Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • В какую очередь при банкротстве выплачиваются налоги. В каких случаях требования налогового органа в деле о банкротстве не подлежат удовлетворению? Общий порядок погашения различных платежей и требований, поступивших от кредиторов, во время процедуры банк

    В какую очередь при банкротстве выплачиваются налоги. В каких случаях требования налогового органа в деле о банкротстве не подлежат удовлетворению? Общий порядок погашения различных платежей и требований, поступивших от кредиторов, во время процедуры банк

    23.03.2013 в арбитражный суд ликвидируемым должником было подано заявление о признании его банкротом. 26.04.2013 арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом. На дату введения процедуры банкротства в данной организации велась выездная налоговая проверка за 2010-2012 годы. По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ.

    Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд?

    В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве).

    В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы. Поэтому датой возникновения обязанности по уплате налога признается дата окончания налогового периода, а не дата фактического исчисления налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей в качестве текущих (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

    Что касается требования об уплате штрафа, то в силу п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Закон о банкротстве не делит указанные требования на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Следовательно, требования об уплате штрафа, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве (п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

    Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации обязанность уплаты налога возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом, требования об уплате данного налога, а также начисленных в связи с его несвоевременной уплатой пеней, подлежат включению в реестр требований кредиторов. Требование об уплате штрафа независимо от даты совершения правонарушения и даты привлечения должника к ответственности также подлежит включению в реестр требований кредиторов.

    Однако относительно квалификации требований уполномоченного органа об уплате НДФЛ, а также пеней и штрафов, начисленных на сумму этого налога, необходимо учитывать следующее.

    Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст.ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. В связи с этим данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

    Специальный режим требования об уплате удержанной суммы НДФЛ предопределен тем, что исполнению должником подлежит не собственная обязанность, а обязанность иного лица за счет средств, причитавшихся этому лицу. Что же касается отношений, связанных с обязанностью уплаты пеней за несвоевременное исполнение этой обязанности налоговым агентом, а также штрафов, начисленных в связи с неполной уплатой налога, то в этих правоотношениях юридическое лицо выступает уже не как налоговый агент, а как самостоятельный субъект обязанности (допуская просрочку в исполнении этой обязанности, должник совершает собственное правонарушение). Поэтому представляется, что требования уполномоченного органа об уплате пеней и штрафов, начисленных в связи с неисполнением обязанности по перечислению удержанной суммы НДФЛ, подлежат учету в реестре требований кредиторов. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 N Ф05-3472/13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2012 N Ф07-1508/12, постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2512/13, определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6567/12, определение ВАС РФ от 20.10.2011 N ВАС-12976/11; в отношении требований об уплате штрафа в связи с неполной уплатой НДФЛ такой подход косвенно подтверждается также постановлением Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 7842/07).

    Однако в судебной практике представлен и противоположный подход, свидетельствующий о том, что требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном для удовлетворения требования по указанному налогу, поскольку обеспечивают основную обязанность по уплате этого налога и неразрывно связаны с ней (постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2011 N Ф06-3059/11, постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2011 N Ф09-3439/11, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2010 по делу N А32-17161/2009-1/115, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2012 N Ф02-5207/12, постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2007 N А64-7872/06-11, определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-10219/11).

    Безусловно, такой подход не следует из буквального толкования приведенных положений закона и разъяснений, представленных в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (в последних не упоминается о требованиях, связанных с уплатой пеней и штрафов, начисленных на сумму НДФЛ). Однако, принимая во внимание наличие такого подхода, следует констатировать, что решение рассматриваемого вопроса будет в значительной степени зависеть от усмотрения суда. Заметим, что одно из дел, в которых рассматривался затронутый вопрос, передано в настоящий момент на рассмотрение Президиума ВАС РФ (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.08.2013 N ВАС-5438/13*(1)). От того, какую из двух описанных позиций займет Президиум ВАС РФ в результате разрешения данного дела, будет во многом зависеть и решение рассматриваемого вопроса (ч. 4 ст. 170, п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

    Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией "Гарант"

    В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре. Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о банкротстве о требованиях, подлежащих включению в реестр. Уплата налога на доходы физических лиц При разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом (например, в отношении налога на доходы физических лиц), необходимо иметь в виду следующее.

    Внимание

    Текущие выплаты Вне очереди подлежат погашению текущие расходы, требования о выплате которых возникли раньше признания несостоятельности предприятия. Последовательность погашения текущих расходов регулируется законом. В первоочередном порядке выплачиваются:

    • затраты на проведение мероприятий по банкротству, в том числе оплата судебных расходов и услуг арбитражного управляющего и задействованных им специалистов;
    • непогашенные обязательства по трудовым договорам, выходные пособия;
    • работа специалистов, задействованных арбитражным управляющим для исполнения его обязанностей по делу о несостоятельности, в том числе для взыскания средств;
    • коммунальные платежи;
    • прочие текущие расходы.

    Обязательства по оплате, включенные в одну очередь, погашаются согласно календарной очередности.

    Как соблюдать очередность уплаты текущих платежей в процедурах банкротства?

    • О налогообложении реализации конкурсной массы при банкротстве
    • ВАС РФ упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве
    • Организация находится на стадии ведения наблюдения
    • Налоговые платежи при банкротстве
    • Какая очередность платежей при банкротстве?
    • Юридическая помощь в сфере налогообложения
    • Задолженность по налогам при банкротстве должника
    • Очередность выплат при банкротстве
      • Федеральный закон - О несостоятельности (банкротстве), N 127-ФЗ
    • Обязательные - платежи - при банкротстве
    • Текущие платежи при банкротстве: очередность

    О налогообложении реализации конкурсной массы при банкротстве П. Г. Демидова. В практике банкротств с 1992 г. существуют различные мнения заинтересованных сторон о моменте уплаты налогов, исчисленных в ходе конкурсного производства.

    Post navigation

    Как осуществляется процедура признания банкротства Банкротство устанавливается в Арбитражном суде, куда может обратится как сама компания в добровольном порядке (используя процедуру банкротства как своеобразную защиту от кредиторов), так и один из кредиторов, требуя выплаты долгов в судебном порядке. Компания в процессе банкротства либо распродает свое имущество для погашения задолженностей, либо, в более оптимистичном варианте, улучшает свое финансовое состояние при помощи эффективного внешнего управления и расплачивается с кредиторами без ликвидации. Этапы проведения процедуры банкротства Этап #1- обращение в суд с заявлением о признании компании банкротом (как самой компанией, так и кем-либо из кредиторов или государственными органами власти).

    Уплата обязательных платежей в процедурах банкротства

    Если этих активов недостаточно, то погашение долгов осуществляется по порядку:

    • выплата алиментов, компенсаций вреда жизни и здоровью;
    • выходные пособия, заработная плата;
    • расчет служащих по контракту, отчисления во внебюджетные фонды;
    • отчисления в прочие фонды, обязательства перед которыми не были погашены ранее;
    • запросы прочих кредиторов.

    Оплата требований кредиторов, которые не могут быть погашены в полной мере в связи с нехваткой финансовых средств, производится пропорционально согласно предъявленным требованиям и с учетом очередности. Порядок взыскания Порядок взыскания долгов с несостоятельного должника предполагает предъявление требований об уплате. Требование об уплате заявляется в арбитражном суде в ходе разбирательства по делу о признании банкротом, либо при инициировании искового производства.

    Вас рф упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

    И именно данная процедура вызывает больше всего споров и затруднений и у арбитражных управляющих и их бухгалтеров, и у банков, и у судей арбитражных судов, рассматривающих споры по данному вопросу. Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов: включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на их бесспорное списание? Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

    Об очередности платежей при банкротстве

    Особенности текущих платежей в конкурсном производстве Текущие платежи в настоящее время согласно законодательству не различаются в зависимости от принадлежности к тому или иному этапу дела о финансовой несостоятельности. Они не учитываются в основном реестре требований. Текущие платежи конкурсного производства в общем случае взимаются вне рамок дела о банкротстве. Кредиторы, задействованные в этом процессе, не признаются участниками дела о банкротстве.


    Важно

    Подобная задолженность погашается в ходе исполнительного производства. Можно взыскать эту сумму, прибегнув к другому методу. Для этого нужно направиться с исполнительным листом в банк, в котором открыт расчетный счет банкрота.


    Тогда можно ожидать погашения долга в порядке общей очереди. Особый порядок выплаты претензий по кредитам, выданным под залог какого-либо имущества банкрота, предусматривается законом о финансовой несостоятельности.

    Вопросы взыскания налога при банкротстве организации (пантюшов о.в.)

    N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введены специальные правила уплаты налогов в отдельных стадиях банкротства. Правила Налогового кодекса РФ корректируются нормами специального неналогового закона. ВАС РФ упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве Пленум ВАС РФ решил напоследок еще немного усовершенствовать применение запутанного законодательства о банкротстве и принял два новых до­кумен­та с разъяснениями, объединенными общей темой текущих платежей: постановление от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» (далее - Постановление № 36) и постановление от 06.06.2014 № 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами» (далее - Постановление № 37).

    Формирование текущих платежей в процедуре конкурсного производства

    В связи с этим налоговое законодательство России имеет достаточно сложный характер. Нестабильность, п ротиворечивость, наличие многочисленных пробелов, неясностей и неопределенностей в законодательстве о налогах и сборах, порой различная правовая позиция налоговых (финансовых) и судебных органов по спорным вопросам налогообложения, к сожалению, никого не удивляет. Обращение к адвокату, специалисту в области налогового законодательства, позволит избежать многих трудностей и проблем при формировании своих налоговых обязательств как организациям в процессе ведения хозяйственной деятельности, так и гражданам, а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами относительно исполнения налоговой обязанности участие адвоката в налоговом процессе обеспечит грамотную защиту прав и законных интересов налогоплательщика в налоговом споре в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде.

    Удовлетворение требований кредиторов, которые возникли в ходе конкурсного производства, и после закрытия реестра кредиторов, возмещаются за счет реализации оставшегося имущества должника. Порядок создания реестра кредиторов определен ст.14 ФЗ № 127 . Так можно отметить, что требования налоговой службы, которые были заявлены после закрытия реестра кредиторов, удовлетворяются за счет нереализованного имущества после удовлетворения требований заявителей, попавших в очередь кредиторов по реестру.
    Если должником выступает кредитная организация, то процедура банкротства производится по общим правилам, предусмотренным законом. Кредиторские выплаты при банкротстве банка осуществляются после внесения записи в реестр заимодавцев. В силу п. 1 ст.
    Задолженность по налогам при банкротстве должника По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ. Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд? В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Очередность выплат при банкротстве По закону внешний управляющий после вступления в обязанности должен организовать план внешнего управления (ст.106 ФЗ «О несостоятельности…»).

    С.А. Камоликова, г. Тула

    Практика проведения процедуры банкротства организаций выявила ряд вопросов, связанных с исполнением ими обязанностей налогоплательщика. В этой связи хотелось бы остановиться на особенностях уплаты налоговых и иных обязательных платежей в процессе конкурсного производства при банкротстве организаций.

    В соответствии со ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    Правоспособность юридического лица определяется в соответствии со ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и возникает в момент его создания. Согласно ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

    Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации. В соответствии со ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Следовательно, любая организация, на которую НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, является налогоплательщиком с момента ее государственной регистрации и до момента внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Таким образом, до момента ликвидации организации, в том числе в порядке банкротства, она признается налогоплательщиком в соответствии с НК РФ, а следовательно, правоотношения, возникающие у организации в связи с обязанностью уплачивать налоги, регулируются нормами НК РФ. В то же время гражданским законодательством предусмотрены специальные нормы по уплате обязательных платежей в процессе банкротства.

    Рассмотрим соотношение правовых норм НК РФ и гражданского законодательства о банкротстве.

    Вопросы, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов, регулируются главой 8 НК РФ. Указанная глава НК РФ содержит в том числе специальные нормы в отношении исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации (ст.49 НК РФ). В соответствии со ст.49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

    Нормы указанной статьи НК РФ применимы и при ликвидации организации путем банкротства. Действительно, в ст.65 ГК РФ определено, что признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В то же время в соответствии со ст.97 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства.

    Сопоставляя вышеперечисленные нормы, следует сделать вывод о том, что в соответствии с п.2 ст.49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в процессе конкурсного производства среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, к которому относится и Закон N 6-ФЗ.

    В целях определения очередности исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в процессе конкурсного производства проанализируем нормы Закона N 6-ФЗ.

    Последствия открытия конкурсного производства предусмотрены ст.98 этого Закона. Перечислим те из них, которые связаны с определением размера обязательств и порядком их исполнения.

    С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

    Срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

    Прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

    Все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;

    Исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены главой VI "Конкурсное производство" Закона N 6-ФЗ.

    В свою очередь, порядок исполнения обязательств должника в рамках конкурсного производства установлен ст.106, 110, 114 Закона N 6-ФЗ.

    Указанными статьями этого Закона предусмотрен следующий порядок удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам:

    1) вне очереди удовлетворяются требования об уплате обязательных платежей по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства;

    2) при определении размера требований по обязательным платежам, подлежащим удовлетворению в четвертую очередь, учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

    Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

    Суммы штрафов (пеней) и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди;

    3) требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

    Таким образом, Закон N 6-ФЗ детализирует порядок и очередность удовлетворения требований по обязательным платежам по сравнению со ст.64 ГК РФ. Уплата обязательных платежей на стадии конкурсного производства может осуществляться не только в четвертую очередь, но и в пятую очередь (в части штрафов и пеней), а также вне очереди или в последнюю очередь после удовлетворения всех требований кредиторов (в зависимости от срока возникновения задолженности и даты предъявления требования).

    При анализе приведенных норм Закона N 6-ФЗ немаловажным представляется факт, что они нормы оперируют терминами "заявленные требования кредиторов" или "требования кредиторов". При этом не делается исключения и для обязательных платежей, в том числе налоговых.

    Так, ст.106 Закона N 6-ФЗ установлен внеочередной порядок удовлетворения всех требований кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства. Иными словами, для погашения обязательств должника вне очереди в процессе осуществления конкурсного производства необходимо соблюдение двух условий:

    2) необходимо наличие требования кредитора.

    Похожую норму содержит ст.114 Закона N 6-ФЗ в отношении требований по уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства и заявленных после закрытия реестра требований кредиторов. Такие требования удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

    Таким образом, в последнюю очередь удовлетворяются требования по уплате обязательных платежей при наличии следующих условий:

    1) период возникновения обязательств должен приходиться на период конкурсного производства;

    2) необходимо наличие требования кредитора;

    3) требование заявлено после закрытия реестра требований кредиторов.

    Необходимо отметить, что Законом N 6-ФЗ срок закрытия реестра требований кредиторов на стадии конкурсного производства прямо не определен. В то же время из смысла ст.100 Закона N 6-ФЗ следует, что срок закрытия реестра требований кредиторов на стадии конкурсного производства соответствует дате истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторов. Последний не может быть менее двух месяцев с даты публикации об открытии конкурсного производства в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Таким образом, срок закрытия реестра требований кредиторов на стадии конкурсного производства определяется на основании указанной нормы в порядке, установленном главой 11 ГК РФ. Так как для обязательной публикации конкурсным управляющим информации о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства императивно установлены два печатных издания, возникает вопрос об определении начала течения срока, установленного для предъявления требований кредиторов. В соответствии со ст.191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Представляется, что в рассматриваемом случае датой наступления события следует считать более позднюю публикацию. Иной подход нарушил бы права кредиторов, так как в случае пропуска двухмесячного срока предъявления требований заявленные требования удовлетворяются в последнюю очередь в соответствии с нормами ст.114 Закона N 6-ФЗ.

    В соответствии со ст.192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

    Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

    Такое явление как банкротство, к сожалению, не только свойственно отечественной экономике, но и довольно широко встречающееся. По подсчетам специалистов на сегодняшний день существует определенная закономерность — 2/3 созданных компаний прекращают деятельность спустя 2 года после своего образования именно путем признания их банкротами.

    Несостоятельность как экономическое явление

    Банкротство предприятия выступает итогом развития кризиса в отношении финансов. Компания поначалу периодически, а затем стабильно не способна удовлетворять кредиторские требования, включая обязательные выплаты. Рыночная экономика столетиями нарабатывала систему диагностики, контроля и определенной защиты компаний от краха (система банкротства). Подобная неизбежная, по сути, экономическая процедура, отражающая состояние национальной государственной экономики страны — наиболее актуальная проблема для разных государств. Таким образом, поиск продуктивного преодоления процесса банкротства также не теряет своей актуальности по сегодняшний день.

    В немалой степени реализация мер по контролю и защите от банкротства зависит от степени развития законодательства в данной области.

    Формирование подобных механизмов защиты с учетом зарубежного опыта в РФ началось в 1992 г. с Указа Президента РФ касательно поддержки и оздоровления несостоятельных госпредприятий и ввода прочих правовых актов, определяющих отношения компаний в финансовой сфере, а также государственных органов, реализующих контроль и управление госимуществом.

    В настоящее время вопросы банкротства предусматривает специальный закон о несостоятельности. Этим нормативно-правовым актом регламентируются основания для того, чтобы признать должника-юрлица, ИП или гражданина несостоятельным (банкротом), а также предусматриваются порядок и условия осуществления процедур по предупреждению банкротства и организация непосредственной реализации банкротства. Юрлицо, которое являет собой коммерческую организацию, кроме казенного предприятия (ст. 65 ГК РФ), а также юрлицо, которое действует как потребительский кооператив или благотворительный фонд, судебным решением может быть признано банкротом.

    С юридической точки зрения как процедура банкротство состоит из реализации мероприятий, которые нацелены на удовлетворение кредиторских требований. Обычно возбуждение непосредственного процесса банкротства инициируется кредиторами в ходе исполнительного производства в результате нескольких неэффективных попыток по возвращению долга.

    Из этого следует, что банкротство является ответственностью фирмы, которая возникает при ее несостоятельности по уплате задолженности кредиторам. Данную процедуру способны инициировать как кредиторы, так и сами должники, обладающие серьезными долгами перед кредиторами. В такой ситуации банкротство будет выступать необходимой защитной реакцией, устремленной на сохранность своих активов и деятельности компании.

    Руководит процедурой банкротства арбитражный управляющий, назначение которого происходит в судебном порядке. Им осуществляются правомочия, регламентируемые законом и проводятся все предписанные мероприятия. Итогом проведения процедуры банкротства является то, что фирму также в судебном порядке объявляют банкротом, после чего следует реализация целого комплекса необходимых мер.

    Общая очередность

    Самая важная цель законодательства о банкротстве - справедливость в распределении денежных средств между сторонами. Однако это «справедливое распределение» в данном случае также зачастую выступает предметом споров специалистов в области права и финансов.

    Иногда бывает сложно предоставить кредиторам одинаковые юридические возможности для осуществления своей экономической заинтересованности, включая ситуации, при которых имущества задолжавшего не хватает для раздела между кредиторами по справедливости.

    Вопросы пропорционального раздела конкурсной массы при конфликте в конкурсном производстве законных интересов различных кредиторов нашли отражение в нормах права. Так, закон делит их требования согласно критериям очередности. Вместе с тем для каждой соответствующей очереди кредиторов устанавливаются свои нюансы правового урегулирования в контексте отдельных процедур банкротства.

    Первые

    Среди кредиторских требований в рамках текущих платежей предусмотрена очередность, а погашение долгов одной очереди реализуется исходя из календарной очередности.

    Подлежащие первоочередному удовлетворению кредиторские требования – это требования лиц, перед которыми согласно правовых норм действующего законодательства РФ компания-должник ответственна за причинение их жизни, а также здоровью определенного ущерба.

    Кредиторские требования 1-ой очереди обязаны заноситься в реестр кредиторских требований как долги перед теми гражданами, перед которыми у компании-должника непосредственно есть ответственность за ущерб их жизни и здоровью. В том случае, если гражданин на это согласен, его право требования в сумме капитализированных повременных выплат переходит к РФ – конкурсный управляющий просто зачисляет соответствующие денежные средства уполномоченной Правительством РФ компании-кредитору.

    Вторые

    В очереди на удовлетворение кредиторских требований, которые включены в реестр, расчеты, касающиеся выплат выходных пособий, вознаграждений авторам.

    Зарплаты также занимают второе место по важности и очередности распределения денежных средств должника.

    Последующие

    Банкротство является последствием финансовой нестабильности и, как следствие, отсутствия возможности гасить долги. Поэтому зачастую те, чьи притязания не относятся к разряду первоочередных, вынуждены долго ждать возврат своих денег. И не всегда успешно.

    Что касается текущих платежей, то в третью очередь занимаются удовлетворением требований по коммунальным платежам и эксплуатационным выплатам, которые нужны для функционирования компании-должника.

    И, наконец, четвертая очередь – все остальные требования по другим текущим платежам.

    Удовлетворение требований кредиторов

    Обратите внимание, что требования каждой из кредиторских очередей выполняются исключительно после того, как будут выплачены кредиторские требования очереди предыдущей, причем в полном объеме.

    В случае нехватки имущества компании-банкрота, его раздел при ликвидации между кредиторами проводится пропорционально суммам их требований, которые подлежат удовлетворению (если законодательство не предусматривает другое).

    Долг перед кредиторами первых четырех очередей выплачивают после того, как утвержден ликвидационный баланс, перед остальными – спустя месяц с даты его утверждения. Согласно общему правилу кредиторские требования обязаны удовлетворяться деньгами компании.

    При нехватке у фирмы денег, ликвидационная комиссия распродает имущество компании-банкрота на публичных торгах (организацию и проведение таких торгов регламентирует закон «Об исполнительном производстве»). Подготовкой и порядком проведения , в соответствии со ст.62 вышеуказанного закона, занимаются особые организации, обладающие правом на совершение сделок с недвижимым имуществом (с такими субъектами заключают соглашение). Данная процедура инициируется ликвидационной комиссией.

    В первую очередь

    Согласно ст.64 ГК РФ, очередность по удовлетворению кредиторских требований при ликвидации компании устанавливается следующая.

    Первоочередно выполняются требования кредиторов, перед которыми компания-банкрот отвечает в рамках нанесения их здоровью или их жизни ущерба.

    Если таковых не оказалось, долги распределяются в порядке последующей иерархии задолженности.

    Второстепенные обязательства

    При наличии денежных средств или имущества у банкрота и отсутствии долгов перед кредиторами первой очереди суммы распределяются так:

    • Вторая очередь – оплата трудовой деятельности работающих по трудовым договорам (контрактам) граждан.
    • Третья очередь – удовлетворение кредиторских требований по обязательствам, в качестве обеспечения которых использовалось залоговое имущество компании-банкрота.
    • Четвертая очередь – покрытие задолженности в различные фонды и бюджет (обязательные выплаты).
    • Пятая очередь – расчеты согласно действующему законодательству с прочими кредиторами.

    Оплата налогов и сборов по порядку

    Законом установлена очередь по удовлетворению кредиторских требований, которая зависит от времени возникновения долга, разновидности платежа, статуса компании-должника в налоговых отношениях (процедура уплаты таких платежей предусмотрен законом “О несостоятельности”).

    В порядке, который предусматривается для кредиторов 4-ой очереди (согласно ст. 110 Закона), удовлетворяются кредиторские требования по выплатам тех обязательных платежей, по которым компания-должник выступает плательщиком налогов, и которые возникли до судебного решения о признании компании-должника несостоятельной.

    Требования, касающиеся уплаты возникающих после вынесения судебного решения о банкротстве обязательных платежей, будут удовлетворяться после кредиторских требований, заявленных в положенный согласно п. 4 ст. 114 Закона срок. Вместе с удовлетворением кредиторских требований той очереди, к которой кредитор-налогоплательщик непосредственно относится, обеспечивается уплата обязательных платежей должником-налоговым агентом.

    Так, покрываются вне очереди расходы, по выплате в бюджет подоходного налога, который удерживается с трудящихся, и страховых взносов граждан в ПФ, если обязательства их уплаты возникли в рамках конкурсного производства, а также внешних управления и наблюдения. При возникновении этого обязательства до постановления соответствующего решения суда, расходы будут покрываться в порядке, который предусмотрен для погашения требований по оплате трудовой деятельности (ст. 108).

    Внеочередные платежи

    Вне очереди погашаются в соответствии с п. 1 ст. 106 Закона:

    • все судебные затраты;
    • текущие эксплуатационные платежи и оплата коммунальных услуг банкрота;
    • траты по выплате арбитражным управляющим причитающегося вознаграждения;
    • удовлетворение кредиторских требований по обязательствам компании-должника, появившимся в рамках управления, а также наблюдения и конкурсного производства.

    Что касается порядка платежей по таким внеочередным требованиям, его предусматривает ст. 855 ГК РФ. Кроме того, как предусмотрено в ст. 134 закона о несостоятельности, в конкурсном производстве кредиторские требования по текущим платежам должны выплачиваться внеочередно из конкурсной массы, однако преимущество отдается кредиторам, чьи запросы появились еще до принятия заявления о признании компании несостоятельной.

    Рассматриваемые вопросы:

    Когда налоговый орган вправе требовать включения налоговых платежей в реестр кредиторов?

    Подлежит ли удовлетворению требование налогового органа, если новым законом была отменена налоговая обязанность?

    Включают ли в реестр требование об уплате пеней и штрафов за неисполнение обязанностей налогового агента?

    При выявлении неисполнения требования об уплате налогов и иных обязательных платежей налоговая инспекция принимает меры к их взысканию в судебном порядке. Это касается и оплаты обязательных платежей, и санкций за публичные правонарушения. Но в ситуации, когда должник становится банкротом, возникает вопрос – как быть с такими требованиями, какие из них подлежат включению в реестр требований кредиторов, и в каком объеме? В судебной практике достаточно часто встречаются споры между налоговым органом и налогоплательщиками о взыскании пеней в ситуациях, когда налогоплательщик находится в стадии банкротства, и по многим спорным вопросам у судов нет единого мнения. Налогоплательщику необходимо понимать, вправе ли налоговый орган обращать взыскание на имущество должника на стадии его банкротства, и могут ли быть включены в реестр требований требования налогового органа об уплате пеней и штрафов за неисполнение налоговых обязанностей.

    Суды должны проверять обоснованность требований кредиторов независимо от наличия разногласий по ним между сторонами.

    Порядок квалификации требований ФНС России по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в делах о банкротстве регламентирован постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее – Постановление № 25). Указанное постановление подлежит применению судами, рассматривающими дела о банкротстве, с учетом разъяснений, данных ВАС РФ в п. 26 постановления Пленума от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве». В нем разъясняется, что проверка обоснованности и размера требований кредиторов должна осуществляться судами независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором – с другой стороны. Устанавливая требования кредиторов в деле о банкротстве, судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только те требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

    В связи с этим при установлении требований ФНС России в деле о банкротстве не подлежит применению ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ, в которой указано: «Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований».

    Это означает и необходимость исследования в полной мере доказательств о наличии и размере задолженности по налогам. Такими доказательствами, в первую очередь, могут служить первичные документы, а именно: налоговые декларации, представленные налогоплательщиком в налоговый орган, решения о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Во вторую очередь судом исследуется вопрос о соблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка взыскания долга.

    В постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11 отражена следующая позиция. Вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного Налоговым кодексом РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ. И только после этого налоговый орган вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45–47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.

    Представляется, что позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11, может быть применена судами, рассматривающими дела о банкротстве, если речь идет о предъявлении требования об уплате налога к оплате до введения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    В случаях, когда мероприятия по соблюдению обязательного досудебного порядка взыскания долга не выполнены, в частности, если в установленный срок не было направлено требование, не было принято решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика, достаточно обоснованной представляется позиция суда первой инстанции об отказе во включении суммы долга в реестр требований кредиторов должника со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 7551/11 (определение Арбитражного суда Забайкальского края от 02.02.2012 по делу № А 78-5516/2011).

    ФНС вправе обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога

    Непринятие налоговым органом решения о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика не всегда является безусловным основанием для вывода о том, что порядок взыскания долга был нарушен.

    В этой связи следует отметить, что установленными могут быть признаны требования налогового органа, в отношении которых возможность принудительного исполнения не утрачена. То есть, если уполномоченный орган обратился с заявлением о включении в реестр требований кредиторов суммы долга в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В такой ситуации вынесения решений о взыскании долга за счет денежных средств и имущества должника не требуется, однако, предъявление к оплате требования является обязательным.

    Направление требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) является первой обязательной стадией принудительного взыскания налога (сбора, пени, штрафа). С направлением требования закон связывает действия налоговых органов по бесспорному взысканию налогов после истечения сроков, установленных для исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа).

    П. 1 ст. 70 НК РФ: «Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

    При наличии сомнений в соблюдении налоговым органом сроков, установленных ст.ст. 69 и 70 НК РФ, необходимо проверять день выявления недоимки.

    Днем выявления недоимки является дата ее представления в налоговый орган, поскольку недоимка не могла быть выявлена инспекцией ранее даты представления налоговой декларации.

    Данный вывод соотносится с позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума от 20.09.2011 № 3147/11.

    Следовательно, если требование об уплате налога выставлено, но направлено должнику с пропуском сроков, установленных ст.ст. 69 и 70 НК РФ, то следует рассматривать дальнейшую процедуру взыскания долга.

    В соответствии с п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ для направления требования об уплате налога, не является пресекательным. Но при этом он не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного ст.ст. 46 и 47 НК РФ.

    Аналогичные положения содержатся в п. 24 Постановления № 25.

    Если налоговый орган обратился в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ), то обязательный порядок взыскания налога считается соблюденным.

    Требования налоговой не подлежат удовлетворению, если новый закон отменил налоговую обязанность

    На практике возникают вопросы относительно обоснованности требований налогового органа в ситуации, когда принят закон, отменяющий налоговую обязанность.

    Представляется разумной позиция, в соответствии с которой требования ФНС России не могут быть признаны установленными для включения в реестр требований кредиторов должника, если на дату их рассмотрения судом принят закон, отменяющий налоговую обязанность плательщика взносов.

    Особое внимание в данном случае необходимо уделить заявлениям о включении в реестр требований кредиторов индивидуальных предпринимателей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), за нарушение п. 5 ст. 16 Закона № 212 за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде.

    С 1 января 2012 года (на основании подп. «а» п. 6 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды») утратила силу ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ, которая устанавливала обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в ПФР перечисленные в названных нормах сведения (документы).

    Положениями Конституции РФ определено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, должен применяться новый закон (ч. 2 ст. 54).

    Кроме того, взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 34 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 379–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"»).

    Данные разъяснения ВАС РФ представляется возможным применить и к заявлению, рассматриваемому в деле о несостоятельности (банкротстве), поскольку при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного налогового органа в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. А также не была утрачена возможность их принудительного исполнения в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд (п. 19 Постановления № 25).

    В обычной процедуре взыскания долга возможность привлечения к ответственности и взыскания штрафа по ч. 5 ст. 16 Закона № 212-ФЗ утрачена с 01.01.2012. В соответствии с принципом правовой определенности это в полной мере должно быть распространено и на плательщиков взносов, в отношении которых возбуждена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

    Пени и штрафы подлежат включению в реестр требований кредиторов должника

    Хотелось бы отметить противоречивость правоприменительной практики в вопросе включения в реестр требований кредиторов пеней и штрафов, начисленных налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, которые подлежат установлению в рамках дела о банкротстве.

    Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой требование, имеющее особую правовую природу. Оно не подпадает под определяемое положениями ст.ст. 2 и 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) понятие обязательного платежа. И в то же время не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей (п. 10 Постановления № 25).

    Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

    Между тем специальный режим требования об уплате удержанной суммы налога на доходы физических лиц определен тем, что должник (как налоговый агент) исполняет не собственную обязанность по уплате налога, а обязательство иного лица за счет средств, причитающихся этому лицу. Допуская просрочку в исполнении обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц, должник уже совершает собственное правонарушение, за которое предусмотрено начисление пеней и штрафов. Требование об уплате пеней и штрафов за неисполнение обязанностей налогового агента подпадает под регулирование п. 3 ст. 137 Закона № 127-ФЗ. То есть подлежит включению в реестр требований кредиторов должника. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях ВАС РФ от 30.05.2012 № ВАС-6567/12 и от 09.11.2012 № ВАС-13880/12.

    Несмотря на это, суды принимают судебные акты, в которых указывают на то, что пени и штрафы не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2012 по делу № А19-8039/2012, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу № А78-7023/2012).

    При рассмотрении дел о банкротстве у судов достаточно часто возникает проблема, связанная с подтверждением обоснованности требований по пеням. Как показывает практика, требование с предложением оплаты долга в части пеней в большинстве случаев не соответствует фактической обязанности должника по их уплате. Кроме того, такое требование составляется с нарушением требований, предъявляемых к его содержанию. Например, не указывается размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней.

    С учетом положений ст.ст. 69 и 70 Налогового кодекса РФ это обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа в случае, если расчеты пеней, направленные в адрес должника, не содержат таких сведений. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

    Представляется, что аналогичный подход должен применяться и к требованиям об уплате пеней за невыполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Это подтверждается судебной практикой. Требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате. Или, если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании»).

    Не менее актуальной в делах о банкротстве остается проблема с так называемыми «задавненными» требованиями. В связи с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 № 13084/07, обоснованной представляется позиция, согласно которой срок для включения в реестр требований кредиторов должника недоимки по налогам составляет 3 года с момента образования недоимки (истечения срока исполнения требования об уплате налога). В случае пропуска срока давности на принудительное исполнение обязанности по уплате налога, налоговый орган утрачивает право на включение недоимок в реестр требований кредиторов должника. В противном случае, дело о банкротстве становится способом для ре-анимации не взысканных в ходе исполнительного производства (по различным причинам) долгов без определения срока давности (и за 10, и за 20 лет). Что не может быть расценено в качестве достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений.