Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Где официально публикуются нормативно-правовые акты. Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство Где публикуются все законы рф

    Где официально публикуются нормативно-правовые акты. Где искать тексты законов в Интернете: практическое руководство Где публикуются все законы рф

    Перманентная реформа законодательства сопровождается усилением потока руководящих документов, которые необходимо как можно быстрее ввести в действие.

    Традиционные официальные печатные источники с этим конвейером уже не справляются, тем более что объём некоторых нормативно-правовых актов превышает "мощности" изданий, не рассчитанные на столь бурное нормотворчество.

    Сточки зрения "ёмкости площадей" и оперативности размещения информации интернет предоставляет неограниченные возможности. Поэтому туда потихоньку и начала передислоцироваться основная нормативная база.

    В данной статье мы рассмотрим источники официального опубликования нормативных документов, включая бухгалтерские стандарты, которые кредитные организации используют в своей работе.

    НПА перебираются в интернет, но пока не все

    Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты (НПА), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Ограниченный перечень источников (изданий), в которых должны быть опубликованы (обнародованы) предварительно зарегистрированные Минюстом России НПА, установлен в том числе Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - закон N 5-ФЗ), Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - указ N 763) и его отсылочными нормами.

    Согласно статьям 1 и 4 закона N 5-ФЗ на территории РФ применяются только официально опубликованные федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания. При этом официальным опубликованием этих документов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" (далее - Собрание законодательства).

    С 10 ноября 2011 года к официальным источникам опубликования этих НПА добавлен официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (далее - официальный интернет-портал).

    Указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

    Официальный интернет-портал является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации (ст. 9.1 закона N 5-ФЗ).

    Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом о СМИ (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

    * * *

    Следующая группа НПА - это акты Президента РФ (указы и распоряжения), а также акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), имеющие нормативный характер. До недавнего времени они подлежали официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства (п. 2 указа N 763).

    С 10 ноября 2011 года дополнительным официальным источником опубликования актов Президента РФ был назначен официальный интернет-портал. Первое размещение (опубликование) полного текста акта Президента РФ на этом интернет-портале тоже считается его официальным опубликованием (п. 2.1 указа N 763).

    Указом Президента РФ от 02.02.13 N 88 официальный интернет-портал назначен дополнительным официальным источником опубликования ещё и для актов Правительства РФ. В связи с нововведением пункт 2.1 указа N 763 упраздняется, а пункт 2 указа N 763 откорректирован. Эти поправки вступили в силу 7 марта 2013 года (п. 4 указа N 88).

    Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования (п. 5 и 6 указа N 763).

    Заметим, что акты Правительства РФ публиковались на официальном интернет-портале уже давно, но до вступления в силу указа N 88 это считалось дополнительным опубликованием, не влияющим на сроки их вступления в силу.

    * * *

    Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание ведомственных НПА в виде писем и телеграмм не допускается (п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009).

    Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, эти документы не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (п. 10 указа N 763).

    В настоящее время официальными источниками опубликования актов федеральных органов исполнительной власти являются "Российская газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - бюллетень) (п. 9 указа N 763).

    В отличие от актов Президента РФ и Правительства РФ для ведомственных актов пока не практикуется официальное доведение их до всеобщего сведения через интернет. Официальные сайты ведомств в интернете для этих целей не используются.

    Согласно статье 9.1 закона N 5-ФЗ правовые акты других федеральных органов исполнительной власти (не только Правительства РФ) могут быть размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, но пока такое размещение не определяет дату их вступления в силу.

    НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 12 указа N 763).

    * * *

    Нормативные акты (но не нормативно-правовые акты) Банка России по вопросам, отнесённым к его компетенции, издаются в форме указаний, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (далее - НА) (ст. 7 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

    Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы Минюстом России в порядке, установленном для государственной регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти.

    Не подлежат государственной регистрации НА Банка России, устанавливающие:

    Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

    Изменение процентных ставок;

    Размер резервных требований;

    Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

    Прямые количественные ограничения;

    Правила бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России;

    Порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

    Правила подготовки нормативных актов Банка России установлены Положением Банка России, утверждённым приказом Банка России от 15.09.97 N 02-395.

    Согласно пунктам 1.5.1-1.5.3 правил N 02-395 Банк России принимает НА:

    В форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

    В форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

    В виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

    Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ (ст. 7 закона N 86-ФЗ).

    * * *

    Акты нормативного характера, издаваемые Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации (ПФР, ФФОМС и ФСС), если они затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, тоже подлежат государственной регистрации Минюстом России. После этого такие НА подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 1 Указа Президента РФ от 20.03.01 N 318).

    Таким образом, НА, выпущенные ПФР, ФФОМС и ФСС, подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и бюллетене. А распространение их в интернете, в том числе на официальных сайтах государственных внебюджетных фондов, не считается их официальным опубликованием и не влияет на дату их вступления в силу.

    Особенности налогового и таможенного законодательства

    В общем случае акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 5 НК РФ.

    Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

    Акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. Акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Эти "положительные" акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

    Похожие особенности вступления в силу НПА в области таможенного дела установлены статьёй 6 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

    Судебная практика

    Отметим, что последнее время к решению вопроса об определении даты "самого первого опубликования" НПА, влияющей на его вступление в силу, в некоторых случаях проявляется формальный подход. Предпочтение "Российской газете", некогда провозглашённое Конституционным судом РФ (постановление от 24.10.96 N 17-П), судьи и нормотворцы всё чаще не разделяют.

    Аналогичная проблема определения даты первого опубликования существует и для ведомственных НПА, официальными источниками опубликования которых являются "Российская газета" и бюллетень.

    В связи с наличием этой проблемы напомним решение ВАС РФ от 19.09.12 N ВАС-10330/12. В нём опубликование НПА в "Российской газете" признано вообще необязательным.

    ВАС РФ заявил, что по смыслу пункта 9 указа N 763 официальным опубликованием зарегистрированных Минюстом России нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается их опубликование хотя бы в одном из указанных в нём источников - "Российской газете" или бюллетене. Оспариваемый заявителем приказ ФСФР России не может быть признан недействующим на том основании, что он не опубликован в "Российской газете". Тот факт, что заявитель не пользуется бюллетенем в качестве источника информации о принятых правовых актах, по мнению ВАС РФ, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования оспариваемого приказа, а также прав и законных интересов заявителя.

    Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 28.09.12 по делу N А08-361/2012, ФАС Поволжского округа от 08.11.10 по делу N А65-2932/2010.

    Напомним также прецедент успешного оспаривания юридической значимости документа, опубликованного в усечённом виде - только текста приказа без приложения.

    В решении ВАС РФ от 06.09.11 N 7889/11 указано следующее. Ссылка в опубликованном в бюллетене тексте приказа Минкультуры России от 25.08.10 N 558 на размещение утверждённого этим приказом Перечня типовых управленческих архивных документов... с указанием сроков хранения на официальном сайте Минкультуры России и факт размещения указанного перечня на указанном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании приказа. Подобное опубликование не является официальным. Не опубликованный в установленном порядке ведомственный НПА не влечёт правовых последствий как не вступивший в силу и не подлежит применению в полном объёме с момента его издания.

    Заметим, что после выхода этого судебного акта приказ N 558 был оперативно опубликован в бюллетене от 19.09.11 N 38. На этот раз полностью, т.е. вместе с перечнем.

    Особенности публикации МСФО

    Постановлением Правительства РФ от 25.02.11 N 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и разъяснений к ним для применения на территории Российской Федерации.

    Согласно пункту 26 Положения N 107 официальным опубликованием документа МСФО считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) его на официальном сайте Минфина России в интернете.

    Минфин России определил в качестве официального печатного издания для опубликования МСФО, разъяснений МСФО, а также изменений в эти документы журнал "Бухгалтерский учёт" (приказ Минфина России от 22.11.11 N 156н).

    Бухгалтерские стандарты

    С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 402-ФЗ, новый закон).

    Согласно статье 4 закона N 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учёте состоит из этого закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 21 закона N 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся:

    Федеральные стандарты;

    Стандарты экономического субъекта.

    Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности (п. 4 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

    Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

    Специалисты отмечают недостаточную проработанность нормы пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которой, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую хозяйствующими субъектами кредитной организации в соответствии с её требованиями.

    Стандарты экономического субъекта (например, организации) предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учёта. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 13-14 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

    Можно отметить спорный характер пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которому, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую кредитной организации в соответствии с её требованиями.

    К сожалению, в новом законе, так же как в старом законе о бухгалтерском учёте, отсутствуют положения, определяющие действие актов бухгалтерского законодательства во времени, подобные нормам статьи 5 НК РФ о вступлении в силу актов налогового законодательства, разрешениях и запретах на введение новшеств задним числом и т.д.

    В целях сохранения стабильности деятельности экономических субъектов и преемственности старого и нового бухгалтерского законодательства пунктом 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных новым законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до дня его вступления в силу.

    Утверждаются нормативно-правовыми актами

    Процедура разработки и утверждения предусмотренных новым законом федеральных стандартов (ст. 27 закона N 402-ФЗ), особенности которых раскрываются в отраслевых стандартах, достаточно сложна и многоступенчата.

    Так, разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 27 закона N 402-ФЗ). Для опубликования промежуточных результатов работы над проектами стандартов могут использоваться разные источники, включая интернет.

    Уполномоченный федеральный орган, которым в новом законе именуется Минфин России, разрабатывает федеральные стандарты (ст. 28 закона N 402-ФЗ):

    Для организаций государственного сектора;

    В случае если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утверждённой Минфином России программой разработки федеральных стандартов.

    Минфин России утверждает, в частности, программу разработки федеральных стандартов, сами федеральные стандарты и в пределах его компетенции - отраслевые стандарты (п. 1 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

    ЦБ РФ в пределах его компетенции утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения, участвует совместно с уполномоченным федеральным органом (Минфином России) в разработке международных стандартов и осуществляет иные функции, предусмотренные новым законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

    Напомним, что согласно статье 57 закона N 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчётности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

    В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" правила ведения бухгалтерского учёта, представления финансовой и статистической отчётности, составления годовых отчётов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учётом международной банковской практики. Банк России устанавливает особенности ведения бухгалтерского учёта государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

    Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативно-правовыми актами в установленном порядке с учётом положений закона N 402-ФЗ (п. 16 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

    Документы для организации и ведения бухгалтерского учёта ЦБ РФ, в том числе план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (п. 17 закона N 402-ФЗ).

    План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативно-правовым актом ЦБ РФ (п. 6 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

    Действующее с 1 января 2013 года Положение Банка России от 16.07.12 N 385-П "О Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" содержит План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях. Таким образом, отслеживать официальное опубликование НПА, которыми утверждены федеральные и отраслевые бухгалтерские стандарты, нужно будет в тех изданиях, которые предусмотрены для официального опубликования остальных НПА федерального органа исполнительной власти - Минфина России - и нормативных актов Банка России.

    Поиск документов, регулирующих тот или иной вопрос, часто бывает непростой задачей даже для опытного юриста, поскольку к настоящему времени их издано так много, что о существовании некоторых из них профессиональный юрист может и не догадываться. Но мы все-таки попытаемся научиться их искать.

    1. Официальные публикации.

    Я уже писал о п. 3 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что официально не опубликованные законы и другие документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться. Официальная публикация нормативного акта - это его первая публикация в издании (журнале, газете или на компьютерных носителях), которое специально создано для того, чтобы публиковать официальные документы .

    n Федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты палат Федерального собрания (т.е. постановления Государственной думы и Совета Федерации), указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в “Российской газете” и в еженедельном журнале “Собрание законодательства Российской Федерации” (сокращенно обозначаются “Р.Г.” и “СЗ РФ”).

    n Вступившие в силу международные договоры, публикуются в “Собрании законодательства РФ” и журнале “Бюллетень международных договоров” .

    n Нормативные акты федеральных (т.е. общероссийских) министерств и ведомств печатаются в “Российской газете” и журнале “Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти” .

    n Акты Банка России (Центрального банка РФ) публикуются в журнале “Вестник банка России”

    n Постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Верховного суда РФ и постановления его Президиума по конкретным делам публикуются в журнале “Бюллетень Верховного суда РФ” .

    n Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и решения этого суда по конкретным делам публикуются в журнале “Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ” .

    n Постановления Конституционного суда РФ публикуются в журнале “Собрание законодательства РФ” и журнале “Вестник Конституционного Суда Российской Федерации” .

    n Нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления публикуются в специальных местных и региональных изданиях, о которых вы можете узнать в этих органах или в местной библиотеке.

    В последнем (т.е. 52) номере Собрания законодательства РФ за каждый год печатается алфавитный указатель опубликованных документов, который значительно облегчает их поиск. Такие же указатели публикуются в последнем номере каждого уважающего себя юридического журнала или газеты.

    Ссылки на официальные издания обычно выглядят так: “СЗ РФ, 1996 г. №3, ст. 140” . Это означает, что документ был опубликован в третьем номере Собрания законодательства РФ за 1996 год, в статье 140. Номер статьи в данном случае - это порядковый номер документа с начала года. Если через запятую перечисляются несколько номеров журнала или газеты, это значит, что в них опубликованы изменения или дополнения к документу.

    Раньше издания, в которых печатались официальные документы, назывались по-другому.

    До 1994 г. Законы, Постановления и другие документы Съезда народных депутатов РФ (РСФСР) и Верховного Совета РФ (РСФСР) публиковались в журнале “Ведомости Съезда народных депутатов РФ (РСФСР) и Верховного Совета РФ (РСФСР)” . Там же публиковались постановления Конституционного суда РФ и наиболее важные указы Президента РФ.

    Еще раньше до того, как начали созываться Съезды, этот журнал назывался “Ведомости Верховного совета РСФСР” .

    Акты Президента и Правительства РФ до 1994 г. публиковались в журнале “Собрание актов Президента и Правительства РФ”.

    Еще раньше акты Правительства России (пост Президента тогда еще не существовал) публиковались в журнале “Собрание постановлений Правительства РФ (РСФСР)” , а постановления Правительства СССР печатались в “Собрании постановлений Правительства СССР” .

    Нормативные акты министерств и ведомств бывшего СССР печатались в журнале “Бюллетень министерств и ведомств СССР” .

    2. Неофициальные публикации

    Есть множество юридических и неюридических изданий, которые публикуют нормативные акты. Всех их просто невозможно перечислить. В качестве примера приведу “Экономическую газету” и журнал “Хозяйство и право”.

    Поэтому самый простой способ найти нужный документ - это пойти в библиотеку и взять подшивку официальных или неофициальных изданий. Официальные издания имеют то преимущество, что документы публикуются в них в хронологическом порядке, а в неофициальных печатается только то, что кажется важным издателю и том порядке, который он сочтет наиболее удобным. В то же время в неофициальных изданиях печатаются не только нормативные акты, но и комментарии к ним, которые могут быть очень полезны.

    Итак, если вы знаете, где напечатан нужный вам документ, то вам остается только найти этот номер газеты или журнала.

    Если вы знаете примерное время, когда он был принят или опубликован, то можно просмотреть все номера официального издания за этот период.

    Если вы знаете только тему, по которой хотите найти нормативный акт, то можете воспользоваться алфавитным указателем в последнем номере официального издания. Но в этом случае вам придется просмотреть алфавитные указатели за все последние годы, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили, а также всю подшивку за текущий год, указатель для которого еще не напечатан.

    3. Сборники нормативных актов

    Это, например, книга “Жилищное законодательство”, в которой есть основные документы по жилищному праву, действующие на момент ее издания. По сравнению с журналами или газетами сборник удобнее в использовании, но имеет тот недостаток, что напечатанные в нем документы могут быстро устареть.

    Сегодня различные издательства предлагают огромное количество юридической литературы. Ее можно найти практически в любом месте, но лучше всего обратиться в специализированный магазин, где обычно имеется большой выбор. А жители глубинки могут заказывать книги наложным платежом (т.е. с оплатой на почте при получении) или по предоплате по каталогам издательств.

    4. Компьютерные базы данных.

    Это лучшее средство для поиска документов, поскольку современное законодательство - это огромный массив информации. Например, правовая база “Гарант-Максимум” на 12 июля 2003 г включала в себя 324 712 документов, среди которых есть документы объемом в одну страницу, а есть и многотомные акты такие, как, например, ГК РФ.

    Правовые базы данных специально созданы, чтобы хранить большой объем информации и помогать в ней ориентироваться. Они хороши еще и тем, что при регулярном обновлении дают возможность работать с самыми свежими версиями документов.

    Т.е. владельцу правовой базы не нужно носить в суд стопку журналов, в которых напечатан и сам документ и изменения к нему, и постоянно их перелистывать. Вместо этого он может распечатать последнюю редакцию документа.

    В хороших базах в тексте любого закона есть комментарии к нему и ссылки на другие акты, которые с ним связаны. Т.е., читая закон, вы сразу можете узнать обо всех документах, которые регулируют тот же самый вопрос, разъясняют или дополняют его, а также мгновенно вывести их на экран и распечатать. Согласитесь, что это намного проще, чем перечитывать гору литературы, рискуя пропустить там самое важное.

    Основными базами данных являются: “Ваше право”, “Гарант”, “Консультант+”, “Кодекс”, “Референт” и т.д.

    Не буду говорить о том, какая из них лучше, чтобы меня не заподозрили в ее рекламе, но для себя этот вопрос я уже решил. Скажу только, что базы различаются по цене, объему документов, способам поиска и т.д.

    Тем, кто серьезно занимается правом, я рекомендую выбирать базу с широкими возможностями поиска (по темам, по ситуациям, по реквизитам документов и т.д.) и с наибольшим количеством комментариев и ссылок на нормативные акты. В хорошей базе должна предусматриваться возможность мгновенного перехода к документу, о котором говорится в тексте закона. Но этого мало. В ней должны быть дополнительные комментарии и ссылки на документы, о которых в тексте не говорится, но которые с ним связаны.

    В конце концов, найти документ можно и без правовой базы, но отыскать другие связанные с ним документы без нее будет очень трудно.

    Правовые базы стоят дорого, и даже не каждый юрист может позволить себе их приобрести. Еще дороже стоит компьютер, который нужно иметь для того, чтобы они работали, а не лежали в шкафу в виде компакт-дисков.

    АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

    ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

    В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "Об информации , информационных технологиях и о защите информации" постановляю:

    1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, сведения

    2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

    4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

    Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения

    6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

    Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

    7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

    8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в "Российской газете" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

    Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале "Российской газеты" (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    ФЗ от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» определяет необходимость обнародования всех законопроектов, которые принимаются в нашей стране. Так, через семь дней, после подписания законодательства президентом страны, оно должно быть в полном объеме опубликовано в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», «Парламентской газете».

    Где именно официально должны быть опубликованы законы РФ?

    1. В специальных печатных изданиях, указанных выше;
    2. На специализированных федеральных ресурсах.
    Все дело в том, что законодательство может набрать юридическую силу только в том случае, если оно стало доступным общественным массам. Невозможно просто создать законодательство, включить его в какой-то кодекс, и впоследствии, использовать его на практике. Все непременно должны знать о том, какой именно закон был выпущен и какое содержание он имеет. Таким образом, определяется важная особенность строения нашего правового государства. Незнание закона не освобождает человека от ответственности за определенные провинности, но в тоже время, исполнительные власти должны сделать все возможное, чтобы законодательная база нашей страны, стала общедоступной. Чтобы каждый человек, при формировании такого желания, непременно получал возможность сформировать знания по поводу нововведений в законодательную базу.

    Зачем нужно публиковать законы?

    Как вы понимаете, наше государство имеет статус правового, и каждый человек, проживающий на территории страны, непременно должен подчиняться данному законодательству. Таким образом, становится понятно, что только знание законодательной базы – основа правового государства. И если создаются какие-то новые законы, они непременно должны становится общедоступными.

    Структура принятия законодательной базы определяется Конституцией нашей страны, как и право человека, всегда получать данные по поводу нововведений в законодательную базу. По истечению семи дней с момента, когда президент страны подписал принятый законопроект, он непременно должен стать общедоступным. Через 10 дней после его публикации в специальных печатных изданиях, а также на федеральных сайтах, законодательство набирает юридическую силу. В тоже время, существует возможность указывать в самом законодательстве время его вступления в законную силу. На это обязательно следует обращать свое внимание. И помните, что те поступки и действия, которые были произведены до момента принятия законодательства, будут рассматриваться по старому законодательству. Если же новые законы имеют более лояльные аспекты наказания, то рассмотрение дела может быть произведено в соответствии ним.


    В соответствии с Семейным Кодексом РФ (статья 13) брачный возраст наступает в 18 лет. Тем не менее, если существуют уважительные причины, то по разрешению органов местного...


    Понятие, закон места совершения деликта, следует понимать, как закон места причинения вреда. То есть, другими словами, речь идет о месте совершенного правонарушения. Это...


    Согласно ТК РФ продолжительность отпуска, который предоставляется сотрудникам организации, составляет не менее 28 календарных дней (в соответствии со статьей 115)....


    Знание законов в повседневной жизни является необходимостью. В тоже время, в нашей стране бытует мнение о том, что все законы знать невозможно, да и не обязательно. Но, знание...

    Любые нормативные акты и законы, содержание которых касается прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ, должны публиковаться в органах массовой информации для всеобщего ознакомления. Те нормативно-правовые акты, которые, хоть и были приняты соответствующими органами власти, но не были обнародованы, на практике применяться не могут и не считаются вступившими в силу. Дата официального опубликования нормативно-правовых решений органов власти используется для определения того, действовали ли устанавливаемые ими правовые нормы в момент нарушения или возникновения спорных в юридическом плане отношений.

    Право на публикацию решений органов власти имеет любое средство массовой информации, но первоначальная публикация осуществляется только в тех из них, которые имеют статус официальных. Они являются общедоступными и свободно распространяются среди населения по неограниченной . Текст нормативно-правового акта в таких изданиях должен быть напечатан полностью, без купюр и сокращений.

    Издания, имеющие статус официальных

    На основании Федерального закона №5-ФЗ от 14.06.1994 г. с последующими дополнениями, к официальным изданиям отнесены печатные издания: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, с 2011 года официальным изданием считается сайт www.pravo.gov.ru - «Официальный интернет-портал правовой информации».

    В соответствии с данным законом, все , в том числе и конституционные, а также нормативные акты – результат законотворчества Федерального Собрания, вступают в законную силу через 10 дней после того, как были опубликованы в одном из перечисленных выше официальном издании. Эта норма применяется в том случае, когда в самих документах не оговаривается иной порядок вступления в силу. Их действие начинается одновременно на всей территории страны.

    Определяя момент начала действия того или иного нормативно правового документа, следует учитывать, что все они имеют различные сроки вступления в действие после того, как были официально обнародованы. Так, акты налогового законодательства и законодательства о сборах имеют силу закона через 1 месяц после официальной публикации, а президентские указы, имеющие нормативный характер, - через 7 дней, так же как и акты Правительства РФ, затрагивающие конституционные права и свободы граждан или устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти.