Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • Планирование эвакуации населения. Противостоять чрезвычайным ситуациям – задача общая Способы планирования эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях

    Планирование эвакуации населения. Противостоять чрезвычайным ситуациям – задача общая Способы планирования эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях

    Проведение эвакуационных мероприятий – это один из способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Эвакуационные мероприятия включают в себя три этапа – рассредоточение, частичную эвакуацию и общую эвакуацию.

    С целью дифференцированного проведения этих мероприятий население делится на три группы:

    1) рабочие, служащие категорированных промышленных объектов, т.е. работающих на предприятиях с непрерывным процессом производства и на стратегически важных объектах (металлургические, нефтеперерабатывающие заводы, объекты энергетики и др.);

    2) рабочие и служащие, работающие на некатегорированных объектах, не относящихся к вышеперечисленным;

    3) население, незанятое в сфере производства и обслуживания (студенты, учащиеся школ, дети дошкольных учреждений, неработающая часть населения).

    Рассредоточение – организованный вывоз (вывод) из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих категорированных промышленных объектов. Эта группа рабочих и служащих посменно работает на предприятиях, а по окончании работы возвращаются для отдыха в безопасную зону. Районы рассредоточения рабочих и служащих должны находиться на таком расстоянии от объекта, где они продолжают работать, которое гарантировало бы их безопасность, а переезд на работу и обратно в места отдыха занимал бы минимальное количество времени.



    Общая эвакуация – это организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих промышленных объектов, прекративших или приостановивших свою производственную деятельность, а также население, не занятое в сфере производства. В отличие от рассредоточенных, эвакуированные постоянно проживают в безопасной зоне до особого распоряжения.

    В некоторых случаях предусматривается частичная эвакуация, которая проводится до проведения общей эвакуации и рассредоточения рабочих и служащих. Она предусматривает вывоз из населенных пунктов наиболее уязвимых групп населения: детей, беременных женщин, стационарных больных и др.

    Рассредоточение и эвакуация осуществляются комбинированным способом, который заключается в том, что массовый вывод населения пешим порядком сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта (железнодорожным, автомобильным, морским, речным; а также личным). В первую очередь транспортом вывозятся рабочие смены предприятий, продолжающих производственную деятельность в городах, люди, не имеющие физической возможности передвигаться пешим порядком (больные, беременные, инвалиды, престарелые, женщины с детьми до 10 лет и др.).

    Рассредоточение и эвакуация комбинированным способом осуществляется по производственно–территориальному принципу. Это значит, что вывоз и вывод в безопасную зону рабочих, служащих и членов их семей, студентов вузов, учащихся средних специальных заведений организуется соответствующими промышленными объектами, предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, т.е. по производственному принципу. Остальное население, не связанное с производством и не являющееся членами семей рабочих, служащих, эвакуируется по территориальному принципу – по месту жительства через жилищно-эксплуатационные конторы (домоуправления).

    Решение об эвакуации населения из очагов чрезвычайных ситуаций в мирное время принимает постоянно действующая Комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций при местных администрациях, а в военное время – Президент страны и Правительство.

    Запрещается расселять население в местах, где находятся атомные станции, химически опасные объекты, трубопроводы, в зонах катастрофического затопления, в районах, закрытых Министерством обороны.

    При проведении эвакуационных мероприятий детей необходимо знать что:

    Дети эвакуируются в безопасные места в первую очередь и обязательно в сопровождении взрослых (родственников, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей);

    Детей в возрасте до 5 лет из очагов поражения следует выносить на носилках или на руках независимо от тяжести поражения;

    В экстремальной ситуации у детей исключается такой вид помощи, как самопомощь, и в большинстве случаев, взаимопомощь, поэтому медицинские работники должны оказывать помощь, прежде всего детям, т.к. при одинаковой степени тяжести поражения дети имеют преимущество перед взрослыми при оказании помощи, как в очаге поражения, так и при эвакуации.

    У детей первого года жизни, младшего возраста (2-3 года) в условиях чрезвычайных ситуаций может быть психоэмоциональное расстройство, для которого характерно неконтролируемое поведение, что требует особого внимания со стороны сопровождающих лиц и медицинских работников.

    5. Организация и проведение спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ

    Чрезвычайные ситуации, возникающие в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, поражением и гибелью людей, уничтожением оборудования и других материальных ценностей. Такие кризисные события требуют экстренных мер по проведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР).

    Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением СиДНР по жизнеобеспечению населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных подсистем единой государственной системы, специализированных органов управления, сил и формирований ГО.

    Спасательные работы – это действия по спасению пострадавшего населения, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС подавлению или проведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Спасательные работы проводятся в условиях, угрожающих жизни и здоровью, что требует специальной подготовки, экипировки спасателей и оснащения.

    Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

    В соответствии с Законами Украины «О гражданской обороне Украины» (1993 г.) и «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателя» (1999 г.) комплекс спасательных и других неотложных работ включает в себя:

    Организацию разведки маршрутов выдвижения формирований ГО в зону ЧС, выяснение обстановки и степени разрушений, размеров очага заражения, скорости и направления распространения заражённого облака или пожара;

    Выявление объектов и населённых пунктов, для которых существует реальная угроза поражения;

    Поиск пострадавших людей и извлечение их из-под завалов, из повреждённых и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымлённых помещений;

    Жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах;

    Вскрытие разрушенных, повреждённых и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреждённой фильтровентиляционной системой;

    Обеспечение людей СИЗ;

    Оказание неотложной медицинской помощи поражённым, травмированным и больным и их эвакуацию в медицинские пункты (учреждения);

    Вывод (вывоз) населения за пределы зон действия опасных и вредных для их жизни и здоровья факторов;

    Проведение санитарной обработки людей; дезактивации, дегазации, дезинфекции СИЗ, одежды, обуви, территорий;

    Прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах радиоактивного, химического, бактериологического заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических системах в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному выводу людей, движению транспорта и проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление повреждённых и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей, с целью проведения спасательных работ;

    Ремонт и восстановление защитных сооружений для укрытия людей в случае повторной угрозы возникновения ЧС или воздействия вторичных поражающих факторов;

    Выполнение ритуальных работ;

    Обеспечение общественного порядка;

    Социально-психологическая реабилитация пострадавшего населения и др.

    В соответствии со статьями 9,10,11,12 Закона Украины «О Гражданской обороне Украины» и Положением о гражданской обороне Украины для ликвидации последствий ЧС создаются силы гражданской обороны: войска ГО, специализированные и невоенизированные формирования.

    Для успешного проведения СиДНР личный состав формирований ГО должен быть профессионально подготовленным, обладать психологической устойчивостью, строго соблюдать правила и меры безопасности в условиях ЧС.

    Основными принципами деятельности спасательных служб (формирований) и спасателей являются:

    Принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды при возникновении ЧС;

    Принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по локализации очага и ликвидации последствий;

    Принцип единоначалия руководства спасательными службами и формированиями;

    Принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении спасательных и неотложных работ.

    Последовательность, приемы и способы выполнения СиДНР зависят от причин возникновения ЧС, от характера и масштабов разрушений производственных зданий и жилых домов, степени радиоактивного и химического заражения, уровней воды при наводнениях, затоплениях и других условий.

    В очагах ЧС в кратчайшие сроки должна оказываться медицинская помощь наибольшему количеству травмированных, пораженных, раненых и больных. Лицам, пострадавшим от поражающих факторов ЧС (техногенных аварий, катастроф, пожаров, наводнений, эпидемий) медицинская помощь оказывается в момент проведения спасательных и других неотложных работ. Но при скоротечных ЧС (взрывах, ураганах, смерчах и др.) возможность оказания медицинской помощи представляется лишь после окончания действия поражающих факторов.

    Первая медицинская помощь в очагах ЧС будет эффективной, если она оказывается не позднее первых 30 минут независимо от масштабов и вида катастроф, так как по истечению этого времени спасение жизни пострадавших становится сомнительным. Так в чагах землетрясений лица с кровотечением, оказавшиеся под завалом разрушенных зданий, сооружений погибают через 30 минут. По данным ВОЗ, через час после катастрофы умирают 30% тяжело пострадавших, которым своевременно не оказывалась первая медицинская помощь, через 3 часа – 60%, а через 6 часов –90%. Мировой опыт показывает, что чрезвычайные ситуации техногенного, природного, военного характера очень часто приводят к значительному ухудшению санитарно-гигиенической обстановки.

    Своевременное и организованное проведение СиДНР в очагах ЧС способствует повышению выживаемости людей в экстремальных условиях.

    3.1. При получении достоверного прогноза возникновения ЧС организуются и проводятся мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода населения из зоны ЧС.

    Подготовительные мероприятия:

    а) приведение в готовность эвакуационных комиссий, администраций ПВР, ПДП и уточнение порядка их работы;

    б) уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

    в) распределение транспортных средств;

    г) подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей;

    д) подготовка к развертыванию ПВР, ПДП и пунктов посадки (высадки) населения;

    е) проверка готовности систем оповещения и связи;

    ж) приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

    С получением сигнала на проведение эвакуации населения осуществляются следующие мероприятия:

    а) оповещение председателей эвакокомиссий предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

    б) развертывание и приведение в готовность эвакокомиссий, ПВР, ПДП;

    в) сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации (отселению);

    г) подача транспортных средств к пунктам посадки населения на транспорт;

    д) прием и размещение эвакуируемого населения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных для его жизнеобеспечения.

    3.2. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону поражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза.

    Временное размещение эвакуируемого населения может осуществляться и проводиться в оперативном порядке. При аварии с АХОВ вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производятся в зависимости от реально складывающейся обстановки.

    Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня паводковых вод в реках и других водоемах, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

    4. Обеспечение эвакуационных мероприятий

    В целях создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: транспортному, медико-санитарному, охране общественного порядка и безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, связи и оповещения, разведки.

    4.1. Транспортное обеспечение эвакуации населения из зон ЧС - это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок. Для эвакуации населения используется общественный и личный транспорт.

    Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования, а именно: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

    Автомобильные колонны формируются на базе автотранспортных предприятий общего пользования и автотранспорта объектов других отраслей экономики.

    Личный транспорт владельцев объединяется в группы (отряды) на основе добровольного согласия его владельцев. Транспортные средства личного пользования заблаговременно регистрируются и учитываются.

    Автотранспортные средства частных владельцев сводятся в самостоятельные колонны, которые формируются органами ГИБДД по месту регистрации автотранспортных средств.

    4.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуации включает в себя проведение органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи пострадавшим от ЧС, заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

    4.2.1. При проведении эвакуации осуществляются следующие лечебно-профилактические мероприятия:

    оказание экстренной медицинской помощи пораженному населению в оптимальных объемах и в оптимальные сроки;

    организация оказания медицинской помощи. В основу лечебно-эвакуационного обеспечения при угрозе и возникновении ЧС положена схема двухэтапного лечения пораженных и больных в сочетании с эвакуацией по назначению, при этом предусматривается маневр силами и средствами здравоохранения, а также эвакуационными потоками пораженных (больных) в соответствии с обстановкой;

    развертывание медицинских пунктов на ПВР, ПДП, пунктах посадки, пунктах высадки, организация на них дежурства медицинского персонала для оказания медицинской помощи эвакуируемому населению;

    организация обслуживания нетранспортабельных больных;

    контроль за санитарным состоянием мест временного размещения и длительного проживания эвакуируемого населения;

    непрерывное наблюдение за эпидемиологической обстановкой, выявление инфекционных больных и выполнение других противоэпидемических мероприятий;

    снабжение медицинских пунктов, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований здравоохранения, привлекаемых к обеспечению эвакуируемого населения, медицинским имуществом.

    4.2.2. Медико-санитарное обеспечение эвакуируемого населения осуществляется по территориально-производственному принципу. Руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения данной территории.

    За своевременность развертывания медицинских пунктов на ПВР, ПДП, их оснащение медицинским имуществом, качество медицинского обслуживания эвакуируемого населения на этих пунктах, в пути следования и в местах размещения ответственность несут руководители определенных лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными планами медицинского обеспечения.

    4.3. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения осуществляются органами Министерства внутренних дел Республики Башкортостан и включают в себя следующие мероприятия:

    осуществление нарядами милиции пропускного режима (блокирование автодорог и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

    проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

    оказание содействия (при необходимости) должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта с целью обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон ЧС;

    охрана порядка и обеспечение безопасности на эвакообъектах (ПВР, ПДП, пункты посадки и высадки, железнодорожные станции, речные порты, аэропорты и т.д.), маршрутах эвакуации, в населенных пунктах и в местах размещения эвакуированного населения, предупреждение паники и распространения дезинформирующих слухов;

    охрана объектов в установленном порядке;

    регулирование дорожного движения на внутригородских и загородных маршрутах эвакуации;

    сопровождение автоколонн с эвакуируемым населением;

    обеспечение установленной очередности перевозок по автомобильным дорогам и режима допуска транспорта в зоны ЧС;

    борьба с преступностью, мародерством в городах и населенных пунктах, на маршрутах эвакуации и в местах размещения населения;

    организация регистрации в органах МВД РБ эвакуированного населения и ведение адресно-справочной работы (создание банка данных о нахождении граждан, эвакуированных из зон ЧС).

    4.4. Инженерное обеспечение создает необходимые условия для эвакуации населения из зон ЧС путем обустройства инженерной инфраструктуры мест сбора эваконаселения и районов размещения.

    Характер и объемы выполняемых задач инженерного обеспечения зависят от условий, обстановки, вида и масштаба эвакуации населения, наличия сил и средств.

    Инженерное оборудование районов и размещение эвакуируемого населения включает в себя:

    оборудование общественных зданий, сооружений и устройство временных сооружений для размещения эвакуируемых;

    оборудование сооружений для размещения временных торговых точек, медицинских пунктов, полевых хлебопекарен, бань и других объектов быта;

    оборудование пунктов водоснабжения.

    4.5. Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжении горюче-смазочными материалами и запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, обеспечении необходимым имуществом.

    Организация и координирование материально-технического обеспечения осуществляются управлениями (отделами) гражданской защиты органов местного самоуправления в Республике Башкортостан.

    4.6. Обеспечение связи в период эвакуации заключается в оснащении ПВР, ПДП, органов управления эвакомероприятиями стационарными или передвижными средствами связи, в организации и осуществлении бесперебойной связи на всех этапах эвакуации.

    Особое значение имеют информирование и инструктаж населения в ходе проведения эвакомероприятий. Для этих целей могут использоваться электронные средства массовой информации, уличные громкоговорители, установленные на транспортных средствах, наглядная информация.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 апреля 2006 г. N 106 в настоящее приложение внесены изменения

    См. текст приложения в предыдущей редакции

    Приложение N 2

    к постановлению Кабинета Министров

    Республики Башкортостан

    Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных об­разований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО.

    Планы эвакуации оформляются в прилагаются к Плану гражданс­кой обороны.

    В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления при участии соответствующих органов уп­равления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

    Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоо­чередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне долж­ны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разра­ботанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях.

    Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

    выделения транспортных средств для обеспечения перевозок эваконаселения;

    совместного использования транспортных коммуникаций (же¬лез¬но¬дорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообще¬ния);

    выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

    обеспечения ведения всех видов разведки;

    выделения сил и средств для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

    возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередно¬го жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

    согласования районов размещения эваконаселения в загород-ной зоне.

    Рассредоточиваемое и эвакуируемое население размещается в районах загородной зоны, которые определяются с учетом удаления их от категорированных городов, наличия жилого фонда, дорожной сети, возможностей обеспечения необходимых условий возобновления производственной деятельности трудоспособного (работающего) насе-ления и отдыха людей, обеспечения условий для создания группиро¬вок сил гражданской обороны, предназначенных для ведения аварий¬но-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также условий по обеспечению защиты от радиоактивного заражения.

    В целях создания благоприятных условий для посменной перевозки на работу в категорированный город и обратно рабочих и служащих 1-й группы районы их рассредоточения назначаются в ближай¬ших к категорированному городу районах загородной зоны.

    Рабочие и служащие 2-й группы размещаются в непосредственной близости от своих объектов, которые организуют работу на базе родственных (соответствующих профилю) предприятий, находящихся в загородной зоне, или на специально создаваемой базе. Эти районы выбираются за районами размещения рабочих и служащих 1-й группы.

    Население, не связанное с производственной деятельностью и не входящее в состав рабочих и служащих, размещается в наиболее отдаленных от категорированного города районах загородной зоны.

    Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

    Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и адми­нистративного назначения с момента объявления эвакуации передают­ся в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов Рос­сийской Федерации - руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Эвакуируемое население размещается в общественных и адми­нистративных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливае­мых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на ос­новании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного само­управления (приложение 1).

    Районы размещения различных групп населения, объектов, поря¬док использования транспорта и дорожной сети определяются решени¬ями руководителей органов исполнительной власти субъектов Рос¬сийской Федерации и органов местного самоуправления с обязатель¬ным учетом интересов Вооруженных Сил.

    На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки. Неработающие члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи на объектах эко­номики, одинокие неработающие - по месту жительства (в жилищно-эксплутационных органах).

    Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточня­ются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время. Списки составляются в 3-х экземплярах.

    С получением распоряжения на проведение эвакуации первый эк­земпляр остается на объекте экономики или в жилищно-эксплуатаци­онной организации; второй - направляется на СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.

    Эвакуационные списки и паспорта являются основными докумен­тами для учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения

    Слайд №27-29

    Перечень документов, разрабатываемых в объектовой эвакокомиссии, включает:

    1. Приказ о создании эвакоорганов и назначении должностных лиц в эвакоорганы, утверждается положения, штатно-должностной список эвакуационных органов.

    3. Функциональные обязанности должностных лиц эвакоорганов.

    4. Календарный план работы эвакуационной комиссии на военное время.

    5. Схему оповещения личного состава эвакоорганов в рабочее и нерабочее время.

    6. Схема организации эвакуационной комиссии.

    7. Схема связи с руководством и эвакуационными органами района и эвакоприемной комиссией района в ЗЗ.

    8. Протоколы заседания ЭК.

    9. Выписку из плана (расчета) эвакуации населения города.

    10. План эвакуации (рассредоточения) персонала объекта и членов их семей.

    11. План размещения в ЗЗ, ведомость распределения помещений, ордера на их занятие и акты обследования ЗЗ

    12. План укрытия персонала

    14. План подвоза рабочих смен

    16. Ордер территориальной ЭК для занятия населенного пункта.

    17. Схему (мы) развертывания СЭП и ПЭП.

    18. Маршрутные карточки.

    19. Удостоверения старших колонн.

    20. Списки эвакуируемых в 3-х экземплярах.

    21. Эвакуационные удостоверения.

    22. Справочную и информационную документации.

    23. Перечень оборудования и имущества для СЭП, ППЭ и ПВ СИЗ.

    24. Накладные на получение СИЗ, приборов дозконтроля и другого имущества.

    25. График движения колон по маршрутам эвакуации;

    26. Схему оборудования маршрутов пешей эвакуации;

    27. Соглашение – обязательство об использовании личного транс-порта для эвакуации;

    28. Скользящий график работы предприятия, увязанный с графиком подвоза рабочих и служащих;

    29. Основные показатели планирования эвакуации и рассредото-чения;

    30. План работы комиссии на год.

    Указанные документы разрабатываются в количестве не менее двух экземпляров, и хранятся: первый - в отделе ГОЧС объекта, второй – в эвакокомиссии.

    Корректировка документов производится ежегодно к 1марта по состоянию на 1 января и по мере необходимости в течение года.

    Слайд №30-31

    Перечень документов, разрабатываемых в районной эвакокомиссии, включает:

    1. Постановление главы администрации о создании эвакоорганов и назначении должностных лиц в эвакоорганы, утверждается положение.

    2. Функциональные обязанности должностных лиц ЭК.

    3. Календарный план работы эвакуационной комиссии на военное время.

    4. Схему оповещения личного состава ЭК в рабочее и нерабочее время.

    5. Схема организации эвакуационной комиссии.

    6. Схема связи с руководством и эвакуационными органами района и эвакоприемной комиссией района в ЗЗ.

    7. Протоколы заседания ЭК.

    8. Выписку из плана (расчета) эвакуации населения города.

    9. План эвакуации (рассредоточения) населения МО, приложения к нему.

    10. План эвакуации населения МО из зон ЧСприродного и техногенного характера, приложения к нему.

    11.Выписка из плана размещения в ЗЗ.

    12. План укрытия персонала

    13. Выписку из графика подачи транспорта на СЭПы.

    14. План подвоза рабочих смен

    15. Журнал полученных и отданных распоряжений

    16. План работы комиссии на год.

    17. Справочную и информационную документации.

    В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в категорированных городах, указываются:

    – порядок приведения эвакуационных органов в готовность;

    – порядок оповещения населения, руководителей объектов эко­номики о начале эвакуации;

    – численность эвакуируемого населения с разбивкой по катего­риям;

    – пункты размещения эвакуируемого населения в районах заго­родной зоны;

    – порядок вывоза зваконаселения различными видами транспорта;

    – маршруты вывоза (вывода) населения и их характеристика;

    – порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, зак­репленные за ними объекты экономики;

    – пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в районах загородной зоны;

    – организация защиты эваконаселения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;

    – порядок вывоза эваконаселения из ППЭ к местам размещения в районах загородной зоны;

    – организация приема, размещения и первоочередного жизнео­беспечения эваконаселения в загородной зоне;

    – организация комплексной разведки (инженерной, радиацион­ной, химической и др.);

    – организация управления и связи в ходе эвакуации;

      порядок информации и инструктирования населения.

    К текстовой части плана прилагаются:

    – расчет населения, подлежащего эвакуации;

    – распределение объектов экономики по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в районах загородной зоны;

    – карты (планы) городов (населенных пунктов) и администра­тивных районов с указанием маршрутов эвакуации и справочными дан­ными по эвакуации.

    В планах эвакуации, разрабатываемых в районах категори­рованных городов, кроме изложенного выше, детально отрабатываются вопросы организации (схемы) марша пеших колонн:

    – маршрут движения от исходного пункта до ППЭ или места раз­мещения в загородной зоне;

    – перечень колонн, их состав и нумерация;

    – исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их всеми колоннами;

    – места привалов и их продолжительность;

    – медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения;

    – наличие защитных сооружений вблизи маршрута;

    – промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    – пункты размещения в районах загородной зоны;

    – сигналы управления и оповещения.

    Слайд №32-33

    План эвакуации (рассредоточения), сотрудников и членов их семей должен состоять из текстовой части и приложений.

    В текстовой части плана эвакуации отражаются:

    а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;

    б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников и их инструктирования;

    в) численность работников и членов их семей, подлежащих эвакуации;

    г) сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников и членов их семей;

    д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;

    е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;

    ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;

    з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;

    и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;

    к) организация защиты работников и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации;

    л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.

    К текстовой части плана эвакуации прилагаются приложения в виде карт и плана размещения работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей в загородной зоне.

    На карте отражаются:

    а) границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);

    б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;

    в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации;

    г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров, работников и членов их семей на каждый из них;

    д) численность вывозимых работников и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;

    е) закрепленные безопасные районы;

    ж) маршруты вывоза работников и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;

    з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;

    и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;

    к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;

    л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;

    м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;

    н) сигналы управления и оповещения.

    Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения. При невозможности отразить вышеуказанные данные на одной карте дополнительно разрабатывается карта более детального масштаба.

    План размещения работников и членов их семей в загородной зоне разрабатывается на карте (плане), на которой (котором) отражаются:

    а) здания и сооружения, планируемые для размещения работников и членов их семей, с указанием их площадей, вместимости, а также списка работников и членов их семей, которые занимают эти здания и сооружения;

    б) численность прибываемых работников и членов их семей;

    в) порядок размещения работников и членов их семей.

    К Плану размещения работников и членов их семей в загородной зоне прилагаются необходимые расчеты, схемы, графики.

    Акт обследования и согласования оформляется в 5 – экземплярах, причем все они первые и представляются в:

      в Главное управление МЧС России по РБ;

      в администрацию округов (городских поселений, городских районов) откуда планируется проведение эвакуации;

      в администрацию эвакоприемных муниципальных районов;

      в администрацию эвакоприемных сельских поселений;

      руководителям ГО министерств, ведомств, предприятий и организаций.

    Администрация сельского поселения прилагает к акту следующие документы:

      План – схему населенного пункта, предназначенного для размещения эвакуируемой организации, с указанием всей имеющейся инфраструктуры;

      Подворную характеристику жилья данного населенного пункта.

    Планы гражданской обороны согласовываются:

    а) федерального органа исполнительной власти – с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России;

    б) территориального органа федерального органа исполнительной власти – с соответствующим главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

    в) организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, – с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

    г) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с соответствующим органом местного самоуправления.

    План гражданской обороны подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны федерального органа исполнительной власти (организации).

    План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

    Слайд №34

    План лекции:

    1.Цель, виды, принципы, способы эвакуации и рассредоточения персонала объектов экономики и населения. Эвакуация, рассредоточение, загородная зона.

    2.Порядок эвакуации населения (транспортом, пешим порядком, комбинированный способ).

    3.Планирование эвакуации и рассредоточения, принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.

    4.Особенности проведения эвакуации и рассредоточения.

    Эвакуация (от латинского evacuation – опорожнять, удалять) – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) персонала объектов экономики, населения и материальных ценностей из зон ЧС (или прогнозируемой ЧС), а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районах размещения.

    Сущность эвакуации заключается в организованном и управляемом перемещении населения, культурных и материальных ценностей из зон бедствия в безопасные районы.

    Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) и размещению в загородной зоне свободного от работы персонала объектов народного хозяйства, продолжающих свою деятельность в особых условиях, в том числе – и в условиях ЧС, а также персонала работающих на объектах жизнедеятельности городов и населенных пунктов (например – объектах коммунального хозяйства и др.).

    Таким образом сущность рассредоточения – это доставка персонала на рабочие места, а по завершении смены – вывоз в безопасное место, загородную зону.

    Загородная зона – это территория, находящаяся вне пределов зоны прогнозируемой ЧС, установленной для населённых пунктов, имеющих потенциально опасные объекты, подготовленная для размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

    Виды и варианты эвакуации

    Виды и варианты эвакуации зависят от множества факторов, к основным из них можно отнести:

    а) располагаемое время и сроки проведения эвакуации;

    б) степень и масштабы опасности, вызванные ЧС;

    в) ожидаемые масштабы поражения населения, оказавшегося в зоне ЧС.

    Раскроем эти понятия более подробно.



    а) Располагаемое время, определяемое моментом возникновения ЧС (или ее прогнозом), предполагает два основных варианта эвакуации:

    Упреждающая (или заблаговременная);

    Экстренная (или безотлагательная).

    Упреждающая эвакуация проводится при угрозе возникновения ЧС. Основанием для ее введения является получение достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или разрушительного стихийного бедствия.

    В случае возникновения ЧС проводится экстренная (или безотлагательная) эвакуация. Ее особенностями является следующее: все эвакуационные мероприятия по выводу населения и материальных ценностей из зон бедствия осуществляются при жестком дефиците времени; как правило, оно исчисляется минутами, или, в лучшем варианте – несколькими часами.

    Не исключено воздействие поражающих факторов источника ЧС, что будет негативно влиять на все эвакуационные процессы.

    Экстренная эвакуация проводится также в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

    б) Степень и масштабы опасности, вызванные ЧС, являются определяющими в численности населения, выводимого из зоны бедствия, а также удаленности районов их перемещения. В зависимости от них могут быть определены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

    Локальная эвакуация проводится в том случае, когда зона поражающего воздействия источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов. Численность эвакуируемого населения при этом определяется несколькими тысячами человек. Люди выводятся (или вывозятся) в пункты временного размещения, как правило, расположенные в приграничных с зоной бедствия районах.

    Местная эвакуация осуществляется, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. Численность выводимого при этом населения может достигать десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в более удаленных безопасных районах.

    Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения поражающего воздействия источника ЧС на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении этого варианта эвакуации выводимое из зоны бедствия население может быть перемещено на значительные расстояния от постоянного места проживания.

    в) Охват эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, зависит от достоверности прогноза возникновения опасности, ожидаемых масштабов поражения, природно-климатических особенностей района бедствия, технологических режимов работы размещенных там предприятий и других факторов.

    В этих условиях предполагаются два варианта эвакуации: частная и общая.

    Частная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и училищ.

    Общая эвакуация предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения из зоны бедствия.

    Продолжительность опасности, сохранения поражающего воздействия, вызванного ЧС, определяет длительность пребывания эвакуируемых в пунктах временного размещения.

    Независимо от перечисленных выше вариантов эвакуации, в зависимости от располагаемого времени после получения сигнала оповещения, степени и скорости распространения поражающего воздействия ЧС, проводятся упреждающие эвакуационные мероприятия:

    Перемещение персонала в здания с повышенными защитными свойствами или укрытие в защитных сооружениях (так называемая внутренняя эвакуация );

    Вывод персонала за пределы объекта (внешняя эвакуация );

    Укрытие персонала на этажах с повышенной защищенностью с последующим его выводом за пределы объекта (комбинированный метод ).

    Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется масштабами распространения и характером опасности ЧС, достоверностью прогноза ее реализации, а также перспективами использования производственных объектов, размещенных в зоне бедствия.

    Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.

    3.1. Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО.
    Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны.
    В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
    Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях.
    3.2. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
    - выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;
    - совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);
    - выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

    Обеспечения ведения всех видов разведки;

    Выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;
    - возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;
    - согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.
    3.3. Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.
    3.4. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам :
    1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
    2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:
    3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
    Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
    3.5. Рассредоточиваемое и эвакуируемое население размещается в районах загородной зоны, которые определяются с учетом удаления их от категорированных городов, наличия жилого фонда, дорожной сети, возможностей обеспечения необходимых условий возобновления производственной деятельности трудоспособного (работающего) населения и отдыха людей, обеспечения условий для создания группировок сил гражданской обороны, предназначенных для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также условий по обеспечению защиты от радиоактивного загрязнения.
    В целях создания благоприятных условий для посменной перевозки на работу в категорированный город и обратно рабочих и служащих 1-й группы районы их рассредоточения назначаются в ближайших к категорированному городу районах загородной зоны.
    Рабочие и служащие 2-й группы размещаются в непосредственной близости от своих объектов, которые организуют работу на базе родственных (соответствующих профилю) предприятий, находящихся в загородной зоне, или на специально создаваемой базе. Эти районы выбираются за районами размещения рабочих и служащих 1-й группы.
    Население, не связанное с производственной деятельностью и не входящее в состав рабочих и служащих, размещается в наиболее отдаленных от категорированного города районах загородной зоны.
    Районы размещения различных групп населения, объектов, порядок использования транспорта и дорожной сети определяются решениями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с обязательным учетом интересов Вооруженных Сил.
    3.6. В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:
    - порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;
    - организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
    - организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;
    - организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;
    - порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;
    - санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
    - руководство проведением эвакуации населения;
    - организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.
    К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах, в виде схем, графиков, расчетов:

    - дислокация СЭП исходных пунктов эвакуации пешим порядком, пунктов посадки (станций, пристаней) и высадки населения;
    - распределение объектов экономики по СЭП пунктам посадки и местам размещения в загородной зоне;
    - потребность и возможности транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного), его распределение по эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения;
    - состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность;
    - схема оповещения руководящего состава органов исполнительной власти, руководителей объектов экономики и населения о начале эвакуации;
    - организация связи и управления;
    - карта размещения эвакуированного населения в загородной зоне.
    3.7. В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в категорированных городах, указываются:
    - порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
    - порядок оповещения населения, руководителей объектов экономики о начале эвакуации;
    - численность эвакуируемого населения с разбивкой по категориям;
    - пункты размещения эвакуируемого населения в районах загородной зоны:
    - порядок вывоза эваконаселения различными видами транспорта;
    - маршруты вывоза (вывода) населения и их характеристика;
    - порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики:
    - пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в районах загородной зоны;
    - организация защиты эваконаселения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
    - порядок вывоза эваконаселения из ППЭ к местам размещения в районах загородной зоны;
    - организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;
    - организация комплексной разведки (инженерной, радиационной, химической и др.);

    Порядок информации и инструктирования населения.

    К текстовой части плана прилагаются:
    - расчет населения, подлежащего эвакуации;
    - распределение объектов экономики по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в районах загородной зоны;
    - карты (планы) городов (населенных пунктов) и административных районов с указанием маршрутов эвакуации и справочными данными по эвакуации.
    3.8. В планах эвакуации, разрабатываемых в районах категорированных городов, кроме изложенного выше, детально отрабатываются вопросы организации (схем) марша пеших колонн:
    - маршрут движения от исходного пункта до ППЭ или места размещения в загородной зоне:
    - перечень колонн, их состав и нумерация;
    - исходный пункт, пункты регулирования и время прохождения их всеми колоннами:
    - места привалов и их продолжительность;
    - медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения:
    - наличие защитных сооружений вблизи маршрута:
    - промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
    - пункты размещения в районах загородной зоны;
    - сигналы управления и оповещения.
    3.9. В текстовой части планов эвакуации объектов экономики указываются:
    - порядок оповещения и сбора рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;
    - численность рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;
    - СЭП, за которым закреплен, или который развертывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;
    - порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
    - порядок передачи (кому, в какие сроки) документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах (местах) постоянной дислокации;
    - порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах (местах) постоянной дислокации, а также охраны их;
    - маршруты эвакуации, ППЭ, пункты посадки, высадки;

    Пункты размещения эваконаселения в загородной зоне;

    Начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону;
    - порядок размещения в загородной зоне рабочих, служащих и членов их семей;
    - организация защиты эвакуируемых в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;
    - организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне;
    - организация управления и связи в ходе проведения эвакуации и в загородной зоне.
    Планы эвакуации, разрабатываемые жилищно-эксплуатационными организациями, имеют аналогичное содержание.
    3.10. Разрабатываемые министерствами (ведомствами) планы мероприятий по эвакуации и рассредоточению подведомственных объектов экономики (организаций) включают:
    - количество объектов экономики (организаций), продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с указанием численности рассредоточиваемых и эвакуируемых, районы (пункты) рассредоточения и эвакуации в загородной зоне;
    - количество объектов экономики (организаций), переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, с указанием численности эвакуируемых, районов эвакуации и баз возобновления производственной деятельности;
    - порядок оповещения объектов (организаций) о начале проведения эвакомероприятий;
    - вопросы транспортного и других видов обеспечения эвакуации и рассредоточения;
    - порядок управления объектами (организациями) в период проведения эвакомероприятий и после прибытия их в пункты эвакуации и рассредоточения (при вариантах одновременной эвакуации аппарата министерства (ведомства) и подчиненных ему объектов (организаций), а также при проведении этих мероприятий в разные сроки);
    - порядок хранения документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации, а также порядок передачи и охраны их:
    - порядок и сроки подготовки пунктов (баз), предназначенных для размещения эвакуируемых объектов (организаций).
    В планах мероприятий по эвакуации и рассредоточению могут отражаться и другие вопросы. К планам прилагаются необходимые расчеты, схемы, графики, карты.
    3.11. В текстовой части плана приема и размещения эваконаселения в загородной зоне, разрабатываемом эвакоприемными комиссиями органов местного самоуправления совместно с соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО, указываются:
    - количество прибывающего эваконаселения с разбивкой по категориям:
    - наименования объектов экономики, прибывающих по эвакуации;
    - здания и сооружения, планируемые для размещения эваконаселения:
    - порядок размещения эваконаселения:
    - пункты высадки и их оборудование;
    - приемные эвакопункты (ПЭП), их дислокация, порядок приведения в готовность, пропускная способность;
    - количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
    - порядок и сроки доставки эваконаселения в пункты размещения;
    - порядок оповещения должностных лиц, ответственных за размещение и первоочередное жизнеобеспечение эваконаселения;
    - организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в пунктах (районах) размещения;
    - организация управления и связи в ходе эвакуации;
    - порядок проведения инструктажа и информирования местного и прибывающего по эвакуации населения.
    К плану прилагается карта и расчет размещения эваконаселения по населенным пунктам.
    3.12. На все население, подлежащее эвакуации, составляются эвакуационные списки. Неработающие члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи на объектах экономики, одинокие неработающие - по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах).
    Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение.
    Списки составляются в 3-х экземплярах.
    С получением распоряжения на проведение эвакуации первый экземпляр остается на объекте экономики или в жилищно-эксплуатационной организации; второй - направляется на СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.
    Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
    3.13. Планы эвакуационных перевозок населения разрабатывают транспортные органы (службы) по заявкам органов управления ГОЧС.
    В заявке указываются: объемы эвакоперевозок по направлениям; предложения по использованию грузовых транспортных средств и по уплотненной посадке людей; исходное время подвода первых групп эваконаселения к пунктам (местам) посадки; силы и средства охраны общественного порядка, их дислокация и порядок действий в местах посадки (высадки) и в пути следования; медицинское обеспечение эваконаселения в период проведения эвакомероприятий; контактные телефоны эвакоорганов и их представителей.
    В планах эвакоперевозок указывается количество, род поездов (вагонов), количество и типы автомобилей (судов), время их подачи к пунктам посадки, время отправления и прибытия на пункты высадки, маршруты следования и количество вывозимого населения.
    Планы эвакуационных перевозок согласовываются с органами управления ГОЧС и утверждаются начальниками транспортных органов (служб) - владельцев транспортных средств.
    3.14. При планировании эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом управления (отделения) железных дорог определяют максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов (поездов) до предельно допустимых норм, предусматривают использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эваконаселения. увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливают (совместно с органами управления ГОЧС) уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
    3.15. При планировании эвакоперевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, остающихся после поставки в Вооруженные Силы, независимо от их ведомственной принадлежности, пригодных для перевозки людей: разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей и по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей; определяются (совместно с органами управления ГОЧС) уплотненные нормы посадки, согласовывается с органами военного управления порядок использования автомобильных дорог.
    Автомобили, предназначенные для выполнения эвакоперевозок. формируются в автоколонны, каждая автоколонна осуществляет перевозки на закрепленном за ней маршруте. Автотранспорт районов загородной зоны используется для вывоза эваконаселения с ППЭ и пунктов высадки к местам его расселения.
    Для решения внезапно возникающих задач в ходе рассредоточения и эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств Начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, категорированных городов и определяется порядок его использования.
    3.16. Водный транспорт планируется для вывоза эваконаселения из приморских городов и городов, расположенных на судоходных реках, в первую очередь для вывоза рабочих и служащих с членами семей объектов водного транспорта, а также объектов экономики и населения, находящихся вблизи портов (пристаней). Для эвакоперевозок привлекаются пассажирские, промысловые, технические, специальные и вспомогательные суда организаций - владельцев гражданских средств водного транспорта независимо от их ведомственной принадлежности.
    На период прекращения навигации перевозки, планируемые водным транспортом, предусматривается осуществлять другими вилами транспорта. В целях увеличения возможностей водного транспорта предусматриваются максимальное использование оборудованных мест высадки на побережье, установки временных плавучих причалов, организация рейдовой высадки в необорудованных пунктах побережья, своевременное техническое дооборудование судов для массовых людских перевозок.
    3.17. Воздушный транспорт планируется использовать для вывоза на дальние расстояния оперативных групп министерств (ведомств), а также сотрудников НИУ, КБ, деятельность которых переносится в новые районы, и населения, эвакуируемого в труднодоступные районы.
    3.18. Легковые автомобили, моторные лодки, катера, находящиеся в личном пользовании граждан, в организованном порядке привлекаются для вывоза членов семей владельцев этого транспорта.
    3.19. Па период проведения эвакомероприятий планируется круглосуточная работа городского пассажирского транспорта по существующим маршрутам с выделением (при необходимости) дополнительных транспортных средств.
    3.20. Эвакуационные комиссии, органы управления ГОЧС совместно с транспортными службами (органами) производят расчеты на заблаговременный, по возможности скрытый (с соблюдением мер оперативной маскировки), вывоз не занятого в сфере производства и обслуживания населения (по частичной эвакуации). Расчеты производятся по каждому направлению на основании среднесуточных возможностей всех видов транспорта.
    При этом предусматривается:
    - использование свободных мест (с ограничением продажи билетов для других пассажиров) в следующих по расписанию поездах, судах, автобусах;
    - назначение дополнительных поездов, судов, рейсовых автобусов:
    - прицепка дополнительных пассажирских вагонов к обращающимся графиковым поездам;
    - посадка эваконаселения в следующие по действующим расписаниям автобусы и суда до норм, принятых для эвакуационных перевозок;
    - использование транспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан.
    3.21. В целях повышения реальности разрабатываемых планов эвакомероприятий гражданской обороны и их надежного ресурсообеспечения основные показатели планирования согласовываются (увязывается) с объемными и другими показателями планов (мероприятий) но переводу экономики административно-территориального образования (отрасли, объекта экономики) - планами на расчетный год (см. пункт 3.3).