Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Какие органы являются органами повседневного управления рсчс. Органы управления системы рсчс. Организационная структура рсчс

    Какие органы являются органами повседневного управления рсчс. Органы управления системы рсчс. Организационная структура рсчс

    Тема 3.Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

    А. первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

    1.Когда была образована Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

    Ответ: Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) была образована постановлением Правительства РФ от 05.11.95.

    2. Каково главная цель РСЧС?

    Ответ:Главная цельРСЧС - объединение усилий: центральных, региональных органов власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

    3. Каковы основные задачи РСЧС?

    Ответ: Разработка и реализация законодательной базы по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; Постоянная готовности органов управления, сил и средств, для предупреждения и ликвидации ЧС; Сбор и обработка информации и выдача рекомендаций по защите населения и территорий от ЧС; Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС; Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС; Осуществление социальной защиты населения, проведение гуманитарных акций; Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области зашиты от ЧС; Международное сотрудничество по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС.

    4. Что является управляющим и организующим центром РСЧС?

    Ответ: Управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно МЧС России).

    5. Что является главным руководящим органом РСЧС?

    Ответ: главным руководящим органом РСЧС является комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.

    6. Какие существуют уровни РСЧС?

    Ответ: Уровни РСЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

    7. Чем определяется введения того или иного режима функционирования РСЧС?

    Ответ: режимы вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

    8. Кто принимает решение о введении соответствующих режимов РСЧС?

    Ответ: Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

    Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

    1. Опишите постулаты, лежащие в основе РСЧС.

    Ответ: 1. риск возникновения ЧС исключить невозможно; 2) соблюдать принцип превентивной (опережающей) безопасности;

    3) приоритет профилактике; 4) осуществлять комплексный подход при формировании РСЧС;

    5) строить систему на правовой основе.

    2. Опишите структуру РСЧС.

    Ответ: в структуру РСЧС входят:МЧС, Минприроды, МВД, МСХ, МПС, Минздрава, Минтопэнерго, Минтранса, Росгидромета, Рослесхоза России

    3. Опишите территориальные К (комиссии)ЧС.

    Ответ: В качестве территориальных КЧС выступают штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    4. Опишите территориальные подсистемы РСЧС.

    Ответ:Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ (республиках, краях, областях) для предупреждения и ликвидации ЧС.

    5. Опишите функциональные подсистемы РСЧС.

    Ответ:Функциональные подсистемы РСЧС организуются в наиболее опасных, с точки зрения возможных ЧС, отраслях экономики(теплоэнергетики, химической и т.д.).

    6. Опишите задачи подсистем РСЧС.

    Ответ:Задачи подсистем: наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий.

    7. Опишите структуру уровней РСЧС.

    Ответ: Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления; 3)органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.

    8. Опишите режим повседневной деятельности РСЧС:

    Ответ:Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

    9. Опишите режим повышенной готовности РСЧС:

    Ответ: Режим повышенной готовностивводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

    10. Опишите режим ЧС РСЧС:

    Ответ: Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС.

    11. Опишите мероприятия в случае введения режима ЧС РСЧС.

    Ответ: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 4) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 5) непрерывный контроль за состоянием природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

    В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

    1. Какова главная цель РСЧС в образовательном пространстве?

    Ответ:Главная цель РСЧС - объединение усилий учреждения для предупреждения и ликвидации ЧС.

    2. Какие постулаты лежат в основе РСЧС образовательного пространства?

    Ответ: а) соблюдать принцип превентивной (опережающей) безопасности;

    б) приоритет профилактике; в) осуществлять комплексный подход при формировании структур учреждения; г) строить систему на правовой основе.

    3. Основные задачи образовательных учреждений в рамках РСЧС?

    Ответ: реализация законодательной базы РСЧС по вопросам защиты в пределах образовательного учреждения; Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС; Осуществление социальной защиты населения, проведение гуманитарных акций; Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области зашиты от ЧС;

    Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

    1. Выберите правильный ответ.

    Как коротко называется Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

    Правильный ответ: В.

    2. Выберите правильный ответ.

    В каком году была образована РСЧС постановлением Правительства РФ? от 05.11.95.

    Правильный ответ: Д.

    3. Выберите правильный ответ.

    Возможно ли исключить риск возникновения ЧС?

    А) невозможно.

    Б) возможно.

    В) возможно при хорошем экономическом развитии.

    Г) возможно при научном прогнозировании.

    Д) возможно при соответствующей подготовке населения

    Правильный ответ: А.

    4. Выберите правильный ответ.

    Основные задачи РСЧС:

    А) Разработка и реализация законодательной базы по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

    Б) Постоянная готовности органов управления, сил и средств, для предупреждения и ликвидации ЧС;

    Г) Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС;

    Д) Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    5. Выберите правильный ответ.

    Что входит в структуру РСЧС?

    А) МВД, МСХ.

    Б) МЧС, Минприроды.

    В) Минздрава.

    Г) Минтранса, Росгидромета, Рослесхоза России.

    Д) МПС, Минтопэнерго.

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    6. Выберите правильный ответ.

    Управляющим и организующим центром РСЧС является:

    А) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Б) МЧС России.

    Г) МЗ и СР.

    Правильный ответ: А,Б.

    7. Выберите правильный ответ.

    Главным руководящим органом РСЧС является:

    А) комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.

    Б) Правительство РФ.

    В) Президент.

    Г) Председатель Правительства РФ

    Д) Управление ГО.

    Правильный ответ:

    8. Выберите правильный ответ.

    В качестве территориальных КЧС выступают:

    А) штабы по делам ГО.

    Б) штабы по делам ЧС.

    В) штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Г) штабы МЧС.

    Д) Военный штаб округа.

    Правильный ответ: В.

    9. Выберите правильный ответ.

    РСЧС состоит из:

    А) территориальных объединений.

    Б) функциональных объединений.

    В) системы и ряда подсистем.

    Г) штабов ГО.

    Д)территориальных и функциональных подсистем.

    Правильный ответ: Д.

    10. Выберите правильный ответ.

    Задачи подсистем РСЧС:

    А) наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах

    Б) ликвидация ЧС.

    В) защита персонала и населения территорий.

    Г) ликвидация ЧС и защита персонала.

    Д) наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий.

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    11. Выберите правильный ответ.

    Уровни РСЧС:

    А) федеральный.

    Б) региональный.

    В) территориальный.

    Г) местный.

    Д) объектовый.

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    12. Выберите правильный ответ.

    Каждый уровень РСЧС имеет:

    А) координирующие органы;

    Б) постоянно действующие органы управления;

    В) органы повседневного управления;

    Г) силы и средства, финансовые и материальные резервы;

    Д) системы связи и оповещения.

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    13. Выберите правильный ответ.

    Мероприятия введения режима ЧС:

    А) организация защиты населения;

    Б) выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    В) определение границ зоны ЧС;

    Г) организация работ по ликвидации последствий ЧС;

    Д) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения

    Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

    14. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС создана с целью защиты населения …

    а) и территорий от ЧС;

    б) от экономической нестабильности;

    в) и территории от нападения вероятного противника;

    г) и территорий от криминальных ситуаций.

    15. Назвать закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:

    а) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

    б) Федеральный закон «Об обороне»;

    в) закон Российской Федерации «О безопасности»;

    г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    16. Какие пять уровней имеет РСЧС:

    а) объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный;

    б) производственный, поселковый, территориальный, федеральный;

    в) объектовый, местный, районный, региональный, республиканский;

    г) районный, поселковый, городской, объектовый, федеральный.

    1. Состоянием отечественной экономики, определяются…

    а) угрозы национальной безопасности страны;

    г) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти.

    2. Ростом организованной преступности и криминализацией государственных и общественных отношений определяются…

    а) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти.

    б) угрозы национальной безопасности страны;

    в) слабость политического руководства страны, рост уголовной преступности и обнищание широких слоев населения;

    г) политическое противостояние, широкомасштабная коррупция и военная напряженность.

    3. Обострением межнациональных и осложнением международных отношений определяются…

    а) слабость политического руководства страны, рост уголовной преступности и обнищание широких слоев населения;

    б) политическое противостояние, широкомасштабная коррупция и военная напряженность;

    в) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти;

    г) угрозы национальной безопасности страны;

    д) угрозы национальной безопасности страны;

    4. Совокупность сбалансированности интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах называется …

    а) государственный суверенитет;

    б) политическая стабильность;

    в) национальные интересы государства;

    г) основами демократии.

    5. Уровень развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства характеризует _________ безопасность страны.

    а) военную,

    б) политическую;

    в) экономическую;

    г) информационную.

    6. Обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут быть в 21 веке, при рациональных затратах на национальную оборону определяют …

    а) политическую безопасность России;

    б) промышленную безопасность России;

    в) экономическую безопасность России;

    г) военную безопасность России.

    7. Согласно Концепции национальной безопасности к интересам общества относят …

    а) право на труд;

    б) независимость;

    в) упрочение демократии;

    г) суверенитет и территориальная целостность России.

    8. Соблюдение законности, поддержание баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности, является …

    а) основными объектами обеспечения национальной безопасности;

    б) основными принципами обеспечения национальной безопасности;

    в) основными субъектами обеспечения национальной безопасности;

    г) основными определениями национальной безопасности.

    1. К угрозам национальной безопасности России не относится

    а) частная собственность на землю;

    б) дезорганизация национальной экономики;

    в) продовольственная уязвимость;

    г) экономическая блокада.

    2. К угрозам национальной безопасности России относят:

    а) обеспечение продовольствием населения;

    б) информационная опасность;

    в) повышение роли этноса в стране;

    3. К угрозам национальной безопасности России относят:

    а) повышение роли религиозных концессий;

    б) повышение роли этноса в стране;

    в) демографическая безопасность;

    г) развитие культуры населения.

    4. Согласно Концепции национальной безопасности к угрозам национальной безопасности внутри страны относят …

    а) возрастание масштаба терроризма и организованной преступности, изменение форм собственности;

    б) возникновение конфликтов вблизи государственной границы;

    в) притязания на территорию России;

    г) укрепление внутриполитических блоков и союзов, расширение НАТО на восток.

    5. Согласно Концепции национальной безопасности к угрозам национальной безопасности в международной сфере относят …

    а) резкое сокращение рождаемости и продолжительности в стране;

    б) притязания на территорию России;

    в) рост бедности и безработицы;

    г) ввоз наркотических веществ в Россию.

    1. Экономические и социальные угрозы, относятся к …

    а) угрозам внутренней безопасности страны;

    б) угрозам международной безопасности страны;

    в) политической изоляции;

    г) экономической изоляции.

    2. Международный терроризм относится к …

    а) политической изоляции;

    б) экономической изоляции;

    в) угрозам внутренней безопасности страны;

    г) угрозам международной безопасности страны.

    3. Транснациональная организованная преступность относится к …

    а) угрозам международной безопасности страны.

    б) угрозам внутренней безопасности страны;

    в) политической изоляции;

    г) экономической изоляции.

    1. Президент Российской Федерации, правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ являются …

    а) законодательными органами РФ;

    б) субъектами обеспечения национальной безопасности РФ;

    в) объектами обеспечения национальной безопасности РФ;

    г) судебными органами РФ.

    2. Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов РФ, определяется как …

    а) повышение уровня политического и экономического руководства ветвей федеральной и региональной власти;

    б) сохранение национальной целостности РФ;

    в) сохранение политической и экономической независимости;

    г) обеспечение национальной безопасности РФ.

    3. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как …

    а) сохранение политической и экономической независимости;

    б) обеспечение национальной безопасности РФ.

    в) повышение уровня политического и экономического руководства ветвей федеральной и региональной власти;

    г) сохранение национальной целостности РФ.

    4. Основными субъектами Национальной Безопасности являются …

    а) Президент и его помощники;

    б) органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

    в) Премьер-министр Правительства РФ и его помощники;

    г) «силовые» министры Правительства РФ.

    5. Основные ориентиры по целям, задачам, принципам и основным направлениям обеспечения информационной безопасности РФ изложены …

    а) в Гражданском кодексе РФ;

    б) в Конституции РФ;

    в) в Доктрине информационной безопасности РФ;

    г) в Законе «О печати».

    На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Координирующие органы:

    • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
    • на региональном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
    • на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
    • на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.

    В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

    Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:

    • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
    • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
    • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
    • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
    • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

    Региональный состав РСЧС включает регионы:

    • Центральный (Москва)
    • Северо-западный (Санкт-Петербург)
    • Южный (Ростов-на-Дону)
    • Уральский (Екатеринбург)
    • Приволжский (Нижний Новгород)
    • Сибирский (Красноярск)
    • Дальневосточный (Хабаровск)

    В мирное время органы управления , силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям :

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

    Заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

    Совершенствование систем оповещения населения;

    Планирование мероприятий ГО;

    Обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС :

    Служба медицины катастроф (Минздрав);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МВД России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне - МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    На местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

    На объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

    На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    На территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    На местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

    На объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

    Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

    Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

    В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

    С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    3.3.2. Силы и средства РСЧС

    К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    В состав сил и средств РСЧС входятсилы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС, силы и средства постоянной готовности.

    Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

    К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

    Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

    Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

    Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

    Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

    Геофизическая служба Российской академии наук;

    Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

    Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

    Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

    Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

    В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

    Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

    На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Силы и средства постоянной готовности МЧС России включают:

    1.Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

    2.Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково–спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

    3.Центр специального назначения (Москва);

    4.Авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

    Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

    Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

    В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин. с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

    Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

    Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием:

    Высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру;

    Пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т;

    Акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах;

    Телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение.

    С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

    Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин. до 2 ч . после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

    Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

    В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

    Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

    За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

    Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС.

    Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г.Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

    В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

    Все органы управления на каждом из уровней подразделяются на координационные, постоянно действующие и органы повседневного управления.

    Координационными органами единой системы являются:

    на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

    на межрегиональном уровне (в пределах соответствующего федерального округа) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет, в установленном порядке, полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе;

    на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

    на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

    Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образована для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

    Она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными и межправительственными организациями.

    Основными задачами Комиссии являются:

    координация деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

    Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

    Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

    Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.

    Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями (Рис.2.2.).

    Рис.2.2. Структура комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований, организаций.

    В состав комиссий входят: заместители руководителей, должностные лица администрации, начальники органов управления (работники) ГОЧС; руководители отраслей и служб; ведущие специалисты отраслей экономики; представители военного командования; руководители крупных организаций в муниципальных образованиях.

    В составе КЧС и ПБ по определенным направлениям могут создаваться подкомиссии или рабочие группы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций связанных с подтоплением, паводком, другими стихийными бедствиями и эпидемиями сельскохозяйственных животных, а также на транспорте, на промышленных, энергетических объектах, газо-,нефте-,продуктопроводах, на объектах жилищно-коммунального хозяйства, мостах, виадуках, строительно-монтажных комплексах и др.

    Для организации информирования населения, при КЧС и ПБ от муниципального и выше уровней, создаются информационные группы под председательством руководителей телевизионных и радиовещательных компаний.

    Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

    разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    координация деятельности органов управления и сил единой системы;

    обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

    рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

    На соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут быть возложены и иные задачи решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

    на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

    Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

    МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему:

    территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (ГУ МЧС России);

    государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС);

    спасательные воинские формирования;

    государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России (ГИМС);

    аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

    Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

    Основными задачами МЧС России в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются:

    выработка и реализация государственной политики в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

    организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    осуществление управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

    осуществление деятельности по организации и экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

    МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

    Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.

    Между МЧС России и Правительствами субъектов Российской Федерации заключены соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденные­ постановлениями Правительства Российской Федерации

    на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) предназначается для осуществления задач и функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Региональный центр МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство спасательными воинскими формированиями, подразделениями государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательными подразделениями, иными подразделениями и организациями МЧС России, непосредственно подчиненными региональному центру МЧС России, а также главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах своих полномочий.

    Региональный центр МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочным представителем Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и организациями.

    Структура и штатное расписание регионального центра МЧС России утверждаются Министром.

    Основными задачами регионального центра МЧС России являются:

    реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    осуществление в пределах своей компетенции управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    осуществление в пределах своей компетенции надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    осуществление в пределах своей компетенции деятельности по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях федерального уровня.

    на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации).

    Главное управление МЧС России по субъектам Российской Федерации - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации входит в систему МЧС России и подчиняется Министру.

    Общее руководство деятельностью Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации в пределах полномочий, установленных МЧС России, осуществляет в установленном порядке региональный центр.

    Основными задачами Главного управления МЧС России являются:

    реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации в пределах установленных полномочий;

    осуществление управления в пределах своей компетенции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

    осуществление в установленном порядке надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации;

    осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории субъекта Российской Федерации.

    на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления.

    Структуру, состав и задачи, а также порядок функционирования определяет руководитель муниципального образования.

    на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

    Структуру, состав и задачи, а также порядок функционирования определяет руководитель организации.

    Организация и функционирование, компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления основывается на требованиях Положений разрабатываемых для них.

    Органами повседневного управления РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы.

    Федеральное государственное бюджетное учреждение - Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) сформирован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года № 1515. Он является органом повседневного управления РСЧС и предназначен для обеспечения деятельности МЧС России по управлению в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управления в установленном порядке, деятельностью федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рамках РСЧС.

    Основные задачи:

    контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера;

    обеспечение устойчивого и оперативного управления силами и средствами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

    анализ информации, поступающей, от функциональных и территориальных подсистем, подготовка на его основе предложений по применению сил и средств РСЧС и, совместно с Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера («Антистихия»), прогнозов возникновения и развития чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;

    обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил РСЧС о чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение в рамках РСЧС информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, объектами сети мониторинга опасных процессов и явлений, а также соответствующими силами постоянной готовности;

    сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение непрерывного управления силами и средствами гражданской обороны при переходе с мирного на военное время, в том числе передача сигналов о приведении системы гражданской обороны в соответствующие степени готовности;

    обеспечение оповещения и информирования населения через средства массовой информации и по другим каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах, мерах по обеспечению безопасности, приёмах и способах защиты, а также пропаганды в области гражданской защиты;

    обеспечение в установленном порядке методического руководства МЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещения и оснащения сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, при создании и обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;

    обеспечение поддержки международных гуманитарных проектов, программ, операций, выработки согласованных действий органов повседневного управления Международной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств СНГ и проведения совместных тренировок органов управления;

    организация подготовки и обучения специалистов для несения оперативной службы, разработка нормативных и методических документов по организации несения оперативной службы на всех уровнях управления РСЧС;

    обеспечение взаимодействия со средствами массовой информации;

    обеспечение защиты государственной тайны;

    обеспечение деятельности экспертов в ходе выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) региональных центров.

    Центр управления в кризисных ситуациях регионального центра является органом повседневного управления РСЧС на межрегиональном уровне, осуществляющим оперативное управление дежурными силами и средствами в системе МЧС России, сбор и обработку информации о чрезвычайных ситуациях и о ходе проведения аварийно-спасательных работ при их ликвидации.

    Основные задачи ЦУКС РЦ МЧС России:

    обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами в системе МЧС России;

    оповещение в установленном порядке руководства регионального центра, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации федерального округа, спасательных воинских формирований постоянной готовности и регионального поисково-спасательного отряда об опасностях, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    сбор, обработка, анализ и обмен оперативной информацией об угрозе или фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе проведения аварийно-спасательных работ при их ликвидации в соответствии с Порядком организации информационного обмена, учет и обобщение оперативной обстановки, а также ведение статистических данных;

    мониторинг событий, происшествий, чрезвычайных ситуаций, подготовка прогноза их возникновения и развития для своевременного принятия мер по недопущению нарастания угроз;

    подготовка сведений для проведения информирования (оповещения) населения о происшествиях, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;

    обеспечение выполнения мероприятий по созданию, развитию и устойчивому функционированию автоматизированной информационно-управляющей системы (далее - АИУС) РСЧС по вопросам, относящимся к компетенции ЦУКС;

    координация деятельности органов повседневного управления регионального уровня РСЧС.

    на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Основные задачи ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ (в перспективе ЦУКС субъекта РФ):

    обеспечение устойчивого, непрерывного и оперативного управления дежурными силами и средствами на подведомственной территории;

    оповещение руководства, начальников и руководителей разных уровней (региональных центров, ГУ МЧС России по субъекту РФ, спасательных центров, руководителей организаций МЧС) о чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, об угрозе нападения вероятного противника, применении им оружия массового поражения;

    координация деятельности оперативных служб РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации;

    сбор и обработка оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и в ходе проведения АСДНР;

    обеспечение выполнения мероприятий по созданию, развитию и устойчивому функционированию автоматизированной информационно – управляющей системы (АИУС);

    материальное и информационно-техническое обеспечение работы оперативного штаба по управлению в кризисных ситуациях;

    информационно-техническое обеспечение ЗПУ МЧС России.

    на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

    Единая дежурно-диспетчерская служба – орган повседневного управления муниципального образования предназначена для координации совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) различной ведомственной принадлежности, повышения готовности администрации и служб муниципального образования к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.

    Основные задачи ЕДДС :

    прием от населения и организаций сообщений, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до дежурных диспетчерских служб (ДДС), в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

    сбор от служб контроля и наблюдения муниципального образования (систем мониторинга) результатов контроля и наблюдения и доведение до дежурно – диспетчерских служб полученной информации об угрозе или факте возникновения чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах по её ликвидации;

    сбор, обработка и анализ данных о чрезвычайной ситуации, определение ее масштаба и уточнение состава сил, привлекаемых для реагирования на чрезвычайную ситуацию;

    оповещение о переводе в высшие режимы функционирования объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ);

    обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации, выработка предложений и принятие решений (в пределах полномочий установленных вышестоящими органами управления); представление докладов (донесений), доведение задач, поставленных вышестоящими органами до подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

    обобщение информации (за сутки дежурства) и представление соответствующих докладов.

    на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций (объектов).

    Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

    Для оперативного управления мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций в зависимости от её характера и масштабов могут создаваться нештатные органы управления:

    оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОШ ЛЧС);

    оперативные группы (ОГ);

    оперативная дежурная смена (ОДС).

    Оперативный штаб является нештатным структурным подразделением и может создаваться на всех уровнях реагирования на период ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Развертывание ОШ ЛЧС осуществляется при возникновении чрезвычайной ситуации, с вводом режима «чрезвычайной ситуации».

    Состав и положение об оперативном штабе разрабатывается соответствующими руководителями органов управления.

    Помимо оперативного штаба могут создаваться оперативные группы из состава КЧС и ПБ, а также постоянно действующих органов управления.

    Оперативная группа создается для принятия оперативных мер на месте возникновения чрезвычайной ситуации, организации работ по их ликвидации, а также своевременного представления докладов руководству соответствующего звена управления РСЧС о складывающейся обстановке и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Оперативная дежурная смена (ОДС) создаётся начальником ЦУКС из личного состава подразделений центра управления в кризисных ситуациях. Руководит ОДС старший оперативной дежурной смены.

    Таким образом, существующая многоуровневая система органов управления РСЧС, призвана обеспечить оперативное реагирование и эффективное решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    природного и техногенного характера. Она постоянно совершенствуется с учётом разделения полномочий и необходимости повышения оперативности в решении задач защиты.

    Каждый уровень ЕГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

    Структура координирующих органов управления РСЧС

    На федеральном уровне:

    Межведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Ведомственные комиссии по ЧС федеральных органах исполнительной власти.

    На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.

    На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    Структура постоянно действующих органов управления РСЧС

    На федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    На региональном уровне - региональные центры МЧС России.

    На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления.

    На объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.

    Структура сил и средств РС

    1. Силы и средства наблюдения и контроля.

    2. Силы и средства ликвидации ЧС.

    Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать: проблемы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, финансовые и материальные резервы, системы связи, оповещения, материального обеспечения.

    Органы повседневного управления РСЧС: пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства.

    Подсистемы РСЧС создают в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Они состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.


    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Таких подсистем более 30. В частности, это подсистемы наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями и состоянием окружающей среды на базе Росгидромета; охраны лесов от пожаров на базе Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации; контроля обстановки на потенциально опасных объектах на базе Госгортехнадзора России и Госатомнадзора России; сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на базе Российской академии наук

    Силы и средства наблюдения и контроля, будучи принадлежностью подсистемы РСЧС, включают в себя те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря деятельности этих сил удается предупреждать многие чрезвычайные ситуации, прогнозировать возможное возникновение таких ситуаций, оповещать об угрозе органы управления и население.

    В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

    Постоянно действующими органами управления являются:

    а) на федеральном уровне – МЧС России, подразделения ФОИВ для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;

    б) на региональном уровне – территориальные органы МЧС России, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ – главные управления МЧС по субъектам;

    в) на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны при органах местного самоупраления;

    г) на объектовом уровне – структурные подразделения организаций.

    8. Органами повседневного управления единой системы являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы ФОИВ; центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС по субъектам РФ, информцентры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов ФОИВ; дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и организаций (объектов).

    9. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, инструментами, материалами с учётом обеспечения АСДНР в зоне ЧС в течение 3 суток, иные службы и формирования.

    10. Для приёма сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожаром, установлен единый телефонный номер – 01.

    11. Органы управления и силы ЕС функционируют в трёх режимах:

    а) отсутствие угрозы возникновения ЧС – режим повседневной деятельности;

    б) при угрозе возникновения ЧС – режим повышенной готовности;

    в) при возникновении и ликвидации ЧС – режим чрезвычайной ситуации.

    В каждом режиме проводятся соответствующие мероприятия.

    Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с установленной Правительством РФ классификацией ЧС, а именно, в случае ЧС:

    а) локальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

    б) муниципальной – силами и средствами органов местного самоуправления;

    в) межмуниципальной и региональной – силами и средствами исполнительной власти субъекта РФ;

    г) межрегиональной и федеральной – силами и средствами субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

    д) трансграничной – по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами.

    Руководство силами и средствами, привлечёнными к ликвидации ЧС, осуществляют руководители работ, определённые законодательством.

    Каждый уровень РСЧС имеет:

    Координирующие органы;

    Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС;

    Органы повседневного управления;

    Силы и средства;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов;

    Системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Координирующими органами РСЧС являются:

    На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России

    На территориальная уровне, охватывающем территории субъектов РФ - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) органов исполнительной власти и субъектов РФ;

    Местном уровне, охватывающем территории района, города (района в городе) КЧС органов местного самоуправления;

    На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовая КЧС.

    На федеральном уровне функционирует Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС. В её состав включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера.

    Решения этой комиссии обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в состав Межведомственной комиссии, органами исполнительной власти субъектов РФ (по согласованию).

    Основным органом управления, ответственным за функционирование РСЧС на территории региона, является региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра -координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС.

    На территориальном, местном и объектовом уровнях основным органом управления, ответственным за противодействие ЧС, является КЧС соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия, как коллегиальный орган, объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в ЧС - оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти.

    Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

    На федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

    На региональном уровне - региональные центры;

    На территориальном и местном уровнях - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

    на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются:

    Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Применение сил и средств РСЧС при ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Основные мероприятия, осуществляемые в режиме чрезвычайной ситуации:

    Организация защиты населения;

    Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    Организация ликвидации ЧС;

    Определение границ зоны ЧС;

    Организация работ по устойчивому функционированию экономики и объектов, первоочередному

    обеспечению пострадавшего населения;

    Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой

    на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, состав, где создаются.

    Для ликвидации ЧС создаются:

    Резервный фонд Правительства РФ - за счет средств федерального бюджета;

    Ведомственный резерв материальных и финансовых ресурсов - за счет федерального органа

    исполнительной власти;

    Резерв финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ;

    Местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа местного самоуправления - за счет

    средств местного бюджета;

    Объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций.

    Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств организаций. При отсутствии или недостаточности средств выделяются средства из резервного фонда Правительства РФ.

    МР созд на основе Пост Прав-ва РФ от 23.11.96 №1340 «О порядке создания и использования резервов МР для ликвид-ции ЧС рипод и техноген хар-ра».

    Принципы создания МР: зоблаговрем-ть, V и состав Р опр-ся в завис-ти от прогноза ЧС, р ациональное размещ Р.

    МР включ: продовольствие, пищевое сырье, медикаменты. транспортные средства, средства связи, строй материалы. топливо. средства индивидуальной защиты (СИЗ) и др.

    Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются: *фед резерв в составе государственного материального резерва; *резервы МР федеральных органов власти;

    *резервы МР объектов РФ; *местные резервы; *объектовые резервы.

    Номенклатура побьем финансовых и МР опрются их создающим органом. Финансирование расходов на создание материальных резервом осуществляется за счет бюджета тех органов;, где создаю резервы

    Порядок выделения средств из рез фонда Прав-ва РФ опр-ся Постановлением Правительства РФ от 26.10.00 г № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Прав-ва РФ по предупрежд и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствии».

    МЧС осуществляет методическое руководство по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов.

    Информационное обеспечение РСЧС.

    Осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

    Центр управления в кризисных ситуациях МЧС;

    Информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

    Региональные информационно-управляющие центры;

    Информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

    Информационные центры организаций;

    Средства связи и передачи данных.

    Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий и обмена этой информацией определяется Правительством Российской Федерации.

    Информационное о6еспечене функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят: -ЦУКС МЧС РФ; -информационные центры федеральных органов исполнительной власти; -региональные и информационные управляющие центры; информационно-управляющие центры субъектов РФ; абонентские пункты ГОЧС; информационные центры организации;

    средства связи, передачи данных и оповещения.

    *Информационное обеспечение РСЧС осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 24.03.97 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 24.05.2000 № 405 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановке деятельности сетей и средств электросвязи при ЧС природного и техногенного характера».