Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Предмет и метод финансово правового регулирования. Правовое регулирование финансов

    Предмет и метод финансово правового регулирования. Правовое регулирование финансов

    Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.

    Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.

    Правовое регулирование различных областей государственной деятельности

    • Конституционное право .

    Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.

    • Административное право .

    Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.

    • Финансовое право .

    Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.

    Научный аспект финансового права

    Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.

    Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.

    Понятие финансового права

    Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

    Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

    Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

    Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

    Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

    Предмет финансового права

    Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.

    Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

    В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

    Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

    Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

    Группы финансовых отношений

    Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:

    • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
    • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
    • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
    • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
    • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
    • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

    Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

    Методы финансового регулирования

    Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

    Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.

    Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.

    Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

    Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

    Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.

    Развитие финансового права

    Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.

    Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    2.1. Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования.

    2.2. Финансовое право в системе права Украины. Наука финансового права.

    2.3. Система и источники финансового права.

    Предмет финансового права и методы финансово-правового регулирования

    Отрасль права является относительно самостоятельным подразделением системы права, состоящий из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид однородных общественных отношений, отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью и автономностью.

    Любая отрасль права характеризуется самостоятельным предметом и методом правового регулирования, т.е. элементам, по которым можно различать отрасли права в системе права. Метод правового регулирования объединяет объективные и субъективные элементы, имеет относительно предмета дополнительный производный характер и является юридическим критерием выделения отраслей права.

    В теории права имеется позиция, согласно которой предмет и метод правового регулирования составляют отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений, то есть целостную систему регулятивного воздействия, которой свойственны специфические приемы регулирования, особый порядок возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, специфика санкций, способы их реализации, а также действие единых принципов, общих положений, распространяющихся на определенную совокупность норм. Каждая отрасль права с юридической точки зрения выделяется в правовой системе именно таким режимом регулирования.

    Публичное право как право организации государственного управления требует от соответствующих субъектов сознательно способствовать интересам, тогда как частное право дает возможность человеку стремиться к достижению своих индивидуальных целей и направлено только на установление таких ограничений индивидуальных действий, в результате которых эти действия способствовали бы общим интересам.

    Финансовое право является публичной отраслью права, поскольку сфера регулирования финансов требует проведения сложного, однако очень важного разграничения между необходимыми государственными расходами и определением способа надлежащего получения доходов, между различными субъектами.

    Законы, применяемые в финансах, отражают государственную политику. Основными нормативными актами в сфере финансов является БКУ и ежегодный закон о государственном бюджете - план действий государства, предоставляет полномочия конкретным участникам финансовых отношений на мобилизацию, распределение или использование фондов средств. В свое время одной из предпосылок выделения отрасли права были названы политическую заинтересованность государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных отношений, имеющих определенное единство.

    Предмет и метод финансового права. Предмет правового регулирования является качественно однородным видом общественных отношений, на который влияют нормы определенной отрасли права, для которых характерны следующие черты: 1) жизненно важные для человека и его объединений отношения; 2) волевые, целеустремленные (разумные) отношения; 3) устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; 4) отношения поведения, по которым можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами). Итак, предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере финансовой деятельности государства.

    По П.М. Годме, финансовое право - отрасль публичного права, предметом которого являются нормы, регулирующие государственные финансы. В отношениях, связанных с формированием и расходованием средств централизованных и децентрализованных фондов, "необходимых государству для выполнения ее функций, всегда оказывается властно-организующая роль государства в распределении и перераспределении НД и ВВП. Именно поэтому такие отношения имеют денежный характер.

    Однако не все денежные отношения являются финансовыми. Например, приобретение товаров через торговую сеть является предметом регулирования гражданского права - хоть и имеют денежный характер. Однако, если торговая фирма по результатам предпринимательской деятельности рассчитывает и уплачивает налог в бюджет соответствующего уровня, такие отношения становятся уже финансовыми, поскольку происходит мобилизация ресурсов в централизованный фонд средств. Аналогично: выдача кредита (для заемщика) является гражданским правом, а порядок регулирования выдачи (для банка) - финансовым.

    В финансовых отношениях интересы государства представляют органы, наделенные властными полномочиями Министерство финансов, Государственное казначейство, ГНСУ, НБУ и тому подобное. Другим участником финансовых отношений могут быть как государственные органы, организации, учреждения (например, бюджетные организации), так и субъекты предпринимательской деятельности и граждане. Определяющим условием для отнесения таких отношений именно к финансовым является наличие деятельности по мобилизации, распределения или использования централизованных и децентрализованных фондов. Например, финансовые отношения возникают при установлении бюджетной, налоговой, денежно-кредитной системы страны; составления, рассмотрения и утверждения актов о бюджете; распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы; выполнения государственного и местных бюджетов; сбора налогов, сборов, других обязательных платежей; финансирования и кредитования; обязательного государственного имущественного и личного страхования и тому подобное.

    Метод финансово-правового регулирования - совокупность средств воздействия со стороны государства на участников финансово-правовых отношений. Основным методом финансового права является метод властных предписаний (указаний), который по структуре органически целостной системой непрерывного воздействия на участников финансово-правовых отношений в целях реализации ими своих функций.

    Метод властных предписаний свойственный публичным отраслям права - конституционному, административному и уголовному. Однако в каждой отрасли он применяется в зависимости от предмета правового регулирования. Поскольку финансовое право связано с финансовой деятельностью государства, метод властных предписаний является органической системой, олицетворяет целостность юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений, юридический статус их субъектов, распределение прав и обязанностей между ними, установление санкций за нарушение предписаний финансовых правовых норм и порядок их применения.

    Метод властных предписаний проявляется в содержании конкретных финансовых правоотношений и в составе их участников. Властные предписания касаются обеспечения финансовой деятельности государства: определение размера и порядка взимания налогов, других обязательных платежей в бюджеты различных уровней; определение полномочий распорядителей бюджетных средств; установление порядка распределения компетенции между участниками бюджетных отношений; осуществление бюджетных трансфертов; порядка использования финансовых ресурсов, в т. ч. путем сметно-бюджетного финансирования; правового обеспечения государственного долга; осуществления денежно-кредитной деятельности и тому подобное.

    Для государственно-властных предписаний в сфере финансовой деятельности характерны категоричность и оперативная несамостоятельность, потому что финансы влияют на стабильность функционирования государства и обеспечения суверенитета.

    Категоричность. Например, неуплата своевременно налога влечет за собой в любом случае обязанность применения санкций со стороны государства через уполномоченный орган - ГНСУ. При применении взыскания наличие субъективной вины, в отличие от административных или уголовных отношений, не имеет значения. Совершение правонарушения автоматически влечет за собой применение установленных санкций.

    Оперативная несамостоятельность. ГНСУ не имеет права выбирать тот или иной вид санкции за совершенное правонарушение в сфере налоговых отношений - за каждое из них предполагается конкретная санкция, размер которой или очередность применения не могут быть изменены. К праву частичной оперативной самостоятельности относится принятие уполномоченным органом решения на основе норм, содержащих гибкие неконкретные понятия и выражения. Субъект применения финансово-правовой нормы сам выясняет смысл и назначение общих понятий.

    Метод властных предписаний лучше комментировать на примере регулирования налоговых отношений, поскольку действующее законодательство подходит к вопросу налогов довольно строго.

    Другие методы ФП - метод субординации, метод согласования, метод рекомендации и тому подобное. Особенно это касается сферы муниципальных финансов, в которой органы местной власти и самоуправления получают больше самостоятельности в реализации своих полномочий, в т. Ч. И в финансовой сфере. Однако основным методом финансового права является метод властных предписаний.

    Процесс формирования и "шлифовки" в государстве финансового права происходит постоянно. Подтверждением этого является нормо-творческая деятельность парламента Украины, в частности принятие БКУ, законов в сфере денежно-кредитной системы Украины, закрепленные на уровне законов компетенции специальных финансовых органов, рассмотрение проекта Налогового кодекса и тому подобное.

    ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

    Ф.п. имеет свой предмет и метод правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы Ф.п. всегда\" связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.

    По методу правового регулирования Ф.п. на первый взгляд полностью совпадает с административным правом. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Они связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности.Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении.В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства.

    В нормах Ф.п. жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается на уровне как закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Минфина, налоговых органов, инструктивные указания ЦБ.

    Ф.п. не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом. Такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, так как были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

    Финансово-правовой аспект регулирования части этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

    а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств; б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства; в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения; г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчет-ной сфере по обеспечению повседневного финансового контроля - "контроля рублем" за всей деятельностью государства. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм Ф.п.

    Ф.п. базируется на нормах Конституции РФ, в соответствующих статьях которой закреплены основы финансовой деятельности государства (п. "ж", "з" ст.71;п."и" ст. 72; п. 3 ст.104;п.3, ст. 106 и др.).

    Конституционные нормы, устанавливающие компетенцию органов представительной и исполнительной власти в области бюджета, налогов и доходов, государственного кредита,страхования, денежно-кредитной системы, закрепляют общие принципы и положения, относящиеся к финансовой деятельности государства. В Ф.п. они являются отправной базой для конкретизации и развития возникающих в процессе финансовой деятельности отношений. Так, вопросы бюджета и налогов, кредита, денежного обращения, закрепленные в соответствующих статьях Конституции РФ, находят свою конкретизацию и развитие в довольно обширном действующем финансовом законодательстве. Финансово-правовые нормы в той или иной степени выражают всеобщность конституционных принципов государственного и общественного устройства. Финансовая деятельность государства является деятельностью управленческой, и нормы Ф.п., регулирующие эту деятельность, относятся к отраслям права государст-воведческим. обеспечивающим реальное осуществление публичной власти как РФ в целом, так и всех ее субъектов.

    Ф.п. состоит из двух частей - Общей и Особенной.

    К Общей части относятся нормы, регулирующие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, вопросы зарубежного Ф.п.

    Особенная часть включает расположенные в логической последовательности институты Ф.п., связь между которыми объективно обусловлена. Основным. несомненно, является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе аккумулируются основные финансовые ресурсы, К ним относятся

    также централизованные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

    Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды,но и верно их направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов. Сюда относится бюджетное финансирование,банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите,который может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве. Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

    Поскольку финансовая деятельность основана на деньгах и денежном обращении, то в систему Ф.п. входит институт денег и денежного обращения, а также валютного законодательства.

    В основе финансовой деятельности лежат определенные принципы. Это прежде всего приоритет в области финансовой деятельности.государства представительных органов власти перед исполнительными.

    Вторым является принцип федерализма. Он состоит в том,что в государстве теперь принимается не один бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти территорий всех уровней,вплоть до бюджетов местного самоуправления.

    Один из основных принципов финансовой деятельности государства и Ф.п. - общеправовой принцип законности.

    Источниками Ф.п. являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции. В совокупности все эти акты являются финансовым законодательством. Основа всех источников Ф.п. - Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, уставы субъектов РФ. Все эти акты закрепляют правовые основы финансовой деятельности государства и являются оазои для развития финансового законодательства в разных областях. Во всех конституционных законах большое внимание уделяется бюджетному праву, так как бюджет является финансовой основой деятельности государства. Кодификация норм Ф.п.только разрабатывается.

    Большое значение в регулировании финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ и указы президентов республик, входящих в состав РФ. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на изменения в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного внутреннего долга и т.д. Нормы Ф.п. содержатся и в актах органов исполнительной власти, которыми в первую очередь являются постановления Правительства. Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства выполняют такие подзаконные акты, как инструкции Минфина, МИС, таможни, письма и телеграммы ЦБ. Эти акты также содержат нормы Ф.п. и подлежат безусловному исполнению.

    Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

    Горбунова О. Н.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ФИНАНСОВОЕ ПРАВО" в других словарях:

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др … Большой Энциклопедический словарь

      Отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности. В широком смысле охватывает банковское право, налоговое право, кредитные отношения и др. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

      Одна из отраслей права, совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления,… … Юридический словарь

      Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

      финансовое право - — EN financial law Тематики охрана окружающей среды EN financial law DE Finanzrecht FR loi de finances … Справочник технического переводчика

      Финансовое право - отрасль публичного права представленная совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределение и использование денежных фондов государства. В отличие от административно… … Элементарные начала общей теории права

      Финансовое право - (англ. financial law) отрасль права, совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства (РФ и ее субъектов), а также субъектов местного самоуправления. Предмет Ф.п.… … Энциклопедия права

      ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц. Большое место в Ф.п. занимает регулирование формирования… … Юридическая энциклопедия

    Финансовое право - это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими.

    Обобщенно Финансовое право можно охарактеризовать как отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

    Будучи частью системы российского права и имея общие с другими отраслями права признаки, финансовое право вместе с тем отличается юридическими особенностями. Данной отрасли права присущи:

    1. свой предмет правового регулирования;
    2. общий метод правового регулирования, но со своими особенностями;
    3. только ему свойственная система.

    В самом общем виде предмет финансового права определяется через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это категория, выработанная финансово-правовой наукой. Ее ценность заключается в следующем: а) с помощью этой категории удается выявить особенности отношений, составляющих предмет финансового права; б) эта категория позволяет отграничить отношения, составляющие предмет финансового права, от иных отношений, близких к финансово-правовым, но охватываемых иным отраслевым регулированием.

    Отношения, существующие в рамках финансовой деятельности государства и муниципальных образований и регулируемые нормами финансового права, весьма многообразны.

    Прежде всего отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от функций финансовой деятельности на следующие группы отношений, возникающих в ходе:

    а) мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды;

    б) распределения финансовых ресурсов государства;

    в) использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

    г) контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований;

    д) эмиссии денежных знаков.

    В первую группу включаются отношения по взиманию в бюджеты налогов и сборов; возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных займов; в связи с добровольными пожертвованиями в казну государства и т.д. Во вторую группу включаются, в частности, межбюджетные отношения, т.е. отношения по выделению дотаций, субвенций, субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, а из последнего - бюджетам муниципальных образований и т.д. В третью группу включаются отношения по государственным и муниципальным расходам. В четвертую группу входят отношения по осуществлению бюджетного и налогового контроля, контроля банков за соблюдением предприятиями правил ведения кассовых операций и т.д. В пятую группу включаются все отношения в связи с эмиссией денежных знаков.

    Кроме того, отношения, составляющие предмет финансового права, подразделяются в зависимости от субъектов, между которыми они возникают. Во-первых , это отношения, с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, а с другой стороны - организациями и физическими лицами. Примером могут быть отношения между налоговым органом и организацией по поводу проверок, наложения финансовых санкций и т.д. Во-вторых , это отношения между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Примером являются отношения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по поводу разработки проектов бюджетов.

    Помимо отмеченного, все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются по экономическому критерию на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и другие признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сбору неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; отношения по государственным расходам и т.д. Другие отношения , составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с экономической точки зрения не входят в число финансовых, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, т.е. отсутствует главный признак финансов. Однако те отношения, которые не являются с экономической точки зрения финансовыми, направлены на то, чтобы «создать» финансовые отношения, упорядочить, обеспечить их развитие. Например, без установления налогов, сборов, утверждения бюджетов, финансового контроля и т.д., что осуществляется в рамках нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений, невозможны финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Наконец, все отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований, подразделяются исходя из критерия финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам на: а) бюджетные, б) возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов, в) возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, г) налоговые, д) неналоговые, е) отношения по государственному и муниципальному долгу, ж) отношения по государственным и муниципальным расходам, з) отношения по денежному обращению и расчетам, и) отношения по валютному регулированию и контролю и др.

    Хотя подавляющее большинство отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляют предмет финансового права, однако в ней имеют место и другого рода отношения. Некоторые из них являются предметом гражданского права. Например: отношения, возникающие в связи с продажей и использованием государственного и муниципального имущества; продажей акций приватизированных предприятий, находящихся в государственной собственности, сдачей государственного и муниципального имущества в аренду, и др.

    Помимо всего отмеченного отношения, регулируемые финансовым правом, могут быть подразделены на имущественные и неимущественные.

    В число имущественных отношений, составляющих предмет финансового права, входят отношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов, неналоговых платежей; отношения по перемещению денежных средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов получателям этих средств, и др. С экономической точки зрения эти отношения являются финансовыми, ибо соответствуют всем признакам финансов. С юридической точки зрения их следует рассматривать как имущественные, т.е. отношения по поводу имущества, в качестве которого выступают такие материальные блага, как деньги в наличной и безналичной формах.

    Вместе с тем целый ряд отношений, составляющих предмет финансового права, не опосредуют наличие и перемещение денежных средств, т.е. являются неимущественными. Это отношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению и т.д.; отношения, опосредующие порядок взыскания налогов, применение мер налоговой ответственности в рамках налогового права и т.д.

    С экономической точки зрения эти отношения не являются финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств. В то же время с экономической и юридической точек зрения их можно рассматривать как неимущественные. Однако названные отношения непосредственно связаны и производим от имущественных отношений, составляющих предмет финансового права. Они не имеют самостоятельного значения, а служат исключительно для реализации имущественных отношений в рамках финансового права.

    С учетом отмеченного, предметом финансового права являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Чтобы разобраться в предмете финансового права, надо хорошо понимать, что представляют собой: а) финансовая деятельность государства и муниципальных образований; б) имущественные отношения в системе финансового права; в) неимущественные отношения в системе финансового права.

    Отрасли права отграничиваются одна от другой в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права Это наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий; отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому в качестве дополнительного критерия отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.

    Основным методом финансово-правовою регулирования является метод властных предписаний. Это вполне естественно для финансового, как и иных отраслей публичного права, ибо обеспечить публичные интересы, которые являются в определенной мере удаленными от каждого конкретного субъекта (абстрактными) можно не иначе как только в принудительном порядке, т.е. используя императивный метод. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Эта сторона - государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания, содержащиеся в законах, подзаконных актах, управленческих решениях и проявляющиеся в конкретных правоотношениях.

    Метод властных предписаний, используемый в финансовом праве, имеет две формы проявления.

    Первая форма проявления этого метода сводится к тому, что властные предписания дает государство в законах, подзаконных актах, а стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют этим предписаниям. В подавляющем большинстве случаев метод властных предписаний в такой форме имеет место в налоговом праве как подотрасли финансового права. Например, правоотношения по уплате налога, по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке и другие практически не предполагают каких-либо властных предписаний налоговых органов, не построены на их усмотрении. Здесь и налоговый орган, и налогоплательщик подчиняются только воле законодателя, выраженной в законе. В такой форме метод властных предписаний весьма часто проявляется и в бюджетном праве, а также в иных институтах финансового права.

    Вторая форма проявления метода властных предписаний сводится к тому, что властные предписания дает одна сторона финансового правоотношения, а другая лишь следует им. Например, органы, исполняющие бюджет, а также распорядители бюджетных средств могут во властном порядке (по собственному усмотрению) изменять лимиты бюджетных обязательств, изменять бюджетные ассигнования, осуществлять их перемещение в рамках группировки по функциональной классификации (ст. 224, 228 БК РФ). Соответственно, получатели бюджетных средств обязаны следовать этим предписаниям, ибо в противном случае они не смогут выполнить стоящие перед ними задачи. В данном случае метод властных предписаний проявляется через управленческие решения, принимаемые одной стороной правоотношения в отношении другой.

    Надо иметь в виду, что соотношение форм проявления метода властных предписаний применительно к различным подотраслям и институтам права также различно.

    В последние годы в финансово-правовом регулировании стал весьма активно использоваться и диспозитивньш метод. Его суть состоит в том, что решение вопроса осуществляется согласованной волей сторон правоотношения.

    Этот метод проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при представлении налогового, а также инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 66, 68 НК РФ); при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных в БК РФ (ст. 202,203, 205, 208, 210); в ходе межбюджетных правоотношений при предоставлении бюджетных кредитов, при изменении сроков уплаты налогов (п. 2, 3 ст. 63 НК РФ) и др.

    Диспозитивньш метод, применяемый в финансовом праве, не равен диспозитивному методу, испоользуемому в частноправовом регулировании. Он представляет собой симбиоз императивно-диспо-зитивных начал. Диспозитивный метод используется в финансово-правовом регулировании фрагментарно. Он не создает «фон» финансово-правового регулирования. Поэтому в целом финансово-правовые отношения характеризуются как властеотношения (см. ст. 3 и др. НК РФ).

    Анализ отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, с точки зрения вышеуказанных методов финансово-правового регулирования позволяет разобраться в сложной природе этих отношений и определить, какие из них составляют предмет финансового права, а какие - нет.

    В настоящее время проявляется научная тенденция на расширение предмета финансового права до охвата им всех отношений, составляющих публичные финансы. При этом под публичными финансами следует понимать любые отношения по собиранию, распределению и использованию денежных средств, направленные на обеспечение публичных целей. Иначе говоря, это как отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, так и отношения, возникающие в ходе финансовой деятельности иных субъектов, но обеспечивающие публичные интересы в силу задач, возложенных на них государством. Примером, в частности, могут являться отношения, возникающие при страховании и расходовании средств фонда страхования банковских вкладов (см.: Турбанов Л.В. Концептуальные основы создания и функционирования системы страхования банковских вкладов в Российской Федерации (административно-финансовый аспект). М., 2003. С. 75-103; НечайА.А. Правовые проблемы регулирования публичных расходов в государстве: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Киев, 2005. С. 12).

    См Винницкий Д В Указ соч С 162

    См. Ровинский ЕЛ. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960. С. 137.

    Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.

    Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

    Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

    Основной метод финансово-правового регулирования - императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

    Большая часть этих предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Участники финансовых правоотношений, которым адресованы данные предписания, не находятся в полном подчинении от органов, выдающих властные предписания, а зависят от них лишь по линии финансовой деятельности. Такой метод способствует своевременному и полномасштабному поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.

    Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

    В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов.

    Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение. Это связано с постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников финансовых правоотношений от государства и ярко проявляется в бюджетных и налоговых правоотношениях. Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования.

    Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права.

    • 1. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагающий использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества. В конечном счете реализация этого принципа отражается на частных интересах личности.
    • 2. Принцип федерализма , согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться федеральные интересы с интересами субъектов РФ, обеспечиваться необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Российской Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ (в рамках Конституции РФ).
    • 3. Принцип единства финансовой политики и денежной системы , являющийся необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране (единая валюта, единый центр эмиссии и т.п.).
    • 4. Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ, распространяющей федеральное финансовое законодательство на каждый из субъектов РФ в равной мере. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов РФ осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
    • 5. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирован Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.
    • 6. Принцип социальной направленности финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положения Конституции РФ, характеризующего Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства.
    • 7. Принцип разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. На нем основано распределение функций в области финансовой деятельности. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы (ч. 1 ст. 105), в частности законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства РФ относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ч. 1 ст. 114). Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
    • 8. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.
    • 9. Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
    • 10. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
    • 11. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.