Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Чем отличается военный суд от обычного. Подсудность военных судов и все, что с этим связано. Виды судов и чем они отличаются

    Чем отличается военный суд от обычного. Подсудность военных судов и все, что с этим связано. Виды судов и чем они отличаются

    Статус военных и гражданских лиц существенно различается. В чем конкретно это может выражаться?

    В чем специфика статуса военного?

    В РФ военный - это лицо, которое исполняет свои обязанности, связанные со службой в вооруженных силах, решением задач в области обеспечения безопасности страны.

    Приобретать статус военного граждане России могут:

    • вследствие призыва на службу в армии;
    • вследствие подписания контракта с вооруженными силами.

    Российские военные проходят службу в специализированных формированиях - воинских частях, на объектах инфраструктуры армии, в различных учреждениях, на военных базах, на боевом дежурстве (в рамках обеспечения функционирования объектов ПВО, флота, военно-воздушных сил).

    Важнейшая отличительная характеристика военного человека - наличие звания. Оно присваивается исходя из уровня опыта, квалификации и заслуг военнослужащего. Как правило, наличие у человека более высокого звания предполагает, что он может отдавать распоряжения, обязательные к исполнению, если иное не установлено в нормативных актах, в адрес людей званием ниже.

    Российские военнослужащие имеют ряд ограничений на осуществление некоторых видов деятельности. К примеру, предпринимательской и иной, которая оплачивается. Вместе с тем у военных РФ есть довольно большое количество социальных преференций - таких как, например, возможность получения жилья, поступления в вузы на льготной основе.

    Военные должны быть готовы к участию в боевых действиях. В случае если они вступают в вооруженный конфликт, то получают особый статус - комбатанта. На них начинает распространяться действие Женевской конвенции о военнопленных, которые должны рассматриваться пленившим их субъектом главным образом как лица, исполняющие приказ и потому заслуживающие человеческого отношения и обеспечения нахождения в приемлемых условиях.

    В чем специфика статуса гражданина?

    Человек, имеющий статус гражданина государства, обладает основными правами и обязанностями, гарантированными национальной конституцией и иными законами страны. В современных развитых странах перечень прав гражданина довольно масштабен - они связаны, в частности, со свободой слова, передвижения, выбора занятий, выезда за рубеж, получения определенного объема государственных услуг и социальных гарантий.

    Важное место в спектре прав граждан современных государств занимают политические права - избирать кандидатов в органы власти и быть избранным, организовывать объединения в защиту интересов тех или иных социальных групп, взаимодействовать с действующими органами власти.

    Обязанности граждан в современных развитых странах чаще всего связаны:

    • с необходимостью исполнения норм законов, принятых государством;
    • с необходимостью уплаты налогов;
    • с необходимостью содействия реализации интересов своего государства, недопустимостью государственной измены, инициирования политических изменений революционным путем;
    • с участием в защите своего государства.

    Во многих государствах мира, в том числе и в РФ, в обязанности граждан - мужского (в России) или же обоих полов - входит служба в армии, приобретение статуса военнослужащего.

    Сравнение

    Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.

    Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.

    Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях - в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.

    Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

    У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.

    Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.

    Все суды делятся на четыре вида:
    - конституционные суды,
    - арбитражные суды,
    - военный суды,
    - суды общей юрисдикции.

    Суды общей юрисдикции

    Самые распространенные суды – это суды общей юрисдикции, которые отправляют правосудие по , уголовным и административным . Сегодня в каждом районе города, а равно в каждом сельском территориальном образовании есть мировой судья и федеральный районный, окружной или областной суд. Мировые судьи рассматривают «простые» дела, срок наказания за которые не превышает трех лет заключения, все административные споры, а также часть . К ведению мировых судей относятся и имущественные, наследственные споры, иски о расторжении брака и определении сумм на содержание детей и/или инвалидов, престарелых и пр.

    Следующий «по старшинству» за мировыми судьями суд – федеральный суд общей юрисдикции. Эти суды рассматривают все иски и дела, включая тяжкие и особо тяжкие дела. Этот судебный орган весьма объемен, имеет аппаратную и исполнительную части, внутреннюю иерархию. Так, районные суды городским, городские – окружным, окружные – краевым, краевые – республиканским. Высшим органом является Верховный суд Российской Федерации, который рассматривает дела в порядке апелляции и кассации.

    Апелляция - проверка вышестоящим судом законности уже вступившего в законную силу решения по имеющимся в деле документам.

    Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных. Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

    Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены судам соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам). Высший судебный орган – военная коллегия Верховного Суда России.

    Кассация - проверка вышестоящим судом законности еще не вступившего в силу решения нижестоящего суда. Допускает представление новых доказательств.

    Арбитражные суды

    Экономические споры между юридическими лицами призван рассматривать Арбитражный суд. Он также имеет разветвленную структуру, которая подчинена принципу территориальности. Такие суды бывают окружными, апелляционными. Особняком стоит высший судебный орган – Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

    Конституционный суд

    Конституционный суд в России один и он един, состоит из 13 судей, избираемых в особом порядке. Конституционный суд не рассматривает частные споры. Он является органом конституционного контроля, в его ведении находятся лишь вопросы законодательного характера, а потому решения этого суда исполняются наряду с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Только решением Конституционного суда может быть опротестован, отменен или пересмотрен принятый нормативный акт.

    Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

    Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

    Определение 1

    Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

    При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

    1. Военные суды формируются по территориальному принципу, исходя из мест расположения и дисклокации воинских частей, военизированных учреждений и органов государственной власти;
    2. Отличаются наличием особой подсудности рассматриваемых категорий дел;
    3. Судопроизводство и судоговорение ведется исключительно на русском языке;
    4. Особый субъектный состав лиц, в отношении которых может осуществляться производство в военных судах: военнослужащие, включая лиц, проходящих военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а равно в военизированных органах, и обладающих воинскими званиями. Кроме того, военные суды рассматривают дела в отношении граждан, проходящих военные сборы.

    Одной из особенностей правового положения судей военных судов по сравнению с судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, выступает больший объем неприкосновенности.

    Пример 1

    Так, например, в качестве одного из подтверждений приведенной точки зрения выступает то, что решение вопроса о рекомендации к назначению и прекращению полномочий всех военных судей принимается исключительно Высшей квалификационной коллегией судей РФ, в отличие от гражданских судов, в которых соответствующие вопросы в отношении большинства судей могут разрешаться на уровне квалификационных коллегий субъекта РФ.

    При этом необходимо обратить внимание на то, что лишь с 2009 года появилась возможность замещения должностей военных судей без воинского офицерского звания, до того времени соответствующее звание было обязательны условием для претендента на такую должность.

    Сфера компетенции военных судов

    Наряду с указанием на особенности подсудности и субъектного состава дел, рассмотрение которых осуществляется в рамках военных судов, необходимо обратить внимание на то, какие конкретно категории дел могут разрешаться военным судом в отношении обозначенных выше лиц:

    Применительно к последней категории необходимо обратит внимание на то, что дела об уголовных преступлениях военнослужащих относятся к юрисдикции военных судов независимо от того находятся они на военной службе (военных сборов) или уже уволены. Ключевым фактором в рассматриваемой сфере выступает совершение преступления в период прохождения соответствующей службы (сборов).

    Кроме того, военные суды рассматривают материалы и выносят решения о применении мер пресечения в отношении подсудных военнослужащих, включая такие меры как заключение под стражу, домашний арест, выносят акты о проведении следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решений должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры в отношении военнослужащих, и т.д.

    Система и виды военных судов

    Современная система военных судов, утвержденная на уровне российского федерального законодательства, предполагает наличие трехзвенной организации соответствующих органов, в которую входят гарнизонные, окружные суды и Коллегия по делам военнослужащих.

    Гарнизонный военный суд – низшее звено системы военных судов, действующее на территории дислокации одного (или нескольких) военных гарнизонов, которым по первой инстанции рассматриваются все гражданские, административные и уголовные дела специальной юрисдикции, за исключением тех из них, которые прямо отнесены к подсудности иных звеньев системы военных судов. Судопроизводство по всем делам в гарнизонном суде ведется профессиональным судьей единолично.

    Окружной (или флотский) военный суд – среднее звено системы военно-юрисдикционных органов, сфера действия которого распространяется на территорию одного или нескольких субъектов РФ, в пределах которых дислоцированы воинские части и иные учреждения, органы, формирования и войска. За исключением особенностей юрисдикции, свойства организации и деятельности окружного военного суда во многом схожи с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции уровня субъекта РФ. В том числе, окружные суды также могут выступать в качестве первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также пересматривать составляющие компетенцию дела по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам, и т.д.

    Военная коллегия Верховного суда (Коллегия по делам военнослужащих) – третье звено отечественной системы военных судов, к подсудности которого отнесено:

    • оспаривание ненормативных актов федеральных органов государственной власти и Президента РФ, касающихся прав и свобод военнослужащих;
    • дела о преступлениях, по подозрению в совершении которых обвиняются судьи военных судов, а равно уголовные дела особой сложности (особого общественного значения) – при наличии ходатайства обвиняемого.

    Большинство людей считает, что военные суды - это абсолютно закрытые органы, в которых адвокатам делать нечего. Все заранее предрешено. Это не так. Компетентные юристы, разбирающиеся в практике военного судопроизводства, успешно помогают клиентам. Ведь суды военные по своей структуре и подведомственности не слишком отличаются от гражданских.

    Некоторые статистические данные

    Стоит указать на наиболее распространенные преступления, рассматриваемые военными судами.

    1. Самовольное оставление части. Это примерно половина осужденных. Военнослужащий незаконно покидает воинскую часть с целью отдохнуть, навестить родственников, девушку. Обычное наказание – до двух лет дисциплинарного батальона. Иногда его засчитывают в общий срок службы.

    2. Дезертирство. Это серьезное преступление, которое военнослужащий совершает, не собираясь возвращаться в часть. Иногда он так поступает вынужденно, а иногда с преступными целями, прихватив с собой оружие. Адвокат поможет суду разобраться в обстоятельствах, что привели к такому поступку.

    В большинстве случаев побег из армии происходит по причине неуставных отношений. В таких делах иной раз разобраться очень трудно, так как преступные действия покрывает начальство. Естественно, если будет доказано в военном суде, что в части творились беззакония, это отразится на карьере офицеров части.

    3. Бывают случаи, когда место службы оставляет даже офицер. Это отдельная статья. Юристы обратят внимание суда на тот фактор, что у военнослужащего не выдержала психика, и он творил беззакония.

    4. Измена родине, шпионаж и подобные им преступления встречаются нечасто. В последнее время наказание за указанные преступления смягчилось, так как отпала угроза внешнего вторжения.

    5. Общеуголовные преступления.

    Гражданским судопроизводством рассматриваются сотни тысяч жалоб, которые касаются:

    • отсутствия жилья;
    • бытовой неустроенности;
    • невыплаты денег.

    Состав военных судов

    Окружной или флотский военные суды могут иметь разные составы. Они могут включать как судью, так и народных (присяжных) заседателей. Самих же судей окружного или флотского суда назначает непосредственно Президент страны, зато присяжные (народные) заседатели избираются. С этой целью проводятся собрания военнослужащих.

    Существует такое понятие, как установленная подсудность. Понятно, что в военных судах изучаются дела военных. Это и гражданские процессы, и уголовные.

    Гражданские дела рассматривает такой судейский состав:

    • коллегия в составе трех судей;
    • судья единолично.

    Уголовные дела рассматривают:

    • судья при помощи коллегии присяжных заседателей;
    • коллегия в составе судьи и народных заседателей;
    • коллегия в составе трех судей.

    Часто граждане, находящиеся на службе, ошибочно считают, что при рассмотрении дел в военных судах требуется помощь именно военного адвоката. Это мнение неверно.

    Нужен ли вам военный адвокат?

    В принципе, понятие "военный адвокат" - заблуждение. Однако некоторые адвокаты специализируются именно на военной тематике, то есть хорошо разбираются в особенностях Федерального закона № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. и более поздней его редакции от 23.07.2008 г., касающихся профессиональной деятельности по делам с участием военнослужащих.

    Теперь закон не допускает, чтобы и судьи, и адвокаты носили погоны. На действия адвоката не должна оказывать какого-либо влияния военная администрация:

    • давить на него;
    • шантажировать надуманными проступками;
    • вспоминать старые "заслуги".

    Поэтому нужно, чтобы военный адвокат не был связан с данным военным округом.

    Подсудность военных судов

    К подсудности суда данной категории относят:

    • гражданские дела военнослужащих;
    • уголовные дела, касающиеся преступлений, которые совершили военнослужащие;
    • уголовные дела, которые совершили штатские, но военнообязанные лица, когда были отправлены на сборы.

    Юристы обращают внимание на одну существенную особенность. Если какое-либо из совершенных преступлений окажется подсудным военному суду, тогда в военном суде рассматриваются все прочие взаимосвязанные дела.

    1. Такое преступление могло быть совершено:

    • одним лицом;
    • группой преступников.

    2. Преступлений могло быть несколько.

    Военной коллегией ВС РФ рассматриваются дела по инстанциям:

    • первой;
    • второй;
    • надзорной.

    Вопросы могут касаться:

    • свобод;
    • прав;
    • законных интересов военнослужащих;
    • интересов граждан, отправленных на сборы;
    • жалоб на определения, вынесенные президиумами окружных военных судов;
    • жалоб на определения, вынесенные президиумами флотских военных судов;
    • жалоб на вступившие в силу решения этих судов, принятые по первой инстанции;
    • кассационных определений окружных военных судов;
    • кассационных определений флотских военных судов;
    • набравших силу определений (решений) гарнизонных военных судов, если президиум окружного (флотского) военного суда судебное постановление оставил без изменения.

    Следует учитывать, что указанные жалобы и решения не должны были рассматриваться ранее в кассационном порядке ВС РФ.

    Однако основная часть работы военного адвоката лежит в плоскости рассмотрения гражданских и уголовных дел, к которым имеют отношение военные, как раз в гарнизонных военных судах какого-либо округа. Юрист, который консультирует военных, должен отлично разбираться не только в УК и ГК, но и в Уставе, иметь практический опыт в решении специфических вопросов, связанных с армейской жизнью и бытом.

      военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан ,

      их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц ,

      особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

    В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Фе­дерации , необходимой боеспособности и боеготовности войск и фор­мирований, поддержание воинской дисциплины и установленного по­рядка несения службы.

    С учетом этих и некоторых других обстоя­тельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с ус­тановленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федера­ции .

    В определенных случаях войска и силы флота могут находить­ся за пределами страны . Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды .

    Однако россий­ские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции .

    Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов , осуществ­ляет Верховный Суд РФ .

    Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.

    Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Феде­рации .

    Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре ).

    В той же статье названного закона определяется и цель проку­рорской деятельности .

    Ею является:

      обеспечение верховенства закона,

      единства и укрепления законности,

      защита прав и свобод человека и гражданина,

      а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:

      уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской федерации ;

      координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью .

    Новым направлением стал надзор за исполнением законов су­дебными приставами .

    Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой дея­тельности .

    Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.

    Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность спе­циально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обес­печению точного исполнения и единообразного применения Консти­туции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответ­ственности .