Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Декларация для опасных промышленных объектов. Когда необходимо разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта

    Декларация для опасных промышленных объектов. Когда необходимо разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта

    Рапанович Дмитрий Олегович,
    ООО «Енисейгеосервис»,
    специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

    Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

    Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

    Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    - Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
    - РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

    Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

    Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
    - анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
    - разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

    Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

    Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
    - Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
    - Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
    - Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
    - Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

    Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

    Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

    Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

    Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

    Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
    - изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
    - изменились требований промышленной безопасности;
    - Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

    Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
    Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

    В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

    Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

    Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

    Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

    В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

    Список используемой литературы:

    1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
    3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
    4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
    5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
    6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
    7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
    8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
    9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
    10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

    Утверждены

    постановлением

    Госгортехнадзора России

    от 7.09.99 №66

    ПОЛОЖЕНИЕ
    О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ

    ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    И ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НЕЙ

    РД 03-315-99

    Зарегистрировано Минюстом России 7.10.99, рег. № 1926

    I . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1. Настоящее Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней (далее по тексту - Положение) устанавливает перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок их оформления.

    2. Положение разработано в соответствии с:

    Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);

    постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности от 17.07.98 № 779 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3775);

    постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности" от 11.05.99 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 20, ст. 2445);

    Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ ), утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 6.11.98 № 64 и зарегистрированными Минюстом России 8.12.98, регистрационный № 1656.

    3. Настоящее Положение распространяется на декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемые в соответствии с "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы собственности.

    4. Положение предназначено для территориальных органов Госгортехнадзора России, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, а также для экспертных организаций в области промышленной безопасности.

    II. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    В целях настоящего Положения применяются следующие определения:

    1. Авария - разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ (ст.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 ).

    2. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

    3. Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97. № 116-ФЗ

    4. Опасный производственный объект - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

    получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);

    используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

    используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

    получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

    ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

    (В соответствии со ст.2 и приложением 1 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ)

    5. Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности.

    6. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий.

    7. Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цехи, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов.

    8. Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с конкретными опасными последствиями.

    9. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 2 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ).

    III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Разработка декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте (ст.14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 ).

    2. Обязательной разработке декларации промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 и указанные в и настоящего Положения. При идентификации опасных производственных объектов следует применять следующие принципы:

    1) для опасных веществ, не указанных в , применять данные ;

    2) в случае если расстояние между опасными производственными объектами менее 500 м, учитывается суммарное количество опасного вещества;

    3) если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

    где т( i ) - количество применяемого вещества; М(i) - пороговое (предельное) количество того же вещества в соответствии с и для всех i от 1 до п.

    Обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, не подпадающих под требования, установленные в ст.14 и приложении 2 к "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 , может быть установлена Правительством Российской Федерации или в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" от 17.07.98 №779 - Госгортехнадзором России.

    VI. Дополнительные требования по оформлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера.

    1. Для опасного производственного объекта, аварии на котором создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера необходимо:

    1) на основе анализа риска аварий оценить риск чрезвычайной ситуации техногенного характера;

    2) привести сведения о готовности эксплуатирующей организации, в состав которой входит опасный производственный объект, к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

    2. При оценке риска чрезвычайных ситуаций необходимо определить:

    1) вероятность (или частоту возникновения):

    Инициирующих событий, реализация которых связана с выбросом опасных веществ, способных создавать зоны поражения, выходящие за территорию объекта;

    Реализации сценариев, связанных с причинением вреда жизни, здоровью и/или имуществу населения и окружающей природной среде;

    2) зоны действия поражающих факторов за территорией объекта;

    3) вероятность поражения населения, проживающего на территории, входящей в зону действия поражающих факторов;

    4) возможное число пострадавших, а также смертельно пораженных среди персонала и населения;

    5) возможный ущерб населению, элементам инфраструктуры территории, прилегающей к опасному производственному объекту, и окружающей природной среде.

    3. Сведения о готовности опасного производственного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций должны включать:

    1) порядок действий сил и средств организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    2) порядок взаимодействия объектовых и территориальных сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    4. Данные, предусмотренные настоящего раздела, приводятся в соответствующих разделах декларации промышленной безопасности и приложении к ней, а именно:

    Оценки показателей риска чрезвычайных ситуаций приводятся в выводах и предложениях, а также в разделах декларации промышленной безопасности и расчетно-пояснительной записки, в которых приводятся оценки риска аварий; 10

    Среди существующих организационно-экономических механизмов уменьшения рисков чрезвычайных происшествий техногенного характера особое значение имеет декларирование безопасности объектов промышленности. Эта процедура во многих странах закрепляется на законодательном уровне. Рассмотрим далее, что собой представляет декларация промышленной безопасности ОПО.

    Общие сведения

    Для обеспечения учета состояния предприятий введен реестр деклараций промышленной безопасности. Госрегулирование направлено на то, чтобы обязать субъектов проводить оценку существующих угроз и информировать о них компетентные органы. В состав декларации промышленной безопасности включаются:

    1. Информация о предприятии и процессах, протекающих на нем. Это необходимо для определения масштабов и характера использования вредных и опасных веществ.
    2. Список мероприятий, направленных на обеспечение нормальных условий функционирования предприятия и контроль отклонений от обычного режима.
    3. Идентификация типа вероятной аварии, оценка ее возникновения и возможных последствий.
    4. Инструкция на случай катастрофы.

    Нормативная база

    В Российской Федерации реализуется широкомасштабная организационно-экономическая программа в области промышленной безопасности. Нормативно ее осуществление регламентируется соответствующими ФЗ. В частности, основы регулирования заложены в Закон "О промышленной безопасности ОПО" и "О безопасности гидротехнических сооружений". Конкретный порядок оценки состояния предприятия устанавливается в Положении, утвержденном правительственным постановлением №675 от 1.07.1995 г.

    Актуальность вопроса

    Декларирование осуществляется для регулирования контроля безопасности на промышленных объектах. Компетентные органы проверяют достаточность и эффективность мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию катастроф на предприятиях. Разработка декларации промышленной безопасности необходима для снижения угроз для населения, сотрудников, предотвращения возникновения аварий. Особенно актуальная она для предприятий, деятельность которых непосредственно связана с вредными веществами и процессами. Экспертиза декларации промышленной безопасности способствует внедрению результативной системы прогнозирования катастроф и безаварийной эксплуатации. Особую значимость мероприятия приобретают в связи с переходом к новым хозяйственным условиям, изменениями форм собственности, снижением государственного регулирования в рыночной экономике.

    Специфика

    Декларирование выступает в качестве выражения ответственного отношения к обеспечению безопасности на объектах промышленности. Оно оформляется официальным документом. Список объектов, которые подлежат декларированию, устанавливается Федеральной службой по атомному, технологическому и экологическому надзору совместно с МЧС. В данный перечень входят гидротехнические сооружения, предприятия, накопители, хранилища, на которых существует вероятность возникновения аварий. В ФЗ, регламентирующем промышленную безопасность на опасных объектах, определяются предельно допустимые объемы веществ, наличие которых выступает в качестве основания для составления декларации. Сведения, порядок оформления документа устанавливаются специально уполномоченным исполнительным органом.

    Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов

    В документе содержатся результаты:

    1. Всесторонней и объективной оценки вероятности аварии и угрозы, связанной с ней, для персонала и граждан, находящихся на прилегающей территории.
    2. Анализа достаточности предпринятых мер предупреждения ЧС и обеспечения готовности предприятия к эксплуатации опасного объекта в соответствии с положениями правил и норм, а также к локализации и устранению последствий катастроф.
    3. Мероприятия, ориентированные на уменьшение вероятных негативных последствий при аварии.

    Согласно указанным выше ФЗ, а также правительственным постановлением, созданы нормативные документы, определяющие требования, в соответствии с которыми предоставляется декларация безопасности опасного промышленного объекта. В этих актах также установлены сроки ее создания, правила оформления, перечень сведений, подлежащих обязательному включению. Нормативными актами определены правила, по которым выполняется экспертиза декларации безопасности промышленного объекта.

    Основные положения

    Декларация безопасности промышленного объекта должна включать в себя:


    Использование

    Декларация промышленной безопасности оформляется в качестве приложения к проектным документам на строительство, реконструкцию, расширение, техническое переоснащение, ликвидацию или консервацию предприятия. Она также необходима при обращении за получением лицензии на эксплуатацию. Уточнение декларации осуществляется при изменении сведений, присутствующих в ней, или требований безопасности. Пересмотр документа для учета корректировок и дополнений нормативной базы и условий обеспечения защиты предприятия предусмотрен не реже 1 раза в пять лет.

    Важный момент

    Декларация промышленной безопасности может формироваться самостоятельно самим предприятием. Утверждается документ руководителем. Формирование декларации может также осуществляться организацией, имеющей лицензию на выполнение экспертизы безопасности объектов промышленного типа. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность информации, которая содержится в документе.

    Контрольные инстанции

    Декларация промышленной безопасности после утверждения вместе с заключением, полученным по результатам проверки, направляется в соответствующее министерство, ГУ ГОЧС, в Федеральную службу атомного, технического и экологического надзора и ее региональное подразделение, МЧС, а также орган власти МО, на территории которого располагается предприятие. Контроль своевременности направления документации возлагается на указанную выше надзорную инстанцию.

    Нововведения

    В соответствии с обстоятельствами, которые складываются в течение последних лет, декларация промышленной безопасности претерпела ряд изменений. Возникла необходимость отражать в документе новые сведения. Они, в частности, касаются проведения мероприятий, направленных на снижение уровня опасности возникновения на объектах чрезвычайных ситуаций, предупреждение постороннего вмешательства в их функционирование. На основании проведенных расчетов, были сформулированы требования к объемам имеющихся резервов материальных и финансовых ресурсах на предприятиях. Кроме этого, были определены требования по оценке частоты/вероятности появления чрезвычайных ситуаций, их источников, работа которых связана с выбросами опасных веществ, которые способны создавать вне территории объекта зоны поражения с нанесением ущерба здоровью/жизни населения, окружающей природе. Также специалистами были выполнены расчеты по проведению анализа вероятности отравления населения с установлением максимально возможного количества пострадавших.

    Ключевые вопросы

    Декларация промышленной безопасности сегодня должна конкретно и четко определять требования, которыми характеризуется готовность предприятия к предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Для этого в документе присутствует специальный раздел. В нем должны даваться ответы на вопросы, которые характеризуют:


    Проверка документа

    Как выше было сказано, нормативными актами предусматривается экспертиза сформированной декларации. В соответствии с действующими правилами, предписано утверждение заключения. Данная процедура проводится аппаратом Ростехнадзора. При этом учитывается заключение МЧС. Оно необходимо в случаях, когда отношение объема опасного соединения на объекте, по которому составляется декларация, к предельно допустимому уровню этого вещества больше 10. В случае если этот показатель меньше, заключение дается органом управления по делам ГО и ЧС субъекта, на территории которого находится соответствующее предприятие.

    Значение

    Декларирование безопасности сегодня выступает в качестве механизма прогнозирования социально-экономических последствий возникающих чрезвычайных ситуаций. Этот процесс является важнейшим рычагом воздействия на стабильное развитие хозяйственной системы. Декларирование безопасности способствует обеспечению объективности при обосновании бюджетных объемов, направляемых на финансирование мероприятий по предотвращению и ликвидации катастроф. В качестве еще одной задачи процедуры выступает переход на систему допустимого риска, формирование эффективного экономического механизма. Он является нормативной основой финансового обеспечения разработанных мероприятий по управлению природными и техногенными угрозами.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

    ПРИКАЗ

    Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 (Российская газета, N 299, 31.12.2014);
    (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2017, N 0001201709250024).

    Приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений*).
    ________________

    * Ростехнадзором России "Порядку оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений" присвоено обозначение (РД 03-14-2005). - Примечание изготовителя базы данных.

    2. Считать не подлежащим применению постановление Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 года N 66 "Об утверждении Положения о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней" .
    _______________
    Зарегистрировано Минюстом России 07.10.99, регистрационный N 1926.

    Врио руководителя
    А.Б.Малышев


    Зарегистрировано
    в Министерстве юстиции
    Российской Федерации
    17 января 2006 года,
    регистрационный N 7375

    Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений

    Приложение

    УТВЕРЖДЕН
    приказом
    Федеральной службы
    по экологическому, технологическому
    и атомному надзору
    от 29 ноября 2005 года N 893

    I. Общие положения

    1. Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (далее - Порядок) устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - декларация) и требования к ее оформлению.

    2. Порядок разработан в соответствии с:

    - Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588) с изменениями на 9 мая 2005 года;

    - Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348);

    - постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст.2445) с изменениями на 1 февраля 2005 года;

    - постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст.560).

    3. Порядок распространяется на декларации, разрабатываемые в соответствии с федеральным законодательством, независимо от организационно-правовых форм собственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее - ОПО), а также ведомственной принадлежности опасных производственных объектов.

    4. Порядок является обязательным для исполнения организациями, разрабатывающими декларации, экспертными организациями, осуществляющими экспертизу промышленной безопасности деклараций, работниками Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), осуществляющими надзор за декларируемыми опасными производственными объектами.

    5. В Порядке используются термины, установленные в:

    - Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ с изменением от 10.01.2003;

    абзац утратил силу с 6 октября 2017 года - приказ Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314 .

    Также используются термины и их определения, приведенные в приложении N 1 к Порядку.

    6. Разработка декларации включает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с ней угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на ОПО.

    7. Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" .
    .

    8. Пункт исключен с 11 января 2015 года - ..

    9. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

    10. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

    11. Пункт исключен с 11 января 2015 года - приказ Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 ..

    12. При разработке декларации для действующего ОПО в состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности следует включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

    13. Декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности, находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта, подлежит экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 .

    14. Декларация направляется в центральный аппарат Службы с целью внесения ее в реестр деклараций промышленной безопасности.*
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314 .
    _______________
    * Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности , утвержденный приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2014 г., регистрационный N 33522), с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. N 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47580).
    (Сноска дополнительно включена с 6 октября 2017 года приказом Ростехнадзора от 15 августа 2017 года N 314)

    15. Представление копии декларации, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам осуществляется в соответствии с Правилами представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 N 526).

    II. Структура декларации промышленной безопасности

    16. Декларация должна включать следующие структурные элементы:

    - титульный лист;

    - данные об организации - разработчике декларации;

    - оглавление;

    - раздел 1 "Общие сведения";

    - раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

    - раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

    - раздел 4 "Выводы";

    - раздел 5 "Ситуационные планы";

    - обязательные приложения к декларации:

    приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

    приложение N 2 "Информационный лист".

    III. Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности

    17. Титульный лист является первой страницей декларации и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска этого документа. На титульном листе приводятся следующие сведения:

    1) реквизит утверждения декларации руководителем организации, эксплуатирующей декларируемый ОПО, или заказчиком проекта (для проектируемых объектов);

    2) регистрационный номер декларации, присваивается Службой в установленном порядке;

    3) наименование декларации с указанием наименования декларируемого объекта и наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта);

    4) регистрационный номер декларируемого объекта в государственном реестре опасных производственных объектов (для действующих объектов);

    5) местонахождение декларируемого объекта и год разработки декларации.

    18. Данные об организации - разработчике декларации включают:

    1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс; сведения о лицензии Службы на проведение работ, связанных с экспертизой промышленной безопасности (с указанием регистрационного номера и даты выдачи лицензии), данные об аккредитации в области экспертизы декларации промышленной безопасности и/или анализа риска.

    При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них;

    2) список исполнителей, включающий их фамилии и инициалы, должности, места работы и сведения об аттестации в области экспертизы декларации промышленной безопасности.
    ____________________________________________________________________
    С 11 января 2015 года приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2014 года N 521 пункт 18 настоящего порядка изложен в новой редакции:

    "1) наименование организации, разработавшей декларацию, ее почтовый адрес, телефон, факс;
    При участии в разработке декларации и расчетно-пояснительной записки (далее - РПЗ) нескольких организаций указанные сведения представляются для каждой из них. Произошла ошибка

    Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
    списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

    На некоторых производственных объектах применяются вещества, несущие угрозу для человека и экологии в целом. Любая авария здесь может обернуться непоправимыми потерями. Чтобы снизить риск возникновения непредвиденных ситуаций с печальными последствиями, стоит позаботиться о разработке декларации промышленной безопасности .

    Документ создается на основе комплексной оценки ситуации на объекте. В нем рассматриваются возможные риски и анализируются методы предупреждения аварий. Помимо этого, декларация отражает степень готовности персонала к правильным действиям при любых неблагоприятных происшествиях. В ней указывается, что следует делать для уменьшения ущерба при возникновении инцидентов и несчастных случаев.

    Когда декларация является обязательным документом

    Информация по вопросу разработки декларации ПБ представлена в ФЗ № 116. В этом нормативно-правовом источнике указано, что составлять документ необходимо в случае эксплуатации объектов высших классов опасности – I и II. В Приложении 2 упомянутого федерального закона есть информация о количестве применяемых веществ, при котором разработка декларации является обязательным требованием.

    В отношении ОПО могут совершаться различные действия. Изначально производственный объект создается. Впоследствии может выполняться его реконструкция или техническое перевооружение. Иногда приходится прибегать к консервации ОПО или его ликвидации. Во всех перечисленных случаях разрабатывается проектная документация. Декларация становится здесь составным компонентом. Она способствует обеспечению безопасности.

    Закон также называет случаи, в которых необходимо перерабатывать однажды созданный документ. А именно:

    • при истечении десятилетнего срока с момента записи в государственном реестре сведений о последней составленной декларации;
    • если изменилось количество представляющих угрозу веществ, которые задействованы на производственном объекте, – их стало больше минимум на 20 %;
    • при реализации технологических процессов, отличных от тех, что были указаны в последней декларации;
    • в случае изменения требований по части промышленной безопасности;
    • в ситуации, когда представители надзорных органов выявили расхождение между содержанием имеющейся декларации и сведениями, которые были получены в ходе проверки, организованной на производственном объекте.

    Нюансы, связанные с разработкой декларации промышленной безопасности

    Документ составляется компетентными специалистами. Требования по его содержанию, структуре и оформлению содержатся в официально принятом положении. Созданная по правилам декларация промышленной безопасности утверждается лицом, управляющим предприятием с действующим ОПО. Согласно закону, руководитель несет ответственность за правдивость информации, изложенной в документе.

    Недостаточно лишь подготовить декларацию. Обязательно также провести ее экспертизу. Процедура преследует цель определить соответствие документа предусмотренным требованиям. Следующий шаг – запись в реестре сведений о новой декларации. Для этого необходимо положительное решение об этом специалистов Ростехнадзора, которые занимаются рассмотрением подобных документов. Зарегистрированная декларация и подтверждение ее включения в реестр выдаются заявителю и в дальнейшем хранятся у него.