Войти
Образовательный портал. Образование
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Правовые основы первоочередного жизнеобеспечения населения. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чс. населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

    Правовые основы первоочередного жизнеобеспечения населения. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения в чс. населения,
пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

    Уральский региональный центр МЧС России

    по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий

    Екатеринбург - 2009

    К населению, пострадавшему при ведении военных действий или вследст-
    вие этих действий (далее по тексту - пострадавшее население), относится на-
    селение, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении бое-
    вых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов пораже-
    ния. В число пострадавшего населения следует включать раненых, травмиро-
    ванных, перенесших или переносящих различные заболевания (включая нер-
    вно-психологического характера), а также людей, лишившихся необходимых
    средств для существования и жизнедеятельности.

    Первоочередное обеспечение пострадавшего населения включает снабже-
    ние его жизненно важными материальными средствами, коммунально-быто-
    выми услугами, предметами первой необходимости, оказание медицинской
    помощи и информационно-психологической поддержки. Главной целью про-
    ведения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего
    населения.

    В целом первоочередное обеспечение пострадавшего населения достигает-
    ся:

    планированием и организацией мероприятий по основным видам жиз-
    необеспечения населения заблаговременно с учетом степени опасностей, ха-
    рактерных для каждого региона (территории);

    созданием и содержанием на федеральном, территориальном, местном
    уровнях ведения гражданской обороны запасов материально-технических,
    продовольственных, медицинских и иных средств;

    организацией и проведением нормированного снабжения населения
    продуктами питания в военное время;

    срочным восстановлением функционирования необходимых коммуна-
    льных служб;

    организацией оказания населению всех видов медицинской помощи;

    проведением комплекса мероприятий по санитарно-гигиеническому
    обеспечению населения;

    срочным захоронением трупов;

    восстановлением и поддержанием порядка в пострадавших регионах,
    организацией информационно-психологической поддержки населения.

    Организация первоочередного обеспечения пострадавшего населения воз-
    лагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
    органы местного самоуправления.

    Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
    давшего населения осуществляется силами и средствами организаций, учреж-
    дений и предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности ко-
    торых входит решение данных вопросов согласно планам гражданской оборо-
    ны и защиты населения, и осуществляющих свою деятельность на территории
    субъектов Российской Федерации.

    Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения
    пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономиче-
    ских возможностей, природных характеристик, особенностей территории и
    степени опасности для населения, которая может возникнуть в результате раз-
    вязывания военных действий и их последствий.

    Реализация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению постра-
    давшего населения осуществляется по планам обеспечения, разрабатываемым
    по каждому виду обеспечения.

    Медицинское обеспечение

    Медицинское обеспечение пострадавшего населения осуществляется в сле-
    дующем порядке:

    организуется своевременное оказание медицинской помощи и лечение
    пострадавших;

    проводятся противоэпидемические мероприятия по недопущению воз-
    действия и распространения инфекционных заболеваний;

    усиливается санитарно-эпидемиологическое наблюдение и лаборатор-
    ный контроль за зараженностью продовольствия и воды, организуется сани-
    тарно-гигиенический контроль за внешней средой, водоисточниками, пита-
    нием;

    проводятся санитарно-просветительная работа среди населения, а также
    комплекс медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воз-
    действия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения)
    территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели жи-
    вотных;

    проводятся лечебно-эвакуационные мероприятия;

    уточняется необходимое количество медицинского персонала с учетом
    его специализации;

    определяются потребности в дополнительном развертывании лечебной
    базы с учетом возможностей использования административных и других зда-
    ний под лечебные учреждения, армейских и флотских госпиталей; органи-
    зуется бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских
    учреждений водой, теплом, электроэнергией и др.

    Первая медицинская помощь пораженным оказывается силами участников
    аварийно-спасательных и других неотложных работ на месте ведения этих ра-
    бот, а также незамедлительно в порядке само- взаимопомощи самим населе-
    нием.

    Доврачебная и первая врачебная помощь пораженным и подготовка их к
    эвакуации в лечебные учреждения больничной базы производится силами и
    средствами (формированиями и учреждениями) Всероссийской службы меди-
    цины катастроф, а также медицинскими подразделениями воинских частей
    гражданской обороны. Для эвакуации пораженных выделяются необходимые
    санитарно-транспортные формирования, а также приспособленные транспор-
    тные средства объектов и транспортных организаций.

    Специализированная медицинская помощь и лечение пораженных осуще-
    ствляется в стационарных лечебных учреждениях, потребности в медицин-
    ском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части
    и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицин-
    ского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров) опре-
    деляется соответствующими нормами с учетом данных о прогнозируемой
    структуре санитарных потерь и о летальных исходах пораженных в зависимо-
    сти от времени задержки оказания им первой медицинской помощи. Потреб-
    ность в медицинском имуществе определяется по прогнозируемой численно-
    сти и структуре санитарных потерь и соответствующим нормам обеспечения.
    Особое внимание уделяется обеспечению в полной мере потребностей меди-
    цинских сил на этапе оказания первой медицинской помощи пострадавшим,
    получившим физические травмы, антибиотиками, противошоковыми препа-
    ратами, кровью и кровезаменителями, а получившим химические отравле-
    ния - средствами, стимулирующими дыхательную и сердечную деятельность,
    обезболивающими средствами, кислородом и водой.

    Для остального пострадавшего населения потребность в специализирован-
    ном медицинском имуществе для амбулаторного лечения определяется соот-
    ветствующими нормами с учетом психологического состояния населения в
    условиях военного времени.

    Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми
    средствами и материалами для контроля качества воды, продуктов питания,
    средствами для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиче-
    ских мероприятий по ликвидации антисанитарных последствий, вызванных
    военными действиями или вследствие этих действий.

    Предоставление жилья

    В целях обеспечения пострадавшего населения жильем:

    определяется численность населения, лишившегося жилья (потерявше-
    го жилую площадь);

    проводится инвентаризация сохранившегося и оценка состояния по-
    врежденного жилого фонда с целью определения возможности его использо-
    вания для размещения пострадавшего населения;

    для размещения людей, оставшихся без крова, в местах их эвакуации ис-
    пользуются здания и сооружения лечебно-оздоровительной базы, баз отдыха
    (санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и загородные детские
    оздоровительные учреждения), а также развертываются при необходимости
    временные жилища (передвижные и сборные дома, палатки, юрты, землянки
    и т.д.). Часть пострадавшего населения подселяется на площади сохранивше
    гося жилого фонда.

    В случае нехватки временного жилья определяется дополнительная его по-
    требность, порядок доставки к месту размещения пострадавших, организация
    приема и распределения жилья для пострадавшего населения.

    В случае радиоактивного, химического или биологического заражения (за-
    грязнения) территории сначала проводятся мероприятия по ее обеззаражива-
    нию до допустимых норм, а затем изучаются возможности и определяется по-
    рядок обеспечения пострадавшего населения жильем.

    Обеспечение продуктами питания и водой

    Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматри-
    вает проведение следующих мероприятий:

    определение состояния сохранившихся мощностей по производству
    продуктов питания;

    оценка запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольст-
    вия;

    организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;

    поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших рай-
    онов и других регионов;

    создание временных баз и складов для хранения продуктов и разверты-
    вание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопека-
    рен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

    определение порядка обеспечения населения продуктами питания (по
    спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

    закрепление пострадавшего населения за предприятиями (организация-
    ми) общепита;

    организация взаимодействия с органами военного управления по испо-
    льзованию возможностей армии и флота для обеспечения продовольствием
    пострадавшего населения;

    подготовка сети общественного питания к функционированию в усло-
    виях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля ка-
    чества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического
    заражения (загрязнения);

    принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (заражен-
    ных) продуктов питания и пищевого сырья.

    При оценке потребностей в продуктах питания для пострадавшего населе-
    ния необходимо учитывать, что в первые 2-3 суток после начала военных
    действий наиболее вероятна организация питания с использованием сухих
    пайков, консервов, копченых колбас и т.п., не требующих тепловой обработ-
    ки.

    При определении объемов продуктов питания, необходимых пострадавше-
    му населению, следует исходить из организации двухразового горячего пита-
    ния в сутки и одного раза в сутки - консервированными или сборными пай-
    ками.

    Потребности пострадавшего населения в воде рассчитываются, исходя из
    минимальной нормы 8-10 литров в сутки на одного человека.

    В целях обеспечения пострадавшего населения водой коммунально-техни-
    ческие службы определяют:

    состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановле-
    ния;

    наличие стационарных и передвижных лабораторий анализа качества
    воды и готовность их к работе;

    места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунк-
    тов обогрева и технических нужд;

    состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских сква-
    жин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных
    скважин;

    возможности внешнего водоснабжения и доставки воды емкостями на
    передвижных средствах;

    потребность в опреснителях, очистных установках, препаратах для обез-
    зараживания воды.

    Обеспечение предметами первой необходимости

    Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости

    лантерейно-парфюмерными изделиями и прочими непродовольственными
    товарами) включает:

    определение потребного количества и ассортимента предметов первой
    необходимости;


    ных резервов;

    определение места и порядка выдачи, организацию подвижных пунктов
    и отделений служб снабжения;

    выяснение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспреде-
    ления собственных возможностей региона (района) с использованием воз-
    можностей других регионов, войск и флотов;

    определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов
    первой необходимости, отправку соответствующих запросов;

    создание специальных органов для получения, учета и распределения
    предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также
    из иностранных источников.

    В случае радиоактивного, химического, бактериологического загрязнения
    (заражения) организуется проведение систематического контроля заражения
    (загрязнения) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и
    предназначенных к выдаче населению; создаются резервы приборов, реакти-
    вов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания пред-
    метов первой необходимости; организуется захоронение установленным по-
    рядком предметов первой необходимости, непригодных (по показаниям объ-
    ектового контроля) для дальнейшего использования.

    Восстановление функционирования коммунальных служб

    Коммунально-технические службы обеспечивают:

    работу систем водоснабжения и водозаборов;

    сохранение запасов подземных водоисточников;

    создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов,
    реактивов и консервантов;

    подготовку резерва мобильных средств для очистки, опреснения и
    транспортировки воды;

    создание, а в случае необходимости, и использование запасов быстро
    развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

    организацию доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределе-
    ние ее среди населения, в том числе для эвакуируемого (отселяемого);

    создание резерва мобильных энергоисточников для системы водоснаб-
    жения и автономных водозаборных сооружений.

    В случае радиоактивного, химического, биологического заражения (загряз-
    нения) территорий проводятся мероприятия по надежной защите от поражаю-
    щих факторов систем водоснабжения и автономных водозаборов, перевод си-
    стем водоснабжения на особый режим работы, обеспечение оперативного
    контроля зараженности воды и экстренного доведения информации до насе-
    ления о ее непригодности к использованию.

    Из других видов коммунально-бытовых услуг (кроме обеспечения жильем
    и водой) пострадавшее население обеспечивается необходимыми топли-
    во-энергетическими ресурсами (тепло, горячая вода, газ, электроэнергия), ба-
    нями, душевыми, прачечными, туалетами и др.

    При дефиците сохранившихся теплоэнергоносителей, объектов коммуна-
    льного хозяйства используются нестандартные, простейшие средства обогре-
    ва, энергоснабжения, коммунального обслуживания (передвижные малогаба-
    ритные котельные, дизель- и бензоэлектростанции, теплоэнергоносители ло-
    комотивов, судов пассажирского, торгового и рыболовного флотов, военных
    кораблей, аккумуляторы, печи «буржуйки», передвижные душевые, прачеч-
    ные и т.д.).

    Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости
    (одеждой, обувью, одеялами, тканями, посудо-хозяйственными товарами, га-
    лантерейно-парфюмерными изделиями, прочими непродовольственными то-
    варами) предусматривает:

    организацию сбора, сортировки и подготовки к использованию предме-
    тов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

    установление возможности обеспечения пострадавших за счет собствен-
    ных резервов;

    определение мест и порядка выдачи, организацию снабжения через по-
    движные пункты и отделения служб снабжения;

    определение объема, сроков и путей поставки предметов первой необхо-
    димости для погашения имеющегося дефицита, организацию их получения,
    учета и распределения.

    Оказание информационно-психологической поддержки

    В целях информационного обеспечения пострадавшего населения:

    организуется оперативное информирование населения с использовани-
    ем автомобилей с громкоговорящей связью, радио и других средств информа-
    ции о сложившейся обстановке и порядке действий;

    проводится обход мест проживания и нахождения людей для выяснения
    нужд, запросов и доведения оперативной информации;

    для своевременного пресечения паники, необоснованных слухов и до-
    мыслов население постоянно информируется об обстановке, мерах безопас-
    ности, о местах обеспечения водой, питанием, предметами первой необходи-
    мости, местах размещения медицинских пунктов и лечебных учреждений, о
    порядке обеспечения коммунальными услугами;

    устанавливаются информационные пункты в местах выдачи населению
    продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных
    услуг;

    создаются справочно-информационные службы для информирования
    людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадав-
    ших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых;

    организуются через соответствующие службы речевые сообщения для
    проведения психологического воздействия в целях снижения стрессового со-
    стояния у населения.

    Приложения: № 1- План первоочередного обеспечения сельского поселения;

    №2-Ведомственные строительные нормы ВСН ВК4-90
    "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (утв. Госстроем РСФСР).

    Приложение №1

    УТВЕРЖДАЮ

    глава администрации

    Сельского (городского) поселения ____________ района

    « »__________г.

    ПЛАН

    первоочередного жизнеобеспечения сельского
    поселения

    РАЗДЕЛ I

    Инфраструктура с указанием промышленных объектов

    повышенной опасности и возможные стихийные бедствия на его территории

    Сельское поселение расположено в юго-западной части __________ субъекта РФ.

    Сельское поселение является одним из аграрно-промышленных поселений

    субъекта РФ с населением ____ тыс. человек, проживающих на

    территории ____ тыс. км.

    Административно сельское поселение делится на____ (п.Торфяновка и т.д.). В районе имеется ____крупных железнодорожных узлов, ___ крупных морских порта, ___аэропорта, ___нефтебазы, ___газохранилища, __крупных водохранилища, ___гидротехнических сооружений.

    В сельском поселении имеется железная дорога. Эксплуатационная длина

    железных дорог___км. Грузооборот составляет около___млрд.тонно-километров в год.

    Наиболее опасные участки железных дорог:

    Горячий Ключ - Туапсе (виадуки, мосты, оползни);
    Протяженность дорог тыс. км, в том числе с твердым покрытием ___ тыс. км. Протяженность дорог общегосударственного значения составляет__км, республиканского__ км.

    Опасные участки магистралей:

    территориальная дорога Майкоп - Туапсе (район г. Туапсе - 200 - 210
    километр) - оползневый участок;

    На территории сельского поселения имеется ____нефтепроводов общей производительностью до млн. тонн в год и газопродуктопроводов производительностью_________млн. м 3 .

    В сельском поселении имеется множество объектов повышенной
    опасности, наличие которых обусловливает возможность возникновения аварий и
    катастроф техногенного характера, сельское поселение подтверждено стихийным
    бедствиям, особенно в _________.

    Объекты повышенной опасности, расположенные на территории района

    а) Химически опасные объекты.

    На территории сельского поселения имеется _... химически опасных

    объекта, в т.ч.

    Первой степени опасности ______:

    Второй степени опасности ______ :

    Остальные объекты 3 и 4 степени опасности.

    Площадь химического заражения от АХОВ может составить __________

    кв.км (__% территории района) с населением _____ тыс человек (%).

    Потери могут составить ____ тыс.человек (%), в т.ч. санитарные

    тыс.человек (%). В зоне заражения с поражающей концентрацией

    АХОВ могут оказаться территории ___ населенных пунктов района.

    б) Взрыво -пожароопасные объекты:

    Тыс. т. ГСМ,

    Тыс.т. ГСМ,

    Млрд.м 3 сжиженного газа,

    С запасом газа ______млрд. м 3 ,

    Площадь возможных пожаров на пожаро-взрывоопасных объектах может

    Составить ______ кв.км.

    в) другие объекты:

    Стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к : приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

    Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.

    Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

    Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

    Обеспечение питьевой водой

    Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

    Снабжение продуктами питания

    Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

    Предметы первой необходимости

    К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

    Обеспечение жильем

    План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

    Медицинская помощь

    В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

    Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.

    Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

    Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во , как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.

    Информация может передаваться с помощью или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

    Возникновение ЧС может привести к человеческим жертвам и ранениям, внезапному ухудшению условий жизни и быта людей, их размещению в неприспособленных временных помещениях без возможности соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм; разрушению системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, объектов общественного питания, торговли, коммунально-бытового обслуживания; образованию завалов с телами погибших людей; антисанитарным условиям.

    В зависимости от масштабов ЧС количество людей, которые нуждаются в организации жизнеобеспечения, может составлять от нескольких человек до сотни людей. Продление с организацией жизнеобеспечения пострадавшего населения даже на 20…30 часов может существенно повлиять на выживание людей, оказавшихся в экстремальной обстановке.

    Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления соответствующими силами и средствами, которые осуществляют свою деятельность в составе соответствующей подсистемы РСЧС .

    Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

    Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

    Средние энергозатраты на основной обмен в организме человека в покое составляет 1700 ккал в сутки. В холодное время года нормы обеспечения всех групп населения должны быть увеличены на 10…15 %.

    Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях. Вода необходима человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.

    Все мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения .

    Основные принципы и требования материально - технического и первоочередного обеспечения формирований РСЧС в зоне ЧС

    Материально-техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и должного снабжения органов управления, сил и средств РСЧС средствами, в объеме, необходимом для проведения мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и материальных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время .

    К общим задачам материально-технического обеспечения при режиме чрезвычайной ситуации относятся:

    Приведение в готовность сил и средств материально-технического обеспечения

    Организация и осуществление своевременного и полного обеспечения сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации ЧС специальной техникой и имуществом, материально-техническими средствами;

    Обеспечение питанием и предметами первой необходимости пострадавшего населения и формирований, ликвидирующих последствия ЧС.

    К материально-техническим средствам относятся:

    Инженерная и автомобильная техника;

    Средства медицинской защиты и медикаменты;

    Средства связи и оповещения;

    Горюче-смазочные материалы;

    Одежда, белье и обувь, промышленные товары;

    Продовольствие и продовольственные товары;

    Ремонтные материалы и запасные части.

    Для обеспечения сил и средств РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС исполняются материально-технические средства всех уровней: федеральный, региональный и местного самоуправления.

    Планирование и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению сил и средств ГЗ, а также пострадавшего населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Объем и содержание мероприятий по МТО сил и средств РСЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся ресурсов материально-технических средств. Особенность аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне химического заражения имеет свои специфические особенности обеспечения безопасности личного состава.

    Таким образом, в разделе произведен анализ аварийности объекта Южного городского водозабора, рассмотрены особенности технологического процессы хранения жидкого хлора, выявлены причины и условия возникновения аварий. Рассмотрена необходимая информация для разработки сценария развития аварии в разделе 2.

    4. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения,

    пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

    Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий

    для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от ЧС.

    Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного

    жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно на основании постановления

    (решения) главы муниципального образования (местной администрации).

    Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по

    В режиме повседневной деятельности МОСЧС обеспечивается постоянная готовность органов

    управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению

    населения в случае ЧС.

    жизнеобеспечения населения определяются исходя из необходимой достаточности и максимального

    использования сил и средств.

    Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае

    ЧС являются:

    прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате ЧС;

    .

    прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная

    численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях

    населенных пунктов);

    прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

    потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

    продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

    Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности

    пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможного состояния

    жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и

    теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатывается органами

    управления по ГОЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной

    инфраструктуры.

    Подготовленные органами управления по ГОЧС прогнозные данные передаются руководителям

    служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего

    населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности

    специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств

    (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших

    печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов,

    суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

    Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-

    бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам

    обеспечения в условиях ЧС, общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения

    суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

    Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС

    населения определяется из расчета на 7 (семь) суток.

    При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и

    крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации

    двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или

    сборными пайками.

    В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных

    зон при угрозе или возникновении ЧС, решением глав муниципальных образований (местных

    администраций) создаются пункты временного размещения населения. Они могут создаваться как в

    стационарных (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях и предназначены для

    сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и

    обеспечения населения предметами первой необходимости.

    5. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации

    чрезвычайных ситуаций

    1. Мероприятия по повышению устойчивости объектов

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    в чрезвычайных ситуациях

    Под устойчивостью объекта понимается способность сохранения им работоспособности при

    нештатном внешнем воздействии. То есть:

    для объекта экономики (производства) - способность выпускать установленные виды

    продукции в объемах, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также

    приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения;

    для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь,

    электроснабжение и т.п.), - способность выполнять свои функции.

    Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет

    свою специфику. Однако объекты имеют и много общего. Так, любой объект экономики включает в

    себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские

    помещения и здания административно-бытового назначения.

    В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещается станочное и

    иное технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро-, энергоснабжения и т.п.

    Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью

    энергоносителей и системами связи и управления.

    На территории объекта экономики могут быть расположены сооружения автономных систем

    электро- и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т.д.

    Здания и сооружения возводятся по типовым проектам и из унифицированных материалов.

    Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что

    приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30-40%).

    производства и назначения характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и

    подготовку его к работе в условиях ЧС.

    К общим факторам, влияющим на устойчивость объектов, относятся:

    район расположения объекта;

    застройка территории объекта;

    внутренняя планировка территории объекта;

    технологический процесс;

    жизненно важные системы объекта (энерго-, водо-, газо-, теплоснабжения);

    система управления;

    система материально-технического снабжения;

    подготовка объекта к восстановлению производства и др.

    Район расположения объекта изучается по картам (планам).

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    Проводится анализ топографического расположения объекта:

    рельеф местности, характер грунта, глубина залегания подпочвенных вод, метеорологические

    уровень и вероятность воздействия поражающих факторов стихийных бедствий (ураганы, бури,

    смерчи, лесные пожары, наводнения и др.);

    характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки);

    наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения

    вторичных факторов поражения (АЭС, гидроэлектростанции, предприятия химической

    промышленности и др.);

    транспортные коммуникации и т.д.

    Например, для объектов, расположенных по берегам рек, ниже плотин, изучается возможность

    затопления, устанавливаются максимальные уровни затопления и время прихода волны прорыва. В

    то же время наличие реки поблизости от объекта экономики позволяет при разрушении

    железнодорожных или трубопроводных магистралей осуществлять подачу материалов, сырья и

    комплектующих водным транспортом.

    При изучении застройки территории объекта дается характеристика зданиям и сооружениям

    основного и вспомогательного производства, а также зданиям и сооружениям, которые не будут

    участвовать в производстве основной продукции в случае ЧС.

    Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются данные, необходимые

    для расчета уязвимости к воздействию поражающих факторов ЧС, а именно: вид каркаса, длина и

    высота, этажность, стеновые заполнения, световые проемы, кровля, перекрытия, степень износа.

    Оценивается огнестойкость строительных сооружений конструкций и всего здания

    (сооружения).

    Указываются число рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая

    рабочая смена), наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ, наличие в здании

    средств эвакуации и их пропускная способность.

    При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и

    типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образование завалов

    входов в убежища и проходов между зданиями.

    Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения.

    На территории объекта такими источниками являются:

    емкости с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и аварийно химически опасными

    веществами, склады взрывоопасных веществ и легковоспламеняющихся материалов;

    технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и

    загазованность участка;

    взрывоопасные технологические установки и др.

    Оценивается возможность образования ударной волны в результате взрывов сосудов,

    находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях и их распространение как

    внутри, так и снаружи строений. При этом оценивается суммарный эффект от воздействия

    динамического и статического избыточного давления в результате ударной волны и производится

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    оценка количества кинетической энергии и траектории образуемых потоков.

    Прогнозируются последствия следующих процессов:

    утечки газов или токсичных дымов;

    пожаров цистерн, колодцев, фонтанов;

    ударов молний;

    взрывов паров легковоспламеняющихся жидкостей;

    нагрева и испарения бассейнов и емкостей с различными жидкостями;

    рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;

    токсического воздействия на человека продуктов горения и иных химических веществ и

    соединений;

    тепловой радиации при пожарах.

    Проводится анализ распространения пламени в зданиях и сооружениях объекта, оценивается

    огневой поток в зависимости от расположения стен и внутренней обстановки.

    Изучение технологического процесса производится с учетом специфики производства и

    изменений в производственном процессе на время ЧС (возможные изменения технологии,

    частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции и т.п.).

    В процессе изучения технологического процесса:

    оцениваются возможный новый номенклатурный перечень и возможные сроки перехода на его

    определяется уникальное и особо важное оборудование;

    оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и

    контрольно-измерительными приборами;

    исследуется возможность замены одних энергоносителей на другие, а также возможность

    автономной работы отдельных станков, участков и цехов объекта;

    оценивается возможность перехода на ручное управление отдельными элементами

    технологического оборудования и всем производством в целом;

    определяются запасы и места расположения аварийно химически опасных и горючих веществ и

    оцениваются условия их хранения;

    определяются необходимый минимум запасов, который может находиться на территории

    объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне;

    планируются способы и исследуются возможности безаварийной остановки производства в

    условиях ЧС.

    При исследовании надежности жизненно важных систем объекта особое внимание уделяется

    системам электроснабжения. Определяется:

    зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, характеризуются

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    внутренние источники;

    необходимый минимум электроснабжения на случаи чрезвычайных ситуаций; производится

    ревизия энергетических сетей и коммуникаций.

    Анализируются системы автоматического управления и отключения сетей энергоносителей.

    При рассмотрении систем водоснабжения особое внимание обращается на защиту сооружений

    и водозаборов на подземных источниках воды от радиоактивного, химического, биологического

    (бактериологического) заражения.

    Определяется надежность функционирования системы пожаротушения, возможность

    переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

    При изучении систем газоснабжения:

    поверяется возможность автоматического отключения подачи газа на объект, в отдельные цеха

    и участки производства;

    контролируется соблюдение всех требований по хранению и транспортировке газа.

    Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и

    источников снабжения аварийно химически опасными веществами, окислителями, взрывоопасными

    и горючими веществами.

    Исследование системы управления объекта производится на основе изучения состояния

    пунктов управления и узлов связи, надежности связи с загородной базой, расстановки сил,

    обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех структурных

    подразделениях.

    Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности

    взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

    Особое внимание уделяется изучению надежности системы оповещения.

    При анализе системы материально-технического снабжения:

    дается характеристика возможных изменений в связи с переходом на выпуск новой продукции;

    устанавливается зависимость производства от поставщиков;

    выявляются наиболее важные поставки сырья, деталей и комплектующих изделий, без которых

    производство не может продолжаться;

    оцениваются имеющиеся и планируемые запасы (количество, номенклатура) и возможные

    сроки продолжения работы без поставок, способы пополнения запасов до нормы, надежность их

    хранения и подвоза;

    рассматриваются вопросы реализации готовой продукции, а также способы ее хранения.

    Подготовка объекта к восстановлению производства определяется на основании изучения

    характера производства, сложности его оборудования, подготовленности персонала к

    восстановительным работам, запасов материалов, деталей и оборудования.

    Изучаются возможности строительных и ремонтных подразделений объекта, а также

    возможности обслуживающих объект строительных и монтажных организаций.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    Изучается производственная, строительно-монтажная и проектная документация для

    проведения восстановительных работ.

    Данные, полученные при анализе вышеперечисленных факторов, используются при

    определении физической устойчивости элементов объекта, выявлении уязвимых участков объекта и

    оценке устойчивости его работы.

    Повышение устойчивости объекта достигается в основном путем усиления наиболее слабых

    элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования

    планируется и проводится необходимый объем мероприятий.

    К мероприятиям по повышению устойчивости объектов подходят обдуманно, всесторонне

    оценивая их техническую, хозяйственную и экономическую целесообразность.

    Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с

    задачами по обеспечению безаварийности работы объекта, улучшения условий труда,

    совершенствования производственного процесса. Особенно большое значение имеет разработка

    мероприятий по повышению устойчивости объектов при новом строительстве, так как в процессе

    проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных

    решений с защитными мероприятиями от поражающих факторов ЧС, что снижает затраты на их

    организацию.

    Мероприятия по повышению устойчивости объектов включают в себя:

    рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

    обеспечение защиты рабочих и служащих;

    повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта;

    повышение устойчивости технологического процесса;

    повышение устойчивости управления объектом;

    повышение устойчивости производственных и хозяйственных связей;

    повышение устойчивости материально-технического снабжения;

    уменьшение вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них;

    подготовку к восстановлению производства после того, как объект вышел из строя.

    Рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений должно обеспечить уменьшение

    степени их поражения при применении современных средств поражения, воздействия вторичных

    факторов поражения, при стихийных бедствиях, возникновении крупных производственных аварий

    и катастроф.

    Размещение объектов должно учитывать также необходимость обеспечения надежных

    производственных связей по кооперации, предусматривать развитие предприятий-дублеров или

    филиалов предприятия в загородной зоне.

    При определении мест хранения материально-технических резервов учитывается наличие на

    объекте транспортных средств и путей для быстрой и безопасной доставки различных материалов к

    местам их потребления на объекте.

    При решении задач повышения устойчивости объекта особое внимание обращается на

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    обеспечение защиты рабочих и служащих.

    В целях выполнения этой задачи разрабатываются план накопления и строительства

    необходимого количества защитных сооружений, в которых предусматривается укрытие рабочих и

    служащих при возникновении ЧС, а также план организации работ по строительству

    быстровозводимых укрытий при угрозе возникновения ЧС.

    В районах, подверженных стихийным бедствиям, техногенным авариям и катастрофам,

    заблаговременно осуществляется подготовка к эвакуации рабочих и служащих и членов их семей по

    заранее разработанным планам и картам.

    Личный состав объекта обучается выполнению работ по ликвидации очагов заражения,

    образованных вредными веществами. При этом для всех рабочих и служащих объекта создается запас

    СИЗ, которые хранятся в специально оборудованных помещениях и местах и поддерживаются в

    постоянной готовности. Организуется обучение рабочих, служащих и членов их семей способам

    защиты при утечке вредных веществ.

    Организуются и поддерживаются в постоянной готовности системы оповещения рабочих и

    служащих объекта и проживающего вблизи объекта населения об опасности поражения

    радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, разрабатывается порядок доведения

    до них установленных сигналов оповещения.

    Повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта связано с большими

    затратами. Поэтому повышение прочностных характеристик целесообразно в случае, если:

    отдельные особо важные элементы объекта значительно слабее других и их прочность

    целесообразно довести до требуемого для данного объекта уровня устойчивости;

    самостоятельно функционировать при выходе остальных и обеспечат выпуск особо ценной

    продукции.

    Для повышения прочности и устойчивости сооружений их проектируют:

    с жестким каркасом (металлическим или железобетонным);

    с увеличенной площадью световых проемов;

    со стеновым заполнением из облегченных материалов в виде взаимозаменяемых плит сборно-

    разборной конструкции;

    с легкой, долговечной и огнестойкой кровлей.

    Такие материалы способствуют снижению степени разрушения несущих конструкций при

    ураганах, взрывах и других бедствиях и уменьшают действие обломков на технологическое

    оборудование, а также облегчают работы по восстановлению разрушенного сооружения.

    Очень эффективным является способ применения поворачивающихся панелей, т.е. крепление

    легких панелей на шарнирах к каркасам колонн сооружений. При действии динамических нагрузок

    такие панели поворачиваются, что значительно снижает воздействие ударной волны на несущие

    конструкции сооружений.

    Тяжелое оборудование размещают, как правило, на нижних этажах производственных зданий.

    труднозагораемые конструкции, обрушение которых не приведет к разрушению этого оборудования.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    Станки, установки и другое оборудование, имеющее большую высоту и малую площадь опоры,

    прочно закрепляют на фундаментах, устанавливают растяжки и дополнительные опоры, что

    повышает их устойчивость на опрокидывание.

    Емкости для хранения и приготовления химикатов размещают в углублениях либо осуществляют

    их надежное крепление. Кроме того, на системах подачи химических веществ предусматривается

    наличие автоматических отключающих устройств.

    При угрозе возникновения ЧС на наиболее ответственных сооружениях могут вводиться

    дополнительные опоры для уменьшения пролетов, усиливаться наиболее слабые узлы и отдельные

    элементы несущих конструкций. Отдельные элементы, например, высокие сооружения (трубы,

    мачты, колонны), закрепляются стяжками, рассчитанными на нагрузки, создаваемые воздействием

    скоростного напора воздуха ударной волны взрыва. Устраиваются бетонные или металлические

    пояса, повышающие жесткость конструкции и т.д.

    Технологическое оборудование, измерительные и испытательные приборы, как правило,

    размещаются в зданиях и поэтому несут ущерб не только от первичных, но и от вторичных

    поражающих факторов ЧС: обломков обрушивающихся элементов строительных конструкций,

    горящих установок и др. Надежно защитить все оборудование от всех поражающих факторов ЧС

    невозможно. Поэтому сводят до минимума опасность разрушения и повреждения особо ценного и

    уникального оборудования, эталонных и некоторых видов контрольно-измерительных приборов.

    Некоторые виды технологического оборудования размещают вне здания - на открытой площадке

    территории объекта под навесами. Это исключает разрушение его обломками ограждающих

    конструкций. Особо ценное и уникальное оборудование целесообразно размещать в заглубленных,

    подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности. Повышение

    устойчивости оборудования достигается также созданием запасов наиболее слабых элементов,

    отдельных узлов и деталей, материалов и инструментов для ремонта и восстановления

    поврежденного оборудования.

    Повышение устойчивости технологического процесса достигается:

    заблаговременной разработкой способов продолжения производства при выходе из строя

    отдельных станков, линий и даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха;

    размещением производства отдельных видов продукции в филиалах;

    путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими;

    сокращением числа используемых типов станков и приборов.

    На всех объектах разрабатываются способы безаварийной остановки производства по сигналу

    оповещения, предусматривается отключение потребителей от источников энергии или поступления

    технологического сырья. Для этих целей каждой смене объектов выделяют людей, которые должны

    отключать источники снабжения и технологические установки по сигналу оповещения. Если по

    условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства, агрегаты,

    установки, узлы и т.п. нельзя, то их переводят на пониженный режим работы.

    Необходимое условие надежности технологического процесса - устойчивость системы

    управления. Поэтому в случае выхода из строя автоматических систем управления предусматривается

    переход на ручное управление технологическим процессом в целом или отдельными его участками.

    Большое значение для повышения устойчивости технологического процесса объекта имеет

    надежное снабжение его электроэнергией, водой, газом, теплом.

    Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

    Для этого создаются дублирующие источники электроэнергии, газа, воды и пара путем

    прокладки нескольких подводящих электро-, газо-, водо- и пароснабжающих коммуникаций и

    последующего их закольцовывания.

    Инженерные и энергетические коммуникации переносятся в подземные коллекторы, наиболее

    ответственные устройства (центральные диспетчерские распределительные пункты) размещаются в

    подвальных помещениях зданий или в специально построенных прочных сооружениях. На тех

    предприятиях, где укладка подводящих коммуникаций в траншеях или тоннелях не представляется

    возможной, производится крепление трубопроводов к эстакадам, чтобы избежать их сдвига или

    сброса. Затем укрепляются сами эстакады путем установки уравновешивающих растяжек в местах

    поворотов и разветвлений. Деревянные опоры заменяют на металлические и железобетонные.

    Для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также

    производства в первое время после воздействия поражающих факторов ЧС (в случае вывода

    основных источников энергопитания) создается резерв источников электро- и водоснабжения.

    Обычно это бывают передвижные электростанции и насосные агрегаты с автономными

    двигателями, например, с двигателями внутреннего сгорания.

    В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения в зоне ЧС нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача жизнеобеспечения.

    Жизнеобеспечение населения в ЧС представляет собой совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО и РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий чрезвычайных ситуаций, разработанным и утвержденным в установленном порядке (ГОСТ Р22.3.05-96).

    К видам жизнеобеспечения относятся обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами, транспортное и информационное обеспечение.

    Состав конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и других факторов. В общем случае можно говорить о типовых мероприятиях различных видов жизнеобеспечения, характерных для большинства ЧС мирного и военного времени.

    Оценка потребностей населения во всех видах жизнеобеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг отдельно по каждому виду проводится специалистами служб жизнеобеспечения.

    Они также проводят расчеты по количеству необходимых технических средств (полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших печей или электронагревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водопроводов, авторефрижераторов и т.п.), суточных объемов перевозок в период развертывания в зоне ЧС и в последующие дни.

    Суточные потребности пострадавшего населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его известной или суточной численности и нормам обеспечения в условиях ЧС с определением их общей потребности на прогнозируемый период ликвидации ЧС.

    Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд с учетом дополнительных потребностей в воде для организации медицинского и других видов обеспечения.

    При оценке потребностей пострадавшего населения в продуктах питания следует считать, что в первые 2-3 суток после бедствия до организации в зоне ЧС приготовления горячей пищи для его обеспечения представится возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. При этом надо обязательно учитывать необходимость поставки в зону ЧС для грудных детей и детей до 3-х лет готового детского питания, а для некоторых категорий больных до их эвакуации из зоны ЧС - специального питания.



    При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов следует исходить из организации двухразового горячего питания в сутки и одного раза - питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков.

    Доставка хлеба в этот период, вероятнее всего, может быть организована из соседних населенных пунктов.

    Потребности в одежде и некоторых предметах первой необходимости могут возникнуть при землетрясениях, наводнениях, ураганах особенно в холодное время, при загрязнении РВ и заражении АХОВ. Их объемы определяются по реальным запросам нуждающегося в помощи населения.

    Определяются также потребности пострадавшего населения в средствах для обеспечения коммунально-бытовых услуг (душевых, умывальниках, туалетах, приборах освещения).

    Потребности во временном жилье (палатках, юртах, сборных домиках) оцениваются по численности населения, оставшегося без крова в зоне ЧС, при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания.

    Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных препаратах определяются по нормам, установленным Мннздравом России для ЧС. Санитарно-эпидемиологическая служба обеспечивается необходимыми средствами для контроля воды, продуктов питания, имуществом для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.



    При организации жизнеобеспечения учитываются потребности во всех видах жизнеобеспечения личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Обычно предусматривается, что прибывающие в зону ЧС аварийно-спасательные формирования, в т.ч. и войска, должны иметь автономное жизнеобеспечение хотя бы на несколько (до трех) суток.