Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • 2 субъекты конституционно правовых отношений. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений

    2 субъекты конституционно правовых отношений. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционно-правовых отношений

    Нормы конституционного права - это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

    Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

    Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

    Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев.

    В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

    1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

    2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

    3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

    4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

    По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

    1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

    2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

    По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

    1) императивные (ст. 72 Конституции);

    2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

    По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

    1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

    Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

    Особенность норм КП:

    1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

    2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

    3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

    4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

    5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

    Виды норм КП:

    1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

    2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

    3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

    4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

    5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

    6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

    7) нормы - исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

    Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями .

    Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности.

    Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

    а) народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

    б) российское федеративное государство;

    в) субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

    г) административно-территориальные единицы - районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

    д) государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

    е) органы местного самоуправления;

    ж) Президент Российской Федерации - глава российского государства;

    з) главы субъектов Российской Федерации;

    и) общественные объединения граждан - партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д;

    к) депутаты представительных органов государственной власти;

    л) комиссии и комитеты органов законодательной власти;

    м) общие собрания граждан, сельские сходы;

    н) избирательные комиссии;

    о) граждане Российской Федерации;

    п) иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

    Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами .

    В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

    В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

    1. Государственная территория . В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

    2. Предметы материального мира (материальные ценности).
    Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

    3. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20); достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

    4. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.

    Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

    Предыдущая

    В общей теории права под правоотношением пони-мается возникающая на основе норм права обществен-ная связь, участники которой имеют права и обязанно-сти. Это определение распространяется и на конститу-ционно-правовые отношения, где юридические связи между субъектами опосредствованы нормами конституционного права.

    Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституци-онного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, пре-дусмотренных данной правовой нормой.

    Наиболее сложные и важные для общества отношения, включающие в себя определенную часть общественных отношений, затрагивающих связь граждан с государственной властью, отражающих многообразие проявления этой власти в современном обществе; являются базовыми для государства и общества.

    Конститу-ционно-правовые отношения по своей структуре во многом сходны с правоотношениями, возникающими на основе норм других отраслей права. В то же время они достаточно специфичны, причем главные их особенности обусловлены своеобразием предмета регулирования кон-ституционного права.

    Перечислим эти особенности:

    1) отличаются своим содержанием, т. е. возникают в особой сфере отношений, которые составляют предмет конституцион-ного права;

    2) особый субъектный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений имеются такие субъекты, ко-торые не могут быть участниками других видов правоотношений (государство, народ, нации, народности и др.);

    3) обладают значительным политическим потенциалом ; характеризуются высоким уровнем обобщения; специфическими источниками и большим разнообразием.

    В составе конституционно-правового отношения выделяются содержание, субъекты и объекты.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридиче-ские права и обязанности. Круг таких субъектов исклю-чительно широк, причем одной из сторон отношения всегда выступает государство в целом, орган государ-ства или его представитель либо иное лицо, но опять-таки по уполномочию государственного органа.

    В число субъектов конституционно-правовых отно-шений входят:

    · народ в целом;

    · нации, народности, а в от-дельных случаях национальные группы;

    · государство (Российская Федерация);

    · национально-государственные образования;

    · территориально-государственные образования;

    · административно-территориальные единицы;


    · органы государства;

    · общественные организа-ции и политические партии, органы общественного территориального самоуправления;

    · трудовые коллек-тивы;

    · депутаты;

    · граждане, лица без гражданства, ино-странные граждане;

    · органы местного самоуправления.

    Объекты конституционно-правовых отношений - это предметы или явления реальной действительности, по поводу которых субъекты правомочий вступили в пра-вовую связь. Можно сказать, что данные объекты есть определенное благо, на использование или охрану ко-торого направлены юридические права и обязанности субъектов.

    К объектам конституционно-правовых взаимо-связей относятся:

    · государственная территория,

    · материаль-ные ценности,

    · поведение людей,

    · действия органов госу-дарства или должностных лиц,

    · личные неимуществен-ные права граждан (честь, достоинство).

    В конституционном праве, как и в иных отраслях, существуют так называемые классические правоотношения . Они возникают при реализации норм, которые представляют собой правила, указывающие на права и обязанности субъекта. Иногда их именуют конкретными правоотношениями, ибо в них определены и субъекты, и их права и обязанности (избирательное законо-дательство, законодательство о гражданстве и др.). В конкретных конституционно-правовых отношениях субъективное право - это допустимая и гарантированная Конституцией возможность определенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий лица, на которое данная обязанность возложена.

    В общих конституционно-правовых отношениях содержание проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников. Так, например, Конституция, предусматривая, что «Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» (ч.1 ст. 87), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам, связанное с руководством Вооруженными Силами и с использованием их в особых ситуациях.

    Конституционно-правовые отношения , как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются, либо прекращаются в связи с определенными жизненными явлениями и обстоятельствами (событиями или действиями), именуемыми юридическими фактами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правовые отношения.

    Как правило , развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

    Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях их более глубокого изучения их можно классифицировать на отдельные группы (виды).

    1) По предмету правового регулирования :

    · связанные с основами конституционного строя Российского государства, с сущностью и формами власти народа;

    · связанные с основами правового положения личности в РФ;

    · по поводу государственного устройства РФ;

    · связанные с установлением системы, порядка формирования, принципами организации и механизмами деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.

    2) По степени обобщенности :

    · общие конституционно-правовые отношения (правовые состояния). Эти отношения существуют объективно, вне зависимости от конкретных действий соответствующих субъектов. Типичным примером общего конституционно-правового отношения является состояние гражданства;

    · конкретные конституционно-правовые отношения возникают только при совершении соответствующих действий субъектами подобных отношений.

    3) По фактору существования во времени:

    · постоянные правоотношения - срок действия не определен,

    например, отношения, вытекающие из гражданства;

    · временные правоотношения - возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается. Например, правоотношения между сторонами, оспаривающими конституционность положений закона, и Конституционным Судом РФ.

    4) По юридическому значению:

    · материальные - составляют выражающие интересы конституционных субъектов права и обязанности, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций;

    · процессуальные - возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов.

    5) По целевому назначению :

    · правоустановительные отношения - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения. Например, норма ч. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

    · правоохранительные отношения - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно - правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, норма ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…».

    Конституционно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям.

    Это нормативные правовые акты, образующие систему законодательства отрасли конституционного права, обусловленную предметом его регулирования.

    Профессор О.Е. Кутафин отмечал, что в конституционном (государственном) праве термин «источник права в юридическом смысле» является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

    Специфика источников конституционного права состоит в следующем:

    · они принимаются по вопросам, связанным с установлением и реализацией народовластия в формах непосредственной и представительной демократии , закреплением государственного устройства, системы государственных органов и основ правового положения личности;

    · являются результатом правотворческой деятельности представительных органов государственной власти, либо результатом правотворчества, осуществляемого непосредственно народом путем референдума ;

    · носят комплексный характер, поскольку объединяют материальные и процессуальные нормы;

    · они непосредственно связаны с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты;

    · источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны создавать нормы права. Они, прежде всего, формулируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов. Другими словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право.

    Источники конституционного права связаны с регулированием общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением государственной власти. Они (источники) определяют основы содержания и форму источников права для всех других отраслей, фактически определяют правотворческую деятельность всех государственных органов, правомочных создавать нормы права, а также формулируют основные начала для всех остальных отраслей права.

    Многообразие общественных от-ношений, регулируемых конституционным правом, порождает множество источников права.

    Система источников конституционного права характеризуется следующими чертами:

    · множественностью форм выражения правовых норм, что проявля-ется в существовании и развитии на общероссийском (федеральном) уровне таких нормативных решений, как Конституция РФ, федеральные конститу-ционные и иные законы, подзаконные акты. Кроме того, существуют нормативные акты субъектов Федерации и местного самоуправления;

    · иерархической подчиненностью . Важнейшим признаком, который определяет место изданных норм в общей системе источников права, является юридическая сила акта. При этом одни источники обладают наивысшей силой (конституция), другие наибольшей (закон), тре-тьи, такие как указ или правительственное постановление, относятся к актам менее высокого уровня;

    · приоритетом закона;

    · изменением соотношения внутригосударственного и международного права. Возрастание роли внешних факторов, интеграционные процессы привели к тому, что к числу источников права относятся и общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры.

    Форма тех или иных источников конституционного права позволяет распределить их на определенные группы, в совокупности образующие систему источников.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральная служба исполнения наказаний

    Академия права и управления

    Кафедра государственно-правовых дисциплин

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    На тему «Кон ституционно-правовые отношения»

    Выполнил

    Курсант 213 уч. гр.

    Е.Л. Воронкова

    Научный руководитель:

    преподаватель,

    майор вн. службы

    С.А. Горкина

    Рязань 2006 г.

    Введение

    1. Понятие и особенности конституционно-правовых отношений

    2. Виды конституционно-правовых отношений, их структура

    3. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений

    Заключение

    Библиография

    Введение

    Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права.

    При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и обязанностями.

    Изучением такого вида правоотношений, как конституционные правоотношения занимались и занимаются многие ученые-юристы, в частности Варламова, Виноградов, Козлова, Баглай, Кутафин и другие. Ученые-правоведы высказывают различные точки зрения по поводу понятия, структуры, видов и особенностей, конституционных правоотношений. Интенсивная разработка данной проблематики расширила неоднозначность подходов к её пониманию.

    1. Понятие и особенности ко

    Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в конституционно-правовых нормах связи социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо.

    Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений . Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

    Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

    · Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

    · Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;

    · Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.

    · Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.

    · Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

    · Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

    · Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

    Именно через правоотношения проявляют своё регулирующее действие нормы конституционного права, хотя эта точка зрения разделяется не всеми. По мнению М.В. Баглая, конституционное право содержит много деклараций, устанавливающих порядок в той или иной области не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, влияющих на создание конкретных норм. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. С.11. Замечу, что, во-первых, любые правовые нормы психологически воздействуют на людей; во-вторых, конституционные провозглашения (декларации) все-таки осуществляются через правоотношения. Своеобразие провозглашений заключается в том, что они часто порождают правоотношений не путем прямого определения прав, обязанностей их участников, а посредством закрепления каких-либо ценностей, целей, установок в качестве объектов юридических прав, обязанностей. Провозглашения продуцируют правоотношения, определяя в первую очередь их объекты, а не содержание. Конституционное право: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и М. И. Кукушкин. - М.: Юрист, 2003. С. 29.

    Своеобразие конституционных правоотношений прежде всего в том, что они выражают сущность народовластия, его экономическую, политическую и социальную основы; определяют основные черты механизма самоуправления народа, осуществляемого в формах непосредственной и представительной демократии; опосредствуют основные связи личности с обществом и государством, возникающие в связи с реализацией национального суверенитета, установлением национально-государственной и территориальной организации РФ, субъектов РФ; систему государственных органов и основные связи между ними как элементами единого, целостного государственного механизма.

    Конституционным регулированием охватываются важнейшие взаимосвязи общества, государства, коллектива, личности на базе сочетания их коренных интересов. О значении «коренных интересов» для характеристики государственно-правовых отношений см.: Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. № 3. С. 16.

    Данные социальные отношения как наиболее значимые не просто предмет конституционного регулирования, но объективно предопределяют особенности их правовой формы.

    Отличительная черта конституционно-правовых отношений -- их высокий политический потенциал. Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 12. Политические отношения выражают интересы всех классов, социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, как показал В. И. Ленин, -- это то, что определяет перспективы и пути общественного развития, участие в делах государства, задачи, формы и содержание государственной деятельности как внутри страны, так и на международной арене. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 79; Т. 33. С. 340; Т. 42. С. 278. «Конституция, -- отмечает В. О. Тененбаум, -- не только закрепляет установленное соотношение политических сил, но и определенным образом организует его, группирует, фокусирует в соответствии с волей творцов конституции и проецирует во второй ряд, т. е. в ряд политико-правовых конституционных отношений. Происходит как бы удвоение политических отношений, где собственно политика как содержание отношений воплощается в определенную конституционно-правовую форму и структуру». Тененбаум В. О.

    Особенности конституционно-правовых отношений выражаются и в своеобразии их элементов, структурной организации. Эти правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем каждый занимает в ней особую конституционную позицию. Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Система субъектов конституционно-правовых отношений сопоставима с системой субъектов советского государственного права (см.: Основин В. С. Указ. соч. С. 21--22; Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. С. 81--82; Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Саратов, 1975, и др.) Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных государственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституционных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образования: РФ и субъекты РФ). Спецификой обладают и субъекты, деятельность которых не ограничена государственно-правовой регламентацией.

    Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий -- юридических актов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают инициатива, предложения государственных и общественных органов, запрос депутата и т. д.

    Прямые указания на неправомерные действия содержатся в Конституции сравнительно редко -- это задача текущего законодательства. К числу конституционных деликтов относятся не только несоблюдение конституционных запретов, но и действия, противоположные тем, которые признаны Конституцией правомерными.

    2. Виды конституционно-п равовых отношений, их структура

    конституционное правовое отношение политический социальный

    Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы.

    1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения.

    В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения . В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

    Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера . В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

    В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

    Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

    2. С точки зрения времени функционирования конституционных правоотношений их можно разделить на постоянные и временные . Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

    3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные .

    4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные (содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

    Право частной собственности охраняется законом - на основе этой нормы возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.

    В конституционном праве встречаются правоотношения всех видов, однако своеобразие этой отрасли права как общей части национального права выражают постоянные правоотношения общерегулятивного типа, не требующие для своего возникновения наступления каких-либо событий, действий. Они складываются непосредственно на основе правовых норм. Именно такое правоотношение вытекает из ст. 2 Конституции РФ. Данные правоотношения именуются ещё длящимися, статутными (позволяющими закреплять принципиальный статус субъектов права); правоотношениями «первого порядка» (определяющими основу правопорядка, содержание иных правовых отношений). Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. №2. С.54, 55.

    Субъекты (т.е. участники) конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов - 4-е изд., изм. и доп.. - М.: Норма, 2004. С.12.

    Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права. Смоленский М.Б. Конституционное право России: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 13.

    Наличие широкого круга субъектов является особенностью конституционного права. Среди них выделяются такие специфические субъекты как:

    Государство;

    Субъекты Федерации;

    Депутаты;

    Коренные малочисленные народы;

    Население;

    Муниципальное образование;

    Избирательные комиссии;

    Собрания избирателей и др.

    Народ России (российский народ) как общность граждан Российской Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой демократии, реализуемых на общероссийском уровне.

    Особым субъектом конституционно-правовых отношений является государство - Российская Федерация . Ее конституционно-правовой статус определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее внутригосударственный и международно-правовой статус.

    К участникам конституционно-правовых отношений относятся также субъекты Российской Федерации :

    Республики;

    Города федерального значения;

    Автономная область;

    Атомные округа;

    Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

    Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

    Муниципальные образования;

    Органы государственной власти;

    Органы местного самоуправления;

    Население местного самоуправления;

    Этнические группы;

    Политические партии и другие общественные объединения граждан;

    Собрания граждан;

    Собрания избирателей;

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранные граждане;

    Лица без гражданства и др.

    Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

    В некоторых странах государствоведы относят к субъектам конституционного права и такую общность, как нация . В этническом смысле нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного государства. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права.

    Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

    Содержание конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

    Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

    1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

    Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их.

    2. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

    В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов».

    Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

    3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

    Административно-территориальная единицы, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

    4. Органы государственной власти и местного самоуправления.

    В Российской Федерации ими являются:

    Федеральное Собрание;

    Правительство;

    Конституционный Суд;

    Высший Арбитражный Суд;

    Городская Дума;

    Местная администрация и др.

    Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

    5. Должностные лица.

    Субъектами конституционного права являются:

    Президент РФ;

    Председатели палат парламента - Федерального Собрания;

    Председатель Правительства РФ;

    Председатель конституционного Суда РФ;

    Генеральный Прокурор и др.

    Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно- правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

    6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:

    Избиратели;

    Депутаты (различных представительных органов).

    Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.

    7. Политические партии, иные общественные объединения.

    Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

    8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

    Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства, получением политического убежища.

    Такова система субъектов конституционного права России, которые, участвуют в конституционно-правовых отношениях.

    В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

    1) Государственная территория и её границы.

    В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67). На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

    2) Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

    Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:

    Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);

    Достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.

    На основе ст. 98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

    3) Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).

    Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

    4) Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)

    Такая категория, как поведение людей, также находит свою регламентацию в Конституции РФ (ст. 30, 31, 32 и др.) и других нормативных актах (например, ФЗ «О гражданстве РФ»). ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. ст. 2031. Эти нормы регулируют определенные конституционно-правовые отношения.

    5) Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.

    6) Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

    Конституционный Суд РФ являясь непосредственным субъектом конституционно-правовых отношений, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ 1994. №13. ст. 1447.

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

    Таким образом нормативно-правовые акты являются непосредственным объектом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

    Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

    Определение субъективного права принадлежит С. Н. Братусю -- обеспеченная законом мера возможного поведения управомоченного. Братусь С. В. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 13. Предпринимавшиеся позже попытки усовершенствовать это определение были полезны для углубления познания субъективного права, но не внесли в него принципиальных изменений. Основываясь, на историко-материалистическом понимании права (правовой формы вообще), субъективное право (и юридическую обязанность) целесообразно рассматривать как меру свободы поведения субъекта. Причем, когда эта мера сведена к нулю (к полной несвободе), отношение утрачивает правовой характер.

    Субъективная юридическая обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата.

    Наибольшие споры вызывает вопрос о связи субъективного права и юридической обязанности. Высказываются мнения о возможности существования односторонних прав без корреспондирующих им обязанностей и односторонних обязанностей без корреспондирующих им прав. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С.63-64; Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 145; Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971. С. 103-114. Однако нормы права (законодательства) регулируют поведение участников общественных отношений. В этой связи спорно утверждение, что «существуют такие общественные отношения, в которых правовому регулированию подвергается деятельность лишь одной стороны». Ткаченко Ю. Г. Указ. соч. С. 169. Общественное отношение -- всегда связь по меньшей мере двух лиц. Как может право регулировать поведение одного из них, оставаясь безразличным к положению другого? Данное противоречие проявляется у многих ученых. Так, Л. С. Явич в работе «Право и общественные отношения» детально обосновывает возможность реализации субъективного права вне правоотношения и одновременно пишет, что «субъективное право всегда важно рассматривать в его неразрывной связи с юридическими обязанностями. Любой форме субъективных прав соответствуют юридические обязанности (всеобщие или конкретно определенных лиц)». Явич Л. С. Право и общественные отношения. С. 127. Но ведь это как раз и есть правоотношение (в его традиционном юридическом понимании). «Категория права, -- подчеркивал Е. Б. Пашуканис, -- становится логически законченной только там, где она включает в себя носителя и собственника прав, права которого суть не что иное, как закрепленные за ним обязанности других». Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 91.

    Речь может идти лишь о различных видах правоотношений (правовой связи) в зависимости от степени индивидуализации субъектов. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. С. 102--107. Общие правовые связи не имеют поименной индивидуализации субъектов («здесь каждый находится в отношении с каждым» Там же. С, 104.). При конкретных правовых связях хотя бы один из субъектов индивидуализирован. Термины «общие» и «конкретные» условны. Общие правоотношения также конкретны («каждый с каждым»). Вообще любое правоотношение конкретно, если рассматривать его в онтологическом смысле, и обще, если учесть, что норма права имеет дело с субъектами не как с конкретными индивидами, а как с носителями социальных ролей.

    Таким образом, конституционные отношения характеризуются разнообразием видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость

    3. Особенности возникновения, изменения и прекращения ко нституционно-правовых отношений

    Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт .

    Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.

    Юридические факты делятся на события и действия . Событие происходит независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с волеизъявлением последнего.

    Например, событием является рождение гражданина, которое порождает отношения гражданства.

    В свою очередь действия могут быть классифицированы на

    Как правило, возникновение, функционирование и развитие конституционных правоотношений происходит в результате целой системы юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических факторов:

    Принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков;

    Составление списков избирателей;

    Включение в списки данного гражданина;

    Наступление срока, установленного для начала голосования.

    Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать и быть избранным заканчивается.

    Наибольшее значение для возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений имеют юридические действия как волевое поведение субъектов конституционного права. Законодатель, определяя эти действия и связывая с ними юридические последствия, стремится побуждать к правомерному поведению (действию или бездействию) и предупреждать, сводить к минимуму неправомерные действия. Тем самым обеспечивается регулирующая и профилактическая роль права.

    Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

    В юридической литературе уже делалась попытка сформулировать определение конституционно-правового юридического акта. С. С. Алексеев считает таковыми "акты органов государственной власти, направленные на возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений", В. С. Осповин - поведение органов государства, общественных организаций, оформляемое в виде принимаемых ими актов. Однако в приведенных определениях конституционно-правовых юридических актов отсутствует упоминание об актах, в которых конституируется воля специфических для отрасли конституционного права субъектов: народа, депутата, избирательных комиссий и т. д. Российский народ формулирует свою волю в ходе выборов, во время всенародного обсуждения законопроектов, референдума. Указанные формы осуществления непосредственного народовластия предусмотрены частью 3 статьи 3 Конституции РФ.

    Думается, что понятие "юридический акт" в конституционном праве - родовое, обобщенное, включающее в себя не только определенные Конституцией акты государственных органов (законы, указы, постановления, решения), но и действия субъектов конституционного права, не являющихся органами государства. Все юридические акты (но крайней мере, когда речь идет о воле коллектива или коллегиального органа) принимаются большинством голосов. Таким образом, юридическим актам в российском конституционном праве присущ властный характер и особый способ их принятия.

    Определенную долю правомерных юридических действий, вызывающих возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, составляют юридические поступки . Юридическими поступками принято считать такие правомерные действия, в которых воля направлена на достижение находящегося вне права результата, но которые порождают конкретные правовые последствия. С. С. Алексеев под юридическими поступками понимает правомерные действия, с которыми норма права связывает юридические последствия в силу самого факта действия, независимо от того, были направлены действия на данные последствия или нет. В конституционно-правовой литературе юридические поступки трактуются как "действия граждан, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений".

    Основанием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений могут быть не только правомерные действия (юридические акты и поступки), но и действия неправомерные. Например, ст. 19 Конституции РФ в числе таковых предусматривает "любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Неправомерным может быть как действие, так и бездействие. Так, невключение в списки избирателей, отказ в регистрации кандидата в депутаты, отказ должностного лица принять депутата и т. д. могут рассматриваться как неправомерное воздержание от действий, влекущее определенные последствия. Устанавливая в тексте Конституции РФ и текущем законодательстве характер неправомерного поведения, государство тем самым побуждает субъекты права отказаться от совершения неправомерных действий (например, превышения пределов компетенции) либо настоятельно требует определенного их поведения (рассмотреть в установленный срок по существу жалобу или обращение гражданина). Расширение круга общественных отношений, регулируемых ныне непосредственно в тексте Конституции РФ, сказалось и на более детальном регламентировании неправомерных действий, предотвратить совершение которых составляет задачу государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан.

    События занимают не столь значительное место в системе конституционно-правовых юридических фактов. Среди явлений реальной жизни, с которыми нормы конституционного права связывают возникновение и динамику конституционно-правовых отношений, рождение или смерть физического лица, достижение определенного возраста (ст. 38, 81, 97, 119 и др.), истечение срока полномочий государственного органа (ст. 81, 96, 121 и др.) и т.д. Далеко не все юридические события фиксируются непосредственно в тексте Конституции. Часть событий, имеющих юридическое значение, предусмотрены в Федеральных законах РФ "О гражданстве РФ", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и др. Так, факт рождения лица от родителей, являющихся гражданами РФ или от лиц без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, согласно Федеральному Закону РФ "О гражданстве РФ", является основанием для признания данного лица гражданином РФ. ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. ст. 2031.

    Такие юридические события, как рождение, достижение определенного возраста имеют значение для реализации предоставленных гражданам прав. Однако, как правило, этих событий недостаточно для возникновения конституционно-правовых (а на их основе - и других) правоотношений по реализации установленных Конституцией прав и свобод. Нужны еще действия заинтересованных лиц (обращение с заявлением), государственных или общественных органов, должностных лиц (приказ о зачислении в штат, решение о назначении пенсии, решение общего собрания общественной организации и т.д.). Так, для возникновения правоотношений по реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, помимо достижения установленного Конституцией возраста, необходимо выдвижение гражданина кандидатом в депутаты, согласие выдвинутого лица баллотироваться, регистрация лица окружной избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты.

    Хотя юридические события не зависят от воли людей, нельзя отрицать их государственно-волевого характера, ибо истечение времени оказывает определенное воздействие па поведение людей, а мера этого воздействия установлена в нормах права, выражающих волю народа.

    В юридической литературе дискутируется вопрос о том, является ли состояние юридическим фактом. Ряд ученых наряду с событиями и действиями предлагают выделить состояние - состояние в гражданстве, в браке, членство в организации и т. д. Это мнение не разделяется теми, кто полагает, что юридическим фактом является не состояние само по себе, а его возникновение или прекращение. Не подвергается сомнению правильность данного утверждения, полагаем, что состояние, возникнув, действует как длительный фактор, обеспечивающий стабильность правоотношения на все время, пока существует это состояние. Поэтому, видимо, прав С. С. Алексеев, рассматривающий состояние как звено в особой классификации юридических фактов, исходя из характера их действия, а не наряду с событиями или действиями как третий вид. Причем одного состояния чаще всего недостаточно для динамики правоотношения, поскольку состояние - составная часть сложного юридического состава.

    Заключение

    Назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

    Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

    · Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

    · Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

    Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.

    Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

    Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

    Таким образом, в этой работе я постаралась раскрыть наиболее интересную для меня тему в Конституционном праве России. В будущем постараюсь не останавливаться на достигнутом и продолжать глубокое изучение конституционно-правовых отношений. Наиболее интересным представляется сравнение данного вида отношений с отношениями других отраслей права (уголовного, гражданского, финансового и т.д.).

    Библиография

    Нормативно-правовые акты

    2) ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ 2002. № 22. ст. 2031.

    3) ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ 1994. №13. ст. 1447.

    Книги

    1) Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.

    2) Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004.

    3) Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972.

    4) Братусь С. Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.

    5) Гулиев В. Е., Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984.

    6) Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.

    7) Керимов Д. А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979.

    8) Кечекьян С. Ф. , Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958.

    9) Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.

    10) Конституционное право России: Учебник / отв. ред. А. Н. Кокотов и

    М. И. Кукушкин. - М.: Юристъ, 2003.

    11) Конституционные основы статуса союзной республики / отв. ред. М. Т. Баймаханов . Алма-Ата, 1985.

    12) Конституционный статус личности в СССР / Ред. колл.: Н. В. Витрук, В. А. Масленников, Б. Н. Топорнин . М., 1980.

    13) Ленин В. И. Полное собрание сочинений.

    14) Миронов О. О. Конституционное регулирование в развитом социалистическом обществе. Саратов, 1982.

    15) Миронов О. О. Субъекты советского государственного права. Саратов, 1975.

    16) Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.

    17) Основин В. С. Советские государственно-правовые отношения. М., 1965.

    18) Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

    19) Смоленский М. В. Конституционное право России: Учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    20) Советское государственное право / Отв. ред. С. С. Кравчук. М., 1985.

    21) Степанов И. М. Конституция и политика. М., 1984.

    22) Тихомиров Ю. А. Конституционные правоотношения // Теоретические основы советской Конституции. М., 1981.

    23) Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

    24) Толстой Ю. К. К теории правоотношения. Л., 1959.

    25) Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

    26) Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971.

    27) Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985.

    Статьи

    1) Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. №4. С. 50.

    2) Губенко Р. Г. Советский народ -- субъект конституционных правоотношений // Советское государство и право. 1980. №10. С. 90.

    3) Иванова 3. Д. Юридические факты и возникновение субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1980. №2. С. 34--36.

    4) Ковачев Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования // Журнал российского права. 1997. №2. С. 54--55.

    5) Котов В. Ф. Конституционно-правовые отношения в социалистических странах // Правоведение. 1962. №1. С. 44--45.

    6) Кудрявцев В. Н., Васильев А. М. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. №7. С. 5.

    7) Лучин Б. О. Особенности конституционно-правовых отношений // Правоведение. 1987. №1. С. 15

    8) Мартыненко П.Ф. Социалистическая конструкция - непосредственно действующее право // Проблемы правоведения. Вып. 39. Киев, 1979. С.17.

    9) Матузов Н. И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. №3. С. 26.

    11) Ржевский В.А. Особенности советских конституционных норм // Правоведение. 1977. №26.

    12) Синцова Т. А. Система юридических фактов в советском государственном праве // Правоведение. 1981. №5. С. 25--26.

    13) Скуратов Ю. И. О конституционном содержании некоторых политических категорий // Правоведение. 1986. №1. С. 23--24.

    14) Тененбаум В. О. Категории «политика» и «власть» в науке конституционного права // Проблемы конституционного права. Вып. 1(2). Саратов, 1974. С. 53.

    15) Чиркин В. Е. О системном анализе социалистических государственно-правовых отношений // Правоведение. 1982. №3. С. 16.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие и особенности конституционно-правовых отношений. Виды конституционно-правовых отношений, их структура. Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений.

      курсовая работа , добавлен 21.05.2006

      Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений. Группы конституционно-правовых отношений по содержанию. Классификация субъектов конституционного права. Юридическое содержание конституционного правоотношения.

      курсовая работа , добавлен 09.01.2011

      Особенности возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений в Российской Федерации. Социальное поведение субъектов и объектов в конституционном праве. Изучение юридической связи между субъектами в форме взаимных обязанностей.

      курсовая работа , добавлен 12.02.2014

      Правовые отношения как особый вид общественных отношений. Исследование основных видов, содержания, структуры, субъектов и объектов правовых отношений. Юридические факты и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

      реферат , добавлен 09.12.2013

      Понятие, основные виды административно-правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Функционирование механизма исполнительной власти. Правовые отношения в сфере государственного управления.

      реферат , добавлен 28.02.2017

      Конституционное право Российской Федерации как отрасль права. Понятие конституционно-правовых отношений, их возникновение и классификация по содержанию и функциональному назначению. Характеристика и виды субъектов конституционно-правовых отношений.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2015

      Понятие административно-правовых отношений и их реальное место в системе правоотношений. Критерии классификации, особенности и основные черты административно-правовых отношений, юридический факт как основание их возникновения, изменения и прекращения.

      контрольная работа , добавлен 09.01.2011

      Понятие, признаки и виды правовых отношений. Основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений, а в ряде случаев и их возобновления. Субъекты, объекты правоотношений и юридические обязанности. Юридические факты и их классификация.

      реферат , добавлен 13.01.2011

      Понятие и признаки правовой нормы. Развитие теории конституционно-правовой норм. Структура, классификация и особенности конституционно-правовых норм. Правотворческая деятельность государства. Деление норм права на гипотезу, диспозицию и санкцию.

      курсовая работа , добавлен 10.07.2015

      Правовые отношения - особый вид общественных отношений. Понятие правовых отношений. Предпосылки возникновения и развития, виды и содержание правовых отношений. Структура правовых отношений. Понятие и виды субъектов правоотношений. Объекты правоотношений.

    Нормы конституционного права - ϶ᴛᴏ правовые нормы, регулирующие общественные отношения, со­ставляющие предмет конституционного права.

    Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобя­зательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гаран­тий, защита от нарушений принудительными средства­ми и т.д.

    Вместе с тем нормам конституционного права при­сущ ряд специфических особенностей. В первую очередь, нор­мы конституционного права регулируют наиболее важ­

    ные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и будут осно­вополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют ϲʙᴏи структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структур­ных элемента: гипотезу (условие, при кᴏᴛᴏᴩом приме­няется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на послед­ствия неисполнения обязанности), в статьях норматив­но-правовых актов, содержащих нормы конституцион­ного права, формулируются исключительно диспозиция и гипоте­за, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административно­го права и т.д.)

    Нормы конституционного права можно подразде­лить на группы, то есть классифицировать. Кстати, эта класси­фикация может быть проведена по различным призна­кам, критериям. В юридической науке существует не­мало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

    1) закрепляющие и регулирующие основы консти­туционного строя Российской Федерации (глава 1 Кон­ституции Российской Федерации);

    2) устанавливающие правовой статус личности, права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина (глава 2 Кон­ституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);

    3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

    4) регулирующие порядок образования и деятель­ности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата)

    Исключая выше сказанное, нормы конституционного права подраз­деляются по характеру содержащихся предписаний на:

    1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ);

    2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ);

    по степени определенности содержащихся предпи­саний:

    1) императивные (ст. 72 Конституции РФ);

    2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ);

    по юридической силе (форме закрепления):

    1) конституционные (обладающие высшей юриди­ческой силой);

    Таковы основные видга конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционно­го права и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и республиканские и т.д.

    Нормы конституционного права могут быть объ­единены в правовые институты по признаку регулиро­вания однородных и взаимосвязанных общественных. отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми будут: институт гражданства, институт избирательного права и др.

    Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, будут конституционно-правовыми отношениями.

    Для общественных отношений вообще и для право­отношений в частности характерно наличие как мини­мум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъ­ектами конституционно-правовых отношений выступа­ют:

    Народ (проведение референдумов, выборов в выс­шие органы Федерации, органы субъектов);

    Российское федеративное государство;

    Субъекты Российской Федерации <респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные окру­га);

    Административно-территориальные единицы (рай­оны, города, районы в городах, городские и муници­пальные округа, префектуры, поселки, села);

    Государственные органы законодательной, испол­нительной и судебной власти;

    Органы местного самоуправления;

    Президент Российской Федерации - глава Россий­ского государства;

    Главы государств - субъектов Российской Федера­ции;

    Общественные объединения граждан (партии, об­щественные организации, движения, комитеты и т.д.);

    Депутаты представительных органов государ­ственной власти;

    Комиссии и комитеты органов законодательной

    Общие собрания граждан, сельские сходы;

    Избирательные комиссии;

    Граждане Российской Федерации;

    Иностранцы и лица без гражданства (прием в рос­сийское гражданство)

    Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельства­ми, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса "Отметим, что теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - ϶ᴛᴏ явления, не зависящие от воли человека. Под дей­ствиями же понимаются юридические факты, кᴏᴛᴏᴩые происходят по воле людей. Вот к примеру, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации будет действием, порождающим возникновение кон­ституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом.

    Событиями как юридическими фактами могут яв­ляться, например, рождение и смерть человека, кᴏᴛᴏᴩые влекут за собой возникновение или прекращение кон­ституционно-правовых отношений гражданства, пользо­вания конституционными правами и ϲʙᴏбодами.

    Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. Стоит сказать, для более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой

    классификации лежат те же признаки, что и при клас­сификации норм конституционного права. В наибольшей степени распространенным критерием классификации в юриди­ческой науке будут субъекты конституционно-правовых отношений. Учитывая зависимость от субъектов все данные отношения могут быть подразделены на группы, од­ной из сторон в кᴏᴛᴏᴩых будут перечисленные выше субъекты.

    Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени дей­ствия (срочные, постоянные)

    Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

    Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

    1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

    2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

    3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

    4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

    Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

    Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

    1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

    2. Государство и ею территориальные единицы : Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

    3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

    * В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

    4. Органы местного самоуправления .

    5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

    6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

    7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

    Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

    Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

    Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

    Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

    События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

    Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

    Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

    Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

    Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

    1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

    Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

    2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

    3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

    Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.