Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной власти

    Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы законодательной власти

    Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

    Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

    Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

    Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

    1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

    2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

    основном, разные вопросы;

    3. различный порядок формирования палат.

    Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


    Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

    К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

    К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

    Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

    Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

    Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

    Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

    назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

    нет предложений Президента по этому вопросу;

    Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

    Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

    Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

    от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

    ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

    Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

    Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

    Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

    Федеральное Собрание Российской Федерации

    Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

    В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

    В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

    Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

    Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

    Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

    В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

    Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

    Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

    Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

    Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

    Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

    Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

    Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, иные органы госвласти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть установлена конституцией (уставом) субъекта РФ.

    Законодательный (представительный) орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности (гл. II, ст. 4, п.7,8; ст. 5, п.1).

    Полномочия законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ - обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5) относятся следующие.

    Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.

    Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).

    Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

    Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих фондов.



    Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.

    Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.

    Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.

    Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

    Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

    Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ.

    Решение вопросов в рамках указанных полномочий оформляется законом субъекта РФ.

    Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:

    Определять порядок деятельности указанного органа;

    Назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

    Назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

    Оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

    Утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;

    Назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

    Осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

    Решение вопросов в рамках перечисленных полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ.

    Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим законом, конституцией и законами субъекта РФ.

    Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ (ст. 6, п. 1).

    Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ст. 6, п. 2).

    Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.

    Закон предусматривает следующий порядок принятия законодательным (представительным) органом нормативных правовых актов (ст. 7).

    Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

    Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов __ от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов.

    Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.

    Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.

    В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

    Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

    Закон предусматривает (ст. 9) порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

    Полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:

    1) принятия указанным органом решения о самороспуске;

    2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании принятия законодательным органом нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

    Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

    Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае:

    Издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

    Иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

    Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.

    В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

    В случае отставки высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, так же как и в других, предусмотренных ст. 19 данного Закона случаях досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, уполномоченные на то органы либо должностные лица назначают внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица.

    Формы организации государственной власти в субъектах РФ, т.е. государственные органы в статутных названиях, полномочиях, значительно различаются. Это особенно заметно в организации законодательных органов в республиках и во многом объясняется историческими и национальными традициями. В табл. 13.1 приводятся перечень законодательных органов власти в республиках, число избирателей в каждой республике и число мандатов.

    В названиях представительных органов республик чаще представлены совет (верховный, государственный, народный) и собрание (законодательное, государственное, народное).

    В субъектах РФ, образованных по административно-территориальному признаку, также представлен широкий терминологический диапазон, но чаще представительные (законодательные) органы именуются так:

    Совет народных депутатов (Камчатская, Амурская, Кемеровская и другие области);

    Областная Дума (Московская, Мурманская области и др.);

    Законодательное собрание (Краснодарский край, Санкт-Петербург, др.);

    Государственная дума (Томская обл.);

    Представительное собрание (Астраханская обл.). Несколько иную картину можно наблюдать в наименовании

    органов исполнительной власти. Здесь более очевидна унификация названий: президент (в республиках), председатель правительства, глава администрации, губернатор, мэр.

    Впрочем, специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет не название институтов власти, а 1) распределение полномочий (по горизонтали исследуемого уровня управления); 2) механизм взаимного сдерживания и контроля; 3) способ формирования и политической ответственности правительств (глав администрации) - именно последнее и характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей: президентской, парламентской или смешанной (президентско-парламентской).

    Теперь в порядке сравнительного анализа сопоставим конституционное регулирование вопросов организации государственной власти в отдельно взятых республиках. Возьмем для примера южную республику - Дагестан, северную - Карелию и, скажем, Калмыкию.

    Согласно Конституции Республики Дагестан Государственный совет Республики возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Председатель Государственного совета является главой государства (ст. 92-94). Госсовет состоит из 14 человек и формируется Конституционным собранием Республики Дагестан сроком на четыре года. Конституция устанавливает достаточно широкие и многообразные полномочия Госсовета в сфере исполнительной власти: назначает с согласия Народного собрания Председателя Правительства Республики; по предложению Председателя Правительства образует Правительство Республики; вносит в него изменения; принимает отставку Правительства, членов Правительства; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной

    Таблица 13.1. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации

    Название республики Столица республики Название представительного и законодательного органов Число мандатов Число избирателейтыс. чел.
    Республика Адыгея (Адыгея) г. Майкоп Законодательное Собрание (Хасе) - Парламент 324,6
    Республика Алтай г. Горно-Алтайск Государственное Собрание - Эл Курултай 123,1
    Республика Башкортостан г.Уфа Государственное Собрание - Курултай 194 (2-палатный) 2824,1
    Республика Бурятия г. Улан-Удэ Народный Хурал 660,0
    Республика Дагестан г. Махачкала Народное Собрание - Парламент 1089,6
    Республика Ингушетия г. Назрань Народное Собрание 124,8
    Кабардино- Балкарская Республика г. Нальчик Парламент 72 (2-па-латный) 508,7
    Республика Калмыкия - Хальмг Тангч г. Элиста Народный Хурал (Парламент) 206,9
    Карачаево-Черкесская Республика г. Черкесск Народное Собрание 286,6
    Республика Карелия г. Петрозаводск Законодательное Собрание 61 (2-па-латный) 577,6
    Республика Коми г. Сыктывкар Государственный Совет 808,4
    Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола Государственное Собрание - Кугыжныш Погын 537,3
    Республика Мордовия г. Саранск Государственное Собрание 689,3
    Республика Саха (Якутия) г. Якутск Государственное Собрание - ИлТу-мэн 56(2-палатный) 625,4
    Республика Северная Осетия - Алания г. Владикавказ Государственный Совет - Парламент 421,5
    Республика Татарстан (Татарстан) г. Казань Государственный Совет 2638,6
    Республика Тыва г. Кызыл Верховный Хурал (Парламент) 165,6
    Удмуртская Республика г. Ижевск Государственный Совет 100 (2 палатный) 1134,0
    Республика Хакасия г. Абакан Верховный Совет
    Чеченская Республика г. Грозный Предстоят выборы 384,2
    Чувашская Республика - Чаваш республики г. Чебоксары Государственный Совет 943,5

    власти. Госсовет вправе отменять решения органов исполнительной власти на территории Республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Дагестан. По сути дела в Дагестане - парламентская модель: дуализм исполнительной власти, правительство формируется Госсоветом и ответственно перед Госсоветом, образуемым Народным собранием.

    В Карелии несомненный интерес представляет гл. 7 Конституции, в которой изложены основы организации исполнительной власти. Согласно ст. 64 главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики является избираемый на 4 года всем населением председатель Правительства. Функции и полномочия председателя Правительства, как видно из содержания ст. 65-67 и в особенности 68, в совокупности характеризуют его статус как президента. Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательному собранию структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов госуправления (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министров финансов, безопасности, внутренних дел, которые назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания; формирует из числа руководителей республиканских органов управления Правительство Республики, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного собрания заместителя Председателя Правительства. В целом, анализ места, роли, функций и компетенции Председателя Правительства показывают, что он фактически выполняет функции главы Республики, хотя таковым не именуется, что обычно не свойственно Председателю Правительства (Совета Министров, Кабинета Министров). Такая надуманная структура - совмещение статуса главы исполнительной власти и высшего должностного лица Республики расходится с общепринятыми нормами и принципами конституционного права, доктриной разделения властей.

    Весьма своеобразно и необычно решаются вопросы о системе государственной власти в Республике Калмыкия. Основной закон (Степное Уложение) устанавливает ст. 25, что Президент является главой Республики и ее высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ст. 25, п. 7 Президент Республики обладает статусом неприкосновенности, институт президентства незыблем. В сфере исполнительной власти Президент Республики Калмыкия (ст. 28) назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов, республиканских ведомств, представителей Президента Республики в районах и городах республиканского значения, руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений; формирует администрацию Президента; участвует в формировании федеральных органов госвласти и управления на территории Республики и согласовывает назначение их руководителей в установленном порядке; вправе отменять акты министерств, департаментов Республики и других подведомственных ему органов в случае противоречия их законам Республики и актам Президента Республики. Степное Уложение не предусматривает образование правительства Республики. Таким образом, в Калмыкии - президентская модель: Президент, избираемый всенародно, совмещает в себе статус главы государства, высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

    Сравнительный анализ конституций республик позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Во-первых, преобладающее большинство республик установили смешанную форму правления (модель Российской Федерации) с институтом президента республики. Наиболее четкой и адекватной представляется формулировка, в которой президент объявляется главой государства. Что же касается совмещения постов главы государства и главы исполнительной власти, то это создает трудность в реализации принципа разделения и самостоятельности ветвей государственной власти, допускает возможность возвышения органов исполнительной власти, узурпации ими полномочий других госорганов. Впрочем, во многих республиках получила официальное выражение практика осуществления госвласти на федеральном уровне в России.

    Во-вторых, разные модели и системы политической ответственности правительств вносят сумятицу в систему исполнительной власти Федерации, не обеспечивают единое правовое и административно-управленческое поле в стране. Этот разрыв усугубляется и практикой правового регулирования обозначенных вопросов в уставах краев и областей, городов республиканского значения. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, работает коллегиально, а его постановления утверждает губернатор. Очевидно, что статус правительства этого субъекта Федерации напоминает коллегию при губернаторе.

    А в Уставе Нижегородской области вообще не упоминается о правительстве, т.е. власть губернатора строится на принципе единоначалия. Полномочия губернатора столь обширны, что де-факто он является «хозяином» области.

    В-третьих, в конституциях республик совсем не определены соотношения актов их президента и правительства с актами федерального Правительства. Поэтому у высшего органа исполнительной власти Федерации нет прямого административно-правового воздействия на республиканские органы исполнительной власти.

    Вопросы для самоконтроля и размышления

    1. Что вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?

    2. Назовите сущностные признаки суверенитета, раскройте содержание понятий государственный суверенитет, суверенитет Российской Федерации.

    3. Каковы общие принципы организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации?

    4. Охарактеризуйте статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в совокупности его компетенции, функций, полномочий.

    5. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?

    Тема 5

    Задачи

    ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    Тема 4

    Задачи

    ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Тема 3

    Задачи

    Гражданин Котов незаконно занимался отстрелом диких лисиц в лесу. Как следует квалифицировать его действия? Что изменится, если данный гражданин предпримет попытку убить дикое животное в городском зоопарке или искусственно выращенную лисицу на звероферме? Каковы признаки объекта экологического правоотношения?

    В процессе производства уголовного дела, субъектом которого являлся инженер завода, встал вопрос о квалификации преступления: загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше ПДК - как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда? Дайте ответ на поставленный вопрос. Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, воды и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей среды?

    Орган законодательной власти субъекта РФ представил эксперту для заключения проект областного закона «Об охране окружающей среды и природопользовании». В заключении эксперта среди прочих замечаний было следующее:

    областной закон не может устанавливать принципы охраны окружающей среды и природопользования, так как принципы могут устанавливаться только федеральными законами.

    Прав ли эксперт?

    В соответствии с решением представительного органа Белоярского района лесные участки, пруды и обводненные карьеры в пределах территории района объявлялись исключительной собственностью этого района. В свою очередь Администрация г. Североуральска объявила парк, расположенный на его территории, собственностью города и установила запрет на свободное посещение гражданами территории парка. Глава администрации Дубровского района своим постановлением назначил проведение аукциона по продаже в частную собственность карьера, в котором добывался песок. Данный карьер находится на границе с территорией Петровского района, администрация которого, считая, что права данного муниципального образования нарушены, обратилась в арбитражный суд соответствующего субъекта РФ.

    Решите дело.

    Правительство одного из субъектов РФ выдало лицензию иностранной фирме на захоронение токсичных веществ в пределах расположенного на его территории участка недр, полагая что данный участок находится в государственной собственности.

    Правомерны ли действия Правительства субъекта РФ? В каких случаях и в каком порядке возникает федеральная собственность на участки недр? Раскройте порядок владения, пользования и распоряжения недрами.



    Своим решением сельская администрация установила порядок использования местного водоема для любительского рыболовства, а также размер взимаемой при этом платы. Обоснованием данного решения было то, что орган местного самоуправления является собственником водного объекта и находящихся в нем водных биологических ресурсов и, для содержания водоема необходимы соответствующие денежные средства.

    Отдельными законами субъекта РФ были установлены:

    основания и порядок приватизации лесных участков;

    порядок добычи объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, находящихся на территории государственного природного заповедника;

    перечень участков недр местного значения, передаваемых в собственность соответствующих муниципальных образований;

    условия и порядок использования воздушного пространства над территорией данного субъекта РФ;