Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Федерация и конфедерация — общие черты и различия, примеры стран. Признаки конфедерации, чем отличается от федерации

    Федерация и конфедерация — общие черты и различия, примеры стран. Признаки конфедерации, чем отличается от федерации

    Каждая страна на нашей планете имеет определенный статус. Одна называет себя конфедерацией, вторая – республикой, а третья – федерацией.

    Федеративное устройство считается одним из наиболее эффективных и действенных, поскольку позволяет по максимуму учитывать интересы всех народов и национальностей, проживающих на территории государства. Что же такое федерация?

    Слово «федерация» произошло от латинского foederātiō , что переводится как союз, объединение. Впервые его стали использовать в XVII веке, когда в связи с ростом общественного сознания начали появляться первые объединения территорий с ограниченным суверенитетом.

    Пионерами этого направления были бывшие европейские колонии (например, Федеративные Малайские Штаты), за ними последовали различные регионы Европы (Федеративная Республика Испания). Многие из них позже распались, но некоторые существуют по сей день.

    Под федеративным государством понимается такая форма устройства, при которой отдельные части страны имеют определенную политическую самостоятельность. В федерациях, в отличие от стран с унитарным способом организации общества, предусмотрены две системы управления – одна выполняет общегосударственные функции, другая представляет интересы отдельных регионов страны.


    Каждая территория обладает правом издавать уставы, законы, нормативные акты, создавать свои органы законодательной и исполнительной власти.

    Часто у регионов, входящих в федеративное государство, имеются свой герб, своя столица и гражданский институт. В то же время при такой форме устройства отдельные территории не могут самостоятельно решать международные вопросы – этим занимаются федеральные органы, которые официально сотрудничают с другими странами от имени всего федеративного государства. Хорошими примерами федераций выступают Россия, Соединенные Штаты, Германия.

    Субъекты федерации – это ее составляющие, то есть отдельные территории, объединенные в одну страну. В разных федеративных государствах они носят свои названия. Например, в Бразилии и США – штаты, в Австрии – федеральные земли, в России – республики, области, края, автономные области и автономные округи. В отдельных странах федеративными субъектами могут выступать города. Так, в РФ это Москва и Севастополь, в Аргентине – Буэнос-Айрес с пригородами.

    Объединение субъектов в федеративные государства может происходить по различным причинам. Часто страны формируются по территориальному признаку, то есть союз создается из расположенных рядом территорий (примеры – Германия, США).


    Иногда основой появления новой страны становится объединение по национальной принадлежности, когда в одну страну вливаются территории с жителями разных национальностей (Югославия, Чехословакия). Бывают и смешанные формы (Россия), в которых объединение осуществляется и по национальным, и по территориальным признакам.

    Российская Федерация в своем современном виде появилась после распада СССР – в 1991 году, хотя история ее федерализма насчитывает почти столетие. В состав России входит 85 равноправных субъектов, имеющих собственные законодательные и исполнительные органы.

    Дополнительно государство делится на 9 федеральных округов, где интересы президента РФ представляет назначенное им должностное лицо. Представительным и законодательным органом России является парламент, состоящий из двух палат. Одна из них, Совет Федерации, представляет интересы субъектов государства и насчитывает 170 членов – по два из каждого региона.

    Конфедерация – это союз суверенных государств, не имеющих общей конституции, единых систем управления и законодательных органов.


    В отличие от федераций государства в составе конфедераций сохраняют международный статус и не предоставляют своим жителям единого гражданства. К числу стран с конфедеративным устройством относятся Швейцария, Босния и Герцеговина, отчасти таковой можно назвать Европейский Союз.

    Конфедерация – далеко не самая распространенная форма государства. В настоящее время существуют единицы стран, которые используют данный вид устройства. Он предусматривает очень широкую независимость субъектов данного государственного образования. Давайте подробно разберемся, что собой представляет конфедеративное государство.

    Определение термина

    Давайте сразу определим, что означает понятие конфедеративное государство. Ввиду того что значение данного термина довольно размыто, между политологами существуют разногласия, какое именно определение считать более четким. Тем не менее на основе точек соприкосновения между различными мнениями по данному вопросу, можно сформулировать значение данного термина, которое в существенной мере будет удовлетворять все стороны.

    Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

    Возникновение конфедерации связано с общими целями и задачами её конкретных частей. Чаще всего, они касаются сферы внешней политики и обороны. В остальном субъекты максимально независимы.

    Классификация государств по форме устройству

    По форме устройства существует три основных вида образований: унитарное, федеративное, конфедеративное государство.

    Унитарное государство означает максимальную зависимость от центра регионов, у которых отсутствуют признаки суверенитета. Федерация предполагает наличие для своих субъектов ограниченных суверенных прав и даже элементов государственности. Но общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает ещё большую независимость субъектов. Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным.

    Кроме того, в международном праве существуют различные межгосударственные образования: союзы, блоки, ассоциации, содружества, унии. Но в полном смысле слова эти образования государствами назвать нельзя, так как взаимодействие их субъектов касается только отдельных сфер да и то, с правом отказа от следования общесоюзной политики, если она идет вразрез с национальными интересами.

    Конфедеративное государство, по сути, является чем-то средним между федерацией и межгосударственным объединением. Его, как и федерацию, можно считать отдельной целостной державой, но с абсолютным правом субъектов независимо решать внутренние вопросы и со свободой выхода, как у межгосударственных объединений.

    В свою очередь, конфедерацию можно подразделить на традиционную и мягкую. Первая предполагает более жесткие обязательства между субъектами, чем вторая.

    Основные признаки

    Давайте определим основные признаки конфедеративного государства. К ним относятся следующие определяющие моменты:

    • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
    • право на сецессию (выход);
    • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;
    • отсутствие общего гражданства;
    • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
    • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
    • приоритет региональных законов над союзными;
    • наличие общего органа управления конфедерацией.

    Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения.

    Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности.

    Исторические примеры

    Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

    Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось ещё 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

    Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

    Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием.

    США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

    Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.

    Последние конфедерации

    Конфедерации возникали и на протяжении XX века. Правда, их существование было очень скоротечным. К этим государствам можно отнести ОАР, которая с 1958 по 1961 года включала Сирию и Египет, а в 1963 году ещё и Ирак. В 1958 году существовала Арабская Федерация, несмотря на свое название, имевшая конфедеративное устройство. Она состояла из Иордании и Ирака. В 1960 – 1962 годах Гана, Гвинея и Мали образовывали Союз Африканских Государств. В 1982 – 1989 году, вследствие объединения Сенегала и Гамбии существовало конфедеративное государство Сенегамбия. Кроме того, история знает о государственных образованиях ФАР (1971) и АИР (1974), которые соответственно объединяли Сирию, Ливию, Египет и Тунис, Ливию.

    Конфедерации в современном мире

    На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

    Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

    Также, некоторые политологи считают, что устройство Европейского союза имеет признаки мягкой конфедерации.

    Вот так выглядят современные конфедеративные государства.

    Причины недолговечности

    Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

    Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

    Значение конфедеративного устройства

    Конфедеративное государственное устройство нельзя отнести к основным формациям, которые сейчас существуют в мире. Главными направлениями развития государства остаются федеративное и унитарное. Поэтому в настоящее время не существует чистых конфедераций, а когда они возникают, то представляют собой, чаще всего, временное явление.

    В то же время нельзя не сказать о том, что объединение в конфедерацию является одним из эффективных инструментов решения общих для нескольких государственных образований проблем. Хотя этот союз и носит временный характер.

      Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.

      Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.

      Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.

      Отсутствие суверенитета конфедерации, но сохранение международного статуса участников.

      Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

      Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.

      Наличие права выхода из состава конфедерации.

    Конфедерация - фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).

    Конфедерация выступает как фоpма союза госyдаpств, сохpаняющих сyвеpенитет в полном объеме. Такое государственное устройство в настоящее вpемя нигде не сyществyет, хотя и делаются попытки создания конфедераций, например, между Россией и Белоруссией, а также в Западной Европе. В Европейском Союзе уже существует в безналичном обращении единая валюта, границы внутри Союза несколько лет открыты, отсутствует таможенный и визовой контроль. Но всё же о создании конфедерации говорить рано, хотя Европа к ней все же приближается. Hа pазных этапах истоpии обpазовывались конфедеpации, но после своего непpодолжительного сyществования они pаспадались, либо обpетали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сyти, совмещая в себе чеpты как междyнаpодно-пpавовой, так и госyдаpственной оpганизации, она под воздействием ряда пpичин теpяет pавновесие, необходимое для ее сохpанения.

    Вот пример швейцарской конфедерации, которая образована на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договоры с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти было предоставлено решение в основном политических и военных вопросов. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

    Вот признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

      Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

      Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличии от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

      Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

      Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

      В конфедерацию образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам.

      В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

      Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

      Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

      Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

      Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

      Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

      Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

      В конфедерации отсутствует союзное гражданство.

    В заключение следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы. Это, безусловно, является одним из главных её недостатком, поскольку именно из-за их отсутствия конфедерации имеют свойство распадаться. Таким образом, конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования унитарных или федеративных государств.

      Понятие и виды политического (государственного) режима

    Политический (государственный) режим: понятие и виды.

    Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. По мнению одних авторов, политический режим и государственный режим одно и тоже. По мнению других авторов, понятие "политический режим" более широкое, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий, движений, объединений.

    Понятие политический режим включает в себя следующие признаки:

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

    Гарантированность прав и свобод личности;

    Характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе;

    Степень реализации политической власти непосредственно народом;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе, прозрачности государственного аппарата;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    Соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

    Тип политического поведения лидерства;

    Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

    Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция);

    Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности.

    Различают демократический и антидемократический политические режимы.

    Демократический режим (народовластие).

    Признаки демократического режима:

    1) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

    2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    3) предполагается существование правового государства и гражданского общества;

    4) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

    5) силовые структуры (вооруженные силы, милиция);

    6) доминируют методы убеждения и компромисса;

    7) политический плюрализм (любой дееспособный гражданин может организовать или быть участником любой политической партии), в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

    8) гласность средства массовой информации свободны от цензуры;

    9) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (принимающую законы), исполнительную (осуществляющую принятые законы), судебную (разрешающую споры, и т.д.).

    Различаются прямая (непосредственная) и представительная форма демократии.

    Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты народовластия: референдумы, собрания граждан, выборы, митинги, демонстрации. Выборы, референдумы регламентированы нормативными актами, носят обязательный характер и не нуждаются в санкции государственных структур, остальные институты народовластия носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия полититических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

    К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она дает больше возможностей для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе, обеспечивает легитимизацию власти, контроль за политической элитой.

    Недостатками прямой демократии является отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства.

    Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полит. партий и общественных организаций.

    Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют профессионалы, компетентные лица.

    К недостаткам представительной демократии относят: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции, отрыв представителей власти от избирателей, принятие решений в интересах не большинства граждан.

    Антидемократические режимы - тоталитарные и авторитарные.

    Тоталитарный режим возникает в ХХ веке, как реакция некоторых государств на необходимость экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного режима характерно господство одной идеологии, наличие лидера, развита карательная система, агрессивная политика, контроль государства над всеми областями власти.

    Признаки тоталитарного политического режима:

    1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

    2) общество отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

    3) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни;

    4) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена тайной, недоступна для контроля со стороны народа;

    5) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

    6) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил, права и свободы гражданина носят декларативный формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации;

    7) устраняется плюрализм, централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением.

    Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, то есть радикальный тоталитаризм. Впервые возникший в Италии (стремились к возрождению Римской империи 1922 г.) и Германии (1933 г. господство арийской расы, высшая нация германская). Данный режим характеризуется культом вождя, воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом.

    Авторитарный режим рассматривается как компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. С одной стороны авторитарный режим мягче, чем тоталитаризм, с другой стороны жестче, чем демократический.

    Авторитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа.

    1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

    2) игнорируется принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную) зачастую президент исполнительно распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы;

    3) роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

    4) суд выступает вспомогательным органом;

    5) сужена сфера действия принципов выборности гос.власти и должностных лиц;

    6) сохраняется ограниченная цензура, полугласность;

    7) существует частичный плюрализм;

    8) права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются в полной мере;

    9) силовые структуры обществу неподконтрольны, используются в политических целях.

    Деспотический режим - произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве. Характерен для стран Древнего Востока.

    Тиранический режим - основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Устанавливается насильственным образом.

    Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

      Понятие и структуры системы государственного регулирования. Виды социальных норм

    Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

    В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие. 1. Так называемые "стихийные" регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно. 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и.негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма". Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма. Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов. 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука. 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техническими нормами. 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются общими правилами. Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся.актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. 3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа. Характер же организации общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право. Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.). Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

    На самом деле это две разные формы устройства государства.

    Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

    Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки

    Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

    Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

    Есть 2 вида конфедеративных государств:

    1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
    2. Реальное – объединение нескольких стран.

    Список признаков конфедеративного государства:

    1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
    2. Отношения на договорной основе.
    3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
    4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
    5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
    6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
    7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
    8. Отсутствует союзное гражданство.
    9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

    Примеры современных стран конфедераций

    Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

    Самые известные распавшиеся союзы:

    1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
    2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
    3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

    Самые известные современные союзы:

    1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
    2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

    Федерация – определение и признаки

    Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

    Характеристика федерации:

    1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
    2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
    3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
    4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

    При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

    Федерация бывает:

    1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
    2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

    В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

    • территориальный;
    • национальный;
    • смешанный.

    Примеров федеративных государств в современном мире много:

    • Российская Федерация;
    • Индия;
    • Мексика;
    • Объединенные Арабские Эмираты;
    • Канада;
    • Бразилия.

    Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

    В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

    Унитарное государство - что это такое

    Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

    Для каких стран характерно унитарное устройство:

    • Франция;
    • Италия;
    • Великобритания;
    • Япония;
    • Швеция;
    • Китай.

    Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

    Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

    Почему конфедерации существуют непродолжительное время

    Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

    Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

    1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
    2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
    3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
    4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

    Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

    Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

    Основные признаки федеративного государства

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
    Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

    В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

    Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

    Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    Имитация федерализма

    Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

    Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

    Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
    Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…

    «Мягкая федерация»

    «Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

    Современные федеративные государства

    Европа

    Австрийская Республика
    Босния и Герцеговина
    Королевство Бельгия
    Российская Федерация
    Федеративная Республика Германия
    Швейцарская Конфедерация

    Азия

    Исламская Республика Пакистан
    Малайзия
    Объединённые Арабские Эмираты
    Республика Индия
    Республика Ирак

    Африка

    Республика Судан
    Союз Коморы
    Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
    Федеративная Республика Нигерия
    Танзания

    Америка

    Аргентинская Республика
    Боливарианская Республика Венесуэла
    Канада
    Мексиканские Соединённые Штаты
    Соединённые Штаты Америки
    Федеративная Республика Бразилия
    Федерация Сент-Кристофер и Невис
    Австралия и Океания
    Австралийский Союз
    Федеративные Штаты Микронезии

    Федеративные государства, существовавшие в прошлом

    Европа

    Федеративная Республика Испания (1873-1874)
    Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
    Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992)
    Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
    Союзная Республика Югославия (1992-2003)

    Азия

    Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
    Малайский Союз (1946-1948)
    Федерация Малайзия (1948-1963)
    Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
    Федерация Южной Аравии (1962-1967)
    Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

    Африка

    Французская Западная Африка (1904-1958)
    Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
    Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
    Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
    Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
    Малийская Федерация (1959-1960)
    Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
    Уганда (1962-1967)

    Америка

    Империя Инков[источник не указан 384 дня] (1197-1572)
    Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
    Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
    Новая Гранада (1855-1886)
    Вест-Индская Федерация (1958-1962)

    Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

    Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

    История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

    Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

    Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

    Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое – в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

    Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется ни на какие-нибудь теоретические конструкты, но, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытнм примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации и/или конфедерализма.

    Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

    Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

    На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

    Государства-конфедерации

    Швейцария, несмотря на своё официальное название - Швейцарская Конфедерация - в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией.
    Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевтсва и Великого княжества Литовского.

    В 1861-1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

    Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз - мягкая федерация.

    Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
    При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
    Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003-2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958-1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

    В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993-2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
    Наиболее известные исторические конфедерации - это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

    Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

    Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

    Другие значения

    Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций - Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.

    Конфедерация в Речи Посполитой - временные объединения вооруженной шляхты (XVI-XVIII вв.).

    В науке XVIII-XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.

    У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства- субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.

    Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815-1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.

    Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

    Основные признаки унитарного государства

    Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
    Единые для всей страны высшие органы власти;
    Единая система законодательства;
    Единое гражданство;
    Единая денежная единица;

    Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

    Виды унитарных государств

    Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
    характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
    объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
    Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

    Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

    Иногда выделяют:

    Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
    государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
    государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

    Современные суверенные унитарные государства

    Европа

    Андорра
    Беларусь
    Болгария
    Ватикан
    Великобритания
    Венгрия
    Греция
    Дания
    Ирландия
    Исландия
    Испания
    Италия
    Латвия
    Литва
    Лихтенштейн
    Люксембург
    Македония
    Мальта
    Молдавия
    Монако
    Нидерланды
    Норвегия
    Польша
    Португалия
    Румыния
    Сан-Марино
    Сербия
    Словакия
    Словения
    Украина
    Финляндия
    Франция
    Хорватия
    Черногория
    Чехия
    Швеция
    Эстония

    Азия

    Азербайджан
    Армения
    Афганистан
    Бангладеш
    Бахрейн
    Бруней
    Бутан
    Восточный Тимор
    Вьетнам
    Грузия
    Израиль
    Индонезия
    Иордания
    Иран
    Йемен
    Казахстан
    Камбоджа
    Катар
    Кипр
    Киргизия
    Китай
    Кувейт
    Лаос
    Ливан
    Мальдивы
    Монголия
    Мьянма
    Оман
    Саудовская Аравия
    Северная Корея
    Сингапур
    Сирия
    Таджикистан
    Таиланд
    Туркменистан
    Турция
    Узбекистан
    Филиппины
    Шри-Ланка
    Южная Корея
    Япония

    Африка

    Алжир
    Ангола
    Бенин
    Ботсвана
    Буркина Фасо
    Бурунди
    Габон
    Гамбия
    Гана
    Гвинея
    Гвинея-Бисау
    Джибути
    Египет
    Замбия
    Зимбабве
    Кабо-Верде
    Камерун
    Кения
    Конго (Браззавиль)
    Конго (Киншаса)
    Кот-д’Ивуар
    Лесото
    Либерия
    Ливия
    Маврикий
    Мавритания
    Мадагаскар
    Малави
    Мали
    Марокко
    Мозамбик
    Намибия
    Нигер
    Руанда
    Сан-Томе и Принсипи
    Свазиленд
    Сейшелы
    Сенегал
    Сомали
    Сьерра-Леоне
    Танзания
    Того
    Тунис
    Уганда
    Центральноафриканская Республика
    Чад
    Экваториальная Гвинея
    Эритрея
    Южно-Африканская Республика

    Латинская Америка

    Антигуа и Барбуда
    Багамы
    Барбадос
    Белиз
    Боливия
    Гаити
    Гайана
    Гватемала
    Гондурас
    Гренада
    Доминиканская Республика
    Колумбия
    Коста-Рика
    Куба
    Никарагуа
    Панама
    Парагвай
    Перу
    Сальвадор
    Сент-Винсент и Гренадины
    Сент-Люсия
    Доминика
    Суринам
    Тринидад и Тобаго
    Уругвай
    Чили
    Эквадор
    Ямайка

    Океания

    Вануату
    Кирибати
    Маршалловы острова
    Науру
    Новая Зеландия
    Палау
    Папуа-Новая Гвинея
    Соломоновы острова
    Тонга
    Тувалу
    Фиджи