Войти
Образовательный портал. Образование
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Выделяют общие и специальные принципы административного права. Основные принципы административного права

    Выделяют общие и специальные принципы административного права. Основные принципы административного права

    Понятие принципов административного права

    Определение 1

    Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

    Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

    Определение 2

    Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

    Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

    Принципы административного права

    Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

    Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

    Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

    1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
    2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

      Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

      Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

      Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

    К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

    • принцип федерализма;
    • принцип разделения властей;
    • принцип признания местного самоуправления;
    • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Замечание 1

    Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

    Выводы

    Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

    1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
    2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
    3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Принципы административного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Административное право является той отраслью права, которая базируется на четко сформулированных принципах, направленных на регулирование бесперебойной работы государственного аппарата. Анализ действенности принципов административного права позволит усовершенствовать нормативно-правовую составляющую государственного управления и облегчить выполнение государством его ключевых функций.

    Прежде чем обратить свое внимание на трактовку принципов административного права, необходимо определиться что же такое принцип в рамках правовой науки в целом. В современной правовой науке под принципами права принято понимать закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений.

    Принципы права подразделяются на общие, характерные для права в целом, и отраслевые принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.

    Разобравшись с общим понимание принципов права, нужно обратиться к пониманию принципов административного права в современной науке.

    Понятие принципов административного права

    Принципы административного права выражают его сущность, основные идеи, требования. Отражая объективные закономерности и тенденции развития общества и государства, принципы административного права есть понятия субъективные. Являясь выражением публичного интереса, они находят свое закрепление нормативными правовыми актами, в которых всегда звучат отголоски государственной идеологии, царящей в данный конкретно исторический момент .

    Правовые принципы, на которых базируется административное право, служат правовыми стандартами организации и функционирования всей системы государственного управления, деятельности органов и должностных лиц всех ветвей власти.

    Классификация принципов административного права

    На основе теоретически обоснованных научно-правовых положений выводятся базовые принципы современного административного права демократического государства. К их числу можно отнести систему принципов административного права представленную на рисунке ниже.

    В теории административного права выделяются различные группы принципов, всю совокупность которых ученые классифицируют по ряду оснований. В качестве примеров можно привести следующее:

    • В.А. Юсупов считал, что принципы административного права подразделяются на общие принципы отрасли и принципы институтов
    • Ю.Н. Старилов выделял конституционные и организационно-функциональные принципы административного права .
    • Б.Н. Бахрах выделял эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности, как основные принципы административного права.

    В современном административном праве наиболее перспективной является классификация предложенная Б.Н. Бахрах. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для государства целей.

    Принцип законности административного права состоит в том,.что субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.

    Принцип гуманизма административного права состоит в полном и безоговорочном признании приоритета общественных ценностей.

    Принцип взаимной ответственности государства и личности состоит в том, что законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

    Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.

    Литература

    1. Агапов А.Б. Административное право – М.: Юрайт, 2015
    2. Бахрах Д. Н.Административное право. – М.: Норма, 2015
    3. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права – М.: Норма, 2002. Т. 1
    4. Юсупов В.А. Теория административного права. М., 1985.
    5. Cистема и принципы административного права // [Электронный ресурс] Режим доступа:

    Принципы административного права:

    Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов – в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита;

    Принцип разделения властей – исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РБ;

    Принцип законности – предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Республики Беларусь, должны соответствовать положениям Конституции РБ;

    Принцип гласности – предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;

    Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности;

    Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают;

    Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

    5 . Источники административного права.

    Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. В практическом варианте имеются в виду нормативные акты.

    К числу источников административного права относятся:

    1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями).

    2. Кодекс об административных правонарушениях РБ и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях РБ.

    3. Законы Республики Беларусь . Например: «О Совете Министров Респ. Беларусь», «О государственной службе в Респ. Беларусь» и т.п.

    4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). Например, Указ Президента «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь и др.

    5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности»).

    6. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь, т.е. ведомственные нормативные акты . Например, Постановление Государственного пограничного комитета, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций.

    7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 122 Конституции РБ).

    8. Локальные нормативные акты, т.е. акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

    Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.

    Многие управленческие проблемы регламентированы также в кодификационных актах других отраслей права (например, в Водном, Воздушном, Таможенном кодексах Республики Беларусь).

    Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

    Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

    По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

    Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

    Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет.

    Выделяют следующие функции административного права:

    1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право - это юридическая форма реализации исполнительной власти;

    2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

    3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

    4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

    5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

    Принципы административного права - это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

    1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

    2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

    4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    5.Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

    6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

    7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

    8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

    Предыдущая

    Во многих странах на основе анализа административно-правового законодательства формулируются принципы административного права. Необходимость их выявления обосновывается как целесообразностью выработки общих подходов к законодательному регулированию и административной деятельности, так и потребностями судопроизводства. В западных странах считается, что суд не должен отказывать в праве на правосудие, даже если отсутствует конкретная правовая норма, которая регулирует спорную ситуацию; в таких случаях следует обращаться к общим правовых доктрин и основ права. В административном праве применяются как общие правовые принципы, признанные в той или иной стране, так и специальные принципы, характерные только для этой правовой отрасли. Среди специальных действуют принципы административно-правового регулирования, а также принципы организации и функционирования отдельных административно-правовых институтов.

    Рассмотрим общие принципы административного права, то есть те основополагающие идеи, на которых базируется административно-правовое регулирование в подавляющем большинстве зарубежных стран.

    самым Важным для любого правового государства является принцип, провозглашающий приоритет прав и свобод человека и гражданина, устанавливает пределы действия норм административного права. Административно-правовое регулирование по общему правилу допустимо только в том случае, если оно не нарушает основных прав и свобод личности. Вторжение в сферу этих основных прав и свобод может осуществляться только на основе специальных законодательных предписаний и должно быть разумно обоснованным. В отличие от естественных прав, которые закреплены в конституции и должны по своей юридической природе абсолютный характер, полномочия, предоставленные административным правом, относительны и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами. Конкретизацией указанного принципа в административном праве стал принцип пропорциональности или соразмерности. Первоначально этот принцип был наиболее точно сформулирован в странах австро-германской системы, а затем Европейский Суд признал его как общеевропейский принцип. Согласно принципу пропорциональности государственные органы имеют право налагать на граждан только такие обязательства, которые необходимы для достижения определенной публичной цели. Любое мероприятие, применяется администрацией, должен оцениваться с точки зрения разумности ограничений прав и свобод гражданина. Следует выбирать наименее обременительные для человека административные меры. Из принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина вытекает принцип недискриминации, что требует установления общих правил, гарантирующих справедливое и беспристрастное отношение администрации к каждому гражданину.

    Принцип законности является основополагающим для всех правовых отраслей любого современного государства, в том числе и для административного права. Как принцип правового регулирования принцип законности трактуется в административном праве широко и многогранно и рассматривается как один из признаков правового государства. В странах англосаксонской системы принцип законности формулируется как принцип господства права (rule of law). Суть этого принципа в том, что "государство имеет в своем распоряжении соответствующие гарантии, защищающие разумные интересы индивида". Согласно этого принципа администрация не может совершать каких-либо действий без законодательного разрешения - они должны быть урегулированы и/или прописаны законом. Относительно административных органов действуют принципы intra vires ("в рамках прав") и ultra vires ("против прав"): администрация обязана действовать в рамках предписанных полномочий, иначе ее действия могут быть оспорены в суде и признаны незаконными.

    В странах континентальной правовой семьи принцип законности конкретизируется рядом принципов, из которых ведущими считаются принципы верховенства закона и основания на законе. Принцип верховенства закона предусматривает, что законы, как акты высшей юридической силы, являются первичными источниками административного права, они должны регулировать наиболее важные общественные отношения и определять основные подходы административно-правового регулирования. Другие нормативно-правовые акты в определенной мере субсидіарними источниками, дополняют и конкретизируют положение законов. Любые административные акты нормативного и индивидуального характера должны приниматься в соответствии с законом. Административные акты, противоречащие законам, могут быть обжалованы в суде и признаны недействительными. Принцип основания на законе требует, чтобы все институты административного права создавались, а полномочия административных органов и других субъектов административно-правовых отношений предоставлялись только на основе закона. Администрация не может сама наделить себя публично-властными полномочиями. Закон, который предоставляет полномочия администрации, должен определять цели и задачи, которых необходимо достичь. Неслучайно поэтому во французском административном праве в качестве условия законности административных действий рассматривается также их совершение указанных общественно полезных целях. Если административный орган использует свои полномочия в других целях, то это рассматривается как нарушение законности, злоупотребление властью. Конкретизирует принцип законности также принцип оговорки в законе. Например, в немецком административном праве считается, что администрация имеет право реализовывать свои полномочия только на основе прямого указания (специальной оговорки) в законе, если: а) административные органы вмешиваются в права граждан; б) принимаются "важные", принципиально важные для общества решения; в) действие этого принципа для конкретных обстоятельств специально указана законом.

    Административное право выполняет функцию стабилизации управления, защиты граждан от произвольных действий администрации. В связи с этим в основу административного права положен принцип правовой стабильности. С одной стороны, он предполагает, что административно-правовое регулирование должно не только основываться на нормах закона, но и учитывать все действующие нормативно-правовые акты. В связи с этим принцип законности нередко трактуется шире, чем принцип правомерности. С другой стороны, продолжением идей законности стал принцип правовой определенности, который в ряде стран называется принципом правовой безопасности. Согласно этого принципа администрация не может внезапно отказаться от установленной ею законной правовой практики. Изменения допускаются при наличии веских оснований и должны означать не единичные исключения, а последовательную замену старой практики новой.

    Принцип разумности и необходимости дополняет основной принцип законности. Никакие требования, устанавливаемые в административном праве, не должны противоречить здравому смыслу. Они должны быть разумными и обоснованными. В связи с этим в западных странах чаще всего устанавливаются запреты надформалізму: не допускаются ограничения прав граждан, которые употребляются только ради соблюдения формы. Например, если гражданин подает заявление административного органа, тот не вправе отказать по мотивам несоблюдения установленной формы заявления. Запрещается бессмысленное применение права: правовая норма не должна применяться, если в сложившихся обстоятельствах ее применение не имеет никакого смысла.

    Принципы континентальной системы права преимущественно находят свое отражение в европейских принципах административного права, которые были определены в 1988 г. в работе Юргена Шварца "Europaisches Verwaltungsrecht" ("Европейское административное право"). В перечень вошли: принцип законности, принцип недискриминации, принцип скасовності незаконного административного акта, принцип юридической определенности, право на защиту, принцип пропорциональности, принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина, принцип субсидиарности, принцип надлежащего управления, принцип прозрачности, принцип применения. На их основе сформировались современные принципы европейского административного права. Рассмотрим их подробнее:

    Принцип законности (англ. the principle of legality) заимствован из французского права;

    Принцип скасовності (или возможности отзыва) незаконного административного акта (англ. the revocability of unlawful administrative action) основывается на недопустимости негативного влияния нормативно-правового акта на права граждан;

    Принцип недискриминации (англ. non-discrimination) - означает, что подобные дела не будут рассматривать по-разному, если нет объективных оснований для дифференциации;

    Принцип юридической определенности (англ. legal определенность) - один из основных принципов европейского административного права, согласно которому все субъекты права должны руководствоваться в своих действиях правовыми предписаниями;

    Право на защиту (фр. droit de la defence) - термин заимствован из французского языка;

    Принцип пропорциональности - заимствован из немецкого концепции Verhältnismässigkeit;

    Принцип уважения фундаментальных прав человека и гражданина (англ. respect for fundamental human rights) - вытекает из положений Европейской конвенции по правам человека и их толкование Европейским судом по правам человека;

    Принцип субсидиарности (англ. subsidiarity) - означает, что решения должны приниматься на самых низких уровнях и обеспечивать эффективность предложенных мероприятий, что приводит к деволюции (передачи) властных полномочий внутри ЕС по наднационального на национальный уровень;

    Принцип надлежащего управления (англ. good administration) объединяет требования по использованию лучшего опыта управления и введение института омбудсмена для рассмотрения жалоб на ненадлежащее управления (управления), что имели место в деятельности учреждений и организаций ЕС;

    Принцип прозрачности (англ. transparency) - развился под влиянием скандинавских принципов надлежащего управления. Был заимствован в середине 90-х годов XX в. со вступлением в ЕС Швеции и Финляндии. В европейском праве касается преимущественно доступа к официальным документам;

    Принцип применения (англ. applicability) - право ЕС непосредственно действует на тех, кого касается, не нуждаясь инкорпорации или имплементации европейских норм национального правопорядка.