Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Земельные отношения как предмет правового регулирования. Понятие предмета регулирования земельного права

    Земельные отношения как предмет правового регулирования. Понятие предмета регулирования земельного права

    Внутри социума достигли пика своего развития. Практически во всех сферах жизнедеятельности люди сегодня успешны. Подобная позитивная картина, по мнению многих ученых, появилась благодаря должному регулированию этих самых отношений. Однако стоит отметить, что подобное было далеко не всегда. Вспомнить хотя бы серое средневековье, когда люди и думать не могли о каком-либо прогрессе. Ключевые изменения в жизни человечества произошли, когда оно создало право.

    Сегодня эта категория является основным регулятором общественных отношений, но когда-то вместо него использовали насилие и религию. Увидев, что подобные методы не приносят ожидаемого эффекта, начались поиски иного, более действенного способа влияния на общественные отношения. В этом процессе большую роль сыграла юридическая практика античных и древнеримских правоведов, которые умудрились грамотно разработать некоторые правовые институты, остающиеся актуальными по сей день.

    Следует отметить, что само по себе право - это лишь огромный массив правовых норм. После его появления стало понятно, что подобный хаос не сможет оказать должный уровень регулирования. Поэтому были разработаны специальные отрасли. Одной из них является земельная. В данной статье и будут рассмотрены понятие, предмет, метод земельного права.

    Общие понятия земельного права

    Перед тем как будут рассмотрены предмет, метод, система земельного права в данной статье, необходимо разобраться, что собой вообще представляет данная отрасль. Нужно отметить тот факт, что её положения формировались достаточно длительный отрезок времени, о чем будет упомянуто далее. Что касается современности, то в Российской Федерации является совершенно самостоятельной отраслью. Это сделало возможным выделение её понятия. Согласно ему, земельное право - это совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере реализации вещевых прав и непосредственно Иными словами, данная отрасль по характеру действия своих институтов очень схожа с гражданской, потому что в ней прописан похожий с гражданским правом юридический режим обращения с землей. Отличие состоит исключительно в предмете подобных правоотношений. Кроме того, предмет регулирования земельного права затрагивает отношения в сфере деятельности органов государственной власти по рациональному распределению земельных участков и т. п.

    Ранний этап развития земельного права на территории РФ

    Как мы понимаем, изначально предмет земельного права, как по сути и сама отрасль, не существовал вообще на территории России, да и в иных государствах тоже. Но по мере своего развития люди стали наблюдать, что природа нашего отечества в разы лучше, чем в некоторых других государствах. Таким образом, возникла потребность в защите уникальной русской фауны от каких-либо посягательств. Эта нелегкая задача в полной мере пала на основной регулятор общественных отношений - право. Таким образом, примерно с XIX века начинается медленное появление земельной отрасли. Однако в самом начале земельное законодательство было, по сути, частью экологического. Конечно, до XIX века уже существовали некоторые которые в той или иной степени защищали природные объекты, однако процесс их создания и реализации имел в основном хаотичный характер. Но уже к середине XIX века земельное право приобретает черты полноправной самостоятельной отрасли.

    С установлением Советской власти развитие земельной отрасли становится еще стремительнее. После революции основной задачей власти стала победа над кризисом, который был в государстве. Земля в данном случае выступала приоритетным направлением, потому что именно на её основе можно было строить всю финансово-экономическую политику нового государства.

    После развала Советского Союза в Россию понемногу проникают которые меняют саму суть процесса использования земли. Вплоть до настоящего времени эта сфера деятельности человечества видоизменялась. На сегодняшний день земельное право по большей части обеспечивает граждан землей для реализации своих нужд и коммерческих интересов, хотя предмет отрасли имеет и иные черты.

    Предмет земельного права

    Прежде всего, необходимо отметить, что предмет любой отрасли - это тот спектр правовых норм, на которые распространяется юридическое регулирование. Иными словами, предмет является совокупностью отношений, которые, по сути, формируют ту или иную правовую отрасль. Таким образом, предмет земельного права - это отношения, которые непосредственно связаны с охраной, использованием и распределением земли в государстве.

    Следует отметить тот факт, что совокупность регулируемых отношений является структурированной системой. Это значит, что различные нормы формируются в отдельные группы. Вот почему предмет земельного права - это механизм из отношений охранного, пользовательского и предоставляющего характера.

    Отношения предоставления земельных участков

    Как уже указывалось ранее, предмет земельного права содержит в себе совокупность отношений, которыми регулируется деятельность в сфере Следует отметить, что на протяжении последних двадцати лет земельная политика РФ полностью направлена на передачу земельных участков из государственной в частную собственность или же в аренду. В данном случае мы говорим о выгоде прежде всего для страны, потому что она заинтересована в передаче земельных участков гражданам.

    Наглядным примером проявления данной политики является возможность льготного выкупа земельных участков у государства. Таким образом, предметом земельного права являются отношения, которые возникают в процессе процедуры передачи земли.

    Отношения использования

    Предметом земельного права являются также отношения, которые возникают в процессе непосредственного использования гражданами земли. Использование земельных участков юридическими или же физическими лицами должно осуществляться в строго установленных законом рамках. В противном случае какие-либо отрицательные действия могут навредить не только предмету отрасли, но и экологии в целом.

    Нужно отметить тот факт, что земельные участки могут использоваться как непосредственно предмет деятельности, так и в виде базиса для возведения построек или зданий. В первом случае мы говорим о сельскохозяйственном использовании земель. Как правило, на своих участках люди что-то выращивают.

    Следует отметить, что застройка земельных участков является достаточно дорогим удовольствием, потому что любые строительные работы уничтожают природный потенциал земельного покрова. Поэтому разрешения на какие-либо постройки даются, как правило, после признания экспертами непригодности конкретной территории для производственного использования.

    Охранительные отношения предмета земельного права

    Предмет и метод земельного права — это категории, взаимодополняющие друг друга. Но их взаимосвязь обусловлена таким типом правоотношений, как охранительные. Последние являются частью предмета земельного права. Непосредственная осуществляется от негативных явлений как антропогенного, так и природного характера. Суть в том, что земля - это, прежде всего, природный объект, который подвержен соответствующим деформационным процессам. Вдобавок представленная в статье категория также выступает объектом активной человеческой хозяйственной деятельности. Поэтому земельные участки подвержены негативному влиянию и человека, который использует её для своей выгоды.

    Следует отметить, что охранительные отношения являются наиболее сложными в структуре отрасли, так как имеют комплексный характер. Специфика также подкрепляется фактом того, что данный вид отношений регулируется не только земельной, но также гражданской и административной отраслями.

    Ранее мы уже отмечали, что предмет и метод земельного права являются взаимодополняющими понятиями. Потому что предмет - это совокупность правоотношений, которые обуславливают появление конкретных методов регулирования. Иными словами, без предмета не нужны бы были методы, и наоборот. Поэтому методологическая база земельного права также нуждается в исследовании.

    Методологическая база отрасли

    Специфический предмет земельного права обусловил появление таких же методов, которые основывают весь массив методологической базы. Как мы знаем, метод - это определенная совокупность способов и приемов, при помощи которых осуществляется непосредственное регулирование предметных отношений отрасли. В Российской Федерации подобного рода отношения в структуре земельного права регулируются двумя основными способами, а именно: гражданско-правовым и административным. То есть в отрасли воплощена теория о взаимодействии императивного веления и диспозитивного дозволения субъектам самим выбирать тип своего поведения.

    Отраслевые принципы

    Учитывая понятие и предмет земельного права, можно сделать вывод, что отрасль является полностью самостоятельной. Это значит, что абсолютно все её положения, отношения, методы и тому подобное строятся на определенных принципах. В земельном праве отражены как общеправовые принципы, закрепленные в Конституции РФ, так и специфические, сугубо отраслевые, а именно:

    1. Учет земли как основы человеческой деятельности и жизни.
    2. Приоритет охраны земли и отношений, возникающих на основе её использования.
    3. Приоритет охраны и защиты человеческой жизни, здоровья от негативного влияния земли и хозяйственной деятельности.
    4. Участие граждан России в вопросах, касающихся правомочий на землю.
    5. Единство земли как объекта и построек на ней.

    Представленный список не является строго установленным. Теоретическое осмысление отрасли позволяет ученым находить новые исходные положения для её дальнейшего развития в правовой системе Российской Федерации. Данный факт можно наглядно увидеть, если проанализировать понятие и предмет земельного права в работах разных ученых.

    Система земельного права

    Следует помнить, что предмет и система земельного права также неразрывно связаны друг с другом, ведь система показывает внутреннюю организацию отрасли. Поэтому благодаря системе земельные отношения распределяются по нормам права, институтам и субинститутам. Представленные понятия характеризуют всю структуру земельного права. В данном случае нужно учитывать, что правовая норма - это наименьший элемент отрасли. В ней содержатся единичные, конкретные правила, требующие реализации. В свою очередь, институты и субинституты представляют собой совокупности подобных норм. Поэтому предмет и система земельного права являются категориями, которые просто необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом.

    Заключение

    Итак, в данной статье мы рассмотрели понятие, предмет, метод земельного права. Следует отметить, что данная отрасль все еще требует значительных теоретических наработок, дабы её положения как можно более полно и эффективно реализовывались.

    Земельное право - это совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

    Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

    1. собственный предмет правового регулирования ;
    2. собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

    Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения .

    Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти , организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права .

    Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования:

    1. свойственны только государству в лице его органов;
    2. касаются только юридических норм;
    3. обеспечиваются государственным принуждением.

    Методы земельного права - это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам .

    В юридической литературе различают:

    1. метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»;
    2. диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

    Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

    И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

    Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование.

    В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

    Предмет правового регулирования в области земельных общественных отношений обладает рядом особенностей:

    1. В него входят лишь волевые общественные отношения , т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими. Например, проведение или непроведение работ по повышению плодородия почв зависит от воли людей, а значит, входит в предмет правого воздействия.

    2. Предмет правового регулирования составляют волевые общественныеотношения, которые можно урегулировать правовыми нормами. Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

    3. Предметом правового регулирования являются такжеволевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами. Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.

    4. В предмет правового регулирования включены не всякиеобщественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем. Эта допустимость регламентируется нормами международного права. Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

    5. В предмет правового регулирования входят лишь теобщественные отношения, которые подпадают под действие правовых, норм. Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все — средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

    Следовательно, предметом правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

    Предмет правового регулирования можно подразделить нафактически находящийся в сфере правового регулирования ипотенциальный. Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй — те общественные отношения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуж-даются. Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду ответственность за последствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п.

    Предмет потенциального регулирования обусловлен, как правило, пробелами в законодательстве, отсутствием надлежащего опыта правового регулирования в силу новизны общественных отношений, которые постоянно претерпевают изменения, развиваются, усложняются, а также политическими мотивами и другими причинами.

    В отдельных случаях закон предусматривает механизмы преодоления подобных пробелов в правовом регулировании: (ст. 10 ГПК РФ) суд вправе в сходных случаях применять аналогию закона (т.е. применять закон, регулирующий сходные отношения), а иногда и аналогию права (т.е. применять общие начала и смысл действующего законодательства).

    Предмет потенциального правового регулирования находится не столько в сфере действия правовых норм, сколько в области практики их применения. Например, порядок возмещения убытков, возникающих в результате нарушения земельного законодательства, осуществляется по аналогии с порядком возмещения убытков в сфере промышленного производства, хотя в земельных отношениях действуют объективные законы природы, не присущие промышленному производству.

    Признаки предмета земельного права:

    1. Предметом земельного права являются общественные земельные отношения, имеющие свое экономическое содержание.

    2. Специфика данных общественных отношений обусловлена природными особенностями земли как уникального объекта общественных отношений.

    3. Земельные отношения — это общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

    Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
  • Правовой режим земель лесного фонда
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах
  • Понятие предмета регулирования земельного права

    Российское право является одной из форм управления общественными делами, а данное управление успешно достигнет заложенной в нем цели только при условии адекватности этой формы особенностям управляемых общественных отношений.

    Земельные правовые отношения хотя и обладают гражданско-правовой природой, но требуют особых (адекватных) правовых приемов регулирования, в которых административно-правовые методы переплетаются с гражданско-правовыми методами.

    Поэтому как оборот, так и осуществление правомочий собственника земельного участка ограничиваются пределами, допускаемыми нормами земельного законодательства (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ), а право собственности и вещные права на землю ограничены рамками Земельного кодекса РФ. Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими земельными законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260-287 ГК РФ).

    Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой земельного права.

    Головным нормативным правовым актом земельного законодательства является Земельный кодекс РФ, нормы которого закрепили особые принципы земельного права (ст. 1), установили правила категоризации земель (ст. 7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77-103) и т.д.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданско-правовые нормы дополняют сферу действия земельно-правовых норм, что вызывает сложность в определении предмета земельного права.

    Одновременно и нормы земельного права вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования. Например, глава 17 ГК РФ, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, содержит земельно-правовые нормы, регулирующие порядок использования земельных участков.

    При таких условиях трудно отграничить предмет земельного права от смежных с ним предметов других отраслей права и для правильного определения данного предмета необходимо исходить из следующего.

    1. Предметом земельного права являются земельные отношения, т.е. общественные отношения складывающиеся по поводу земли, а для этого необходимо уяснить вопрос о том, что понимается под термином «земля».

    2. Термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах.

    Во-первых, он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

    Во-вторых, земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочки земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении она является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права.

    В-третьих, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

    Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы, под которыми биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности является объектом особой охраны .

    3. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и именно эти отношения Кодекс именует земельными (п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

    В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок.

    Пределы данного объекта определены в Конституции РФ. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море.

    воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

    Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, подобны бурно меняющимся и переливающимся потокам текущих вод. Их невозможно «расселить», как имущество, по однородным отраслевым группам. Поэтому существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования других смежных отраслей права.

    Например, отношения по использованию земель могут быть конституционными (государственная граница), административными (закрытые административно-территориальные образования) и др. Особенно это касается вопроса о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных прав на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков. В юридической литературе высказано множество аргументов, что данные правовые институты - составная часть гражданского права, хотя фактически эти отношения являются предметом совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

    Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли: отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, разрешению земельных споров, контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

    В условиях формирования рыночной экономики была сделана попытка изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому стал Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. В нем было сказано: «Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа» (ст. 1). Как видим, земельное и природоохранительное законодательство было поставлено в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие Гражданский кодекс РФ (часть первая). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

    Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников, регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества.

    Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны определяться преимущественно с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо в специальных федеральных законах о правовом статусе иных природных объектов.

    Таким образом, предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного и иных отраслей права.

    В данный предмет не входят такие конституционные, муниципальные и административные земельные отношения, как, например, определение границ территории российского государства, его субъектов и муниципальных образований.

    Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием выделения отраслей в системе российского права. Значительную роль в этом играют методы (способы) правового регулирования земельных отношений.

    Тесты по земельному праву

    1. В предмет земельного права входят следующие виды отношений:

    Земельные отношения ;

    Земельно-имущественные отношения;

    Имущественные отношения ;

    Личные неимущественные отношения, связанные с землей

    2. К принципам земельного законодательства относятся:

    единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов

    приоритет земли как недвижимого имущества перед ее использованием в качестве средства производства

    • 3. не ограниченная свобода собственников земельных участков по их использованию
    • 4. учет значения земли как основы жизни и деятельности
    • 3. В систему земельного права входят следующие правовые институты :

    Институт земель запаса

    Институт землеобустройства

    Институт строительных работ

    Институт разграничения государственной собственности на землю

    4. Согласно Декрету 1917 года «О земле»:

    Провозглашена частная собственность рабочих и крестьян на землю;

    Отменена частная собственность на землю;

    Проведена инвентаризация земель;

    Все земли объявлены землями сельскохозяйственного назначения.

    Характерными чертами советского земельного права являлись:

    Бесплатность землепользования;

    Отсутствовало деление земель на категории;

    Земельные участки в поселениях находились в частной собственности;

    Отношения регулировались кодифицированным актом - Земельным кодексом.

    6. Земельное законодательство находится:

    В исключительном ведении Российской Федерации;

    В совместном ведении РФ и субъектов РФ

    В исключительном ведении субъектов РФ;

    В ведении муниципальных образований.

    • 7. Земельное законодательство состоит из
    • 1. постановлений Правительства Российской Федерации.
    • 2. законов субъектов Российской Федерации.
    • 3. актов органов местного самоуправления.
    • 8. Круг отношений, регулируемых органами местного самоуправления, определяется следующим образом :
    • 1. Это все отношения по использованию земель, возникающие на территории муниципального образования

    Устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ.

    Это все отношения, не урегулированные федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ

    Определяется органами местного самоуправления самостоятельно

    9. Земельные отношения это:

    отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними.

    отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, по совершению сделок с ними.

    10. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, это:

    Земельные отношения

    Имущественные отношения, связанные с землей

    Административно-имущественные отношения

    Отношения собственности земельный право самоуправление сделка

    11. Гражданин идет по землям общего пользования, он -

    Участник имущественных отношений, связанных с землей

    Участник земельных отношений

    12. Гражданин продает земельный участок, находящийся в его собственности, он -

    Участник имущественных отношений, связанных с землей

    Участник земельных отношений

    Ни в каких отношениях не участвует

    Участвует и в земельных и в имущественных отношениях

    13. Отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются:

    исключительно гражданским законодательством.

    исключительно земельным законодательством.

    земельным законодательством, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

    • 4. гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
    • 14. Земельный участок как объект земельных отношений это :

    часть поверхности земли (за исключением почвенного слоя), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

    часть поверхности земли (включая поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами

    часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

    часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка.

    15. Рациональное использование земли -- это использование,

    Приносящее максимальную экономическую прибыль

    По принципу: чем меньше использовать - тем лучше

    • 16. Рациональное использование земли обеспечивается путем :
    • 1. Установления правового режима земель;
    • 2. Установления ограничения оборотоспособности земельных участков;
    • 3. Установления ограничений на передачу земель в собственность иностранных юридических лиц.
    • 4. Предоставления собственникам полной свободы по использованию земельных участков.
    • 17. Правовой режим земельных участков состоит из :

    Требований к целевому назначению земельного участка

    Требований к сохранению межевых знаков на земельном участке

    • 3. Требований к соблюдению прав собственников соседних земельных участков
    • 4. Требований к разрешенному использованию земельного участка
    • 18. Требования к целевому назначению земельного участка определяются :
    • 19. Требования к разрешенному использованию земельного участка определяются :

    Исходя из статуса землепользователя

    Исходя из конкретных целей использования земельного участка

    Исходя из имущественного права на земельный участок

    • 5. Исходя из принадлежности земельного участка к той или иной территориальной зоне
    • 20. Собственник земельного участка имеет право :
    • 1. использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые

    добывать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке полезные ископаемые

    возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения

    21. Целями охраны земель являются:

    предотвращение нарушения прав собственников земельных участков.

    предотвращение негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

    предотвращение уничтожения межевых знаков.

    улучшение и восстановление земель

    22. В целях охраны земель обладатели прав на земельные участка обязаны осуществлять мероприятия по сохранению

    межевых знаков

    плодородия почв

    древесно-кустарниковой растительности

    зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке

    • 23. Рекультивация - это
    • 1. восстановление нарушенного почвенного слоя
    • 2. коренное улучшение земель путем проведения гидромелиорации, агролесомелиорации и т.д.

    временное исключение земли из хозяйственного использования

    перевод земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения

    • 24. Земельный участок находится в государственной собственности, если
    • 1. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований.
    • 2. имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
    • 3. он не находится в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, либо имеется свидетельство о государственной собственности на земельный участок.
    • 4. он находится в федеральной собственности или собственности субъекта РФ.
    • 25. Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование

    гражданам.

    государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям

    • 3. любому лицу по усмотрению органа, предоставляющего земельный участок.
    • 4.
    • 26. Граждане имеют право

    бесплатно приобрести в пожизненное наследуемое владение не более одного земельного участка.

    однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок.

    бесплатно приобрести в собственность находящиеся в его пожизненном наследуемом владении земельные участки.

    27. В соответствии с Земельным кодексом РФ публичный сервитут может устанавливаться

    для проведения народных гуляний

    прогона скота через земельный участок

    для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок для нужд собственника недвижимого имущества.

    прохода или проезда через земельный участок

    28. Арендатор земельного участка вправе передать земельный участок в субаренду

    с согласия собственника земельного участка

    без согласия собственника земельного участка

    без согласия собственника земельного участка, если договором аренды не предусмотрено иное.

    передача земельного участка в субаренду запрещена

    29. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

    государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.

    гражданам и юридическим лицам на основании договора.

    гражданам для садоводства

    органам государственной власти и органам местного самоуправления.

    • 30. Если здание и земельный участок, на котором оно расположено, находится в собственности одного лица, то при отчуждении здания
    • 1. отчуждается земельный участок, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

    продавец здания имеет право передать земельный участок приобретателю здания на любом праве, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

    земельный участок передается в постоянное (бессрочное) пользование приобретателю здания.

    31. Объектом купли-продажи могут быть

    земельные участки

    только земельные участки, прошедшие кадастровый учет

    части земельных участков

    • 32. Основанием прекращения права собственности на земельный участок является :
    • 1. установление публичного сервитута.
    • 2. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства в указанных целях в течение одного года.
    • 3. отказ от права собственности .
    • 33. Реквизиция земельного участка это

    безвозмездное изъятие земельного участка у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления

    временное изъятие земельного участка у его собственника в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами.

    изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

    34. Земельные споры разрешаются

    судом

    органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

    в административном порядке.

    третейским судом

    • 35. Плата за использование земли это
    • 1. земельный налог
    • 2. плата при приобретении на торгах права собственности на земельный участок или права на заключение договора аренды земельного участка.

    административные штрафы за земельные правонарушения.

    арендная плата

    36. Объектами мониторинга являются

    все земли Российской Федерации.

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

    земли, находящиеся в собственности юридических и физических лиц.

    37. Землеустройство проводится

    по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления

    по решению суда

    по инициативе местного населения

    38. Согласно Земельному кодексу РФ к видам земельного контроля относятся

    государственный контроль

    местный контроль

    производственный контроль

    контроль субъекта РФ

    • 39. За земельные правонарушения юридические лица привлекаются
    • 1. к административной, гражданско-правовой ответственности.

    к административной, уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

    к гражданско-правовой ответственности.

    40. Земли Российской Федерации подразделяются на категории

    по разрешенному использованию.

    по правовому режиму.

    по целевому назначению.

    по субъектам землепользования

    земли запаса.

    земли для индивидуального жилищного строительства.

    земли субъектов РФ.

    земли особо охраняемых природных территорий

    • 42. Земли сельскохозяйственного назначения, это
    • 1. земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

    земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также в сельских поселениях, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

    • 43. Сельскохозяйственные угодья это
    • 1. земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
    • 2. пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
    • 3. земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
    • 44. Фонд перераспределения формируется за счет
    • 1. земель сельскохозяйственного назначения;
    • 2. земель любых категорий, изъятых для государственных или муниципальных нужд;
    • 3. земель сельскохозяйственного использования в поселениях.
    • 45. При добровольном отказе собственника от земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельный участок поступает

    в земли запаса

    в фонд перераспределения

    • 3. по усмотрению органа местного самоуправления земельный участок переводится в фонд перераспределения или земли запаса.
    • 46. Земли поселений это
    • 1. земли, предназначенные для нужд поселений, расположенные как в черте, так и за чертой поселений
    • 2. земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий
    • 3. все земли, находящиеся в черте сельских и городских поселений, за исключением земель Москвы и Санкт-Петербурга
    • 47. Согласно Земельному кодексу РФ в состав земель поселений могут входить территориальные зоны

    жилые

    продовольственные

    производственные

    фабричные

    48. Владелец вправе использовать земельный участок, отнесенный к землям поселений

    в соответствии с одним из видов разрешенного использования, установленным при предоставлении земельного участка

    в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны видом разрешенного использования

    любым способом, который обеспечивает целевое использование земельного участка

    49. Если объект недвижимости не соответствует градостроительному регламенту, его собственник

    вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    если объект недвижимости находится в исторической зоне поселения, то собственник обязан привести его в соответствие с градостроительным регламентом, если нет, то вправе продолжить использование, если это не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

    • 3. обязан привести объект недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом в срок до 01.01.2008.
    • 50. Особенность зон сельскохозяйственного использования в поселениях состоит в том, что
    • 1. оборот таких земельных участков регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения
    • 2. земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки

    земельные участки изымаются для муниципальных нужд

    земельные участки изымаются для государственных нужд

    51. Земли промышленности и иного специального назначения находятся

    как в черте, так и за чертой поселений

    в черте поселений

    за чертой поселений

    • 52. Земельные участки в полосах отвод автодорог из земель транспорта могут предоставляться гражданам и юридическим лицам
    • 1. для проведения строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений.

    для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы.

    для распашки земельных участков.

    для строительства складов

    53. Дендрологические парки относятся

    к землям рекреационного назначения.

    к землям природоохранного назначения.

    к землям особо охраняемых природных территорий.

    в зависимости от статуса дендрологический парк может быть отнесен к любым землям, перечисленным в п. 1-3

    54. К землям рекреационного назначения относятся земельные участки, используемые

    для туризма.

    для отдыха и спорта в поселениях.

    для организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 4 для размещения спортзалов, бассейнов

    55. Изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий

    допускается для государственных или муниципальных нужд

    не допускается для нужд, противоречащих их целевому назначению

    не допускается

    56. Лесные земли, это

    земли, покрытые лесной растительностью

    земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства

    земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления

    земли, не покрытые лесной растительностью

    57. К лесному фонду не относятся

    леса, расположенные на землях обороны

    леса, расположенные на землях городских поселений

    Леса, предназначенные для промышленного использования

    • 4. Леса заповедников
    • 58. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в частной собственности

    находится в муниципальной собственности

    принадлежит этому лицу на праве собственности

    находится в собственности субъекта Российской Федерации

    находится в общем пользовании лиц, проживающих в данной местности

    земли, не занятые водными объектами, но предназначенные для их восстановления или создания

    земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов

    • 4. земли, занятые спортивными бассейнами
    • 60. Земли запаса это
    • 1 земли, которые по своим природным свойствам могут быть отнесены к различным категориям земель

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, включая фонд перераспределения

    земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения

    Земли, включенные в фонд перераспределения