Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Предупреждение преступности в сфере экономики. Профилактика экономической преступности

    Предупреждение преступности в сфере экономики. Профилактика экономической преступности

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    по дисциплине "Криминология"

    «Экономическая преступность и её предупреждение»

    Москва 2014

    Введение

    Заключение

    Введение

    Сегодня на одно из первых мест выходит борьба с преступностью в сфере экономики. Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена.

    Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной. В понятийном и методологическом аппарате правовой науки не находили адекватного отражения новейшие тенденции криминальной практики.

    Однако уже в 60-х годах XIX века один из ведущих французских исследователей этой проблематики М. Патэн в работе "Общая часть уголовного права и уголовное законодательство в сфере бизнеса" (1861 г.) отмечал, что данные вопросы настолько твердо проложили путь в науку, что стали чуть ли не самыми главными.

    Уже в то время ведущие специалисты воспринимали проблема экономической преступности как крупную социальную проблему будущего, которую неизбежно придется решать, которая станет "во весь рост" и потребует специального рассмотрения.

    Целью данного реферата является изучение экономической преступности и её предупреждения. Дается общая характеристика основных экономических преступлений, излагаются юридические и экономические аспекты контроля над экономической преступностью.

    1. Понятие и виды преступности в сфере экономической деятельности

    Преступления, совершаемые в сфере экономики, т.е. посягающие на экономические и имущественные отношения, занимают высокий удельный вес в структуре преступности. Достаточно отметить, что ежегодно в РФ осуждается за преступления против собственности, хозяйственные преступления, а также преступления в сфере предпринимательства свыше 80% лиц от общего количества осужденных.

    В УК РФ 1996 г. по сравнению с УК РСФСР 1960 г. наибольшее изменение претерпели нормы, помещенные в главу 22 “Преступления в сфере экономической деятельности”, прежде содержавшиеся в главе VI, именовавшейся “Хозяйственные преступления”. Согласно новому УК РФ из указанных преступлений декриминализированы 15 и криминализировано 17 деяний. На основании сходства-различия непосредственных объектов посягательств эти преступления классифицируются на следующие подгруппы, которые составляют:

    I. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов. Эта группа делится на подгруппы, которые составляют:

    1) преступления, посягающие на сферу финансов в части формирования бюджета от сбора налогов и таможенных платежей;

    2) преступления, посягающие на сферу финансов в части обращения денег, ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт, иных платежных документов, драгоценных металлов, драгоценных камней или жемчуга;

    3) преступления, посягающие на сферу финансов в части кредитования.

    II. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере предпринимательства. Данная группа подразделяется на подгруппы, к которым относятся:

    1) преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

    2) преступления, посягающие только на сферу предпринимательства.

    III. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере распределения материальных и иных благ. Они дифференцируются на следующие подгруппы:

    1) преступления, посягающие на сферу распределения и общественные отношения собственности;

    2) преступления, посягающие только на сферу распределения.

    IV. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере потребления материальных и иных благ.

    V. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической деятельности.

    2. Криминалистическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности

    Преступления, совершаемые в сфере экономики - одна из составных частей преступных деяний, выделяемых при их криминалистической классификации. В эту группу включаются преступления, подпадающие при уголовно-правовой квалификации под признаки самых различных статей УК (приписки, должностные хищения, выпуск недоброкачественной продукции и т. д.). Однако сходство по ряду признаков, существенных с точки зрения методики расследования, позволяет рассматривать все их множество в качестве криминалистически однородной группы преступлений. Имеются в виду следующие признаки:

    1) субъектами рассматриваемых преступлений являются работники управленческих, производственных, коммерческих и иных структур, реализующие свои функции в сфере экономики (прежде всего - это должностные и материально-ответственные лица);

    2) преступления ими совершаются в связи с выполнением своих профессиональных функций в процессе производства, хранения, сбыта, обеспечения сохранности изготовляемой и выпускаемой продукции, осуществления контроля за ее качеством, правильностью финансовых операций, оказания материальных и иных услуг населению и других видов деятельности;

    3) в основе преступлений лежит нарушение правил нормативного характера, определяющих направленность, регулирующих порядок и условия осуществления соответствующей деятельности, регламентирующих права и обязанности ее участников (законов, ГОСТа, инструкций, приказов и т. д.).

    Сказанному не противоречит то, что в ряде диспозиций статей УК, применяемых при их уголовно-правовой квалификации, непосредственного указания на нарушение тех или иных правил не содержится. В таких случаях указанное обстоятельство предполагается в качестве необходимого элемента преступного деяния. Так, состав выпуска недоброкачественной продукции предполагает нарушение ГОСТа, ОСТа, РТУ и других нормативов, а состав загрязнения водоемов и воздуха, например ядовитыми промышленными стоками и выбросами - нарушение законов об охране атмосферного воздуха, природы, основ законодательства о здравоохранении, ведомственных нормативных актов и т. д.

    Учет всей совокупности вышеуказанных признаков позволяет отграничивать данные преступления от сходных с ними по отдельным признакам, но не входящих в рассматриваемую группу деяний (например, от преступлений, совершаемых членами трудовых коллективов в сфере быта: от преступлений, которые совершаются в сфере экономики, но не в связи с выполнением профессиональных обязанностей). Важное значение для выявления и раскрытия экономических преступлений имеет учет того, что все они сходны в основных принципиальных чертах и с точки зрения механизма следообразования, круга и характера носителей и источников информации, необходимой для установления истины по уголовным делам. Это сходство обусловлено в первую очередь таким фактором, как закономерная связь преступлений с профессиональной деятельностью, а также теми закономерностями, которые лежат в ее основе: она возникает, осуществляется, изменяется и прекращается на нормативной основе. Данное обстоятельство выступает в качестве важнейшей из детерминант этой деятельности, предопределяющих ее стабильность, устойчивость, необходимость, повторяемость всех основных ее сторон. Функционирование в процессе профессиональной деятельности орудий труда, средств производства, контрольной аппаратуры, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, других предметов, отражение этой деятельности в специальных финансовых, технологических, бухгалтерских и иных документах также оказывают существенное влияние на механизм отражения преступлений и формирование информации как о самой деятельности, так и о преступлениях, связанных с ней.

    Не случайно, поэтому типичными носителями и источниками информации, собираемой при выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в сфере экономики, являются:

    1) финансовая, оперативная, техническая, технологическая и иная документация предприятий организаций, учреждений, а также предприятий, состоящих с ними в договорных отношениях, документы их вышестоящих организаций, государственных и общественных органов, выполняющих контрольно-надзорные функции на предприятиях, в организациях, учреждениях;

    2) субъекты всех видов указанной деятельности;

    3) различные материальные объекты, функционирующие в ходе подготовки и осуществления соответствующего вида профессиональной деятельности (орудия труда, технические средства, продукты деятельности и т. д.), реализации ее результатов, контроля качества, проверки ее правильности и эффективности. С точки зрения мотивов, одна часть рассматриваемых преступлений характеризуется корыстными побуждениями (должностные хищения, взяточничество и т. д.), другая - мотивами иного плана: карьеристскими соображениями, нежеланием перетруждать себя излишними, с точки зрения преступников, заботами и т. п. Последняя группа преступлений (преступная халатность, нарушение правил техники безопасности и т. д.) являет собой пример уголовно наказуемого, небрежного, безответственного, недобросовестного поведения субъектов в сфере их трудовой деятельности. Преступления того и другого плана совершаются в сфере производства (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.), а также в сфере обслуживания населения.

    В свою очередь, в каждой из таких подсистем преступлений (например, преступлений, совершаемых в сфере промышленного производства) могут быть выделены их составные части, исходя из учета отдельных видов преступлений, характера нарушенных правил (например, преступления в сфере экономики, связанные с нарушением правил техники безопасности, преступления, связанные с нарушением правил торговли), внутривидовой специфики профессиональной деятельности, своеобразия предмета, способов преступных посягательств, характера и особенностей, обусловленных преступными действиями (бездействием), наступлением тех или иных вредных последствий. Основная цель таких классификаций - получение и использование в научных и практических целях дополнительных знаний о специфике соответствующих подгрупп, видов и разновидностей преступлений, совершаемых в сфере экономики.

    3. Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности

    Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

    Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

    Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах. Она может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций). В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

    Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность.

    Таким образом, определяющая роль в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности принадлежит общегосударственным мероприятиям по устранению системного кризиса в обществе, в первую очередь по стабилизации отношений в сферах экономики и социальной жизни, по разрешению присущих им противоречий, обеспечению роста промышленного и сельскохозяйственного производства, демонополизации экономики и формированию конкурентной среды, развитию инфраструктуры рынка, укреплению гарантий частной собственности, социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, совершенствованию законодательства, программированию предупреждения экономических преступлений.

    Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Однако, к сожалению, в качестве профилактики преступлений обращение к жертве преступления потерпевшему пока используется нечасто.

    В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

    Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

    · федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры;

    · органы государственного контроля (налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета, Центральный банк РФ, и др.);

    · органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

    · правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ, ГТК);

    · общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.)

    Заключение

    Из реферата следует вывод о том, что под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

    Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности. Основанием такого безразличия может служить то обстоятельство, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, а также то, что экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника.

    Классификация экономических преступлений. Многообразие уголовно наказуемых деяний, относимых к экономическим преступлениям, предполагает в качестве первого шага их анализа составление их классификации. Преступления группируются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

    Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

    Список использованной литературы

    преступление экономический предупреждение

    1. Войтенко С.Г. Криминология. Особенная часть. Тезисы лекций. М.: 2000 г.

    2. Долгова А.Н. Криминология. Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2010 г.

    3. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. Учебник. - М.: Норма, Инфра-М, 2013 г.

    4. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 2005 г.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Виды преступлений в сфере экономической деятельности. Незаконное предпринимательство и его характеристика. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности.

      реферат , добавлен 28.11.2008

      Понятие, сущность, особенности преступности в сфере экономической деятельности. Основные меры предупреждения экономической преступности, характеристика ответственности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих экономические преступления.

      курсовая работа , добавлен 12.02.2018

      Понятие преступлений в сфере экономической деятельности. Анализ иных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности. Характеристика проблемы применения нормы об освобождении от уголовной ответственности за совершение преступлений.

      курсовая работа , добавлен 24.07.2013

      Особенности расследования преступлений в сфере экономической деятельности в современных условиях. Основные положения методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Расследование фальшивомонетничества и налоговых преступлений.

      дипломная работа , добавлен 29.08.2012

      Понятие и виды преступлений, совершаемых в сфере и и против собственности. Детерминанты экономической преступности и преступлений против собственности. Особенности предупреждения и профилактики противозаконных действий в указанной сфере.

      курсовая работа , добавлен 29.05.2015

      Общественные отношения, обусловливающие преступность в сфере экономической деятельности в условиях современной ситуации в РФ. Изучение криминологической характеристики лиц, совершивших преступления. Выявление мер по борьбе с экономической преступностью.

      курсовая работа , добавлен 10.06.2014

      Детерминанта и криминологическая характеристика экономических преступлений и лиц, которые их совершают. Экономические, правовые и воспитательные меры по предупреждению краж, вымогательств и мошенничеств, направленные на коррекцию личности правонарушителя.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2011

      Исторический аспект возникновения и распространения экономической преступности. Криминалистическая характеристика механизма присвоения и растраты и тактика проверочных действий. Проведение отдельных следственных действий по делам о присвоении и растрате.

      дипломная работа , добавлен 16.04.2011

      Проблема определения понятия экономической преступности, ее криминалистические признаки. Классификация экономических преступлений. Факторы криминализации российской экономики. Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью, ее предупреждение.

      реферат , добавлен 22.05.2009

      Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Носители и источники информации, собираемой при их расследовании. Виды и особенности следственных действий (допрос, анализ документов, задержание, судебная экспертиза).

    Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

    1. Общесоциальные меры.

    Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

    В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

    Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

    На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

    2. Криминологические меры

    Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями.

    Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

    Заключение

    Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

    В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

    Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

    В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

    Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

    Список литературы

    1. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008.

    2. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

    3. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

    4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

    5. Мартиросян Н. О. Современные проблемы экономических преступлений // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

    6. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

    7. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

    8. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

    9. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

    10. Справочная правовая система «Гарант»

    11. Справочная правовая система «Консультант плюс»


    Похожая информация.


    /. Понятие жономическои-преступности -г ^2С1Характеристика Экономических престул^гении, ЗгХирактеристикалшптсти преступников М~Н 4.

    Предупреждение -экономической преступности 1.

    Экономическая преступность - эго совокупность общественно опасных, корыстных, причиняющих значительный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, порядок управления экономическими процессами, экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. 2.

    Среди экономических преступлений наиболее опасны преступления в финансовой, банковской сфере, предпринимательстве. В России в 2000-2004 гг. сохраняется тенденция к росту экономических преступлений. "Всего в 2003 г. правоохранительные органы России выявили 376,8 тыс. преступлений экономической направленности, что на 0,5% больше по сравнению с 2002 г. Среди них 142 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, 9.5 тыс. преступлений, совершенных организованной группой. Раскрыто 45,5 тыс. преступлений на потребительском рынке, 68.6 тыс. - в финансово-кредитной системе, 3,6 тыс. - в области приватизации 2,4 тыс. фактов контрабанды"9.

    В 2004 г. крупные и особо крупные хищения увеличились на 60% по с равнению с 2002 г. За период 2000-2004 гг. фальшивомонетничество увеличилось в 8 раз.

    Большой криминализации подвержен в настоящее время рынок товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не тспько здоровье, но порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен составляет около 25% от числа всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.

    Одно из характерных преступлений - это различные схемы обналичивания денежных средств, легализации преступного капитала.

    Криминогенные черты наблюдаются также в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности. В данной области наибольшее распространение получили: занижение стоимости приватизируемых объектов; устранение нежелательных конкурентов;

    приобретение недвижимости путем сложных юридических внешне легальных схем:

    ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставный капитал которых передано государственное муниципальное имущество.

    Новыми экономическими преет умениями являются. ранее неизвестные компьютерные хищения; финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек; невозврат кредитов;

    "прокручивание" через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.).

    По итогам 2004 г. в сфере экономики организованными преступными группами совершено указанных преступлений на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рассматриваемые уголовные дела свидетельствуют о тендениии смешения иентра криминализации в сторону. отмывания (легализации) преступных доходов; должностных преступлений; коммерческого подкупа; незаконного предоставления кредита; лжепредпринимательства;

    неправомерного изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

    Главная опасность преступлений в экономической сфере - получение сверхприбылей, которые образуют большую часть "бюджета " преступного мира. Полученные таким путем денежные средства идут на:

    дальнейшие инвестиции в теневой сектор экономики; накопление средств преступности на зарубежных счетах; содержание системы организованной преступности (от ее "королей" до рядовых боевиков); ?

    оплату высококвалифицированных специалистов, работающих в теневой сфере экономики;

    подкуп чиновников;

    оплату труда высококвалифицированных адвокатов.

    Анализ внутриполитической и экономической ситуации в стране показывает, что в 2005-2006 гг следует ожидать". усиления позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике;

    сохранения широкого спектра схем оплаты сделок наличными деньгами при обострении кризиса в экономике, дефиците денежной массы, а также в связи с ожидаемой инфляцией, что будет поощрять фальшивомонетничество и подделку ценных бумаг; роста мошенничества с денежными суррогатами" долговыми обязательствами, векселями и пр.;

    роста преступности, связанной с выбиванием долгов с физических и юридических лиц",

    роста потенциала преступной среды за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекративших свою деятельность учреждений, а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств;

    роста числа и масштабов хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий, незаконного получения и нецелесообразного использования льготных кредитов, операций по отмыванию криминальных капиталов;

    роста мошеннических операций в банковской сфере в связи с массовыми банкротствами, создающими для этого благоприятные условия;

    усиления криминализация страхового рынка.

    ДЛЯ лии. совершающих преступления в экономической сфере, как правило, характерны. изощренный криминальный ум;

    ярко выраженная корыстная направленность, стремление к "легким деньгам", роскоши в повседневной жизни; высокий уровень образованности, знание законов и финансовых схем;

    высокое положение в обществе;

    связи в правоохранительных органах, экономике, органах государственной власти и преступной среде.

    Гювные способы пред\преждения престхплении в фере к н мики устранение "белых пятен", "лазеек" в законодательстве; снижение уровня коррумпированности в обществе; укрепление режима законности.

    Подорвать основы экономической преступности можно лишь мерами на уровне макроэкономики и общегосударственного законодательства.

    Без применения этих мер. без устранения базовых причин, воспитания в обществе привычки жить по закону локальные (частные) попытки бороться с экономической преступностью в перспективе будут обречены на провал.

    Вопрос 25. Преступления против собственности и их предупреждение

    К ‘еестш!еним о не собст- ен>’оапи о/нш/смяыс?

    мошенничество; ?

    вымогательство и др.

    Лая данных преступлении характерны. или корыстная мотивация (кражи);

    или соединение корыстной мотивации с насильственной (раз- бой, грабеж, вымогательство и др.).

    Кражи - самый распространенный вид преступлений. В структуре преступности кражи составляют около 45 % от числа зарегистрированных преступлений. Из всех уголовных преступлений кражи обладают самым высоким уровнем латентности (т.е. их процент мог быть еще большим, если бы все кражи регистрировались).

    Кражи соверши! тся с ними;аШ‘^ми сп о вами?

    без проникновения в закрытое помещение.

    с открытых прилавков,

    из карманов;

    магазинов;

    на вокзалах; ?

    с проникновением в закрытое помещение

    кражи со складов;

    квартирные кражи и др.

    Главная отличительная черта краж состоит в том, что жертва (человек, организация) не видит самого процесса противоправного завладения ее имущества вором - хищение происходит тайно. Эго обеспечивает высокую латентность краж, восприятие преступниками кражи как вида деятельности, где имеется большая вероятность успеха (в народе существует поговорка: "Не пойман - не вор"). Исходя из специфики преступления, главное для вора - не быть пойманным на месте (если вору эго удалось, то доказать его вину в дальнейшем практически невозможно). Поэтому около 80% краж не раскрываются. Обычно воры совершают кражи регулярно, превращают их в преступный промысел. Наиболее опытные и искусные воры могут быть не пойманными годами, в худшем случае - привлекаются к ответственности только за незначительную часть преступлений.

    Наиболее опасными видами краж являются?, карманные; ?

    с проникновением в помещение.

    Они требуют самого высокого профессионализма, тренировок, обычно не могут быть успешно совершены неподготовленными ворами. Поэтому за эти виды краж суды назначают самые жесткие наказания.

    "Вор” - наиболее уважаемая и престижная "каста" среди преступников. Воры более уважаемы, чем убийцы и насильники. Обычно именно воры являются носителями преступных традиций. Негласный свод законов всего преступного мира (особо распространенный в 1960-80-е гг.) именовался "воровским” законом, хотя по нему жили не только воры. Наиболее уважаемый слой преступников (не только воров) именуется "ворами в законе".

    При других видах преступлений против собственности имущество отбирается.

    на глазах у жертвы и посторонних (грабеж); с применением насилия (разбой); с использованием давления, угроз (вымогательство); путем обмана, злоупотребления доверием (мошенничество). 2.

    Характерными чертами всех лиц, совершающих преступления против собственности, являются: ?

    ярко выраженная корыстная мотивация; ?

    стремление к "легким деньгам"; ?

    очень развитый и изобретательный криминальный ум; ?

    пренебрежение к труду; ?

    неуважение к чужой собственности.

    Среди преступлений против собственности особо распространен рецидив (особенно - у воров и мошенников) 3.

    Полностью изжить корыстную психологию (лежащую в основе большинства преступлений против собственности) практически невозможно - так или иначе она присуща всем людям. Поэтому наиболее действенными способами предотвращения и пресечения преступлений против собственности являются: усиление охраны имущества; повсеместное внедрение технических средств:

    общих сигнализаций;

    встроенных в товар мини-сигнализаций (например, приборов КОРЗ - корпусов оперативного розыска и задержания - небольших невидимых электронных приборов внутри книг, в упаковке продовольственных товаров, одежды);

    Существует множество мер, от социальных и политических до уголовно-правовых, широко применяемых в борьбе с экономической преступностью.

    Рассмотрим экономические меры по предупреждению преступности. Насыщение рынка товарами массового спроса, повышение уровня доходов населения, целевые ассигнования на улучшение работы по устранению обстоятельств, способствующих определённой разновидности преступлений – все эти меры обязательно должны привести к снижению роста экономических преступлений. Чем лучше развит рынок и сфера услуг, чем «прозрачнее» общественные отношения в сфере экономической деятельности, тем меньше место остается для «теневой экономики» и неучтенному криминальному капиталу. Таким образом, получается, что рынок явился причиной «всплеска» экономических преступлений и сам же легальный рынок является причиной вытеснения криминального капитала.

    К социальным мерам относится защита интересов малообеспеченных слоёв населения, жизненное устройство беженцев, вынужденных переселенцев и безработных и др. меры. На первый взгляд эти действия не могут повлиять на профилактику экономических преступлений, однако, повышаясь, уровень доходов населения автоматически снижает мотивацию преступного поведения. Жизненное устройство беженцев происходит в местностях с существующими общественно-экономическими отношениями и сразу повышается количество «рабочих рук» занятых в экономической сфере деятельности. Улучшая обеспечение безработных, напрямую уменьшается количество лиц, занятых в криминальной экономике.

    В качестве организационно-управленческих мер предупреждения экономической преступности можно указать на его программно-целевое планирование или координацию субъектов предупредительной деятельности. В каждом регионе существуют планы экономического развития регионов, что благоприятно сказывается на развитие экономических отношений.

    Имеют место в профилактике экономических преступлений и культурно-воспитательные меры, которые включают в себя усилия по утверждению в жизни общества идей добра и справедливости, законов высокой нравственности, по устранению моральной безнормативности и деградации, эффективное противостояние массовой культуре, пропаганде эгоцентризма, насилия, жестокости, сексуальной распущенности.

    Свод статей Уголовных кодекса является сдерживающей силой предупреждения преступлений. Рыночные отношения стремительно развиваются и действующее законодательство не обеспечивает уголовно-правовое регулирование с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности. На основе имеющихся статистических и других данных проводится серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению и созданию принципиально новых правовых актов, для регулирования экономической деятельности в сфере уголовного права.

    Государство «мешает» преступности, однако преступность также мешает обществу и государству. Эти две стороны непрерывно влияют друг на друга. Хотя преступность и производна от общества, но является относительно самостоятельным социальным феноменом, обладающим способностью к самоорганизации и самодетерминации, активного сопротивления обществу. Конечная цель уголовно-правовой профилактики экономической преступности вывести «криминальный» капитал из тени. С помощью законодательной базы сделать прозрачными все экономические операции, не оставляя места для «теневого капитала». Это сделать очень трудно. Зная психологию преступников и учитывая их крайний эгоизм, устоявшиеся стереотипы поведения, навыки решения возникших проблем, следует ожидать что «теневая экономика» постарается вывести свои капиталы в область неурегулированную правовой нормой и там вложив капитал получить сверхприбыли с полным укрывательством от налоговых обложений.

    Предупредительная работа следователей заключается в возбуждении уголовных дел, установлении виновных в совершении преступления, доказывании их вины. Это оказывает общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления, и вносят представления об их устранении.

    Ни одна из приведенных выше мер, сама не сможет решить поставленную проблему предупреждения экономической преступности. Лишь общие усилия могут привести к положительному результату.

    Литература

    Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования /Отв. ред. М.П. Клейменов. – М.: Юристъ, 2005.

    Ефремов Р.С. Уголовно-правовые меры противодействия нецелевому использованию бюджетных средств. – М.: Юрлитинформ, 2011.

    Крылов А.А. Что такое криминализация экономики и как с ней бороться. – М.: Экономика, 2011.

    Ларичев В.Д. Преступность экономической направленности. – М.: Юрлитинформ, 2011.

    Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики и их влияния на национальную безопасность страны / Под ред. С.П. Глинкиной. – М., 2003.

    Нафиеев С.Х. Экономические преступления. Судебно-бухгалтерская экспертиза как метод предупреждения экономической преступности: Учеб. пособие. - М.: Экзамен, 2003.

    Пинкевич Т.В. Криминологические и уголовно – правовые основы борьбы с экономической преступностью. – М., 2002.

    Русанов Г.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. – М.: Юрлитинформ, 2010.

    Федоров А. Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж: (оганизационно-правовые меры противодействия). – М.: Волтерс Клувер», 2010.

    Эльканов А.И. Криминологическая характеристика и предупреждение экономической организованной преступности. – М., 2002.

    Смена экономической формации, произошедшая в середине 1980-х гг., спровоцировала рост нового вида преступности — экономической. Нельзя сказать, что в советское время упомянутое явление отсутствовало. Наличие в УК РСФСР вплоть до 1994 г. главы, посвященной преступлениям против государственной собственности , предполагало существование целого блока преступлений, лежащих за пределами обычной имущественной преступности. Санкции норм практически во всех значимых случаях даже в поздних редакциях Кодекса предусматривали максимальные сроки лишения свободы с конфискацией имущества . А отдельные составы, которые мы сейчас однозначно относим к экономическим преступлениям, такие как контрабанда (ст. 78 УК РСФСР), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК РСФСР), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК РСФСР), рассматривались как иные государственные преступления. Квалифицированное фальшивомонетничество каралось смертной казнью . Тем не менее выделение экономической преступности в отдельный вид с последующим его подробным изучением произошло только в конце 1980-х гг.

    Однако несмотря на то, что сегодня экономическая преступность выходит на первый план, до сих пор не существует единого подхода к пониманию ее содержательного наполнения. С одной стороны, формально УК РФ относит к экономическим все преступления, предусмотренные в разделе «Преступления в сфере экономики »; с другой стороны, здравый смысл подсказывает, что, безусловно, нельзя относить к этой группе имущественные некорыстные преступления (умышленное уничтожение и повреждение имущества, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и др.). Не менее сомнительным выглядит и отнесение к разряду экономических большей части хищений. Исключение составляют крупные присвоения и растраты, а также мошенничества . Во многих случаях явственный экономический характер носит причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Об отнесении вышеуказанных преступлений против собственности к группе преступлений экономической направленности говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста ». Пункт 4.1 прямо относит указанные составы к разряду совершенных в сфере предпринимательской деятельности , если они совершены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в предпринимательской деятельности, и эти преступления непосредственно связаны с указанной деятельностью.

    Наряду с вышеуказанными преступлениями существует значительное число преступлений, не посягающих формально на экономические отношения, однако являющихся постоянными сателлитами экономических преступлений, а также иные преступные деяния, которые совершаются по корыстным мотивам, на систематической основе и представляют собой различные формы криминального бизнеса . Включение последних в экономическую преступность с криминологической точки зрения не бесспорно. Тем не менее приходится признать, что организованная преступность, охватывающая традиционно такие сегменты теневого рынка , в последующем стремится легализовать полученные средства через свою «серую» часть, которая характеризуется полным спектром «классических» экономических преступных проявлений. Это делает невозможным разделение финансовых потоков и, следовательно, предполагает выработку единых стратегий по пресечению таких видов деятельности. В конечном итоге нельзя сводить экономическую преступность исключительно к преступности в сфере экономической деятельности в пределах ОКВЭД.

    Отсутствие должной квалификации у сотрудников проверяющих органов, постоянно падающий уровень подготовки в правоохранительных органах и судах вкупе с повсеместно распространенной коррупцией позволяют бизнесу существовать на грани «света и тени».

    К числу криминогенных факторов также можно отнести крайнюю неблагонадежность первоначального капитала , за счет которого был сформирован основной конгломерат собственников. В самом начале реформ во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главные империи были выстроены за счет весьма сомнительных приватизационных схем, средства на которые, немыслимые по масштабам советского времени, были предоставлены в значительной части случаев специфическими кредиторами. Они пополнялись за счет «общаков» — казны организованной преступности. Таким образом, существенная часть российской экономики изначально оказалась под контролем организованной преступности.

    Последующие войны между организованной преступностью старой и новой формации привели к устранению или к уходу со сцены многих лидеров преступного мира. За это время на управлении этими беспрецедентными ресурсами сформировали свои сверхсостояния многие нынешние «капитаны» российского бизнеса. Очевидно, что специфические черты личности этих людей препятствуют формированию системы социально ответственного бизнеса.

    В последующие пять-семь лет российская экономика пережила этап нестабильности и безвластия, который характеризовался бегством капиталов за рубеж. Наибольшую сложность представляет даже не то, что были выведены и размещены на счетах и в депозитариях банков колоссальные суммы в иностранной валюте. Управление всеми значимыми активами на территории нашей страны было передано офшорным компаниям. К моменту ратификации Страсбургской конвенции об отмывании денег все структурообразующие предприятия , в первую очередь нефте- и газодобывающей отрасли, энергетики, крупные производственные комплексы оказались за пределами российской юрисдикции, их доходы — вне досягаемости фискальной системы, а их владельцы надежно укрытыми двух-, трехступенчатой корпоративной завесой. Этот процесс продолжается и по сей день. Колоссальные средства, полученные прежде всего в рамках коррупционных схем, аккумулируются на счетах офшорных компаний, посредством которых уже в виде «иностранных» инвестиций внедряются в российскую экономику.

    Последствия этого все могли наблюдать в конце 2008 г., когда в ожидании первой волны кризиса все средства были изъяты из российской экономики разом, что вызвало обрушение фондового рынка.

    Также этому способствует, как уже отмечалось ранее, наличие огромного числа фирм-однодневок, зарегистрированных на номинальных владельцев.

    Меры предупреждения экономической преступности

    Сегодня перед российским обществом стоит непростая задача — эффективное противодействие экономической преступности путем воздействия на факторы, ее порождающие. В последние два-три года государство предпринимает в этом направлении не бесспорные, но вполне последовательные шаги. С одной стороны, происходит ограничение

    Особенная часть криминологии вмешательства государства в какой бы то ни было форме в предпринимательскую деятельность , провозглашен переход от сырьевой к инновационной экономике . Предполагается придание Москве статуса еще одного мирового финансового центра. Параллельно с этим в условиях многолетнего профицита бюджета , позволившего расплатиться с зарубежными кредиторами, сформировать Стабилизационный фонд, а также реализовать взвешенную монетарную политику, были созданы условия по поддержанию базовых, в первую очередь наукоемких отраслей экономики путем заключения с предприятиями крупных государственных контрактов. Безусловно важным положительным моментом является вступление РФ в ВТО. Россия также стала участником многих международных соглашений, позволяющих сотрудничать с другими государствами в части отслеживания неправомерно полученных доходов . Многие российские компании размещают ценные бумаги (в основном облигации) на зарубежных биржевых площадках, что предъявляет повышенные требования к их финансовой отчетности и способствует повышению транспарентности. С другой стороны, уголовное законодательство подверглось существенному реформированию.

    Тем не менее государству требуется принять дополнительные общесоциальные и специальные меры:

    • необходимо укрепить государственную социальную политику, особенно по значимым для населения направлениям;
    • предпринять дополнительные меры по снижению уровня коррупции и повышению профессионализма в государственных контролирующих и правоохранительных органах , обеспечить независимость судебной системы , ее открытость и доступность правосудия ;
    • провести скорейшее реформирование налоговой системы, направленное на сокращение налогового бремени;
    • принять самые решительные меры по выявлению сетей, занимающихся обналичиванием денежных средств , создать серьезные препоны на пути возникновения фирм-однодневок;
    • сократить объем оборачиваемых наличных средств, обеспечить доминирование системы безналичных расчетов ;
    • установить единые правила применения российских и международных стандартов (РСБО и МСФО) в бухгалтерской отчетности.