Войти
Образовательный портал. Образование
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Основные мероприятия проводимые в рф. Основные мероприятия, проводимые в рф по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Проведение полной и частичной санитарной обработки

    Основные мероприятия проводимые в рф. Основные мероприятия, проводимые в рф по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Проведение полной и частичной санитарной обработки

    Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

    Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    Эвакуация и рассредоточение;

    Инженерная защита населения и территорий;

    Радиационная и химическая защита;

    Медицинская защита;

    Обеспечение пожарной безопасности;

    Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

    Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

    Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


    На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

    Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

    Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

    Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

    Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

    Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

    Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

    Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

    Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

    В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

    План 1. Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях. 2. Эвакуация и рассредоточение. 3. Инженерная защита населения и территорий. 4. Радиационная и химическая защита. 5. Медицинская защита. 6. Обеспечение пожарной безопасности. 7. Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. 8. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

    Оповещение – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

    Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС создаются системы оповещения: v федеральные, v региональные, v территориальные, v местные v объектовые

    Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. .

    v Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств.

    Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) организационно‑техническая система, объединяющую аппаратно‑программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации.

    состав ОКСИОН: · информационные центры различного уровня; · терминальные комплексы, такие как: - пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН); - пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН); - мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН); · распределенные автоматизированные подсистемы; · другие средства информирования и оповещения населения.

    Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

    Рассредоточению подлежит: персонал уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы располагаются в категорированных городах, а в загородной зоне отсутствуют; персонал организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта, связи и т. п.).

    12 городов Республики Башкортостан отнесены к группам территорий по гражданской обороне (категорированные): Уфа, Нефтекамск Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак, Белебей, Белорецк, Ишимбай, Мелеуз, Туймазы ЗАТО Межгорье.

    v v v Инженерная защита планируется и осуществляется на основе: оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

    Основные мероприятия инженерной защиты населения и территорий: укрытие людей и материальных ценностей в защитных сооружениях гражданской обороны; использование жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам; укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация; предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей; возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

    Защитные сооружения ГО в зависимости от их защитных свойств подразделяются на убежища (У) и противорадиационные укрытия (ПРУ). Кроме того, для защиты людей могут применяться простейшие укрытия (Пр. УК).

    - это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф. Убежища

    Мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

    ЗАДАЧАМИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Непрерывный контроль и оценка радиационной и химической обстановки в районах размещения радиационно и химически опасных объектов; Заблаговременное накопление и поддержание в готовности к использованию СИЗ, приборов радиационной и химической разведки и контроля; Своевременное применение средств и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах; Использование на радиационно и химически опасных объектах систем (преимущественно автоматизированных) контроля обстановки и локальных систем оповещения; Разработка и применение при необходимости режимов радиационной и химической защиты населения и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в условиях загрязнения (заражения) зестности; Заблаговременное приспособление объектов коммунально–бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения специальной обработки одежды, имущества и транспорта и проведение этой обработки в условиях аварий; Обучение населения пользованию средствами индивидуальной защиты и правилам поведения на загрязненной (зараженной) территории.

    основные мероприятия по защите населения во время радиационной аварии: обнаружение факта аварии и оповещение о ней; разведка радиационной обстановки в районе аварии; организация радиационного контроля; установление и поддержание режима радиационной безопасности; проведение (при необходимости) на ранней стадии аварии йодной профилактики обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии средствами индивидуальной защиты и использование этих средств; укрытие населения, оказавшегося в зоне аварии, в убежищах и укрытиях, обеспечивающих его защиту; санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии; дезактивация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, сельскохозяйственных угодий, транспорта, других технических средств, средств защиты, одежды, имущества, продовольствия и воды; эвакуация или отселение граждан из зон ЧС

    В случае химической аварии проводятся следующие основные мероприятия: обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней; разведка химической обстановки в зоне химической аварии; соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности; обеспечение населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств; эвакуация населения (при необходимости) из зоны аварии и зон возможного химического заражения; укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ; оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов; санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта и участников ликвидации последствий аварии; дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.

    Оперативные мероприятия медицинской защиты начинаются с медицинской разведки. Медицинская разведка - это сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22. 8. 01 -96). .

    Мероприятия медицинской защиты: подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико –санитарная и морально–психологическая подготовка населения; заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению; поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений; медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации; проведение лечебно–эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации; медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий; контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников; проведение санитарно–гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности: правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; нормативное

    информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности; противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно–спасательных работ.

    Основная цель обучения - повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Подлежат обучению в области гражданской обороны следующие группы населения: Руководители федеральных органов исполнительной власти, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления и организаций; Должностные лица и работники гражданской обороны; Личный состав нештатных аварийно– спасательных формирований и спасательных служб; работающее население; Учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования; Неработающее население.

    работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные

    Аварийно–спасательные работы включают в себя: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных зон; санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    неотложные работы - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Другие

    Эти работы включают в себя: прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения); локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях с целью создания безопасных условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально–энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов; санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации; первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.


    электрощиты/ электрощитовые, кнопки ручных пожарных извещателей (обычно устанавливаются при монтаже пожарной сигнализации), пожарные щиты (при наличии), стационарные телефоны, аптечки первой медицинской помощи.

    Если в течение 3 часов задачи не выполнены в полном объеме, то к работе приступает третий эшелон. Силы третьего эшелона включают в себя:

    1. 2. 3. Войска гражданской обороны, оснащенные тяжелой техникой. Соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ. Специализированные части строительно–монтажных организаций.

    Срок их прибытия к месту бедствия от 3 часов до нескольких суток. Силы третьего эшелона Эти работы включают в себя: кладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загр осуществляют радиационный и химический опроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях с целью создания струкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасно контроль, проводят аварийно–спасательные и режденных и разрушенных линий связи и коммунально–энергетических сетей в целях другие неотложные работы, восстанавливают ие, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопа защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного по первичное жизнеобеспечение в районах санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации; бедствия (подача электроэнергии, тепла, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения. восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т. п.).

    Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

    оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуация и рассредоточение;

    инженерная защита населения и территорий;

    радиационная и химическая защита;

    медицинская защита;

    обеспечение пожарной безопасности;

    подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

    Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности "Внимание всем!".

    Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

    Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация . В некоторых ситуациях (длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

    Заблаговременная эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Экстренная эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

    Способы и сроки проведения эвакуации определяют в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

    Одним из мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций в основном военного характера является рассредоточение. Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

    Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия.

    Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теплового воздействия при пожарах. Они имеют входы и выходы с такой же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи их завала оборудуются аварийные выходы и свободные подходы.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них возводится заблаговременно в мирное время, другие приспосабливаются при угрозе чрезвычайной ситуации или возникновении вооруженного конфликта. ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивных излучений, защищают при авариях на химически опасных объектах.

    Частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

    Значительную роль в общем комплексе мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера выполняют мероприятия медицинской защиты. К ним относятся:

    подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарная и морально-психологическая подготовка населения;

    заблаговременное накопление мед средств индивидуальной защиты, мед имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;

    поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости дополнительных лечебных учреждений;

    медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации;

    проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

    медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации и участников ликвидации ее последствий;

    контроль продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;

    проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

    Важным элементом защиты населения и территорий являются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые включают в себя:

    нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

    разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

    реализация прав, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности;

    проведение противопожарной пропаганды и обучение населения правилам пожарной безопасности;

    содействие деятельности добровольных пожарных дружин и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

    информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

    осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

    лицензирование деятельности, сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности;

    противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

    тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

    Важным фактором, влияющим на результативность защитных мероприятий, является подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Под ней понимается целенаправленная деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленная на овладение всеми группами населения знаниями и практическими навыками по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях в значительной мере зависит от своевременности и результативности предпринимаемых мер по защите населения, в том числе персонала предприятий и организаций, осуществляемых заблаговременно, при возникновении и в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Понятие "защита населения" имеет две трактовки - общую широкую и более узкую, целенаправленную, специфическую. Первая связана с положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", по которому под защитой фактически понимается вся деятельность по противодействию чрезвычайным ситуациям. Вторая исходит из представления, что защита населения заключается в проведении определенных видов защитных мер, направленных на предохранение людей от конкретных поражающих воздействий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям конкретной помощи. Такого рода защита достигается путем осуществления целого комплекса специальных мероприятий того или иного вида защиты.

    Защита населения, в том числе персонала, от чрезвычайных ситуаций - это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

    Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

    • - риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;
    • - реализацией этих рисков в виде воздействия на человека поражающих факторов;
    • - предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Защите в условиях чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

    Основным объектом защиты населения является личность с ее правом на защиту, однако личность не является пассивным объектом защиты. Граждане обязаны участвовать в мероприятиях защиты населения, проходить обучение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.

    Мероприятия защиты населения являются составной частью как предупредительных мер, так и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном, так и в оперативном порядке.

    Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу. При этом следует иметь в виду, что они ведутся не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна и в мирное, и в военное время.

    Мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом экономического значения регионов, муниципальных образований и объектов экономики в зависимости от особенностей расселения, природно-климатических и других местных условий.

    Для осуществления защиты населения формируются и реализуются системы защитных мер разных уровней. Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территорий страны по видам и степеням возможных опасностей.

    Зонирование (районирование) территории страны но видам и степеням природной и техногенной опасности представляет собой процесс выделения границ территорий, общим признаком которых является высокая потенциальная опасность возникновения на них того или иного вида стихийных бедствий или аварий. В результате могут быть определены зоны, для которых характерны сейсмическая, вулканическая, лавинная, оползневая, радиационная, химическая или другие опасности. В случае если для данной территории определена величина риска возникновения чрезвычайной ситуации соответствующего вида, то в признаке зонирования оказываются учтенными не только вид опасности, но и ее степень. Применительно к этим зонам разрабатываются типовые варианты зашиты населения и персонала, объектов экономики и инфраструктуры и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям по их защите.

    Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов состояния природной и техногенной опасности соответствующих территорий, исходя из принципа разумной достаточности с учетом экономических возможностей по их реализации. Важной мерой, существенно оптимизирующей весь комплекс мероприятий по защите населения и персонала, является максимально возможное следование принципу двойного назначения, т.е. использования предназначенных для защиты населения материальных средств и объектов не только для защиты, но и в интересах обеспечения функционирования объектов экономики и обслуживания населения.

    Методически, технологически, а отчасти и организационно защитные мероприятия строятся по видам защиты. Под видом защиты понимается специфическая сфера профессиональной аварийно-спасательной деятельности, целью которой является защита людей, а также территорий от поражающих факторов однородной физической природы или противодействие однотипным последствиям чрезвычайных ситуаций. Каждый вид защиты осуществляется путем проведения соответствующего ему комплекса защитных мероприятий, предусматривающих использование специфических для данного вида действий способов и средств защиты. В целом защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных ката строф достигается комплексным применением различных способов и средств защиты и осуществлением мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях чрезвычайных ситуаций.

    Основными видами защиты населения от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций являются инженерная, радиационная, химическая, противопожарная, медицинская, а также эвакуация населения.