоставления документации посредством электронной передачи. На сегодня действуют правила подачи сканированной копии документа. Согласно новому регламенту, участники судопроизводства могут передать электронную версию документа, который должен быть скреплен электронной подписью. Документы можно будет готовить в цветном виде и большего размера (до 30 Мегабайт).

    Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.

    Судебная система РФ: схема

    Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

    В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

    Конституционное;

    Уголовное;

    Административное;

    Гражданское.

    Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

    Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.

    Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.

    Органы судейского сообщества

    Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц. Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере. При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и - в случае необходимости - изменении.

    Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

    Контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

    Участие в ресурсном, кадровом и деятельности судебного сегмента;

    При фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

    На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

    Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий. Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку. В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

    Особенности формирования

    Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

    Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

    Прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в ;

    Квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

    Профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

    Участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности - ресурсной, кадровой и организационной.

    Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.

    Приоритеты в деятельности

    На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

    Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

    Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

    Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

    В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

    Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

    Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества - это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

    Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

    Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

    Что собой представляет судейское сообщество

    Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

    Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

    Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль. Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий. Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

    Законодательная база

    Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29. Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из имеют право на выражение собственных интересов. Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

    Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

    Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.

    В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей. Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно. Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.

    Система органов судейского сообщества

    Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

    Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

    Всероссийский съезд.

    Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом у тех, кто претендует на должность судьи.

    Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

    Общие собрания.

    Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

    Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

    Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

    Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

    Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

    Квалификационные коллегии;

    Конференция;

    Общие собрания;

    Экзаменационные комиссии;

    Советы судей.

    Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

    Высший орган судейского сообщества

    Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.

    Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.

    Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:

    Вопросы правового положения и статуса судей;

    Финансы;

    Связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;

    Вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;

    Организационно-кадровая работа.

    Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.

    Квалификационные коллегии

    Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:

    Проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;

    Прекращение или приостановление полномочий;

    Обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;

    Грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять ;

    Прекращение отставки.

    Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.

    Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:

    Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.

    Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.

    Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.

    Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.

    Осуществление квалификационной аттестации судей.

    Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.

    Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.

    Итоги

    Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.

    Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.

    Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2019 году строится система судов РФ. В этом году в структуру вносят изменения.

    Система судов РФ в 2019 году

    Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения (глава 7) и «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

    • единство системы,
    • соблюдение всем судами правил производства,
    • применение существующих законов,
    • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
    • единство статуса судей,
    • существование судов разных уровней,
    • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

    Как изменится порядок рассмотрения гражданских и административных дел в 2019 году

    В 2019 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

    • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
    • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
    • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.

    Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

    1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2019 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
    2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

    Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

    Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

    Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

    • применение тех или иных норм права,
    • способы разрешения споров разного типа,
    • иные подобные вопросы.

    Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

    В 2019 году в судебной системе России произойдут изменения

    29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут пересматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года.

    Апелляционных судов будет 5:

    1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
    2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
    3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
    4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
    5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

    Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

    Откроют 9 кассационных судов общей юрисдикции:

    1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
    2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
    3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
    4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
    5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
    6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
    7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
    8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
    9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

    Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.