Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Современные формы государственного устройства. Централизованные и децентрализованные унитарные государства

    Современные формы государственного устройства. Централизованные и децентрализованные унитарные государства

    Формы национально-государственного и административно-территориального устройства: отличия, принципы построения.

    Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).

    Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Унитарная форма государственного устройства характеризуется следующими признаками:

    Единая территория, существует административное деление, но административные единицы не имеют политической самостоятельности, хотя некоторым может быть предоставлен статус автономии самоуправления –национальной, территориальной, культурной;

    Единая конституция, действующая на всей территории страны без каких-либо ограничений;

    Единая система высших органов государственной власти – парламент, глава государства, правительство, судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны;

    Единые система права и судебная система, единое гражданство;

    Единые государственный бюджет, налоговая, валютная системы.

    Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.

    Федеративное государство (федерация) – это сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.

    Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

    Федеративно-территориальное деление;

    Государственные образования являются равноправными субъектами, обладающими относительной юридической, политической и экономической самостоятельностью;

    Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полной объеме;

    Субъекты федерации могут иметь свои конституции или уставы, которые разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить;

    Субъекты федерации имеют свое законодательство, право издавать законы, указы и т.п. Эти законодательные акты имеют юридическую силу только на территории субъектов федерации, в отличие от федеральных законов, обязательных на всей территории федерации;

    Субъекты федерации имеют свою систему законодательных и исполнительных органов власти, которая по отношению к федеральной системе является подсистемой. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения);

    Гражданство в федерации допускается двойное, каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. Законодательно оговаривается недопустимость привилегий одного гражданина по отношению к другим.

    Существуют различные виды федераций:

    1. в зависимости от способа образования субъектов федерации:

    Территориальная федерация (административная) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

    Национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия);

    Национально-территориальная федерация (смешанная) – федеративное государство, в основу формирования которого положены и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

    2. в зависимости от способа образования самой федерации:

    Конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия);

    Договорная федерация (союзная) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ);

    Смешанная федерация (конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

    3. в зависимости от правового статуса субъектов федерации:

    Симметричная федерация – субъекты обладают равным объемом полномочий, и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;

    Асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие, и, как следствие, обладают большим объемом полномочий;

    Централизованные – федерация обладает большим объемом полномочий, определенных достаточно подробно, чем субъекты;

    Децентрализованные - определен достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными в зависимости от характера связи федерации и ее субъектов;

    Дуалистические - в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;

    Кооперативные – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов определяются вопросы их совместного ведения.

    Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.

    Основные признаки конфедерации:

    Отсутствие единой территории межгосударственного союза – есть территория каждого отдельного государства;

    Каждое государство, входящее в конфедерацию, имеет собственную независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, свою валюту, национальную армию, независимое законодательство, правовую и судебную систему;

    Для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями исполнительные органы формируются на коллегиальных началах правительства государств-членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;



    Государства - члены конфедерации имеют неограниченное право выхода из союза;

    Финансовые средства конфедерации формируются из взносов членов союза;

    Государства-члены конфедерации обычно проводят общую, согласованную международную политику, что не исключает самостоятельной позиции в конкретных вопросах;

    Юридически все государства - члены конфедерации равноправны часто в реальной жизни приоритетную роль играет государство, имеющее более высокий экономический, военный и тп.

    Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.

    Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ ее территориального деления, соотношение государства как единого целого с ее составными частями, степень централизации и децентрализации государственной власти.

    • Выделяют две формы государственного устройства:
    простую (унитарное) сложную (федеративное, конфедеративную и др..).

    На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:


    1. Унитарное государство

    Унитарное государство - это единая целостная государство, территория которого делится на административно-территориальные единицы, не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.Бильшисть государств, которые существовали в прошлом и существуют сегодня, являются унитарными. Преимуществом унитарного государства есть возможность эффективно управлять ею, унитарная форма надежно обеспечивает государственное единство и целостность.

    • Унитарное государство характеризуется следующими признаками.
    1. Имеет единые высшие органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебные органы и др.)., Которым подчиняются или подконтрольные местные органы. 2. Не содержит обособленных территориальных образований, имеющих признаки суверенности. 3. Имеет единую для всего государства систему законодательства. 4. Управление единственными вооруженными силами и правоохранительными органами осуществляется центральными органами государственной власти. 5. Имеет единственное гражданство. 6. Единоличное представительство от всего государства в международных взаимоотношениях на уровне государств.

    По степени зависимости местных органов центральной власти унитарные государства подразделяются на:

    • централизованные,
    • децентрализованные,
    • смешанные.

    Централизованные - местные органы государственной власти возглавляют руководители, назначенные из центра и им подчиняются органы местного самоуправления (например, Финляндия).

    Децентрализованные - местные органы власти имеют значительную самостоятельность в решении вопросов местной жизни (например, Великобритания, Дания, Грузия и др.)..

    Смешанные - присутствуют признаки централизации и децентрализации (например, Япония, Турция, Украина и др.)..


    2. Федеративное государство

    Федеративное государство - это сложная союзное государство, содержит государственные образования (республики, штаты, земли, кантоны и др.), имеют некоторые черты государственного суверенитета, определенную юридически определенную политическую самостоятельность.

    • Признаками федеративного государства являются следующие.
    1) Территория федерации состоит из территорий ее субъектов,

    могут устанавливать собственный административно-территориальное по-дол.

    2) Существуют два уровня органов государственной власти и управления - федерации и ее субъектов (например, в Российской Федерации - президент РФ, Федеральное собрание РФ, правительство РФ, Верховный Суд РФ и др.., А также президенты, законoдавчи собрание, правительства, верховные суды республик, входящих в состав РФ). 3) Для федерации характерно двухпалатный парламент, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации. 4) Законодательство состоит из законодательства федерации и законодательства субъектов федерации, не может противоречить законодательству федерации. 5) Субъекты федерации не являются субъектами международного права, но в международных договорных отношениях в случае предоставления соответствующих полномочий от федерации субъектам федерации последние могут участвовать в международных договорных отношениях самостоятельно. Федеральная власть при этом имеет исключительное право контролировать внедрение внешней политики. 6) Возможность двухуровневой системы судебных и правоохранительных органов. 7) Наличие внешних атрибутов (столица, флаг, герб, гимн) федерации и субъектов федерации.

    2.1. Классификация федераций

    Все федеративные государства классифицируются по различным критериям.

    • По способу образования федерации делятся на:
    договорные, конституционные, конституционно-договорные.

    Договорные федерации возникают на основании договора между субъектами о создании федеративного государства. Особенностью таких федераций является то, что субъекты федерации в договоре могут требовать для себя предоставление отдельных суверенных прав. Конституционные федерации закрепляются в конституции, принимается субъектами федерации или утверждаемым ими (например, США в 1787 г.). В таких федерациях все их субъекты имеют равный объем полномочий. Конституционно-договорные федерации возникают на основе договора и подтверждаются принятием конституции (например, Российская Федерация - в ​​1992 г. субъекты РФ подписали союзный договор с центром, и в 1993 г. на референдуме была утверждена, разработанную на основе этих договоров, Конституции РФ).

    • По содержательным критерием:
    территориальные, национальные, смешанные федерации.

    Территориальные федерации - за основу деления территории на территории субъектов федерации принято ландшафт местности, плотность населения, хозяйственно-экономические связи и др.. (США, Мексика, Бразилия). Такие федерации являются достаточно устойчивыми и стабильными. Национальные федерации - за основу деления на субъекты взят национальный состав населения субъектов федерации (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Как показала практика, федерации, построенные по национальному критерию, нестабильны. Здесь всегда есть опасность разногласий между национальностями, что может привести к их распаду. Смешанные федерации - за основу разделения взяты оба предыдущих критерии (Российская Федерация).

    централизованные, децентрализованные.

    Централизованные федерации - их субъекты ограничены в принятии решений на местном уровне (Индия, Мексика, Бразилия) Децентрализованные федерации - их субъекты имеют широкие полномочия в регулировании собственных внутренних вопросов.

    • По характеру властных полномочий между субъектами:
    симметричные (когда все субъекты имеют одинаковый политико-правовой статус), асимметричные (когда субъекты имеют разный политико-правовой статус)

    3. Конфедерация

    Конфедерация - временный союз суверенных государств, которые объединились для достижения определенных целей и совместно осуществляют ряд направлений государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система и др.) при сохранении в других вопросах "полной самостоятельности.

    • Основные признаки конфедерации:
    1) отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственной границы; 2) отсутствие общих законодательных органов и системы управления; 3) отсутствие общих для всей конфедерации конституции, системы законодательства, гражданства, судебной и финансовой систем; 4) отсутствие суверенитета конфедерации, сохранения суверенитета и международно-правового статуса участников конфедерации; 5) наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств; 6) решение общих конфедеративных органов, принятое по принципу консенсуса, в случае несогласия с ним членов конфедерации не является обязательным и не влечет никаких санкций (право нуллификации, т.е. отклонение) 7) наличие права выхода из состава конфедерации у каждого из ее субъектов.

    Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо эволюционируют в федерацию.


    Источники

    • Общая теория государства и права - Цвик М. В., Петришин А.В., Аврвменко Л. В.-Харьков, -2009 год.
    • Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - М. - 2011.
    • Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М. - 2004.

    По характеру взаимоотношений между высшими органами государственной власти и управления, их структурных составляющих унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Во многом по тому же принципу выделяются простые и сложные унитарные государства. Первые состоят исключительно из обычных административно-территориальных единиц. Если же они включают также особые или автономные образования, то рассматриваются как сложные.

    В свою очередь унитарные государства первого типа по степени централизации могут разделяться на жестко централизованные, или сверхцентрализованные, характерные для недемократических стран, и умеренно цен трактованные. Точно гак же децентрализованность унитарных государств может быть достаточно высокой и относительно слабой.

    В централизованных и сверхцентрализованных унитарных государствах обеспечивается вертикаль довольно жесткого подчинения среднего и нижнего территориального звена управления центру, который назначает или утверждает своих представителей для управления регионами и местами.

    В качестве примеров простых унитарных государств, в которых нет автономных образований, могут служить Египет, Польша, Болгария, Дания, Исландия и др. Административно-территориальное устройство Египта включает 27 провинций, каждая из которых подразделяется на округа, а округа – на районы. Провинции возглавляет назначаемый президентом страны губернатор, который в провинции возглавляет ее административный органисполнительный совет. Главы округов и районов назначаются губернатором провинции. В деревнях и городских кварталах в качестве государственных чиновников выступают старосты деревень и шейхи городских кварталов, избираемые населением, но подчиняющиеся министру безопасности.

    Наряду с органами государственной власти на местах в стране действует также система органов местного самоуправления, представленная местными представительными органами – народными советами провинций, районов, городов, деревень. Они избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц. Однако решающая роль в реальном управлении не только страной в целом, но и на местах принадлежит органам государственной власти.

    В Польше ст. 3 Конституции четко определяет, что она есть "единое государство". Ее административно-территориальная структура включает 49 воеводств, в том числе воеводство г. Варшавы. Воеводства не имеют представительных органов и управляются единолично воеводами, назначенными председателем правительства. На низовом уровне осуществляется территориальное самоуправление, основной единицей которого является община (гмина). Она выполняет задачи, не закрепленные за органами государственной власти и другими единицами территориального самоуправления. Воевода осуществляет надзор за деятельностью органов территориального самоуправления.

    В современных высокоразвитых индустриальных обществах централизация, сыгравшая немалую положительную роль на определенном этапе исторического развития (например, в периоды образования национальных государств, индустриализации, восстановления народного хозяйства после Первой и Второй мировых войн и т.д.), утрачивает характерные для нее преимущества. В последние десятилетия в большинстве унитарных государств наметились все более четко проявляющиеся тенденции к децентрализации, передаче местным органам все более растущего круга властных прерогатив и функций.

    В результате растет число децентрализованных унитарных государств. Для них характерна более или менее широкая самостоятельность регионов и мест в отношении центра. Здесь центр либо вообще не имеет назначаемых им представителей в регионах и на местах, либо имеет их лишь в среднем звене с ограниченной компетенцией, наряду с действующим в этом звене органом местного самоуправления и широким местным самоуправлением в низшем звене. Наглядное представление об этом можно составить на примере Франции, Великобритания и ряда других стран.

    Так, во Франции проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцснтрации и децентрализации. Ее особенность состоит в том, что одна и та же территория (регион, департамент, кантон, коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) выступает в качестве одновременно и государственного административного округа, возглавляемого префектом, и территориальной самоуправляющейся единицы, наделенной собственной компетенцией и возглавляемой собственными выборными органами.

    Признается и законодательно закреплен факт существования интересов соответствующих административных единиц, отличающихся от общегосударственных подразделений. Законодательно закреплена независимость органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти. При этом за каждой из них закреплен "представитель государства". Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.

    Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления – административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона, который является его высшим должностным лицом, подчиненным правительству и президенту Франции. Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений) и председатель Генерального совета – "исполнительный орган" (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро).

    Как самоуправляющаяся территориальная единица департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом. Коммуна – объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун. Коммуна возглавляется мэром, который избирается из числа муниципальных советников.

    К данной категории государств относится также Италия. Согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в пределах, установленных законом, область вправе издавать законодательные нормы по целому ряду позиций, таким как организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. При этом важно учесть, что названные позиции входят в круг предметов совместного ведения органов государственной власти и областей. В отличие от субъектов федерации, области не имеют предметов исключительного ведения.

    Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентов. В пяти областях, о которых говорилось выше, наделенных особыми формами и условиями автономии, действуют особые уставы, принятые конституционными законами.

    Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами в рамках установленных законами республики норм и правил, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями.

    Типичным примером децентрализованного унитарного государства являются Нидерланды. Здесь исполнительная власть распределена по трем административным уровням: государство, провинции и муниципалитеты. Государство выполняет работу на национальном уровне. Провинции и муниципалитеты являются децентрализованными субъектами власти. Кроме того, существуют советы по управлению водным хозяйством, обладающие функциональной компетенцией.

    На уровне как провинциального, так и муниципального управления существуют две формы законодательной и управленческой деятельности: автономная и форма, предусматривающая руководство, согласованное с центральной администрацией. Провинции и муниципалитеты могут самостоятельно принимать постановления по делам, которые относятся к компетенции провинции или муниципалитета, однако эти постановления не должны противоречить существующему законодательству на центральном уровне или, если речь идет о муниципалитетах, – постановлениям, действующим в соответствующей провинции. Под управлением, согласованным с центральной администрацией, имеется в виду, что провинции и муниципалитеты при выполнении постановлений национальных государственных органов обязаны сотрудничать. Аналогичным образом муниципалитеты должны сотрудничать при выполнении постановлений соответствующих провинциальных органов власти.

    Провинции и муниципалитеты располагают двумя источниками доходов: собственные доходы и выплаты со стороны государства. Денежные средства поступают в основном от центральных властей в виде специальных выплат. Выделение этих средств сопровождается предписаниями относительно того, на что эти деньги должны тратиться. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и, соответственно, муниципального фонда. Эти средства они могут, в принципе, использовать по собственному усмотрению. Муниципалитеты получают собственные доходы, в частности, в виде налогов на недвижимость, (канцелярских) сборов и пошлин. Они имеют также право сами вводить налогообложение, например туристский налог и налог на собак.

    В состав Нидерландов входят 12 провинций. Функции провинциальных властей: охрана окружающей среды, планировка пространства, энергетическое и социальное обеспечение, спорт и культура.

    Общее руководство в каждой провинции осуществляется провинциальными штатами, коллегией депутатов провинциальных штатов и королевским комиссаром (представителем королевы). Депутаты провинциальных штатов выбираются прямым голосованием граждан – жителей данной провинции, имеющих право голоса. Срок полномочий депутатов 4 года. Количество депутатов штатов зависит от количества жителей провинции. Провинциальные штаты назначают из числа своих членов правление провинции, так называемую коллегию депутатов, срок полномочий которой также 4 года. Королевский комиссар, назначаемый правительством на срок 6 лет, является одновременно председателем как коллегии депутатов, так и провинциальных штатов.

    Все более растущей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании. Это дает им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими интересами.

    Но при этом в силе остается основополагающий принцип, по которому всю структуру сверху донизу определяют центральные органы государства. Децентрализованные образования не вправе произвести какие бы то ни было изменения в этой структуре по собственному усмотрению, без согласия на то центральных властей.

    Выделяются также смешанные системы государственно-административного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты.

    Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая Республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах этой страны осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и генеральные советы, и их исполнительные органы – энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

    Форма государственного устройства представляет собой элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру, способ его территориального и политического устройства.

    В зависимости от способа территориального построения государства выделяют следующие формы государственного устройства :

    Унитарное;

    Федерация;

    Конфедерация.

    Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства в виде простого и единого государственного образования , части которого выступают административно-территориальными единицами и не наделены суверенитетом. При унитарных формах государственного устройства реализуется единая система высших органов власти и единая система законодательства . Примерами стран с унитарной формой государственного устройства являются: Болгария, Венгрия, Италия, Польша.

    В условиях унитаризма все внешние межгосударственные отношения реализуют центральные органы. Они официально представляют страну на международной площадке.

    Правом на введение системы налогообложения обладает только государство, а не отдельная территория. При унитарной форме государственного устройства право на взимание местных налогов обычно допускается лишь с разрешения государственных органов. Территориальные единицы лишены права по собственному усмотрению вводить и взимать налоги.

    Выделяют два вида унитарных государств: централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные (Испания, Франция), в которых крупные регионы имеют широкую автономию.

    Федерация - это форма государственного устройства в виде сложного союзного государства, отдельные части которого выступают государственными образованиями и наделены определенными признаками государственности . В федерациях помимо высших федеральных органов и федерального законодательства присутствуют высшие органы и законы субъектов федерации . Они могут быть построены по территориальному (например, в США) или национально-территориальному принципам (например, в России).

    При федеративной форме государственного устройства предполагается распределение функций и полномочий между её субъектами и центром, что обычно находит отражение в союзной Конституции . При этом одна часть полномочий отражает исключительную компетенцию центральных органов власти , другая часть - субъектов федерации , а третья описывает совместную компетенцию центра и его субъектов.

    В настоящее время в качестве примеров федеративных государств можно назвать следующие страны: Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия, США, Швейцария и т.д.

    Конфедерация - это форма государственного устройства в виде временного союза государств, который создается для достижения экономических, политических, социальных, военных и иных целей. Конфедерация как форма государственного устройства не наделяется суверенитетом, поскольку отсутствует общий для объединившихся государственных образований центральный аппарат и единая законодательная система.

    В конфедерациях могут формироваться союзные органы , но только по тем вопросам, ради разрешения которых они объединились.

    Конфедерации представляют непрочные государственные образования и действуют относительно недолго. В конечном итоге они распадаются или трансформируются в федеративные образования.

    Кроме вышеуказанных форм государственного устройства в истории встречались и некоторые иные специфические образования: содружества, империи, протектораты и т.д.

    Территориальная федерация

    В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления (США, Мексика, Бразилия). Федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. Территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане, Бразилии, Австралии и др. Россия в соответствии с Конституцией 1993 года является «федеративным государством» Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.:Эксмо, 2010. С.4..

    Национальная федерация

    В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

    1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

    2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

    • 3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
    • 4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций.
    • 5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. Основополагающим принципом является - «право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

    Существует также третий вид - смешанные федерации. В основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация, Федеральная Республика Германия. Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.